Вот несчастный человек терпит бедствие. Он неповинен в нем. Господь знает это и готов уже оказать ему милость. Но смотри, до каких размеров идет милосердие: Спаситель не только отверзет ему очи, но и душу исполнит веры и чрез то спасет человека сего. Вот поистине дела Божия, проявление недоведомых нам путей Божественного промышления. Дав объяснение ученикам, Спаситель прибавил к этому: Мне подобает делати дела Пославшаго Мя, дóндеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати. Егда в мире есмь, свет есмь миру ( Ин.9:4–5 ). Была суббота. По преданиям старцев, иудеи считали недозволенным в день субботний даже исцелять больных. Спасителя окружают фарисеи. Они станут наблюдать, не сделает ли Он чего для слепорожденного в день субботний. Не раз один Господь Иисус говорил иудеям, что Он есть Господь субботы и что суббота для человека, а не наоборот, и потому в субботы достоит добро творити ( Мф.12:1–12 ср. Мк.2:27–28 ). Теперь время отшествия Спасителя из мира сего уже было близко. Остаток земной жизни Своей Он называет днем, близким к Своему концу. День есть время труда, делания. Придет ночь, и настанет конец деятельности. Смерть Спасителя близка, но закат жизни Его должен быть посвящен исполнению дел Пославшего. Пока солнце светит, день есть в мире. Иисус Христос есть духовное солнце для мира. Как с закатом солнца прекращается день, так и смерть Спасителя положит конец видимому действованию Его в этом мире, хотя во веки не прекратится невидимое. Как истинный Свет, Спаситель желает просветить, т. е. исцелить слепорожденного от слепоты его телесной, а вместе и духовной. В таком порядке совершается это чудесное действие Господа. Он считает нужным возбудить веру в слепорожденном: без веры невозможно было и исцеление его. Для сего Спаситель употребляет внешнее действие. Он плюнул на землю, сделал брение и помазал им глаза слепорожденному. Исцеления не последовало тотчас. Это показывает, что брение само по себе не имело еще никакой целебной силы. На южной стороне храмовых построек из горы, на которой расположен был храм, пробивался источник воды и образовал два колодца или купели, называвшиеся Силоамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Мы прямо скажем, что тяжко они согрешают, нарушая заповедь Апостола: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие ( Евр.13:17 ). Что же сделал царь с теми званными, которые отказались от брачного пира, и с теми, которые еще оскорбляли послов его и предавали смерти? И слышав о злых делах званных царь той разгневася: и послам воя своя, погуби убийцы оны и град их зажже ( Мф.22:7 ). Долготерпению Господа Бога как бы пришел конец. Берег и лелеял Он Свой избранный народ долгое время, много мер употреблял к его спасению; но люди сии оказались жестоковыйными, непослушными и злыми. Было раз время, когда Господь Бог истребил людей всемирным потопом. Развращение их было слишком велико и не было уже надежды на исправление. Вот и в избранном Богом народе произошло такое ожесточение, что он уже не мог терпеть Божиих вестников и убивал их, как своих досадителей и врагов. Убивая Того, о Котором вещали все богоизбранные люди ветхого Завета, как Мессии, Христе, народ сей громко кричал: кровь Его на нас и на чадех наших ( Мф.27:25 ). Это и сбылось. Взыскал Бог кровь Сына Своего Единородного с богоубийц и послал на них сильных врагов, римлян. В 70 году по Р. Хр. римский полководец Тит окружил город Иерусалим. Никому не было возможности ни войти в него, ни выйти назад. Убегавших римляне распинали на крестах. В городе происходили междоусобия, и открылся в крайней степени голод. Голодные решались есть трупы даже своих детей. Тогда полководец Тит сказал: «я не могу терпеть, чтобы существовал город, в Котором совершаются такие чудовищные преступления». Решено было взять город приступом, что и удалось. Храм был зажжен, город разрушен. Так исполнилось Слово Спасителя: «не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ). Всех иудеев, погибших во время осады и разрушения Иерусалима, насчитывалось около одного миллиона и ста тысяч. Более ста тысяч их было взято в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В октябре были сделаны Бутиным перегородки и двери в храме за 1143 р., а купец Лавров за 165 р. отполировал старые медные лампады. Далее оказалось нужным, вместо обветшавших прежних каменных престола и жертвенника, сделать новые, по желанию благочинного, протоиерея Покровского, уже деревянные из дуба за 75 р. и приступить, по его же заявлению, к возобновлению раки, где почивали мощи св. Стефана Пермского. В поданном Рихтеру письменном заявлении протоиерей Покровский указав на то, что, как ему не безызвестно, гробница св. Стефана Пермского находится в самом неблагообразном виде и придворной церкви не соответствует, просил о дозволении ему вместе со старостой – купцом Лепешкиным сделать гробницу вновь, а именно: верхнюю ризу на святителя из серебра, и две боковых стороны из накладного серебра или из серебряновызолоченной меди, на что потребуется не менее 1500 р. А так как этой суммы в смете по возобновлению собора не было положено, то они имели в виду для покрытия части расходов на устройство раки не только старый чугунный пол, стоящий от 300–400 р., но и приношения добровольных жертвователей и даже церковные суммы. Препятствия со стороны дворцовой конторы к исполнению сего желания благочинного и старосты не встретилось, и самый рисунок новой раки был сделан Рихтером. При разборке пола оказалось, что он состоял из 400 разной меры цельных и ломанных плит, заключавших в себе старого и негодного, вследствие ржавости, чугуна весом 837 пудов. Самая смета по устройству раки также была составлена Рихтером в сумме 2400 р. По условию, работы должны были состоять 1) в изготовлении металлической покрышки и отлитии из цинка, железа и меди, узоров с усечкой – за 1230 р.; 2) в отлитии и позолоте лампад – за 30 р.; 3) в позолоте листовым червонным золотом по мордану всего тамбура, решеток с наружной и внутренней стороны с устройством гробницы столярной работой с резьбой, позолотой и окраской за 120 р. Все указанные Рихтером работы по устройству раки, были произведены Челноковым и Игумновым за 4530 р., а балдахин – Степановым и Игумновым и металлические части – фабрикантом Крюмгелем за 1200 р. и были окончены к 10-му сентября 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Наутро съездил к “подшефным” на пограничную заставу, поздравил солдат, подарил по куличу с яйцом, и в тюрьму, — тоже с подарками. Потом был маленький утренник для узкого круга прихожан, наша воскресная школа (6 девочек) пела пасхальный концерт. Получилось довольно мило. Заманили главу администрации, ему все очень понравилось. Удивился, что так быстро привели храм в столь неплохое состояние. Мы действительно отделали к Пасхе все внутренне помещения, сделали очень симпатичный иконостас из клееных икон, оборудовали наконец-то нормальный алтарь, получилось, одним словом, лучше всех наших ожиданий. Глава, когда нам передавал это разбитое здание, тоже никак не ожидал, что мы там такое устроим. Теперь летом займемся наружными работами. Обязательно вышлю фотографии, но надеюсь всей душой, что осенью буду иметь счастье сослужить с Вашим Преподобием в Вашем Преображенском храме. Впрочем, если приеду, времени будет мало, а дел много. А яйца Господь нам послал уже в Великую субботу — два решета, по страшному блату, а вернее сказать, по милости Божией, — от начальницы местного Чукотторга. Творога и молока, правда, в поселке нет даже по блату, прихожане сделали пасху из сухого молока, но это не то, конечно, хотя все равно здорово. Обязательно отпишу Вам еще, спасибо за переводы, еще не читал, только распечатал, но с первого взгляда ясно: что-то исключительно интересное. Теперь буду стараться вылететь в Провидения, послужить на Светлой; впрочем это на неделе вряд ли получится, у пограничников до 13 мая запреты на полеты, погода мерзкая, туманы, мокрый снег, ветерок, то замерзающие, то оттаивающие лужи, днем слякоть, вечером гололед. Прилетели чайки, поют птички, но конкретная весна все никак не наступит. Ждем. Рад любому Вашему ответу. С уважением о. (дуревший от долгой зимы) Н. 07.05.02 Здравствуйте, батюшка! Как тут в Чукотском краю заведено, зима поспорила с весной и сразу перешла в натуральное лето. Куда-то как по волшебству исчезли огромные сугробы снега, стала зеленеть травка, греть солнышко, курлыкать журавли и щебетать пуночки. Население еще по привычке ходит в шубах и меховых шапках, кто посмелей — в куртках, а кое-кто и в кофтах да свитерах и без всяких головных уборов. Все это на фоне грязи и обнажившихся из-под снега помоек выглядит очень естественно и органично. Чем хороша чукотская деревня районного масштаба? Можно ходить в “Саламандре”, а можно в кирзачах, и одинаково естественно смотришься, и ни у кого никаких комплексов.

http://pravmir.ru/pisma-s-chukotki-svyas...

Изложенное здесь учение укоренено в традиции, отраженной в «Слове о трех образах внимания и молитвы», а также в сочинениях иси–хастов XIII-XIV веков. Постепенное схождение ума в сердце соответствует, согласно схимонаху Илариону, поэтапному переходу молитвы с телесного уровня на душевный. На второй степени молитва Иисусова называется умственною или «умною» и по действию своему есть «душевная», потому что действуется с участием душевной силы разума или рассудка, называемого во всех отеческих писаниях умом. Способ ее производства тот же: она произносится устно, но только ум заключается или вмещается в словах молитвы. Это заключение ума в слова молитвы имеет, в духовном деле, весьма великое значение потому что оно удерживает ум от парения. Известно, что ума никаким другим способом удержать нельзя, как только всемогущим именем Иисус–Христовым   . С душевного уровня молитва затем должна перейти на духовный. Это и есть третий образ внимания и молитвы, характеризующийся обнажением ума от всего земного: Первые две степени молитвы не престают и здесь; но только их действие как бы подавляется, утончевается и одухотворяется. Молитва совлекается от своих внешних одежд — на первой степени от телесной (от разных занятий), на второй от душевной (помыслов), и чистою входит в духовный сердечный храм, для духовного служения Господу Богу, как и священник, входя в алтарь для Богослужения, снимает свои обычные одежды и облекается во священные, так и здесь — слово престает, а ум, облекшись во всеоружие силы и ревности о Бозе Спасе своем и препоясавшись чистотою и святынею, стоит грозным воителем при дверях сердца Находясь на третий степени молитвенного подвига, человек ощущает преображение собственного ума, который, сойдя в сердце, соединяется там с самим Христом: Ум наш, по природе страстный, совлекается своих помыслов, какими был одеян, как одеждою покрывается тело или дерево корою, и бывает чист, как небесный свет. А это делает его способным к соединению с Господом Иисусом Христом; и сие есть его последняя цель, для которой призвана к бытию вся разумная тварь, но уклонилась в лице праотца нашего Адама. Сердце наше на этой третьей степени получает духовное оживление и освящение, потому что Источник святыни и всех духовных совершенств — Господь Иисус Христос — милостивно входит в него со всею Своею бесконечною благостью, и почивает на нем как на престоле   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

С высокой пал наш враг стремнины. Весь мир Творцу поет хвалебный лик: Велик! велик! велик! Хотя вводил Он нас в напасти И посылал на нас войны: Но то Его был опыт власти, Чтоб наши наказать вины. Благословите ж, все языки, Днесь Бога нашего, и вы, Зря чудеса Его велики, Хвалите, преклоня главы. Хор: Воскликни Господу, вселенна! Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! В хвалу Ему твой глас настрой. Рцы Богу, коль дела Его предивны, С высокой пал наш враг стремнины. Весь мир Творцу поет хвалебный лик: Велик! велик! велик! Придите в храм наш и внимайте Душ славословия трубу; Но не на жертвы вы взирайте, – На искрению Творцу мольбу; И ежели язык неправду Какую наш в сей час изрек, Да удалит от нас пощаду И милость Он свою навек. Хор: Воскликни Господу, вселенна! Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! В хвалу Ему твой глас настрой. Рцы Богу, коль дела Его предивны, С высокой пал наш враг стремнины. Весь мир Творцу поет хвалебный лик: Велик! велик! велик! 16 июля 1811  В основе – псалом 65. Стихотворение связано с приготовлениями войны с Наполеоном. В одах, молитвах и гимнах преображенца Державина, воспевшего все блестящие победы Екатерининской эпохи, нашли отражение и основные этапы антинаполеоновских войн – от Аустерлица до взятия Парижа. Сострадание Блажен, на нища и убога Кто зрит и в лютый, скорбный день От зноя, жажды, глада строга Спасет, и кущ своих под тень Его привесть не постыдится: Он Господом вознаградится. Господь сам с неба назидает Его в сей жизни и хранит, Блаженством всяким угоджает, Жатв изобилием дарит И, избавляя бед и скуки, Не предает во вражьи руки. Всегда ему воспомогает, – В болезни даже на одре, Когда вкруг ложа уж сверкает Его серп смерти – и в заре Но, вдруг воспрянувшим, здрав зрится. Так мнил, надеясь я на Бога, И сострадателен всем был, На лица сира зрел, убога, – И Бог стократ мне заплатил: Когда мне враг ковал напасти, Сиял я паче в славе, в счастья. 1813 Переложение псалма 41. В первой публикации под заглавием: «Счастливое семейство. Псалом 147. Похвали, Иерусалиме, Господа».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

По рассказам местных старожилов, их прадеды знали, что Преображенский храм сооружался методом народной стройки. Всем миром крестьяне собирали дикий ка­мень в фундамент будущей церкви, к месту стройки со всей округи несли куриные яйца, на них-то и замешивали крепкий раствор для кладки стен. В целях скорейшего за­вершения работ на дорогах выставили кор­доны, и каждый конный и пеший платил пошлину продуктами, деньгами или уча­ствовал в подсобных работах. В 1849 году в Серапихе открыли церковно-приходскую школу, а каменную ограду вокруг храма с двумя красивыми аркообразными коваными воротами построили лишь в 1876 году. Кирпич для ограды делали в деревне Фомино на кирпичном заводе Ива­на Кондратьевича Степанова, он же на свои средства отливал для церкви новый большой колокол со своими инициалами и дарственной надписью. Руко­водил работами по поднятию колокола Алек­сей Голдинский (Алексей Михайлович Степа­нов, 1876 года рождения). У него в Голдине был большой дом на каменном фундаменте. Богатый род купцов Степановых, дети и внуки которых впоследствии записались в чухломское мещанство, оказывал боль­шую благотворительную помощь храму. В числе богатых вкладчиков был помещик и владелец усадьбы Боярское (Барское) по­ручик Яков Александрович Шигорин. Умер господин Шигорин 19 августа 1865 года в 59 лет, и надгробие на его могиле чудом сохранилось на заросшем старом кладбище рядом с бывшим храмом. До отмены крепостного права в округе насчитывалось несколько помещичьих уса­деб, относившихся к приходу Преображен­ского храма: ус. Анно-Васильевское господ Паниных, ус. Боярское господ Шигориных и Перфильевых, ус. Красково — помещи­ков Чалеевых, ус. Чурилово — Костылевых, ус. Анфимово — Насоновых, и ус. Леушино — господ Фон-Дервиз. Владелец усадьбы Чечулино капитан Макаров тоже был прихожанином здешнего храма, а в сельце Дорофеево проживали дворяне Болсуновы. Но самыми крупными землевладель­цами в серапихской округе считались го­спода Лермонтовы из усадеб Ивановское и Нескучное, постоянно обитавшие здесь, и господин Евграф Михайлович Силин из Санкт-Петербурга. Поэтому одну часть деревень за Серапихой местные жители называли лермонтовской стороной, а дру­гую — силинской, которую почему-то пере­именовали в «сиринскую».

http://sobory.ru/article/?object=39946

Далее. Если задумался начальник и получил некие ответы, он сразу меняться не будет. Да ему и нельзя. Он должен оставаться на коне, то есть быть «князем», конным (властным) человеком. Панибратствовать, в мужика переодеваться, как Лев Толстой, с жадным и неблагодарным плебсом ему заигрывать не надо. Надо оставаться начальником. И, исходя из положения, нужно пересмотреть круг своей жизни на предмет возможной помощи тем, кто реально в ней нуждается. От просителей отбоя не будет, и следует быть твердым и умным, чтобы не сеять в грязь. Потом нужно пересмотреть личную жизнь и ее распорядок. Соломон сказал, что благо той земле, у которой «князья едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения» (Еккл. 10: 17). То есть нужна некая дисциплина, которая применительно к начальнику является высшей похвалой. Нужен пост, строгость к себе, к языку, к чреву. И с женщинами нужно упорядочить свои отношения. Власть – самый сильный афродизиак, и дамы летят на запах власти с ни с чем не сравнимой прытью, причем и с готовностью на все. Редкий начальник этого не знает, потому и обрастают многие любовницами и проблемами, теряют семьи и спокойный сон. Нередко из-за спины слабохарактерного Ахава выглядывает хищный профиль Иезавели. Подобное было с Владимиром. Сельцо Берестово (тогда – под Киевом, ныне – возле Лавры), где сегодня красуется Преображенский храм, было местом жительства Владимирова гарема. Любвеобилен был сей язычник и вождь язычников. Крестившись, князь упорядочил эту сторону жизни и погасил похоть. Чем не урок? Да и вообще князь всем нам важен тем, что он поменялся. Мы ведь сплошь и рядом не меняемся. Льем на исповеди крокодиловы слезки, но любим себя с грехами вместе, и оттого ничего не меняем в жизни. Владимир же изменился! Стоит подражанием почтить святого. Пусть пьющий «завяжет», ленивый подвигнется на труд, спесивый смирится, блудящий прекратит, жадный пусть делится. Ничего лучшего человек вовеки сделать не в силах. И надо понять, что Владимир лишь положил начало всенародным трудам, которые следует продолжать и углублять. Без приема эстафеты и без продолжения усилий, на одном словесном восхвалении никто никуда не уедет. Меняться надо. И служить надо. Христианская жизнь – это жизнь не для себя, а для Господа. «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому живем ли или умираем – всегда Господни» (Рим. 14: 7–8). Это касается и начальников, и подчиненных. Из овец, не имущих пастыря, во Христе все мы должны превратиться в людей, нашедших себя и свое место в жизни. «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то… начальник – начальствуй с усердием» (Рим. 12: 6, 8).

http://pravoslavie.ru/55117.html

Дорогой и незабвенный наставник, глубокочтимый всеми нами Виктор Дмитриевич! Почивай мирно, телом на месте последнего упокоения, а бессмертный великий дух твой да вселит Господь в горние обители свои, и да даст Он тебе упокоение от трудов твоих, полное удовлетворение твоих пытливых исканий истины в общении с Ним, высочайшей и абсолютной истиной. Твои благодарные ученики сохранят память о тебе на веки. Почивай мирно, Господь с тобою, великий муж! Слово, сказанное во время отпевания студентом 2-го курса Ф. Преображенским перед Блаженными Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. (Мф.5:8). Не в аудиторию, столько лет бывшую безмолвной свидетельницей тех уроков христианской мудрости, которые преподавал нам почивший философ, собрал он нас теперь; не с кафедры, которую столько лет украшал он, вещает он нам теперь свои жизненные заветы. Но христианство и храм Божий превращает в благолепную аудиторию, где раздается всегда проповедь глаголов живота вечного и гроб христианина делает кафедрой, с которой предлагается для всех глубоко назидательная проповедь тайны жизни христианской и сама жизнь почившего представляется самым лучшим, самым поучительным уроком из всего сокровища его мудрости. Какие же уроки предлагаются почившим с этой траурной кафедры и какие заветы вещаются от его лица в этой божественной аудитории? Поразмыслим и поучимся, ибо для нас, с тяжелой скорбью окружающих гроб нашего дорогого покойника, что может теперь быть утешительнее, как не воспоминание об его прекрасной жизни, в которой, в благородном сочетании нравственной красоты и величавого истинно-христианского духа, так прекрасно, так неподражаемо воплотился идеально-чистый образ истинного христианского философа! Почивший наставник наш был истинным христианским философом. Это значит, что он не изучал только и не преподавал только философию с кафедры, – нет, это был философ и в жизни, человек с глубокими религиозными и философскими убеждениями соединявший привлекательное благородство истинного христианина и философа в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Именно это позволяет нам понять мотивацию его церковно-политической деятельности. Если исходить из того, что он в первую очередь был выдающимся отцом Церкви, выдающимся богословом, выдающимся пастырем, то и его свершения как политика становятся более понятными: они были направлены на то, чтобы бороться за чистоту Православия, отстаивать интересы Церкви, а в ту эпоху, не участвуя в политической борьбе, делать это было зачастую невозможно. Грех против Церкви Так что же произошло в Александрии 1 600 лет назад? Что мы знаем доподлинно и насколько эти знания совпадают с картиной, представленной в фильме? Безусловно, в 391 году по рождеству Христову христианами был уничтожен языческий храм Сераписа. Безусловно, в 415 году александрийские христиане под предводительством святителя Кирилла изгнали из Александрии иудеев. Безусловно, в том же году была убита выдающаяся женщина-философ Ипатия. Чего мы не знаем и в чем, соответственно, не имеем права обвинять христиан Александрии? Скорее всего, не было ни уничтожения Александрийской библиотеки, ни убийств, сопровождавших изгнание из города иудеев. Мы не вправе обвинять святителя Кирилла Александрийского ни в подстрекательстве к убийству Ипатии, ни в каких-либо проклятиях в ее адрес. Все это не подтверждается источниками. Все это домыслы, которые создатели фильма подают как правду — и тем самым фактически сеют ложь. Впрочем, мне могут задать резонный вопрос: что, и толпы христиан, растерзавшей Ипатию, тоже не было? Увы, была. Это правда. Как же к этой правде относиться? А как к ней отнеслись христиане — современники событий? Тот же Сократ Схоластик высказался совершенно недвусмысленно: «убийства и распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову». И большинство христиан согласно с ним в том, что для Церкви случившееся — позор. Однако уже появились зрительские отзывы, в которых это убийство воспринимается в качестве аргумента против христианской веры как таковой. Но ведь и Сам Христос говорит: Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21). И обращение в христианство не делает из склонной к возмущениям толпы кроткое стадо, ведь всякое обращение есть только начало пути ко Христу и духовному преображению.

http://pravmir.ru/pravda-i-lozh-agory/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010