Поучение на Вход Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во Иерусалим. Св. Димитрия, митрополита Ростовского Не бойся, дщи Сионя: се Царь Твой грядет, седя на жребяти осли ( Ин. 12:15 ). Возлюбленные братие мои, православные слушатели! Две дщери – в сем веке: одна – дщерь Сионская, о которой воспоминает святой Иоанн Богослов, говоря: не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет. Вторая есть дщерь Вавилонская, о коей воспоминает царствующий пророк Давид, говоря: дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень ( Пс. 136:8–9 ). Еще сказано: се Царь твой грядет. Царь есть Христос Бог, Избавитель наш; так нарек Его святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе, говоря: Царь царем и Господь Господем (Апокал. 17:14). Православные слушатели! я обещаю ныне любви вашей в слове показать, каковы – оные дщери Сионская и Вавилонская; потом изъясню, почему повелено не бояться дшери Сионовой, когда к ней придет Христос Бог, Царь славы, Коего – Христа Спасителя моего прошу о помощи, а вашу любовь – о слушании. Прежде всего, дщерию Сионскою называется синагога иудейская: ибо иудеи жили на горе Сионской, которую взял царь Давид, и устроил там крепость, то есть царствующий град крепкий. Так, в книгах Царств написано: и взя Давид крепость Сионю: а в другом месте сказано: и созда около его град (2 Царств. 5:7, 9). И когда Христос Спаситель наш пришел к столице иудейской, ко граду Иерусалиму, в тот час и было сказано к синагоге иудейской: не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет. – Во-вторых, дщерию Сионовою именуется Святая Церковь кафолической веры: ибо христиане, веровавшие в истинного Христа Бога нашего, будут жительствовать на небе. Так говорит Псалмопевец до Христа Сына Божия: жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов твоих ( Пс. 109:2 ). И когда Христос Спаситель наш восходит во Святую Церковь христианскую, в тот час также говорится к ней: не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет. – В-третьих, дщерию Сионовою именуется и всякая душа верная, православной христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Предисловие Честнейшему и поистине добродетельному духовному отцу авве Георгию, пресвитеру и игумену, богонравно безмолвствующему в местности около Скифополя, называемой Веелла, Кирилл о Господе радоватися. Вера пусть предшествует повествованию об именитом Евфимие, вера основание чаемого, которой мы оправдались, в которой стоим и которой хвалимся в надежде славы Божией; без веры невозможно угодить Богу, ибо, как говорит Писание, «веровати подобает приходящему к Богу, яко есть и взыскающим Его мздовоздатель бывает» ( Евр.11:6 ). Пытающийся говорить или слушать без веры трудится всуе, не будучи в силах доставить себе какую-либо помощь, но тот, кто приобрел веру, все могущую, в силах сделать, что хочет, в особенности если он сохраняет ее твердою, не подпадая неверию; но сохраняя силы и будучи всегда укрепляем верою, не колеблется и не сомневается, ибо: «сумняйся уподобится волнению морскому, ветри возметаему» ( Иак.1:6 ) и прочее. Я же началом, и корнем, и основанием повествования о преподобном Евфимии полагаю твердую веру, которую должны приобрести читатели, и верить во все, и, при посредстве веры, побуждать свои помыслы к одобрению. И сам ты, честнейший отче, поддерживаемый силою Святого Духа, укрепи себя твердою верою, и я, подкрепляемый ею, составил этот труд, подражая трудолюбивой пчеле, собирающей со многих цветов необходимое для производства меда: употребив старание и молитву, я собрал от правдивых святых и старейших отцов этой пустыни истекшее временем, ходя туда и сюда, соединяя, собирая, и беря как бы из некоей пропасти долгого времени и забвения, твердо веруя, что получу от мздовоздателя Бога награду за обновление памяти о том, что достойно памяти, и за представление читающим образца в этом трудолюбивом старании. Если же я не достигну чего либо достойного хвалимого честного отца, однако я счел благословным, движимый осторожностью, скорее не достигнуть сего, нежели опустить все по неопытности и ослушаться вашей кротости. Вместе с тем я имел в виду и оное страшное осуждение лукавого и ленивого раба, закопавшего талант в землю ( Мф.25 ), и решился, употребив неискусную и неопытную во внешнем образовали речь, начать предлежащее сочинение при помощи и руководстве Божием в изложении, ради молитв преподобного Евфимия, давшего содержание повествованию. ЖИТИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Симферопольская епархия готовится к проведению акции " Я – выбираю жизнь " Симферополь, 10 ноября 2005 г . 3 ноября Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, по приглашению министерства труда и социальной политики АР Крым принял участие в праздновании Дня работников социальной сферы. Торжества проходили в Русском академическом драматическом театре им. Горького (Симферополь). В рамках торжественных мероприятий были проведены награждение работников социальной сферы из разных регионов автономии и торжественный концерт, подготовленный труппой театра специально к Дню работников социальной сферы. С приветственными словами к собравшимся выступили: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, министр труда и социальной политики АР Крым – Виктор Иванович Чуриков, заместитель председателя совета министров АР Крым – Елена Асмолова, и другие официальные лица, сообщает пресс-служба Симферопольской епархии УПЦ. В своем приветственном слове к собравшимся Владыка Лазарь сказал: " Вы – работники социальной сферы как ни кто иной, по роду вашей деятельности, вашего служения, ежедневно имеете дело с проблемами сотен людей, от положительного решения которых, порой, зависит не только их семейное благополучие, но, зачастую, и сама их жизнь. Поэтому вас Господь призывает быть особо милостивыми и особо милосердными, снисходительными к немощам других, быть терпеливыми, и обещает за это награду на небесах, говоря: " Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф. 25:40). Конечно, когда каждый день видишь страдание и боль другого, то сердце может сделаться бесчувственным, покрывшись защитной коркой равнодушия, но Церковь в своих спасительных Таинствах может помочь избежать этого и духовно подкрепить человека. Поэтому сегодня я хочу молитвенно пожелать всем вам помощи Господней и благословения Божия на все ваши благие дела и начинания, чтобы в этом благословенном поприще социального служения и министерство труда и социальной политики АР Крым и Симферопольская и Крымская епархия УПЦ, которая уже работает над осуществлением нескольких крупных проектов в этой сфере, помогали друг другу, взаимно обогащали друг друга уже имеющимся опытом и приносили нашему обществу добрые и многие плоды.

http://pravoslavie.ru/15089.html

Скачать epub pdf Наша редакция давно следит за публикациями сербского интернет-сайта «Борьба за веру» ( http://borbazaveru.info ), тематика которых во многом перекликается с материалами нашего издания. И вот, наконец мы попросили авторов этого замечательного проекта дать нам интервью. На нашу просьбу сербы ответили: «Дорогие братия во Христе из редакции газеты и сайта „Православный Крест“, Бог в помощь! Во-первых, мы хотим сказать, что весьма обрадованы вашим письмом и нам делает честь то, что вы читаете наш скромный сайт. Мы испытываем глубокое уважение к вашей работе и несколько раз переводили и публиковали у себя тексты с вашего сайта. Вы правильно заключили, что наша борьба за веру – борьба внутри Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, потому что нет спасения тем, кто покидает Церковь – новый Ноев Ковчег, Кормчий которого – Христос Господь и на котором единственно можно достигнуть Вечного Пристанища – Царствия Божиего. Ваше предложение мы с радостью принимаем. Это наша первая и, возможно, единственная возможность подробно и правдиво поведать вашим уважаемым читателям, а также всей русской православной общественности, через вашу газету и сайт, о том, что происходит в нашей Церкви». – Расскажите, пожалуйста, о вашем интернет-сайте. Почему проект носит название «Борьба за веру»? С какой целью он создан? – Наш сайт мы назвали «Борьба за веру» по одноименному произведению святителя Николая (Велимировича). Этот небольшой труд Владыки мы разместили в рубрике «Вступительное слово», желая таким образом указать посетителям цель основания и работы нашего ресурса. Святитель Николай в своей «Борьбе за веру» предупреждает об опасностях «злых ветров», бьющих по сербскому народу. Из всех «злых ветров» три наихудших – это безверие, кривоверие и маловерие. Во время Второго сербского восстания против турок в 1815 году сербские повстанцы писали русскому Царю, прося его о помощи: «Эта страна является оплотом Христианства», а святитель Николай добавляет, что эта страна, Сербия, «более тысячи лет была оплотом Христианства... Более тысячи лет на ней Крест Христов то воздвизался, то низвергался. Но и когда он был низвержен кривоверами, Крест Христов скрывался в народном сердце, и там он сиял и блистал. В лютые времена рабства сербы скрывали его там, где вор не крадет и разбойник не отнимает, скрывали его часто, но никогда не предавали».

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Слово при посещении паствы, сказанное в Устюжском Иоанно-Предтеченском женском монастыре Среди пастырского странствования моего, проповедуя в разных местах слово Божие, я всегда старался о том, чтобы, по крайней мере, возродить в слушателях моих печаль по Бозе и сетование о грехах своих, пробудить в них мысль и тоску по Небесному Отечеству. Ибо между опасностями жизни мирской самая главная та, что человек, преданный земным заботам, сам неприметно «земленеет» и делается нечувствительным к своему спасению; забывает совершенно, для чего он создан и к чему предназначен; живет, как бы ему никогда не надлежало умирать и явиться пред Страшным Судом Божиим. Имея в виду эту опасность, я всегда в моих беседах непосредственно обращался к душе и совести моих слушателей; тотчас вступал в брань с миром и его соблазнами и, срывая с сего врага личину его мнимых прелестей, показывал все земное и временное во всем его ничтожестве. Здесь, думаю, нет нужды говорить мне таким языком, обращаться к этим средствам убеждения. Ибо кого я вижу пред собою? Вижу многочисленный сонм жен, которые, несмотря на слабость своего пола, давно дерзнули сами вступить в брань с миром и доказали победу над ним уже самым удалением от него навеки; которые, по заповеди евангельской, оставили все, чтобы восприять «благую часть» Мариину и начать искать единого «на потребу» ( Лк. 10:42 ). Таких слушателей к чему побуждать? От чего отвращать? В чем наставлять? – Вступив в такой священный круг, не паче ли должно сорадоваться, благодарить Господа и славить? И мы, предстоя у престола сего, не оставили принести должную жертву хвалы и благодарения за вас, и вас самих приглашаем как можно чаще делать то же самое. Ибо без Его всесильной помощи вы не только не разорвали бы уз мира, на вас лежавших, но, может быть, и не подумали бы разрывать их когда-либо. В самом деле, мало ли в мире людей, которые, вполне чувствуя тяжесть своего мирского положения, желали бы выйти и убежать из области духовного рабства, но не могут сделать этого. Сто раз может быть собирались, подобно древним израильтянам, в путь, и доселе сидят в плену «на реках Вавилонских»; тоскуют и плачут о родном Иерусалиме, но остаются в Вавилоне ( Пс. 136 ). То же было бы и с вами – без особенной благодати Божией к вам. Памятуйте же, возлюбленные, благодеяния Божии и пользуйтесь для своего спасения преимуществами вашего звания и вашей свободы духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

составитель Терещенко Т. Н. НЕМОЩЬ Вы мудрствуете от непознания своих немощей, вы, матушка, попомните то, что от находящих скорбей должны просить от Господа терпения… Премилосердый Господь, видя нашу немощь с тобой, преподал отдохновение, но не думай, чтоб не последовала перемена, но ожидай по тишине… бури и волнения (прп. Лев, 20). Мирские люди смотрят на монахов как на зверей, обрекают на хлеб и воду, а не помышляют о немощах наших. Были во времена оные великие подвижники, но не все, а ныне умножились немощи наши. МолисьБогуоних(прп.Макарий,20). Через познание своих немощей да поможет вам Господь стяжать многовожделенное вами смирение (прп. Макарий, 20). Видя свои немощи, можно снисходительно судить и о немощах других (прп. Макарий, 20). Ты напрасно малодушествуешь за нехождение твое в церковь по немощи твоего тела. При этой немощи старайся об исцелении душевной немощи, которая видна в тебе, через малодушие и смущение, за то, что не была в церкви по немощи (прп. Макарий, 20). Ты пишешь о немощах некоторых братий и спрашиваешь меня, что тебе делать? Что мы сами собой сделаем, если Господь не поможет? Хорошо, что познают свою немощь и ищут врачевания. Конечно, нелегко исцелиться, но при помощи Божией и нашем произволении все возможно. Твое дело: сострадать больному, давать совет удаляться, а паче всего смиряться; может быть, не попущена ли за возношения сия страсть. Остерегайся буйной ревности, по слову святого Исаака, и смотри свои немощи, от которых ныне покровен благодатью Божией; за строгий суд может и самому попуститься. Мы ходим посреди сетей, которых только смиренная мудрость избегает (прп. Макарий, 20). Мне пишете больше всего о себе, в каких вы немощах и злострадании бываете по духу, чтобы и я со своей стороны мог оказывать вам свое участие, единственно ради пользы вашей душевной, а не ради тщетного ласкательства. Нам с вами, немощным, о крепких подвигах и высокотворных добродетелях, видно, нечего разговаривать, разве только что о немощах и о злострадальной жизни (прп. Моисей, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПОСТУПЛЕНИЕ В МОНАСТЫРЬ А что вам теперь представляется тяжестно и молвно продолжать в мире жительство, и сего ради скучаете, и что, кажется бы, на крылышках полетели бы в желаемое вами тихое пристанище, но, о прелюбезнейшие, да будет вам известно, что теперешняя ваша эта жизнь, она вам послужит в предбудущее время в пользу, ежели вас Господь по Своему милосердию удостоит в монастырях жительствовать, то по времени будут от общего врага и мысленные брани, будет наводить и воспоминать прежнюю жизнь… и в приятность представлять, а монастырскую представлять неудобной… И вы теперь хорошенько поразмыслите… и вкусите до сытости горести ее, тогда сможете отражать мысли вражеские (прп. Лев, 20). Дочери вашей Ольге не возбраняйте исполнить звание Божие, дабы не погрешить пред нею долгим удержанием, можете охладить ее желание; и ежели она останется в мире, то всю жизнь не найдет мира и счастья. Она уже не может быть служительница мира, а часть Божия есть, и вам нельзя ожидать от нее по хозяйственным вашим домашним делам помощи, да хотя бы и [останется] она, то все не доможилка, а, вышедши замуж, должна отойти от вас. Вы не скорбите о ее звании, но паче благодарите Бога, что удостоил вас сего счастья и принял на служение Себе от плода чрева вашего (прп. Лев, 20). Как видно из письма вашего, что предлежит вам быть в доме родителей. Бог да благословит тебя! Конечно, [каждого,] а следовательно, и тебя, жителя мира, будут развлекать от благочестивого пути единственного самоотвержения, на которое взывает тебя Отец Небесный, и не только развлекать, но они преследовать тебя будут, а может быть, и угнетать. Так [что это] требует терпения, долготерпения и великодушия. Итак, старайся доказать твое усердие к Богу не состязанием, но смирением, молчанием, кротостью и благоговением. Сердце твое посвящай Богу, чувства храни, внимай и надейся, будь непоколебима произволением, и Всемогущий Бог о тебе устроит лучшее… Ты еще не монахиня и не совершенно вступившая в образ монастырской жизни, хотя, впрочем, уже имя твое записано в число сих – Богом мира и Отцом щедрот. Повторяю тебе, что должно, кажется, тебе претерпеть искушения от родственников, но будь готова, и Бог тебя не оставит. Убеждай их более благосклонностью отпустить тебя в монастырь…

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СОВЕТ Просите моего благословения: говорить ли брату, когда надобно, или умалчивать. Вы, конечно, не в силах его исправить, ибо он имеет самовластие и знает, что худо и что хорошо. Но не оставляйте делать ему дружеские советы об оставлении христианину неприличных деланий, молитесь за него Господу и Пречистой Богородице, призывайте в помощь угодников Божиих: то, что кажется от человека невозможным, но от Бога вся возможна суть (ср.: Мк. 10, 27 ) (прп. Лев, 20). Если вы желаете иметь совесть мирную и дела по Бозе, то во всяком затруднительном деле, во всяком недоумении просите помощи от Господа или от человек, по Бозе жительствующих, ибо писано есть: спасение ваше во мнозем совете (см. Притч. 11, 14 ); и опять: всякая вещь силу свою от совета имеет. Так поступая и так жительствуя, обрящете милость пред Богом и будете Ему приятны, и благословение Его будет в дому вашем (прп. Лев, 20). О Анне.. вашей я уверен, что ежели только она будет [внимать] совету единой своей старицы, то тогда Господь ей дарует и откроет и паче, паче более не только себя самую, но и многих вещей познавать и разумевать (прп. Лев, 20). Что вы объясняете свою немощь, которой нередко побеждаетесь, высокоумием в рассуждении советов, приходящим к вам о чем-либо посоветоваться, удивительно для меня, о чем бы здесь высокоумствовать, когда что вы скажете вопрошающему вас, ибо если вы что и скажете ему, не от себя то, но наставляемы благодатью Христа Спасителя, и по вере требующего, разве сему удивляться мы с тобой станем, что к нам ходят, то и пословица на нас с тобой и сбудется: «Когда овец не стало, то и на козлов мода стала» (прп. Лев, 20). Ты пишешь, что некоторые из братии обращаются к тебе по временам за добрым словом и советом? И как тебе поступать в этом? Полезное сказать, что знаешь, – не отказывайся, но берегись командовать ими и, сказав, что знаешь, – подвизайся против духа тщеславия. Говорить же надо со смирением, памятуя о своих немощах и неисправлениях, а не со властью и любоучительно (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Тринадцатый день. Поучение 3-е. Никола Святоша. (Смирись, гордый человек!) I. В день преподобного Николы Святоши, некогда славного и богатого русского князя, а по принятии монашества в Киево-Печерской обители в 1106 году смиренного инока, служившего то привратником, то простым работником, с горячею любовию и великою радостию исполнявшего все самые черные работы в монастыре, весьма прилично будет предложить вашей любви, братия мои, следующее поучение святителя Димитрия ростовского о смирении. II. " Нигде не найдешь ты покоя, человек, как только в смирении, и не испытаешь такого смущения, как в гордости. Если хочешь иметь покой и тишину, но будь смирен; а если не так, то в молве и смущении, в скорби и печали изнуришь жизнь свою и всегда будешь подвергаться падению. Пред всеми смиряйся, и будешь возвышен Господом. Мало пользы от этого, что станешь сам превозноситься, а не Бог возвысит тебя. Твое превозношение есть отпадение от Бога, а возвышение от Бога совершается Его благодатию. Если ты станешь сам возноситься, Бог унизит тебя; а будешь смиряться – Бог возвысит тебя. Но и при таком возвышении будь однако же смирен, и Господь возвысит тебя на всю вечность. «Смиритесь пред Господом и вознесет вас», говорит апостол» ( Иак. 4, 10 ). « Помни образ смирения: плоть твою ты получил из земли, и в землю отойдешь опять . Сам себя ты не призвал к жизни, и не знаешь, куда переселишься от этой временной жизни. Будь же смирен, чтобы с пророком всегда говорить: «Господи, не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое» ( Пс. 130, 1 ). И еще: «я червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе». » Как тебе не смиряться, когда ничего не имеешь от себя самого? Как тебе превозноситься, когда без Божией помощи ничего не можешь сам собою сделать добраго? Так смиряйся, как смиренным Бог сотворил тебя. Бог сотворил тебя смиренным, а ты превозносишъся! Бог попустиль, чтобы без Него не мог ты ничего сделать добраго, а ты себе все приписываешь и превозносишься собою! «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» говорит апостол ( 1Кор. 4, 7 ). – Смиренно думай, смиренно мудрствуй, смиренно делай все, чтобы не спотыкаться на всяком пути. Помни, откуда взялись у тебя тело и душа, Кто сотворил их и куда пойдут опять, и про себя сознавай, что ты весь – прах... Вникни в себя и познай, что все в тебе суетно. Кроме Господней благодати ты – ничего, словно трость пустая, древо бесплодное, трава сухая, годная только на сожжение, сосуд греховный, пространное вместилище для всех скверных и беззаконных страстей. Ничего не имеешь сам по себе добраго, ничего богоугоднаго, только грех и преступление. Не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» ( Мф. 5, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тяжкие болезни требуют более сильной помощи, как знаете вы, блаженнейший. Поэтому Христос, истинный Бог наш, поистине творческая и промыслительная сила существующего, указал мудрого врача в вашей богопочтенной святости, сильными средствами православия уничтожающей яд еретической заразы и доставляющей членам Церкви совершенное здравие. И мы предоставляем делать, что нужно, тебе, как предстоятелю первого престола вселенской Церкви, стоящего на твердом камне веры, с радостью ухватившись за послание вашего отеческого блаженства к благочестивейшему императору, излагающее истинное исповедание, – в котором мы признаем богословие, изреченное как бы от верховной власти апостолов, – посредством которого мы остановили распространение исполненного многих заблуждений мнения недавно появившейся ереси, после того как нам дал пример в догматах Константин, божественно царствующий и милостиво управляющий скиптрами, вместе с которым мы ниспровергли нечестивое заблуждение, сделавши облаву против нечестивых догматов еретиков. Именно, ниспровергнув до основания твердыни гнусной ереси, наступивши на них с духовным и отеческим оружием, отняв у их языков средства взаимно переговариваться, мы низринули построенную ими башню нечестивейшей ереси, а самих их, как согрешивших против веры, выведши за ограду стана Божия, выражаясь словами Давида, умертвили анафемами, согласно приговору против них, прежде нас произнесенному в вашем священном послании, – разумеем Феодора из Фарана, Сергия, Гонория, Кира, Павла, Пирра, и Петра. Кроме сих и после сих справедливо предали анафеме, положенной еретикам, тех, которые в жизни усвоили нечестие сих, сказать яснее, нечестие богоненавистных Аполлинария, Севера и Фемистия, – именно Макария, бывшего епископом великого города Антиохии, с которого по достоинству сняли и пастырскую одежду за его нераскаянное и упорное противление православной вере, Стефана, ученика сего последнего в безумии и учителя в нечестии, и Полихрония, застаревшего в еретических догматах соответственно своему имени, и вообще всех, кто нераскаянно учит или содержит или содержал в уме подобные сим догматы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010