Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДУЛИС [греч. ρδβλθυοτεΑδουλις, ρδβλθυοτεΑδουλι, Αδολη, Αδουλ, Αδουλε, лат. oppidum Aduliton, эфиоп. поздн.   - возможно, искаженное ()  ] - крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); был тесно связан с международной торговлей; входил в состав Аксумского царства , являлся центром епархии Эфиопской Церкви . Возникновение А. восходит к доаксумским временам. Впервые он упомянут в источниках как перевалочный пункт, через к-рый при Птолемее III Эвергете (246-221 до Р. Х.) шла доставка в Египет боевых африкан. слонов. К сер. I в. по Р. Х. город являлся основным портом Аксумского царства: отсюда вывозили слоновую кость, черепаховые панцири, рога носорога, кожи гиппопотамов. Ввозили через него егип. ткани и одеяния, изделия из стекла, металлы (латунь, медь, железо), оружие и предметы роскоши. Горожане сами активно участвовали в морской торговле: в нач. VI в. местные купцы плавали на Шри-Ланку. Благодаря своему статусу центра транзитной торговли А. не нуждался в укреплениях и не имел стен. Его гавань, где размещалась таможня, называлась Габаза (Γαβαζ). В сер. 20-х гг. VI в. она стала сборным пунктом для войск аксумского царя Элла Ацбэхи перед его походом на Химьяр . По-видимому, ядро населения А. составляла особая этническая группа адулитов, отличная от аксумитов. В 1-й четв. V в. Моисей, еп. А., совершил путешествие в Индию. Судя по данным раскопок, город погиб в огне, вероятно, в результате мусульм. вторжения 640 г., а общий упадок в ту эпоху международных экономических связей не дал ему возродиться. А. стал объектом археологических изысканий раньше, чем любой др. город региона: в кон. 1-й четв. VI в. Косма Индикоплов со спутниками, выполняя повеление Элла Ацбэхи, скопировал там 2 греч. надписи на стеле и на спинке каменного трона (т. н. «Monumentum Adulitanum»), оригиналы к-рых пока не найдены. С А. надежно отождествлено находящееся приблизительно в 4 км от побережья городище Азули (Азоли) площадью ок. 20 га. Раскопки на нем были впервые предприняты в 1868 г. брит. экспедиционным корпусом Р. Нейпира. В 1906 г. швед Р. Сундстрём и итальянец Р. Парибени обнаружили там руины дохрист. святилища и 2 церквей (в т. ч. большой базилики) визант. эпохи; интерьер последних украшали типичные для Вост. Средиземноморья мраморные декоративные детали (ограды алтарей, амвоны и др.), к-рые доставлялись в виде полуфабрикатов и дорабатывались на месте (аналоги в Равенне, К-поле, храмах Палестины). Планы церквей - базиликальные, со скрытой в вост. стене апсидой, не выступающей наружу,- традиционны для Эфиопии и Палестины VI в. Было найдено также много золотых монет. В 1961-1962 гг. городище обследовала экспедиция Эфиопского ин-та археологии во главе с Ф. Анфре.

http://pravenc.ru/text/63636.html

Уже в IV в. молитвы крещального В. на Востоке были письменно зафиксированы (напр., Serap. Thmuit. Euch. 7; Const. Ap. VII 43). На Западе это, вероятно, случилось несколько позднее - из слов блж. Августина ( Aug. De bapt. contr. donat. 3. 10. 15; 5. 20. 28) следует, что к кон. IV в. лат. формула освящения воды еще не была окончательно утверждена. Кроме молитвы в состав крещального В. вошли помазание воды освященным елеем (или св. миром - см., напр., Areop. EH. 4. 10), осенение воды крестом ( Aug. Serm. 352. 1. 4; Vict. Viten. De persecut. Vandal. 2. 17), дуновение, прикосновение и др. В частности, в визант. традиции крещальное В. состоит из водосвятной молитвы и помазания воды освященным елеем; перед молитвой совершается каждение и произносится мирная ектения с дополнительными прошениями об освящении воды и о крещаемом, во время к-рой священник читает молитву о своем недостоинстве (в случае совершения Крещения над умирающим (чин Крещения «страха ради смертного») каждение, ектения и молитва священника о себе опускаются). В правосл. богослужебных книгах содержатся продолжительная (нач.: Μγας ε, Κριε, κα θαυμαστ τ ργα σου -              ) и краткая (нач.: Κριε Θες παντοκρτωρ πσης κτσεως ρατς τε κα ορτου πλστης -                    ) водосвятные молитвы Крещения. Обе известны у нехалкидонитов различных традиций, что указывает на происхождение молитв до VI в. 1-ю из них совр. рус. Требник предписывает использовать в обычном случае, 2-ю - в случае Крещения «страха ради смертного»; однако древние рукописи Требника (напр., РНБ. Греч. 226, X в.; Athen. Gr. 662, XIII в.; РНБ. Гильф. 21, XIII-XIV вв.; БАН. 13. 6. 3, XVI в.) дозволяли священнику избирать для крещального В. любую из этих молитв по собственному усмотрению. У сиро-яковитов версия 1-й молитвы, несколько отличная от визант., используется как молитва В. на праздник Богоявления ( Scheidt. 1935; du Boullay, Khouri-Sarkis. 1959), а в крещальный чин входит 2-я ( Brock. 1971). Взаимозаменяемость молитв в рукописях визант. крещального чина и использование 2-й из них в сиро-яковитском чине, возможно, указывают на то, что ок. VI в. в визант. традиции (ркп. визант. Евхология этого времени не сохр.) использовалась 2-я молитва, а 1-я (частично совпадающая со 2-й и, вероятно, являющаяся ее переработкой) поначалу предназначалась не для крещального, а для богоявленского В. Возможно также, что наличие 2 альтернативных молитв связано с 2 источниками традиции (напр., малоазийской и сир.). К VIII в. и в крещальном чине 2-я молитва была вытеснена 1-й; еще неск. веков после этого допускалось использование при Крещении любой из них, пока 2-я молитва не была окончательно закреплена только в чине Крещения «страха ради смертного».

http://pravenc.ru/text/155063.html

Стоянки этого периода (ок. 17-15 тыс. лет назад) открыты на ул. Кирилловской и в урочище Протасов Яр вблизи Байкова кладбища. Последующие эпохи - неолит, бронзовый и железный века - также представлены на территории К. достаточно широко. Памятники зарубинецкой и черняховской культур (рубеж старой и новой эр и 1-я пол. I тыс. по Р. Х.) обнаружены на горах Замковая, Старокиевская, Юрковица, в районе Львовской пл., на Оболони и в Печерске. Большое количество римских монет (в кладах и случайных находках), местонахождение которых топографически совпадает с находками керамики 1-й пол. I тыс., свидетельствует о развитых связях киевских поселений с периферией рим. мира. История К. сер. I тыс. остается наименее освещенным периодом. Следы исторической жизни на территории ядра города отсутствуют на протяжении большей части V в. Археологически жизнь здесь фиксируется снова с рубежа V и VI вв. Найденные материалы показывают, что одним из древнейших заселенных районов города являлась Замковая гора, к-рая выгодно расположена топографически. В ходе раскопок 1932-1933 и 1940 гг. (Козловская, Магура, Богусевич) был обнаружен культурный слой кон. V-VI в. с лепной керамикой, пряслицами, печиной, костями животных и т. п. С этим слоем, вероятно, связаны и находки 3 визант. монет императоров Анастасия I (498-518) и Юстиниана I (527-566). Вблизи горы, на Подоле, найдены еще 2 визант. монеты - имп. Евдоксии и имп. Юстиниана I, датируемые 537 г. ( Петров. 1897). Из вещей VI-VII вв. следует назвать 2 амфориска (маленькая амфора), один из которых обнаружен на Замковой горе, второй - на Подоле. К сер. I тыс. относится ряд находок в районе Старокиевской горы. В 90-х гг. XIX в. на ул. М. Житомирская найдены большая антропоморфная фибула и серебряный браслет с расширенными концами, происходившие, вероятно, из одного клада (см.: Корзухина. 1955; Каргер. 1958). В 1893 г., во время земляных работ в старой части города, найдены антропоморфные и пальчатые фибулы из низкопробного серебра. В нач. ХХ в. на территории Верхнего города откопали 5 серебряных браслетов с утолщенными концами и еще 2 - в районе Софийского собора; эти предметы происходят из одного района и, возможно, составляли единый комплекс. Фрагмент бронзовой фибулы с красной выемчатой эмалью был обнаружен Хвойкой на территории усадьбы М. М. Петровского.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Осий , советник по церковным вопросам св. равноап. имп. Константина Великого. Свидетельств о его деятельности как епископа Кордубы почти нет. Из его письма имп. Констанцию II известно о том, что имп. Максимиан, неоднократно посещавший Кордубу, преследовал христиан; в то время Осий объявил о своей приверженности христ. учению и, т. о., стал исповедником. Достоверных свидетельств о присутствии в Кордубе в V в. вандалов, свевов и вестготов нет, но считается, что Кордуба, как и Гиспалис (ныне Севилья), ок. 426 г. подверглась нападению вандалов, а ок. 440 г.- свевов. Вестготы прибыли в Кордубу в 458-459 гг. в качестве рим. федератов, боровшихся с варварами-завоевателями, и изгнали из города свевов. Более поздние известия о действиях вестготов в Кордубе относятся лишь к 40-м гг. VI в.; вероятно, до этого момента город оставался самоуправляемой общиной, сохранявшей устройство позднеримского периода. По свидетельству Исидора Севильского, знать Кордубы вступила в конфликт с вестгот. кор. Агилой I (549-555), который захватил город и осквернил ц. св. Ацискла, въехав в нее на коне ( Isid. Hisp. Hist. 45). Вскоре жители Кордубы победили Агилу I в сражении, отобрали у него королевские сокровища и заставили бежать в Эмериту (ныне Мерида). Атанагильд (король вестготов в 555-567), соперник Агилы, обратился за помощью к восточнорим. имп. Юстиниану I . Войска императора захватили часть Бетики, в т. ч. Кордубу, и удерживали эти земли до начала правления кор. Леовигильда (568-586). В конфликте Леовигильда с его сыном мч. Эрменегильдом (см. ст. Ерминингельд ) жители Кордубы поддержали мятежного королевича. В 572 г. войска Леовигильда захватили город и подвергли его жестокому разорению. После этого значение Кордубы как экономического и культурного центра снизилось и оставалось таковым до падения Вестготского королевства. В кон. VI - нач. VIII в. в городе чеканили монету (вестготы часто размещали монетные дворы на территориях, близких к зонам военных действий (в данном случае против византийцев), в связи с необходимостью выплачивать деньги войскам). Известны серии монет кордубской чеканки, изготовленных при королях Реккареде I (586-601) (с легендой «Corduba pius»), Свинтиле (621-631), Сисенанде (631-636), Эгике (687-702) и Витице (702-708/9). При вестготах в Кордубе, кроме церковных, др. зданий почти не возводили. В более поздней Хронике Альфонсо III (кон. IX в.) упоминается дворец, построенный по указанию кор. Родерика (710-711), к-рый, судя по фрагментарным археологическим данным, был расположен поблизости от базилики св. Винцентия, в районе совр. епископского дворца.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИН V Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) (25.01.1369 или 1370, Дженаццано, Лацио - 20.02.1431, Рим; до избрания папой Оддоне Колонна), папа Римский (с 11 нояб. 1417). Считается, что его избрание положило конец схизме в католической Церкви , начавшейся после переезда пап из Авиньона в Италию (1378), хотя антипапы действовали в правление этого понтифика и позднее. Происходил из влиятельного рим. рода Колонна, ветви Дженаццано; его родители - Агапито Колонна и Катерина Конти, принадлежавшая к др. ветви того же рода. Известно, что при папе Римском Урбане VI (1378-1389) Колонна занимал должности референдария (докладчика прошений) и протонотария в Римской курии, т. е. он, по-видимому, получил университетское образование в области права (вероятно, в Павии или в Перудже). В 1380-1409 гг. носил титул епископа Урбино (без епископского рукоположения); владел неск. церковными бенефициями, в т. ч. в Льежском еп-стве во Фландрии. В 1401-1405 гг. апостольский администратор субурбикарной кафедры Палестрины, древнего владения семейства Колонна. Сложное положение католич. Церкви в нач. XV в. было связано с обстоятельствами схизмы, начавшейся вскоре после смерти папы Римского Григория XI (1370-1378), к-рый вернул папскую кафедру из Авиньона в Рим и завершил тем самым период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378). Его преемник Урбан VI стремился любыми средствами упрочить папскую власть, но, имея вспыльчивый и резкий характер и проводя проитал. политику, он восстановил против себя франц., испан. и некоторых влиятельных итал. кардиналов, а также многих европ. правителей. В кон. 1378 г. недовольные кардиналы собрались в Фонди, где объявили о низложении Урбана VI и избрали папой Роберта, гр. Женевского (антипапа Климент VII (1378-1394)), к-рый сделал местом своего пребывания Авиньон. Т. о., в Европе появились 2 папы, которые отлучали друг друга от Церкви и настаивали на законности собственного избрания. Европ. правители заявляли о поддержке Урбана VI и его преемников Бонифация IX (1389-1404), Иннокентия VII (1404-1406) и Григория XII (1406-1415) (рим. линия) или Климента VII и его преемника антипапу Бенедикта XIII (1394-1423) (авиньонская линия), руководствуясь преимущественно политическими интересами. Мн. светские правители, католич. иерархи и влиятельные университетские теологи видели главной задачей прекращение схизмы и восстановление церковного единства.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

Сирийские переводы. До VI в было сделано пять (а возможно и шесть) различных сирийских переводов Нового Завета. 243 Из них старосирийский перевод Четвероевангелия сохранился в двух рукописях IV и V вв., но форма их текста восходит к кон. II – нач. III в. Пешитта (сир. «простой перевод» или «общепринятый перевод»), или Сирийская Вульгата, была составлена в нач. V в., видимо для того, чтобы заменить собой, отличающиеся друг от друга, старосирийские переводы. Она содержит только 22 книги Нового Завета (отсутствуют 2 Петр., 2 и 3 Ин., Иуд. и Откр.). Известно более 350 новозаветных рукописей Пешитты, ряд из которых относится к V и VI вв. Текст Пешитты переписывался очень внимательно, в нем очень мало, имеющих какое-либо значение, вариаций. 244 Латинские переводы. Первые переводы Нового Завета на латинский язык были сделаны в конце II в. в Карфагене (Северная Африка), а затем появились в Италии, Галлии и других провинциях Римской империи. Их неуклюжий буквальный стиль наводит на мысль, что они были сделаны на основе подстрочных переводов, сопровождавших греческий текст. • Старолатинские переводы, имевшие хождение в III в., как в Северной Африке, так и в Европе, были весьма разнообразны, особенно в Италии, Галлии и Испании. Не существует ни одного полного кодекса старолатинской Библии. Евангелия сохранились в 32 поврежденных манускриптах и в некоторых фрагментах, 12 рукописей содержат Деяния, 4 рукописи и ряд фрагментов – послания св. ап. Павла, 1 манускрипт и ряд отрывков – книгу Откровения. Все рукописи датируются с IV по XIII в. Это доказывает, что старолатинский перевод был востребован и после того, как перестал быть общеупотребительным. В них отражен западный тип текста. 245 • Латинская Вульгата – перевод на латинский язык, выполненный блаж. Иеронимом Стридонским по просьбе папы Дамаса (300−384). Работа началась в 382 г., и уже через год блаж. Иероним представил перевод Евангелий в своей сопроводительной записке указав, что старался сохранить, где возможно, прежний латинский текст, внося исправления по греческим рукописям лишь там, где был искажен смысл. Вероятно, он пользовался греческими рукописями александрийского типа. Неизвестно в какой степени блаж. Иероним принял участие в переводе других книг Нового Завета, но они были отредактированы менее тщательно. Зачастую рукописи Вульгаты переписывались небрежно. Известные в настоящее время более 8000 манускриптов Вульгаты содержат большое количество вариантов, часть которых позаимствована из старолатинских переводов. 246

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

IV в. «провинциальный» форум сохранял прежние функции. Население Кордубы уменьшилось: город покидали прежде всего богатые и влиятельные жители. В кон. III в. к западу от городских стен, на месте 2-го городского цирка, был возведен большой дворцовый комплекс, т. н. дворец Серкадилья, где позднее располагалась резиденция местных властей. У исследователей нет единого мнения о первоначальном предназначении дворца. Согласно самой распространенной гипотезе, он был построен для имп. Максимиана Геркулия (август Запада в 286-305), к-рый в 296-297 гг. находился в Испании и готовил военную экспедицию в Сев. Африку для усмирения мавританских племен. Основное здание дворца (длина 400 м, ширина 200 м) замыкало собой огромный полукруглый портик, оставшийся от прежнего цирка; по периметру портика размещались парадные залы, помещения для аудиенций и др. ( Hidalgo. 1996). Внутри городских стен масштабного строительства не велось, а для небольших жилых построек, к-рыми застраивались форумы, использовали материал старых зданий. Сокращение численности населения привело к появлению пустырей, где находились сады и огороды; к VI в. в сев. части города возникли кладбища. В это время центр города сместился к югу, ближе к реке. По-видимому, христ. община существовала в Кордубе с III в. На рубеже IV и V вв. Пруденций упоминал о мучениках, пострадавших в Кордубе, - Ацискле, Зоиле и «трех венцах» ( Prudent. Perist. IV 19-20), под которыми, вероятно, подразумеваются мученики Фавст, Ианнуарий и Марциал. Дни памяти этих мучеников указаны в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.). Согласно более поздним агиографическим сказаниям, мученики пострадали во время «великого гонения» в кон. III - нач. IV в. О почитании этих мучеников в Юж. Испании в эпоху поздней Римской империи и господства вестготов свидетельствуют данные эпиграфики, ранних календарей и др. литургических источников, а также упоминания в трудах испанских авторов (напр., Исидора Севильского ). В 1-й пол. IV в. христианскую общину Кордубы возглавлял еп.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

Максимом (ему приписывали целительные свойства - Idem. Virt. Mart. IV 10; ср.: Sulp. Sev. Vit. Mart. 20. 5), а также реликвии мучеников, к-рые М. якобы получил от Амвросия Медиоланского ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31; Idem. Glor. martyr. 46). Агиография после VI в. Св. Мартин. Миниатюра из «Золотой легенды» Иакова из Варацце. Кон. XIII в. (San-Marino (Ca.). Huntington Lib. CA 3027. Fol. 156r) Св. Мартин. Миниатюра из «Золотой легенды» Иакова из Варацце. Кон. XIII в. (San-Marino (Ca.). Huntington Lib. CA 3027. Fol. 156r) Основной корпус агиографических текстов о М. состоял из сочинений Сульпиция Севера, Павлина из Петрокорики, Венанция Фортуната и Григория Турского. Однако в прозаических текстах не было цельного повествования о жизни и чудесах М., а стихотворные произведения, предназначенные для образованных людей, были трудны для восприятия. Это стало одной из причин появления новых текстов, призванных суммировать сведения о М. и дополнить более ранние сочинения. В нач. IX в. возникли школа и крупный скрипторий при мон-ре М. в Туре, к-рый возглавлял Алкуин (796-804). С этим связано окончательное формирование «Мартинелла», в который были включены пространные фрагменты из произведений Григория Турского и исповедание веры, к-рое приписывали М. (CPL, N 1748a). Происхождение этого текста, напоминающего краткое катехетическое наставление, трудно определить. По мнению О. Штегмюллера, при его составлении были использованы сочинения Илария Пиктавийского и Мария Викторина, а также символ «Clemens Trinitas», вероятно, составленный в V-VI вв. в Юж. Галлии (CPL, N 1748). Как полагал исследователь, исповедение было составлено в Туре при Алкуине и вскоре атрибутировано М. Однако не исключено, что текст относится к более раннему времени ( Stegm ü ller F. 1960; Stegm ü ller O. 1966; CSLMA. AG. T. 3. P. 228-230). Широкое распространение получило краткое Житие М., составленное Алкуином; в большинстве рукописей к нему приложена проповедь Алкуина о кончине святого (BHL, N 5625-5626; изд.: B.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Эфиоп. перевод Книг Иова и пророка Даниила. Рукопись XIV в. (Paris. BNF. Ethiop. 11. Fol. 70a. Дан 13. 1–5 Церковная традиция связывает начало христианства в Эфиопии с миссией св. Фрументия и правлением аксумского царя Эзаны (IV в.). В нач. VI в. Косма Индикоплов описывает Эфиопию уже как христ. страну (PG. 88. 169). Можно предположить, что к 500 г. христианизация страны достигла такого уровня, что появились условия для планомерного перевода библейских книг. Язык геэз вместе с тигре и тигри принадлежит к сев. группе эфиосемитских языков. Начиная со II тыс. геэз сменяется амхарским (принадлежащим к юж. группе), тигре и тигри как языками общения, сохранив, однако, статус церковного языка. Большинство библейских эфиоп. рукописей довольно позднего происхождения и относятся к XVII в. и последующим столетиям. Это связано с разгромом, к-рый устроил в стране эмир Ахмад Ибрагим аль-Гази (Грань) в 1-й пол. XVI в. Сохранились рукописи XIII-XIV вв. на неск. вост. языках, где помимо копт., сир., араб. и арм. имеется столбец на эфиоп. (напр., Псалтирь (Vat. Barber. Or. 2), Послания и Деяния (Milan. Ambrosiana 6), 2 рукописи с фрагментами Евангелий (Oxford. Bodl. Copt. c. 2; Lond. Brit. Lib. Or. 1240). Большие собрания эфиоп. библейских рукописей находятся в Лондоне (Британская б-ка), в Кембридже (собрание БИБО), Париже (Национальная б-ка), Ватиканской б-ке (коллекция Черулли), в Берлине (Гос. прусская б-ка). Коллекция микрофильмов рукописей мон-рей на оз. Тана и коллекция микрофильмов Дэвиса, содержащая копии наиболее древних рукописей (в т. ч. 3 копии т. н. Евангелия аввы Гарима, ок. XIII в. или ранее) хранятся в Колледжвилле (шт. Миннесота, США). Нек-рые рукописи описаны Р. Зуурмондом (1982, 1988, 1989) и М. А. Ниббом (1988). Наиболее ранняя версия эфиоп. перевода ВЗ (можно предположить, что это произошло в период расцвета Аксумского царства , кон. IV-VI в.) - это почти дословный перевод LXX. Однако невозможно точно установить, с какой именно редакции LXX он был сделан. C XIV в. эфиоп. перевод Б. неоднократно исправлялся по араб. версии с целью улучшения стиля. Позднее, возможно, проводилось редактирование текста перевода по евр. рукописям; в рукописи кон. XVII в. Paris. Bibl. Nat. d " Abbadie 35, содержащей ВЗ, кроме Восьмикнижия, встречаются гебраизмы в эфиоп. транскрипции, вокализованные в соответствии с MT. В нек-рых книгах ВЗ обнаруживается влияние Пешитты, что, вероятно, объясняется средневек. редактированием, возможно через араб. текст или непосредственно с использованием сир. текста (Knibb. 1988).

http://pravenc.ru/text/209473.html

Вероятно, в кон. IV или нач. V в. в Конимбриге была основана епископская кафедра ( Cardoso. 1995. P. 10); при раскопках на месте римского города обнаружены остатки христ. базилики (IV в.) и баптистерия (VI в.). Первоначально диоцез Конимбрига скорее всего входил в состав церковной пров. Эмерита Августа (ныне Мерида), однако после присоединения к королевству свевов был включен в состав пров. Бракара Августа. Самые ранние упоминания о епископской кафедре связаны с участием еп. Луценция (Луцетия) в I и II Соборах в Бракаре Августе (561 и 572). Согласно описанию церковного устройства королевства свевов, составленному, вероятно, в 70-х гг. VI в., к диоцезу Конимбрига относились города Эминий, Селий (ныне Томар), Лурбине (ныне Лорван), Инсула, Антунане и «древняя крепость» Портукале (ныне Гая) (Parochiale Sueuum. IV//CCSL. Vol. 175. P. 416; об идентификации этих поселений см.: Alarc ã o J., de. Os nomes de algumas povoações romanas da parte portuguesa da Lusitânia//Sociedad y Cultura en Lusitania Romana: IV Mesa Redonda Internacional. Mérida, 2000. P. 171-172). В этом источнике описаны также диоцезы Ламек (Ламегу), Визей (Визеу) и Эгитания (Иданья), которые, как считается, выделились из епископства Конимбрига. Между 572 и 589 гг. епископская кафедра была перенесена из Конимбриги в Эминий: среди участников III Толедского Собора (589) еп. Посидоний упоминается как предстоятель Эминийского диоцеза (Eminiensis ecclesiae episcopus). Возвышению Эминия способствовало учреждение в городе монетного двора вестгот. королей, под власть которых регион перешел после падения королевства свевов в 585 г. С ликвидацией гос-ва свевов связано возвращение епископства в состав церковной пров. Эмерита Августа. На IV Толедском Соборе (633) присутствовал архипресвитер Ренат, представлявший еп. Эрмульфа. К этому времени диоцез вновь именовался Конимбригским (ecclesia Conimbriensis), но епископская кафедра находилась в Эминии, который стал называться Конимбрига. В эпоху вестгот. владычества епископы Конимбриги регулярно участвовали в Соборах: Ренат - в VI Толедском (638), Сисиберт - в VIII Толедском (653), Кантабер - в провинциальном в Эмерите Августе (666), Мирон - в XIII и XV Толедских (683 и 688), Эмила - в XVI Толедском (693).

http://pravenc.ru/text/1841702.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010