Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вел. кн. Димитрий Александрович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294, близ Волока Ламского), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами), 2-й сын вел. кн. Владимирского св. Александра Ярославича Невского , брат св. кн. Даниила Александровича , отец св. кнг. Марии Димитриевны (в иночестве Марфы), 2-й супруги кн. св. Довмонта (Тимофея) . Д. А. впервые упоминается в Новгородской I летописи под 1259 г., когда отец посадил его наместником в Новгороде вместо старшего сына Василия, отказавшегося выполнить приказ вел. князя и принять в городе ордынских численников. В 1262 г. вместе с дядей кн. Ярославом (Афанасием) Ярославичем Д. командовал объединенными войсками Новгорода, Пскова и княжеств Сев.-Вост. Руси в походе на Дерпт (совр. Тарту, Эстония), предпринятом по приказу вел. кн. Александра Невского и завершившемся победой русских войск. Зимой 1263/64 г., после смерти Александра Невского, новгородцы сместили Д. А. с княжения, «зане князь зело мал бяше» (НПЛ. С. 84). Д. А. вокняжился в Переяславле Залесском. Поход князей Димитрия Александровича и Ярослава Ярославича на Дерпт. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 29 об.) Поход князей Димитрия Александровича и Ярослава Ярославича на Дерпт. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 29 об.) В 1268 г. Д. А. по просьбе новгородцев оказал им помощь в войне с Ливонским орденом. 18 февр. он разгромил рыцарское войско у замка Раквере (Раковор). В ливонской «Рифмованной хронике» говорится, что «король Дмитрий был героем: с пятью тысячами русских избранных воинов предпринял он наступление, когда другие войска его отступили» ( Матузова В. И. , Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII - 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002. С. 249). В псковской «Повести о Довмонте» (2-я четв. XIV в.) Д. А. прославляется как защитник правосл. Руси: «И бысть сеча велика с погаными немцы на поле чисте, помощию Святые Софеи, Премудрости Божии, и Святые Троицы немецкие полки побиша... И славна бысть вся земля... страхом грозы хрбрьства князя Дмитрея и зятя его князя Довмонта» ( Охотникова. С. 190). Однако общая неудача военной кампании 1268 г. привела к тому, что Д. А. вынужден был оставить Новгород.

http://pravenc.ru/text/178187.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 5.07.1383, Н. Новгород), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383), 2-й сын нижегородского и суздальского кн. Константина Васильевича и кнг. Анны. Вел. кн. Димитрий Константинович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) Вел. кн. Димитрий Константинович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) Согласно завещанию отца, в 1355 г. Д. К. получил в наследство 2-й по значимости княжеский стол в Нижегородско-Суздальском княжестве - в Суздале. В 1360 г. хан Навруз, решая вопрос о Владимирском великом княжестве , предпочел 9-летнему сыну скончавшегося незадолго до этого вел. кн. Иоанна II Иоанновича св. Димитрию нижегородского кн. св. Андрея Константиновича , старшего брата Д. К. Однако кн. Андрей из-за болезни и отсутствия склонности к гос. деятельности уступил великое княжение Д. К., который 22 июня 1360 г. торжественно сел на владимирский стол; власть Д. К. признал Вел. Новгород. В 1360 г. Д. К. при поддержке брата Андрея и ростовского кн. Константина Васильевича созвал в Костроме княжеский съезд, на к-ром обсуждалось требование хана Хызра (Хидыря) выдать новгородцев, разграбивших в Ср. Поволжье ордынский г. Жукотин; князья решили выдать виновных. В следующем году Д. К. вместе с ростовскими и ярославскими князьями совершил поездку в Орду. Хызр подтвердил его великокняжеские права, но, прежде чем рус. князья уехали обратно, в Орде началась «замятня велика», и хан был убит. Д. К. на неск. месяцев задержался в Сарае для подтверждения своих полномочий. В 1362 г. Д. К. и московский кн. Димитрий «сперлися о великом княжении», каждый из них отправил послов к хану Мюриду (Мурату), боровшемуся за власть в Орде. Ярлык на великое княжение получил правитель Москвы. Д. К. не признал это решение, но, после того как московская рать двинулась к Переяславлю Залесскому, где находился Д. К., был вынужден отступить сначала во Владимир, затем в Суздаль. Во время этого конфликта лишились княжений союзники Д. К.- ростовский, галичский и стародубский князья. В янв. 1363 г. вел. кн. Димитрий Иоаннович въехал во Владимир и занял великокняжеский стол. В том же году он получил ярлык на великое княжение еще от одного претендента на власть в Орде - Абдуллы (от имени к-рого фактически правил эмир Мамай). В этой ситуации Д. К. удалось склонить на свою сторону хана Мюрида, пославшего к суздальскому князю с ярлыком на великое княжение кн. Ивана Белозерского с отрядом из 30 ордынцев. Д. К. вновь вступил во Владимир, но вскоре был изгнан из города, и кн. Димитрий Иоаннович осадил его в Суздале. Оказавшись без поддержки, Д. К. капитулировал и признал переход великого княжения к правителю Москвы.

http://pravenc.ru/text/178237.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание субъект РФ в составе Дальневосточного федерального округа. Территория - 464,3 тыс. кв. км. Центр - Петропавловск-Камчатский. К. к. расположен на крайнем востоке азиат. части России, на п-ове Камчатка, который омывается водами Охотского (на западе) и Берингова (на востоке) морей, Тихого океана (на юго-востоке), К. к. включает также Командорские о-ва и о-в Карагинский (в Беринговом м.), граничит с Магаданской обл. и Чукотским АО . Природу края определяют приморское положение территории, большая (1800 км) протяженность с северо-востока на юго-запад, преобладание горного рельефа и активное проявление вулканизма (160 вулканов, в т. ч. 29 действующих). Население - 322 тыс. чел. (2010). Национальный состав: русские - 85%, представители коренных народов - ок. 5 (коряки - 6,6 тыс. чел., ительмены - 2,3 тыс. чел., камчадалы, чукчи, эвены, алеуты - ок. 7 тыс. чел.), украинцы - 3,9, татары - 0,8, белорусы - 0,7% и др. История, административное устройство Археологические находки, относящиеся к эпохе позднего палеолита и раннего неолита (раскопки у Ушковского оз.), свидетельствуют о древнем освоении человеком территории К. к. Среди более поздних археологических культур выделяют древнеительменскую, древнекорякскую и др. культуры, относящиеся к I тыс. по Р. Х. Для культур II тыс. характерны обширные связи с народами Курильских и Алеутских островов. Петропавловская гавань. Гравюра к 1-му изданию книги С. Н. Крашенникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ) Петропавловская гавань. Гравюра к 1-му изданию книги С. Н. Крашенникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ) В сер. XVII в. началось проникновение на территорию К. к. рус. землепроходцев (экспедиции М. В. Стадухина в 1650, И. М. Рубца (Бакшеева) в 1661-1663 и др.). Экспедиция В. В. Атласова, проникшая в 1696-1699 гг. в глубь Камчатского п-ова, составила 1-е описание края и заложила 1-е рус. поселение -Верхнекамчатский острог.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

В окт. 1578 г. рус. войска в Ливонии потерпели серьезное поражение под Венденом (Цесисом) от польско-швед. войск. В авг. 1579 г. войска Батория взяли Полоцк, в следующем году они вступили на территорию Новгородской земли, в нач. авг. 1580 г. были взяты Вел. Луки. В королевской ставке стали возникать планы оторвать от Русского государства весь северо-запад с его главными центрами - Новгородом и Псковом. В Новгород была послана грамота, призывавшая жителей города поднять восстание против «тирана», а захват Пскова стал целью нового похода Батория, в авг. 1581 г. осадившего город. Сохранились свидетельства, что на «соборе», созванном царем зимой 1580/81 г., дети боярские заявили, что они не в состоянии продолжать войну. Эти крайне неблагоприятные для царя события совпали по времени с личной драмой: 19 нояб. 1581 г. в Александровой слободе скончался старший сын царя, наследник Иоанн Иоаннович , избитый незадолго до этого И. В. в порыве гнева. В тяжелой ситуации, сложившейся внутри гос-ва, царь пытался искать помощь даже в Риме. Обещая в будущем папе союз против османов, И. В. просил его содействовать заключению мира между Россией и Речью Посполитой. Папский посредник иезуит Антоний Поссевино прибыл в Москву, когда уже началась осада Пскова. Героическая оборона города сорвала планы политиков Речи Посполитой, но в стране, истощенной войной, не было сил на то, чтобы отбросить от Пскова польско-литовскую армию и добиться победного окончания войны. Пока шла осада Пскова, Русское гос-во потерпело еще одно поражение. Бросив все силы на борьбу с Баторием, И. В. увел к Пскову войска из Ливонии, и этим воспользовались шведы. 6 сент. 1581 г. швед. армия взяла штурмом Нарву, и Россия утратила свой порт на Балтике. Затем шведы заняли лежавшие на др. берегу р. Наровы новгородские пригороды. Царь Иоанн IV. Гравюра с рис. М. М. Зеленского. 3-я четв. XIX в. (РГБИ) Царь Иоанн IV. Гравюра с рис. М. М. Зеленского. 3-я четв. XIX в. (РГБИ) 15 янв. 1582 г. близ Яма Запольского при посредничестве Поссевино было заключено перемирие на 10 лет. Речь Посполита вернула занятые польско-литов. войсками рус. города в Новгородской и Псковской землях, а Россия уступила все земли в Ливонии, находившиеся ко времени заключения договора под рус. властью. Вопрос о ливонских землях, занятых шведами, в договоре был обойден молчанием. И. В. рассчитывал, заключив мир с Баторием, отвоевать у шведов Нарву. Но планы эти осуществить не удалось. В Казанском крае началось широкое восстание марийцев, которое сумели подавить лишь после смерти И. В. Уже осенью 1582 г. царь был вынужден отправить в Поволжье большое войско. В авг. 1583 г. на р. Плюссе было заключено перемирие со Швецией на 3 года, по условиям к-рого Швеции отошли не только земли в Ливонии, но и рус. земли, занятые шведами в последние годы Ливонской войны.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

Владимир, 2001; Федотов А. А. Реформа приходского управления и закрытие храмов в 1960-е годы: (По мат-лам Ивановской, Владимирской и Костромской обл.)//Ист. вестн. М.; Воронеж, 2001. 1(12). С. 158-165; Вахтанова Н. В. Судьба суздальских священнослужителей и монашествующих в 20-30-х гг. ХХ в.//ГВСМЗ: Мат-лы исслед. Владимир, 2002. Сб. 8. С. 30-41; История и деятельность «Правосл. братства св. блгв. вел. кн. Александра Невского» при Богородице-Рождественском мон-ре в г. Владимире (1879-1918)// Попова М. П. И поиск длится целый век. Владимир, 2002. С. 14-21; Катышев Г. И. Петушки обетованные. М., 2002; Максимова Н. Д. Закрытие Владимирской ДС//Город Владимир, век ХХ: Мат-лы обл. краеведч. конф. (20 апр. 2001 г.). Владимир, 2002. С. 81-83; Иереи Шуйского уезда Владимирской губ. (XIX в.- 1918 г.): Ист.-генеалогич. справ. Иваново, 2003. Библиогр.: Масанов И. Ф. Библиография Владимирской губ. Владимир, 1905. Т. 1. Памятники церковного искусства г. Владимира Архитектура «Златые врата в Владимире на Клязьме». Гравюра С. Галактионова. XIX в. (РГБИ) «Златые врата в Владимире на Клязьме». Гравюра С. Галактионова. XIX в. (РГБИ) Первое упоминание о г. Владимире в летописях содержится под 1108 г. (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. Стб. 6616). Основание города по летописным сводам XV в. связывают со св. равноап. кн. Владимиром, к-рый в память о пребывании на Суздальской земле назвал его своим именем и построил деревянную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в 990-992 гг. По мнению совр. ученых, город был заложен кн. Владимиром Мономахом, к-рый построил крепость с оборонительными укреплениями, соединил овраги, превратив их в защитные рвы, и возвел в «городе» каменную ц. во имя Спасителя в 1108 г. Город, построенный до 1155 г., был невелик, с севера граничил с р. Лыбедь, с юга - с Клязьмой. Сохранились фрагменты валов нач. XII в.- вост. Ивановского (по названию ворот), проходившего за нынешним Рождество-Богородицким мон-рем (в районе ул. Столетовых), и зап. Троицкого (СПАМИР. С. 150). По воле сына Мономаха кн.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Мономах (1053/54 - 19.05.1125, Киев), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), один из наиболее выдающихся гос. деятелей средневек. Руси, писатель. Сын киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича (1078-1093) и родственницы (дочери?) визант. имп. Константина IX Мономаха (1042-1055). Был женат трижды: ок. 1073 г.- на Гиде, дочери последнего англо-саксон. кор. Харальда, от этого брака у В. В. были сыновья св. Мстислав (Феодор) Великий, Изяслав, Ярополк и Вячеслав; ок. 1099 г.- на неизвестной, матери сыновей Юрия (Георгия) Долгорукого, Андрея и Романа; в последний раз - после 1107 г. Погребен в киевском Софийском соборе рядом с отцом (ныне погребения утрачены). Известны многочисленные свинцовые печати В. В. с изображением свт. Василия Великого , в честь к-рого князь был крещен, и с греч. или рус. молитвенной надписью: ΣΘΡΑΓ[ΙΣ] ΒΑΣΙΛΙΟ[Υ] ΤΟΥ ΠΑΝΕΥΓΕΝΕΣΤΑΤ[Ο]Υ ΑΡΧΟΝΤΟΣ ΡΟΣΙΑΣ ΤΟΥ ΜΟΝΟΜΑΧΟΥ[ΟΥ] («печать Василия, благороднейшего архонта Росии, Мономаха») и «ГИ ПОМОЗИ РАБОУ СВОЕМОУ ВАСИЛЬЕВИ КНАЗОУ РОУСЬСКОГО [Так!- А. Н.]» или подобное. Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона При жизни Всеволода политическая деятельность В. В., начавшаяся, по княжескому обычаю тех времен, рано - c 13 лет, в сер.- 2-й пол. 60-х гг. XI в., осуществлялась в рамках политики его отца, в качестве наместника к-рого он занимал последовательно различные княжеские столы: в Ростове, Владимире-Волынском, Турове (60-70-е гг. XI в.), Смоленске (1076/77-1078), Чернигове (1078-1094, с 1093 как самостоятельный князь). Очевидно именно зависимостью от политической линии Всеволода объясняются отдельные действия В. В. этого периода (напр., поход против волынского кн. Ярополка (Петра) Изяславича в 1085), к-рые плохо согласуются с его политическими воззрениями, насколько они вырисовываются в период самостоятельного правления князя, и о к-рых сам В. В. предпочитал умалчивать в подробном каталоге своих военных походов в составе «Поучения к детям». В это время В. В. приходилось исполнять и поручения киевских князей: так, по приказу киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича он участвовал вместе с сыном последнего Олегом (Михаилом) Святославичем в походе в Чехию осенью 1075 г., чуть ранее - в 1074 г. заключал мирный договор с польск. кн. Болеславом II.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

В 1774-1775 гг. по заказу имп. Екатерины II Ф. И. Шубин создал серию барельефов с поясными портретами рус. князей для круглого зала Чесменского дворца в С.-Петербурге (с 1849 - в Оружейной палате, копии - в куполе главного круглого зала Московского Сената, а также в Петровском дворце и в здании Сената в Московском Кремле), куда входило изображение И. В. ( Рязанцев. 2003. С. 16, 117, 470). Он также представлен в 2 разных по размеру сериях бюстов российских вел. князей и царей, выполненных на с.-петербургской фабрике Ф. Ю. Шопена (1854, 60-70-е гг. XIX в., собрание Н. С. Тагрина; Гончарова Л. Н. Русская художественная бронза XIX в. М., 2001. С. 84-85. Примеч. 238); бюсты установлены на круглых постаментах с именами правителей. «Иоанн разрывает ханскую грамоту». Гравюра по картине Н. С. Шустова. 1862 г. (РГБИ) «Иоанн разрывает ханскую грамоту». Гравюра по картине Н. С. Шустова. 1862 г. (РГБИ) Изображение «Родословного древа русских князей и царей», включающее портрет И. В., встречается на декоративных костяных пластинах холмогорской работы 1772-1774 гг. (мастерская О. Х. Дудина, ГИМ; см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 401. Кат. 22), 1774 г. (Я. И. Шубный, ГИМ), кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. (повторяет портретные медальоны Шубина; ГРМ), кон. XVIII в. (Егорьевский ист.-худож. музей; см.: Егорьевские диковины: Сокровища, редкости, курьезы и прочие замечательные вещи из колл. М. Н. Бордыгина, ныне собр. Егорьевского ист.-худож. музея. М., 2008. С. 230-233); известна резная костяная кружка авторства Дудина (70-е гг. XVIII в., ГЭ), украшенная 58 медалями с портретами рус. князей и царей ( Щукина. 2000. С. 101; Рязанцев. 2003. С. 470). В разных видах изобразительного искусства существуют исторические композиции, где представлены жизнь и деятельность И. В. Большое количество миниатюр, посвященных И. В., содержится в Голицынском и Шумиловском томах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225; F.IV.232). На миниатюрах И. В. показан младенцем, безбородым юношей, молодым мужчиной и старцем. Как правило, на нем богатая княжеская одежда разных цветов: кафтан, шуба и княжеская шапка. Индивидуальных отличий иконография И. В. на миниатюрах свода не имеет, поэтому во мн. случаях его невозможно отличить от др. персонажей.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Зилантов мон-рь. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Зилантов мон-рь. Гравюра. XIX в. (РГБИ) В Смутное время епархией управлял митр. Ефрем , он вместе с гражданскими властями обеспечивал поддержку казанцами царя Василия Иоанновича Шуйского. Летом или в нач. осени 1606 г. Казанский митрополит отлучил от Церкви отказавшихся от присяги царю Василию Иоанновичу жителей Свияжского у., после чего Свияжск вернулся под власть царя (отлучение с жителей уезда было снято по указу патриарха Ермогена 22 дек. 1606). По благословению митр. Ефрема казанский отряд воеводы В. П. Морозова, отправившийся в Первое ополчение, взял с собой список Казанской иконы Божией Матери. Грамоты митр. Ефрема, отправленные в разные города, способствовали формированию Второго ополчения во главе с К. М. Мининым и Д. М. Пожарским . В 1611-1613 гг. митр. Ефрем являлся временным главой Русской Церкви, по просьбе земского правительства Минина и Пожарского рукополагал архиереев, 11 июля 1613 г. венчал на царство Михаила Феодоровича . В 1615 г., во время восстания местного мусульманского и языческого населения, вызванного поборами и произволом местной администрации, были уничтожены храмы в селах Казанского у., пострадало множество православных людей. Это было последнее столкновение на межконфессиональной и межнациональной основе в истории Казанского края. Седмиезерная пустынь. Литография. Кон. XIX в. Седмиезерная пустынь. Литография. Кон. XIX в. В 1-й пол. XVII в. в Казанской епархии были созданы новые монастыри, в т. ч. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери и Седмиезерный Вознесенский мон-рь (см. Седмиезерная Богородицкая пуст. ). По переписным книгам 1646 г., за Казанским архиерейским домом в Казанском у. насчитывалось 3200 крестьян и бобылей, а в Свияжском у.- 2100 чел. В 1654 и 1656 гг. Казань пострадала от эпидемии чумы, погибли почти все монашествующие в Спасо-Преображенском, Седмиезерном, Богородицком монастырях и городское духовенство, в авг. 1656 г. от чумы скончался митр. Корнилий . Избавление Казани от эпидемии связывают с Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери. Ок. 1688 г. на традиц. месте встречи крестного хода с Седмиезерной иконой был основан казанский Кизический в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-рь . Во 2-й пол. XVII в., после сооружения системы засечных черт, активно заселялась юж. часть Ср. Поволжья - современные Самарская и Ульяновская области, юг Татарстана и Чувашии, где приходов стало больше, чем на территориях, освоенных во 2-й пол. XVI в. В XVI-XVII вв. сооружали храмы в Чебоксарах, Алатыре, в крепостях Цивильск и Ядрин (1584), к-рые изначально были заселены русскими переселенцами - выходцами из Центр. России и из верхневолжских земель. Важнейшим памятником храмового зодчества XVII в. в регионе является Введенский собор в Чебоксарах, возведенный в камне в 1651 г. на месте сгоревшего деревянного. Внутреннее оформление собора (XVIII в.) служило образцом для др. храмов епархии.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Об успехах христианизации края можно говорить в связи с возникновением в XIV в. Спасо-Преображенского Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастырей на Ладожском оз. Памятник имп. Петру I в Петрозаводске. Скульптор И. Н. Шредер. 1873 г. Фотография. Кон. ХХ в. (РГБИ) Памятник имп. Петру I в Петрозаводске. Скульптор И. Н. Шредер. 1873 г. Фотография. Кон. ХХ в. (РГБИ) В 1478 г. Корельская земля и Обонежская тысяча вместе с др. землями Новгородской республики присоединились к Великому княжеству Московскому. В 1495-1596 гг. существовали Обонежская (занимала территорию Обонежской тысячи, охватывала большую часть К., кроме сев. и юго-зап. районов) и Водская пятины (включала помимо Карельского перешейка с г. Корела совр. Лахденпохский, Сортавальский и Питкярантский районы К.). Сев.-Зап. Приладожье и Карельский перешеек в 1500 г. вошли в Корельский у., Заонежье с р. Свирь (Заонежские погосты) и территория от бассейна р. Кемь на севере до Сямозера на юге (Лопские погосты, включали 7 материковых и 2 беломорских погоста) - в Новгородский у. В 1582 г. север совр. К. вошел в состав новоучрежденного Кольского у. с центром в г. Кола. Оставаясь в составе Новгородского у., Заонежские погосты в 1585 г. обрели статус отдельного округа с центром в Оште, Лопские погосты в XVI в. также получили определенные атрибуты самостоятельности (собственные судебные органы). После конфискации в кон. XV в. вотчин новгородских бояр карельские крестьяне стали черносошными (с XVIII в. государственные), небольшая часть крестьян до 1764 г. принадлежала мон-рям, в т. ч. Соловецкому в честь Преображения Господня муж. мон-рю , владения к-рого в К. составляли особый округ. Валаамский мон-рь. Гравюра. 1864 г. (РГБ) Валаамский мон-рь. Гравюра. 1864 г. (РГБ) Территория К., занимавшая пограничное положение, неоднократно страдала в ходе русско-шведских войн. На заключительном этапе Ливонской войны 1558-1583 гг. Корельский у. был захвачен швед. войсками, возвращен в состав Русского государства в результате русско-швед.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

В период правления еп. Платона был восстановлен и освящен обрушившийся в 1722 г. Рождественский собор Боголюбского мон-ря. Управление епархией пришло в расстройство при архиеп. Антонии, бывш. католикосе Грузии (см. Антоний I (Багратиони) ), в 1757 г. переселившемся в Россию и 23 нояб. получившем в управление Владимирскую кафедру. Поскольку архиерей не знал рус. языка, в помощь ему назначались архимандриты - наместники владимирского Цареконстантиновского мон-ря Никон (Красовский), Товия, Амвросий, фактически управлявшие епархией. В дек. 1762 г. архиеп. Антоний вернулся в Грузию. Из распоряжений, относящихся ко времени его пребывания на Владимирской кафедре, известен указ о запрете духовенству ходить в лаптях и «простонародном платье». В ходе секуляризации церковных имуществ в 1764 г. В. е. была отнесена к 3-му классу в числе 15 др. епархий, гл. обр. выделенных в 1744 г. из Московской епархии. Одновременно произошло перераспределение городов и уездов по епархиям. Теперь во В. е. числились Владимир, Арзамас, Гороховец, Муром, Починки, Темников и Ярополч с Вязниковской слободой (ПСЗ. Т. 16. 12060. С. 555; Т. 44. Ч. 2: Книга штатов. С. 40-43). С 24 мая 1764 г. Владимирский епископ стал титуловаться Владимирским и Муромским. Благовещенская церковь упраздненного Сновицкого мон-ря близ Владимира. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Благовещенская церковь упраздненного Сновицкого мон-ря близ Владимира. Гравюра. XIX в. (РГБИ) После посещения Владимира 13 июня 1767 г. имп. Екатериной II, обратившей внимание на ветхость здания и бедность убранства Успенского собора, в храме начались масштабные ремонтные работы. Императрица распорядилась выделить на эти цели 14 тыс. р., 1 тыс. р. на восстановление собора завещал еп. Павел. Обновлению подвергся гл. обр. интерьер храма. Иконостас собора XV в. был разобран, нек-рые иконы проданы крестьянам с. Васильевского Шуйского у. В соборе установили ампирный иконостас с образами, написанными иконописцами архиерейского дома. Фрески XIII в., а также стенопись работы Даниила Чёрного и прп.

http://pravenc.ru/text/154964.html

  001     002    003    004    005    006