В IX в. из княжества Б. было выделено новое герц-ство Салерно. Граница между ними была определена соглашением 843 г. С сер. XI в. земли Б. стали постепенно захватывать норманны, и жители города под угрозой завоевания уже в 1051 г. признали верховную власть папы. Папа Григорий VII принял ленную присягу от норманнских королей, по соглашению с ними присоединил Б. к своим владениям, а кн. Ландульфа сделал своим наместником. Со смертью Ландульфа в 1077 г. княжество Б. перестало существовать; его территория была разделена на 3 независимых принципата: Б., Салерно и Капуя. Не ослабевала борьба с византийцами, к-рые никогда не отказывались от попыток сделать Юж. Италию своим владением, и с арабами, к-рые из Сицилии угрожали и опустошали Калабрию. С 1077 по 1860 г. территория Б. оставалась в составе Папского гос-ва. В 1202 г. Б. среди городов Италии одним из первых получил статус самоуправляющейся коммуны, статуты города были утверждены папой. В XV-XVI вв. корпус городского права пересматривался и расширялся. В 1798-1806 гг. Б. входил в состав Неаполитанского королевства, а в 1806-1815 гг. находился под номинальным правлением Ш. Талейрана, носившего титул князя Беневентского. В 1860 г. Б. присоединен к Сардинскому королевству, а с 1861 г. стал частью единой Италии. Церковная история Христ. община Б. уходит своими корнями в доконстантиновскую эпоху: на Аппиевой дороге возле базилики Апостолов была найдена надпись, содержащая моление к апостолам Петру и Павлу о городе Б. Первым известным епископом Б. является сщмч. Ианнуарий (285-303), вероятно, местного происхождения; его преемники известны до кон. V в. Распространение христианства в Б. столкнулось с приверженностью населения к языческим традициям, что подтверждается упоминанием Квинта Аврелия Симмаха в письме к отцу (после 375) о почитании богов среди значительной части беневентцев. Лангобарды, завоевавшие Италию во 2-й пол. VI в., исповедовали арианство, и, вероятно, в течение нек-рого времени они могли препятствовать присутствию в Б. правосл. архиепископа. Местная кафедра пустовала до сер. VII в., когда на нее были избраны Гильдебранд, а затем св. Барбат , при к-ром произошло объединение еп-ств Б. и Сипонто. В 969 г. кафедра Б. получила статус архиеп-ства; ему были подчинены епископии неск. окрестных местечек. К нач. XIII в. территория архиеп-ства значительно расширилась. В XII в. 3 архиепископа Б.: Ландульф, Ломбардий и Рогерий - получили сан кардинала. В кон. XIII в. кардиналом стал архиеп. Джованни Кастрочели. Беневентанцами по происхождению были папы Феликс IV (VI в.), Виктор III (1086-1087), Григорий VIII (1187). С сер. XI по нач. XII в. в Б. было проведено 8 поместных Соборов.

http://pravenc.ru/text/78020.html

Нападения славян возобновились в кон. 70-х гг. VI в. По сообщению визант. историка Менандра, в 577 г. славяне грабили Балканы, в т. ч. М. С этого времени нападения возобновлялись почти ежегодно. С нач. 80-х гг. VI в. славяне действовали в союзе с аварами. В это же время в визант. источниках появляются сообщения о постоянных поселениях славян в регионе. Так, согласно историку Иоанну Эфесскому, «они [славяне] прошли стремительно всю Элладу, Солунскую область и всю Фракию и покорили много городов и крепостей. Они опустошали и сжигали, брали пленников и становились владельцами земли. Они оседали на ней, как на своей собственной, без страха. И это они делали там в продолжение 4 лет (581-584) и до сего дня из-за того, что император занят войной с персами и все свои войска направил на восток. По этой причине они распространились по земле, осели в ней и укрепились, так как Бог им позволял. Они совершали опустошения и пожары и брали пленных... И там до дня сегодняшнего они остаются, живут и спокойно пребывают в стране ромеев - люди, которые не смели [ранее] показываться из густых лесов и защищенных деревьями мест и не знали иного оружия, как два или три коротких копья» ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. VI 25). До кон. VI в. давление славян и авар на Балканы усиливалось. При этом византийцы твердо удерживали пограничные крепости вдоль Дуная и внутренние области Фракии, но Иллирик и М. контролировали уже слабо. Главные силы визант. армии во главе с лучшими полководцами Приском, Коменциолом и др. крайне редко доходили до М. Славяне свободно проникали в долины Аксьоса (Вардара) и Стримонаса (Струмы). Уже в сент. 586 (или 597) г. славяне впервые попытались штурмовать Фессалонику. Осада города продолжалась краткое время, но была неожиданной для населения и потому весьма опасной. Спасение Фессалоники современники приписали заступничеству вмч. Димитрия Солунского, у мощей которого горожане неустанно молились ( Lemerle P. Les plus anciens recueils des Miracles de St. Démétrius et la pénétration des slaves dans les Balkans. P., 1979). Эта осада стала началом серии нападений на Фессалонику. Вероятно, к этому времени большая часть внутренних районов М., отдаленных от морских гаваней, уже не контролировалась византийцами. В 597 г. славяне разорили Скупи ( Theoph. Chron. P. 274).

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Собственно текст Л. П. Д. согласно к-польской традиции сохранился в рукописях с кон. VIII в. и далее, а тексты палестинской Л. П. Д. ап. Иакова и сир. чинов Преждеосвященной литургии - в рукописях начиная с X в. Впрочем, сами эти тексты явно датируются более ранним временем, чем древнейшие содержащие их списки,- напр., груз. перевод Л. П. Д. ап. Иакова, по мнению С. Верхельста, был выполнен в VII или даже VI в. Действительно, из процитированных выше свидетельств хорошо видно, что уже к нач. VII в. Л. П. Д. практиковалась немалое время, поскольку она упоминается в качестве вполне обычного последования. С др. стороны, в достаточно подробных описаниях иерусалимского богослужения IV-V вв.- «Паломничестве» Эгерии и арм. версии древнего иерусалимского Лекционария - никаких упоминаний о Л. П. Д. в разделах о Великом посте и Страстной седмице не содержится, так что в Палестине она появилась не ранее сер. V в. (скорее, в VI в.). В груз. версию древнего иерусалимского Лекционария, отражающую практику VI-VII вв., Л. П. Д. уже включена. В свою очередь в сиро-яковитской традиции установление Л. П. Д. приписывается Севиру Антиохийскому, что не обязательно соответствует действительности, но все же является еще одним указанием на VI в. как на вероятное время появления Л. П. Д. на Востоке. На лат. Западе «месса Преждеосвященных» в конце службы чтений Великой пятницы впервые описывается в древней редакции Геласия Сакраментария , сохранившейся в рукописи Vat. Reg. Christin. lat. 316, ок. 750 г., но сформировавшейся примерно за полвека до того. Впрочем, нек-рые лат. монашеские уставы уже в VI в. предписывали братии ежедневно причащаться Преждеосвященными Дарами ( Alexopoulos . The Presanctified Liturgy. 2009. P. 124-126), но их указания, к-рые подробнее будут рассмотрены ниже, не получили продолжения в последующей традиции. В древнейших лат. источниках причащение Преждеосвященными Дарами предваряется простым «Отче наш» (с обычными вступлением и завершением) и совершается в молчании, т. е. к.-л. чина, подобного восточным, по сути, нет.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

Исследователи высказывали разные гипотезы относительно времени и причин создания Жития, а также по-разному отвечали на вопрос о том, является ли Житие патриарха Игнатия памфлетом, вызвавшим, согласно Житию патриарха Евфимия, гнев имп. Льва VI. Традиц. датировка 80-ми гг. IX в. была поставлена под сомнение А. И. Пападопуло-Керамевсом ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1899), который объявил Житие подделкой, созданной неким униатом в кон. XIII в. В. В. Васильевский убедительно опроверг эту гипотезу и вернулся к прежней датировке ( Васильевский. 1899), к-рая не оспаривалась вплоть до 60-х гг. XX в. Дженкинс предложил читать Житие не в контексте противостояния патриархов Фотия и Игнатия, а в актуально-политическом контексте нач. X в., поскольку в некоторых пассажах Жития, посвященных конфликту кесаря Варды и Игнатия, можно усмотреть завуалированные намеки на споры о 4-м браке Льва VI. По предположению исследователя, 1-я несохранившаяся редакция Жития является памфлетом, упомянутым в Житии патриарха Евфимия; 2-я авторская редакция, которая сохранилась, была написана в 908-910 гг. ( Jenkins. 1965. P. 244-247). Эта гипотеза с нек-рыми поправками была принята и др. исследователями (в частности, Кажданом, Пасхалидисом, У. Тредголдом). Согласно Вестеринку, оснований отождествлять Житие и памфлет нет, под памфлетом надо понимать некое более язвительное, ныне утраченное сочинение ( Westerink. 1975. Σ. 181). П. Карлин-Хейтер считает, что ядро Жития - это антифотианское сочинение, созданное вскоре после 878 г., к-рое Н. Д. П. дополнил антиевфимианскими выпадами (Vita Euthymii. 1970. P. 217-219). Издатель Жития патриарха Игнатия полагает, что истинной целью Н. Д. П. при его создании было осудить поведение патриарха Евфимия в отношении Льва VI и одновременно очернить Фотия, учителя Арефы, к-рый предал Н. Д. П. Наиболее вероятное время создания Жития патриарха Игнатия, по его мнению,- между 910 и 920 гг., т. о., оно не может быть памфлетом, упомянутым в Житии патриарха Евфимия (The Life of Patriarch Ignatius. 2013. P. XII). В 2006 г. И. Тамаркина выявила неизвестные ранее источники Жития (полные Деяния К-польского Собора 869-870 гг., не сохранившиеся на греческом) и продемонстрировала, что оно могло быть создано и до кончины Фотия. По ее мнению, Житие патриарха Игнатия можно точно датировать временем после кончины имп. Василия I (29 авг. 886). Возможно, оно отражает споры в кругах игнатиан в кон. IX в. о том, какую позицию занять в отношении официальной Церкви, по большей части представленной клириками, принявшими рукоположение от патриарха Фотия. Вероятно, эти споры сошли на нет только к 901-902 гг. ( Tamarkina. 2006).

http://pravenc.ru/text/2565402.html

Одним из крупнейших храмов И. ранневизант. эпохи и наиболее важной постройкой имп. Евдокии была базилика св. Стефана к северу от Дамасских ворот Старого города (совр. территория доминиканского мон-ря). Уже в кон. IV в. в этом районе появилась жилая и монастырская застройка. Базилика была заложена во время 1-го приезда Евдокии в И. (438-439) и строилась почти до самой ее смерти; храм был освящен 15 июня 460 г. ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 35; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 22; Georg. Mon. Chron. P. 609-610). Впрочем, из источников ( Gerontius. Vita Melaniae Junioris//Vie de Ste. Mélanie/Ed. D. Gorce. P., 1962. P. 57-58; Johannes Rufus. Vita Petri Iberi// Raabe R. Petrus der Iberer: Ein Charakterbild zur Kirchen- und Sittengeschichte des 5. Jh. Lpz., 1895. S. 33) можно сделать вывод, что в 438-439 гг. строительство храма было окончено, а в 460 г. была завершена следующая постройка на том же месте. Раскопки базилики проведены доминиканцами в 1885-1893 гг. Нефы (33×20 м) были разделены рядами по 6 колонн, 2 из к-рых найдены in situ. Вост. апсида граненая, ее основание вырублено в скале; эта форма уникальна для И. и, подобно синтрону Силоамской базилики (см. ниже), свидетельствует о связях с традицией К-поля. Сохранились развалины атриума, в к-ром использованы детали рим. построек предположительно небольшого форума эпохи Адриана. Храм был разрушен в 614 г. Согласно источникам, рядом со Старым городом Евдокия основала приют для престарелых (gerontocomium) с небольшой часовней св. Георгия. Вероятно, с этими зданиями можно отождествить группу построек с базиликальным храмом (17,5×14 м), посвященным св. Георгию (сохр. мозаичная надпись), открытую в 1949 г. раскопками М. Ави-Йоны в р-не Гиват-Рам к западу от Старого города. Базилика стандартна: 3-нефная, с 4 колоннами в каждом ряду, поднятыми на небольшой стилобат. Особенностью можно назвать прямоугольную апсиду, к-рая в следующий строительный период была обрамлена 2 пастофориями. Силоамская базилика (см. Силоам ), по-видимому, также относится к строительству имп. Евдокии ( Ovadiah. 1970. P. 91). Она построена над одноименной купелью у подножия горы Офел в районе города Давида, внутри стены Евдокии. Впервые упомянута в итинерарии анонимного паломника из Пьяченцы (ок. 570). Это наиболее сложная по композиции из всех построек ранневизант. И. Трехнефная 6-колонная базилика была построена к северу от купели; в ее юж. стену была встроена древняя колоннада купели, сквозь к-рую из храма открывался вид на воды Силоама. Вход в здание вел с севера, через небольшие атриум и нартекс. Во 2-ю строительную фазу (ее время не определено) 3-нефная базилика с 2-скатным перекрытием превратилась в 4-колонную купольную. В Палестине это единственный пример купольной базилики, хотя сходную конструкцию могли иметь синагоги (напр., в Бет-Альфа, нач. VI в.?); вне Палестины базилики с куполом на 4 опорах появляются к кон. V в. (Мериамлык, 471-494, и Алахан-манастыр , кон. V в., оба у юж. побережья М. Азии).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Зихов под именем Ζγχοι он помещает вместе с арихами к северу от горы Коракс (Ibid. V 9, 18). Если Коракс связан с одноименной рекой, то зихов Птолемея следует локализовать на границе совр. Абхазии и юга Краснодарского края, т. е. там, где у Арриана находятся саниги. Расхождения в передаче имени зихов в эту эпоху (Ζυγο, Ζυγοι, Ζιλχο, Ζγχοι) можно объяснить тем, что они не так давно стали предметом изучения в античной географической науке. В кон. IV в. зихов (Ζκχοι) упоминает свт. Епифаний Кипрский ( Epiphanius. Ancoratus und Panarion/Hrsg. K. Holl. B., 19852. Bd. 3: De fidei. S. 510). Он помещает их рядом с соседними им лазами, иверами, боспорянами и Сарматией как один из доминирующих этносов на Сев. Кавказе к этому моменту. Сомнительно, что с именем зихов как-то связан Ziezi, легендарный прародитель булгар, упоминаемый в лат. «Хронографе 354 г.» (вопреки мнению А. В. Гадло - см.: Гадло. 1979. С. 56-57). В «Жизнеописании Вахтанга Горгасали» (VIII в.?) повествование о войне груз. царя с джиками-зихами и печенегами в кон. V в., очевидно, является легендарным, хотя может содержать отголоски какого-то зихско- или черкесско-груз. конфликта. Анонимный «Periplus Ponti Euxini» указывает, что зихи жили от Ахеунта (как и у Арриана) до г. Пагры на месте древних гениохов, кораксов, кориков (т. е. коликов), меланхленов, махелонов, колхов и лазов (т. е. в тех же границах, что и у Страбона), а также от Пагрской гавани до Ст. Ахеи на месте древних ахеев. К северу от них жили евдусиане, говорившие в т. ч. по-готски. На датировку этой ситуации VI-VII вв. указывают археологические свидетельства о присутствии готов (вероятнее всего, тетракситов) на этой территории, в районе Дюрсо (Причерноморье и Закавказье. 2003. С. 200-206). Из длинного списка «Periplus Ponti Euxini» смененных зихами народов одна часть взята у Псевдо-Скилака (VI - нач. V в. до Р. Х.), использовавшего Гекатея (VI в. до Р. Х.), другая - у Арриана. Из текста неясно, когда зихи сменили в З. древних его обитателей. Поскольку Арриан уже не упоминает ахеев и гениохов, смена этих народов зихами могла произойти до II в.

http://pravenc.ru/text/199891.html

Когда 2 окт. 534 г. внезапно умер молодой кор. Аталарих, Амаласунта пыталась сохранить свою власть, предложив стать королем двоюродному брату, Теодахаду из Тусции, а ей предоставить управление гос-вом. Однако ее планы не состоялись, поскольку новый правитель, коронованный в нояб. 534 г., быстро удалил Амаласунту из Равенны и заточил ее на острове на оз. Больсена, где весной 535 г. с согласия Теодахада она была убита родственниками 3 казненных ею готов. Воспользовавшись этим предлогом, имп. Юстиниан I объявил Теодахаду войну, тянувшуюся с небольшими перерывами в течение 20 лет и закончившуюся падением Остготского королевства. Неудачи в войне против византийцев, потеря Сицилии и Юж. Италии вскоре привели к бунту среди гот. войск, в результате к-рого в нояб. 536 г. новым королем был провозглашен опытный гот. полководец Витигес. Теодахад, презираемый византийцами и готами, хотел найти спасение в Равенне, но по дороге в дек. 536 г. был убит по приказу Витигеса. Новый король женился на Матасунте, дочери Амаласунты (сохранились фрагменты панегирика К. на их бракосочетание, см.: Cassiod. Orationes//MGH. AA. T. 12. P. 465-484). Однако, потерпев поражение в битве за Рим, взятый в кон. 536 - нач. 537 г. войсками визант. полководца Велисария и удерживавшийся им до марта 538 г. ( Procop. Bella. V 15-29; VI 1-10), Витигес начал вести с Юстинианом переговоры о мире на приемлемых для обеих сторон условиях. Дни Остготского гос-ва были сочтены, но К., так же как и Витигес, надеялся на то, что достижение компромиссного мира еще возможно. Однако после ряда военных неудач отношение Витигеса к знатным римлянам, состоявшим на службе в Остготском гос-ве, резко изменилось: последовали жестокие гонения и мн. сенаторы были убиты. Вероятно, протестуя против таких действий и видя, как надежды на мир между римлянами и готами рушились (см.: Cassiod. De anima. Concl. (18)), К. в кон. 537 - нач. 538 г. был вынужден оставить пост префекта претория, на к-рый Велисарий с согласия Юстиниана уже назначил нового человека - бывш.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

Ц. У. Маоз ( Ma " oz. 1999) высказал предположение, что капернаумскую синагогу в V в. построили христиане как мартирий на loca sancta, при этом использовались остатки других (3 или 4) синагог, заброшенных в III в. То, что синагога с самого начала была христианским памятником, по мнению Маоза, может объяснить странное положение здания (среди др. построек) - недалеко от церкви-октагона, а также нек-рые архитектурные особенности: большое количество дверных порталов (12 вместо традиционных 3-4; 3 входа с вост. стороны атриума имеют исключительно декоративный характер, нависая над подиумом) и наличие бокового атриума, как в сир. христ. храмах. Маоз, объясняя т. о. архитектурные особенности здания, не учел, однако, того факта, что паломница IV в. мон. Эгерия сообщает только о деталях входного портала синагоги - войти и увидеть интерьер она, как христианка, видимо, не могла. С учетом всех объяснений можно сделать вывод: капернаумская синагога действительно могла быть построена (вероятно, на месте упомянутой в Евангелии) во II - нач. III в. (именно ее видела мон. Эгерия в кон. IV в.). Находки (монеты, керамика) и метрологические измерения свидетельствуют о ее значительной перестройке в кон. V - нач. VI в., когда вторично использовались элементы декора зданий рим. времени, в т. ч. и ранней синагоги. Наряду со старыми деталями появились и новые, византийские (антаблементы с аканфовыми медальонами, иудейскими символами, а также некоторые капители), что объясняет различные стилевые характеристики декора. С учетом запрета имп. Феодосия II на строительство новых синагог (439; ср.: Marcus. 1961. P. 5-6) можно предположить, что иудеи построили новое здание синагоги под предлогом ремонта старого. Атриум мог быть реконструирован после землетрясения 749 г. План капернаумской синагоги План капернаумской синагоги II. Реставрация и строительная техника. Как показали исследования, в дальнейшем здание не раз ремонтировалось, в результате чего антаблементы, дверные и оконные перемычки заняли случайные места в кладке стен. К началу реставрации стены синагоги не поднимались выше одного ряда каменной кладки, за исключением сев. стены, к-рая возвышалась до верхнего уровня сев. колонн с антаблементом. При реконструкции синагоги францисканцы частично восстановили каменную облицовку полов, укрепили кладку, восстановили дверные порталы, колоннады с капителями и антаблементами, но эта реставрация является результатом принятия некоторых гипотез, при этом большая часть найденных архитектурных деталей и декора не была использована и передана в археологический музей К. Проект реконструкции, предложенный Сукеником в 30-х гг. XX в., в целом повторяется и др. исследователями без необходимого критического анализа реконструкции декора.

http://pravenc.ru/text/1470315.html

VI - нач. VII в.), греческой (Библия сакеллария Льва. Vat. Reg. gr. 1, ок. сер. X в.). В сир. рукописи И. показан с покрытым язвами телом, в набедренной повязке, полулежащим на фоне горы; слева - друзья обращаются к нему, экспрессивными жестами привлекая внимание, справа сидит жена, которая принесла пищу в 3 глиняных сосудах. В греч. рукописи И. с изможденным, покрытым язвами телом представлен сидящим на уступе скалы; перед ним - 3 его друга в богатых одеждах, с диадемами на головах, за ними - толпа людей, судя по шлемам, воинов, за спиной И.- жена, закрывающая нос платком и протягивающая ему на палке еду. Неск. изображений И., вероятно скопированных с иллюстрированной Книги Иова, есть в рукописи «Sacra Parallela» (Paris. gr. 923, IX в.), среди них: сцена гибели детей И. (Fol. 204); изображение жены, к-рая разговаривает с И., сидящим на куче пепла; И. слушает второе обращение к нему Господа и «препоясывает чресла» (Fol. 257); И. указывает на свою могилу (Fol. 30v). Образы И. имеются в 2 полных иллюстрированных списках Гомилий Григория Назианзина (Ambros. E49-50 inf. Fol. 275, нач. IX в.; Paris. gr. 510. Fol. 71v, 879-882 гг.): на миниатюре в 1-м списке И. показан стоящим, с седыми, слегка вьющимися волосами и округлой бородой, в золотых одеждах, с золотой диадемой в волосах; во 2-м списке - И., обнаженный (тело покрыто язвами), сидит на холме на фоне городских стен, его окружают стоящая слева жена, которая протягивает ему на палке еду и прикрывает нос платком, и друзья в коронах и роскошных одеждах. Иов на гноище. Роспись зап. стены нартекса Николо-Дворищенского собора в Вел. Новгороде. Ок. 1118 г. Иов на гноище. Роспись зап. стены нартекса Николо-Дворищенского собора в Вел. Новгороде. Ок. 1118 г. Изображения И. есть в Лондонской (Lond. Brit. Lib. Add. 19352, 1066 г.) и Балтиморской (Baltim. W. 733, кон. XI - нач. XII в.) Псалтирях. В 1-й, на иллюстрации к Пс 112. 7, на поле рукописи изображены обнаженный И., к-рый сидит на куче пепла, его тело покрыто язвами, и жена, дающая ему еду (Fol.

http://pravenc.ru/text/578142.html

Значение Н. как важного перевалочного пункта на караванном пути сыграло решающую роль в том, что этот оазис стал центром распространения христианства в Юж. Аравии. В одной из араб. рукописей Мученичества Арефы христианизация Н. приписывается ап. Симону Кананиту , однако эта версия не подтверждается другими источниками ( Binggeli A. Les versions orientales du «Martyre de saint Aréthas et de ses compagnons»//Le martyre de Saint Aréthas et de ses compagnons (BHG 166)/Éd. M. Detoraki. P., 2007. P. 172). По сообщению восточносир. т. н. Хроники Сеерта, христианство в Н. принес в нач. V в. местный купец по имени Ханнан (отождествляется с Хайяном из «Книги химьяритов» ), к-рый, возвращаясь из К-поля, крестился в Хире (Hist. Nestor. Pt. 1(2). P. 330-331). В позднейших мусульм. текстах христианизация Н. связывалась с легендами о мон. Файмиюне (искаженное греч. Евфимий или сир. Петион? - см.: Mourad. 2009. P. 60-61). Согласно ряду источников, в Н. было распространено гл. обл. монофизитство (с VI в. доминировало, вероятно, в форме афтартодокетизма ) . Агрессивная проиудейская политика ряда царей Химьяра привела к тому, что мн. христиане Н. в V-VI вв. пострадали как мученики, особенно после осады города в июне-нояб. 523 г. Шарахилом Якбулом, военачальником царя Йосефа Асара Ясара (см. статьи Азкир , Арефа , Награнские мученики ). Несмотря на это, в период утверждения ислама христианская община Н. процветала. Город был одним из давних аравийских культовых центров, он имел свою священную территорию - Каабу; вопрос о ее возможном отождествлении с христианским мартирием Арефы, ставшим крупным центром паломничества, и с монастырем Н., известным с кон. VI - нач. VII в. и описанным в географической энциклопедии Якута (XIII в.), решается исследователями по-разному ( Shah î d. 1979. P. 69-75; Пиотровский. 1985. С. 108-110). Как мусульманские ( Mourad. 2009. P. 65-66), так и христианские источники сообщают о встрече христиан Н. в Медине с Мухаммадом , к-рый заключил с ними соглашение, позволявшее им сохранить свое вероисповедание (известно в неск. апокрифических редакциях; см., напр.: Hist. Nestor. Pt. 2(2). P. 601-618; ср.: Абу Йусуф. 2001. С. 125-127).

http://pravenc.ru/text/2564594.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010