КОЛПАКОВА Галина Сергеевна, кандидат искусствоведения, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В разговоре об иконе неизбежно возникает вопрос о Фаворском свете. В Евангелии мы читаем об этом свете в рассказе о Преображении Господнем на горе Фавор, когда апостолы увидели Христа в сиянии: " По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как Солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи. " Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте " . (Евангелие от Матфея, глава 77, стих 1-5.) Православные верят, что Божественный свет пронизывает весь мир. Благодаря этому действию Божию мир только и может существовать. Православная икона, изображая вочеловечившегося Бога, святых или небесные силы, является как бы проводником этого Божественного света. 2 марта 1917 года была найдена (обретена) икона Божией Матери, названная " Державной " . Произошло это при обстоятельствах, которые с полным правом можно назвать чудесными. Простой верующей женщине, крестьянке Евдокии Андриановой приснился сон о том, что в селе Коломенском под Москвой есть храм Вознесения, в котором находится большая икона Божией Матери. Женщина слышала слова о том, что икону надо найти, чтобы перед ней молились люди, и видела саму икону. Евдокия приехала в Коломенское, нашла там Вознесенскую церковь и обратилась к настоятелю. Священник, просмотрев все иконы церкви и не найдя той, что видела во сне женщина, уже был готов прекратить поиски, но напоследок решил спуститься в подвал. Там и была обнаружена большая икона, темная, покрытая многолетним слоем пыли, в которой, когда ее очистили, Андрианова узнала виденный во сне образ.

http://foma.ru/nebo-na-zemle.html

«Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева… Итак, мы, приемля Царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» ( Евр. 12, 22–29 ). Это в конечном итоге и есть тот «покрытый золотом культ, наполненный дымом ладана и сонмом мерцающих в священном мраке изображений» Томаса Мертона. Церковь возвещает о том, что Бог – с нами, и мы – с Ним, со всеми ангелами и святыми и всем творением в «царстве непоколебимом». Все в Церкви: не только иконы и ладан, но и песнопения, догматы и молитвы, облачения и свечи, обряды и посты – свидетельствуют, что Церковь – спасение: соединение с Богом в Его искупленном, возрожденном, преображенном и прославленном творении. Все говорит о том, что Мессия уже пришел, что Бог – с нами и что все обновлено. Все кричит о том, что «через Него… имеем доступ к Отцу, в одном Духе» и «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу… имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на Котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Еф. 2, 18–22 ). В Божественной литургии мы видим, с какой целью был сотворен мир. Мы видим Бога и человека такими, какими они должны быть. Мы имеем ведение, данное нам святым Иоанном Богословом в Апокалипсисе. И даже больше, чем ведение. Мы имеем действительность. Мы имеем спасение. Сегодня существует много теорий спасения. Одни манипулируют индивидуалистическими терминами, обращаясь к людским «душам». Другие – коллективистские по природе и имеют дело с «историей» или «обществом», «космосом» или «процессом». Фактически все они радикально противопоставляют этот мир и будущий век. И фактически ни одна из них не рассматривает Церковь как священный опыт воссозданного мира Божия, обновленного во Христе и Духе в Царство Божие. Сегодня мир слишком часто, даже богословами, характеризуется как конец сам по себе, который будет то ли «мертвым концом», достойным отвержения и презрения, то ли славным концом, который будет с очевидностью утверждаться сам в себе. И будущий век слишком часто видится как действительность, совершенно чуждая жизни этого мира, действительность, презираемая и отверженная некоторыми как вымышленный «пирог на том свете», в то время как другие возлюбили его как радикальный, противоположный ответ этой «долине плача». Для истинной Христовой Церкви, однако, такие противопоставления невозможны. В ней они преодолеваются.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/bog...

Он же не мог ослушаться молений их и, не желая, повинуется и по святительскому благословению начальствование принимает. Начальствование дивный муж принял и большие подвиги показал, всем образцом себя являя, к большим и совершеннейшим добродетелям восшел. Постом вооружился, чтобы страсти плотские духу покорить молитвою. Каждый день собеседником Богу был. Более же всего смирение стяжал. Добродетели и многое трудолюбие каждый день являл. Иноки же, видя его таким, радовались и великую хвалу Христу Богу воссылали, что такого благодатного пастыря им даровал. Богомудрый же Филипп, так правя, немало лет провел. Также совещается с иноками о деле благом, чтобы поставить церковь каменную драгоценного Успения Пречистой Богородицы. Прекрасную воздвиг церковь в похвалу Божией Матери, рядом же с ней и святому Иоанну Предтече храм присоединил же и трапезу огромную, имеющую внутри 12 сажень и одностолпную, особо же и другие многие строения. О его трудах если мы умолчим, то дела его объявят о себе: ибо горы великие прокопал, долины избороздил, воду из озера в озеро направил, к двадцати озерам пятьдесят озер и два источника присоединил, и под монастырь в озеро привел от озера же, воду внутрь обители провел, жернова и мельницу для удобства братьев устроил. Хотя оскудение было в казне, но на милость Божию уповал и Пречистую Его Матерь призывал с основателями Зосимою и Савватием, чтобы помогли делу – воздвигнуть величайшую церковь из кирпича во имя Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа там, где видел луч светлого сияния Божества руководитель и отец, наставник и чудотворец, преподобный Зосима. И открыл братьям мысль свою к Богу о построении церкви. Они же, услышав, в недоумении пребывали, но не смели препятствовать доброй его заботе, тихо беседовали и кротко говорили, приводя слово из самого Писания: «Если кто, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться» 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он открывается перед созерцающим и молящимся как видение. Тайнозритель Иоанн свидетельствует, что он видел " новое небо и новую землю " (Откр. 21:1). Основные христианские догматы - Воскресение Господа Иисуса Христа и Его Вознесение на небеса, общее воскресение мертвых и жизнь " будущего века " (и как подтверждение этих догматов взятие на небо ветхозаветных пророков Еноха и Илии, а также взятие на небо Богоматери) - возможно мыслить лишь при допущении изменений как в составе нашего тела, наших чувств, а также и в общей метафизической картине мира. Вознесение Христа постижимо лишь на основании веры в таинственное изменение и прославление Тела Христа в Воскресении. Оставаясь Богочеловеком, Христос по Воскресении был уже в преображенном теле. Он является среди апостолов, " когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты " (Ин. 20:19). Его не узнала Мария Магдалина, " думая, что это садовник " (Ин. 20:15); явившись ученикам, " Иисус стоял на берегу, но ученики не узнали, что это Иисус " (Ин. 21:4). Его встретили апостолы Лука и Клеопа на пути в Эммаус, но " глаза их были удержаны, так что они не узнали Его " . И лишь " когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них " (Лк. 24:30-31). Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир. Но поскольку этот таинственный мир не доступен нашему чувственному взору, а лишь мыслим, то зрительное выражение его - мнимо. Икона есть видимое невидимого, по слову святого Дионисия Ареопагита. Икона - это окно в горний мир Духа, или, точнее, - из мира Духа в наш мир. Поэтому мнимость и деформация иконописного изображения должны пониматься не как признак ирреальности изображаемого, но лишь как свидетельство его перехода в другую действительность. Следовательно, мир иконы по-своему реален и конкретен. Во всем формальном строе иконы наглядно выражены основные догматические истины христианства и его космологические идеи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Праздник Преображения называют светоносным праздником. В церкви, где благовествует каждый жест, каждая мелкая деталь убранства, в день Преображения особенно светло и радостно: белые облачения священников и весь храм, сияющий от царственной белизны, вещают о празднике света и чистой радости. Но что значит этот свет Преображения? На этот вопрос ответит любой ученик воскресной школы и даже любой богослов: свет Преображения — явление нетварных Божественных энергий, и это откровение необходимо было, чтобы укрепить учеников перед грядущим Крестным подвигом Спасителя. И действительно, Господь незадолго до Преображения предсказывает, что кое-кто из Апостолов сподобится видеть Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк 9:1). Спаситель берёт с Собой на гору трёх самых талантливых учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Они идут помолиться. Господь часто уединялся для молитвы, и в этот раз ученики отправились со своим Наставником на обычное молитвенное бдение, в этом не было ничего особенного. Когда Христос молился, ученики уснули, но, пробудившись, увидели своего Учителя в белой блистающей одежде, в сиянии и славе, и двух пророков, беседовавших с Ним о предстоящем крестном подвиге. Собеседниками были Моисей и Илия. И Пётр воскликнул: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, и Евангелисты, передающие это событие, замечают, что Пётр не знал, что говорил (Лк 9:33), и ученики были в страхе (Мк 9:6). И вот, когда Пётр произносил эти слова, явилось облако, осеняющее их, и из облака был слышен голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте (Мк 9:7). После этого возгласа сияние исчезло, ушли пророки, пропало облако. С горы спускались молча, и только Господь просил Апостолов никому не говорить об этом видении до Своего воскресения. Очевидно, что Преображение как-то связано с чудом Креста и Воскресения, это подтверждают и слова Спасителя. Даже внешние знаки говорят об этом: ученики спят на Фаворе, как они потом будут спать в Гефсимании, пророки утешают Господа перед крестным подвигом, как потом Его будет укреплять Ангел после моления о Чаше. Но здесь Апостолы видят своего Учителя во славе, ошеломившей их, так что Пётр в изумлении не знал, что и говорить.

http://pravmir.ru/propovedi-igumena-savv...

Сказав так, преподобный еще достаточное время поучал братию жизни добродетельной. Затем облобызав и благословив каждого из братии, блаженный поднял руки свои к небу и начал молиться об обители и о всей пастве своей, а также и о себе. Потом, осенив себя знамением креста, преподобный, обращаясь к братии, сказал: — Мир вам! Затем, подняв очи свои к небу, святой сказал: — Владыка Человеколюбец, сподобь меня стать по правую сторону Тебя, когда Ты придешь во славе Своей судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Сказав эти слова, святой лег на одр и предал святую душу свою в руки Господа своего, Которого возлюбил всею душою и всем сердцем своим и Которому с самых юных лет своих работал, трудясь в подвигах доброделания Кончина преподобного была горько оплакана братиями обители его; наконец, воспев песнопения, приличные погребению, братия положили честное тело преподобного в могилу, которую он, еще будучи живым, выкопал своими руками, за алтарем церкви Преображения Господня. Здесь же потом братия построили и часовню над мощами преподобного, поставили здесь иконы и светильники и, приходя сюда, творили молитву к преподобному. При гробе преподобного неоднократно совершались знамения и чудеса, так как сам преподобный, отходя душою ко Господу, сказал братии, что он не оставит того места, на котором он подвизался, но обещал духом пребывать с учениками своими; и действительно, преподобный исполнил обещание свое, посещая с горних обителей свою земную обитель и присутствуя около нее невидимо: иногда же святой являлся в видимом образе и на земле, и на море, помогая всем нуждающимся. Много раз преподобный являлся плавающим по морю, когда они находились в опасности, останавливал бурю и спасал корабли от потопления; иногда преподобный являлся в храм молящимся в рядах прочей братии. Вскоре после преставления своего преподобный явился на девятый день по своей кончине иноку Даниилу и рассказал ему, как он, по милости Божией, безбоязненно прошел мимо воздушных духов, избег их козней и был причтен к лику святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Адрес: . Московская область, Клинский район, с. Доршево, д. 37а. Подробнее... Преображенский храм (Спас-Заулок) [ править править код ] Преображенский храм возведен в 1836 году на купеческие пожертвования, на месте деревянной церкви XVII века. Построен в стиле ампир по проекту И.И. Озерова. В интерьере сохранились фрагменты росписи 1852 года. Во время Великой отечественной войны в селе Спас-Заулок шли ожесточенные бои, храм сильно пострадала от обстрелов. К внешним разрушениям добавились внутренние: после войны в церкви был устроен склад ядохимикатов. В 1993 году начались реставрационные работы, тогда же начались регулярные богослужения. К настоящему времени храм восстановлен. Адрес: . Московская область, Клинский район, c. Спас-Заулок, ул. Преображенская, д. 2. Телефон: +7 (496) 245 21 02 Подробнее... Преображенский храм (Селинское) [ править править код ] Преображенский храм построен в 1825 году, по инициативе местных жителей, на средства М.Д. Масловой и А.С. Мордвиновой, вместо маленькой деревянной церкви. В советское время храм не закрывался, служителям и прихожанам удалось сохранить главный резной позолоченный иконостас в четыре яруса изготовленный в 1880-х годах, также и в приделах, более поздней даты установки - конца XIX века. Архитектурный стиль храма - ампир, представляет собой одноапсидный бесстолпный куб со световой купольной ротондой. К храму пристроена трапезная с приделами, к которой примыкает трехъярусная колокольня с барабаном и главкой. Адрес: . Московская область, Клинский район, c. Селинское. Телефон: +7 (496) 246 39 08 Подробнее... Преображенский храм (Нудоль) [ править править код ] Преображенский храм возведен в 1791 году усердием коллежской ассесорши Н.К. Твердышевой и А.С. Исаковой, освящен в 1791 году. Попечителем при постройке был владелец села Спасского капитан артиллерии И.Я. Блудов. Первоначально здание было возведено как господский дом или театр, в 1792 году, после реконструкции оно становится храмовым строением. Последняя реконструкция производилась в 1911 году, на средства владельца знаменитой московской мануфактуры В.М. Щербакова. Окончательный внешний вид храма стал соответствовать канонам классицизма.

http://azbyka.ru/palomnik/Клинский_округ

И мы, если желаем мирно жить с ближними или помириться с кем-нибудь, а тот не хочет, то должны стараться оправдывать его, хотя бы он был действительно виноват пред нами, а самих себя обвинять, хотя и полагаем в мнении своем, что мы правы. Души наши как-то понимают друг друга, и сердечные наши расположения сильно действуют на сердце другого. В ту минуту, как ты будешь оправдывать и извинять другого, тот, с своей стороны, будет тебя оправдывать и извинять; таким образом, между нами будет мир и согласие. Конечно, бывают люди, столь закосневшие во зле от долгого служения сатане, что с ними нет никакой возможности примириться, ибо они отвергают христианский мир и в замен его предлагают такие условия, принять которые не позволяет ни совесть, ни страх Божий, ни законы гражданские. Но и о тех людях будем молиться Богу, чтобы Сам Он наставил их на путь истины и добра. III. На горе преобразивыйся Христе Боже наш! Соедини любовию наши сердца так, чтобы мы всегда жили мирно и никогда не имели нужды мириться. (Составлено с дополнениями по проповедям прот. Р. Путятина). Поучение 2-е. Преображение Господне (Духовное преображение наше есть достойный плод Господу. Поучение по благословении плодов) I. Hacmoящee празднество, как сами видите, братия мои возлюбленные, имеет между прочим и ту особенность, что ныне приносятся в храм и освящаются плоды наших садов. Обычай являться пред лице Господне с начатками плодов так древен, что мы находим первые следы его еще в семействе первого человека. В Церкви ветхозаветной, иудейской, даже строгим законом предписано было всему народу израильскому посвящать Богу начатки всех плодов земных, кои, принесенные ко храму, поступали потом в удел священнослужителей его. В Новом Завете нет подобной заповеди: но чувство сыновней любви и благодарности пред Богом Благодетелем, столь свойственное христианам – чадам нового закона благодати, само собой располагает не прежде употреблять в свою пользу плоды нового лета, как освятив их принесением в храм Господень и призвав над ними всеосвящающее имя Божие: по сему-то обычай приносить в храм новые плоды для освящения принадлежит к древнейшим христианским обычаям. В православной Греции, откуда вместе с верой и богослужением перешли к нам и все священные обыкновения, к настоящему дню поспевает уже виноград, почему в молитве и испрашивается благословение преимущественно для виноградного гроздия, коим особенно изобилуют страны восточные. В большей части нашего отечества нет этого плода, по причине северного положения страны нашей; но взамен сего Провидение Божие, разделяющее Свои дары всем неоскудно, благословило страну нашу многими другими плодами, кои, по тому самому, вместо гроздия приносятся ныне в храм для освящения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Через неделю после снятия ценников заходит один человек и очень удивился отсутствием цен и спросил в чем мы нуждаемся, о чем мечтаем. Я ответил, что хотелось бы храм расписать, но средств нет. Он ответил: “Расписывайте, я оплачу”. А если бы мы “торговали”, то никогда бы себе не позволили такую роскошь. С верой все возможно». Вот еще один пример священника Валерия Логачев а . Говорит отец Валерий: «Мне не раз приходилось давать объяснения на критику по поводу моего отношения к ценам на требы. Мне уже не раз приходилось выслушивать такие обвинения в лицемерии, «безсребреничестве» (это у нас в Церкви стало ругательством, как я понимаю?) и пр. Поэтому мне пришлось провести некоторые изыскания в подтверждение своей позиции.  Я служу с 1998 года. До 2010 года я был настоятелем Покровского прихода с. Кардаилово. Все годы моего настоятельства на приходе не было цен на требы, при совершении треб в селах я никогда не просил определенной суммы, всегда полагался на волю Божию. Когда меня спрашивали, сколько нужно заплатить, я всегда отвечал – сколько считаете нужным. Часто в бедных семьях после совершения требы старался просто уехать до того, как что-то попытаются дать. Однажды на собрании Ташлинского благочиния благочинный потребовал от меня введения цен, но я отказался даже под угрозой прещений, и по требованию благочинного составил письмо, в котором обосновывал свое понимание. Я понимаю так: я должен служить Богу на совесть, а Господь через прихожан воздаст мне то, что мне нужно для жизни. “Взыщите прежде Царства Божия, и все остальное приложится вам”. Говорят, если не поставить цен в городе — все растащат. Есть пример: Преображенский приход в г. Орске Оренбургской обл. С нуля начав восстанавливать разрушенный храм, о. Олег Топоров принципиально не ставил цен — и это в городе, считавшемся у нас в области бандитским. И в результате — храм был отстроен в рекордные сроки, прихожан — полный храм, и отношения в приходе не как в службе быта — т.е. “заплати — обслужу”, а именно церковные — я служу Богу от души, а Господь воздает мне, как считает нужным. Сейчас о. Олег служит в станице Запорожской Краснодарского края. Я был у него в гостях. Там та же картина: в селе с населением одна тысяча с небольшим в рекордные сроки построен большой и красивый храм, который может вместить почти половину села. Именно о. Олег поддерживал меня в трудный период, когда окрестные батюшки писали жалобы архиерею и благочинным, что я неустановлением цен “отбиваю у них КЛИЕНТОВ” (именно так писали в жалобах!). В Церкви нет КЛИЕНТОВ. Они есть только в службе быта».

http://azbyka.ru/torgovlya-v-hrame-pitni...

XXVIII. Поучение при освящении Рижской Михаило-Архангельской единоверческой церкви О неотложной надобности в храме для Рижского единоверческого прихода Приветствую вас, единоверцы, с построением и освящением для вашего прихода храма сего. Более полустолетия прошло (1837 г.) с того времени, как открыт в Риге единоверческий приход. А по сие время в нём не было надлежащего храма. Был храм, но домовый, устроенный из старообрядческой молельни, не представительный, который с течением времени настолько обветшал, что его пришлось закрыть. Я, с самого начала управления своего Рижской епархией, заметил необходимость построения храма для Рижского единоверческого прихода и стал внушать прихожанам оного изыскивать средства для этой цели. Но приход этот малочисленный: он мог сделать немногое, только то, что ему по силам. Все же главное пришлось мне самому делать: и место отыскивать под храм и деньги находить для построения его. Много пришлось хлопотать при отыскании места под построение храма и при приобретении сего места, на котором построен сей, ныне освящённый нами, храм. С благодарностью скажу, что в этом отношении мне немало помогло здешнее церковное попечительство. Средства же на построение сего храма Бог послал через одного, Ему ведомого, благотворителя. Прихожане сего храма всегда должны молиться за сего благодетеля и его сродников. Церковное Попечительство вообще и, особенно, священнослужитель сего храма, и староста немало понесли забот и трудов по собиранию пожертвований на благоукрашение храма сего и по присмотру за его строением: за это благодарность им от меня и от прихожан, а награда – от Бога, за их радение о храме Божием. Теперь труды по построению храма сего окончены. Построенный и освящённый ныне храм сей – благолепный. Благодарение Господу за успех сего св. дела. Радость у меня, а у прихожан – тем более должна быть ныне великая. И я радуюсь ныне той радостью, каковая обнимала мою душу при освящении Рижских храмов: Задвинского Свято-Троицкого и Преображенского Александро-Высотского, ибо нужда в храме и здесь была одинаковая. Остаётся пожелать, чтобы храм сей всегда служил во спасение всех, которые будут притекать под сень его, и, особенно, во спасение его прихожан. А это будет зависеть от правоты веры их и добрых дел, от усердия к храму и ревностного исполнения в нём православно-христианских обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010