После покорения Россией Казанского ханства для окормления правосл. населения Ср. и Н. Поволжья в 1555 г. была образована Казанская епархия , в состав к-рой вскоре вошли и земли подчиненного в 1556 г. Астраханского ханства. В 1589 г. воеводы князья Г. О. Засекин-Зубок, Р. В. Алферьев-Нащокин и И. А. Нащокин построили на о-ве Царицын на Волге деревянную крепость и в ней церковь. В 1602 г. Н. Поволжье стало частью новоучрежденной Астраханской епархии, к к-рой были приписаны все церкви по Волге, «начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона». Организационному оформлению новой епархии помешало Смутное время . Царицынский воевода Н. М. Плещеев весной 1605 г. признал власть Лжедмитрия I и выполнял поручения самозванца в Москве. В 1606 г. Царицын был захвачен и разграблен казаками во главе с самозванцем Илейкой Коровиным («царевич Петр»). К весне 1607 г. появление самозванцев в станицах донских и волжских казаков стало массовым, во главе отрядов астраханских и царицынских повстанцев стояли «царевичи» Иван-Август и Лавр. 18 дек. 1607 г. на пути из Москвы в свою епархию в Царицыне скончался Астраханский архиеп. св. Феодосий (Харитонов) . Из-за военных действий его тело было предано земле в Казани в следующем году, в 1617 г. перезахоронено в Астрахани. Успенский собор и церковь во имя Св. Троицы в Царицыне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Успенский собор и церковь во имя Св. Троицы в Царицыне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) После избрания на рус. престол Михаила Феодоровича началось восстановление церковной и хозяйственной жизни в Н. Поволжье. В 1614-1620 гг. Царицынская крепость была перенесена на правый берег Волги, в ней построили церкви, по-видимому Иоанно-Предтеченскую и Троицкую, при к-рых в 60-х гг. того же столетия возникли жен. и муж. мон-ри, в 50-х гг. XVII в. в Царицыне упоминается жен. мон-рь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1670 г. Царицын был взят казаками донского атамана С. Т. Разина. Основная часть местного духовенства не поддержала восставших, однако была принуждена подписать крестоцеловальную грамоту, к-рая призывала к сопротивлению царской власти.

http://pravenc.ru/text/155148.html

Гродно. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Гродно. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) В 1901-1915 гг. издавались еженедельные «Гродненские епархиальные ведомости» . 9 дек. 1904 г. был создан Гродненский церковно-археологический комитет и музей для изучения, охраны и популяризации церковных древностей. В 1906 г. состоялось освящение отреставрированной Борисоглебской (Коложской) ц. В 1907 г. завершилось строительство храма в честь Покрова Пресв. Богородицы (совр. кафедральный собор) для войск Гродненского гарнизона. 18 мая 1907 г. указом Святейшего Синода учреждено Белостокское викариатство Гродненской епархии. Во время первой мировой войны большинство священнослужителей и правосл. населения Гродненской губ. было эвакуировано в глубь России. В февр. 1915 г. в Москву выехал архиеп. Михаил (Ермаков) вместе с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. В сент. 1918 г. в Гродно прибыл Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий) и в отсутствие правящего архиерея по благословению Патриарха св. Тихона (Белавина) вступил в управление Гродненской епархией. По Рижскому договору 1921 г. территория Гродненской епархии оказалась в составе Польши. Согласно переписи того же года, на территории епархии жило более 484 тыс. православных, действовало ок. 250 церквей, объединенных в 20 благочиннических округов, и 2 мон-ря (жировицкий Успенский и гродненский Рождества Пресв. Богородицы). В 1923 г. к Гродненской епархии был присоединен Новогрудский повят, ее территория включала помимо данного региона Августовский, Белостокский, Бельский, Гродненский, Сувалкский, Сокульский и Волковысский повяты Белостокского воеводства и Слонимский повят Новогрудского воеводства. В 1928 г. к Гродненской епархии были присоединены приходы Барановичского и Несвижского повятов. В условиях преследования правосл. населения со стороны польск. властей и мер, принимаемых правительством Ю. Пилсудского для отделения польск. правосл. епархий от Русской Церкви, архиеп. Владимир отстаивал необходимость сохранения канонического единства с РПЦ. 13-14 июля 1922 г. этот вопрос обсуждался на Гродненском епархиальном съезде представителей духовенства, была принята резолюция, выражавшая протест против навязываемой автокефалии. Несмотря на протесты, в 1925 г. польск. правительство добилось от К-польского Патриарха издания акта о даровании автокефалии Польской Православной Церкви, частью к-рой стала Гродненская епархия. Священноначалие РПЦ не признало канонической законности этого акта.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСИМОВСКАЯ И САСОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Соборная ул. и ц. Вознесения Христова в Касимове. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Соборная ул. и ц. Вознесения Христова в Касимове. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Рязанской митрополии РПЦ, учреждена по решению Свящ. Синода 5-6 окт. 2011 г. в адм. границах Ермишинского, Кадомского, Касимовского, Клепиковского, Пителинского, Сасовского, Чучковского и Шиловского районов Рязанской обл. в составе новообразованной Рязанской митрополии . Епископом Касимовским и Сасовским был утвержден игум. (с 9 окт. архим.) Дионисий (Порубай), хиротония состоялась 27 нояб. 2011 г. Кафедральный город - Касимов, кафедральный храм - собор в честь Вознесения Господня в Касимове (деревянный Вознесенский собор упом. в Касимове в 1571, первый каменный храм возведен в 1748-1754, совр. здание построено в 1854-1867). Правящий архиерей - еп. Василий (Данилов ; с 25 окт. 2018 г.). Епархия разделена на 13 благочиннических округов: Касимовский городской, 3 Касимовских округа, Ермишинский, Кадомский, Клепиковский, Пителинский, Сасовский, Чучковский, 3 Шиловских округа. В 2012 г. в К. и С. е. насчитывалось 110 приходов (103 действующих храма), жен. мон-рь, в клире епархии состояли 93 священника, 6 диаконов. При ЕУ действуют отделы: миссионерский, образования и катехизации, по работе с молодежью, по социальному служению и благотворительности, а также епархиальные комиссии - ревизионная, дисциплинарно-следственная, богослужебная, церковного искусства, реставрации и сохранения памятников культурного наследия. Территория К. и С. е. до 2011 г. входила в Рязанскую и Касимовскую епархию, Касимов был 2-м кафедральным городом. В 1923-1929 гг. Касимов являлся центром вик-ства обновленческой (см. Обновленчество ) Рязанской епархии, которая в кон. 20-х гг. XX в. вошла в раскольническую Московскую епархию. Обновленческими «Касимовскими епископами» были Геннадий Марченков (1923-1925, 1928-1929 вторично), Алексий Покровский (1925-1928). Кафедральным являлся Вознесенский собор. В 1929 г. обновленческое вик-ство было упразднено, собор закрыт (в 1936 на колокольне была устроена парашютная вышка, в 1960 колокольню разобрали). На территории К. и С. е. в 1922-1925 гг. существовало обновленческое Сасовское викариатство, которое возглавляли сщмч. Иоанн (Троянский ; 1922-1924) и Александр Сахаров (1924-1925). В 20-х гг. XX в. для противодействия обновленчеству рассматривался план создания правосл. Касимовского викариатства, оставшийся нереализованным.

http://pravenc.ru/text/1681215.html

Лютеранская церковь Вознесения Господня в Кёнигсберге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Лютеранская церковь Вознесения Господня в Кёнигсберге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) В 1925 г. лютеране составляли 82% населения Вост. Пруссии, к 1941 г. их доля сократилась до 60%. В 1931-1935 гг. лютеране региона разделились на 2 течения: пронацистскую «Евангелическую церковь германской нации» и «Исповедническую церковь», образовавшуюся в 1934 г. из противников фашизма. Одним из руководителей «Исповеднической церкви» был пастор Х. Линк из Кёнигсберга, арестованный и отправленный в концлагерь в 1937 г. На территории К. о. до Великой Отечественной войны имелось 222 лютеран. церковных здания, из них 124 сохранились полностью, 74 руинированы, остальные разрушены до основания. В Кёнигсберге до войны действовали 33 лютеран. кирхи, насчитывалось ок. 100 тыс. лютеран, что составляло 90% населения города. 15 кирх в период войны получили сильные повреждения, после войны 24 кирхи были снесены. В 1947-1948 гг., перед депортацией немцев, на гос. регистрации в К. о. состояло 6 лютеран. общин, из них 2 были в Калининграде (при кирхе Луизы и при капеллле Фридхоф на кладбище Закхайм). Старшим пресвитером лютеран. церкви в К. о. до 1948 г. являлся пастор Х. Линк. Первая после депортации немцев община лютеран сложилась в области после приезда сюда из Германии в 1991 г. пастора К. Байера (община зарегистрирована в 1994). В наст. время лютеране имеют в К. о. 42 общины, включая 15 зарегистрированных. Кроме Калининграда лютеран. общины имеются в Гвардейске, Славске, Светлом, Мамонове, Черняховске, Правдинске, Гусеве, пос. Гаврилово Озёрского р-на, пос. Большаково Славского р-на, пос. Тургенево Полесского р-на, пос. Бабушкино Нестеровского р-на, пос. Некрасово Гурьевского р-на. Они объединены в пропство (церковный округ) с центром в Калининграде. При пропстве зарегистрирована созданная совместно с другими протестант. течениями межконфессиональная христ. миссия «Свет на Востоке». Одна из лютеран. часовен действует в здании бывш. лютеран. кафедрального собора на о-ве Канта. Большую часть лютеран в К. о. составляют рус. немцы из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Помимо приходов Калининградского пропства в К. о. имеются 2 общины «Единой евангелическо-лютеранской церкви России», созданной в 1991 г.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

храмов, между 1350 и 1500 гг.- еще 57 церквей. В 1457 г. Кёнигсберг стал центром орденского гос-ва и резиденцией главы ордена - великого магистра. (Прежняя столица Мариенбург была утрачена орденом в 1456 г.) В 1523-1525 гг. в Пруссии победила Реформация. В нояб. 1522 г. великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт фон Бранденбург-Ансбах посетил в Виттенберге М. Лютера и в февр. 1523 г. обратился к рыцарям ордена с призывом отказаться от целибата и вступить в брак. Для проповеди лютеранства в Пруссию прибыли посланники Лютера И. Брисман, П. Сператус, А. Озиандер . В 1523-1524 гг. приняли лютеранство Помезанский еп. Эрхард Квайс и Самбийский еп. Георг Поленц, последний в мае 1524 г. начал секуляризацию мон-рей и церковных владений в Самбии. 8 апр. 1525 г. был подписан Краковский мир между находившимися в состоянии войны Польшей и Тевтонским орденом, по которому орден был преобразован в герцогство Пруссия, подвластное Польше и наследственное в семействе Альбрехта. Вслед за тем в Пруссии было введено лютеранство. 6 июля 1525 г. Альбрехт провозгласил «реформационный мандат», 10 дек. утвердил новый церковный устав («Агенда»), по к-рому осуществлялся переход в лютеранство Самбийского еп-ва и частей Варминского еп-ства, входивших в герцогство Пруссия, эта территория была включена в протестант. Самбийское еп-ство. 25 авг. 1530 г. в Пруссии было официально принято Аугсбургское исповедание , герц-ство Пруссия стало 1-м лютеранским гос-вом. Николаевская лютеранская церковь в Кёнигсберге. 1838–1845 гг. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Николаевская лютеранская церковь в Кёнигсберге. 1838–1845 гг. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Хотя Самбийское и Варминское католич. еп-ства номинально продолжали существовать, на практике деятельность католич. Церкви на этих землях была прекращена. Попытка восстановить католические структуры в Пруссии, предпринятая польск. примасом в 1577 г., оказалась неудачной. С 1605 г. в Кёнигсберге официально существовала община поляков-католиков. 7 нояб. 1611 г. польский сейм принял конституцию, которая утвердила свободу вероисповедания в Пруссии. После заключения Вестфальского мира в 1648 г. в Пруссии было установлено равноправие католиков, лютеран и реформатов (кальвинистов), однако это условие не всегда соблюдалось, особенно в отношении католиков и кальвинистов. Только в 1685 г., после того как великий курфюрст Бранденбурга-Пруссии Фридрих Вильгельм, кальвинист, подписал Потсдамский эдикт, в Пруссии возобладала политика веротерпимости.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

в Рижское архиеп-ство. С этого времени на территории Вост. Пруссии действовали 2 католич. еп-ства: в юж. части - Варминское (Эрмландское), на остальной территории - Самбийское, до 1-й пол. XVI в. входившие в Рижское архиеп-ство. Все Самбийские епископы были членами Тевтонского ордена. Собор Девы Марии и св. Адальберта в Кёнигсберге. XIV в. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Собор Девы Марии и св. Адальберта в Кёнигсберге. XIV в. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) К 1255 г. Тевтонский орден завоевал всю Вост. Пруссию. В 1258 г. Кёнигсберг стал кафедрой Самбийского еп-ства, Фишхаузен (ныне г. Приморск) - резиденцией епископов. Кроме Кёнигсберга и Фишхаузена Самбийской кафедре принадлежали Кведнау (ныне Сев. Гора, район Калининграда), Инстербург (ныне Черняховск) и др. города. По мере завоевания орденом новых территорий Самбийский епископ получал их третью часть. Во 2-й пол. XIII в. Самбийская кафедра построила церковные замки в Фишхаузене, Меденау (ныне Логвино Зеленоградского р-на), Тиренберге (ныне Дунаевка Зеленоградского р-на), Цигенберге (ныне Подгорное Зеленоградского р-на), Повундене (ныне Храброво Гурьевского р-на) и др. В Альтштадте, основанном в 1286 г. при крепости Кёнигсберг, в 1300 г. был сооружен временный деревянный собор. На о-ве Кнайпхоф (ныне о-в Канта в черте Калининграда; с 1327 город) в 1333-1380 гг. был возведен кафедральный собор, посвященный Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем святым и св. Адальберту. Кафедральный собор Вост. Пруссии служил местом захоронения наиболее видных представителей высшей светской и духовной иерархии, родовитого дворянства. Здесь были похоронены великие магистры Тевтонского ордена, герцоги Пруссии, епископы Самбийские, а также профессора Кёнигсбергского ун-та (основан в 1544), в т. ч. И. Кант. В кон. XIII в. на территории Самбийского еп-ства открылись 2 муж. мон-ря (кармелитов и францисканцев) и 3 жен. мон-ря (цистерцианок, бенедиктинок и конгрегации св. Елизаветы Венгерской). До 1350 г. было построено 35 католич.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

Руси под властью польск. короля господствующей религией стал католицизм, здесь уже в 50-х гг. XIV в. создавались первые католич. епископства. Митр. Алексий в молодом князе видел буд. сильного правосл. правителя, к-рый объединит рус. земли под своей властью и утвердит в них правосл. веру. В первые годы правления Д. И. митр. Алексий не только направлял политику московского правительства, но и использовал средства, к-рые были у него как у главы Русской Церкви. Так, осенью 1363 г. послы митрополита пригласили городецкого кн. Бориса Константиновича в Москву, но тот отказался приехать, тогда они «церкви затвориша» в Н. Новгороде. Когда в спорах между тверскими князьями Тверской еп. Василий занял позицию, благоприятную для др. врага Москвы - владевшего Микулином кн. Михаила Александровича, по жалобе его тверских противников в 1367 г. приставы митрополита вызвали епископа в Москву, где «про тот суд владыце Василию бышет истома и протор велик». Вел. кн. Димитрий Иоанович. Фрагмент гравюры. 1819 г. (РГБИ) Вел. кн. Димитрий Иоанович. Фрагмент гравюры. 1819 г. (РГБИ) Во 2-й пол. 60-х гг. XIV в. при участии свт. Алексия сформировалась коалиция русских князей во главе с Д. И., к-рая должна была нанести поражение литовцам-язычникам и привести к объединению рус. княжеств вокруг правосл. Москвы. Когда ряд князей нарушили свои обязательства и в начавшейся войне встали на сторону Литвы, митрополит отлучил их от Церкви как вступивших в союз с язычниками против христиан. В июне 1370 г. К-польский патриарх Филофей Коккин подтвердил своим авторитетом эти санкции и призвал особыми грамотами князей, подвергшихся каре, подчиниться авторитету митрополита и заслужить прощение участием в войне с язычниками. О принятии данных мер просили совместно посол вел. князя Даниил и посол митрополита Аввакум. Эти факты говорят о тесном взаимодействии Д. И. и свт. Алексия. Патриарх Филофей писал вел. князю, что с радостью узнал от митрополита, «как ты уважаешь и любишь его и оказываешь ему всякое послушание и благопокорение» (РИБ. Т. 6. 16. Стб. 100). Очевидно, что еще и в 1370 г. вел. князь оставался благодарным воспитанником святителя. Именно в правление Д. И. утвердилась практика, по к-рой соглашения вел. князя с удельными князьями и с др. правителями стали заключаться по благословению митрополита. Свт. Алексию Д. И. «явил» и свою духовную, к-рую митрополит скрепил своей печатью.

http://pravenc.ru/text/178205.html

24 мая 1870 г. во Владимире начал работу епархиальный комитет правосл. Миссионерского об-ва. Делу духовно-нравственного просвещения служил епархиальный отдел имп. Палестинского правосл. об-ва, открывшийся 9 апр. 1895 г. Отдел организовывал в наиболее многолюдных приходах чтения, знакомя с историей и памятными местами Св. земли, деятельностью об-ва. «Вид Богоявленской слободы Мстёры». Худож. И. Голышов. Литография. 1860 г. (РГБИ) «Вид Богоявленской слободы Мстёры». Худож. И. Голышов. Литография. 1860 г. (РГБИ) Наиболее крупным и разносторонним из епархиальных просветительских учреждений было владимирское братство во имя блгв. кн. Александра Невского, открытое 18 нояб. 1879 г. и имевшее в епархии ок. 30 миссионерских отд-ний, при каждом из к-рых действовала б-ка. Задачами братства являлись распространение «здравых понятий об истинах православной веры», противодействие «расколу и суевериям». Братство заботилось о распространении церковноприходских школ и школ грамоты, до 1917 г. оно открыло 258 церковноприходских школ. Помимо школ иконописи в слободах Холуй и Мстёре братство учредило уч-ще церковного пения (1883), курсы церковного чтения и пения (1887), епархиальную б-ку, насчитывавшую до 22 тыс. книг, центральный иконно-книжный склад со 119 отд-ниями в разных местах епархии, школу пчеловодства. В 1886 г. во Владимире при братстве открылось древлехранилище, в к-ром находились рукописи, старопечатные книги, иконы и памятники лицевого шитья XVI-XVII вв., полученные из церквей и мон-рей епархии. С 1879 г. братство организовывало публичные религиозно-нравственные чтения и внебогослужебные собеседования по всей епархии, большое внимание на них уделялось противодействию распространения старообрядчества и сектантства. В 1914 г. при братстве были учреждены должности «противораскольничьего и противосектантского миссионеров» и «епархиального проповедника трезвости»; действовали противоалкогольная секция и музей (открыт 2 окт. 1916), «трезвенническая» б-ка, распространялись «листки трезвости».

http://pravenc.ru/text/154964.html

В 1-й пол. XVIII в. возникли несколько каменных построек, связанных не с кафедральным собором или старыми монастырями, а со старинным государевым двором в сев. части крепости. Как резиденция наместника после образования Казанской губ. (1708) его ансамбль включал ц. Сошествия Св. Духа на апостолов - одноглавый бесстолпный храм с галереей (горел в 1749, совр. облик 1849-1854), возведенную в комплексе с ней проездную башню, ярусная композиция и пропорции которой напоминали башни Московского Кремля (т. н. башня Сююмбике, нач. XVIII в., на основе анализа рисунков Н. Витзена и гравюры Н. Л. де Леспинаса с видами Казани - Харлампович. 1915. С. 3; см. также: Халитов Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII - нач. XIX вв. М., 1991. С. 45-47). Башня Сююмбике и ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Казанском кремле. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (РГБИ) Башня Сююмбике и ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Казанском кремле. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (РГБИ) В 50-х гг. XVIII в. в архитектуре К. и Т. е. начинают использовать формы барокко. Здесь появляется тип небольшого 5-главого храма с четвериком, завершенным дугообразными фронтонами. Образцом провинциального барочного храма, во многом наследующего ярусные построения нарышкинских усадебных храмов, является Успенская ц. в Красной Поляне (Тетюшского р-на Татарии) (1757), построенная на средства М. Н. Кудрявцева. Единственный пример елизаветинского барокко в Казани - ц. Четырех евангелистов напротив Сенного базара, на границе со Ст. Татарской слободой (в дереве - с 40-х гг. XVIII в.; в камне - 1769, на средства купца И. В. Шемякина; с 1877 - единоверческая, не сохр.). Храм сохранял первоначальный декор, поскольку не горел. Традиц. схема восьмерика на четверике сопровождалась новыми декоративными элементами, близкими к европ. барокко: раскрепованные карнизы, отмечающие ярусы здания, на углах группы пилястр, лучковой формы фронтоны в центре фасадов и в верхних очертаниях наличников. Перекрытие восьмерика имело световой ярус из 8 люкарн-«слухов».

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Arhiva La Biblioteca de stat a artelor din Rusia cu participarea colaboratorilor Consiliului de Editare a fost inaugurat o expoziie de fotografie bisericeasc din mijlocul secolului XX 30 octombrie 2013 14:44 28 октября 2013 года в Голубом зале Российской государственной библиотеки искусств состоялась презентация выставки «Молитва во мраке. Фотосвидетельства иподиакона Сергия Лисевицкого». На выставке впервые представлена коллекция фотографий старейшего читателя РГБИ С.Н. Лисевицкого. Тема экспозиции — жизнь Русской Православной Церкви и виды Москвы 1940–70-х годов. Сергей Николаевич Лисевицкий (1915-1994) был иподиаконом известного архиерея Русской Православной Церкви митрополита Трифона (Туркестанова). После смерти владыки Трифона он служил иподиаконом при Патриархах Московских и всея Руси Сергии , Алексии I и Пимене . Одновременно он работал в Литфонде, читал лекции от общества «Знание», много путешествовал и никогда не расставался с фотокамерой. Участник и свидетель исторических церковных событий, С. Лисевицкий оставил обширную коллекцию необычных снимков. На них запечатлены как богослужения, церковные торжества, встречи с представителями Поместных Православных Церквей и христианских исповеданий, так и портреты Патриархов и многих выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, в том числе митрополитов Николая (Ярушевича) и Питирима (Нечаева) . Духовное служение сочеталось у иподиакона Сергия с любовью к родному городу. Его камера зафиксировала Москву такой, какой она была в середине прошлого века: с уцелевшими храмами, тихими улочками, старинными особняками и уютными двориками. Автор старался сохранить облик города, который менялся на глазах. Выставку открыла директор Российской государственной библиотеки искусств А.А. Колганова. С приветственным словом от Издательского Совета Русской Православной Церкви выступил научный сотрудник Сектора библиотечного наполнения А.С. Тагоченков. Об экспозиции выставки и о биографии Сергея Николаевича Лисевицкого рассказала куратор экспозиции, научный сотрудник библиотеки искусств Д.Я. Чанышева.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3333314...

   001    002    003    004   005     006