1562 гг. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (РГБИ) Наиболее вероятно, что она возводилась по образцу древней Никольской ц. свияжского Успенского мон-ря (1555-1556), поскольку в ее облике соединены храм, трапезная палата и службы, а также 2-ярусная колокольня, поставленная у сев.-зап. угла. Монументальный, монолитный вертикальный объем Никольской ц. не был повторен: Сергиевская ц. вытянута по оси «восток-запад», храмовый объем в ней был выделен завершением в виде кокошников. Исследователи отмечают в ее архитектуре признаки т. н. годуновской эпохи: неточное воспроизведение ордерных форм (филенки, фризы), декоративность (портал с «дыньками», килевидные архивольты) и неконструктивность (декоративный четверик и глухой купол теплого храма) ( Седов. 1996. С. 192). Неизвестна точная дата строительства в камне городского собора Свияжска (разрушен в 30-х гг. XX в.): ее относили ко 2-й пол. XVI в. ( Остроумов, Чумаков. 1971. С. 31), пытались приписать работе тех же псковских мастеров, что строили храмы Успенского мон-ря ( Куприянов, Копсова, Агишева. 2005. С. 364), но это представляется невозможным в силу исторических обстоятельств: во время Ливонской войны в нач. 60-х гг. XVI в. псковские мастера не могли задерживаться в Казанском крае ( Седов. 1996. С. 180). Судя по фотографиям, городской собор Свияжска был возведен с ориентацией на др. образец, нежели казанские монастырские соборы, и не имеет общих черт с каменным Успенским собором. Он был возведен из камня и кирпича, что уже было нетипично для «псковских» храмов К. и Т. е. 50-60-х гг. XVI в. Декорация барабана непсковская, хотя нижний из 3 опоясывающих барабан фризов сочетает «поребрик» и «бегунок». Одноглавый храм со скупым декором фасадов в виде лопаток, делением фасадов в верхней части с помощью фриза, идущего по стенам и пилястрам, напоминает Успенский собор Зилантова мон-ря (1625, не сохр.). Храм пережил много перестроек (освящен в 1849 после строительства 2 приделов; см.: Яблоков. 1907. С. 22), перекрытие центрального объема к нач.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Престольный праздник община встретила на улице Москва, 20 августа 2004 г. В свой престольный праздник православная община церкви Преображения Господня в Климентовском переулке Москвы, более известной по названию придельного престола во имя священномученика Климента, папы Римского, собралась на общую молитву: был молебен, крестный ход, а затем традиционное освящение плодов нового урожая. Вот только проходило все это не в стенах храма, а на улице, перед наглухо закрытой калиткой старинной кованной ограды, сообщает корреспондент Православия.Ru Ольга Кирьянова. С 1934 года и по сей день огромное церковное здание занимает архив Российской Государственной библиотеки. “Бездомное” существование прихода продолжается уже третий год, и уже третий год по большим церковным праздникам настоятель прихода священник Даниил Калашников совершает молебны на улице. Ситуация знакома до боли - чтобы выехать библиотеке нужно новое подходящее помещение, а приходу огромные средства для того, чтобы затем привести книгохранилище в нормальный вид. С другой стороны, возможно, сложившаяся ситуация глубоко промыслительна, ведь такое открытое богослужение на улице – лучшая форма активной проповеди. Молебен в Климентовском переулке собрал около ста человек среди которых немало было случайных прохожих. Увидев происходящее, и узнав, что на праздник Преображения Господня освящаются плоды, они опрометью бежали на соседний рынок и возвращались с пакетами яблок, подставляя их под кропило отца Даниила. Среди этой толпы попалась даже группа испанских туристов. Привлеченные профессиональным исполнением православных песнопений сразу двумя молодыми хорами, испанцы затем исправно отстояли весь молебен, приложились к Кресту и даже получили по яблочку в подарок, так, что членам православной общины храма в Климентовском переулке, пожалуй, надо быть благодарным архивистам РГБИ за возможность осуществлять столь эффективную миссионерскую деятельность. Жаль только, что форма эта – вынужденная, а кроме нее никакой приходской жизни у старинного Преображенского храма нет. 20 августа 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10793.html

В Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка церковной фотографии середины XX века 31 октября, 2013. Новостная служба Помимо фотографий в экспозиции представлены подлинные вещи из фондов музея при храме святителя Митрофана Воронежского. Среди них епитрахиль и поручи Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, переписанный от руки Новый Завет и другие реликвии. Центральный музей Великой Отечественной войны также принял участие в создании выставки. 31 октября. ПРАВМИР. В Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка «Молитва во мраке. Фотосвидетельства иподиакона Сергия Лисевицкого». На ней впервые представлена коллекция фотографий старейшего читателя РГБИ С.Н. Лисевицкого. Тема экспозиции — жизнь Русской Православной Церкви и виды Москвы 1940–70-х годов, сообщает сайт Издательского совета Русской Церкви. Фото: сайт Издательского совета Презентация прошла 28 октября. Помимо фотографий в экспозиции представлены подлинные вещи из фондов музея при храме святителя Митрофана Воронежского. Среди них епитрахиль и поручи Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, переписанный от руки Новый Завет и другие реликвии. Центральный музей Великой Отечественной войны также принял участие в создании выставки. Сергей Николаевич Лисевицкий (1915-1994) был иподиаконом известного архиерея Русской Православной Церкви митрополита Трифона (Туркестанова). После смерти владыки Трифона он служил иподиаконом при Патриархах Московских и всея Руси Сергии, Алексии I и Пимене. Одновременно он работал в Литфонде, читал лекции от общества «Знание», много путешествовал и никогда не расставался с фотокамерой. Участник и свидетель исторических церковных событий, С. Лисевицкий оставил обширную коллекцию необычных снимков. На них запечатлены как богослужения, церковные торжества, встречи с представителями Поместных Православных Церквей и христианских исповеданий, так и портреты Патриархов и многих выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, в том числе митрополитов Николая (Ярушевича) и Питирима (Нечаева).

http://pravmir.ru/v-rossijskoj-gosudarst...

Тема: Неизвестные автографы архиепископа Холмогорского Афанасия в фондах РГБИ Военно-Медицинской академии. Братчикова Елена Кимовна, кандидат исторических наук, сотрудник издательства " Парад " (г. Москва). Тема: Выдающийся памятник русского искусства Сийское Евангелие XVII века. Медведева Людмила Павловна, редактор богослужебного отдела Издательского Совета Московской Патриархии (г. Москва). Тема: Службы святым Русского Севера и Минейный свод. Кольцова Татьяна Михайловна, кандидат искусствоведения, заместитель директора по науке МО " Культура Русского Севера " (г. Архангельск). Тема: Редкие иконы в храмах города Архангельска. Шаляпин Сергей Олегович, кандидат исторических наук, доцент юридического факультета ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: Ссыльные архиереи на Русском Севере как просветители. Попова Людмила Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: К истории Пертоминского монастыря в XVII-XX веках. Бронникова Евгения Петровна, старший научный сотрудник Архангельского областногокраеведческого музея (г. Архангельск). Тема: Фотографии в северных монастырях. Смирнова Марина Александровна, преподаватель кафедры культурологии и религиоведения ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: Приписные монастыри Антониево-Сийского монастыря. Окладников Николай Анатольевич, краевед (г. Архангельск). Тема: Владения Антониево-Сийского монастыря на Мезени и зимнем берегу Белого Моря во второй половине XVI века – начала XVIII века. Монахиня Евфимия (Пащенко), краевед, автор книг по церковной истории Архангельского края (г. Архангельск). Тема: Просветительская деятельность женских монастырей Архангельской епархии в XIX-haчaлe ХХ вв. Несанелене Валентина Николаевна, археолог, секретарь церковно-археологического кабинета Антониево-Сийского монастыря (г. Архангельск). Тема: Об археологических раскопках В Антониево-Сийском монастыре. Ахмеров Олег Михайлович, заместитель начальника отдела по работе с общественными и религиозными организациями администрации г. Костромы.

http://pravoslavie.ru/15004.html

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Казани. 1723–1726 гг. Литография по рис. Э. Турнерелли. XIX в. (РГБИ) Казанская Петропавловская ц. (1723-1726), построенная по заказу купца И. А. Михляева в память о приезде имп. Петра I в Казань (май 1722), оказала решающее воздействие на повсеместное распространение в регионе храмов типа восьмерик на четверике с сер. 20-х гг. XVIII в. Нек-рые особенности ее облика, такие как обильное узорочье (лепнина снаружи и внутри, полихромная раскраска декора), могли быть связаны с подражанием строгановским постройкам, возводившимся в то же время в Н. Новгороде (напр., ц. в честь Собора Пресв. Богородицы, известная как Рождественская Строгановская). Основной объем - восьмерик на четверике с трапезной - водружен на своды высокого теплого храма. С запада и севера устроено гульбище, с северо-востока примыкает 2-этажный придел. Помимо традиционных для храмов нарышкинского стиля белокаменных деталей (наличников с завершениями в виде разорванных фронтонов, колонок, увитых виноградом) церковь отделана лепниной (растительные мотивы), изразцами и даже украшена живописью (поновлено во 2-й пол. XIX в.). В ансамбль входит отдельно стоящая монументальная колокольня, в основании к-рой размещена усыпальница заказчика. 2 нижних яруса - четверики, увенчанные пирамидой из 4 восьмериков; декор и композиция фасадов не менее сложны, чем у храма. Композиционные и декоративные элементы колокольни напоминают сразу 2 образца - важную для местной строительной традиции звонницу казанского Благовещенского собора (ок. 1604-1605) и новомодную нарышкинскую колокольню ц. в честь Собора Богородицы в Н. Новгороде. Свидетельством раннего знакомства в Казани с барочными формами является построенная в имении помещика М. Н. Кудрявцева с. Каймары (Высокогорского р-на Татарии) ц. во имя прп. Кирилла Белозерского с приделами во имя св. Александра Невского и свт. Мефодия Патарского (1723), для к-рой гостивший здесь имп. Петр I пожаловал, по преданию, кованый крест. Объемно-пространственная композиция памятника уникальна, но возникла, вероятно, под влиянием нарышкинских квадрифолиев. Храм типа восьмерик на четверике дополнен трифолием - притвором с запада и 2 приделами с боков. В отличие от объемной композиции, созданной в рамках нарышкинской традиции, большая часть элементов декора - рамочные наличники с раскреповкой по углам, плоские пилястры, треугольные фронтоны порталов - принадлежит барочной стилистике (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 132). В стиле нарышкинского барокко, но гораздо проще был выстроен храм в усадьбе Я. Я. Кудрявцева - ц. Св. Троицы в с. Полянка (1722, Лаишевский р-н; ныне - подворье Кизического монастыря; Елдашев А. М. Храм у дороги: Церковь Пресв. Троицы с. Полянка: (Подворье Кизического муж. мон-ря). Каз., 2011. С. 2).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Спасо-Преображенский монастырь; см.: ПСРЛ. Т. 19. С. 169-170; Седов. 1996. С. 174. Примеч. 30). В 50-60-х гг. XVI в. началось возведение деревянных церквей в Свияжске: в честь Усекновения главы прор. Иоанна Предтечи в крепости и во имя святых Константина и Елены с приделами во имя свт. Леонтия, еп. Ростовского, и прп. Андрея Критского на посаде - «поставленье государево»; святых Флора и Лавра - «воеводцкое поставленье» на ул. Никольской, вмц. Параскевы Пятницы у городской стены близ Успенского монастыря - «поставленье попа Александра», в честь Рождества Христова - «поставленье попа Еупла да попа Василья», вероятно недалеко от Троице-Сергиева (позднее Иоанно-Предтеченского) мон-ря ( Французова. 2002. С. 347-348, 351, 353, 372; см. также: Яблоков. 1907. С. 12, 14, 69-70). На средства посадских «жильцов» Свияжска были построены Никольские храмы: в городе - «в Жильцех» на Никольской ул. ( Французова. 2002. С 351; недалеко располагался двор «никольского пономаря Васюка, что в Жильцех» - Там же. С. 352; церковь перестроена в камне в 1734; см.: Яблоков. 1907. С. 27-29), в «жилецкой» слободе («за рекою же за Свиягою в селе в жилецкой слободе» - Французова. 2002. С. 388) и в Ямской слободе («на реке на Слумлице меж жилецкие слободы и архимандричи слоботки» - Там же. С. 387; Яблоков. 1907. С. 16). Панорама Казани. Литография. XIX в. (РГБИ) В Казани возведена каменно-деревянная крепость, внутри к-рой построили из камня кафедральный Благовещенский собор (1556-1562), ц. свт. Николая Чудотворца в Спасском мон-ре (1556-1562) и надвратные ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя у одноименной башни (1555) и ц. Воскресения Христова ( Невоструев. 1877. С. 10, 19-20). Были сооружены 2 каменные церкви в основанном архим. Германом свияжском Успенском муж. мон-ре: собор (1556-1560) и здание Никольской ц. (1555-1556), включавшее теплую трапезную палату, ц. во имя свт. Николая Чудотворца и 6 служебных помещений ( Французова. 2002. С. 256). Все они возведены в псковских традициях псковскими мастерами - каменщиком Иваном Ширяем и зодчим Посником Яковлевым, «церковным и городовым мастером».

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005   006