«Огранить алмаз – значит отсечь лишнее. В этом смысл воздержания» Протоиерей Павел Адельгейм — о том, с чего начать подвиг покаяния 11 марта, 2019 Протоиерей Павел Адельгейм — о том, с чего начать подвиг покаяния “Тревожно будит душу свою кающийся грешник, великий подвижник Божий преподобный Андрей, святитель Критский. Нам ли не будить души свои умилительной его молитвой?” Проповедь протоиерея Павла Адельгейма в понедельник 1-й седмицы Великого поста. Понедельник 1-й седмицы. «Покаяния двери отверзи мне, Жизнодавче» Отворились двери покаяния. Мы вступаем в святые дни поста. На первой седмице читается в храме Великий канон – поэтическое творение святого Андрея, архиепископа Критского: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое начало положу нынешнему рыданию?» – вопрошает кающийся (начало Великого канона) . По-русски его вопрос означает: «Как мне оплакать грехи свои, с чего мне начать покаяние?» С воздержания. Этим словом Церковь называет самоограничение, обуздание своих желаний. Как всадник сдерживает уздой коня, христианин должен обуздать животные инстинкты. Человек соединил в себе два мира – землю и небо . «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2,7). Тело человека принадлежит животному миру. Человек вынужден заботиться о пище, одежде, жилище. Но возникает опасность излишней заботы о насущных нуждах. Пища не только утоляет голод – она доставляет удовольствие. Мы любим вкусную пищу, вино, нарядную одежду, удобное жилище, развлечения. Каждый по-разному определяет свои потребности. Если их не ограничить, можно в них утонуть. Можно потратить на них силы, время и способности, предназначенные для духовной жизни. В излишних заботах можно отдать земле то, что принадлежит небу. Поэтому Церковь призывает к воздержанию. Величие человека не в том, что он принадлежит земле. Святой Григорий из Ниссы пишет: «Думали возвеличить человека, называя его «микрокосм» и не заметили, как наделили его свойствами мышей и лягушек» (свт. Григорий Нисский, «Об устроении человека»). Подлинное величие человека в том, что он несёт в себе образ Божий. Подобно зеркалу, человек может отразить в себе Бога. Священное Писание называет человека «причастником божеского естества» (см. 2 Пет. 1. 4.).

http://pravmir.ru/ogranit-almaz-znachit-...

Праздник Вот подошла и Троица, как обыкновенно называют этот праздник у нас в России. У сербов – лучше и благоговейнее: Святая Троица. Праздник… Я [на] несколько минут раньше службы пошел в храм. На душе было хорошо, тихо, мирно. Но только что я переступил порог церкви, увидел зелень и ветки, мгновенно настроение поднялось: я почувствовал праздник. И притом, большой, великий, один из самых великих даже среди двунадесятых, праздник. Душу наполнила праздничная радость. И она не оставляла меня и на весь следующий день. И сам дивишься: кажется, и небо то же, и воздух, и храм… Но – всё иное… Всё это радует. Почему?! Не потому, что думаешь о празднике. Нет, и совсем не думаешь, – а сердце само радуется. Лучше всего мне представляется такое сравнение: в воздухе тепло разлито, и оно проникает тебя всего, хотя ты и не думаешь. Так и во время праздника: вот мне кажется, будто везде вокруг разлито благоуханное миро, радостное и радующее, «душа улыбается». И даже не хотелось скрывать, и я делился со многими этим ощущением – и с братиями, и с сербами-богомольцами. – С праздником! – весело приветствовал я. И все улыбались, отвечали взаимным приветствием. – Знаете, – продолжая я им, – ныне особенная радость! – И все соглашались. А один монах сказал: – Все запечатлено Духом Святым! И истинно так: эта радость от благодати Божией, данной Богом в великий праздник. Именно в этом причина, и мне не нужно доказывать это, – как не доказывают, а просто чувствуют, воспринимают, когда бывает тепло или благоуханно. А когда началась служба, – и потом после запели стихиры, дальше читали канон, то я заметил на себе, что радость совсем была не зависима от них: лишь некоторые идеи или образы останавливали на себе мое внимание, и то больше – умственно; между тем источник радости был не во мне, а вовне. И тут я снова понял, что радость дается не мне одному, а всем, особым сверхъестественным способом, от благодати. И потому и самые простые люди, почти ничего не понимающие в стихирах, одинаково ощущают существенную радость, различаясь лишь в степени. Вот и я радовался совсем не от стихир. Торжествовала душа или – в ней что-то торжествовало. И я еще не разбирался, как должно, в содержании песнопений, однако ж – торжествовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

ПРОТОИЕРЕЙ ВСЕВОЛОД ШПИЛЛЕР - ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРОТОИЕРЕЙ ВСЕВОЛОД ШПИЛЛЕР - ПРОПОВЕДИ ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 2-УЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА. СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ. Протоиерей Всеволод Шпиллер, 22 марта 1981 г. Когда мы с вами вступали в Великий пост, братья и сестры во Христе, то перед нашим мысленным, духовным взором стояли слова евангельские, слова, сказанные Спасителем: “Если не отпустите грехи человекам, Отец ваш Небесный не отпустит вам ваши грехи”. Эти слова прежде всего о неосуждении, о том, что осуждение друг друга нам препятствует войти в Царство Небесное, быть со Христом, быть с Богом. И именно неосуждение вводит нас в Царство Небесное, соединяет нас со Христом. И в этом духе неосуждения мы просим друг у друга прощения в Прощеное воскресенье перед Великим постом. Мы вошли в Великий пост и начали следовать путем, который лучше всего характеризуется молитвою Ефрема Сирина, которую мы так много, много раз повторяли на первой седмице Великого поста — не только ежедневно, но ежечасно. В этой молитве мы просили помощи Божией для того, чтобы не было в нас того плохого, чего так много в нас. Мы просили, умоляли Бога дать нам целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь, и умение зреть, видеть свои грехи и не осуждать братьев своих. Повторяли, ежечасно повторяли эту молитву по многу раз, а не только ежедневно. Первые дни первой седмицы Великого поста одни из нас слушали, а другие читали Покаянный канон Андрея Критского, который учил нас зреть свои грехи, видеть свои грехи и не осуждать. О неосуждении я хочу здесь сказать буквально два слова — о силе неосуждения. Около нашего великого русского святого Серафима Саровского жил простой монах Павел. Никакими подвигами он не подвизался: ни покаянным подвигом, ни молитвенным подвигом, ни постом — ничто его не отличало от простых людей. Но когда умер Павел, Серафим Саровский, которому были открыты небесные тайны, сказал: “Вот, брат Павел ничем не отличался от простых людей, никакими подвигами, а ведь вошел в Царство Небесное! Только за одно то, что никогда нигде никого не осудил”. Вот в этом духе неосуждения зовет Церковь жить и подвизаться всякими подвигами: и покаянным подвигом в посту, и всеми другими.

http://zavet.ru/shpiller2ned.htm

Рубрики Коллекции Сегодня, 20 апреля, Церковь совершает Похвалу Пресвятой Богородицы В субботу пятой недели (седмицы) Великого поста 2024 года, 20 апреля, Православная Церковь совершает Похвалу Пресвятой Богородицы – чтение акафиста Божией Матери (Суббота Акафиста). Данное празднование установлено в IX веке в Византии в благодарность Божией Матери за Ее неоднократное спасение столицы империи Константинополя (Царьграда) от захватчиков. Впервые акафист Божией Матери был прочитан во Влахернском храме… 20.04.2024 В субботу 20 апреля Церковь совершит Похвалу Пресвятой Богородицы В субботу пятой недели (седмицы) Великого поста 2024 года, 20 апреля, Православная Церковь совершит Похвалу Пресвятой Богородицы – чтение акафиста Божией Матери (Суббота Акафиста). Данное празднование установлено в IX веке в Византии в благодарность Божией Матери за Ее неоднократное спасение столицы империи Константинополя (Царьграда) от захватчиков. Впервые акафист Божией Матери был прочитан во Влахернском храме Константинополя после чудесного избавления города от вражеского флота в 860 году. Согласно Преданию Церкви, флот погиб от поднявшейся бури, когда в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы. Изначально празднование совершалось только во Влахернском храме, где хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым апостолом Лукой. Позднее… 19.04.2024 Сегодня, 18 апреля, Церковь вспоминает подвиг преподобной Марии Египетской Четверг пятой седмицы (недели) Великого Поста, 18 апреля 2024 года, посвящен воспоминанию подвига преподобной Марии Египетской. Накануне этого дня, в среду вечером, в храмах совершалась особая служба, которая в народе получила название «Мариино стояние». Это долгое вечернее богослужение, на котором в память о покаянном подвиге святой Марии читают целиком ее житие и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Таким образом, фактически на пятой седмице преподобная Мария Египетская вспоминается трижды – в среду вечером, в четверг и в воскресенье (в пятую Неделю Великого поста). Мария Египетская – святая, которая родилась в середине V века в Египте. В 12 лет она покинула…

http://foma.ru/themes/velikij-post

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 10 сложных цитат из Великого покаянного канона 10 мин., 26.02.2023 Великий покаянный канон Андрея Критского — самый длинный из всех существующих канонов. Даже если вы приходите на великопостное богослужение с текстом канона (как делают многие), некоторые подробности и примеры из Ветхого Завета, которые приводит святитель Андрей, могут показаться трудными для восприятия и понимания. Мы отобрали для вас 10 особо сложных цитат из текста Великого покаянного канона с их переводом на русский язык и пояснениями. «Лествица, юже виде древле великии в патриарсех» Когда читается: понедельник первой недели Великого поста Песнь 4 Церковнославянский текст : «Лествица, юже виде древле великии в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися» (Быт 28:12). Перевод : «Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит, душа моя, указанием на восхождение делами и равно также на возвышение разумом; посему, если желаешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, обновляйся». Толкование : Ветхозаветныи патриарх Иаков, одновременно скрываясь от гнева брата Исава и желая наити праведную невесту, совершал путь в Харран, где проживали родственники их семеиства. Взять хорошую жену было очень важно для Иакова: получив благословение отца, он становился следующим патриархом рода, в котором должен будет родиться Спаситель мира. Во время привала Иакову открылось таинственное видение: он увидел чудесную лестницу, по которои поднимались и спускались ангелы. Во время этого откровения к праведнику обратился Сам Бог, Он одобрил деиствия Иакова и подтвердил обетование, данное его деду Аврааму. «Якоже Дафан и Авирон» Когда читается: понедельник первой недели Великого поста Песнь 6 Церковнославянский текст : «Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон; но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет» (Чис 16:32).

http://foma.ru/10-slozhnyih-tsitat-iz-ve...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Библиография ИСТОЧНИКИ 1. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения. Ч. III. M.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. [­ Афанасий. Творения] 2. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения, Ч. III. M.: типография Августа Семена, 1846. [­Василий. Творения] 3. Ветхозаветные апокрифы/Пер. Е. В. Витковского. M.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. [­Ветхозаветные апокрифы] 4. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. I, II. СПб.: Изд-во Сойкина. [­Григорий. Творения, I, II] 5 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. [­Григорий Полома. Триады] 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. [­Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры ] 7. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. СПб., 1902. [­Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна] 8. Ириней Лионский , святитель. Творения/Изд. в рус. переводе прот. П. Преображенским , 1900. М.: Паломник, 1996. [­ Ириней Лионский . Творения] 9. Иустин (Попович) , архимандрит. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1998. [­ Иустин (Попович) . Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова] 10. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и прим. прот. П. Преображенского . М., 1892. М.: Паломник, 1995. [­Иустин Философ. Сочинения] 11. Климент Александрийский . Педагог/Пер. с греч. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М., 1996. [­Климент. Педагог] 12. Кирилл Александрийский , святитель. Творения. Книга вторая. М.: Паломник, 2001. [­ Кирилл Александрийский . Творения] 13. Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и прим. прот. П. Преображенского ; доп.: введ., пер. с греч и прим. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига: Латвийское библейское общество, 1994. [­Писания мужей апостольских. Рига]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Чистый понедельник с детьми – О, какой крепкий мост на … раз, два, три… правильно, семь верст. О, смотри, на первой – книга открытая. Знаешь про что? Про всякое покаяние. Кто-то написал. Забыл – кто. Помню где. На Крите. Остров такой. Там он, кто написал, жил. И мы теперь читаем. На первой неделе поста всегда его книгу читают. Там – «Господи, помилуй», помнишь?.. 22 февраля, 2015 – О, какой крепкий мост на … раз, два, три… правильно, семь верст. О, смотри, на первой – книга открытая. Знаешь про что? Про всякое покаяние. Кто-то написал. Забыл – кто. Помню где. На Крите. Остров такой. Там он, кто написал, жил. И мы теперь читаем. На первой неделе поста всегда его книгу читают. Там – «Господи, помилуй», помнишь?.. Первый день Великого Поста, как известно, называется Чистым понедельником. Название нецерковное, но закрепилось в культуре повседневности, потому что считалось важным очистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и сходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными и телесно и духовно – через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье . Ну, теперь-то в баню ходить совсем не обязательно. Особенно в начале поста. В эти дни в храме звучит Великий покаянный  канон Андрея Критского . «Покаяние – баня духовная, омывающая всякое беззаконие». Я знаю семьи, где перед укладыванием спать мать или отец зажигают свечу и читают детям избранные строки канона. Очень кратко. Останавливаясь на том, что детям особенно актуально и понятно. В этот период звучит и замечательная  молитва св. Ефрема Сирина . В ней – прошение обо всем, что просит человек от Господа для спасения и праведной жизни, и от чего жаждет избавиться, в чем нет для него пользы. Можно вместе с детьми сделать свиток со словами этой молитвы, и в канун или первый день Великого поста поместить его на стене в том месте дома, где чаще семья собирается. Такой свиток можно вырезать из листа ватмана, старых обоев, написать так, чтобы ребенок видел, как эта молитва разделяется на три части, а между ними трижды – «поклон». Свиток можно «состарить», закапав воском или слегка подкоптив огоньком свечи.

http://pravmir.ru/chistyj-ponedelnik-s-d...

10-е Святых мучч. Мины, Ермогена и Евграфа Мина – образованный и красноречивый Афинянин, исповедовавший тайно веру Христову, быв послан императором Максимином в Александрию для укрощения смут, возникших между христианами и язычниками, и с поручением изгонять из города христиан и содействовать восстановлению почитания языческих богов, успел примирить и успокоить враждующих, но вместе а тем воспользовался этим случаем, чтобы открыто проповедовать истину христианской веры. Проповедуя с увлекательным красноречием, он многих язычников обратил ко Христу. Узнав об этом, Максимин отправил в Александрию епарха Ермогена для суда над бывшим своим приближённым, воеводой Миной, и с строжайшим приказом очистить город от христиан. Ермоген, также Афинянин, и хотя язычник, но одарённый высокой душой, которой свойственны были христианские чувства и понятия, начав производить суд над Миной, был так поражён его ответами и потом терпением, с которым Мина переносил истязания, которым он по обязанности своей подвергнул его, что сам уразумел истину и достоинство христианской веры, просветился окончательно от мученика Мины и, приняв от него крещение вместе со множеством народа, был поставлен епископом Александрийским. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию (ок. 311 г.) и, не смотря на поразительные чудотворения, проявленные во время жестоких истязаний, которым были подвергнуты Мина и Ермоген, не уразумел истины, не смягчился в своей ожесточённости, и даже собственными руками умертвил уверовавшего при этих чудесах в Бога христианского – одного язычника, именем Евграфа, который во всеуслышание стал славить имя Господа, творящего чудеса. Мощи этих святых мучеников были впоследствии перенесены в Константинополь. Император Иустиниан Великий построил здесь храм во имя св. муч. Мины Александрийского. Св. Иосиф песнописец в IX-м веке написал канон в честь этих мучеников, где говорится и об исцелениях от мощей их 154 . Святая Церковь воспевает им: – «Мину чуднаго, Ермогена Божественнаго и Евграфа купно священными сладкопении почтим вси, яко почествовавшия Господа и страдальчествовавшия за Него, и лика бесплотных на небесех достигшие и чудеса точащие!» † Память блаженных деспотов Иоанна и его родителей Стефана и Ангелины Бранковичей

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2. Формальные источники церковного права 5. Священное писание как источник церковного права 5.1. Канон Священных книг Первоисточником церковного права является Божественная воля. Заповеди Господни составляют основание церковного устройства. Руководствуясь ими, Церковь исполняет в мире свою спасительную миссию. Эти заповеди содержатся в Священном Писании. В 85-м апостольском правиле, 60-м правиле Лаодикийского Собора, 33(24)-м правиле Карфагенского Собора и в 39-м каноническом послании свт. Афанасия, в канонах свт. Григория Богослова и Амфилохия Иконийского приведены списки Священных книг Ветхого и Нового Заветов. Эти перечни не вполне совпадают. В 85-м апостольском правиле, кроме канонических ветхозаветных книг, названы и неканонические: три книги Маккавеев, книга Иисуса, сына Сирахова, а между новозаветными книгами – два послания Климента Римского и восемь книг «Апостольских постановлений», но не упомянут Апокалипсис. Нет упоминания об Апокалипсисе в 60-м правиле Лаодикийского Собора и в стихотворном каталоге Священных книг свт. Григория Богослова . Афанасий Великий так говорил об Апокалипсисе: «Откровение же Иоанново ныне причисляют к Священным книгам, а многие называют неподлинным». В перечне канонических ветхозаветных книг у св. Афанасия не упомянуто Есфири, которую он наряду с Премудростью Соломона, Премудростью Иисуса, сына Сирахова, Иудифью и книгой Товита, а также «Пастырем Ермой» и «Учением апостольским» причисляет к книгам, «назначенным отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия». В 33(24)-м правиле Карфагенского Собора предлагается следующий список канонических библейских книг: «Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, Пророческих книг дванадесять, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездр две книги. Нового Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

30. Понедельник 2-й седмицы по Пасхе. Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского. Свт. Доната, еп. Еврии. Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (службу зри 31 января) . Служба ап. Иакова Зеведеева полиелейная, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского, в соединении со службой Триоди (Б) . Вечернее богослужение, согласно Уставу, начинается 9-м часом : «Благословен Бог наш...». «Аминь». «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» (трижды), псалмы и т. д. А. На великой вечерне по возгласе «Благословен Бог наш...» – «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и читается предначинательный псалом. Примечание. «Приидите, поклонимся» перед 103-м псалмом обычно опускается. Великая ектения. «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и апостола, глас 4-й 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедателя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дверем заключенным...». Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (со стихами). Паримии апостола – 3 . Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры апостола, глас 8-й (со своими припевами) . «Слава» – апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «По днех осмих...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха ) и дневными трипеснцами Триоди . В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть...» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-13/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010