Имело значение и то, что преобразования способствовали росту влияния и престижа того главного органа власти, к-рый их проводил,- Боярской думы. Следуя практике местничества, царь мог вводить в состав думы только членов наиболее знатных княжеских и боярских родов. Это собрание представителей верхушки дворянского сословия неоднократно принимало решения, не соответствовавшие желаниям монарха, и настаивало на них. Так, на рубеже 1554 и 1555 гг. были отосланы из Москвы на воеводства в далекие города вызвавшие недовольство знати Захарьины-Юрьевы - родственники 1-й жены И. В. Анастасии Романовны . Позднее царь с возмущением писал, что кн. С. В. Лобанова-Ростовского, уличенного в попытке отъезда в Литву, дума приговорила только к ссылке на Белоозеро. Александровская слобода. Гравюра И. Т. де Бри из кн. Я. Ульфельда «Путешествие в Россию». 1608 г. Александровская слобода. Гравюра И. Т. де Бри из кн. Я. Ульфельда «Путешествие в Россию». 1608 г. Итоги реформ вызывали у царя все большее неудовлетворение. Инициаторы преобразований свящ. Сильвестр и Адашев в 1560 г. впали в немилость. К нач. 60-х гг. относятся столкновения царя с отдельными представителями знати, из них одни попали в опалу, другие были насильственно пострижены в монашество, заключены в тюрьму, впосл. имели место и убийства, причастность к к-рым царь отрицал, но которые вызвали протест членов думы и митр. Афанасия . И. В. стал искать поддержку среди московского боярства, недовольного тем, что главные государственные должности заняли представители княжеских родов. Его ближайшими советниками стали принадлежавшие к этой среде А. Д. Басманов и В. М. Юрьев. Зимой 1564/65 г. И. В. предпринял попытку гос. переворота. Первое послание И. В. кн. А. М. Курбскому в идейном смысле подготовило почву для этого поступка. Некогда близкий к царю, назначенный им наместником Ливонии кн. Курбский в 1564 г. бежал в Великое княжество Литовское и в отправленном оттуда И. В. письме обвинил его в жестокости и несправедливости: бояре и воеводы, служа царю, покорили мн.

http://pravenc.ru/text/Иоанну IV ...

В период, на к-рый пришлась проповедническая и лит. деятельность О., религиозный и философский контекст в значительной мере определялся поиском новых подходов к решению 2 взаимосвязанных фундаментальных философских проблем: проблемы зла и проблемы свободы. О. как апологету требовалось предложить решение этих проблем, к-рое было бы не просто догматическим, но и философским, т. е. обладало бы универсальной рациональной убедительностью. При выработке собственных решений он пользовался теми интеллектуальными средствами, к-рые были им усвоены в процессе получения философского образования и стали частью его мировоззрения, и опирался гл. обр. на философские концепции среднего платонизма и стоицизма (в целом о влиянии греч. философии на О. см.: Dorival. 2005; Zambon, Wyrwa. 2018. S. 966-970). О. удалось создать цельную и рационально убедительную философско-теологическую систему, в основных чертах представленную им в трактате «О началах». Однако широкое использование философских средств оказало обратное влияние на церковную сторону деятельности О., заставив его искать такие способы интерпретации Свящ. Писания, к-рые позволили бы извлекать из библейских текстов необходимые для богословской системы постулаты и доказательства. Этим постоянным напряжением между церковной ориентацией на открытую в Свящ. Писании истину и философской ориентацией на индивидуальную рациональную интерпретацию этой истины задаются как теологические достижения О., оказавшие влияние на все последующее развитие христ. богословия, так и спорные моменты созданной им богословской системы, приведшие к осуждению его правосл. Церковью с позиций позднейшей христ. ортодоксии. Ориген. Гравюра Я. Лёйкена. 1698 г. Ориген. Гравюра Я. Лёйкена. 1698 г. Двум направлениям деятельности О. соответствуют 2 линии рецепции его идей (обзор см.: Zambon, Wyrwa. 2018. S. 992-997). Эти линии начали складываться еще при жизни О. и окончательно оформились к IV-V вв. Первая и наиболее широкая линия связана с признанием роли О. как выдающегося церковного учителя и экзегета, а также с избирательным использованием его экзегетических и апологетических достижений.

http://pravenc.ru/text/Ориген.html

А. В. Васютин Церковная музыка на нем. землях в средние века развивалась в русле общих тенденций, характерных для Римско-католической Церкви этого времени. Началом ее истории принято считать появление на рубеже VIII и IX вв. на территории империи франков т. н. григорианского хорала - адаптированной версии «староримского пения» (одноголосных песнопений, принятых в это время в церквах Рима; см. ст. Григорианское пение ). В распространении григорианских песнопений, а также в последующем развитии новых жанров и форм средневек. церковной музыки ведущую роль играли нем. мон-ри. Так, велика была роль монахов бенедиктинского аббатства Санкт-Галлен (на территории совр. Швейцарии) в развитии практики тропирования (т. е. вставки в григорианские песнопения новых мелодических оборотов и фрагментов текста - тропов ); санкт-галленский мон. Ноткер Заика , автор многочисленных секвенций , собранных в «Книге гимнов» (лат. Liber hymnorum, 884), считается основоположником этого популярнейшего в средние века жанра. Нем. происхождение имеют нек-рые значительные образцы литургической драмы, в частности моралите Хильдегарды Бингенской (1098-1179) «Чин добродетелей» (Ordo virtutum; включает в себя 82 простых напева). Хильдегарда прославилась также экспрессивными церковными песнопениями; 77 из них объединены в рукописное собрание «Стройное созвучие небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum), где они расположены согласно церковному календарю. Л. Зенфль. Гравюра. XV в. Л. Зенфль. Гравюра. XV в. После разделения в Х в. империи франков на зап. и вост. части на территории буд. Г. не возникло крупных культурных центров, сопоставимых с Парижем. Этим во многом объясняется консерватизм муз. практики в средневек. нем. церквах. Полифоническое пение было представлено в основном простейшими его формами, бытовавшими в устной традиции. Среди немногих поздних памятников, где зафиксирована эта практика в письменном виде, наиболее известна рукопись 314 из б-ки бенедиктинского мон-ря Энгельберг, составлявшаяся группой монахов в течение 2-й пол. XIV в. В ней содержится, в частности, неск. ранних образцов богослужебных песнопений на нем. языке.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Заметно активизировалась деятельность католической организации «Дело конгрессов», которая проводила массовые паломничества в Рим с целью поддержки Римского папы, а также успешно проводила кампании в защиту католич. позиций по социальным вопросам, в т. ч. против введения кремации, попыток законодательного разрешения разводов (напр., в 1898 было собрано 637 тыс. подписей против законопроекта о разводах). В 1891 г. папой Львом XIII была опубликована энциклика «Rerum novarum» , давшая импульс развитию социального учения католич. Церкви. Выступив с критикой социализма и коммунизма, папа признал необходимость защиты прав рабочих и предложил решение «рабочего вопроса» в виде создания католич. профсоюзов, в которых работники и владельцы предприятий объединялись на конфессиональной основе и могли решать возникающие проблемы путем солидарности и взаимопомощи. Католич. объединения рабочих и ассоциации должны были противостоять атеистической пропаганде левых сил и росту секуляризации рабочих в промышленных городах. Папа Римский Лев XIII. Гравюра. 2-я пол. XIX в. Папа Римский Лев XIII. Гравюра. 2-я пол. XIX в. Правительство И. предпринимало попытки уменьшить роль католицизма в итал. обществе путем развития светской культуры итал. гос-ва, в числе ценностей к-рой провозглашался героизм эпохи Рисорджименто. В 1885 г. в центре Рима на Пьяцца-Венеция началось сооружение громадного комплекса «Витториано» - памятника кор. Виктору Эммануилу II и героям Рисорджименто, в учебные программы гос. школ вносились обязательные уроки, посвященные борьбе за объединение И., на к-рых подчеркивалась негативная роль Папского престола. Возмущение римских католиков вызвало открытие в городе памятника Дж. Бруно (1889). По всей И. развивалось строительство культурно-общественных зданий (т. н. домов народа, клубов), где предлагалось организовывать семейные мероприятия, в т. ч. светские свадьбы и похороны. Авторитарный курс Криспи встретил оппозицию со стороны как либеральных сил, оформившихся в 90-х гг. в партию «Конституционной левой» под рук.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Т. Бжозовский. Гравюра. XIX в. Т. Бжозовский. Гравюра. XIX в. С окончанием Отечественной войны 1812 г. отношение к И. изменилось. После буллы Пия VII «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (1814) о повсеместном восстановлении ордена его членов стали рассматривать как агентов иностранного влияния, неподконтрольных российскому правительству. В 1814-1815 гг. между Бжозовским и обер-прокурором Святейшего Синода кн. А. Н. Голицыным отношения осложнились из-за отказа от участия в работе Российского библейского общества , президентом к-рого являлся Голицын. В то же время деятельность И. в С.-Петербурге и Москве повлияла на переход в католичество многих представителей знатных дворянских семей (в т. ч. княгинь А. П. и Е. А. Голицыных, графинь Е. П. Ростопчиной и В. П. Головиной, С. П. Свечиной и др.). В 1815 г. иезуит пресв. Ш. Баландре во время проповеди в ц. св. Екатерины говорил о превосходстве католической Церкви над православной, что вызвало резкую реакцию А. Н. Голицына; летом того же года стало известно о переходе в католичество воспитанника Дворянской коллегии А. А. Голицына, племянника А. Н. Голицына и родственника фельдмаршала М. И. Кутузова. По представлению обер-прокурора Голицына 20 дек. 1815 г. имп. Александр I издал указ о высылке И. из С.-Петербурга и о запрете их пребывания в обеих столицах. В указе особо отмечалось, что И. «стали порученных им юношей и некоторых лиц из слабейшего женского пола отвлекать от нашего и прельщать в свое вероисповедание» ( Толстой. 1876. Ч. 1. Прил. С. 57-58). 22 дек. все И. из С.-Петербурга и Москвы были отправлены в Полоцк. Несмотря на неоднократные просьбы Бжозовского об отъезде в Рим и ввиду отказа предоставить ему гарантии возвращения в Россию он был вынужден оставаться в Полоцке. После смерти Бжозовского (5 февр. 1820) император подписал указ Сената о высылке И. из Российской империи (13 марта 1820), при этом Полоцкая академия и коллегии И. упразднялись, а их имущество и владения подлежали конфискации и были переданы в казну. Многие из высланных И. прибыли в Лемберг (ныне Львов), где 10 июня получили разрешение австр. имп. Франца I остаться в Галиции и продолжать пастырскую и педагогическую деятельность.

http://pravenc.ru/text/293585.html

В 1510 г. Васко Нуньес де Бальбоа и Мартин Фернандес де Энсисо основали г. Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен (совр. деп. Чоко, на границе с Панамой). По преданию, город был назван во имя Пресв. Богородицы после столкновения небольшого испан. отряда с местными индейцами, в ходе к-рого Бальбоа попросил у Девы Марии заступничества и испанцы одержали победу. В 1536-1538 гг. конкистадоры под предводительством Хименеса де Кесады и Себастьяна де Белалькасара завоевали земли муисков. Покоренная территория была названа Нов. Гранада, ее губернатором стал Хименес де Кесада. В 1549 г. была образована Королевская аудиенсия (с 1564 пресиденсия) Боготы в подчинении вице-королевства Перу. В 1717 г. она была преобразована в вице-королевство (лишилась этого статуса в 1723, вновь приобрела его в 1739), в его состав вошли территории совр. Эквадора, Венесуэлы и Панамы. С 10-х гг. XVI в. в К. стали прибывать католич. миссионеры (францисканцы и доминиканцы, впосл. иезуиты и августинцы). В 1514 г. епископом вновь открытых земель стал францисканец Хуан де Кеведо, вместе с ним в К. приплыли 6 монахов-францисканцев и 17 священнослужителей. Евангелизация продолжилась с освоением новых территорий и основанием городов Санта-Марта (1525) и Картахена (1533). С 1528 г. в Санта-Марта действовала миссия во главе с доминиканцем Томасом де Торо, к-рый защищал индейское население от произвола конкистадоров и погиб в одном из боев. Затем в Картахену был направлен доминиканец Херонимо де Лоайса, основавший в городе во 2-й пол. XVI в. 1-й доминиканский мон-рь в Нов. Гранаде - св. Иосифа. В 1550 г. доминиканцы учредили в Боготе мон-рь Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио, ставший центром евангелизации муисков. При мон-ре была открыта коллегия, в последующем преобразованная в католич. ун-т св. Фомы Аквинского. Васко Нуньес де Бальбоа. Гравюра. 1791 г. Васко Нуньес де Бальбоа. Гравюра. 1791 г. В 1565 г. миссия францисканцев объединила в Боготе провинции Попаян, Пасто, Ансерма и Картаго. Миссия августинцев располагалась к востоку от Боготы, в районе «Большого треугольника» - долины рек Магдалена, Чикамоча и Мета. Впоследствии миссии августинцев, доминиканцев, капуцинов и иезуитов проникли на территорию бассейна р. Ориноко. С активизацией миссионерской деятельности иезуитов в К. были открыты учебные заведения: коллегии в Боготе (1605, с 1623 ун-т Св. Франциска Ксаверия) и в Тунхе (1611). После изгнания иезуитов из К. в 1767 г. ун-т в Боготе был на время закрыт.

http://pravenc.ru/text/1841810.html

Во время пребывания К. в Базеле город нередко посещали известные протестант. проповедники из Франции, Швейцарии и Германии, с которыми он активно общался. Внутрипротестант. религ. дискуссии этого времени были связаны с попытками создать и утвердить исповедание веры, в к-ром были бы преодолены разногласия между Лютером и У. Цвингли (1484-1531) по вопросу о Евхаристии и к-рое смогло бы объединить нем. и швейцар. протестант. общины. В нач. 1536 г. в Базеле состоялась встреча Г. Буллингера (1504-1575), М. Буцера (1491-1551), В. Ф. Капито (1478-1541), Л. Юда ( 1542) и др. реформатов, к-рая завершилась принятием объединительного «Первого Гельветического исповедания», впосл. направленного Лютеру, но не принятого им. Общавшийся с участниками встречи К. в переписке с уважением отзывался о Буцере, который упорно пытался привести протестант. общины к единству в вере; Буцер во многом стал для К. примером истинного реформата, преданного своему церковному служению ( Gordon. 2009. P. 54). Жан Кальвин. Гравюра из кн.: Bibliotheca chalcographica. Meidelberg, 1669 Жан Кальвин. Гравюра из кн.: Bibliotheca chalcographica. Meidelberg, 1669 В Базеле К. продолжил ученые занятия и лит. деятельность. Сообщения об усилении гонений на протестантов во Франции заставили его ускорить работу по завершению и подготовке к печати трактата «Наставление в христианской вере», который он решил направить франц. королю в качестве протестант. апологии. К кон. 1535 г. сочинение было завершено, его 1-е издание вышло в марте 1536 г. Выпущенный небольшим тиражом трактат К. оказался очень быстро раскуплен и в скором времени был широко известен во Франции и Швейцарии, став наиболее распространенным и авторитетным в этих регионах изложением протестант. вероучения. В 1535 г. К. написал для франц. перевода Библии, выполненного Оливетаном, 2 предисловия: на лат. языке к изданию в целом (текст см.: CO. Vol. 9. Col. 787-790) и на франц. языке отдельно к НЗ (текст см.: Ibid. Col. 791-822; это предисловие было опубликовано без имени автора, но считается написанным К.; выдвигались также аргументы в пользу авторства Оливетана: Stam.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

В нач. XX в. активизировалась деятельность зап. ученых в Стамбуле, появился ряд монографий об отдельных памятниках столицы ( Millingen A. van. 1912; Ebersolt J. , Thiers A. 1913) и др. районов Византии. Их систематические публикации стали началом составления свода памятников архитектуры отдельных регионов В. и., изучения топографии и построек городов. Обобщение материала дало возможность исследовать происхождение как отдельных архитектурных типов, так и функционально однородных групп построек, напр. мартириев ( Grabar. 1946) или баптистериев ( Khatchatrian. 1982). Внимание нек-рых ученых было посвящено разработке методологии изучения архитектуры В. и., изучению ее отдельных аспектов, напр. конструкций (О. Шуази), типологической эволюции (Й. Стржиговский), символики форм (А. Грабар, К. Леманн), вопросов стиля (О. Вульф). Собор Св. Софии в Константинополе. Вид с юго-запада. Гравюра XIX в. Собор Св. Софии в Константинополе. Вид с юго-запада. Гравюра XIX в. Первые опыты составления истории визант. архитектуры были предприняты в нач. XX в. ( Dalton. 1911), тогда же была сформулирована проблема происхождения визант. храмов. Одни ученые настаивали на вост. корнях (иран., сир., арм., напр. Strzygowski. 1918, и др.), др.- на италийских (Дж. Б. Уорд-Перкинс). Позже появились полномасштабные труды, основанные на материалах многочисленных исследований ( Krautheimer. 1965, 1986; Mango. 1976). Универсальную ценность представляет монография Р. Краутхаймера, организованная по хронологическому и географическому признакам (посл. издание с доп. С. Чурчича). Формированию типологии и стиля купольной архитектуры В. и. V-XII вв. и становлению рус. архитектурной традиции посвящено монографическое исследование А. И. Комеча. Для формирования методологической базы изучения архитектуры В. и. важное значение имеют работы В. П. Зубова и А. М. Высоцкого, значительный справочный материал содержит книга Л. А. Беляева по истории христ. археологии. В последние десятилетия были сделаны попытки объяснить процессы развития архитектуры В. и. с разных позиций: изменения в литургической практике (Т. Мэтьюс, Н. Б. Тетерятникова), строительной техники (Р. Остерхут) и др. Интересы ученых сосредоточены в рамках отдельных вопросов по истории, периодизации, типологии, регионам визант. архитектуры, что продемонстрировал в т. ч. XX конгресс византинистов (Париж, 2001). Ранневизантийский период

http://pravenc.ru/text/383977.html

Значительные утраты и неравномерная изученность памятников разных провинций затрудняют создание ясной картины развития визант. архитектуры, к-рая во многом остается гипотетической. Богатая историография на греч., лат., сир., арм., араб. и др. языках, записки путешественников и паломников, дипломатов и художников содержат указания и описания построек в городах и мон-рях, особенно церквей и дворцов, имеющих ценность при изучении исчезнувших или видоизмененных памятников. Особенности этого жанра письменных источников, его специфическая художественная образность требуют большой осторожности при обращении к подобным описаниям и максимального учета терминологии эпохи для реконструкции утраченных памятников. Лишь малая часть визант. построек в разных регионах датирована по письменным, в т. ч. эпиграфическим, источникам. В одних регионах (К-поль, Италия, Сирия, Закавказье) таких памятников много, в ряде др. (берегаЭгейского м., Каппадокия, Фракия, Дакия, Вост. Причерноморье) они практически отсутствуют, что требует определять их хронологию методом сопоставления стиля и др. особенностей с зодчеством соседних областей. Понятие визант. архитектуры ассоциируется гл. обр. с монументальным церковным строительством, именно этой области зодчества в ср. века уделялась большая часть творческих сил и материальных средств. Памятники церковной архитектуры сохранились лучше, по ним исследователи судят о др. типах визант. архитектуры и их развитии. Мон-рь Хора (Кахрие-джами). Гравюра XIX в.) Мон-рь Хора (Кахрие-джами). Гравюра XIX в.) Научный интерес к архитектуре В. и. зародился ок. сер. XIX в., его активизации способствовали публикация Ш. Тексье о церквах М. Азии ( Texier, Pullan. 1864), экспедиция Ш. М. де Вогюэ в Сирию в 60-х гг. XIX в. и др. начинания, прежде всего в области археологии (см. Византийская империя (разд. «Археология»)). К кон. XIX в. в изучении архитектуры В. и. одно из первых мест в мире заняло рус. византиноведение, чему способствовало ощущение преемственности с Византией и планы расширения границ России до бывш. владений В. и. Появление специальных учреждений, периодического издания «Византийский временник» и РАИК, имевшего свою печатную периодику, способствовало организационному оформлению и программным исследованиям рус. византинистики. Колоссальный натурный материал - обмеры и фотографии памятников - был накоплен в результате археологических и исследовательских экспедиций российских ученых на Кавказ, в Сирию, в Палестину, на Синай, даже в Египет, продолжавшихся до 1914 г.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Парламент Шотландии исключил из своего состава представителей духовенства, ликвидировал Комитет статей, а ковенант был объявлен обязательным к подписанию для всех граждан страны. На фоне начавшейся в Англии революции Карл I был вынужден утвердить решения шотландского парламента и цели, к-рые ставили перед собой К., были достигнуты. Однако уже в парламенте 1639 г. проявились противоречия между 2 направлениями ковенантского движения: умеренного (маркиз Монтроз и лорд Гамильтон, выступившие за предоставление королю права назначить своих представителей в Комитете статей) и радикального во главе с графом Аргайлом, добивавшимся равного представительства всех сословий в комитете. После упразднения Комитета статей и исключения из парламента духовенства в Шотландии по примеру Англии был утвержден т. н. Трехгодичный акт: парламент должен был собираться не реже 1 раза в 3 года, а король лишался права на его роспуск; высшие должностные лица становились подотчетными парламенту. Т. о. в нач. 1641 г. в Шотландии образовалась парламентская монархия. Влияние умеренных К. (Дж. Лесли, графа Роутса, Дж. Элфинстона, лорда Балмерино, маркиза Монтроза) постепенно уменьшилось, и на 1-й план вышли радикалы во главе с графом Аргайлом. Визит короля в Шотландию осенью 1641 г. и его переговоры с К. не привели к увеличению числа его сторонников, хотя он и назначил Дж. Кэмпбелла, графа Лаудона, канцлером, графа Аргайла - казначеем, командующий А. Лесли получил титул графа Ливен. Гражданская война в Англии поставила К. перед выбором: принять сторону парламента или короля. Торжественная Лига и Завет. Гравюра. 1643 г. Торжественная Лига и Завет. Гравюра. 1643 г. Предпосылки для сближения англ. и шотл. Церквей возникли в ходе развития Английской революции и движения К. в Шотландии. В Долгом парламенте Англии большинство перешло к пуританам, чьи религ. воззрения были близки к пресвитерианству. Начавшаяся в 1642 г. гражданская война между сторонниками короля и парламента и первые победы роялистов, помощь к-рым оказали ирл.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010