Разделы портала «Азбука веры» Великий покаянный канон святого Андрея Критского Песнь 1я Ирмос Он помощник мой и покровитель мой. Он спас меня и вывел на путь прямой. Он – мой Бог и Бог отца моего, как не славить Его, не возносить Его? Ибо слава Его – превыше славы земной. (Помилуй мя, Боже, помилуй мя!) Тропари Откуда начну оплакивать окаянную жизнь свою? С какой слезы горестный плач начну? Какою песнью я милость Твою воспою? Какими словами искуплю я свою вину? (Помилуй мя, Боже, помилуй мя!) Гряди, душа окаянная! Вместе с плотью своей, перед Создателем Мира слезы скорби излей, перечисли грехи человечества от изначальных дней, о каждом шаге своем пожалей, а себя – не жалей. (Помилуй мя, Боже, помилуй мя!) Ибо я с Адамом соревновался в грехах, и древнюю Еву в соблазнах решил превзойти. Но сладость горечью стала в моих устах, и страсть помышлений мне стала Евою во плоти! (Помилуй мя, Боже, помилуй мя!) По заслугам Адам из Эдема изгнан, ведь он, Твой запрет нарушил, единственный Твой запрет! Я же в каждом деянии Твой нарушал Закон, нет числа мои преступлениям, и оправдания – нет. (Помилуй мя, Боже, помилуй мя!) И зачем мне сдалась безумная Евы снедь? Вот лежу пред Тобою наг и наготы стыжусь. По заслугам мне болезни страданья и смерть но паче болезни смерти стыда пред Тобой страшусь. (Помилуй мя, Боже, помилуй мя!) Превзошел я Каина в преступленьях всех, умертвил не брата, нет, но душу свою! Совесть убил, но пробудил плотский, чувственный грех, вооруженный похотью, твердо во зле стою. (Помилуй мя, Боже, помилуй мя!) Не подражал я Авелю, Боже мой! Благоприятную жертву Тебе не принес, милосердный Бог! Ни жизни праведной, ни чистой жертвы, ни милостыни святой, лишь черная злоба и зависть – и вот итог! (Помилуй мя, Боже, помилуй мя!) Подобно Каину, мы, о душа, Господу принесли жертву нечистоты, множество гнусных дел. а потому себя от осуждения не спасли. От порочной жизни уклониться я не хотел. (Помилуй мя, Боже, помилуй мя!) О, Гончар, ожививший глину Духом Своим! Ты прах земной сделал плотью, кровью, людьми.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

Разделы портала «Азбука веры» иером. Феофан Адаменко Оглавление Великий канон Андрея Критского , читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста Перед каждым тропарем канона припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Песнь 1 Ирмос: Помощник и покровитель явился мне ко спасению; Он мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. Тропари С чего начну оплакивать деяния моей несчастной жизни? Какое начало положу, Христе, настоящему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений. Приди, несчастная душа, с своею плотию, исповедуйся Создателю всего, воздержись, наконец, от прежнего безрассудства и с раскаянием принеси Богу слезы. Подражая в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, вечного царства и блаженства за мои грехи. Горе мне, моя несчастная душа, для чего ты уподобилась первозданной Еве. Ты посмотрела худо, уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила бессмысленного плода. Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная — плотской страстный помысл, представляющий приятное, но при вкушении всегда напояющий горечью. Достойно изгнан был из Эдема Адам, как не сохранивший одной заповеди Твоей, Спаситель. Что же должен претерпеть я, нарушающий непрестанно Твои животворные повеления? Слава: Пресущественная Троица, поклоняемая в одном Существе, сними с меня тяжкое бремя греховное, и, по милосердию Твоему, даруй мне слезы умиления. И ныне: Богородица, надежда и защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжкое бремя греховное, и, как Владычица Чистая, прими меня, кающегося. Песнь 2 Ирмос: Внемли, небо, я возвещу и воспою Христа, пришедшего во плоти от Девы. Внемли, небо; я буду возвещать; земля, услышь голос, кающийся Богу и воспевающий Его. Воззри на меня, Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим взором и прими мою пламенную исповедь. Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред Тобою; но, как Бог, сжалься, Спаситель, над Твоим созданием. Отобразив в себе безобразие страстей, сластолюбивыми стремлениями исказил я красоту ума.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Великий канон Андрея Критского , читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста Песнь первая Ирмос: Помощник и Покровитель стал во спасение мне, Он — мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его, - ибо Он славно прославился. Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. С чего начну я оплакивать деяния жизни моей окаянной, где начало, Христе, положу рыданию нынешнему, но прощение согрешений дай мне, по благосердию Твоему. Ступай, душа окаянная, вместе с твоею плотию, Создателю всех исповедуйся, и впредь уже воздержись от прежнего неразумия, и Богу принеси покаяния слёзы. Адама первозданного преступлению подражая, вижу себя обнаженным от Бога, от вечного Царствия и блаженства, из-за грехов моих. Увы мне, душа окаянная! Зачем первой Еве ты уподобилась? ибо видела худо — и соблазнилась, и, уязвлённая тяжко, древа коснулась, и снеди, не рассудив, вкусила дерзостно. Не Ева плотская — но мысленная Ева восстала во мне, помысел страстный, всегда показующий сладкое, но неизменно горькое вкусить подающий. По заслугам Адам из Эдема был изгнан, единственную Твою, Спасе, заповедь не соблюдший, - я же — что потерплю, всегда отметающий слово Твоё животворное? Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Троица, сущности всякой превысшая, Троица, Которой в Одном поклоняемся, возьми грехов моих тяжкое бремя, и дай мне умиления слёзы, по благосердию Твоему. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.  Предстательство и надежда Тебя воспевающих, Богородица, возьми грехов моих тяжкое бремя, и кающегося прими меня, Владычица Чистая. Песнь вторая Ирмос: Внемли мне, небо, — и голос возвышу, и Христа воспою, от Девы пришедшего плотию. Внемли мне, небо, — и голос возвышу, слушай, земля, песнь покаяния к Богу и Ему славословия. Воззри на меня, мой Бог и Спаситель, милующим оком Твоим, и прими горячее моё исповедание. Более всех людей согрешил я, один я Тебе согрешил; но Ты — Бог, — помилуй творение Твоё, Спасе. Образ мой — страстей моих безобразие: так сластолюбным стремлением

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Минея, 23 Сентября, Канон святаго Глас 6 Песнь 1 Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона видя потопляема,//Богу победную песнь поим, вопияше.  Припев: Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас. Неплодствующия души моей помышления неплодная исторгни,/неплодныя прозябение благохвалити начинающу,/твое во утробе материи святое зачатие.  Припев: Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас. Священный Захария, в храм вшед,/виде Божественнаго Ангела, ему яве возвещающа:/сына в старости, священниче, приимеши Предтечу.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Светильник Солнца славы светозарен/во чреве зачинается возсияти материи,/имже тьма разрешается страстей и неплодствия узы,/великий Предтеча.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Во чреве Твоем Владыку,/в Материи носима, Богородице Пречистая, чреве, видев,/взыграся яве Иоанн,/яко сущий Того Предтеча.  Песнь 3 Ирмос: Несть свят,/якоже Ты, Господи Боже мой,/вознесый рог верных Твоих, Блаже,/и утвердивый нас на камени//исповедания Твоего.  Припев: Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас. Неплоды днесь плод священный зачинает,/иже напоследок все неплодие душ секирою мысленною отсещи хотящ,/благодатию.  Припев: Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас. Оглохнув внутрь храма, Захария великий/глас Слова возвещением страшным приемлет/и светло величает Господа благоутробнаго.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Показавый стезю тверду верным покаяния,/повелением Ангела во чреве матерни прозябе,/Божественным Советом паче надежди, славный Предтеча.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Во чреве носимаго Христа Девы яко позна, иже из неплодове,/взыграся, провозвещая радость, пришедшую на землю/сетования вся избавити.  Седален, глас 4 Кадящу в храме Захарии священному,/Гавриил с Небесе предста, глаголя к нему:/яко в старости твоей возымевши плод благославен,/и неплодство первое Елисавети ныне разрешится абие, и неплодства рождение;/и, заченши, родит проповедника Иисусова же и Предтечу./Тех мольбами, Спасе мира, спаси души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-zacha...

Разделы портала «Азбука веры» (с частичным использованием перевода А. Виноградовой и под редакцией свящ. Владимира Лапшина) (Всё, что поет клирос (ирмосы, запевы и кондак), сохранено на церковнославянском) Оглавление Великий канон Андрея Критского , читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста Песнь 1 Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. С чего начну оплакивать деяния жизни моей окаянной? Какое начало положу, Христе, нынешнему рыданию? Но по благосердию Твоему, подай мне прегрешений оставление. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Иди, окаянная душе, вместе с плотию твоею, исповедайся Создателю всех, и удались, наконец, от прежнего безрассудства, и принеси Богу слезы покаяния. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Первозданному Адаму подражав в преступлении, сознаю себя удаленным от Бога и от вечного царства и блаженства из-за грехов моих. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Увы мне, окаянная душе! Зачем уподобилась ты Еве? Не с добром посмотрела и уязвилась жестоко, Коснулась древа и дерзко вкусила плода запретного. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Вместо Евы видимой внутренняя живет во мне Ева – плоти моей страстные помышления, что всегда обещают сладкое, но вкусившего исполняют горечи. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Справедливо из Эдема изгнан был Адам, единственную заповедь Твою, Спасе, не соблюдший; я же – как пострадаю, отвергающий все слова Твои живоносные? Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Троице, Превысшая всего сущего, в Единстве покланяемая, возьми грехов моих бремя тяжкое и по благосердию Твоему, подай мне слезы умиления. И ныне и присно и во веки веков, аминь. Богородице, надежда и предстательство Тебя воспевающих, возьми грехов моих бремя тяжкое и, яко Владычица Чистая, прими меня кающегося. Песнь 2 Вонми, Небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Внемли, небо, и возвещу, слушай, земля, голос кающийся пред Богом и воспевающий Его.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Скачать epub pdf ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СЕДМИЦ И НЕДЕЛЬ (ВОСКРЕСЕНИЙ) ВЕЛИКОГО ПОСТА Кроме общего руководства к посту и покаянию, Церковь в богослужении Святой Четыредесятницы дает также особое руководство в священных воспоминаниях, соединенных с некоторыми днями Четыредесятницы. В первой ее половине Церковь побуждает к подвигу поста и покаяния, главным образом, тем, что показывает высокое достоинство подвига, а с недели четвертой – Крестопоклонной – она укрепляет верующих в подвиге высокими примерами подвижничества и терпения. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза 399 . С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского . В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим, как по множеству мыслей и воспоминаний, заключенных в нем, так и по числу содержащихся в нем тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней первой седмицы называется «Малым стоянием» в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5 седмице и великого стояния в Великий Пяток. Эти повечерия также называются «мефимонами» (греч. – «с нами»), потому что на этих повечериях поется песнь «С нами Бог». Внешнее отличие Великого канона святого Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая также 2 песнь), и к каждому тропарю прилагается припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, восшедшей от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были присоединены тропари в честь его творца святого Андрея Критского .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Часть 3. Антропологический и космологический контекст единения с Богом на примере текстов службы великого канона 1. Космологический контекст В четверток пятыя недели святых постов, клеплет в четвертый час нощи. И собравшымся нам в церковь бывает начало от иерея, по обычаю. И глаголем шестопсалмие, и поем Аллилуиа, и Троичны гласа... И чтем житие преподобныя Марии... Таже псалом 50... и абие начинаем Великий канон косно, с сокрушенным сердцем и гласом, творяще на кийждо тропарь метания три... припевая: помилуй мя, Боже, помилуй мя. В четверг пятой недели святого поста в четвертом часу ночи звонит колокол. И когда соберемся в храм, священник начинает утреню как обычно. И по шестопсалмии, пропев Аллилуйя и Троичны. И читаем житие преподобной Марии... Затем псалом 50... И сразу начинаем Великий канон – неспешно, с сокрушением сердца, на каждом тропаре делая по три земных поклона... произнося: помилуй меня, Боже, помилуй меня. Указания Триоди описывают не только чинопоследование, но и общую атмосферу службы Великого канона 415 . Определяются самые условия, при которых молитва бывает подлинна, действенна и плодоносна, то есть те рамки, которые могут помочь человеку сосредоточить все силы своего существа – ум, волю, сознание, душевные и телесные чувства, самое тело – на Боге, возводя их через это «притрудное припадание» к Нему к очищению, собранию воедино и просвещению, а тем самым и к полной отдаче Ему и единению с Ним. Пробуждение в «четвертом часу» (около полуночи), собрание в церковь , благословение священника, шестопсалмие (время чтения шестопсалмия прообразует ожидание Страшного суда, в храме гасится свет, и царит полная тишина), сразу за ним радостное ликование от присутствия Триединого Бога твари (Аллилуйя с троичными песнями) и, наконец, чтение Псалтири, подобно трубному звуку призывающей верных к великой всенощной битве 416 , – все это перестраивает наше обычное восприятие времени и пространства, и создает другие, не менее реальные условия, наиболее подходящие для деятельности по преимуществу человеческой – молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

12. Понедельник 2-й седмицы. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Прп. Феоктиста Сербского. Сщмч. Сергия Скворцова пресвитера . Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 1-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и прп. Феофана исп., Сигрианского (с 12 марта), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Света Божественнаго носило...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. О чтении Евангелия на часах Великим постом Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений . Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

1. Понедельник 2-й седмицы. Прмц. Евдокии. Прп. Мартирия Зеленецкого (службу зри 11 ноября). Прмцц. Анны и Матроны Макандиных Алексиевских . Прмц. Дарии Зайцевой . Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 21 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 5-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и прмц. Евдокии (с 1 марта), глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, солнцезрачная луче...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние…», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 21 февраля). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной), и служба прп. Кассиана Римлянина (с 28–29 февраля) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Примечание. О чтении Евангелия на часах Великим постом см. ниже. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. Если во вторник 2-й седмицы (2 марта) будет совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б) : На вечерне (в понедельник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 8-й – 3, и стихиры Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная») – 3. «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»).

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-14/

21. Понедельник 2-й седмицы. Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского. Козельщанской иконы Божией Матери. Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 13 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 5-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и прп. Тимофея, иже в Символех (с 21 февраля), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кому уподобилася еси...». Примечание. Стихиры свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского, с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени понедельника. Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 13 февраля). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной), и служба прп. Льва, еп. Катанского (с 20 февраля) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Примечание. В этот день на хвалитех поются стихиры свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (с «Господи, воззвах»), глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кому уподобилася еси...» (на ряду). «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...» после стихир не произносится. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. О чтении Евангелия на часах Великим постом Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы всех четырех Евангелий.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-06/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010