II. Речи Речь на молебне пред началом учения в гимназии 1878 года Молитвой освятили мы начало нашего дела, испрашивали благословения Божия и всесильной помощи Божественной и на продолжение его, и теперь, в надежде на это, приступим к труду нелегкому, требующему усилий, напряженности умственной, внимания и усидчивости, но, в тоже время, к труду полезному, имеющему целью развитие ваших умственных сил, образование вашего сердца и доброе направление вашей воли и ваше приготовление к жизни и общественной деятельности. Вам, как христианам, прежде всего нужно истинное познание о Боге, что составляет священный долг и величайшее благо наше и вместе естественное требование нашего богосозданного духа, – необходимо истинное понятие о Его св. промысле, постоянно распростертом над нами, и так или иначе проявляющемся как в видимой природе, так и в судьбе каждого человека и целых народов, – нужно истинное познание правильных отношений к Богу, друг к другу и остальному миру; вам, имеющим, здравые суждения обо всем; все это дается вам в разных учебных предметах, предстоящих ваших занятиях. Вам нужно быть добрыми людьми, полезными гражданами и верными сынами Церкви; св. вера предлагает вам правила нравственные, без руководства которых немыслима спокойная и счастливая жизнь на земле, немыслимо достижение каких-либо добрых и полезных целей. Если когда, то в наше время особенно, как время умственного брожения, доходящего нередко до отрицания высших начал, время нравственного ослабления и неустойчивости, необходима для вас забота как о приобретении здравых и полезных знаний, так и об усвоении истинных основ веры и правил нравственности, чтобы избежать той жалкой доли, которой иногда по своей неопытности и необдуманности, а чаще по отсутствию нравственного сознания, подвергают себя молодые люди, переходя дорогу себе, оскорбляя общественное чувство и горько поражая родительские и родственные сердца. В научении и сообщении вам всего нужного и полезного – задача школы, – в этом наша задача, как ваших руководителей, поставленных на то, чтобы передать вам все, что полезно к научению, обличению, исправлению, наказанию, еже в правде, чтобы явиться вам готовыми на всякое доброе дело; наша обязанность давать вам необходимые знания, – ваш долг, еще на пути подготовки к самостоятельному труду, с доверием относится к этим урокам и принимать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

I. Слово, сказанное на храмовой праздник в Харьковском Училище слепых детей 1 В чем проявляется особая любовь Божия к слепым и заботы о них со стороны ближних Поздравляю вас, братья, с храмовым праздником! Благодать Господа нашего Иисуса Христа в сей радостный праздник для всех вас и особенно для призреваемых слепых да умудрит вас во спасение. В сегодняшнем евангельском чтении вы слышали о великому чуде: исцелении слепорожденного. От века не слыхано, чтобы было даровано зрение слепорожденному. Из этого и из многих других евангельских повествований видно, что особенная любовь Божия простирается на всякого рода несчастных. Мы видим исполнение слов псалмопевца: «Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженные, Господь любит праведники». Слепые лишены великого дара Божественного: они не видят красот мира сего. Но помните, слепцы, что Господь с благой, особенной целью лишил вас дара зрения. Он чрез это сохранил вас от многих грехов и соблазнов мира. Вы имеете даже преимущество перед другими, если безропотно пере­носите ваше несчастие, в получении Царства небесного. Кроме того, известно, что если слепцы лишены дара зрения, то у них изощрены другие чувства на счет зрения, например осязание, слух, память. При помощи осязания слепые могут отлично читать, мы и сегодня за богослужением слышали прекрасное чтение и пение слепцов. Осязание, слух, способности соображения и памяти особенно развиты у слепых. К этим то чувствам и способностям и относятся слова псалмопевца «Господь умудряет слепцов». В этом – особенная забота Бога по отношению к слепым. Кроме того, вы, слепые, прекрасно сознаете и любовь ближних к вам. Сколько прилагается попечений и забот, чтобы обеспечить ваше существование и сделать вашу жизнь как можно счастливее! Сегодня во всех храмах проповедуется то же самое, что я сейчас говорю вам, и производится сбор пожертвований на улучшение вашей жизни. Вследствие такого попечения о слепых – во многих местах нашего отечества устроены дома для слепцов и в них прекрасно устроены храмы с благоустроенными училищами для слепых. В них приложено все старание для обучения слепых и грамоте и рукоделиям, а так как «Господь слепцов умудряет», – дает им особые дарования, то дело их обучения, требующее большого искусства, идет с полным успехом и преподаваемое усвояется в совершенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XIX. Король и паны Появление царевича Димитрия в пределах польского королевства с быстротою молнии стало известным во всех слоях польского общества и вызвало среди него, можно сказать, переполох. Начались бесчисленные переговоры, оживлённая переписка, последовал целый ряд мер, принятых правительством. Лица, заинтересованные в предприятии самозванца, постарались создать ему самую широкую известность, лица, далёкие от него, торопились заявить свою заинтересованность, своё участие, своё желание примкнуть к нему простым ли сочувствием, или открытым предложением своих услуг. Одно общее желание звучит во всех голосах поляков, отозвавшихся на известие о самозванце, это желание взять предприятие в польские руки, отнюдь не выпускать его из Польши, а, напротив, всячески воспользоваться им в польских интересах и для того повернуть его на благовозрение короля. „Что касается, – писал канцлер Замойский к князю Адаму Вишневецкому, – находящегося у вашей милости москвитянина, который называет себя сыном московского князя Ивана Васильевича, то весьма часто подобные вещи бывают правдивы, но часто также и вымышлены. Каково ни есть настоящее дело, всё-таки хорошо было бы, если бы ваша милость потрудилась известить о нём его королевское величество. Узнав волю его королевского величества, ваша милость может послать к нему этого человека, так как его королевское величество изволит познакомиться с этим делом и сделать по поводу него своё определение». Князь Адам Вишневецкий не помедлил сообщить королю Сигизмунду свою странную новость. Король пришёл в большое недоумение по поводу полученного известия. 1-го ноября 1603 года, папский нунций при польском дворе Рангони имел аудиенцию в Вавельском замке. Сигизмунд беседовал с ним о странных слухах, ходивших в стране. В Польше появился, как говорили, загадочный человек, приехавший из Москвы. Он называл себя Димитрием, сыном царя Uoahha IV . Многие москвитяне уже признали его таковым и приехали вслед за ним. Он находился на Волыни у князя Адама Вишневецкого и мечтал о том, чтобы вернуть престол при помощи казаков и татар. Король считал это предприятие безумной отвагой и находил, что нельзя полагаться на наёмные войска, которые думают больше о добыче, нежели о своей чести. Что касалось человека, замышлявшего столь смелые планы, то королю хотелось узнать о нём поближе. С этой целью князю Вишневецкому было приказано привезти его в Краков и представить королю обо всём докладе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

XXXI. Поучение, сказанное воспитанницам Иллукстокого Примонастырского женского училища 31 . Законченное образование – великое благо в жизни человека Поздравляю вас с окончанием вами полного курса вашего образования в сем учебному заведении и с получением вами Высочайше дарованных сему училищу прав на звание учительниц, и радуюсь вместе с вами вашей радостью. И, действительно, есть чему радоваться, и есть с чем поздравить вас, потому что окончание курса в учебному заведении и получение в нём более или менее полного и законченного образования в духе православной веры и благочестия – есть великое дело и великое благо в жизни человека. Оторванный в раннем детстве от родного гнезда – от своих родителей и родственников, вы более шести лет провели в сем заведении; тяжёл был пройдённый вами путь школьной жизни, но в тоже время он и многополезен был для вас, ибо вы выходите отсюда более или менее окрепшими физически и нравственно и на всякое благое дело предуготованными: за проведённое вами время в училище вы возросли в нём умственно, физически, нравственно и религиозно. Прежде всего, в сем заведении, при помощи Божьей и содействии всеосвящающей, возращающей, укрепляющей и вразумляющей благодати Всесвятого Духа, развились душевные ваши силы и способности: развился и обогатился ум ваш добрыми и полезными познаниями в преподанных вам науках; воля ваша навыкла и окрепла в добре; сердце ваше приучено к восприятию всего доброго, честного и святого. Возрастая и укрепляясь умственно, вы в сем заведении возросли и физически, постоянно охраняемые строгим надзором и присмотром старших от всего вредного для вас. Самое же главное – вы в этом учебном заведении, в тишине святой обители сей, под покровом и заступлением Царицы Небесной, которой посвящена самая сия обитель, вдали от мирской суеты и многоразличных соблазнов, так вредно влияющих на нравственность молодых детских сердец, возросли и воспитались в нравственно – религиозном отношении. Вы здесь не только в классе слышали основательные объяснения уроков Закона Божия, но и в окружающей вас жизни постоянно видели примеры строгой нравственности и благочестия, постоянно присутствовали при Богослужении в святом храме, участвуя не только в молитве, но и в самом Богослужении своим прекрасным пением, питая, развивая и укрепляя религиозное чувство не только своё, но и других молящихся в сем храме, доставляя всем им истинное духовное наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   Я являюсь перед вами, предупредив назначенный срок и поспешив заранее предложить вам дань долга: ибо добровольное исполнение долга, предлагаемое исполнителями в виде дара, не в силах удержать ревности отсрочками и проволочками времени. И хорошо, когда отец является пред детьми ранее назначенного срока, и еще лучше, когда прежде намеченную нужду, по сознанию долга, восполнит в благодатном слове. Особенно же, видя ваше усердие к слушанию (ибо призывающему ближних своих к совершению добродетели не следует малодушною речью ослаблять силу их стремления), я еще с большею готовностью предаю себя вам и, при благодатной помощи Всесвятого Духа, щедро дарованной нам, «устнам моим не возбраню» (Псал. 39:10) к устроению вашего совершенства. Ибо радуется и земледелец, видя поле, обильно покрытое колосьями и своим веселым видом подобное прекрасному лугу. Радуются — и садовник, смотря на деревья и ветви, обремененные обильною ношею плодов, и кормчий, видя, как судно попутным ветром несется по поверхности моря и разрезывает ее. И пастух, сидя на траве, наигрывает веселую песню или же, положив пастушеский посох, прекращает свою мелодию и посвистывает на овец, когда видит, что стадо спокойно нежится и не имеет никакого недостатка в пропитании. Но по истине неизреченной радости и веселия исполнен тот, кто получил в удел управление стадом овец Христовых, когда его разумная паства усовершается в благоустройстве и украшается делами добродетели. Как же не могу возрадоваться и я, когда вижу, что вредные из удовольствий вами попираются, добродетель усердно достигается, а порок презирается, что зависть вами отвергается, благоденствие водворилось среди вас, клевета изгнана и братолюбие процветает? В этом моя похвала и радость (Флп. 2:16, 4:1), скажу вместе с божественным Павлом. Это усыпляет и печали, которые с разных сторон воздвигаются на нас злоумышляющим лукавым, избавляет от многих тревог и делает нас самих более свободными. Это имеет силу рассеевать и тучу уныния, часто возмущающую помыслы; и освещается блеском радости ваша жизнь, ваше общество, когда законы, а лучше сказать — неограниченная власть плоти изгоняются законами духа, когда ветхие свойства греха изглаживаются из души вашей, а взамен начертываются новые заповеди законоположения Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3001...

     Письмо в редакцию: Мой вопрос о душевном одиночестве. Мы вместе 10 лет. Мне тяжело жить без эмоционального контакта. В нашем браке его нет. Оба мы ответственные, стараемся всё делать. Но я уже не выдерживаю на одной ответственности, мне нужны еще и теплые отношения, меня страшно обижает, когда со мной неделями не разговаривают, когда не спрашивают, как у меня дела, как настроение, что волнует. Я всё это стараюсь делать, но это только односторонне. Мужу кажется, что достаточно того, что он старается помогать во всем, устает и на работе, и помогая в бытовых делах. Я это понимаю, логически да, согласна, но брак без душевного отношения вынести мне очень тяжело, очень давит эмоциональное одиночество. Я об этом говорила не раз, но муж меня не слышит, для него — все в порядке. Я вижу наши отношения как отношения хороших коллег по работе, мы выполняем обязанности и изредка перекидываемся фразами по вопросам семейного быта. Звучит странно, но мы иногда месяцами не разговариваем ни о чем, если не считать коротких сообщений, касающихся семейных забот. Меня это обижает. Единственный выход, который я пока вижу, — это бросить надежды на душевную близость и жить своей жизнью, искать эмоциональную близость у подруг и родственников, собственно, это и пытаюсь делать в последние несколько лет. Мужа, по-моему, это вообще полностью устраивает. И ладно, если бы я была одна, но тут вроде как семья, и поэтому постоянно чувствую диссонанс. Его устраивает просто наличие меня и двух детей в его картине мира, то, что мы там числимся и присутствуем. Мне же очень тяжело без разговоров и душевной близости. Про то, что никуда не ходили вдвоем со времени появления первого ребенка, уже молчу. Держит рядом только чувство долга. Это что, вариант нормы? Что делать? Мария Эмоциональная холодность супруга – не приговор вашей любви Дорогая Мария, начиная разговор о проблеме эмоционального одиночества в журнале, который читают тысячи людей, я должен сразу же сделать важную оговорку. Оказать Вам помощь в сложившейся ситуации могут два человека. Первый (и это я говорю Вам как верующий верующему) — священник. Второй (а это я говорю уже как выпускник психологического факультета) — психолог. Только после очного общения не только с Вами, но и с Вашим супругом, они помогут детально разобраться во всех обстоятельствах сложившейся ситуации. И разумеется, следует всегда помнить, что обращение за помощью к другим людям — это не альтернатива Божьей помощи, которую все мы постоянно испрашиваем у Господа во всех наших бедах и проблемах.

http://pravoslavie.ru/108116.html

  Human Rights Watch как политический инструмент американской либеральной элиты Олег Попов   Вацлав Гавел: " Я знаю очень хорошо, что вы сделали для нас, и, возможно, без вашей помощи наша революция не смогла бы произойти "   Введение События последних лет в России - война в Чечне и теракты в российских городах, укрепление государственных структур и борьба за влияние на средства массовой информации, " шпионские процессы " Г. Пасько и И. Сутягина и уголовные преследования " олигархов " - выявили поразительную схожесть позиций российских правозащитников и их западноевропейских и американских коллег. Наблюдается даже синхронность и координация в действиях правозащитных организаций России и западных правозащитных групп и ассоциаций. Любое заявление Международной Амнистии (AI) или американской Хьюман Райтс Вотч (Human Rights Watch (HRW) в связи с нарушениями (действительными или мнимыми) прав человека в Российской Федерации следует вслед за соответствующей " разоблачительной " публикацией московского общества " Мемориал " или Московской Хельсинкской группы. Автор настоящей статьи полагает, что сотрудничество российских и западных правозащитников обусловлено не только их профессиональной солидарностью, но и близостью идеологий, а некоторых случаях и общностью целей. В наших предыдущих публикациях мы указывали на сотрудничество известных российских правозащитных организаций - общество " Мемориал " , Московская Хельсинкская Группа (МХГ), " Правозащитная сеть " , Пермский правозащитный центр - с неправительственными и государственными организациями и благотворительными фондами западных стран - National Endowment for Democracy (США), Open Society Institute (Институт " Открытое Общество " Джорджа Сороса), Международная Федерация Хельсинкских групп (IHF) (Вена, Австрия), Ford Foundation (США), MacArthur Foundation (США). В настоящей статье речь пойдет об одной из самых крупных и, пожалуй, самой активной в " русских делах " американской правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), что в переводе с английского означает Наблюдатель за Правами Человека. Эта организация, которая входит в Международную Хельсинкскую Федерацию, поддерживает самые тесные отношения с российскими правозащитниками с момента ее образования в конце 70-х годов ХХ века.

http://moral.ru/Human_Rights.htm

Беседа 17 2Кор.8:7 .  А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием:. Мудрость Павла. – Нуждаться в помощи ближнего не постыдно. – Как следует относиться к ближним. 1. Смотри, как опять (апостол) с похвалами соединяет увещание достигать больших похвал. Не сказал: «якоже даете», но – «изобилуете... верою» ( «якоже избыточествуете верою»), т. е., дарами веры, «и словом», т. е., словом мудрости, «и разумом», т. е., познанием догматов веры, «и всяким усердием», т. е., ревностью к прочим добродетелям, «и любовью вашею к нам», т. е. «любовью, о которой я говорил уже и которой представил доказательство». «Так изобилуйте и сею добродетелью» ( «Да и в сей благодати избыточествуете»). Видишь ли, что для того он начал речь свою с таких похвал, чтобы, идя по порядку, возбудить в них такую же ревность и к милостыне? «Говорю это не в виде повеления» ( «Не по повелению глаголю») ( 2Кор.8:8 ). Смотри, как он везде к ним снисходителен, не делает обременения, насилия и принуждения. Особенно же старается, чтобы в словах его не было обременения и принуждения. Так как он непрестанно увещевал их, и очень хвалил македонян, то, чтобы подаяние милостыни (коринфяне) не почли необходимым, говорит: «Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви» ( «не по повелению глаголю, но за иных тщание, и вашея любве истинное искушая»), – «говорю не как сомневающийся – этого и не видно здесь – но как желающий сделать любовь вашу для всех видимою и открытою, и еще более крепкою; говорю это для того, чтобы возбудить вас к такой же ревности; я упомянул об усердии (македонян), чтобы просветлить, очистить и пробудить ваше расположение». Далее переходит он к другому высшему роду убеждения, не оставляет ни одного способа к увещанию, но всем пользуется и употребляет разные обороты слова. Так увещевал их, то хваля других: «Вы знаете благодать Божию, данную в церквах Македонских»; то, хваля их самих: «вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием», – ведь очень чувствительно для человека видеть, что он стал ниже не только других, но и себя самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа L «И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней» ( Быт.25:21–22 ). Хотите ли вы, чтобы мы предложили вашей любви остатки вчерашней нашей беседы? Мы не могли (вчера) докончить всего сказания об Исааке, а остановились на том, что Исаак собственной, неослабной молитвой возбудил утробу Ревекки к чадорождению, и, так сказать, отверз поврежденное естество. Все это вчера мы достаточно разъяснили вам, показав число лет, которое тот блаженный муж провел в молении и прошении о том Бога. Затем, перешедши к слову о неплодных и объяснив вам причину, по которой супруги тех праведников были неплодны, этим мы окончили вчера наше слово. А сегодня надобно изучить и благочестивую душу Ревекки, чтобы не только от добродетели праведного Исаака получить нам пользу, но чтобы и повествованием о Ревекке могли мы возбудить слушающих к соревнованию ей. После того, как услышал Бог молитву праведника, и Ревекка зачала во чреве, – «играста, – говорит Писание, – младенца в ней», и оттого она терпела тяжкие боли. Она говорила: «Аще тако ми хощет быти, почто ми сие?» Не один (младенец) имел родиться, а двух вместе носила она во чреве, и оттого стеснение во чреве причиняло ей много скорби. Но заметь при этом случае благочестие этой жены. Она не прибегла к какой-нибудь человеческой помощи, как делают многие из нынешних жен, живущих беспечно; не обратилась и к тем, которые стали бы судить о подобных событиях своим умом, по каким-нибудь догадкам и наблюдениям; не вверилась обольщению обманщиков и таких, которые обещают то, что выше человеческой природы; нет, она «иде вопрошати Господа». Заметь и благоразумие ее. Она знала, что сам Владыка природы разверз ее утробу и неплодное чрево внезапно сделал столь плодоносным; видела также, по величине чрева, что готовится ей нечто великое, – и потому «иде вопрошати Господа». Что значит: «иде вопрошати Господа?» Значит, что она прибегла к истинному знанию – к священнику, служителю Божию, желая тайно приобрести через него сведение и, рассказав все о себе, узнала все в точности, потому что человеколюбивый Бог устами священника все ясно открыл и через то сделал ее еще ревностнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа XVII «И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни» ( Быт.3:8 ). 1. Довольно, кажется, изъяснялись мы недавно, по мере сил своих, о дереве, показав вашей любви причину, по которой Божественное Писание назвало его деревом познания добра и зла. Поэтому сегодня хочу обратиться к последующему, чтобы вы познали несказанное человеколюбие Божие и то, какое Он показал снисхождение вследствие попечения о нашем роде. Подлинно, Он сделал и направил все так, чтобы созданное Им разумное животное пользовалось всей честью и ни в чем не уступало по жизни Ангелам, но и в теле приобрело бы их бесстрастие. А когда увидел, что оба они (прародители), по безличности, нарушили Его заповедь, несмотря на то, что Он предварил и обезопасил их угрозой, то и после этого не прекратил Своего человеколюбия, но (остался) верен Своей благости. Как чадолюбивый отец, видя, что сын его, по беспечности, ведет себя недостойно своего благородства и с высоты чести ниспал в крайнее унижение, по чувству горячей родительской любви, не оставляет его и в этом положении, но снова исполняет свой (долг), стараясь мало-помалу освободить его из этого унижения и возвести в прежнюю честь, точно так и всеблагий Бог, сжалившись над человеком, по причине злого умысла, которому он подвергся, соблазненный женой и принявши через змея совет дьявола, тотчас приходит к нему, как врач к больному и страждущему, который лежит и нуждается в многоразличном лечении и помощи врача. Но чтобы вам познать несказанное снисхождение Божие и из самых слов (Писания), надобно выслушать то, что было прочитано. «И услышаста, – сказано, – глас 105 Господа Бога, ходяща в раи по полудни, и скрыстася Адам же и жена его от лица Господа посреде древа райского» ( Быт.3:8 ). Не пройдем, возлюбленные, без взимания сказанного Божественным Писанием и не будем останавливаться на словах, но подумаем, что столь простые слова употребляются ради нашей немощи, и все совершается благоприлично для нашего спасения. Ведь, скажи мне, если захотим принимать слова в буквальном значении, а не будем понимать сообщаемого богоприлично, то не покажется ли многое странным? Вот посмотрим на самое начало нынешнего чтения. «И услышаста, – сказано, – глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни», и убоялись. Что говоришь? Бог ходит? Неужели и ноги припишем Ему? И не будем под этим разуметь ничего высшего? Нет, не ходит Бог, – да не будет! Как, в самом деле, ужели Тот, Кто везде есть и все заполняет, Чей престол небо, а земля подножие ног, ходит по Раю? Какой разумный человек скажет это? Что же значит: «услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни?» Он восхотел возбудить в них такое чувство (близости Божией), чтобы повергнуть их в беспокойство, что и было на самом деле: они почувствовали это, попытались скрыться от приближавшегося (к ним) Бога. Привзошел грех и преступление, и напал на них стыд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010