19. Страстная седмица. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской. Утреня. Примечание. По Уставу, утреня начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему – около первого часа ночи: «В 7-й час нощи клеплет параекклисиарх, и собравшеся в церковь, и сотворшу иерею начало: Благословен Бог наш... начинаем абие по обычаю, якоже писася в четверток 5-я недели» (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Егда славнии ученицы...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. Кафизм нет. По окончании пения тропаря отверзаются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию...». Евангелие – Лк., зач. 108, от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» (конец в зач. 109: «По Немже идоша ученицы Его»). Псалом 50-й. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» не читается, но сразу канон Триоди, глас 6-й, творение св. Космы Маиумского: «Сеченое сечется...» (ирмосы по дважды, тропари на 6), с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (библейские песни не стихословятся). По каждой песни катавасия – ирмос канона. По 3-й песни – малая ектения, седален Триоди, глас 1-й: «Езера и источники...». «Слава» – ин седален, глас 3-й: «Смиряяся за благоутробие...», «И ныне» – ин седален, глас 4-й: «Ядый, Владыко...». По 6-й песни – малая ектения, кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прием...», и икос, глас тот же: «Тайной трапезе...». На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-02/

1 In genes, hom. 16,2; сотр. ibid. 16,.1; hom. 17,5—7; Блж.Августин. De genes ad litt. XI.34; De civit.Dei, XIV, 11,2; Св.Дамаскин. Defid. 11,10. 2 Contra haer. V,24,. 4 et 3; ср. Св.Иустин. Dialog cum Tryph. C.103; Св.Амвросий. De paradis. C.11,9. 3 Orat.catech., C.6. 4 Стих. на Господи воззвах. Неделя сыропустная. 5 Свт.Григорий Богослов. Orat.45,8; t.36, Col.633A; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom.17,4. 6 Свт.Григории Нисский, in Christi resurrect.Orat.I. 7 Он же. Orat.catech. C.7; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 17,5. 8 Свт.Иоанн Златоуст. Ad Stagyrium, 1,5. 9 Свт.Макарий Великий. De custodia cordis. 12; comp. De libert.mentis.3. 10 Ср.: Св.Иоанн Дамаскин. De fid. IV.22; P.gr.t.94, col.1197C. 11 De civit. Dei. XIV, 12; comp. In Psalm. 71. 12 «Далече от Бога грех мя отрину», — скорбит православная душа в молитве Ангелу хранителю (Канон Ангелу хранителю, песнь 4). 13 De incarn. Verbi, 4; t.25. Col.104BC. 14 Он же. Contra gent.8; t.25, Col.16D. 15 Ibid.7; t.25; Col.16AC; ср. Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11,1 16 Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. n.13; In Psalm. 78, n.8. 17 De fid.IV,20; Col.1196BD; comp.ibid. 11,30; 11,4. 18 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 14,3; hom. 17,4: Блж. Феодорит. In Genes.quaest.38. 19 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 15,4: hom. 16,6. 20 De civil.Dei. XIV,13,2; 11,2; 13,1; De Genes.ad litt.. XI,39; cp. Св. Амвросий. In Psalm. 118, Sermo VII,8. 21 Свт.Иоанн Златоуст. In Matth.hom. 65,6. 22 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,4. 23 Блж.Августин. Enchirid. c.45. 24 Adversus Iudaeos. C.2. 25 Блж.Августин. Contra Julian.. VI, С.23. 26 De fid. 111,1; Col.981A; ср. Св. Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,5; hom. 18,1. 27 Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,30; Col.977CD. 28 Свт.Иоанн Златоуст. In Ephes.hom. 18,3. 29 Свт.Григорий Богослов. Orat.18,42; t.35, 1041А. 30 Свт.Василий Великий. Quod Dens non est auctor malor.7; ср. Тациан. Oral. ad Graec. C.2. 31 In Genes.hom. 17,9. 32 Contra Eunom.lib. 11,13. 33 In Genes.hom. 17,2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

II. Богослужение в Великий пост, или святую Четыредесятницу 90 Богослужение в св. Четыредесятницу разделяется по своему чинопоследованию на четыре разряда: 1) Богослужение простодневное или будничное, 2) субботнее, 3) воскресное и 4) праздничное. 1. Простодневное или будничное Богослужение § 42. Общие и частные особенности сего Богослужения Простодневное великопостное Богослужение главным образом направлено к тому, чтобы расположить нас к покаянию и сознанию своего недостоинства. Мысль эту Церковь выражает и во внешних обрядах Богослужения. Так, звон, созывающий христиан к Богослужениго, бывает редкий, унылый; священнослужители облачаются в черные или темные одежды; в храме не возжигается много светильников, и редко, и то на короткое время, отверзаются царские двери. Та же мысль о покаянии и нашей виновности пред Богом выражается и в службах церковных. Так Церковь не совершает полной литургии, как Богослужения торжественного (кроме суббот и воскресных дней); а вместо нея в среду и пяток совершается литургия преждеосвященная (без чтения евангелия), а в прочие будничные дни – только часы с вечернею. На всех службах употребляется молитва Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, с великими поклонами. Неизменяемая часть Богослужения совершается по часослову, псалтири и служебнику; а изменяемые части Богослужения по триоди постной и минее; впрочем, из минеи поются только на вечерни стихиры на Господи воззвах и на утрени – канон святому – поемые вместе со стихирами и трипеснцем триоди; тропари же читаются не из минеи, а из часослова, а именно: на вечерни – Богородице Дево, радуйся и пр., на повечерии в 1-й части «День пришед»; во 2-й части: «Помилуй нас, Господи», в 3-й ч.: «Господи сил»; в конце утрени по «Благо есть»: В храме стояще. Октоих же совсем оставляется 91 . Полунощница Полунощница совершается будничная, вседневная, и после молитвы: «Иже на всякое время» произносится молитва «Господи и Владыко живота»... с поклонами; после молитвы: «Владыко Боже Отче Вседержителю», прилагаются еще две: «Господи Вседержителю», и «Тя благословим, Вышний Боже», в которых молим Господа просветить нас и восставит от тяжкого сна лености к бодрственности и трезвенности; прочее как в часослове до конца. Оканчивается полунощница ектеньею: Помолимся о Благочестивейшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

     Продолжается празднование святой Пасхи. Следующее воскресение после нее называется Антипасхой. Однако почему? Приставка «анти» в современном языке чаще всего имеет зловещее значение — «против». Однако разве это единственное значение греческой приставки αντι? Отнюдь нет, ибо другое ее значение — «вместо». Так вот, «Антипасха» — это празднество «вместо Пасхи». Восьмой день, или октава, после нее осмысляется как замещающее и соразмерное ей торжество, столь же величественное, как и сама Пасха. В древности Антипасха также именовалась «Новой неделей», такое название есть в проповедях свт. Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Интересно, как называет ее Блаженный Августин — «Неделя в белом» (dominica in albis). Как считает М.Скабалланович, эта неделя названа так, потому что новокрещенные (неофиты) с этого воскресения переменяли белые одежды, надетые на них при Крещении, на обыкновенные . Мнение Скабаллановича справедливо, ибо в 172 проповеди Блаженный Августин говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце» . Однако издревле служба Антипасхи была посвящена также и уверению Фомы. Согласно свидетельству блаженной Эгерии, вечером в день Антипасхи в храме святого Сиона читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы. В «Апостольских постановлениях» (текст окончательно сложился около 380 г.) повествование об установлении праздника ведется от лица самого св. апостола Фомы: (ορτ τιμα ατ γδη, ν δυσπιστοντα μ Θωμν π τ ναστσει πληροφρησεν — досточтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего в Воскресение Фому, известил о нем. Канон праздника был написан преподобным Иоанном Дамаскиным, по крайней мере в древнейших рукописях Триоди (Р.А.И.К 109 — IX в., Sin. Greek 735 — Х в.) он подписан именем Иоанна Монаха, под которым часто выступает великий богослов VIII в., некогда великий визирь Дамаскского халифа, а затем смиренный монах монастыря св. Саввы Освященного. Стиль канона соответствует стилю произведений преп. Иоанна Дамаскина. Однако не исключено, что 9 песнь канона древнее прочих и может даже восходить к V веку . Что особенно привлекает нас в этом каноне?

http://pravoslavie.ru/102910.html

  Четверг 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Великое повечерие 29 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Закончилось чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. За все эти дни мы должны были понять, что является нашей главной опасностью и чем мы должны более всего дорожить. Мы призываемся Церковью увидеть, что такое грех. Не просто увидеть грех, но увидеть что такое грех. Есть рассказ об одном подвижнике, как он молил Бога о том, чтобы Господь показал ему его греховность. И когда это было ему дано, он ужаснулся от мерзости видения и стал умолять Господа, чтобы снова стать таким же, как и все простые смертные, которым закрыто страшное, сатанинское разрушение от греха, присутствующее в человеке. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что Господь открывает нам наши грехи в той степени, в какой мы способны перенести их, не помрачившись умом. И только в той мере, в какой нас поддерживает благодать Божия, можем мы, на самом деле, видеть свои грехи без вреда для себя. Поэтому молитва о том, чтобы Господь даровал нам " зрети наши прегрешения " , и молитва о том, чтобы Он даровал нам благодать Духа Святаго, это одна и та же молитва всего Великого Поста. Главная опасность для нас состоит в том, что, покидая храм Божий (самое дорогое, что у нас есть, и что мы должны изо всех сил хранить), мы перестаем уже предстоять перед тайною нашей жизни и смерти и выходим в мир. Как мы живем в этом мире? Способны ли мы сохранить ту каплю света, которую приняли здесь, в церкви? Речь не идет о том, чтобы у нас была двойная жизнь в смысле наших поступков. И не о том, наверное, идет речь, чтобы мы позволяли себе включать, например, телевизор, особенно постом. Речь идет о том, что весь мир, его атмосфера проникнуты совершенно иными оценками, другими интересами и понятиями. Что бы мы ни раскрывали, куда бы мы ни обращали свой взор, мы проникаемся тем, что есть в мире, то есть либо страстной, либо бездушной его греховностью. И поэтому то, что мы приобрели в церкви: духовное (а не просто внешнее) видение греха и малое стяжание благодати Духа Святаго, от нас отходит.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_25...

В благой заботливости о спасении людей Господь Бог еще чрез пророков Исаию ( Ис. 40, 3–5 ) и Малахию ( Мал. 3, 1 ) предвозвестил, что предварительно явления Мессии будет послан Предтеча, который путем нравственного возвышения людей чрез обличение пороков и страстей предуготовит еврейский народ к достойному принятию Мессии и вступлению в благодатное Его Царство. По предречению ангела Господня ( Лк. 1, 13–17 ) таким Предтечей – пророком назначено быть сыну священника Захарии Иоанну. Последний, явившись в пустыне Иудейской при реке Иордане на полгода ранее выступления Иисуса Христа на общественное служение роду человеческому, выполнял свое чрезвычайное назначение тем, что приходившим к нему во множестве иудеям проповедовал о приближении Царства Божия, Небесного, о грядущем вскоре Мессии и совершал над ними в Иордане крещение покаяния ( Мф. 3, 2–12 ; Лк. 3, 3–17 ). Когда же Иисус Христос (около 30 лет жизни, Лк. 3, 23 ) пришел креститься к Иоанну Захариину, последний открыто и велегласно указал евреям на Него как на Агнца Божия, вземлющего грехи мира ( Ин. 1, 29–36 ; ср. 3, 31–36); и впоследствии он, по свидетельству Спасителя, был светильник горящий и светящий ( Ин. 5, 35 ) и всеми был почитаем за пророка ( Мф. 14, 5; 21, 26 ). Своим рождением и проповедью предваривши Господа Иисуса Христа, Иоанн Предтеча предварил и добровольные Его за грехи людские страдания крестные и смерть своей мученической смертью . За бесстрашное обличение Ирода Антипы, властителя Галилеи, в прелюбодеянии с Иродиадой, женой брата Филиппа, великий провозвестник пришествия Христова, проповедник правды, по приказанию Ирода, ради бесстыдной плясавицы Саломии, дочери ее, потерпел усекновение честной главы своей. Так зашла светлая звезда утренняя (служба 23 сентября утреня, канон, песнь 7, Богородичен), угас светильник после того как воссияло Солнце правды ( Мал. 4, 2 ) Христос Бог, открылся для всех Свет истинный, просвещающий всякого человека ( Ин. 1, 9 ). Сведения о страдальческой кончине Иоанна Предтечи и Крестителя христианин почерпает, с одной стороны, из Евангелий ( Мф. 14, 1–12 ; Мк. 6, 14–29 ; Лк. 9, 7–9 ), с другой же – из древних поучений: святого Амвросия Медиоланского , святого Иоанна Златоуста , блаженного Августина ; также из богослужебных песнопений, составленных в VII веке святым Андреем Критским и в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным и Герасимом Константинопольским, в коих христианская Церковь прославляет страдания и смерть Крестителя в великий день 29 августа .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев) День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения 27.02.2021 1685 Время на чтение 19 минут 3. «Святители Божии - Мефодие и Кирилле» 1. Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники 2. Церковно-общественная публицистика Кирилловского юбилея 1869 г. В Православной Церкви почитание святого обязательно предполагает сочетание зрительных (икона, фреска...), музыкальных (тропарь, кондак...) и литературных («четьих» - например, жития) образов или средств для внешнего проявления любви к Богу и Его угоднику. Это очевидное для любого знакомого с православной церковной жизнью человека утверждение приходит, однако, в противоречие с имеющейся историографической реальностью - а именно, в контексте изучения (преимущественно светскими специалистами) Кирилло-Мефодиевского наследия. Количество работ филологического и исторического характера о Славянских Апостолах неизмеримо превосходит по объёму те немногие труды, которые за последние 150 лет были предприняты для исследования иконографической традиции изображения солунских братьев Можно назвать несколько причин такого странного положения: интерес к Свв. Мефодию и Кириллу в России в середине XIX века был пробуждён филологами, а не искусствоведами, первые же находки икон и фресок солунских братьев сопровождались неоднозначной или неверной атрибуцией, наконец, в течение всего 50 лет (1863-1913) канон изображения Св. братьев претерпел принципиальные изменения. Нам же, в рамках заключительной статьи о Кирилловских торжествах 1869 года, будет необходимо зафиксировать положение иконописной части Кирилло-Мефодиевской традиции в 1869 году - по отношению к предыдущему и последующему развитию их иконописного канона. Достоверно известно, что уже в год официального восстановления почитания солунских братьев в России иконы их, причём новые, существовали. В 1863 году икона Свв. Мефодия и Кирилла была написана для Новгородской семинарии: «По окончании обедни и молебна в Антониевом монастыре, икона Свв. Кирилла и Мефодия, приготовленная воспитанниками, была перенесена торжественно из собора в зал библиотеки, где собрались уже наставники семинарии и многие посетители...»

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пост в России Элита ест омаров, народ - картошку 07.03.2006 332 Время на чтение 3 минуты Вчера в Чистый понедельник у православных людей начался Великий пост. Он установлен в память о сорокадневном удалении Иисуса в пустыню и завершается главным православным праздником - Воскресением Христовым, которое в этом году приходится на 23 апреля. Пасха в России, в отличие от всех христианских стран мира, по-прежнему не является государственным праздником. Первая и последняя (Страстная) седмицы поста считаются самыми строгими. До 1917 года они были нерабочими - большинство верующих говело, то есть отказывалось от всякой пищи, кроме хлеба и воды. В первые четыре дня поста по вечерам в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Народ многократно опускается на колени со словами: " С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию? " Для многих юных душ вера начинается не с обильного постного стола, не с малопонятных вразумлений о грехе, а с безмолвия Чистого понедельника. " Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе ни дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни... Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося " - эти слова, написанные в VIII веке монахом-пустынником на Крите, в России сформировали главные основания веры. Не услышав их, невозможно понять ни Великого поста, ни ликования Пасхи. Не быть унылым Иисус не оставил нам диетических советов. Евангелист приводит лишь одно вразумление Иисуса: " Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися " (Мф. 6, 16). Все положения поста выработаны веками, закреплены традицией и являются установлениями общественными. Не постятся больные, путешествующие, беременные, кормящие матери, дети до семи лет. Пост не положен в армии и на флоте. Петр I, создав регулярную армию, это правило подтвердил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

-Ну, конечно, детские ощущения всегда рознятся от ощущений человека во второй половине жизни. Что для меня Великий пост? То же самое, что и было в детстве, но с другими ощущениями. Изменилась обстановка, изменились люди, изменились служащие, изменилась Церковь, казалось бы, в неизменных песнопениях, чтениях великого канона Андрея Критского, и так далее. Но изменились служащие в Церкви, и это, я считаю, главное. Можно говорить: хуже – лучше, они просто другие люди. Это люди, которые не переносили на себе те тяготы, которые были раньше, в виде государственного атеизма и всего прочего  сопровождающего. То - есть это люди совершенно другого плана. Но я бы сказал, дело не в этом, а в качестве. Вот качества – скажем, чтения, умения прочитать, дать в чтении эмоциональную часть, самовыражение, и я бы даже сказал - смысл передаваемого – пока этого не хватает.  У нас сейчас происходит возрождение Церкви -  именно в количестве, очень много стало открытых церквей, очень много возможностей, чтобы людям прийти, не уезжая далеко. Стоять стало удобнее. Единственное что -  очень многие священнослужители читают канон Андрея Критского посредственно, куда-то  спешат, у них свои дела, и это все ощущается. Нет спокойной, равномерной  обстановки, соответствующей времени спасительного Великого поста,  на Первой неделе которого пост ощущается  – должен ощущаться  - намного лучше, чем раньше. И потом, предваряет-то  пост Масленица, которая  широко отмечается в городе, особенно в этом году – с приподнятым настроением, в связи еще и с тем, что это дохристианский праздник. Так что нынче Широкая масленица была разрекламирована вовсю.  Но нигде в СМИ не было разрекламировано, если можно так выразиться – а для чего, собственно говоря, проводится эта Сыропустная Неделя,  когда нельзя есть мяса? Потому что это подготовка к тому  длительному времени, когда нельзя будет устраивать таких всенародных праздников поедания сладостей,  мясных блюд. Не кататься с гор так рьяно, не выпивать браги, и тому подобное.  То -  есть, это как бы подготовка к Великому посту.

http://radonezh.ru/analytics/nikolay-ser...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пятница 1-й седмицы Великого Поста. Слово после молебна великомученику Феодору Тирону и благословения колива 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , великомученик Феодор Тирон , Пятница 1-й седмицы Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с Литургией Преждеосвященных Даров, с завершением первой седмицы Великого Поста. Завтрашний день — это день, когда мы будем вкушать плоды того пути, который прошли. А сегодня и в среду Святая Церковь приобщает нас Святых Христовых Тайн, с тем, чтобы не изнемогли изнемогающие. В первую субботу Великого Поста Церковь совершает память великомученика Феодора Тирона. Совершает настолько торжественно, что даже в самую Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу прежде отпуста входит канон и молитва святому. Событие, связанное с памятью великомученика Феодора Тирона, произошло в 362 году в Антиохии во времена царствования Византийского императора Юлиана Отступника (отступника от веры Христовой), который воздвиг гонения на Церковь, всячески притесняя христиан. Когда они готовились к Великому Посту, он издал тайный указ, чтобы на рынках, где христиане покупали себе постную пищу, все было осквернено идоложертвенной кровью, и они, вкушая свою трапезу, приобщались бы идольской пищи. Тем самым их трапеза и сами христиане будут осквернены. Смысл сегодняшнего праздника в том, что небесная Церковь, участвуя во всем, что происходит с нами в наших трудах, подвигах в противостоянии греху, молится за нас и готова даже вмешаться в то, что происходит с нами. Так антиохийскому епископу Евдоксию в сонном видении явился святой великомученик Феодор Тирон, предупредив его о том, какая опасность подстерегает христиан, и повелел в течение всей недели ничего не покупать христианам на рынке, а питаться коливом. Мы освящаем коливо с медом в знак того, что сладок пост, сладка постная пища, которую мы вкушаем, потому что она с благодатью Божией. Великая разница в том, чтобы вкушать с благодатью и любовью Божией, как говорит Премудрый в своих притчах, самую скромную пищу, и в том, чтобы вкушать самую роскошную пищу без любви и без Божией благодати. Эта «сладость» не просто вещественная сладость пищи, созданной для нас Богом, о вкусе которой тоже заботится Господь. Речь идет о сладости истинной, о сладости духовной.

http://moral.ru/пятница-1-й-седмицы-вели...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010