285. Слово в день венчания и помазания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенском соборе августа 22; напечатано в Твор. Св. От. и в Губернск. Вед. 1853 г. и в собрании 1861 г.) 1853 год Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота ( Anok. II. 10 ). С благоговейною радостию мы смотрим ныне на венец, который недосязаемо превознесен над нами, но который осеняет всех нас, и которым все мы хвалиться можем пред народами. Это венец, который двадцать семь лет почивает на главе Благочестивейшего Императора нашего Николая Павловича. Радостен сей венец для нас; поелику он для всех нас есть покров, защита, украшение, слава: но тяжел для Венценосца; потому что это венец избрания и освящения на великие подвиги, а не венец награды и покоя после подвигов. «Тяготы» огромной России «носит...» Благочестивейший Самодержец, «исполняя закон Христов» ( Гaл. VI. 2 ) и закон царский. Какая потребна сила, чтобы поднять, и носить, и направлять в движении силы всей России! Праведно посему, чтобы все силы Россиян соединялись, дабы, по возможности, облегчать бремя, носимое Самодержцем, чтобы все сердца Россиян соединялись, дабы искренними молитвами призывать Ему силу от Того, Которым «царие царствуют» ( Npumч. VIII. 15 ): «Господи, силою Твоею» да «возвеселится Царь, и о спасении Твоем» да «возрадуется зело» ( Псал. ХХ. 2 ). От венца, над нами превознесенного и для нас неприкосновенного, не желаете ли обратить мысль к венцу, который может коснуться главы каждого из нас? – Да, есть венец, который не недосязаем для нас, которого мы можем желать и искать, который обещает, предлагает, почти подает нам Верховный Венцедатель. «Дам ти», говорит, «венец живота». Вслушайтесь хорошо в сие слово. Предлагается «венец живота», венец, с которым соединена жизнь, которым увенчанный не будет бояться смерти. Будет ли кто так нерассудителен, чтобы не пожелать такого венца? Если вы желаете предлагаемого венца, то вы должны принять условие, с которым предлагается венец: ибо Венцедатель не обязан дать вам венец по одному вашему произволу; и сие было бы несообразно с достоинством и Венцедателя и венца. Условие, с которым предлагается венец живота, состоит в том, чтобы вы были верны Венцедавцу Христу, и притом верны до смерти. «Буди верен... до смерти, и дам ти венец живота».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Царский Венец» В историческом районе города Гатчина Мариенбурге открылась фотовыставка Ирина Ахундова   09:20 25.08.2023 766 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором 24 августа на территории храма Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге открылась привезённая из Москвы передвижная фотовыставка «Царский Венец», организованная одноименным Просветительским обществом. Важность царской темы прекрасно понимает настоятель храма протоиерей Антоний Антипов, который помнит слова святого преподобного Анатолия Оптинского младшего. Он говорил: «Судьба царя – судьба России. Заплачет царь – заплачет и Россия. Не будет царя – не будет и России». Созданная в столице России на народные деньги выставка, рассказывающая о жизни и трагической судьбе семьи последнего российского Императора Николая II, в годы правления которого Российская Империя достигла небывалых успехов в разных сферах деятельности, пройдет во многих регионах нашего Отечества.

http://ruskline.ru/politnews/2023/08/25/...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Судьба царя – судьба России…» В Санкт-Петербурге откроется фотовыставка «Царский венец» Ирина Ахундова   11:25 15.09.2023 778 Время на чтение 8 минут Фото: предоставлено автором 17 сентября 2023 года, когда празднуется 112 лет со дня первого обретения мощей святителя Иоасафа Белгородского, в храме во имя иконы Божией Матери «Державная» в Санкт-Петербурге по окончании Божественной литургии откроется привезенная из Москвы передвижная фотовыставка «Царский венец», посвященная святой семье последнего Императора России. По словам святого преподобного Анатолия Оптинского младшего, «судьба царя – судьба России. Заплачет царь – заплачет и Россия. Не будет царя – не будет и России». Императору Николаю II мы обязаны многим и, в частности, тем, что именно по его воле завершился длившийся почти 100 лет процесс канонизации святителя Иоасафа, прославление которого произошло 4 (17) сентября 1911 года. Несмотря на множество свидетельств о чудесах по молитвам святителя Святейший Синод раз за разом отказывал в прославлении епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). После посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа в Белгороде эта тема оказалась в поле его зрения. После торжественной канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться вопросом канонизации святителя Иоасафа. Но лишь в 1910 году прибывшая в Белгород специальная комиссия освидетельствовала мощи, и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений, могли объяснить их только чудом.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/15/su...

III. О признании царского достоинства Иоанна Васильевича Патриаршим собором в Царьграде Приезд Митрополита Евгрипского в Москву, прямо от лица Патриаршего, показался важным событием для Церкви Российской, потому что со времени завоевания Царяграда, одни только убогие старцы, Афонские, Синайские и Сербские, посещали Россию, и даже сам Патриарх Дионисий вступил в первое сношение с Царем, не иначе как чрез посланца Султанского. Иоанн решился воспользоваться благоприятным случаем, чтобы привести в исполнение давнее свое желание. Вскоре после того, как венчался юный Государь венцом Мономаха и пали к ногам его два царства Восточные, Казанское и Астраханское, пришло ему на мысль укрепить Царское свое венчание, которое совершил Митрополит всея Руси Макарий, благословением Вселенского Патриарха и всей Церкви Восточной, так как Иоанн, первый из своего рода, принял на себя титул царский, и самый венец сей пришел к нам с Востока. Державный отец его, Василий Иоаннович, хотя и сын Греческой Царевны, не решился восприять венца Мономахова; плачевная участь юного внука Uoahha III Димитрия, на которого в отрочестве возложил венец великий дед его, еще более могла побудить Uoahha IV искать сего благословения от Первосвятителя Царьграда, откуда заимствовала Русь и святую веру. Он вступил в тайное сношение, по предмету своего Царского венчанья, с Церковью Константинопольскою. Так как вскоре последовала весть о кончине Дионисиевой и избрании на его престол бывшего Митрополита Адрианопольского Иоасафа, то Государь к нему писал ответную грамоту, чрез посла Патриаршего, снабдив его и богатою милостынею для Патриарха: соболями на тысячу золотых, а Митрополиту Евгрипскому вручил двести рублей деньгами; и брат царский Юрий Васильевич послал от себя Патриарху деньгами двести рублей. Он отправил с ним вместе Суздальского Архимандрита Феодорита для совещания на Востоке по делу благословенной грамоты на царство. Тогда же отпущены были Хиландарские старцы, которые приходили со Св. горы Афонской просить вспомоществования своей обители. Государь послал с ними триста рублей милостыни и богатую завесу к царским вратам, которая доселе сохраняется на Св. горе. Это было в 1557 году. Завеса сия, или катапетазма, была вся шита золотом и унизана жемчугом; на ней изображен был Деисус, т. е. Господь Иисус при предстоянии Матери Божией и Предтечи, с ликами Апостолов и Пророков вокруг; драгоценные камни украшали венцы их. Царевич Иоанн послал от себя панагию серебряную, вызолоченную, с жемчугами, а Князь Юрий Васильевич пятьдесят рублей деньгами, и столько же дано было священноиноку Сильвестру и старцам его от Государя. (Листы 107–110)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

А.М. Величко LIII. Императрицы Зоя (1042–1050) и Феодора (1042–1056), император Константин IX Мономах (1042–1055) Глава 1. Три императора Открывшаяся после свержения Михаила V Калафата историческая эпоха была богата грандиозными, вселенскими событиями, а также весьма оригинальными формами самодержавной власти, с которыми нам предстоит познакомиться. Итак, 21 апреля 1042 г. в Византийской империи возникла беспрецедентная ситуация – царский трон оказался занятым двумя женщинами. Конечно, и раньше императрицы при некоторых обстоятельствах получали самодержавную власть в Римском государстве, но, как правило, в качестве опекунш собственных царственных сыновей (и только до периода их взросления), либо для того, чтобы в скором времени передать ее мужчинам. Единственное исключение составила императрица св. Ирина, ненадолго ставшая самодержавной императрицей. Теперь же императриц стало сразу две, и никаких сыновей у них не было. Не было и мужей, которые могли разделить с ними ответственность за судьбу Римской империи. Первоначально всем казалось, что царствие двух порфирородных цариц гораздо полезнее государству, чем владычество мужчин, не имеющих прямого отношения к императорской династии, – слишком уж свеж был в памяти у всех Михаил Калафат. Поэтому никто даже не делал попыток предложить царский венец какому-нибудь достойному представителю знатных аристократических родов, которыми была богата Византия. Правда, опасались отчуждения, давно уже поселившегося в сердцах сестер по отношению друг к другу. Однако упорство представителей обеих партий, чувство патриотизма и здоровое монархическое чувство византийцев смогли преодолеть субъективную неприязнь двух женщин, в буквальном смысле слова заставив тех примириться. Сестры сошлись и стали править совместно. Чтобы устранить размолвки между императрицами, старый церемониал постарались подстроить под обеих. Зоя и Феодора восседали вдвоем на царском троне в одну линию, слегка отклонявшуюся в сторону младшей сестры, рядом стояли равдухи (воины, исполнявшие «полицейские» функции при василевсах), позади – самые близкие к сестрам придворные. Еще дальше находилась вторая стража гвардейцев и потом уже синклит, в состав которого по должности входили новеллисим, протоспафарии, спафарокандидаты, спафарии и наиболее знатные патрикии. Все государственные дела сестры решали сообща в присутствии сановников 788 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Священное Предание Православной Церкви о первоначальной Богоустановленности Царства Доклад на конференции «1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства» 01.02.2022 1169 Время на чтение 22 минут «Крупный, многоценный и Царский бисер, поступающий в Царский Венец, принадлежит только Царю; и один Царь может носить этот бисер; другому же человеку не позволено носить такой бисер. Так, если кто не рожден от Царственного и Божия Духа и не соделался Небесным и Царским Родом и БОЖИИМ чадом, по написанному: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти ( Иоан. 1, 12 ), то, не соделавшись сыном ЦАРЯ, не может он носить небесный и многоценный бисер, сей образ света, и света неизглаголанного, то есть ГОСПОДА, потому что обладающие сим бисером и носящие его будут жить и царствовать со Христом во веки. Ибо так сказал Апостол: яко же облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ Небеснаго ( 1 Кор. 15, 50 )». Преподобный Макарий Великий (ок. 300 — †ок. 390). Духовные беседы. Беседа 23-я.   Текст доклада для выступления на конференции « 1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства » 30 Января 2022 года я вынужден был значительно сократить, чтобы уложиться в двадцатиминутный регламент. Здесь же предлагаю его читателям «Русской Народной Линии» полностью. Всечестные Отцы, Братья и Сестры, благословите!   Немного о гносеологии   В обычных научных выступлениях не принято свидетельствовать о личных побудительных мотивах исследования, дабы придать большее впечатление о непредвзятости и «объективности» (конечно же, в кавычках!) исследования. Ученые, как дети, зачастую пытаются неумело скрыть то, что прекрасно видно со стороны: борьбу школ, личные обиды в научной полемике, желание побыстрей ещё на сыром материале застолбить свой приоритет, необходимость подыграть горячему политическому тренду, заказ сильных мipa сего и так далее, и тому подобное… Мотивы бывают разные, но мой прежний опыт политического журналиста и литературного критика позволяет оценивать их число — не больше дюжины. В самих по себе конкретных мотивах и посылах научных работ нет ничего постыдного, но существующее обывательское представления, что научные исследования и выводы должны быть «объективными», заставляют научный мip играть в такую игру. Конечно же, агентом познания может быть только познающий субъект, и результаты его усилий в исследованиях того или иного объекта, предмета неизбежно субъектны (не путать с «субъективны»).

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/01/...

161. Слово в день священнаго венчания и помазания на царство Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича всея России (Говорено в Успенском Соборе Августа 22; напечатано отдельно, в Моск. Губ. Ведомостях и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1842 год Да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел, не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай, но друг друга подвизающе. ( Евр. Х. 24–25 ). Праздник Царскаго помазания и Царскаго венца празднуем, сынове России. Достойно и праведно празднуем. Это праздник Государя, торжествуемый верностию и любовию подданных, и вместе праздник Государства, веселящагося о своем благе. Потому что, хотя Царское помазание и венец предоставлены единому Царю, но не для Него единаго. Не входя в испытание, каким образом с видимым помазанием соединено преподание даров духовных (потому что таинство должно всегда оставаться таинством, и следственно пребывать недоступным изъяснению); – можем однако позволить себе указание на ту символическую черту тайнодействия, что как от простаго помазания благовонною мастию одного человека, многим окружающим сообщается ощущение благоухания; так от таинственнаго миропомазания Царя животворное благоухание распространяется на все царство. Подобным образом и Царский венец не только главу Царя увенчавает, но увенчавает с тем вместе и благоустройство, и благосостояние, и благолепие царства. Так должно быть, по намерению Провидения: так и есть с нами, Россияне, по благости Провидения, и по доблести Благочестивейшаго самодержца. Но когда празднующая мысль приступает ближе к предмету празднования, чтобы возвеселиться созерцанием Его величия; когда разсматривает, как державный ум проходит по всему огромному составу Государства, объемлет вниманием и разнообразным попечением жизнь, безопасность, довольство, нравы, просвещение, верование миллионов народа, чтобы повсюду добро насаждать, возращать, охранять, зло пресекать, отвращать, предупреждать, необразованное образовать, несовершенное усовершать, поврежденное исправлять, и для сего по временам изрекает новые, или дополняет прежние законы, непрестанно движет многочисленныя пружины управления, бдит над правосудием, зиждет и одушевляет воинство; как Он проницательные и дальновидные взоры простирает далее пределов своего, в иныя царства, дабы отвсюду ограждать и утверждать мир, приобретать и поддерживать добрых союзников, подавлять семена раздоров, браней и крамол, обезоруживать зависть, высматривать обще-полезное, и усвоять, открывать вдали крадущееся влияние какой нибудь иноземной заразы, и преграждать ему стези: при таких помышлениях о подвигах Царя, к радости о Нем присоединяется и удивление, и забота любви. Сколько бремен, к облегчению всех нас, несут одне державныя рамена! О если бы и мы взаимно могли как нибудь споспешествовать облегчению оных!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

469. Слово в день, иже во святых Отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца (Говорено в Чудове Монастыре, в четверток первой недели поста – февраля 12) 958 . 1825 Не мнози учители бывайте, братия моя, ведящи, яко большее осуждение приимем, много бо согрешаем вси. ( Uak. III, 1–2 ). В сей день умолк на земли Богомудрый и Богодейственный учитель Церкви Российской; и уже более четырех веков, как он безмолвствует: но еще в сей самый день, после столь многих лет, сонмы учеников собираются здесь, окрест безмолвного ложа его. Или он, и безмолвствуя, еще учит, и покоясь, еще действует. По истине, и теперь он учит той мудрости, тем добродетелям, той тайне благодати, по действию которых он «восхваляется» ныне с прочими «преподобными во славе и радуется на ложе своем» ( Nc. CXLIX, 5 ). И теперь действует он для нас, пред Богом, силою своих молитв, подкрепляющих и возносящих наши немощные и не окрыленные молитвы, а пред нами, силою жизни и нетления, которою дух святыни, «напоивший» ( 1Кор. 12:13 ), по выражению Апостола, все существо его, напоил и тленное тело его, так что в сем теле, вместо обыкновенных от греха произшедших немощей, имеем мы открытые святые мощи , – могущественные, чистые и возвышенные силы, которые подобно, как вещественное благоухание чрез телесное приближение и прикосновение, сообщаются чрез прикосновение веры, и чрез то производят возвышение и мир наших собственных сил и целебные действия. Итак, не напрасно, братия и соученики, собрались мы почтить учителя. Поелику же истинное почтение истинного достоинства должно быть не случайное и только наружное, но неизменное и внутреннее: то, чтя сего истинного учителя ныне, мы не должны изменять сему почтению и ни в каком другом случае; чтя достойного Евангельского учителя по установленному чину и обряду, мы должны также чтить достоинство Евангельского учителя по духу и сердцу. По наставлению Апостола, предлагаю вам один из способов чтить достоинство Евангельского учителя. Если ты священным почитаешь царское достоинство: то не дерзнешь возложить царский венец на себя, или подобного тебе подданного. Если уважаешь власть: то не отважишься, не призванный, вмешиваться в дела ее, напротив того со всякою готовностию исполнять будешь обязанности подчиненного. Подобно сему, если ты чтишь достоинство учителя, установленное в Церкви Христовой: то не должен ты своевольно вторгаться на место учительское, или легкомысленно бегать за учителями, которых никто не поставил, и за Пророками, которых Бог не посылал, но должен в кротости и послушании проходить звание ученика Евангельского, под руководством поставленных от Бога и Церкви учителей, страшась быть учителем и сам для себя, а тем более, без высшего призывания, руководствовать других, или переучивать учителей, от Бога и Церкви поставленных. «Не мнози учители бывайте, братие моя». Наставление, может быть, более для всех нас нужное, нежели как с первого взгляда кажется.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Главные события из внутреннего быта москвитян Иоганн Корб. Дневник путешествия в Московское государство. Некоторые писатели утверждают, что русские происходят от роксолан и называются именем своих предков, немного лишь измененным. Позднейшее название москвитян, присвоенное этому народу, происходит от реки Москвы, протекающей через столицу Московии. Как этот народ, по мнению некоторых историков, заморский, переносил столицу своего царства в Новгород, Киев, Владимир, наконец в Москву и из незначительного первоначально народа возвысился до степени колоссальной державы, все это описано талантливыми современниками. Лютый завоеватель Иван Васильевич, поработив пространнейшие соседние области и присоединив к своему государству царства Казанское и Астраханское, причем полонил либо предал смерти государей их, возвел Россию на степень обширнейшего государства, но она от собственной громадности многократно страдала до самого последнего времени. Беспокойный дух покоренных земель, угрожающий отложением сих областей от государства, составляет слабость Московского царства. Правительство до сих пор не успело излечить от этого Россию. В 1682 году междоусобицы, питаемые женским честолюбием, ожесточили народные стороны друг против друга, вследствие чего произошли жестокая резня, убийства, грабеж и разбой Москвитяне по следующим причинам приписывают коварным козням царевны Софии столь великие несчастия. Последний великий князь Федор Алексеевич, слабея с каждым днем все более и более и чувствуя приближение кончины, поручил чинам Московского государства признать царем после его смерти старшего по нем брата, Ивана Алексеевича. Этот князь был весьма кроткого свойства, но, слабый зрением и имея много других, весьма значительных физических недостатков, был мало способен к трудам и занятиям государственным. По смерти великого князя царица Наталья Кирилловна, весьма умная государыня, употребила все свое искусство, чтобы склонить бояр и вельмож, устранив Ивана, возложить царский венец на главу ее сына, Петра Алексеевича, нынешнего всепресветлейшего Царя, причем вверить опеку над ним, до более зрелого возраста, его сродственнику, Нарышкину. Отрок [говорила мать Петра] больше подает надежд, чем брат его, Иван: благородство души, быстрое понятие, трудолюбие в столь юном возрасте, все это ясно показывает, что в нем кроется зародыш великих свойств и царских доблестей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439239/

II. Царица Ирина и междуцарствие Когда не стало в живых царя Феодора Иоанновича и когда утихла первая скорбь о почившем, патриарх и бояре, предстоявшие у смертного одра его, тут же приговорили присягнуть единственному лицу царского семейства, самому близкому к почившему царю, носившему царский титул, царице Ирине Феодоровне, происходившей из рода бояр Годуновых. Все с ревностью исполнили этот священный обряд, целуя крест в руках патриарха. За патриархом и боярами Москва и все города присягнули царице Ирине Феодоровне. Всё государство признало её права на власть и вручило ей власть неограниченную, самодержавную. Управление государством стало совершаться именем царицы: от её имени отдавались приказания и указы, на её имя присылались бумаги, в церквах молились на ектениях за царицу. Но вскоре печальная столица узнала, что вместе с Ириной вдовствует и трон Мономахов, что венец и скипетр лежат на нём праздно, и что Россия, не имея царя, не имеет и царицы: „царица Ирина Феодоровна на великих своих государствах Российского царствия не изволила быть, а изволила, по своему обещанию, оставить превысочайшую честь и славу и высоту Великороссийского государства и восприяти иноческий ангельский образ». Царица отказалась принять самодержавную власть, не пожелала остаться на осиротевшем престоле и объявила бесповоротное решение своё уйти в монастырь и стать инокиней. Эта весть поразила Москву. Святители, дума, дворяне, воинство и „многочеловечный народ» собором, „с великим воплем и неутешным плачем» молили царицу, милости просили и били челом, чтобы не оставляла их в ужасном сиротстве, но государыня осталась непреклонна. Много раз приходили к ней и били челом, но она не согласилась остаться на престоле, и в девятый день по кончине царя Феодора Иоанновича царица Ирина выехала из Кремлёвского дворца в Новодевичий монастырь и там постриглась в инокини и приняла новое имя Александры. Россия осталась без главы. В Москве открылось междуцарствие и началось искание царя. Тревога и волнение охватили всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010