Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ (ПАНТЕЛЕИМОН) МСТИСЛАВИЧ (кон. 90-х гг. XI - нач. XII в.- 13/14.11.1154, Киев), кн. киевский (1146-1149, 1150, 1151-1154), 2-й сын блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича и швед. принцессы Кристины, внук Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. В крещении княжич был наречен в честь вмч. Пантелеимона , на что имеется ряд указаний в источниках. В летописи сообщается, что шлем И. М. был украшен изображением этого святого (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 438-439). Сохранились списки грамоты И. М. новгородскому мон-рю св. Пантелеимона, согласно которой И. М. по благословению Новгородского еп. св. Нифонта «устроил святому Пантелемону монастырь, и посадил есми в нем игумена Аркадия», и «испрошал есмь у Новагорода святому Пантелемону землю» ( Корецкий. 1955. С. 204-207). Монастырь с таким посвящением был основан в Новгороде или И. М. ( Янин. 1977. С. 62-65; Назаренко. 2001. С. 595-596), или его отцом Мстиславом Великим ( Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеимона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в средние века и новое время: Сб. ст. к 70-летию чл.-кор. РАН Л. В. Милова. М., 1999. С. 55). Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) И. М. впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1127 г., когда он был отправлен отцом на княжение в Курск. В 1127 г. И. М. участвовал в походе на Полоцкое княжество. После изгнания местных князей в Византию (1129) И. М. занял полоцкий стол (до 1132), тогда же в его владения, вероятно, вошел и Минск. После смерти Мстислава Великого (1132) князь начал борьбу за Переяславль Русский (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина). Владение этим центром было важным шагом на пути к занятию И. М. киевского стола, связанным с попытками реализации плана Владимира Мономаха, по которому киевский стол должен был принадлежать потомкам Мстислава Великого (против этого плана выступили младшие Мономашичи - дяди И.

http://pravenc.ru/text/293929.html

По всей видимости, инициатива прославления прп. Феодосия не получила признания со стороны прибывшего на Русь митрополита-грека свт. Николая . Известие о перенесении мощей подвижника с участием 3 епископов, вероятно, было воспринято новым главой Русской Церкви негативно, поскольку в нем нетрудно было усмотреть угрозу падения авторитета власти митрополии. Для того чтобы реализовать инициативу прославления прп. Феодосия, игум. Иоанну необходима была поддержка нового киевского правителя кн. Святополка Изяславича (1093-1113). Однако добиться этого не удалось, по-видимому, из-за резкого осложнения внешнеполитической ситуации, связанной с половецкой военной угрозой. 26 мая 1093 г. половцы нанесли тяжелое поражение рус. князьям на р. Стугне. В 1094 г. вместе с кн. Олегом (Михаилом) Святославичем они разграбили Черниговское княжество, а уже в следующем году сожгли Юрьев (ныне г. Белая Церковь, Украина). В 1096 г. хан Боняк внезапно появился под стенами Киева. Половцы обрушились на пригород столицы, сожгли княжеский двор в Берестове, а затем разграбили Киево-Печерский мон-рь, убив неск. монахов. Неспособность кн. Святополка обеспечить безопасность внешних рубежей стала причиной недовольства его политикой со стороны широких слоев населения, к-рое было поддержано печерской братией. Игум. Иоанн выступил с обличениями в адрес кн. Святополка, обвинив князя в жадности и насилии. По приказу кн. Святополка настоятель был схвачен и сослан в Туров. Заключение игум. Иоанна продлилось недолго: благодаря ходатайству кн. Владимира Всеволодовича Мономаха (возможно, на Любечском съезде в 1097) он вскоре получил возможность вернуться в Киево-Печерский монастырь. Место его погребения неизвестно. Возвращение свт. Ефрема Переяславского в Киев. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) Возвращение свт. Ефрема Переяславского в Киев. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) К нач. XII в. ситуация изменилась. С кончиной игум. Иоанна и приходом на игуменство св.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Мономах (1053/54 - 19.05.1125, Киев), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), один из наиболее выдающихся гос. деятелей средневек. Руси, писатель. Сын киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича (1078-1093) и родственницы (дочери?) визант. имп. Константина IX Мономаха (1042-1055). Был женат трижды: ок. 1073 г.- на Гиде, дочери последнего англо-саксон. кор. Харальда, от этого брака у В. В. были сыновья св. Мстислав (Феодор) Великий, Изяслав, Ярополк и Вячеслав; ок. 1099 г.- на неизвестной, матери сыновей Юрия (Георгия) Долгорукого, Андрея и Романа; в последний раз - после 1107 г. Погребен в киевском Софийском соборе рядом с отцом (ныне погребения утрачены). Известны многочисленные свинцовые печати В. В. с изображением свт. Василия Великого , в честь к-рого князь был крещен, и с греч. или рус. молитвенной надписью: ΣΘΡΑΓ[ΙΣ] ΒΑΣΙΛΙΟ[Υ] ΤΟΥ ΠΑΝΕΥΓΕΝΕΣΤΑΤ[Ο]Υ ΑΡΧΟΝΤΟΣ ΡΟΣΙΑΣ ΤΟΥ ΜΟΝΟΜΑΧΟΥ[ΟΥ] («печать Василия, благороднейшего архонта Росии, Мономаха») и «ГИ ПОМОЗИ РАБОУ СВОЕМОУ ВАСИЛЬЕВИ КНАЗОУ РОУСЬСКОГО [Так!- А. Н.]» или подобное. Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона При жизни Всеволода политическая деятельность В. В., начавшаяся, по княжескому обычаю тех времен, рано - c 13 лет, в сер.- 2-й пол. 60-х гг. XI в., осуществлялась в рамках политики его отца, в качестве наместника к-рого он занимал последовательно различные княжеские столы: в Ростове, Владимире-Волынском, Турове (60-70-е гг. XI в.), Смоленске (1076/77-1078), Чернигове (1078-1094, с 1093 как самостоятельный князь). Очевидно именно зависимостью от политической линии Всеволода объясняются отдельные действия В. В. этого периода (напр., поход против волынского кн. Ярополка (Петра) Изяславича в 1085), к-рые плохо согласуются с его политическими воззрениями, насколько они вырисовываются в период самостоятельного правления князя, и о к-рых сам В. В. предпочитал умалчивать в подробном каталоге своих военных походов в составе «Поучения к детям». В это время В. В. приходилось исполнять и поручения киевских князей: так, по приказу киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича он участвовал вместе с сыном последнего Олегом (Михаилом) Святославичем в походе в Чехию осенью 1075 г., чуть ранее - в 1074 г. заключал мирный договор с польск. кн. Болеславом II.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

Церковь во имя святых князей Бориса и Глеба на р. Льте (Альте). Худож. И. Гнедич. Гравюра М. Рашевского. 80-е гг. XIX вв. (ГПИБ) Церковь во имя святых князей Бориса и Глеба на р. Льте (Альте). Худож. И. Гнедич. Гравюра М. Рашевского. 80-е гг. XIX вв. (ГПИБ) О церковной деятельности В. В. имеются лишь отрывочные сведения. Возможно, именно ему принадлежал замысел создать епископию в Смоленске, до конца доведенный в 30-х гг. XII в. уже его внуком - смоленским кн. св. Ростиславом (Михаилом) Мстиславичем ; но первым шагом на этом пути было дарование В. В. Переяславскому еп. Симону (в юрисдикции к-рого тогда находился Смоленск) холма в Смоленске под кафедральный храм и заложение князем на нем ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В посмертной похвале В. В. в Лаврентьевской летописи князь прославлялся как щедрый храмоздатель, к-рый «не щадяше именья своего… цьркви зижа и украшая» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 294). Кроме уже названных смоленского Успенского собора и Предтеченской ц. в Киеве сохранились известия о построении им в 1117 г. Борисоглебской ц. на р. Льте (Альте) под Переяславлем (Русским) - месте, где, по преданию, погиб св. кн. Борис (В. В. любил бывать здесь, здесь и скончался), и дубового кафедрального собора в честь Успения в Ростове (сгорел в нач. 60-х гг. XII в.), в меру Успенского собора Киево-Печерского мон-ря в память об исцелении В. В. через золотой пояс варяга Шимона (см. Симон варяг , прп.), к-рым (поясом) отмерялись размеры Печерского храма (КПП. Слово 4). По археологическим данным, В. В. после 1115 г., вероятно, построил еще каменную ц. Спаса на Берестове под Киевом ( Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 23. 32). Автор похвалы вменяет в заслугу В. В. «велику веру… к Богу и сродникома своима, к святыма мученикама Борису и Глебу». Известно о том, что по повелению В. В. в 1102 г. раки святых были окованы серебром и золотом. После перенесения мощей св. князей в 1115 г. «комары», в к-рых были установлены раки, благодаря В. В. были украшены кованными по золоту и серебру изображениями св. князей Бориса и Глеба, а также драгоценными светильниками, сенью и проч. В киевское княжение В. В. и, очевидно, не без влияния с его стороны была создана окончательная редакция Сказания о святых Борисе и Глебе.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «Перемышль — знаменитый город Руси». Гравюра. 1617 г. Образована, по-видимому, в 1219/20 г., отделена от Галицкой епархии или Владимиро-Волынской епархии , с XV в. Перемышльская и Самборская, в 1693 г. перешла в унию. П. е. была западной частью Киевской митрополии (см. ст. Западнорусская митрополия ), территория епархии являлась украинско-польск. пограничьем. Центр - г. Перемышль (ныне Пшемысль, Польша), впервые упомянут в летописи под 981 г., с периода между 1083 и 1086 гг. до 1344 г. входил в Галицко-Волынское княжество (см. в ст. Галицкая Русь ), затем принадлежал Польше. Первым достоверно известным Перемышльским епископом был свт. Антоний (Добрыня Ядрейкович). Поставленный Новгородским епископом в 1210 г. по желанию кн. Мстислава Мстиславича , Антоний был смещен с кафедры осенью 1218 г. (см. в ст. Новгородская и Старорусская епархия ) и отправился в Киев к митр. Матфею , который в 1219/20 г. назначил Антония на П. е., возможно тогда же организованную. По-видимому, это было сделано по желанию кн. Мстислава, во владениях которого находился Перемышль. В 1225 г. Перемышль заняли венгры, еп. Антоний оставил кафедру и вернулся в Новгород. Под 1241 г. в Ипатьевской летописи рассказывается о том, что не названный по имени Перемышльский епископ вступил в конфликт с галицким кн. Даниилом Романовичем , поддерживая притязания на Галицкий стол кн. Ростислава, сына Черниговского вел. кн. св. Михаила Всеволодовича . П. е. была частью существовавшей в XIV в. Галицкой митрополии (см. в ст. Галицкая епархия ). Перемышльский архиерей участвовал в хиротониях епископов, совершавшихся Киевским митр. св. Феогностом во время его поездок на юг Руси в 1328-1335 гг. Гипотезы о создании П. е. в кон. XI в., XII в. по большей части основаны на поздних и ненадежных источниках. В визант. перечнях епископий 2-й пол. XII в. Перемышль отсутствует. Перемышльская кафедра упомянута в списке епархий времени имп. Михаила VIII Палеолога (между 1259 и 1261-1282). В новейшей литературе образование епископии в Перемышле относят к XIII в. (см., напр.: Gil, Skoczylas. 2014. S. 62). В. Н. Татищев упоминает о древней епископии в Перемышле, перенесенной в Галич, но источник этого утверждения неизвестен ( Татищев В. Н. История российская. М., 1964. Т. 3. С. 60). В поздних документах фигурируют епископы с титулом «Самборский»: Авраамий (под 1254), Евфимий (под 1292), Антоний (под 1295). Ранними источниками существование отдельной Самборской епархии не подтверждается.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Описание восходит к одному из ранних сохранившихся изображений Г. из цикла гравюр на дереве 1655-1660 гг. работы мастера Илии для печатного издания Киево-Печерского Патерика 1661 г. (Патерик, или Отечник Печерский… К., 1661. Л. 173). Композиция гравюры строится по принципу житийной иконы. В среднике на фоне условной архитектуры, горок и позема с травами помещено ростовое фронтальное изображение святого в монашеском одеянии (параман с 2 крестами) и в куколе, без обуви. Г. представлен старцем с небольшой белой бородой, ладонь правой руки раскрыта перед грудью, в левой - Евангелие, вверху надпись: «С Григорий чудотворец Печер». На клеймах по сторонам центрального изображения и под ним в овальных рамах - 3 сюжета Жития Г. (чудеса и мученическая кончина). Слева - 3 вора с награбленным, застывшие на месте по молитве святого, и чудотворец вдали у храма (надпись: «Злодее стояху два дни з мехами овощи»). Справа - Г. склонился над внезапно уснувшими ворами (надпись: «Злодее спали пять нощий дондеже Григорие прииде»). Внизу - кн. Ростислав Всеволодович и воины его дружины, по приказу бросающие святого в Днепр (надпись: «Григорий от князя Ростислава в воде утоплен привязавше камень»). В соответствии с традициями барокко гравюра снабжена также стихотворной подписью: «Григорий правды ради, жизнь сконча водою. При источнице жизни, днесь причтен покою». Прмч. Григорий Чудотворец. Фрагмент ксилографии «Прп. Феодосий Киево-Печерски со святыми в кеймах». Акафисты с каноном. К., 1693. Л. 224 об. Прмч. Григорий Чудотворец. Фрагмент ксилографии «Прп. Феодосий Киево-Печерски со святыми в кеймах». Акафисты с каноном. К., 1693. Л. 224 об. Эти сюжеты повторены Л. Тарасевичем в издании Киево-Печерского Патерика 1702 г., но изображение спящих воров расположено слева как первоначальное в соответствии с последовательностью изложения событий в тексте. Центральная композиция представляет Г. вполоборота вправо, с немного склоненной головой и молитвенно сложенными на груди руками (на левой - длинные четки). Подобная иконография встречается также на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки святого в Ближних (Антониевых) пещерах.

http://pravenc.ru/text/166587.html

Он присутствует в серии портретных медалей рус. князей и царей 1768-1772 гг. (работа Т. Иванова) и в составе барельефов 1774-1775 гг. Ф. И. Шубина для интерьеров Чесменского дворца под С.-Петербургом (с 1831 в Оружейной палате Московского Кремля, повторения в Петровском дворце и здании Сената в Кремле); на костяных пластинах холмогорской работы, в гравюрах и литографиях кон. XVIII - XIX в. (гравюра нач. XIX в. с гербом - Пантеон российских государей. М., 1805. Ч. 1). Скульптурный образ Г. В. 1846-1850 гг. работы И. П. Витали расположен на юж. бронзовых вратах Исаакиевского собора в С.-Петербурге. В храме Христа Спасителя Г. В. и др. рус. св. князья («пособники святителям и преподобным в утверждении истинной Христовой веры в России») были изображены в приделе во имя блгв. кн. Александра Невского ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 75, 78); в росписи ок. 1888 г. художников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина интерьера Вознесенского собора Ельца - в одной из арок сев. стены. В стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (композиция генеалогического древа российских государей выполнена в 1883 артелью Ф. Г. Торопова) - ростовая фигура Г. В. со скипетром в левой руке в овале с растительным обрамлением. «Образ всех св. российских вел. князей, княгинь и княжон рода царского» 2-й пол. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) включает клеймо с изображением Г. В. (с непокрытой головой и ладонями перед грудью) вместе с прп. и блгв. кн. Олегом Романовичем Брянским. В аналогичном ряду святых Г. В. представлен на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. московской фирмой Оловянишникова (ГЭ). Примеры житийной иконографии святого - «Пострижение в схиму членов семьи блгв. кн. Георгия Всеволодовича перед гибелью»; «Обретение тела блгв. кн. Георгия Всеволодовича»; «Перенесение мощей блгв. кн. Георгия Всеволодовича из Ростова во Владимир» - включены в программу росписи Успенского собора во Владимире, созданной в кон.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

Лучшие материалы Православия.Ru: семь лет назад Принцип ретроспективной исторической аналогии в " Слове о полку Игореве " В рубрике «Лучшие материалы Православия.Ru: семь лет назад» мы предлагаем вниманию читателей новости, ставшие уже исторической хроникой, а также наиболее интересные интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации, появившиеся на сайте в 2001 году. Гравюра В.А. Фаворского к " Слову о полку Игореве " Уже в самом начале своего повествования, выражая желание изложить " повесть сию отъ стараго Владимера до нынешняго Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужествомъ; наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую " , - автор " Слова " ставит перед нынешним читателем сложную проблему - разгадать, кого он имел ввиду, называя " старым Владимиром " : Владимира Святославича, крестителя Руси, или Владимира Всеволодовича Мономаха, неоднократно бившего половцев? Медиевисты до сих пор не пришли к единому мнению по этому поводу. Первые издатели отдали предпочтение Владимиру Святославичу. Позднее этой точки зрения придерживались Д.Н.Дубенский, А.В.Соловьев, Д.С.Лихачев, В.И.Стеллецкий, Л.А.Дмитриев, Н.А.Мещерский, О.В.Творогов, В.В.Кусков. Первым признал в " старом Владимире " Владимира Мономаха Н.Головин. Его мнение разделили С.М.Соловьев, В.Ф.Ржига, С.К.Шамбинаго, Б.Д.Греков, Н.К.Гудзий, А.С.Орлов, М.Н.Тихомиров, Б.А.Рыбаков . Но так ли это важно, какого именно князя подразумевал автор " Слова " ? Да, несомнено, поскольку, как увидим ниже, это не просто указание на временные границы повествования, а ретроспективное сопоставление (точнее даже противопоставление) двух древнерусских князей! Загадкой начал " Слово " , ею же и закончил: " Солнце светится на небесе - Игорь князь въ Руской земли...Игорь едетъ по Боричеву къ святей Богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели " (С.30-31). Почему это вдруг князь оказался не в стольном граде своего княжества - Новгород-Северске, и даже не в Чернигове, а в Киеве, и направляется не куда-нибудь, а в Богородичную церковь Мономаховичей - своих врагов?! И почему " страны и гради " веселятся по этому поводу?

http://pravoslavie.ru/28725.html

и окт. строгановского круга 1-й трети XVII в. (ГЭ; Косцова. 2003. С. 30, 31); двусторонняя «таблетка» с минеей на сент. 2-й пол. XVII в. (ранее в собрании В. А. Бондаренко; Иконопись эпохи династии Романовых: Собр. В. Бондаренко. М., 2008. С. 50-52. Кат. 59. Ил. 17); минейная икона на сент. письма Тихона Горинского из Чудова мон-ря (ГММК; Меняйло В. А. Иконы Чудова мон-ря Моск. Кремля: Кат. М., 2015. Кат. 111. С. 306-309); икона 1-й пол. XVIII в. в Сампсониевском соборе в С.-Петербурге (Русская икона XVII-XVIII вв. 2003. С. 30-31); листы на сент. в гравированных святцах А. Ф. Зубова (1734), Г. П. Тепчегорского 1722 г. (1722, впервые изданы в 1714) и И. К. Любецкого (1730) ( Ермакова, Хромов. Русская гравюра. Кат. 28, 33.1, 35.1) и др. памятники. Гораздо реже встречается сцена перенесения мощей М. В. в Москву (14 февр.) - она присутствует на февральской минее 2-й четв. XVII в. из ц. прор. Илии в Ярославле (ЯМЗ; Иконы Ярославля. 2009. Кат. 115. С. 30-37), а также на иконе из палехского минейного комплекта 1-й пол. XIX в. письма Терентия Иванова Гагаева (?) из бывш. собрания М. Е. Елизаветина (на сентябрьской иконе того же ансамбля помещено традиц. изображение М. В. и Феодора; Комашко Н. И., Преображенский А. С., Смирнова Э. С. Русские иконы в собрании Михаила Де Буара (Елизаветина). Кат. 135.1, 135.6). В нек-рых календарных циклах XVIII в. иконография М. В. претерпевает изменения: святой представлен в княжеской шапке из 2 полушарий, что соответствует европейской геральдической традиции. В Новое время иконография Черниговских святых развивалась в неск. направлениях. В традиц. иконописи удержался иконографический вариант, характерный для XVI-XVII вв.: изображение мучеников в шубах, М. В.- в княжеской шапке, Феодора - также в шапке или с обнаженной головой. Др. примером служат изображения в составе композиции «Образ всех святых Российских чудотворцев», разработанной в Выговском поморском общежительстве не позднее 30-х гг. XVIII в. и довольно широко распространившейся среди старообрядцев-беспоповцев.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

В XVIII - нач. XX в. М. В. и Феодора продолжали изображать среди Московских чудотворцев, хотя не на всех иконах и гравюрах на эту тему (обычно их нет на иконах Богоматери Боголюбской-Московской). Среди подобных изображений выделяется гравюра 1-й пол. XVIII в. с видом Успенского собора Московского Кремля и образами Московских святых, представляющая собой своего рода путеводитель по столичным святыням ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. 602. С. 289-293); князь и боярин показаны в левой группе вместе со святителями, прп. князем Даниилом, царевичем Димитрием и кнг. Евфросинией (Евдокией). В более поздних композициях они присутствуют чаще, что, по-видимому, объясняется ростом интереса к святыням и древностям Москвы во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Фигуры Черниговских мучеников включены в композиции, различающиеся расположением персонажей и местом, отведенным смысловому центру изображения - Владимирской иконе Божией Матери. Это 2 однотипных пядничных образа Московских святых нач. XX в., где икона Божией Матери помещена в верхней части средника (обе - ЦМиАР; Московский Патерик: Древнейшие святые Московской земли. М., 2003. Ил. 14; святые представлены в центре, на заднем плане, по сторонам Даниила Московского, М. В. изображен безбородым, Феодор в соответствии с рекомендациями подлинников держит храм), а также произведения, в к-рых образ Божией Матери Владимирской поддерживают представленные в центре Московские святители Петр и Алексий. К их числу относятся иконы 2-й пол. XIX в. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры и 1908 г. в Васильевском приделе собора Покрова на Рву. В убранство этого придела, созданное на рубеже XIX и XX вв., входят и оплечные образы М. В. и Феодора - помещены на сени раки св. Василия Блаженного среди Московских святых; на сени М. В. изображен в княжеской шапке, но на иконе 1908 г.- в царском венце, что свидетельствует о попытках возродить один из древних вариантов иконографии (возможно, с опорой на фреску Благовещенского собора в Кремле). Известен случай изображения Московских чудотворцев на полях Владимирской иконы Божией Матери - к этому варианту относилась икона с фигурами святых Москвы и Подмосковья, поднесенная московским дворянством наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу в 1912 г.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010