Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание субъект РФ в составе Дальневосточного федерального округа. Территория - 464,3 тыс. кв. км. Центр - Петропавловск-Камчатский. К. к. расположен на крайнем востоке азиат. части России, на п-ове Камчатка, который омывается водами Охотского (на западе) и Берингова (на востоке) морей, Тихого океана (на юго-востоке), К. к. включает также Командорские о-ва и о-в Карагинский (в Беринговом м.), граничит с Магаданской обл. и Чукотским АО . Природу края определяют приморское положение территории, большая (1800 км) протяженность с северо-востока на юго-запад, преобладание горного рельефа и активное проявление вулканизма (160 вулканов, в т. ч. 29 действующих). Население - 322 тыс. чел. (2010). Национальный состав: русские - 85%, представители коренных народов - ок. 5 (коряки - 6,6 тыс. чел., ительмены - 2,3 тыс. чел., камчадалы, чукчи, эвены, алеуты - ок. 7 тыс. чел.), украинцы - 3,9, татары - 0,8, белорусы - 0,7% и др. История, административное устройство Археологические находки, относящиеся к эпохе позднего палеолита и раннего неолита (раскопки у Ушковского оз.), свидетельствуют о древнем освоении человеком территории К. к. Среди более поздних археологических культур выделяют древнеительменскую, древнекорякскую и др. культуры, относящиеся к I тыс. по Р. Х. Для культур II тыс. характерны обширные связи с народами Курильских и Алеутских островов. Петропавловская гавань. Гравюра к 1-му изданию книги С. Н. Крашенникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ) Петропавловская гавань. Гравюра к 1-му изданию книги С. Н. Крашенникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ) В сер. XVII в. началось проникновение на территорию К. к. рус. землепроходцев (экспедиции М. В. Стадухина в 1650, И. М. Рубца (Бакшеева) в 1661-1663 и др.). Экспедиция В. В. Атласова, проникшая в 1696-1699 гг. в глубь Камчатского п-ова, составила 1-е описание края и заложила 1-е рус. поселение -Верхнекамчатский острог.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО Многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, к-рое в XIV-XVI вв. охватывало территорию совр. Литвы и Беларуси , значительную часть совр. Украины, часть Вост. Польши (совр. Подлясское воеводство) и Смоленскую область РФ. Образованию Л. в. к. предшествовали в кон. XII - нач. XIII в. важные социальные и политические сдвиги в жизни литов. племен, заселявших территорию совр. Литвы. Здесь образовывались княжества, правители которых со своими дружинами совершали набеги на соседние земли - польск. и древнерус. княжества, прибалт. племена пруссов, куршей, ливов, латгалов. В XIII в. перед княжествами возникла и другая важная задача - борьба с экспансией орденов немецких крестоносцев, стремившихся силой подчинить своей власти живущих в этом регионе Европы язычников. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Среди литовских князей в 30-х гг. XIII в. на 1-й план выдвинулся Миндовг. Победа над рыцарями ордена меченосцев в битве при Сауле в 1236 г. способствовала укреплению его авторитета и подчинению его власти др. литов. князей. С серьезным сопротивлением он столкнулся лишь в Жямайтии - области в нижнем течении Немана, отделявшей Ливонию от Пруссии. К нач. 50-х гг. XIII в. Миндовгу удалось преодолеть сопротивление жямайтов. Объединение под властью Миндовга литов. княжеств создало благоприятные условия для экспансии на соседние древнерусские земли, ослабленные монг. нашествием и др. внешними и внутренними неурядицами. К 40-м гг. XIII в. под властью Миндовга оказались обширные территории совр. Зап. Белоруссии с такими центрами, как Гродно, Новгородок (ныне Новогрудок, Белоруссия), Волковыск и, возможно, Минск. В церковном отношении эти земли составляли, вероятно, как и впосл., сев. часть митрополичьей области. Важным событием в истории Л. в. к. стало принятие Миндовгом в 1250 или 1251 г. католичества. Действуя так, Миндовг рассчитывал укрепить свою власть, добиться мира с Тевтонским орденом и его помощи в борьбе с литов. противниками, благоприятных условий для экспансии на рус. земли. Этих целей в известной мере удалось достичь. При содействии папы Иннокентия IV был заключен (ценой уступки ряда территорий в Жямайтии) мир с орденом, и Миндовг смог одержать верх над своими противниками. В 1253 г. Кульмский еп. Хейденрик возложил на Миндовга королевскую корону. В 1255 г. папа Александр IV пожаловал Миндовгу все земли, к-рые он сможет освободить от власти «язычников» и неверных. Первым католич. епископом Л. в. к. стал поляк Вит из ордена доминиканцев. Ему были пожалованы земли в Жямайтии, но это было сделано без согласия жямайтов. Остается во многом неясным, какова была деятельность епископа в Л. в. к. и повлияла ли она на правосл. население этого гос-ва.

http://pravenc.ru/text/2110584.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЛЬСИЕВ Василий Иванович (16.06.1835, С.-Петербург - 2.10.1872, там же), общественный деятель, сподвижник А. И. Герцена, писатель. Род. в дворянской семье, его дед был священником, отец - таможенным чиновником. К. рано осиротел; в 1845-1855 гг. на средства Российско-Американской компании учился в имп. Коммерческом уч-ще, до 1857 г. продолжал образование в качестве вольнослушателя на восточном фак-те С.-Петербургского ун-та. Во время учебы сблизился с буд. революционером А. И. Ничипоренко, а также с Н. А. Добролюбовым и братьями Курочкиными. В 1858 г. К. отправился в качестве бухгалтера Российско-Американской компании в г. Новоархангельск (ныне Ситка, Аляска), но в мае 1859 г. из-за болезни жены остановился в Плимуте (Англия) по договоренности с Герценом, который обещал ему найти работу. В нояб. К. уволился из Российско-Американской компании и объявил себя политическим эмигрантом. В. И. Кельсиев. Гравюра Пуча по рисунку Волконского. 3-я четв. XIX в. В. И. Кельсиев. Гравюра Пуча по рисунку Волконского. 3-я четв. XIX в. Находясь в Лондоне с нояб. 1859 по март 1862 г., К. сблизился с рус. эмигрантами и польско-англ. революционером А. И. Бенни, принимал участие в работе Вольной рус. типографии, печатался в газ. «Колокол». Герцен отмечал своеобразный характер революционности К. и называл его «нигилистом с религиозными приемами, нигилистом в дьяконовском стихаре». В 1860 г. Герцен передал К. собрание материалов о старообрядцах и отметил, что «за издание их и приведение в порядок Кельсиев принялся со страстью» ( Герцен А. И. Собр. соч.: В 8 т. М., 1975. Т. 3. С. 304-305). К. наряду с А. П. Щаповым считал, что старообрядчество несет в себе большой протестный потенциал, к-рым можно воспользоваться для революционных преобразований в России. К. поддерживал призывы Щапова «уйти в странство», в «спасенный путь от зверя-антихриста, от его властей, от всего его царства». По предложению Герцена К. издал в Лондоне «Сборник правительственных сведений о раскольниках» (1860-1862. 4 вып.), где были впервые опубликованы широко распространенное среди старообрядцев в XIX в. «Собрание от Святого Писания о антихристе и о последнем времени» (Вып. 2. С. 247-252), фрагменты сочинений Евфимия , создателя согласия странников (Вып. 4. С. 248-256). Там же издана история Московского Преображенского кладбища (Вып. 1. С. 1-74), не вполне достоверно отражающая судьбу федосеевцев , но на долгие годы ставшая основным источником по этой теме. В 1863 г. в Лондоне увидело свет подготовленное К. «Собрание постановлений по части раскола» в 2 книгах, не утратившее свое значение и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/1684157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ II Евгений II, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) Евгений II, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) († авг. 827, Рим), папа Римский (с июня 824). После смерти папы Пасхалия I (между февр. и маем 824) в связи с выборами нового папы обострилось противостояние рим. аристократии (лат. exercitus romanus) и духовенства, входившего в состав Римской курии (familia sancti Petri). Несмотря на постановление Собора 769 г., в соответствии с к-рым миряне не могли принимать участие в выборах папы, рим. нобили выдвинули своего претендента на Папский престол. При посредничестве мон. Валы, советника Лотаря (сына и с 817 соправителя франк. имп. Людовика Благочестивого ), противоборствующим сторонам удалось достичь компромисса. На Папский престол был избран ставленник аристократии - архипресвитер базилики св. Сабины Е. Точная дата посвящения Е. в сан Римского епископа неизвестна (не позднее 6 июня 824). О своем избрании на Римскую кафедру Е. известил имп. Людовика Благочестивого, к-рый направил в Рим Лотаря для утверждения нового епископа и установления порядка в городе (о наличии волнений свидетельствует тот факт, что тело папы Пасхалия I оставалось незахороненным вплоть до посвящения Е.). Осенью 824 г. в Рим прибыл Лотарь. В нояб. того же года между ним и Е. был заключен договор - «Constitutio romana» (Римское уложение), в соответствии с к-рым над Папским престолом фактически устанавливался имперский суверенитет. Договор регулировал процедуру избрания папы, обеспечив преимущественные права франк. императора, гарантировал участие в выборах светским лицам, определил систему управления Римом: параллельно с папской адм. структурой создавалась императорская. Двойственная система вводилась и в судопроизводстве. Папский и имп. суд были независимы друг от друга, и римлянин мог выбирать, остаться в юрисдикции папского суда или перейти в юрисдикцию императорского. Важной частью «Constitutio romana» являлась клятва верности Людовику и Лотарю, к-рую должны были принести римляне. Согласно тексту присяги, папа до своего посвящения должен был принести клятву верности императору. В текст присяги было включено обязательство не подчиняться кандидату на Папский престол, избранному вопреки канонам и не присягнувшему на верность императору.

http://pravenc.ru/text/187005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЛАДИУС П. Палладиус. Гравюра из кн.: Trap J. P. Billeder af berømte Danske Mænd og Kvinder... (Kjøbenhavn, 1868. T. 2) П. Палладиус. Гравюра из кн.: Trap J. P. Billeder af berømte Danske Mænd og Kvinder... (Kjøbenhavn, 1868. T. 2) [Дат. Palladius] (Педер; 1503, Рибе, Дания - 3.01.1560, Копенгаген), дат. протестант. богослов, реформатор, ученик М. Лютера и Ф. Меланхтона . Род. в бюргерской семье, начальное образование получил в городской гимназии. В 1531-1537 гг. учился в Виттенбергском ун-те, в 1533 г. стал магистром, в 1537 г.- доктором богословия. Значительную роль в организации экзамена на докторскую степень сыграл Лютер, к-рый сформулировал тезисы, подлежащие защите ( Ertner. 1988). Нем. реформаторы Лютер, Меланхтон и И. Бугенхаген рекомендовали дат. кор. Кристиану III назначить П. руководителем Датской Церкви. В июне 1537 г. П. вместе с Бугенхагеном прибыл в Копенгаген. К тому времени в Дании значительных успехов добились сторонники Реформации. Был подготовлен новый церковный устав на лат. языке «Ordinatio ecclesiastica», к-рый был отредактирован Бугенхагеном и утвержден Кристианом III. Делами Церкви стали ведать суперинтенданты - должностные лица, подчинявшиеся королю. П. стал суперинтендантом Зеландского диоцеза (по новым установлениям являлся «первым среди равных» по отношению к др. суперинтендантам; см. ст. Дания ), а также получил должность профессора Копенгагенского ун-та, в учебных курсах к-рого с того времени стало уделяться значительное внимание изучению трудов Меланхтона. В течение неск. лет П. произвел визитацию всех приходских церквей своего диоцеза и ввел преобразования в соответствии с лютеран. учением. П. был апологетом и популяризатором идей Лютера и Меланхтона. Влияние Меланхтона проявилось в положительном отношении к философии, в признании ее роли в богословских штудиях, а также в использовании разработанного Меланхтоном учения о топосах (loci communes). П.- автор перевода катехизиса Лютера под названием «Малый датский катехизис». П. также составил молитвенник ( En ret enfoldig Bedebog ) и требник ( En Haandbog for Sognepr æ ster ), взяв за основу аналогичные сборники Лютера. П. перевел на дат. язык с лат. языка церковный ордонанс 1537 г. (опубл. в 1539) и принимал участие в редактировании дат. перевода Библии, выполненного гуманистом и реформатором К. Педерсеном (опубл. в 1550). Считается, что П. также автор предисловия к указанному переводу Библии. П. много сделал и для развития начального образования в Дании: инспектировал школы, писал учебники. В последние годы жизни П. создал богословский труд «Введение в писания пророков и апостолов» (Isagogae ad libros propheticos et apostolicos, 1557), получивший известность в Дании и за ее пределами.

http://pravenc.ru/text/2578745.html

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет Гравюра Густава Доре «Борьба Иакова с Ангелом» повествует о событии, представленном в Священном Писании Ветхого Завета. Иаков был младшим из сыновей-близнецов Исаака  и  Ревекки . Во время ночного бдения при возвращении из дома Лавана (куда он сбежал от своего брата Исава, опасаясь мести с его стороны за обман отца Исаака (в результате чего тот благословил Иакова вместо Исава)), возле потока Иавок, на месте, которое впоследствии было названо Пенуэл, ему явился «Некто», и Иаков боролся с Ним вплоть до появления зари. Иаков не желал отпускать таинственного «Борца», пока Тот не благословит его. Тогда «Борец» произнес: «…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» ( Быт. 32:28 ). Когда же Иаков просил Его назвать Свое имя, услышал в ответ: «На что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.]» ( Быт. 32:29 ). После этого Бог благословил Иакова. Описание Действие происходит на возвышении горы, с которого открывается вид на израильскую пустыню с ее каменистыми холмами. Вдали мы видим озеро, вокруг которого раскинулись высокие пальмы. Рядом мы видим палатки – это лагерь, где расположились люди Иакова. В центре картины на фоне неба, покрытого легкими бегущими облаками, мы видим две борющиеся фигуры: Иакова и Ангела, изображенных в профиль. Слева в темном одеянии представлен Иаков, который, напрягая все свои силы и мускулы, пытается не уступить в этой схватке. Ангел крепко держит его руки, не давая продвинуться вперед, он исполнен выдержки и спокойствия. Ангел подобен нерушимой стене, которую нельзя сдвинуть с места. Гравюра исполнена мастерски: художник передает динамику движения в противопоставлении двух фигур. Безмятежный пейзаж на заднем плане гармонирует с движением Ангела, на первом плане колючие кактусы и каменистая почва характеризуют действия борющегося Иакова. Доре здесь следует традиции романтизма, построенного на антитезе. Для библейских сцен Гюстава Доре характерна иллюзия не только объема, но и пространственной глубины. Он часто вводит широкие пейзажные планы в сценах Ветхого Завета. Здесь мы видим, как художник блестяще подчеркивает глубину пространства, применяя свето-воздушную перспективу, используя прием чередования освещенных и затемненных участков. История

http://azbyka.ru/art/borba-iakova-s-ange...

составитель Ирина Хрулева Часть 4. Портреты преподобного Парфения Портреты Преподобного Парфения Чтобы найти портреты преподобного Парфения, пришлось просмотреть все имеющиеся в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга и Киева издания «Жизнеописания преподобного Парфения», а также издания его «Ежедневной молитвы и духовных наставлений». В некоторых из этих изданий были гравюры, ксилографии и литографии разных портретов преподобного Парфения (все без указания даты изготовления): ксилографии работы Янова (см. рис, IV), в разных изданиях несколько отличающиеся одна от другой и, похожая на них литография, выполненная Б.Чеховским (см. рис. V); гравюры И.Полонского, отличающиеся одна от другой, и другие литографии и ксилографии без указания автора. Первым изданием жизнеописания иеросхимонаха Парфения, как уже отмечалось, было «Сказание...», вышедшее одновременно в двух изданиях, из которых одно – с портретом старца и его факсимиле: «Буди благословен...». Эта литография иеросхимонаха Парфения, выполненная Ламерсье 146 , по-видимому, была первым изданным в печати портретом преподобного Парфения. В ЦАК МДА хранится такая же литография Парфения 147 , с его факсимиле, выполненная Ламерсье (она помещена в нашем издании). В ГМИИ им. А.С. Пушкина в отделе русской гравюры хранится офорт схимника Киево-Печерской Лавры Парфения, выполненный Л. Жемчужниковым в 1861 году. В НУБВ хранится пробный, неоконченный офорт схимника Парфения, награвированный им же в 1860 году. В изоотделе ГИМ хранятся офорты схимника Парфения, награвированные Л. Жемчужниковым в 1860 и 1861 годах; гравюра на дереве иеросхимонаха Парфения Киевского с его факсимиле « Господи! Сотвори сей день днем милосердия Твоего», выполненная И.Полонским; литография Парфения без факсимиле, выполненная В. Дарленгом (Лит. Ред. Русс. Воен. Хроники). Эта литография несколько отличается от литографии Парфения с факсимиле, выполненной В. Дарленгом (Печ.) и хранящейся в НУБВ. В настоящее издание не вошли офорты Парфения схимника, награвированные Л.Жемчужниковым (похожие на работы Янова и В. Чехонского), гравюра И.Полонского и литография, выполненная Кокором.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Святая Гора, средневековая гравюра Святая Гора, средневековая гравюра Комментарии Всего комментариев: 3 2012/12/31, 12:51:57 Прошу прощения, почему же такой негативный отзыв человека далекого от Православия, только начитавшегося книг и думающего. что он может осуждать монахов и вообще рассуждать о святости Афона, напечатали. а мой предыдущий нет? Мне больно читать такие вот опусы, как у господина Аркадия. Прости меня. Господи! Людмила Кюхкюнен 2012/12/30, 23:08:25 Разрешите не согласится с Аркадием. Да, Господь попускал (но не " допускал " ) многочисленные бедствия в монастырях на горе Афон, скорей всего и вправду Он испытывал веру монахов. Но смерть от рук врагов за веру - это благо, а не наказание. Иногда для спасения душ, даже и монахов, болезни и смерть может быть благом. То, что " монахи, умершие от вражьих рук и болезней , не выдержали испытаний и были недостойны жизни " - это полная чушь. Православные все понимают правильно - раз Господь попустил, значит, так было надо. Атеисту этого не понять. Ведь после всех перипетий, много веков Афон и сейчас живет и является духовным центром Православия, притягивает к себе множество паломников. Покровительство высшей силы, не всегда выражается в продолжительности жизни и в качестве этой самой жизни - " тишь да гладь " не всегда благо. И желаемое за действительное никто не выдает, Ваше предположение о разумности не правильное. Афон действительное Святое место. Да я женщина, там никогда не бывала и не буду, но у меня много знакомых, побывавших на Горе паломниками, есть и знакомые монахи. Я видела много видеосюжетов, читала книги, слышала рассказы очевидцев, поэтому могу утверждать. что Афон - это Святое место! Слава Богу, что есть Святая гора Афон!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1351

Гуго Гроций. Гравюра. 1662 г. (РГБ) Гуго Гроций. Гравюра. 1662 г. (РГБ) В религиозно-политической борьбе, включавшей вопрос о пределах религ. свободы и праве гос-ва вмешиваться в дела веры, имевшей место в Нидерландах в нач. XVII в. между протестант. партиями гомаристов (см. ст. Гомар ), представителей строгого кальвинизма , и арминиан (см. статьи Арминий , Арминианство , Арминианский спор ), гр. Мориц Оранский выступил на стороне первых, Г. поддерживал вторых. В 1618 г. Г. вошел в состав советников арминианской партии, возглавляемой Олденбарневелтом. Борьба окончилась победой кальвинистов: в 1618 г. Г. был арестован и осужден на пожизненное заключение в замке Лувестейн с конфискацией имущества. В марте 1621 г. благодаря предприимчивости жены ему удалось бежать из замка в Антверпен, а оттуда в Париж. Во Франции, получая от франц. кор. Людовика XIII пенсию, Г. провел 11 лет - один из самых творческих периодов жизни, плодом к-рого стал знаменитый трактат «О праве войны и мира». Ответив решительным отказом на предложение кард. Ришелье помогать Франции в политической борьбе против Нидерландов, Г. вызвал к себе на долгие годы негативное отношение могущественного кардинала. После смерти гр. Морица Оранского Г. в 1631 г. возвратился в Нидерланды и работал юристом в Амстердаме. Он надеялся вернуть утраченное гражданство, однако, отказавшись подать офиц. прошение о помиловании, подверг себя новым гонениям и в 1632 г. вынужден был бежать в Германию. Живя в Гамбурге, Г. вел активную переписку с канцлером Швеции А. Оксеншерной. Результатом переписки стало приглашение Г. на службу к швед. двору: в 1634 г. он был назначен швед. послом во Франции. Получив в кон. 1644 г. известие об отзыве с должности посла, Г. через Нидерланды, где был с почетом принят, переехал в Стокгольм. Он отклонил предложение стать гос. советником при швед. дворе и отправился к жене в Любек, но корабль, на к-ром он плыл, потерпел крушение, в результате чего Г. простудился и смертельно заболел. После кончины Г. в Ростоке его тело было перевезено для погребения в его родной г. Делфт. Сочинения

http://pravenc.ru/text/Гроций.html

«Избрание Бориса Годунова в цари. 1598 г.» Гравюра. XIX в. (РГБ) «Избрание Бориса Годунова в цари. 1598 г.» Гравюра. XIX в. (РГБ) Сильной стороной политики Б. Г. было использование положения, сложившегося в связи с бегством населения на юж. и вост. окраины страны, для освоения этих территорий. На Н. Волге были основаны Самара, Царицын, Саратов; на юге, в Диком поле,- Воронеж и Курск, позднее Белгород и Оскол. Пользуясь уходом крымских татар в 90-х гг. XVI в. на войну против Габсбургов, Б. Г. сумел продвинуть линии рус. обороны в Диком поле далеко на юг, вплоть до Северского Донца, где в кон. XVI в. была поставлена крепость Царёв-Борисов. Определенных успехов Б. Г. достиг в области внешней политики. После удачной войны со Швецией правитель по Тявзинскому миру 1595 г. добился возвращения России новгородских пригородов, захваченных шведами в последние годы Ливонской войны. Укрепились позиции России на юге: в 1587 г. была восстановлена зависимость от России Большой Ногайской Орды, в 1588 г. возродилась рус. крепость на Тереке и были возобновлены союзные отношения с кабардинскими князьями. К 1586 г. относится установление постоянных дипломатических отношений с Кахетинским царством, с кахетинским царем Александром велись переговоры о принятии царства под покровительство России и о совместных действиях против османов и враждебных Русскому гос-ву князей на территории совр. Дагестана. Было завершено завоевание Сибирского ханства. В правление Б. Г. имело место большое крепостное строительство: были построены Белый город и Деревянный город в Москве, каменные крепости в Астрахани, Казани и Смоленске. Среди простого населения Б. Г. не пользовался популярностью. Сразу после гибели в Угличе в 1591 г. младшего брата царя царевича св. Димитрия распространились слухи, что он убит по приказу Б. Г. Правителя обвиняли в устройстве пожаров в Москве и др. рус. городах, в том, что навел татар на Москву. После рождения в 1593 г. дочери Феодора Иоанновича царевны Феодосии появился слух, что к бездетной царице внесли в спальню чужого ребенка, чтобы дать царю наследницу и тем обеспечить будущее правителя. Позднее добавились обвинения в умерщвлении царя Феодора. Обвинения в отравлении царя и попытке подменить ребенка были очевидным вымыслом. Мнения исследователей о том, был ли Б. Г. организатором убийства царевича Димитрия, расходятся; в их распоряжении нет фактов, к-рые могли бы подтвердить или опровергнуть это обвинение.

http://pravenc.ru/text/153195.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010