Богослужебные песнопения исполнил хор храма Преображения Господня в Коммунарке под управлением регента Христины Сурковой. Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире на телеканалах  «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Часть верующих молилась за Патриаршим богослужением, наблюдая за трансляцией на большом экране, установленном на площади перед храмом.  На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма Преображения Господня в Коммунарке г. Москвы иерей Иоанн Цьока, настоятель храма, был удостоен права ношения палицы. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Виталия Ляховского, клирика храма апостолов Петра и Павла в Новой Басманной Слободе г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес иерей Константин Федулов, клирик храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках г. Москвы. По окончании Литургии настоятель храма протоиерей Иоанн Цьока приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону Преображения Господня. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого). «Пусть пример святителя Луки вдохновляет всех вас, мои дорогие, совершать дела милосердия по завету Божиему», — сказал Святейший Патриарх, вручая икону. Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи в строительстве храма Преображения Господня в Коммунарке г. Москвы были удостоены: Всем участникам богослежния были вручены иконки Преображения Господня с Патриаршим благословением. Новый храм в честь Преображения Господня, расположенный в самом центре поселка Коммунарка, был построен в 2010-2019 гг. в рамках Программы строительства православных храмов в российской столице. Вместимость храма — 600 человек. В архитектуре храма воплощен синтез мотивов древнерусской Владимирско-Суздальской архитектуры и стилистики шатровых храмов более поздней Петровской эпохи.

http://patriarchia.ru/db/text/6016167.ht...

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Красивая барочная церковь Преображения Господня второй половины XVIII века находится неподалеку от железнодорожной станции Коренево в городском округе Люберцы. Храм был сооружен на средства помещика Александра Владимировича Нарбекова, и, по преданию, церковь строили мастера неоконченного дворца императора Петра III в Люберцах. С середины XIX столетия Коренево перешло во владение семьи Долгоруковых и Оболенских – потомков фаворита царя Петра II Алексея Григорьевича Долгорукова. Последний владелец Коренево князь Василий Васильевич Оболенский погребен у алтаря Преображенской церкви. Местность, где стоит храм Преображения Господня, в разные времена называлась Кореневым, Креневым, Крыневым или Спасским. Последний вариант указывал на деревянный храм Преображения Господня, который был построен здесь еще в 1691 году. На пометке выписки 1703 года казначея монаха Тихона Макарьевского упоминалась «новопостроенная» церковь Преображения Господня, возведенная окольничим Василием Савичем Нарбековым «в своей вотчине сельце Креневе». В.С. Нарбеков владел Кореневым, по меньшей мере, с 1687 года, а после его смерти в 1705 году владелицей имения «у речки Малушки» стала его вдова Аграфена Павловна. В 1715-1722 годах Коренево перешло брату, Степану Саввичу Нарбекову. Нарбековы были родственниками царской фамилии – к их роду принадлежала первая супруга царя Алексея Михайловича Тишайшего Мария Милославская. Нынешний каменный храм Преображения Господня возвел в Коренево один из представителей той же старинной дворянской фамилии Александр Владимирович Нарбеков. Строительство велось в первой половине 1760-х годов, а освятили новую Преображенскую церковь в 1777 году. Как раз в это время в 1762 году был свергнут с престола, а затем и убит заговорщиками император Петр III, сооружавший неподалеку в Люберцах загородный дворец. Восшедшая на престол Екатерина II не стала продолжать строительство дворца в подмосковных Люберцах, которое начал ее супруг, и множество нанятых мастеров и поставщиков материалов остались без работы. Этим обстоятельством немедленно воспользовались владельцы имений, располагавшихся недалеко от Люберец.

http://sobory.ru/article/?object=01146

По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002. http://hram-tver.narod.ru/ Церковь Спаса Преображения расположена на берегу озера Мстино на прилегающей территории поселка Солнечный Вышневолоцкого района Тверской области. Просторный кирпичный храм на гранитном цоколе в стиле эклектики и в русском стиле возведен в 1977-1887 годах. Объемная композиция представляет собой четверик с тремя полуциркульными апсидами, с запада к нему примыкает прямоугольная низкая трапезная и ярусная колокольня. Декор всех фасадов одинаковый, отличается только храм со своим шипцовым фронтоном и массивным завершением. Широкие лопатки расчленяют стены, а арочные оконные проемы украшают килевидные полуналичники. В храме Спаса Преображения размещались приделы: холодные - Преображения Господня, Преподобного Варлаама Хутынского, великомученика Федора Стратилата, а теплые - великомученика Пантелеймона и мученицы Ирины. Храм был закрыт во времена советской власти. Верующим возвращен в конце XX столетия. В настоящее время церковь Спаса Преображения действует, в ней ведутся регулярные Богослужения и восстановительные работы. Церковь Преображения расположена в северной части села на высоком, крутом берегу озера Мстино и обращена к нему восточным фасадом. Западный фасад выходит на красную линию улицы. Здесь издавна существовала деревянная церковь. В XVII веке в селе Леонтьево появляется первый деревянный храм. Церковь эта неоднократно перестраивалась. Последний раз в 1777 году, когда церковное строение было признано ветхим и подлежало ремонту, то на постройку нового храма, видимо тогда не хватило денег - спустя несколько десятилетий, в 1821 году вопрос о ветхости церкви был снова поднят. Но и в этот раз всё завершилось очередным ремонтом - в 1834 году была перекрыта колокольня храма, аналогично, как и в в конце XVIII столетия (1782). В 1839 году был отлит новый колокол для колокольни, в 1844 году перекрашен купол храма, в 1845-1847 гг устроено новое кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=10569

Первая церковь в Ижме была возведена еще в семнадцатом веке. Но она сгорела во время пожара 1700 года. В 1728 году была возведена новая деревянная церковь Преображения Господня с приделом святого Ильи. Она тоже сгорела во время пожара. Удалось спасти только храмовую икону Преображения. Четыре раза сгорали ижемские храмы. Тем не менее, в 1773 году ижемцы снова возвели деревянную Преображенскую церковь. Возведение каменного храма началось в 1803 году (по другим данным в 1806 г.) и закончилось в 1828 году. Проект храма был заказан губернскому архитектору и утвержден духовной консисторией. Храм двухэтажный. Главный престол в зимнем (теплом) нижнем храме освящен во имя Преображения Господня. Престол в летнем верхнем храме освящен во имя пророка Илии. В тридцатых годах девятнадцатого века рядом с храмом возвели пятидесятиметровую каменную трехъярусную колокольню. На ней было восемь колоколов. Самый большой из них весил более двухсот пудов. В 1930-х годах колокольню разобрали. Рядом с храмом в 1862 году была построена деревянная пятиглавая Успенская церковь. В 1994 году бесхозная церковь сгорела во время пожара. Источник: http://komiinform.ru/news/132445/ В приходе было одно селение - село Ижма. По преданию, приход был образован около 1560 г. В 1700 г. в Ижме во время сильного пожара сгорели большая часть домов и церковь со всем имуществом и архивом. В 1728 г. Преосвященным Варнавой было дано разрешение построить деревянную церковь во имя Преображения Господня с приделом Пророка Илии, вместо сгоревшей. Новая церковь была освящена в 1774 г. Церковь сгорела, при этом уцелела храмовая икона Преображения Господня. В 1773 г. ижемцы построили новую церковь с одноименными престолами. Ввиду непрочности этой деревянной церкви прихожане исходатайствовали разрешение на постройку каменной двухэтажной церкви. Оно было получено от Преосвященного Евлампия в 1803 (1801?) г. Церковь строилась до 1828 г. Престолы: главный в нижнем храме - во имя Преображения Господня, освящен 29 ноября 1821 г.; в верхнем храме - во имя св. Пророка Илии, освящен 22 ноября 1828 г. В трапезе нижнего этажа на южной стороне в 1884 г. усердием церковного старосты Алексея Егоровича Филиппова был устроен придел во имя вмч. Пантелеимона, освящен 2 июня 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=22334

Девянный Преображенский храм был продан в с. Коростовку и на его месте около 1694 года построили двухэтажный каменный храм, в верхнем ярусе которого был Престол в честь Преображения Господня, а в нижнем - во имя святого мученика Иоанна Воина. Под Алтарем последнего позднее была основана усыпальница князей Барятинских. В это же время над Святыми вратами построили каменную колокольню. В 1694 году князь Даниил Афанасьевич Барятинский начал строительство храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которое окончил его брат князь Алексей Афанасьевич Барятинский. Этот храм был освящен в 1697 году. В 1710 году был построен деревянный храм во имя святого мученика Иоанна Воина, который в 1730 году заменили на каменный. В 1766 году монастырь был упразднен. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с 1768 года стал приходским, остальные храмы и здания обители передали Тверскому карабинерскому полку. С 1779 года в келлиях монастыря размещалось Духовное училище, в 1798 году переведенное в г. Севск. Монастырские здания простояли до пожара 1845 года. Брянским Кафедральным Собором издревле был Спасо-Преображенский на Владычних гробех храм. Вероятно, после упразднения Брянской кафедры (около 1500 г.), Брянским Собором был наименован Покровский храм. Согласно указу Святейшего Правительствующего Синода Епископу Орловскому и Севскому Аполлосу от 12 ноября 1798 года Брянским Собором был наименован приходской Преображенский храм Поликарпова монастыря с оставлением прежнего названия «Покровский Собор». В 1862 году храм в честь Преображения Господня был разобран и вместо него на средства городского головы купца Николая Алексеевича Вязьмитина в том же году началось строительство соборного храма. В 1875 году храм был вчерне окончен, но 16 июля этого года произошел страшный пожар, во время которого сгорел и обвалился купол вновь построенного храма. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы так пострадал от пожара, что его в 1881 году вследствие опасной трещины разобрали. На месте этого храма был поставлен каменный столп с надписью о времени его построения и освящения. От построек времени существования монастыря сохранилась лишь каменная шатровая колокольня, облик которой был изменен при реставрации после пожара.

http://sobory.ru/article/?object=41247

В 1882 году церковный участок обнесли металлической оградой на каменных столбах. Ограда окружала только само церковное здание. За её пределами с востока и севера открылось новое кладбище. 6 августа 1886 года в день Преображения Господня храм был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием. Храм Спаса Преображения строился в период возрождения русских национальных традиций в церковном зодчестве. Он отличался продуманностью пропорций и сдержанной изысканностью декора. Храм был запечатлён на фотографии в начале ХХ века, которая случайно сохранилась до наших дней. Высокий одноглавый четверик завершён торжественными крупными кокошниками и увенчан луковичной главой на глухом барабане. Значительность объёма подчёркнута сильно выдвинутой вперёд трёхчастной апсидой. Над каждым полукружием возвышается киот, где помещались иконы. Вертикаль основного объёма уравновешена примыкающей к трапезной высокой трёхъярусной колокольней. На фоне неоштукатуренных кирпичных стен ярко выделялись белокаменные и побелённые детали. Центральный алтарь храма украшал пятиярусный иконостас. Церковь, расположенная на бровке водораздельного холма между Москвой-рекой и Сходней, просматривалась на несколько вёрст по Волоколамскому шоссе с речных берегов, из окрестных деревень и стала архитектурной доминантой округи. С 1881 по 1935 год храм Преображения Господня в Тушине возглавлялся настоятелями из династии Буравцевых. В 1890 году сильно заболевший священник Николай Буравцев вынужден был уйти за штат. В 1891 году настоятелем Спасо-Преображенского храма стал его сын священник Сергий Буравцев, затем внук - священник Александр. 22 декабря 1937 года священник Александр Буравцев был расстрелян и погребён в общей могиле на полигоне Бутово. В августе 2000 года Юбилейный Архирейский собор причислил его к лику святых новомучеников и исповедников Российских. В 30-е годы храм Преображения Господня в Тушине разделил судьбу многих храмов России. В 1935 году он был закрыт и осквернён. Последний настоятель храма священник Александр Соколов был арестован и расстрелян в Алтайском крае 5 ноября 1937 года. Место его погребения неизвестно. После закрытия храма в нём размещались светские организации. В 1954 году местные жители просили возобновить богослужения, но в ответ на это в 1957 году была взорвана колокольня и снесён главный купол. В 1965 году упразднили Спас-Тушинское кладбище. Незастроенная территория храма и кладбища вошли в состав промышленной зоны, протянувшейся вдоль железнодорожного полотна. Ремонтно-строительное управление превратило территорию вокруг храма в свалку, а церковь использовало как склад стройматериалов.

http://sobory.ru/article/?object=03260

А.М. Сычев Село Лосьмино расположено на речке Лосьминка (Лосмина), и было центром Лосьминской волости, Юхновского уезда Смоленской губернии. Ранее Лосьмино имело название Скоблево. В селе находилась деревянная церковь Преображения Господня с приделом Офонасия и Кирилла Александрийских. Позднее была поставлена новая деревянная церковь св. Николая Чудотворца. В 1755 году на месте деревянной церкви была поставлена каменная церковь Преображения Господня с приделом св. Николая Чудотворца на средства майора Георгия Тимофеевича Шатихина. Храм выполнен в стиле барышкинского барокко, с западной стороны по середине придела примыкает трехярусная колокольня. 17 августа 1812 года (ст. ст.) в село Лосьмино прибыл отряд французов. Храм был разграблен. После войны 1812 года в храм был подарена Владимирская икона Божией Матери, написанная на холсте, в серебряной ризе. Образ был передан в церковь генеральшей Коховской в память о спасении имения в Лосьмино от пожара в 1812 году. 25 июля 1851 года на средства помещика из сельца Кошелево Ковалева Александра Егоровича в храме был заново вызолочен иконостас. Кроме того, вяземским живописцем Петром Макаровичем Зуевым был расписан храм, о чем свидетельствовала надпись на стене за иконостасом. В середине 1920-х годов с храма были сняты колокола. В 1930-х годах храм был закрыт. Главный алтарь, квадратная трапезная и колокольня разобраны, от приделов сохранились лишь плоские восточные стены. По материалам сайта http://www.vyazmablago.ru/inactive/9 Село Лосьмино (Скобелево) - волостное село. Между деревнями Лосьмино и Татарками есть кусты в народе получившие название Кирпичики, там брали глину на постройку церкви, ямы видны и сейчас. Церковь расположена на открытом возвышенном участке между жилой застройкой села и кладбищем, заросшим деревьями. К северо-востоку от здания сохранились остатки усадебного парка с каскадными прудами. Церковь во имя Преображения Господня «холодный» храм и «теплый» придел во Имя Святителя Николая построена в 1744-1755 гг. на средства майора Георгия Тимофеевича Шатихина. В конце 19 или начале 20 вв. кирпичные стены на многих участках закрыла цементная штукатурка. Ажурный крест над храмом изготовлен в последней четверти 19 в., главный алтарь, квадратная трапезная и колокольня с основанием той же ширины разобрана. От приделов сохранились лишь плоские восточные стены. Ярусная объемная композиция и декор уцелевшего ядра здания близки нарышкинскому барокко.

http://sobory.ru/article/?object=08268

И Спасо-Преображенский храм, находящийся в Нестерове, как и многие храмы Московской области оказался в зоне противостояния между нашими и вражескими войсками. Первая попытка освободить деревню Нестерово была предпринята 19 декабря 1941 года, в ходе контрнаступления наших войск, которая продолжалась почти в течение месяца. Шли ожесточённые бои, силы противоборствующих сторон были явно неравны, да и на колокольне Преображенского храма неприятелем была оборудована пулемётная точка. К сожалению, эта военная операция не завершилась освобождением деревни и после длительных боёв нашим войскам пришлось отступить. Второе наступление наших войск началось 14 января 1942 года в ноль часов пятьдесят минут. 785-й полк 144-й стрелковой дивизии уже не встретил столь яростного сопротивления фашистов. Немцы оказались зажатыми в тиски и, побоявшись полного окружения, отступили. Таким образом деревня Нестерово была освобождена. Освобождён был и Спасо-Преображенский храм, который очень сильно пострадал во время этих боёв. В наши дни восстановление Спасо-Пребраженского храма, который в 2024 году встретит своё 200-летие, ещё продолжается. Из журнала: " Московские Епархиальные Ведомости " . Выпуск Храм Преображения Господня в селе Нестерове был построен в 1824 году в стиле ампир тщанием дочери генерал-майора Ольги Матвеевны Ивинской вместо упразднённой деревянной церкви в селе Старая Руза. Каменная, крытая железом с каменной колокольней обнесена каменной оградой с железной решёткой, сооружённой в 1902 году на средства прихожан. Престолов два: в воспоминание Преображения Господня и в честь Казанской иконы Божией Матери. В церкви было духовое отопление. Эти данные принадлежат неизвестному современнику, уделившему храму скупые сведения в нач. ХХ века. В архивном деле " Об освящении Преображенского храма села Нестерова " находится прошение дочери покойного генерал-майора Матвея Михайловича Ивинского, девицы Ольги Матвеевой архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету от 17 сентября 1824 года " , в котором есть такие строки: " Прошлого 1821 года по резолюции Вашего Высокопреосвященства в вотчине моей рузской округи, в сельце Нестерове дозволено мне построить церковь каменным зданием во имя Преображения Господня с приделом Казанской Божией Матери, а как ныне настоящая церковь Преображения Господня совсем окончена и состоит в готовности к освящению.

http://sobory.ru/article/?object=17821

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Межадорской волости Яренского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1792 г. построена церковь Преображения Господня, освящена 12 октября 1794 г. Холодная, деревянная, одноэтажная, с особой колокольней. Престолы: во имя Преображения Господня; в теплом приделе - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1843 г. началось строительство каменной двухэтажной церкви, в одной связи с колокольней. Верхняя церковь - холодная, во имя Преображения Господня, освящена в сентябре 1858 года, нижняя, теплая, - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, освящена в сентябре 1850 г. Возобновлённый тёплый храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы освящён 27 сентября 1879 г. Молитвенные дома в деревнях: Грездской, Ягдорской и Ыджыд-Шорской. В 1900 г. было 4 молитвенных дома. Ежегодно в первое воскресенье после Петрова дня совершался крестный ход с иконой Введения Пресвятой Богородицы до Вотчинской Богородской церкви. Как говорили старожилы, икона Введения Пресвятой Богородицы принадлежала Вотчинской Богородской церкви, откуда была перенесена в Межадорскую Введенскую церковь. Икона была украшена серебряной позолоченной ризой, весом 14 фунтов 60 золотников 84-й пробы, ценой в 730 рублей. 29 июля 1882 г. во время грозы молнией опалило иконостас в холодном храме, понесено убытка до 100 руб. В 1788 г. при церкви числилось 516 человек, в 1868 г. - 1113. Православные приходы и монастыри Севера Комментарии и обсуждение В селе Межадор, республики Коми, завершилось строительство церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Раньше в этом селе был дом Божий, но его уничтожили в минувшем веке, в годы борьбы с верой и Церковью. Освятить новый храм и тем самым восстановить историческую справедливость приехал епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. 3 апреля 2014 года syktyvkar.eparchia.ru --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=24281

Первоначально храм был однопрестольный, холодный, крытый тесом. В 1827 году он был покрыт железом на средства подпоручика Нила Васил. Щепотьева. В 1858 году церк. старостою, штабс- капитаном Венедиктом Ив. Ериновским устроен с правой стороны придел во имя Свят. Митрофана Воронежскаго. При поправках 1892-93 г. придел этот сделан теплым, а еше раньше, в 1863 году, на церковные средства сделана вокруг храма каменная ограда с деревянными решетками. На содержание храма имеется капитал в 1314 р. 92 к. Причт из двух лиц - священника и псаломщика, пользуется % с капитала в 1564 р. 68 к. Земли при церкви: полевой 16 д. 1397 кв. саж., усадебной 2 дес. 750 кв. саж. С 1892 года имеется школа грамоты. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 467. Церковь Преображения Господня в селе Журавна является одной из старейших в городском округе Зарайск: она была возведена на средства местного помещика И. Д. Щепотьева в 1710 году. Красивое название подмосковного села по преданию возникло из-за обилия гнездившихся когда-то в этих краях журавлей, а впоследствии за ним закрепилось имя Спас-Журавна по находившейся здесь каменной Спасо-Преображенской церкви. В советские годы село лишилось первой части этого названия, а храм был закрыт и разорен. После нескольких десятилетий запустения церковь была возвращена верующим и частично отремонтирована, но до сих пор она еще ждет полноценной реставрации. Первое упоминание о храме в селе «Спасском на Жаровне» встречается в писцовых книгах 1578-79 годов. В то время на речке Журавне (Жаровне или Журавке) находилась небольшая деревянная церковь Преображения Господня. По местному преданию первый храм стоял примерно в километре к юго-западу от нынешней каменной церкви. Урочище, где была деревянная церковь, получило название Старый Спас, хотя уже в конце XIX столетия никаких следов прежнего храма там не оставалось. Сохранившийся до нашего времени каменный храм был возведен на деньги стольника Ивана Давыдовича Щепотьева в конце XVII столетия. Здание церкви было построено еще в 1698 году, но его внутренняя отделка, вероятно, затянулась на долгие годы. Из записи на храмозданном кресте, который хранился в ризнице до революции, следует, что церковь была освящена только в 1710 году. Храм первоначально был холодным и имел один престол во имя Преображения Господня. В 1858 году тщанием церковного старосты штабс-капитана Венедикта Ивановича Ериновского в Спасской церкви был устроен придел во имя святителя Митрофана Воронежского. Впоследствии вокруг храма была выстроена каменная ограда с деревянными решетками, а придел был утеплен для проведения служб в зимнее время.

http://sobory.ru/article/?object=17207

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010