Ради взяли участь у в мистецтв виставки, видання «Апостола» Федорова 15 березня 2014 р. 14:17 13 марта 2014 года в Голубом зале РГБИ состоялось открытие выставки «450 лет " Апостолу " Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца», посвященной первой датированной печатной книге России. Выставка проходит в рамках международной научной конференции «450 лет " Апостолу " Ивана Федорова: история раннего книгопечатания в России (памятники, источники, традиции изучения)». На выставке представлены раритеты из фондов РГБИ, копии «Апостола» Ивана Федорова, богослужебная литература средневековой Руси, макет первого печатного станка. Часть экспонатов посвящена жизни диакона Ивана Федорова. В экспозиции также представлены материалы, рассказывающие о традиционных Федоровских чтениях, которые проводятся библиотеке. Выставку открыл заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки искусств по библиотечной работе А.Ю. Самарин. С приветственным словом от Издательского Совета Русской Православной Церкви выступил председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . Он отметил, что труд диакона Ивана Федорова сыграл огромную роль не только в первом на Руси использовании технологии книгопечатания, но и в формировании особой русской культуры печатной книги. Тот факт, что первой такой книгой на Руси стала богослужебная книга «Апостол», говорит о неразрывной связи Православия и книжного просвещения Руси. Митрополит Климент ознакомился с экспозицией, поблагодарил организаторов, участников и всех сотрудников библиотеки за привлечение внимание к юбилею первой печатной книги, сравнив значение рукописных фондов библиотеки с золотовалютными резервами России. На открытии выставки также присутствовали: заместитель председателя Издательского Совета игумен Евфимий (Моисеев), помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), сотрудники аппарата Издательского Совета. Экспозиция открыта в Голубом зале РГБИ до 6 апреля 2014 года. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3606898...

Георгиевский собор мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. 1814 г. (РГБИ) Георгиевский собор мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. 1814 г. (РГБИ) Игумении Г. м. упоминаются лишь после Смутного времени , но, вероятно, уже в нач. XVI в. мон-рь был женским и особножительным. Сохранилась духовная грамота 1542-1543 гг. кнг. Аксинии Ромодановской, дочери Ю. Кошкина, в к-рой она распорядилась продать свои кельи в Г. м., а вырученные средства отдать взаймы «в рост». Полученные на проценты деньги делили пополам между причтом храма и старицами. Имена наследников, названные в духовной, указывают на семью Захарьиных-Юрьевых-Романовых. В их числе - и буд. царица Анастасия, чей отец выступает в качестве первого душеприказчика. По-видимому, именно кнг. Аксиния совпадает с героиней монастырского предания Феодосией. Возможно, Феодосия - это монашеское имя Аксинии Ромодановской, хотя факт ее пострижения в источниках не зафиксирован. По описанию монастырского храма Казанской иконы Божией Матери, на наружной стене вост. стороны алтаря был помещен образ Спасителя, а у его подножия была высечена надпись: «На сем месте погребена сего монастыря начальница Феодосия Романова-Кошкина». Источником существования Г. м. были земли, а также ссудный капитал, полученный в виде денежных вкладов, к-рый в свою очередь отдавался в долг под проценты, о чем свидетельствуют размеры заемных обязательств князей Феодора и Иоанна Борисовичей и духовная кнг. Аксинии Ромодановской. В кон. XVII - нач. XVIII в. Г. м. владел 173 дворами, в 1744 г. за мон-рем числилось 757 крестьян. В XVI-XVIII вв. в Г. м. были похоронены представители московских дворянских фамилий Вельяминовых, Клешненых, Кокоревых, князей Мещерских, Милюковых, Голицыных, Шаховских, Троекуровых, Ромодановских и т. д., в их числе - кн. Феодор Юрьевич Ромодановский, гр. Михаил Гаврилович Головкин, учитель Петра I Н. М. Зотов. Со 2-й пол. XVII в. в Г. м. велось каменное строительство. Рядом с Георгиевской ц. по благословению патриарха Московского Иоакима на средства боярина Родиона Матвеевича Стрешнева был возведен 5-главый храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя св. Алексия, человека Божия (антиминс выдан 29 окт. 1703), и вмц. Екатерины (упразднен в 1779). Это был прямоугольный в плане, вытянутый с севера на юг 5-главый 2-светный четверик с сильно выступающими 3 полукружиями апсид; с запада примыкала трапезная. 4-скатную кровлю венчало необычное 5-главие: луковичные главки на барабанах стояли на массивных квадратных в плане постаментах, к-рые завершались кокошниками; основание центральной главы располагалось выше остальных. Храм был декорирован одиночными и сдвоенными колонками на фасадах, сложным раскрепованным карнизом, фигурными наличниками окон с треугольными фронтонами, аркатурными поясками на барабанах глав.

http://pravenc.ru/text/164489.html

Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанская икона в киоте помещалась в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме имелось 12 клейм. Оклад внутренней рамы (1806) был выполнен на средства игум. Софии (Болховской) к возведению в 1808 г. нового Казанского собора. Внешнюю раму с клеймами чудес украшал оклад 1-й пол. XVIII в. с фигурными обрамлениями клейм, выполненный на средства полковника А. И. Змеева и его супруги. Внутренняя рама изымалась из внешней и имела ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В теплое время года чудотворный образ пребывал в летнем Казанском соборе, в холодное - в зимнем храме свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского). В Казанском соборе (1808) чудотворный образ находился в иконостасе слева от царских врат в большом деревянном киоте ( Малов. 1879. С. 29-34; Загоскин. 1895. С. 160). Сохранившаяся монастырская пелена кон. XVI в. (27,5×24,5 см) с изображением Казанского образа (НМРТ) создана, вероятно, в местной мастерской. Возможно, именно эта пелена в XIX в. висела под явленной иконой ( Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. Гос. объединенного музея Респ. Татарстан//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 76-78. Ил. 4). 8 июля и 22 окт.- в дни празднования Казанской иконе - совершались крестные ходы из Благовещенского собора в монастырский собор, в обители богослужения возглавляли епархиальные архиереи. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. архиерейские службы в мон-ре проходили 15-20 раз в год. Чудотворную икону ежегодно носили еще в 14 крестных ходах в храмы города. По просьбам горожан монастырские священники приносили Казанскую икону в частные дома. Обитель посещало множество паломников, в т. ч. 28 мая 1722 г.- имп. Петр I Алексеевич , 28 мая 1767 г.- имп. Екатерина II Алексеевна , затем имп. Павел I Петрович , 18 авг. 1836 г.- имп. Николай I Павлович , 20 июля 1837 г. и 27 авг. 1871 г.- имп. Александр II Николаевич , в 1871 г.- буд. имп. Александр III Александрович . 5 июля 1894 г. и 16 июля 1897 г. в мон-ре был прав. Иоанн Кронштадтский . После святотатственного похищения явленной Казанской иконы (в ночь на 29 июля 1904) на ее место в соборе была поставлена икона Божией Матери «Паммакаристос», написанная по заказу К-польского патриарха Иоакима III и присланная в дар мон-рю (к 2012 - в фондах Национального музея Республики Татарстан).

http://pravenc.ru/text/1319812.html

«Церковь Успения Пресвятой Богородицы в девичьем монастыре во Владимире». Литография. 2-я пол. XIX в. (РГБИ) «Церковь Успения Пресвятой Богородицы в девичьем монастыре во Владимире». Литография. 2-я пол. XIX в. (РГБИ) Время разрушения собора и строительства на его месте нового, сохранившегося до наст. времени неизвестно. По предположению Н. Н. Воронина , с к-рым согласны мн. др. исследователи, собор пострадал в 1411 г. при набеге царевича Талыча и был перестроен в кон. XV - нач. XVI в. (Зодчество. Т. 1. С. 441). Однако особенности архитектурного облика храма (композиция фасадов, характер декора и трактовка интерьера) указывают на то, что он был построен в 40-50-х гг. XVI в.- период расцвета монастырского строительства, связанного с увеличением доходов не только крупных, но и средних обителей за счет земельных вкладов, пожалований, выдачи царем Иоанном IV руги из казны. В эти годы были воздвигнуты каменные соборы дмитровского во имя святых Бориса и Глеба , киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы , московского в честь Рождества Пресв. Богородицы и Симонова мон-рей , Медведевой пуст., клинской Успенской обители и др. Эти постройки возникли после прекращения деятельности на Руси итал. мастеров и знаменовали возврат к традициям среднерус. зодчества XV в. План сохранившегося Успенского собора определен конфигурацией храма XIII в. Собор, как и др. значительные храмы сер. XVI в., перекрыт повышенными подпружными арками, несущими одну световую главу. Стены собора венчают закомары с килевидным завершением, над к-рыми поставлен 2-й ряд кокошников. 3-й ряд образуют кокошники, декорирующие постамент барабана. Характер профилировки архивольтов закомар и кокошников, а также карнизов апсид и барабана аналогичен убранству соборов киржачского Благовещенского, дмитровского Борисоглебского и московского Рождество-Богородицкого мон-рей. С двумя последними Успенский собор объединяет и присутствие в декоре «городков» - своеобразных кронштейнов, помещенных в этих постройках в основаниях карнизов. Еще более сближает Успенский собор с др. храмами сер. XVI в. важная деталь - повтор цоколя, отделяющего подклет от основного яруса. В соборе подклет отсутствует, но под окнами апсид помещен имитирующий его профилированный цоколь. Вероятно, такой прием был вызван включением в объем храма нижних участков стен нач. XIII в., утолщенных кирпичной обкладкой. Логику построения внутреннего пространства акцентируют импосты, отмечающие на столпах пяты подпружных арок и арок, перекинутых от опор к боковым стенам. Им соответствуют импосты на внутренней поверхности стен храма. Карниз проходит и в основании пят алтарных сводов. В 1781 г. на существовавшем с XVI в. барабане храма был надстроен восьмерик с новой луковичной главой из белой жести.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Поселение камчадалов. Иллюстрация к 1-му изданию книги С. Н. Крашенинникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ) Поселение камчадалов. Иллюстрация к 1-му изданию книги С. Н. Крашенинникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ) Опыт 1-й миссии выявил главную проблему в распространении Православия на Камчатке - наличие языкового барьера. Миссионерам необходимо было овладеть языками аборигенов, чтобы общаться с ними и совершать богослужения на понятном им языке. В то же время нужно было открывать школы и обучать рус. языку детей и взрослых. Такую задачу поставил Синод перед новой миссией. Определением от 22 дек. 1730 г. Сенат дозволил давать крестившимся льготу при выплате ясака на 10 лет. Было решено послать на Камчатку образованного священнослужителя. В 1732 г. посольство возглавил учитель Московской славяно-лат. академии игум. Варфоломей (Филёвский). Его миссия не достигла полуострова, но 200 букварей, к-рые везли миссионеры, все же попали на Камчатку. Серьезное влияние на становление Православия на п-ове Камчатка оказали и 2 научно-географические экспедиции В. Беринга - А. Чирикова (1725-1730 и 1733-1741). По итогам докладов в Сенате капитан-командора Беринга на Камчатку вновь была отправлена духовная миссия. Корабельные иеромонахи окрестили более 1,5 тыс. ительменов. В гавани, названной именами апостолов Петра и Павла (ныне г. Петропавловск-Камчатский), была оставлена корабельная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, в ней служил диак. Филипп Волков. XVIII в. Указом Сената от 2 янв. 1742 г. по инициативе еп. Тобольского и Сибирского Никодима (Сребницкого) на Камчатку направлялась новая миссия, главой которой 7 окт. 1742 г. был назначен иером. Иоасаф (Хотунцевский) , возведенный в сан архимандрита Камчатского. В миссию вошли иеромонахи Иоасаф (Свияжцев) из Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мон-ря , Пахомий из московского в честь Богоявления мон-ря , иеродиак. Александр из Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , а также студенты Славяно-лат.

http://pravenc.ru/text/1470157.html

В 1912 г. в Камчатской обл. жили 34 492 чел.: православные - 55,3%, язычники - 42,5, конфуцианцы и буддисты - 1,2, мусульмане - 0,8, протестанты (преимущественно лютеране) - 0,8, католики - 0,23%. В церковном отношении Камчатская обл. входила в 3 епархии: Якутскую (Охотский у.), Владивостокскую (Петропавловский, Гижигинский, Анадырский уезды и Командорские о-ва) и Аляскинскую (Чукотский у.). Численность духовенства составляла 154 чел. На территории области числилось 15 церквей и 41 часовня, из них на п-ове Камчатка (Петропавловский у. и благочиние) - 10 церквей и 36 часовен. В 1911/12 уч. г. в области действовали 32 низших учебных заведения, в т. ч. 29 церковноприходских школ. Часовня над братской могилой у подножия Никольской сопки в Петропавловске-Камчатском. 1912 г. (РГБИ) Часовня над братской могилой у подножия Никольской сопки в Петропавловске-Камчатском. 1912 г. (РГБИ) 12 авг. 1916 г. было учреждено Петропавловское и Камчатское вик-ство Владивостокской епархии, во главе к-рого встал еп. Нестор (Анисимов). Вик-ство прекратило существование после эмиграции еп. Нестора в Японию в 1920 г. К 1926 г. на Камчатке действовали 35 церквей, 38 часовен и 42 школы. Самостоятельность Камчатская епархия обрела в 1922 г. по решению Дальневосточного епископского совещания. После установления в 1922 г. на Камчатке советской власти начались аресты духовенства и закрытие храмов. В 20-30-х гг. XX в. 45 священно- и церковнослужителей (почти весь клир епархии) были репрессированы, из них 11 расстреляны. В 1923-1931 гг. на Камчатке закрылись все молитвенные здания (30 церквей и 33 часовни) и церковноприходские школы. В 1920 г. еп. Нестор переехал из Японии в Китай (Харбин), где в следующем году создал Камчатское подворье с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и домом милосердия и трудолюбия. В 1933 г. Нестор был возведен в сан архиепископа Русской Православной Церкви за границей . 27 дек. 1945 г. по решению Свящ. Синода РПЦ Камчатская и Петропавловская епархия «в изгнании» (Камчатское подворье) была упразднена, «как не имеющая собственной территории в пределах государства Китая» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 75. Л. 84-88). Территория К. к. вошла в образованную в 1946 г. Хабаровскую и Приамурскую епархию. Архиеп. Нестор (Анисимов) в 1946 г. был назначен экзархом Московской Патриархии в Юго-Вост. Азии с возведением в сан митрополита. К 1947 г. на территории К. к. не было ни одной церкви и ни одного священника.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

В 1873 г. в 10 миссионерских школах обучалось 140 чел., в 1915 г. насчитывалось 58 миссионерских школ с общим числом учеников 1899. Еп. Аполлос заботился о христ. воспитании детей, его обращение к духовенству епархии на эту тему (Вятские ЕВ. 1883. 22. Ч. неофиц.) было признано Синодом образцовым и разослано по всем епархиям РПЦ. После 1884 г. в В. е. начали активно открываться церковноприходские школы, действовали также школы грамоты. В 1882 г. главный миссионер епархии прот. Стефан Кашменский основал братство во имя свт. Николая, целью к-рого было распространение среди крестьян Вятской губ. сведений об обрядах и о догматах правосл. Церкви для ведения диспутов со старообрядцами. Братство открывало школы для крестьян в возрасте от 25 до 40 лет, становившихся после окончания курса учителями в церковноприходских школах, распространяло миссионерские сочинения, содержало противораскольнического миссионера для руководства миссией Сарапульского вик-ства. В нач. 1916 г. при братстве был создан кружок любителей церковной старины. Воскресенский собор в Вятке. 1700 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Воскресенский собор в Вятке. 1700 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) 4 марта 1889 г. в В. е. было учреждено Глазовское викариатство , Глазовские епископы жили в Вятке. 21 нояб. 1892 г. в Сарапуле при Вознесенском соборе открылось Вознесенское братство. Деятельность братства заключалась в устройстве публичных чтений о предметах христ. веры и нравственности, в содержании в Сарапуле б-ки-читальни и поддержании существующих и открытии новых церковноприходских школ и школ грамоты. Отдел имп. Палестинского Православного общества начал работу в епархии в 1894 г. Его целью было распространение сведений о Св. земле. В 1889 г. открылась епархиальная взаимовспомогательная касса духовенства, в 1898 г.- епархиальное жен. уч-ще в Елабуге, в 1899 г.- фундаментальная епархиальная б-ка (при консистории). На средства попечительства о бедных духовного звания в 1901 г. была создана богадельня для призрения заштатного духовенства и сиротствующих духовного звания.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Устройству церковной жизни новообразованной епархии препятствовало то обстоятельство, что с осени 1917 г. Н. Волга и Дон являлись ареной ожесточенных боев. 30 июня 1919 г. Царицын был взят Кавказской армией ген. А. И. Деникина. В авг. 1919 г. еп. Дамиан созвал собрание духовенства, на к-ром рассматривался вопрос оказания помощи священнослужителям, прибывшим из мест, занятых большевиками, кроме того, было принято решение об организации пастырско-богословского уч-ща. Уч-ще было создано еп. Дамианом в эвакуации в Ставрополе (авг.- окт. 1919), в нояб. того же года продолжило работу в Царицыне. 3 янв. 1920 г. в город вошли части Красной Армии. В кон. 1919 г. еп. Дамиан и часть духовенства вместе с отрядами Белой Армии покинули Царицын, впосл. архиерей оказался в Болгарии, где 19 апр. 1936 г. умер в сане архиепископа Царицынского. Панорама Царицына со стороны набережной Волги. В центре — Успенский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Панорама Царицына со стороны набережной Волги. В центре — Успенский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) После установления в Царицыне советской власти началось проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Первые попытки осуществления этого декрета в крае предпринимались в годы Гражданской войны, в 1920 г. с этой целью были созданы соответствующие губ. и уездные комиссии. В 1918 г. власти закрыли Камышинское уездное ДУ, в 1920 г.- Усть-Медведицкое ДУ. По обвинению в контрреволюционной деятельности в мае 1921 г. были расстреляны клирик Вознесенской ц. прот. Алексий Лебедев и настоятель Успенского собора прот. Иаков Горохов, в июне - свящ. Венедикт Островидов, в августе - иером. Матфей (Олейник) и свящ. Иосиф Вавулин. К авг. 1921 г. у религ. орг-ций Царицына были конфискованы все денежные средства и имущество, к-рые признали «нерелигиозными». 9 окт. 1922 г. были закрыты мон-ри епархии. В 1921-1922 гг. Царицынская губ., как и др. поволжские регионы, жестоко пострадала от голода. В губернии прошла кампания по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим. Несмотря на готовность Царицынского еп. Нифонта (Фомина) отдать для закупки продовольствия все церковные ценности, не используемые при богослужении, власти принимали репрессивные меры. Еп. Нифонт, викарий Донской епархии Нижнечирский еп. Николай (Орлов) и 15 священников были арестованы по обвинению в сокрытии ценностей, еп. Николай был расстрелян.

http://pravenc.ru/text/155146.html

Памятник «стоянию на Угре». 1980 г. Памятник «стоянию на Угре». 1980 г. В XIV-XVI вв. К. о. находилась под властью Московского великого княжества и Литовского великого княжества . Граница проходила по Оке и Угре. Южнее была «засечная черта» - система укреплений против набегов крымских татар. В этот период мн. населенные пункты Калужского края стали крупными оборонительными центрами. С противоборством Московского княжества и Литвы связано 1-е упоминание о Калуге в 1371 г. в грамоте Литовского вел. кн. Ольгерда . В 1480 г. на берегах Оки и Угры произошло «стояние на Угре», положившее конец монголо-татар. игу на Руси. Пафнутиев Боровский мон-рь. Фотография. 2011 г. Пафнутиев Боровский мон-рь. Фотография. 2011 г. В Смутное время Калуга стала одним из центров восстания И. И. Болотникова. С дек. 1606 по май 1607 г. продолжалась осада царскими войсками калужской крепости, занятой восставшими. С помощью подкопа восставшим удалось взорвать осадные сооружения и после поражения царских войск на р. Пчельне (ныне Пельна) снять осаду. Из Калуги Болотников направился в Тулу. Весной 1610 г. небольшой отряд под рук. кн. М. К. Волконского, обороняя Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь , оказал ожесточенное сопротивление отрядам Лжедмитрия II . После измены воевод Я. Змиева и А. Челищева монастырь был захвачен, гарнизон и укрывавшиеся там жители перебиты. В дек. 1610 г. касимовский кн. П. Урусов убил близ Калуги Лжедмитрия II. В 1610-1618 гг. Калужский край неоднократно подвергался разорению польско-литов. отрядами Я. Сапеги, А. Лисовского, С. Чаплинского и П. Опалинского, казаками гетмана П. К. Сагайдачного. Памятник 1812 г. в Медыни. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (РГБИ) Памятник 1812 г. в Медыни. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (РГБИ) При делении России на губернии в 1708 г. калужские земли вошли в состав Московской, Смоленской и Киевской губерний. В 1719 г. при новом губ. делении Калуга стала центром провинции, в которую вошли Медынский у. и города Одоев, Воротынск, Мещовск, Перемышль, Мосальск, Козельск, Серпейск и Лихвин. С эпохой имп. Екатерины II Алексеевны связаны большие перемены в жизни Калужского края. Калуга была перестроена по генеральному плану, уездные города получили гербы. Императрица посетила Калугу в 1775 г. 24 авг. 1776 г. последовал указ Екатерины II об образовании Калужского наместничества в составе 12 уездов; торжественное открытие наместничества состоялось 15 янв. 1777 г. На основании указа имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. «О новом разделении государства на губернии» была образована Калужская губ. в составе 9 уездов: Боровского, Жиздринского, Калужского, Козельского, Медынского, Мещовского, Мосальского, Перемышльского, Тарусского. В 1802 г. были восстановлены упраздненные в 1797 г. Лихвинский и Малоярославецкий уезды. В этих границах губерния сохранялась до 1920 г.

http://pravenc.ru/text/1320159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Свято-Троицкий кафедральный собор в Калуге. 1786–1818 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Свято-Троицкий кафедральный собор в Калуге. 1786–1818 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Калужской митрополии Русской Православной Церкви. Учреждена 16 окт. 1799 г., отделена от Московской епархии. Кафедральный город - Калуга, кафедральные соборы: во имя Св. Троицы (Калуга), в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Боровск). Правящий архиерей - митр. Климент (Капалин ; с 20 июля 1990 в сане архиепископа, с 25 февр. 2004 в сане митрополита). К. и Б. е. расположена на территории городских округов Калуга и Обнинск, а также Боровского, Жуковского, Малоярославецкого, Ферзиковского, Тарусского, Дзержинского, Медынского, Перемышльского, Бабынинского, Мещовского районов Калужской области . Епархия разделена на 10 благочиннических округов: 1-й (Боровский р-н), 2-й (Жуковский р-н), 3-й (г. Обнинск ), 4-й (Малоярославецкий р-н), 5-й (Калуга), 6-й (Ферзиковский и Тарусский районы), 7-й (Дзержинский р-н), 8-й (Медынский р-н), 9-й (Перемышльский р-н), 10-й (Мещовский и Бабынинский р-ны). К 2017 г. в К. и Б. е. имелось 252 храмовых здания, действовали 6 мон-рей (3 мужских, 3 женских), в клире епархии состояли 211 священников и 20 диаконов. Территория Со времени создания К. и Б. е. до окт. 2013 г. ее территория существенно не менялась. Границы епархии совпадали с границами Калужской губ., учрежденной 12 дек. 1796 г. преобразованием Калужского наместничества (учреждено 24 авг. 1776). В этих границах епархия сохранялась до кон. 30-х гг. XX в., несмотря на изменение территории Калужской губ. в 1920 (Жиздринский у. вошел в состав новообразованной Брянской губ.) и в 1922 гг. (Юхновский у. Смоленской губ. был передан Калужской губ.), а также на упразднение Калужской губ. в 1929 г. Образованная 5 июля 1944 г. Калужская обл. территориально отличалась от существовавшей до 1920 г. Калужской губ.: в Калужскую обл. вошел Юхновский р-н, территория бывш. Лихвинского у. отошла Тульской обл. История

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002   003     004    005    006