Архив Пн 26. Понедельник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Служба совершается по главе Типикона под 26 марта: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в понедельник 4-я или 5-я, или 6-я недели постов» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»). Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 8-й и глас 3-й – 3, праздника , глас 4-й 4 (первая стихира – дважды), и Архангела, глас 1-й 3 . «Слава, и ныне» праздника, глас 6-й: «Послан бысть...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Днесь радость...» (см. на стиховне великой вечерни в сам день праздника) . Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мч. Саввы Стратилата (с 24 апреля). Примечание. «Повечерие малое, без поклонов, поклоны от Слава в Вышних..., на немже глаголем канон рядовый Минеи» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы», «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в понедельник 4-я или 5-я, или 6-я недели постов»). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся тропарей и кондаков малого повечерия в день Благовещения вечером, возможны следующие варианты: 1) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). Ср.: Типикон, 7 января. 2) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). «Слава, и ныне» – кондак Благовещения, глас тот же . Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 4 марта).

http://patriarchia.ru/bu/

Каноны на Рождество Пресвятой Богородицы Праздник Рождества Пресвятой Богородицы прославили канонами св. Иоанн Дамаскин , великий Песнописец 8-го века, и ещё прежде него – в 7-м веке – св. Андрей, Архиепископ Критский. Святые Иоанн и Андрей, с благоговением воспоминая трогательные обстоятельства рождения Пречистой Девы, в канонах своих то ублажают благочестивых Её родителей, которых имена сохранили для нас предание и Писание ( Лк.3:23 ), то превозносят похвалами Самую Деву, осчастливившую Своим рождением Иоакима Анну, которые оставались бесплодными до глубокой старости, то возносят благодарность и славословие Всевышнему Богу, благоволившему услышать молитву праведных и даровавшему им преблагословенный плод – Марию. Но радость этого события не ограничивается одним домом сих праведников. Святая Дева Мария, но выражению Песнописцев, рождением Своим разрешила неплодство не Иоакима только и Анны, но всего человечества, которое после вековых очищений и освящений действием Промысла Божия только в Марии явилось на той степени чистоты и совершенства, на которой оно могло сделаться вместилищем Бога-Слова; в лице Её родилась миру Жена, издревле обетованная Богом людям, чаявшим Утехи Израилевой, – явилась Дева,. Которую таинственно прообразовали: виденная Иаковом лестница, досягавшая до небес, неопалимая купина, виденная Моисеем, скиния свидения с её священными принадлежностями, прозябший жезл Ааронов, гора в видении Пророка Даниила, от которой нерукотворно отторгся камень, Халдейская печь орошаемая и не опалявшая благочестивых отроков, врата и дверь, видимые Пророком Иезекиилем, которыми имел пройти один только Господь Бог Израилев и оставить их заключёнными; таким образом рождество Пресвятой Девы Марии от праведных Иоакима и Анны было новым знаком непрерывного попечения Божия о спасении всего рода человеческого. Посему свв. Песнописцы с восторгом призывают в канонах своих всех людей и всю вселенную к священной радости и веселью. По внешнему своему составу оба канона составлены с приличною подобным песнопеньям стройностью, впрочем, без особенной искусственности; писаны языком мерно-прозаическим, приспособленным к пению, без акростихов; первый канон заключает в себе 27 песнопений, т. е. 8 ирмосов и 19 тропарей; а второй – 8 ирмосов и 32 тропаря, всего 40 песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как молиться Богу разумно 17.03.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Четверг 1-й седмицы Великого Поста Слово на Великом покаянном каноне Завершился Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Еще раз напомним, что нам надо лучше знать Священное Писание. Чтобы когда будет стояние преподобной Марии Египетской и целиком будут читать этот канон, мы к этому времени уже хорошо понимали, о чем в нем говорится. По крайней мере, чтобы к следующему Великому посту, если Господь сподобит нас этого дара, мы пели Богу нашему по-настоящему разумно. Но в утешение скажем себе, что все-таки мы и сейчас молились разумно, когда вместе со всей Церковью повторяли то, что является содержанием всего канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». То, что является дыханием Церкви не только во время чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, но всегда, сколько она существует. Это самая древняя молитва Церкви. Святое предание говорит нам, что когда был изгнан первый человек из рая, он, оплакивая свою наготу и падение, взывал: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Милостиве, помилуй мя, падшаго». Все Священное Писание — покаянный молитвенный вопль о помиловании. Когда был воздвигнут первый храм в честь истинного Бога, то первая молитва, которая прозвучала в этом храме, была: «Услыши нас, Боже, и помилуй нас». Говорят, что первый крик, который издает родившийся младенец, заключает в себе тайну этих слов. По крайней мере, первые слова, которым он должен научаться вместе со словом «мама», — «Господи, помилуй». Обращение к Тому, от Кого он получил жизнь и от Кого зависит все его будущее. И последние слова в угасающем сознании человека — точно такие же: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Церковь в течение Поста будет призывать нас к этой молитве. Мы должны повторять ее неустанно, как повторяем во время богослужения «Господи, помилуй» — двенадцать раз и сорок раз. Чтобы это запечатлелось в нашем сознании. И соединилось с нашим дыханием. Господь, Который всегда милостив, призывает нас к этой молитве. Он поистине долготерпелив и многомилостив, и какова милость Его, такова Его и крепость. Он благ в крепости, и силен в милости. «Просите, говорит Он, и дастся вам; стучите и отверзется». Господь помилует тех, кто будет просить о помиловании. Там, где нет надежды на помилование, где уже полная безысходность, Господь отверзет кающимся грешникам вход в Свое Царство.

http://moral.ru/kanon_thursday/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование канона на Воздвижение «Толкование на канон Воздвижения» — сочинение прп. Никодима Святогорца, жанр которого не так легко определить. Во-первых, конечно, как явствует из названия, это некий комментарий на поэтическое творение Косьмы Маюмского. Так как толкуемый текст — литургический, «Толкование» попадает в рубрику литургического богословия. «Канон» переполнен библейскими аллюзиями, Никодиму тем самым приходится толковать Библию — так «Толкования» — пример святоотеческой экзегезы (экзегезы как аллегорической и типологической, так и чисто троплогической, направленной на изменение жизни христианина). Крест — центральный момент всего богословия, тем самым Никодим пишет богословский труд. Наконец, как увидит читатель, Никодим большую часть своего текста тратит на наставления в морали, аскетике и духовной жизни. Добавим, что преподобный почти во всем опирается на труды Святых Отцов. Приведем пример никодимовского толкования: «четвертая песнь есть произведение пророка Аввакума, находящаяся в 3-й главе его пророчества […] Простираясь к воплощенному Сыну Божию, пророк говорит; “Господи: услышал я тайну домостроительства Твоего воплощения» […] Уразумев же глубоко, говорит, страшные дела и ужасные чудеса, которыми Ты, воплощенное Слово, соделаешь спасение человеков, и особенно крест и смерть Твою, размыслив, говорю, о сем, я не мог иного ничего сделать, как прославить Твое Божество; потому что ему одному свойственно творить такие дивные чудеса, т. е. уничижением на кресте победить надменного дьявола; страстью доставить бесстрастие и смертью даровать жизнь всем людям. […] Сей ирмос приложим и к тебе, возлюбленный. Ибо если ты, подобно Аввакуму, станешь на стражу твою и ступишь на камень, как он говорит: на стражи моей стану, и взыду на камень (Ав. 2, 1), то и ты удостоишься благодати пророка Аввакума. Что же обозначает стража эта и что – камень? Послушай! Стража есть внимательность и охранение разума от всякого богохульного, постыдного и лукавого помышления, а камень есть сердце, или лучше, камень есть сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, служащее предметом занятия сердца. Сам Иисус Христос есть тот твердый камень, о котором сказал великий Павел: камень же бе Христос (I Кор. 10, 4)»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Предисловие В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон святого Андрея Критского . Он разделен на четыре части и читается в первые четыре дня поста вечером, за Великим повечерием. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха и потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С великим искусством святой Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и, выше всего, Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом – как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены – как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него. Канон начинается с глубокого личного вопля: «С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?» Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу. История первого грехопадения – это моя личная история: я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и Его вечного Царства сладости из-за моих грехов... «Я потерял Божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне вначале соткал Зиждитель, и поэтому я наг...» И так в течение четырех вечеров девять песней канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова канона призывают меня к ответу, ибо они говорят о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Представлена книга протоиерея Виталия Головатенко июня 2023 Книгу " Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике " представил ее автор протоиерей Виталий Головатенко 14 июня в лектории радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " в рамках благотворительного проекта " Щедрая среда " , направленного на поддержку радио. Отец Виталий поблагодарил за помощь предпринимателя, писателя и общественного деятеля Глеба Архангельского, ктитора храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории . Книга вышла в издательстве " Эксмо " тиражом 2 тысячи экземпляров. Она составлена по классическому образцу издания письменного памятника. В предисловии рассказано о предыстории канона, о том, что представляет собой этот жанр, о его авторе, истории создания произведения и включении его в литургический обиход, о многочисленных поздних вкраплениях, поисках оригинального текста. Вторая часть книги - церковнославянский перевод Канона 2-й половины XVII века и авторское поэтическое переложение с переводами текстов его литургического окружения, не принадлежащих перу святителя. Она содержит вариант реконструкции греческого текста и перевод древнейшего жития святого Андрея Критского IX века. Третья часть - комментарии ко всем текстам, приложения.  Отец Виталий представил отзывы на книгу, в том числе митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, академика Академии славянской культуры филолога Евгения Верещагина, поэта и переводчика Дмитрия Бобышева, профессора СПбДА протоиерея Георгия Митрофанова .  В 1997 году община храма при Консерватории взяла на духовное попечение воспитанников школы-интерната 24 Невского района. В их домовом храме преподобного Сергия Радонежского регулярно совершались Божественные литургии, молебны, панихиды, проводились беседы. Однажды преподаватели попросили отца Виталия в первые дни Великого поста почитать канон детям. Он понимал, что чтение на церковнославянском понятно далеко не всем взрослым, тем более детям, искал хороший русский перевод, но существующие переводы не удовлетворили. Так в 2008 году началась эпопея поиска оригинального греческого текста, его церковнославянских переводов и работа над поэтическим переложением. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 23 Июня, Канон Глас 8 Песнь 1 Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив/и разделив море,/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа.  Припев: Вси святии земли Владимирския, молите Бога о нас. Яко Первозванный апостол Христов Андрей/Днепровския холмы при Киеве благослови,/провидя будущую на них благодать и славу Божию,/тако, тому подобяся/и силою Божиею предивный сонм великих Православныя веры светильников провидя,/и ты, святым апостолом равностоятелю, на холмех Клязьмы реки тезоименитый себе град заложил еси,/святый крестителю Руси, великий княже Владимире.  Припев: Вси святии земли Владимирския, молите Бога о нас. Блаженнаго Максима, первосвятителя Российский земли, достойно да восхвалим,/сей бо, повелением Божия Матере, ему явившейся, укрепився,/пребывание Всероссийских Владык во град Владимир пренесе./В немже благочестно пожив/и паству свою рукою крепкою и любвеобильною к вечному отечеству управив,/на веки в доме Пресвятыя Богородицы упокоися./С Неюже на Небесех ныне светозарному Престолу Божию предстоя,/усердно молит спасти и просветити души наша.  Припев: Вси святии земли Владимирския, молите Бога о нас. Храм Духа Всесвятаго явился еси, стопам последуя блаженнаго святителя Максима,/предивный первоиерарше, отче наш Петре,/град Владимир непрестанными молитвами и священнодействиями твоими облагоухал еси./Темже и ныне ходатайством твоим, святе,/душевныя и телесныя болезни наша исцели,/град и храм сей добре сохрани/и всепрощение грехов наших у Бога испроси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Во епископа града Владимира поставленный и сиянием добродетелей христианских всеукрашенный,/мужественный защитник Церкве и земли Российския явился еси, святителю отче наш Алексие./Богоугодное житие твое во стольном граде Москве скончав,/в сонме святых Российских Первосвятителей на Небесех от Бога прославлен еси,/с ними же молися Христу, всеблаженне, спастися верою и любовию чтущим тя. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-sobor...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 6 марта 2023 года 21. Понедельник 2й седмицы. Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского. Козельщанской иконы Божией Матери. Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 13 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 5й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4й и глас 6й – 3, и прп. Тимофея, иже в Символех (с 21 февраля), глас 8й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кому уподобилася еси…». Примечание. Стихиры свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского, с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени понедельника. Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8й: «Дал еси достояние…», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя…». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 13 февраля). На малом повечерии в Неделю 1ю Великого поста, накануне понедельника 2й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5й, со стихирами, глас 1й (см. в Триоди Постной), и служба прп. Льва, еп. Катанского (с 20 февраля) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4я, 5я и 6я. Примечание. В этот день на хвалитех поются стихиры свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (с «Господи, воззвах»), глас 8й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кому уподобилася еси…» (на ряду). «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» после стихир не произносится. На 1м часе – кафизмы нет; на 3м часе – кафизма 7я; на 6м часе – кафизма 8я; на 9м часе – кафизма 9я. На вечерне – кафизма 18я.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Стояние Марии Египетской 6 мин., 21.03.2018 Мариино стояние На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египетской. Этот текст, по мысли святых отцов VI Bceлehckoro собора (692 год), — а именно тогда была составлена служба из  Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской , — способен дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении, и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние — это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния. Марьино стояние — текст службы Полный текст службы Мариино стояние Житие Марии Египетской Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей. Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве. Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним. Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем «весело» провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле. Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать.

http://foma.ru/stoyanie-marii-egipetskoj...

Сочинение прп. Никодима Святогорца, жанр которого не так легко определить. Во-первых, конечно, как явствует из названия, это некий комментарий на поэтическое творение Космы Маюмского. Так как толкуемый текст — литургический, «Толкование» попадает в рубрику литургического богословия. «Канон» переполнен библейскими аллюзиями, Никодиму тем самым приходится толковать Библию — так «Толкования» — пример святоотеческой экзегезы (экзегезы как аллегорической и типологической, так и чисто троплогической, направленной на изменение жизни христианина). Крест — центральный момент всего богословия, тем самым Никодим пишет богословский труд. Наконец, как увидит читатель, Никодим большую часть своего текста тратит на наставления в морали, аскетике и духовной жизни. Добавим, что преподобный почти во всем опирается на труды Святых Отцов. Приведем пример никодимовского толкования: «Четвертая песнь есть произведение пророка Аввакума, находящаяся в 3-й главе его пророчества […] Простираясь к воплощенному Сыну Божию, пророк говорит: “Господи: услышал я тайну домостроительства Твоего воплощения” […] Уразумев же глубоко, говорит, страшные дела и ужасные чудеса, которыми Ты, воплощенное Слово, соделаешь спасение человеков, и особенно крест и смерть Твою, размыслив, говорю, о сем, я не мог иного ничего сделать, как прославить Твое Божество; потому что ему одному свойственно творить такие дивные чудеса, то есть уничижением на кресте победить надменного дьявола; страстью доставить бесстрастие и смертью даровать жизнь всем людям. […] Сей ирмос приложим и к тебе, возлюбленный. Ибо если ты, подобно Аввакуму, станешь на стражу твою и ступишь на камень, как он говорит: на стражи моей стану, и взыду на камень (Ав., 2, 1), то и ты удостоишься благодати пророка Аввакума. Что же обозначает стража эта и что — камень? Послушай! Стража есть внимательность и охранение разума от всякого богохульного, постыдного и лукавого помышления, а камень есть сердце, или лучше, камень есть сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, служащее предметом занятия сердца. Сам Иисус Христос есть тот твердый камень, о котором сказал великий Павел: камень же бе Христос (1 Кор., 10, 4)».

http://predanie.ru/book/108441-tolkovani...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010