Тем более невероятно, чтобы совершенное бесстрастие и Любовь достигались в неправославных религиозных сообществах (ср.: Михайлов Г.: «Любая нравственная неполноценность (даже ничтожно малая) становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотя и незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатр профессор В. Ф. Чиж рассматривал душевное равновесие Православных праведников в качестве эталона психического здоровья. Уровень личности ниже святости уже не является совершенным, хотя и считается практически нормальным» с. 44]). Частичное же (фрагментарное) освобождение человека от власти греха, достижимое и вне лона Церкви, не искореняет в исправляемом преклонность ко злу, не освобождает душу от всплесков греховных движений и не преисполняет совершенной любовью к Богу и ближнему (ср.: преп. Иоанн Лествичник : «Из одного камня не составляется царский венец: так и бесстрастие не совершится, если вознерадим хотя об одной какой-либо добродетели» с. 458]). Вот почему преподобные авва Исаия и Марк говорят: «Никакая добродетель одна сама по себе не отверзает естественную нашу дверь, если все они не будут последовательно зависеть одна от другой» с. 369]. Эта дверь раскрывается ради Христа и Христом: « Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною » ( Откр.3:20 ). Таким образом, для того, чтобы удостоиться Царства, надлежит добровольно принять в свое сердце Царя: « Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос . А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня » ( Гал.2:19-20 ). Будущее Небесное ЦарствоЦарство Любви. Поэтому и блаженное пребывание в нем без стяжания высшей — христианской — любви, « которая есть совокупность совершенства » ( Кол.3:14 ), — невозможно! (отсюда, собственно, и сведение Спасителем всех заповедей к двум: « возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки » ( Мф.22:37-40 )).

http://azbyka.ru/apokalipsis/zachem-bogu...

Тогда Симон призвал обоих сыновей своих Иуду и Иоанна, и сказал им: «я и братья мои, и дом отца моего, противоборствовали врагам Израиля, от юности нашей и доныне, и неоднократно Избавляли мы Израиля. Теперь я состарился, а вы милостью Божьей уже в возрасте; будьте вместо меня и брата моего и сражайтесь за народ наш, помощь же придет к вам с небес!» Он отпустил их в битву, с двадцатью тысячами воинов» около Модина, гробнице их предков, встретили сыны Симоновы полчища врагов: – побежден был Кендевий, ранен старший из Маккавеев, Иуда; но меньшой преследовал врагов до пределов Филистимских и возвратился с миром. Первосвященнику Симону суждено было погибнуть от меча, подобно всем своим братьям, и даже не во дни брани, но посреди водворенного им благосостояния, от руки единокровных изменников. Некто Птоломей, зять его, поставлен был им воеводой в Иерихоне, и превознесенный своими богатствами, замыслил восхитить власть из рук Симона и детей его. Изменник пригласил Первосвященника, обходившего страну свою, с семейством, исключая сына Иоанна, на пиршество в крепость Док, и там, посреди пира, умертвил Симона, двух сыновей его, Иуду и Маттафию, и некоторых из служителей. Он писал к Царю, чтобы прислал к нему воинов для покорения страны, и послал также единомышленников своих, захватить крепость Иерусалимскую и святилище, а других в Газару, чтобы умертвить Иоанна. Но Иоанн уже был предупрежден, верными людьми, о смерти отца и братьев. И мужеством своим не только отразил опасность от себя и своего народа, но и наследовал сан архиерейский; он возвеличил землю Иудейскую, мудрым и долгим своим правлением. Здесь оканчиваются книги Маккавейские, за сто двадцать лет до пришествия Мессии, ожидаемого пять с половиной тысячелетий. Святое Писание ветхого завета, после столь ясных о нем пророчеств, и раскрытия дивного промысла Божия, о роде человеческом, в особенности о народе Израильском, как рассаднике истинного Богопознания, показало еще однажды, в лице Маккавеев, как сила Божия совершается в немощи, и умолкло до новозаветных откровений. После кончины третьего брата из сей великой семьи, оно не сохранило, в книгах своих, ни тридцатилетнего счастливого правления Иоанна Гиркана, который один из всех Маккавеев скончался своей смерть, ни краткого владычества жестокого его сына Раистовула, который присоединил венец царский к митре архиерейской, ни междоусобий его внуков, Гиркана и Аристовула, которые навлекли на себя иго союзников Римских и погубили все свое потомство, уступившее место иному, чуждому роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ты никогда не должен говорить: «Я поднимусь на ту или иную высоту» – ты просто будешь трудиться над своим внутренним устроением, памятуя, что этого требует от тебя Господь, а плода – от благодати Божией. Дивные слова читаем мы по этому поводу у св. Иоанна Златоустог о: «Бог обыкновенно назначает венцы, взирая не на конец подвига, а на расположение подвизающихся». В этих словах нам уясняется то, что от нас требует Господь и что нам дает надежду на этот венец. Нам дают надежду на это не какие-либо великие заслуги наши перед Господом, а наше внутреннее расположение, устремление, готовность, желание трудиться и работать для Господа, а самый путь этой внутренней духовной работы беспределен, как беспредельно само совершенствование. Мы никогда не должны искушаться страшной и кощунственной мыслью, что христианство – это какой- то заброшенный уголок в нашей душе. Но работая над своим внутренним устроением, над спасением души своей, мы должны всегда памятовать о нашей немощности, твердо уповая на Божественную благодать. Аминь. Беседа пятая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В разные времена по-разному в миру понималась жизнь. В разные времена главнейшим считалось разное. Но действительная основа жизни всегда остается одна и та же. Эта основа любовь – слово, которое имеет неисчерпаемую глубину содержания. В духовной жизни велико значение богомыслия. Посмотрим, как учит нас Слово Божие о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:37–40 ). В послании Иакова говорится: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете» ( Иак. 2:8 ). Апостол Иаков заповедь о любви к ближнему называет царским законом. У апостола Павла о значении любви как основного закона бытия говорится: «Любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:10 ). И в другом послании:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Царским венчался венцом настоящий отступник! Как будто поистине о нем красноречивый пророк Иезекииль говорит так: «Ты, недостойный правитель Израиля, нечестивым дням которого наступил конец! Так говорит Господь: сними с себя диадему и сложи венец; унизь вознесшихся и возвысь униженных. Неправдой я низложу неправду, и она не будет таковой». Видите смысл слов пророческих: ведь называет он его недостойным предводителем Израиля. Где же Израиля предводитель? Где теперь предводитель иудеев? Где главенствует Израиль? Ведь под властью многих правителей христианских и басурманских находится и до сих пор иудейский род. Если бы он о них говорил, то множественное число употребил бы пророк, сказал бы: правители Израиля; но он сказал не так, лишь одного правителя укоряет божественный пророк. Мы здесь поистине называемся истинными израильтянами новообращенными, как и в Евангелии Иоанн Креститель говорит, увидев идущих креститься, сказал: «Сотворите достойный плод покаяния. И не думайте говорить в себе: „Отец у нас Авраам”; ибо Бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму», то есть из язычников. Ведь Израиль означает «ум, зри Бога»; так и мы с верой чистой зрим Бога, в Троице святое единодушие и жизнь и будущее царство бесконечное. Это слово пророческое указывает на недостойнейшего правителя Израиля, неправдой неправедно губящего людей, возвышающего униженных и унижающего вознесшихся. Не таков ли и он? Не унизил ли вознесшегося царя Бориса, не возвысил ли униженных, не сбросил ли он клобук, не возложил ли на себя венец проклятия? Но все случилось не так, как он хотел: неправедно неправедного Бориса низложивший так же печально и насильственно окончил свою жизнь, по словам Священного Писания: «Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый». Как апостол Петр учит нас, говоря: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания»; но этого человека и до суда Творец осудил. После падения этого царя виновник его смерти дукс Василий прельстил людей благочестивым видом, смирением и свои надежды на них возложил, рассчитывая, что его сделают царем; как и случилось. Подстрекает он и побуждает друзей своих коварными речами и бренными подарками, к воплощению своего желания лестью их склоняя, спешит им давать всяческие обещания. Как родня его, так и он сам с начала своей жизни при всех царях получить власть желал и разнообразное зло всегда замышлял против государей своих: с давних пор были они властолюбцы, а не боголюбцы. Так с большим трудом получил Василий царский скипетр, неправедный и коварный свой изменнический пот утерши, в сонм царствующих вошел, предков своих превзошел. Ласковым участием привлекая и заботясь обо всех, спеша давать обещания милостивые всем нуждающимся, милости и благодеяния всем людям суля, – этими словами во множестве людей он хотел любовь возбудить и вызвать их похвалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что мужчины носили на руках запястья, т. е. браслеты, это видно из рассказа амаликитянина о том, как он убил Саула. „Тогда он (Саул) сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня. И я подошел к нему и убил его; ибо знал, что он не будет жив после падения. И взял я царский венец, бывший на голове его, и запястье, бывшее на руке его, и принес их к господину моему сюда“. ( 2Цар. 1: 10 ). А что это не было царское собственно украшение, это видно из книги пророка Иезекииля. Укоряя дщерь Сиона за ее распутство, Иегова говорит, что пред нее, когда она сидела на троне, выводили пьяниц из пустыни, и она возлагала на руки их запястья и на головы их красивые венки. Запястья были двух родов. Одни назывались ес-сада и надевались на руку близь локтя, а другие назывались самид; их носили на кисти руки. Были еще браслеты в форме цепочек или золотых нитей. Они назывались шероф. ( Ис.3:19 ). Те браслеты, какие подарил Елеазар, слуга Авраама, Ревекке, весили 10 сиклей золота ( Быт. 24: 22 ) Нечего говорить, что мужчины у евреев, подобно женщинам, носили кольца и перстни. И Иегова представляется у пророка Иеремии имеющим перстень. „Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, Царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя“ ( Иер. 22: 24 ). На перстне цари и знатные вельможи часто вырезывали свою печать. „Тогда снял царь перстень с руки своей, читаем в книге Есфирь, и отдал его Аману, сыну Амадафа, Вугеянину, чтобы скрепить указы против Иудеев “( Эсф.3: 10 ). Во всех политических и денежных сделках на востоке, говорит один писатель, существенным считается не подпись, а печать. Печать иногда носили на шее, под одеждою, а иногда вставляли в перстни и носили на руке. Печать прикладывали к куску глины, который потом обжигали и привешивали на ремне к документу. Многие свитки уже давно погибли; ремни обратились в прах, но глиняные оттиски сохраняются в целости доселе. Мы имеем печати египетских царей за 3000 лет до Р. X., а печати Вавилонские на 1000 лет старше, между прочим, сохранилась печать Сигора, жившего при Сальманассаре ( 4Цар. 17: 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Я ныне во сне много пострадала за Него. Что это был за сон, в Евангелии не сказано. Римскими законами было строго запрещено женам судей вмешиваться в их дела по должности, и если жена Пилатова решилась сообщить свой сон мужу, то значит, она была очень убеждена в истине того, что ей было открыто во сне. В сочинении, известном под именем «Письма жены Пилата» к подруге говорится, что во сне она видела, как Иисус Христос, облеченный божественным величием, судил всех людей, которые трепетали пред Ним, и между душами осужденных Им и низвергнутых в бездну пламени, находились те, которые на суде требовали от ее мужа смерти Христовой. Сон удостоверял жену Пилата не только в том, что Иисус Христос невинен, но и в том, что Он – праведник, а это в устах язычницы означало человека необыкновенно добродетельного, любимца Божия. «Дивное дело, замечает блаж. Феофилакт, Судимый Пилатом устрашает его жену!.. Сон этот был делом промышления Божия – не для того, чтобы был освобожден Христос, а – чтобы спаслась та жена.» «Почему же не сам Пилат видит сон? вопрошает св. Златоуст, и отвечает: или потому, что жена наипаче была достойна сего, или потому, что если бы он видел, то не поверил бы ему, и даже, может быть, не сказал бы о нем. Посему так и устроено, чтобы жена видела сей сон, дабы известным это сделалось для всех. Но и не просто видит она сон, а и страдает много, дабы муж, хотя бы из сострадания к жене, помедлил совершить убийство». Шествие Иисуса Христа на Голгофу, – возложение креста Его на Симона Киринейского и плач женщин о Нем. Лк.23:26 . И яко поведóша егó, éмше Симона некоего киринéа, грядýща с селá, возложиша нáнь крéст, нести по Иисýсе. (И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.) По сказанию свв. еванг. Матфея ( Мф.27:27, 31 ) и Марка ( Мк.15:16, 20 ), после осуждения Господа на крестную смерть Пилатом, воины в претории, т. е. в судебной палате римского правителя немало ругались над Ним: раздев Его, надели на Него багряницу – род одежды царей или знатных людей, красного цвета, и сплетши венец из колючего терна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость, как бы царский скипетр, и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него, и взявши трость, били Его по голове, и уже после этих поруганий повели Господа на распятие, дав Ему Самому нести крест ( Ин.19:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В двадцать восьмое лето да славословят Сына все сильные, которые не могли избавить нас от пленяющего. Один Достопокланяемый, Который был умерщвлен, возвратил нам жизнь. Благословенно избавление Твое! В двадцать девятое лето да славословит с нами Иов. Он пострадал за себя, а Господь наш за нас претерпел заплевания, копие, терновый венец, бичевания, поношения, поругания, осмеяния. Благословенно милосердие Его! В тридцатое лето да славословят с нами мертвые, которые воскрешены, и живые, которые обратились к покаянию; да славословят высота и глубина, умиротворенные Сыном. Благословен Он и Отец Его!   На Рождество Христово К тому горнему сонму, который славословил достославное время, назначенное для нашего спасения, и благословенный день, предуставленный для радостей, да присоединюсь с любовью и я. С этим сонмом да возвеселюсь и чистыми песнопениями да восхвалю Младенца, да воспою Рождшемуся (Родившемуся): свят! да прославлю Спасшего нас. Взыграли пред Ним гусли предвозвещавших Его пророков; возликовали пред лицом Его первосвященники, пламеневшие к Нему любовью. Родившемуся от Девы, Господу дев, принесли венец цари, от которых произошел Он. Как Царь, — всем дает Он Царство. Как Первосвященник, — всем дарует очищение. Как Агнец, — всем уготовляет трапезу. Восстали все царские грады, чтобы своими руками принести Тебе златые венцы. Венцы Тебе, Господи Иисусе, в славословии уст своих приносят Иудейские грады — эти словесные венцы. Тебя вместе с прочими городами увенчивают Вифлеем, Кана, Назарет, Вифания, Сихем и Самария. Первый венец приносит Тебе град Твой. Два венца приносят Тебе Мария и принявший Тебя вертеп. Из Твоей же собственности все грады чинно приносят Тебе венцы и Царь Господь приемлет, что Им же дано. Соплетают и приносят Тебе победный венец для прославления Твоего грады Твои. Да поклонится и да принесет Ему венец Матерь Его, как матерь возложила царский венец на Соломона. Но Соломон не устоял в борьбе, стал язычником и повредил свой венец, а Сын Давидов, воссиявший из Давидова дома, прославил дом отца Своего, возвеличил престол его, превознес род его, и цевница его оглашает всякую страну.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Поистине, чтоб от венца царева как от средоточия на все царство простирался животворный свет «честнейшей... камений многоценных» (Притч. 3:15) мудрости правительственной, — чтоб мановения скипетра царева подчиненным властям и служителям воли царевой указывали всегда верное направление ко благу общественному, — чтобы рука царева крепко и всецело обнимала державу его, чтобы меч царев был всегда уготован на защиту правды и одним явлением своим уже поражал бы неправду и зло, чтоб царское знамя собирало в единство и вводило в стройный чин миллионы народа, чтобы труда и бодрствования царева доставало для возбуждения и возвышения их деятельности и для обеспечения покоя их, — не высший ли меры человеческой потребен для сего в царе дар?! Посему-то благочестивейший император наш, приемля свой царский венец, при всенародной молитве всего царства и церкви, взыскует еще свыше помазания от Святого, взыскует чрезвычайных даров Духа Всемогущего для благо-поспешного и богоугодного царствования. С благоговейною радостию взираем мы на царский венец, который недосязаемо превознесен над нами, но который осеняет всех нас и которым все мы можем хвалиться пред народами. Радостен сей венец для нас, потому что он для всех нас есть покров, защита, слава, украшение; но тяжел он для венценосца, потому что это венец избрания и освящения на великие подвиги, а не венец награды и покоя после подвигов. Тяготы огромной России носит благочестивейший самодержец, исполняя «закон Христов» (Гал. 6:2) и закон царский. Какая потребна сила, чтоб поднять, и носить, и направлять в движение силы всей России! Праведно посему, чтоб все силы россиян соединялись, дабы по возможности облегчать бремя, носимое самодержцем, — чтоб все сердца россиян соединялись, дабы всеусердными молитвами призывать ему силу от Того, Имже «царие царствуют» (Притч. 8:15) «Господи, силою Твоею да возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело» (Пс.20:2)! ЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава седьмая О благоговейном почитании царя Господь и Спаситель наш повелевает нам: «воздадите... кесарева кесареви, и Божия Богови» (Мф. 22:21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2991...

И наконец, – что должно было относиться не в одному только его правлению, но составлять обновление земли и на всё последующее время, – приказал исправить судебник своего деда и написать великие заповеди (относительно устройства суда), чтобы этот суд был праведен и безпосулен во всяких делах 1589 . Государь несколько замедлил с этим празднеством своего рода новолетия, как нужно думать, потому, что, с одной стороны, предложение митрополита принять царский венец застало его врасплох, так что он не сразу мог собрать свои силы, чтобы на деле осуществить своё намерение стать новым человеком. А с другой стороны – потому, что он желал явиться перед представителями народа окружённый ореолом военной славы, для чего предпринял два похода под Казань (с 11 Декабря 1547 по 7 Марта 1548 года и с 20 Ноября 1549 по 25 Марта 1550 года, оба окончившиеся, впрочем, неудачно). Помышлял было государь и об ином обновлении России, именно – о вещественном обновления её промышленного быта через вызов из западной Европы всякого рода мастеров и ремесленников. Но эти его помышления остались не осуществлёнными 1590 . Итак, митрополит Макарий, не имевший возможности быть воспитателем Ивана Васильевича, оказал государству величайшую услугу тем, что совершил нравственное исправление Ивана IV, подействовав на его благородное честолюбие. Что он возложил царский венец на Ивана Васильевича, само по себе это не составляет его особенной заслуги, ибо венец этот государи наши возложили бы на себя и без него; но что он поспешил возложить его на Ивана Васильевича, в намерении благодетельно подействовать на последнего, в чём и не обманулся, это должно быть признаваемо за несомненную и очень важную заслугу 1591 . Возлагая царский венец на Ивана Васильевича, Макарий помышлял в отношении к государству о том, чтобы совершить нравственное исправление государя. Но вместе с этим царским венцом у него соединены были и чрезвычайно важные помыслы церковные. Судьбами Божьими нашему русскому государству предназначена была высокая роль стать третьим православно-христианским царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Восстали все царские грады, чтобы своими руками принести Тебе златые венцы. Венцы Тебе, Господи Иисусе, в славословии уст своих приносят иудейские грады – эти словесные венцы. Тебя вместе с прочими городами увенчивают Вифлеем, Кана, Назарет, Вифания, Сихем и Самария. Первый венец приносит Тебе град Твой. Два венца приносят Тебе Мария и принявший Тебя вертеп. Из Твоей же собственности все грады чинно приносят Тебе венцы, и Царь Господь приемлет, что Им же дано. Сплетают и приносят Тебе победный венец для прославления Твоего грады Твои. Да поклонится и да принесет Ему венец Матерь его, как матерь возложила царский венец на Соломона. Но Соломон не устоял в борьбе, стал язычником и повредил свой венец, а Сын Давидов, воссиявший из Давидова дома, прославил дом отца Своего, возвеличил престол его, превознес род его, и цевница его оглашает всякую страну. Приснопамятна родившая Его Матерь, достойно благословений носившее Его чрево. Как отец Его восхваляется Иосиф, по благости наименованный отцом Сыну Истинного. Послан Пастырь взыскать заблудшую и погибшую овцу, и Он принес ее и ввел в овчий двор. Более всех спасаемых возвеселил Он меня, потому что зачала Его во чреве; более всех возвеличенных Им возвеличил Он меня, потому что родила Его. Войду в рай жизни и, где согрешила Ева, там прославлю Его, потому что меня избрал Он из всех жен и благоволил соделать своею матерью, а сам благоизволил стать сыном моим. Да возблагодарит Тебя Вифлеем, сподобившийся быть местом рождения Твоего. Да соплетет Тебе венец из вещаний Михеевых. Это пророчество есть сад, исполненный цветов, – да созовет оно пророков и царей насладиться венцом Его; в него приносит Моисей прообразования, Исаия – радостные тайны; его притчи испещряют цветами. Прославлять меня будут уста славных, потому что восприняла я младенцем Того, Кто Сын Сокровенного. Он явился и вознес меня на горнюю высоту, чтобы со святыми на небесах и с ангелами славословила я Того, Кто славою Своею наполняет небеса, и они не могут вместить в себе величия Его, хотя Он умалил Себя и полагается в яслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010