Еще одним косвенным свидетельством употребления Л. в богослужении в допленную эпоху является неоднократное использование в книгах Царств слов, образованых от корня  - (сжигать, создавать дым). Две наиболее употребительные основы, производные от этого корня,-  - и  -- как правило, разграничивают по их значению:  - означает сжигать (жир и т. д.),  - - «воскурять [фимиам]» (TDOT. Vol. 13. P. 10-11). В подавляющем большинстве случаев образования от корня  указывают в книгах Царств на нелегитимный культ. С использованием фимиама в ветхозаветном богослужении связаны лишь 2 контекста. В 1 Цар 2. 27-28 говорится о том, что Бог избрал род священника Илия для того, чтобы он «воскурял фимиам» (    ); подробнее этот ритуал не описан. В 3 Цар 9. 25 глагол  указывает на воскурение, 3 раза в год совершаемое царем Соломоном на жертвеннике, «который пред Господом» (букв. перевод евр. текста), т. е. на золотом жертвеннике, описанном в 3 Цар 6. 20, 22; 7. 48. Это указание противоречит Священническому кодексу: присутствие светского человека перед кадильным жертвенником невозможно (ср. сообщение во 2-й книге Паралипоменон, написанной в послепленную эпоху, о царе Озии, пораженном проказой именно за попытку совершить курение на этом жертвеннике - 2 Пар 26. 16-23). Возможно, это обстоятельство послужило причиной неточности в синодальном переводе, в к-ром не отражен тот факт, что Соломон совершал всесожжение и мирные жертвы и курения на разных жертвенниках («Соломон три раза в год совершал всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он построил Господу, и курение на нем совершал пред Господом»). Согласно предписаниям Священнического кодекса, Л. должен использоваться: 1) в составе жертвы «минха» (в синодальном переводе - [хлебное] приношение); 2) в составе смеси, сжигавшейся на кадильном алтаре; 3) для воскурения в кадильницах; 4) вместе с хлебами предложения. Воскурение ладана на жертвенике (Исх 39. 37–38). Гравюра. XX в. Воскурение ладана на жертвенике (Исх 39. 37–38). Гравюра. XX в.

http://pravenc.ru/text/2462497.html

Иоахим Флорский. Гравюра из кн. «Ioacchim Abbatis et Florensis Ordinis Chronologia». Cosenza, 1612 Иоахим Флорский. Гравюра из кн. «Ioacchim Abbatis et Florensis Ordinis Chronologia». Cosenza, 1612 В направленной против И. Ф. проповеди цистерцианского аббата Гофрида из Осера (текст сохранившегося фрагмента проповеди опубл.: Grundmann. 1960. S. 545-546) содержится свидетельство, что родители И. Ф. были иудеями. По словам Гофрида, И. Ф. крестился во взрослом возрасте, при этом он сохранил свое иудейское имя; Гофрид утверждал также, что И. Ф. и его последователи скрывали его еврейское происхождение (Ibid. S. 546). Несмотря на то что Гофрид действительно мог быть лично знаком с И. Ф., совр. исследователи считают его свидетельство недостоверным и предполагают, что И. Ф. происходил из христ. семьи и был крещен в детстве (см.: Ibid. S. 518-528; Hirsch-Reich. 1966). Благодаря довольно высокому общественному положению отца И. Ф. получил достойное образование: он прошел начальный курс грамматики, выучил лат. и греч. языки, освоил основы юриспруденции. Завершив обучение, И. Ф. пошел по стопам отца: он служил у архиепископа Козенцы, затем стал нотариусом при дворе наместника Калабрии. Ок. 1166 г. И. Ф. получил должность нотариуса при королевском дворе в Палермо, где он выполнял различные поручения канцлера и архиеп. Палермо Стефана дю Перша ( 1169), к-рый фактически являлся правителем Сицилийского королевства при малолетнем кор. Вильгельме II Добром и регентше Маргарите Наваррской в 1166-1168 гг. Известно, что И. Ф. вместе с другими нотариусами, Перегрином (впосл. епископ г. Умбриатико в Калабрии) и Санктором, входил в состав королевских посольств, к-рые отправлялись в г. Анкону, в Апулею и в район р. Крати ( Grundmann. 1960. S. 481-482). По сведениям, сообщаемым Мартире, во время последнего посольства И. Ф. тяжело заболел; возможно, именно эта болезнь подвигла его впервые задуматься о монашеском пути. Вскоре после возвращения в Палермо И. Ф. оставил королевский двор и отправился в паломничество в Святую землю .

http://pravenc.ru/text/578138.html

Б.- архитектор фасада ц. Сант-Аньезе ин Агоне (на пл. Навона) (1653-1655, завершена К. Райнальди), оратория ордена филиппинцев при ц. Санта-Мария ин Валличелла (1637-1640), дворца Конгрегации по распространению веры (1646-1667), колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте (1653-1665). Б. достраивал палаццо Барберини (архит. Мадерна) и руководил реконструкцией раннехрист. базилики Сан-Джованни ин Латерано (1646-1649). Базилика Сан-Джованни ин Латерано. 1646–1649 гг. Гравюра. 1836 г. (РГБ) Базилика Сан-Джованни ин Латерано. 1646–1649 гг. Гравюра. 1836 г. (РГБ) Важной чертой архитектурного стиля Б. был художественный диалог с великими предшественниками и современниками. Оформляя гигантским ордером центральный неф Латеранской базилики, он опирался на опыт Микеланджело (фасад дворца Консерваторов на Капитолийском холме), установив т. о. связь между историческим центром и древнейшим христ. храмом имп. Рима. Готический тип «статуи-колонны» был осмыслен в контексте барочного храма: фигуры ангелов вырастают из прямоугольных колонн верхнего яруса колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте. В оформлении фасада базилики Сант-Аньезе ин Агоне, в сочетании мощного купола и боковых колоколен угадывается сходство с собором св. Петра. Интерьер этого храма выполнен в традициях монументальной архитектуры барокко: сложная конфигурация стен, обилие декора, богатая полихромия (позолота, цветной мрамор и т. д.). Острая динамика архитектурных форм, оригинальность деталей и вместе с тем внутренняя дисциплина отличают дворец Конгрегации по распространению веры и ораторий ордена филиппинцев. Работа над основными проектами Б. нередко затягивалась, не все его замыслы были реализованы. Конкуренция с Л. Бернини перешла с годами в личную неприязнь. В отличие от Бернини, связанного с высшей церковной иерархией, Б. строил в основном по заказам монашеских орденов, хотя среди почитателей его таланта были папа Урбан VIII и его родственники из аристократической семьи Барберини. Творческий метод Б. во многом определяется духовным и художественным содержанием стиля барокко, но он абсолютно индивидуален и неповторим. В жизни Б. мощные духовные порывы сочетались с периодами глубокой депрессии, приведшей его к самоубийству.

http://pravenc.ru/text/153233.html

Д., названный позднее «индустриализованным романтиком» ( Farner K. Gustave Doré: Der industrialisierte Romantiker. Dresden, 1963. 2 Bde), организовал работу, подобно поточному производству. Рус. худож. и путешественник Н. Н. Каразин, побывавший в мастерской Д. в 70-х гг., вспоминал, что тот раскладывал на столах мастерской доски, загрунтованные тонким слоем белил, затем наносил на них рисунок, начиная с первой доски, «как бы по конвейеру»: сначала кистью намечались общие пятна композиции, затем происходило ее уточнение, наконец, белилами расставлялись последние блики. Этот метод позволял добиться единства рисунка и отделки формы, общности типажа. Исполнив подобным образом 20 рисунков, он созывал граверов и предлагал им выбрать сюжеты, к-рые «будут под силу и заинтересуют композицией» ( Павлов И. Н. Моя жизнь и встречи. М., 1949. С. 97). Работа над доской разделялась между исполнителями: один вырезал фигуры, другой - пейзаж и т. д. Граверы стремились точно воспроизводить светотеневые эффекты оригинала, преодолевая ограничения техники. Пизан, сотрудник и друг Д., признавал, что франц. ксилографы этого времени обязаны своим мастерством его манере рисунка. Явление Иисуса Христа ученикам на пути в Эммаус. Иллюстрация к «Библии» Гравюра. 1865 г. Явление Иисуса Христа ученикам на пути в Эммаус. Иллюстрация к «Библии» Гравюра. 1865 г. Книги с иллюстрациями Д. переиздавались во мн. странах при его жизни. Их печатали с цинковых клише, изготовленных по ксилографиям с помощью фотомеханических технологий, получивших развитие с 60-х гг. XIX в. В России книги с иллюстрациями Д. издавал М. О. Вольф (1825-1883), печатавший изображения с подлинных досок, получаемых из Парижа. В 1874-1879 гг. им была выпущена «Божественная комедия» - 1-й полный рус. перевод произведения Данте, в 1876 г. изданы сказки Ш. Перро в переводе И. С. Тургенева - почитателя таланта Д., познакомившегося с ним в 1862 г. в Баден-Бадене. В 1876-1878 гг. в издательстве Вольфа вышли 3 тома «Библии» на рус. языке. «Библия», программное произведение следующего периода творчества художника, представляет собой тип книги, ставший популярным в посл. трети XIX в.,- роскошное издание in folio, с золотым обрезом и иллюстрациями во всю страницу. Инициатива издания «Библии» с иллюстрациями Д. принадлежала брит. издателям; впервые книга вышла в Великобритании в 1866 г.; работа над ней продолжалась в течение 1865 г. Она включала 230 полосных композиций, из них 152 - к ВЗ и 78 - к НЗ. Над «Библией» работало ок. 40 граверов, среди которых - Э. Пизан (1822-1890), Э. Паннемакер (1847-1930), А. Гусман-отец (1821-1905), Ш. Лаплант (ум. в 1903) и др.

http://pravenc.ru/text/180225.html

Имп. Александр I. Раскрашенная гравюра. 1814 г. Имп. Александр I. Раскрашенная гравюра. 1814 г. 7 июля имп. Александр I, уступив уговорам приближенных, покинул Главную квартиру и направился в С.-Петербург, чтобы военные неудачи не бросили тень на имп. власть. Несмотря на отъезд из армии, роль имп. Александра I в О. в. не была пассивной, как это неоднократно утверждалось в исторической лит-ре. Являясь верховным руководителем гос-ва, он принимал все важнейшие стратегические и военно-политические решения. Уже в первые месяцы войны российский император объявил борьбу с Наполеоном I всенародным делом и начал антинаполеоновскую пропаганду, оказывавшую значительное влияние на общественное мнение не только в России, но и в Зап. Европе. Однако главная заслуга Александра I заключалась в его непоколебимом решении не заключать мир до тех пор, пока на территории России останется хотя бы один неприятельский солдат. Твердая позиция российского императора свела на нет саму возможность победы Наполеона I, став в конечном счете одной из главных причин буд. триумфа России. 6 июля 1812 г. имп. Александр I подписал манифест «О сборе внутри государства земского ополчения», к-рый свидетельствовал о том, что в борьбе с вторгнувшимся в пределы России врагом император решил сделать основную ставку на Православие и народную войну. Император обращался ко всем своим подданным, «ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским», приглашая их «единодушным и общим восстанием содействовать против всех вражеских замыслов и покушений» (ПСЗ. Т. 32. 25176. C. 388). Он предлагал поражать неприятеля «на каждом шаге» «всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам». Манифест содержал знаменитую фразу: «Соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют». По свидетельству современников, манифест оказал существенное влияние на патриотическое настроение широких масс. Прямо противоположное впечатление он производил на офицеров Великой армии, которые увидели в нем «призыв к бесконечной войне» и усомнились в победоносном завершении своего похода. «Как и когда,- писал лейтенант О. Рёдер фон Бомсдорф,- будет закончена борьба с самодержцем девятой части земли, который призвал… своих подданных истреблять нас любыми находящимися в их распоряжении средствами» ( R ö der von Bomsdorff O. W. Mittheilungen aus dem russischen Feldzuge. Lpz., 1816. Bd. 1. S. 111-112).

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

К. Н. Батюшков. Гравюра И. П. Пожалостина. 1883 г. (ГИМ) К. Н. Батюшков. Гравюра И. П. Пожалостина. 1883 г. (ГИМ) В раннем творчестве Б. преобладали сатирические жанры (эпиграммы, пародии, шуточные послания), однако их успех смущал автора. Б. отказался публиковать принесшую ему известность сатиру на совр. поэтов «Видение на брегах Леты» (1809), считая, что «этакие стихи легко писать и чести большой не приносят» (Соч. М., 1989. Т. 2. С. 109). Под влиянием легкой франц. поэзии XVIII в. и рус. анакреонтики он создал условный мир земного счастья, где господствует культ дружбы, любви, беззаботного веселья и независимости. Однако в этой поэтической утопии, связанной прежде всего с идеальным образом античности, Б. противопоставлял внешнему блеску действительности романтическое «мечтание» («Мечта», 1802-1817), предпринимал попытки изобразить «огонь и яд» языческой страсти и экстатический восторг («Вакханка», 1815), а сердце человека уподоблял «мрачному кладезю» («Счастливец», 1810). События Отечественной войны 1812 г. обусловили перелом в творчестве Б.- крушение просветительских идеалов, культа Франции, ее поэзии и философии. Б., трижды проехавший через разоренную Москву, писал: «Святыня, мирное убежище наук, все осквернено толпою варваров! Вот плоды просвещения или, лучше сказать, разврата остроумнейшего народа» (Соч. М., 1989. Т. 2. С. 232). Под впечатлением «ужасов войны» Б. обратился к жанру монументальной исторической элегии, к патриотической тематике («Переход через Рейн», 1816-1817), писал о трагической судьбе поэта, призванного отрешиться от «страстей земных» («Гезиод и Омир, соперники», 1816-1817; «Умирающий Тасс», 1817). Лейтмотивом творчества Б. становятся мысли о непрочности и бренности земной жизни, в пределах к-рой невозможно осуществление положительных идеалов («Странствователь и домосед», 1815). Разочаровавшись в разуме человека и скорбя о мимолетной красоте мира, Б. обратился к «миру лучшему», к христ. принципам и идеалам. На его духовную эволюцию оказали значительное влияние религ.

http://pravenc.ru/text/77684.html

свидетельствует сб. «Heptateuchon» (πτατεχον - «семиоружие», т. е. 7 дисциплин) Тьерри Шартрского, построенный по принципу хрестоматии, куда вошли 45 основных учебных текстов, в т. ч. новый перевод «Элементов» Евклида , выполненный Аделардом Батским , перевод трудов Птолемея, сделанный Германом Каринтийским. В соч. Гуго Сен-Викторского «Дидаскаликон» (греч. учебное пособие, XII в.,- теоретическое введение к свободным искусствам) они предстают как 1-я часть более широкого образования, заканчивающегося философией и богословием. Аллегория логики. Гравюра. 1509 г. Аллегория логики. Гравюра. 1509 г. В XIII в. в связи с большим количеством переводов, более полным знакомством с наследием Аристотеля и развитием опытного знания повышается роль A. l. в системе образования. В Парижском ун-те преподаватели и студенты A. l. составили фак-т искусств, к-рый стал основой для медицинского, юридического или богословского образования. О значении фак-та искусств свидетельствует тот факт, что именно он избирал ректора ун-та, и в то же время утверждается идея, что, для того чтобы стать настоящим ученым, богословом или медиком, уже недостаточно традиц. курсов тривиума и квадривиума, им должно сопутствовать опытное постижение природы. В единстве A. l. и философии выразилась идея энциклопедического знания, объединяющего разум и веру, светскую науку и богословие. Ученые XIII в. объединяли A. l. с зарождавшейся натурфилософией и метафизикой. В трудах Винсента из Бове («Зерцало доктрины») и Эгидия Римского преобладают логика в тривиуме и математика в квадривиуме. Спекулятивная математика легла в основу натурфилософии Фомы Аквинского , Роберта Гроссетеста и Роджера Бэкона . В XIV в. она уже доминировала в философии. Отдельные элементы A. l. сохраняются в европ. университетском образовании до наст. времени (распространен титул «магистр свободных искусств»). Однако с XVI в. система A. l. постепенно подвергается трансформации. В высших католич. учебных заведениях философия рассматривается как промежуточный этап между тривиумом и квадривиумом.

http://pravenc.ru/text/76404.html

В августе 1733 года Крашенинников отправился в свое первое путешествие – при «академической свите в Камчатскую экспедицию». Это грандиозное, поистине героическое предприятие длилось десять лет. Летом 1735 года Крашенинникова отправили для изучения теплых источников на реку Онон. Он умело перебрался через таежные горные хребты и описал источники четко и ясно – как настоящий географ. Ему доверили еще несколько самостоятельных путешествий – например, в Баргузинский острог. А основная экспедиция сначала базировалась в Иркутске, а затем по Лене перебралась в Якутск. Крашенинников отличился и в экспедиции к Вилюйским соляным источникам. Охотский порт. Гравюра с рисунка И.Х. Беркана 1740–1744. От самой трудной и важной части экспедиции маститые академики отказались: они попросту побоялись ехать на Камчатку. Им хватило Якутска. Исследование Камчатки поручили Крашенинникову. Настало его время. На Камчатку Летом 1737 года Крашенинников отправился на Камчатку через Охотск. Через полтора месяца караван, которым командовал молодой ученый, спустился к Тихому океану. Во всех путешествиях он вел дневники. В Охотске Крашенинников приступил к исследованию приливов и отливов, умело организовал метеорологические наблюдения, составил подробные рапорты в академию. Поездку из Якутска в Охотск он описал по всем правилам науки. В устье реки Большой Крашенинников вместе с казаками и местными жителями подготовил несколько долбленок, на которых отряд отправился на Камчатку. А именно – в Большерецкий острог, считавшийся центром полуострова. Он умел подбирать себе надежных сотрудников из местных жителей. Так, опорой Крашенинникова во всех предприятиях стал его тезка по фамилии Плишкин. Вместе они вели метеорологические наблюдения. Несколько раз Крашенинников отправлялся в далекие, опасные путешествия, оставляя «на хозяйстве» в Белозерском Плишкина. Ученый познал Камчатку от и до. На Авачинской сопке он наблюдал за извержением вулкана. На юге полуострова – изучил горячие ключи на реке Озерной. «Камчадал в зимнем платье». Гравюра с рисунка И.Х. Беркана

http://pravmir.ru/puteshestvie-iz-peterb...

Ко времени, когда Фокс начал служение странствующего проповедника, в Норт-Мидленде и на северо-западе Англии уже существовали религ. группы, к-рые собирались без пастора и проводили богослужения в молчаливом ожидании «внутреннего озарения». На момент возникновения движения К. в брит. обществе насчитывалось ок. 300 народных сект и религ. течений, каждое из которых выдвигало собственные вероисповедальные и социальные доктрины. После реставрации династии Стюартов большинство из этих групп прекратили свою деятельность, и только квакерское движение оказалось единственным направлением нонконформизма, сохранившимся как учение и орг-ция. Первая волна проповедничества и период гонений Строгое следование принципам своей веры влияло на внешний вид К., их обычаи и поведение. Исходя из принципа равенства всех перед Богом, они отказывались снимать шляпы перед представителями высшего сословия и кланяться вельможам. Следуя наставлениям Нагорной проповеди (Мф 5. 34-37), они отказывались давать клятву верности в судах и приносить присягу. Они даже пытались повлиять на политическую жизнь: Фокс и его сторонники неоднократно обращались с призывами к парламенту, в 1656 г. Фокс предложил О. Кромвелю сложить венец протекторской власти к ногам Иисуса. Это был вызов иерархической структуре и политическому устройству общества. Представители светской власти, а также католики и англикане враждебно относились к «друзьям истины». Собрание квакеров в Лондоне в 1809 г. Гравюра. Нач. XIX в. Собрание квакеров в Лондоне в 1809 г. Гравюра. Нач. XIX в. Преследования К. характерны для всего XVII в.: и для времени Республики, и для периода Протектората Кромвеля (1653-1658), и после реставрации Стюартов. Между 1650 и 1687 гг. ок. 13 тыс. К. были заключены в тюрьмы, 198 сосланы на каторгу, 338 умерли в местах заключения или скончались от полученных во время избиений ран ( Gillman. 1997. P. 46). После прихода к власти кор. Карла II в кон. мая - нач. июня 1660 г. Фокс был арестован и посажен в тюрьму в Ланкастере как «подозреваемый в том, что является постоянным нарушителем мира в обществе, врагом королю и главным зачинщиком квакерской секты и за то, что вместе с другими такими же, как он, фанатиками недавно попытался поднять восстание и ввергнуть все королевство в кровопролитие» ( Fox.

http://pravenc.ru/text/1684005.html

Король Речи Посполитой Сигизмунд III. Гравюра. 1594 г. (РГБ) Король Речи Посполитой Сигизмунд III. Гравюра. 1594 г. (РГБ) Весной 1595 г. намерения западнорус. епископов были преданы гласности и вызвали протесты со стороны православных, возмущенных изменой епископов своей вере из-за низменных, материальных побуждений, нарушением епископами клятвы верности своему верховному пастырю К-польскому Патриарху, а также тем, что столь важные решения были приняты на тайных совещаниях, без созыва Собора. Влиятельнейший правосл. вельможа кн. К. К. Острожский обратился к королю с просьбой о созыве Собора для обсуждения сложившегося положения, но король, не ожидая от такого шага желаемых результатов, просьбу отклонил, предложив православным повиноваться своим епископам. 25 июля 1595 г. кн. Острожский обратился к православным Речи Посполитой с окружным посланием, напечатанным в Острожской типографии, с призывом следовать вере отцов и не признавать епископов, согласившихся на унию с Римом, своими пастырями. Против унии выступили братства, значительная часть правосл. шляхты, мн. представители духовенства (особенно резко обличал организаторов унии Стефан Зизаний (см. Зизании )). Под влиянием развернувшегося движения Львовский еп. Гедеон (Балабан) и Перемышльский еп. Михаил (Копыстенский) отказались от участия в переговорах об унии и заявили о своей верности Православию. Находившийся в Яссах экзарх К-польского Патриарха Никифор 17 авг. 1595 г. обратился с посланием к епископам и православным Киевской митрополии. Епископов он призывал покаяться, если же этого не произойдет, Никифор предлагал православным не признавать архиереев-униатов своими пастырями и прислать к нему кандидатов для поставления на епископские кафедры. Западнорус. архиереи оказались в критическом положении: они могли теперь сохранить за собой свои кафедры лишь при поддержке королевской власти, а такая поддержка могла быть оказана лишь после заключения унии, поэтому они стали торопиться с отправкой в Рим послов для совершения торжественного акта «подчинения» Киевской митрополии папе.

http://pravenc.ru/text/153419.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010