27. Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы. Мц. Матроны Солунской. Сщмч. Иринея, еп. Сремского. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба мц. Матроны Солунской поется на великом повечерии во вторник вечером (см. 24 марта). Накануне в пятницу вечером совершается малое повечерие в келлиях без канонов и поклонов. Кондак на повечерии – Субботы Акафиста, глас 8-й: «Взбранной Воеводе…». Примечание. «Повечерие же малое и полунощницу поем в келлиях. Канон мертвен гласа поем в гробнице» (Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). Утреня. Примечание. «Ко утрени знаменает в 4-й час нощи, молебнаго ради последования Акафиста» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Бог Господь» на 8-й глас, медленно, особым распевом, и тропарь праздника Богородицы (Триоди) : «Повеленное тайно…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения. После нее протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста: «Взбранной Воеводе…». Примечание. Акафист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита); после каждого икоса поется: «Радуйся, Невесто Неневестная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой. По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы (если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю – другие священники по старшинству). В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак «Взбранной Воеводе…», при этом отверзаются царские врата; священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми; по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-09/

7. Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы. Прп. Георгия, еп. Мелитинского. Прп. Даниила Переяславского. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба прп. Георгия, еп. Мелитинского, поется на великом повечерии в понедельник вечером (см. 3 апреля). Накануне в пятницу вечером совершается малое повечерие в келлиях без канонов и поклонов. Кондак на повечерии – Субботы Акафиста, глас 8-й: «Взбранной Воеводе...». Примечание. «Повечерие же малое и полунощницу поем в келлиях. Канон мертвен гласа поем в гробнице» (Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). Утреня. Примечание. «Ко утрени знаменает в 4-й час нощи, молебнаго ради последования Акафиста» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Бог Господь» на 8-й глас, медленно, особым распевом, и тропарь праздника Богородицы (Триоди) : «Повеленное тайно...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения. После нее протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста: «Взбранной Воеводе...». Примечание. Акафист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита); после каждого икоса поется: «Радуйся, Невесто Неневестная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой. По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы (если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю – другие священники по старшинству). В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак «Взбранной Воеводе...», при этом отверзаются царские врата; священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми; по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-20/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богослужение нехалкидонитов АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год

http://pravenc.ru/rubrics/122792.html

Вопрос: Почему в акафистах постоянно повторяется слово «радуйся»? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Как жанр христианской гимнографии акафист (от греч. акафистос; где а – отриц. частица, kathizein – сидеть; букв. «неседален») отличается не только построением, но особым радостным настроением. Объясняется это теми реальными обстоятельствами, при которых был создан первый акафист. Он был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, после победы над персам и аварами, осадившими Константинополь во главе с полководцем шахом Хозроем Сарваром в 626 году. Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен ( «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» ). В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота акафиста). Повторяющееся многократно слово «радуйся» взято из святого Евангелия. Так приветствовал архангел Гавриил Божию Матерь, принеся весть о будущем рождении от Нее Мессии: «Радуйся , Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28). В акафистах, посвященных святым угодникам, создававшимся по образцу первого акафиста, также содержится повторяющийся призыв «радуйся». Основание для этого тоже дает Евангелие. Святые подвигом веры и жизни сподобились той награды, о которой говорит Спаситель в заповедях блаженства: « Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах » (Мф. 5: 12). Составление акафиста Божией Матери предание приписывает диакону великой Константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке праздник Похвалы Пресвятой Богородицы был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Кроме субботы пятой недели Великого поста акафисты в честь Спасителя, Божией Матери и святых принято читать вне постов, во время которых христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов. К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах. 1 февраля 2010 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/33831.html

В «Апостольских постановлениях» уже упоминается и ставшее общепринятым на Востоке обозначение дней Страстной седмицы как «великих» (VIII. 33). Параллель христ. названию «В. с.» имеется в иудаизме, где субботу перед 14 нисана (иудейской Пасхой, выпадающей в разные годы на разные дни недели) называют «шаббат хагадол» (букв.- Суббота великого). Неизвестно, существовала ли эта суббота уже в I-II вв. по Р. Х. (в иудейских источниках она упоминается только со средневековья; впрочем, ср. с Ин 19. 31). Вопрос о том, установлена ли В. с. в Церкви под влиянием иудаизма, или, наоборот, иудеи заимствовали «шаббат хагадол» у христиан, однозначно не решается ( Hoffman. P. 15-35), однако в любом случае и христ., и иудейская В. с. связана с центральным событием религ. года, посвященного воспоминанию явленного Богом спасения. С IV в. В. с.- общепринятое церковное обозначение субботы перед Пасхой, хотя в нек-рых ранних текстах (напр., Мученичестве Поликарпа) этот термин еще не был настолько однозначен. В. с. в богослужении Иерусалимской Церкви кон. IV-IX в. и формирование позднейшей православной традиции Сравнительно с др. местными традициями, к-рые плохо представлены в ранневизант. источниках, сохранилось достаточно много материалов по истории иерусалимского богослужения IV-IX вв. Сведения о раннем богослужении Св. града, с одной стороны, позволяют представить себе (хотя и очень приблизительно в силу различий между местными традициями) порядок служб в В. с. на Востоке вообще, с др.- Иерусалим с его святынями, и особенно реликвиями Страстей Господа Иисуса Христа, с IV в. был центром паломничества всего христ. мира и его богослужение, в первую очередь страстное, имело широкое влияние. Камень Помазания в храме Воскресения Христова в Иерусалиме Камень Помазания в храме Воскресения Христова в Иерусалиме В «Паломничестве» Эгерии (кон. IV в.) впервые описывается богослужение В. с. в иерусалимской традиции. В ночь на Великую пятницу совершалось продолжительное бдение с шествиями по городу, день Великой пятницы также был заполнен торжественными службами.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять. В рассказе А. П. Чехова « Святою ночью» можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра. Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт— христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику. В России акафист, особый вид молитвы, появился около 916— го года. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому. Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе. Акафист Пресвятой Богородице Хвалебная песня Пресвятой Богородице, который называют « великим акафистом» и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф. Это —  13 кондаков и 12 икосов. Икосы принято начинать с греческих букв.  Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени. Текст акафиста содержится в нескольких книгах, но считается, что изначально он появился в  Триоди Постной. Его поют только один раз в году. Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют « Похвала Богородице» или « Суббота акафиста«. Существует около 30 различных редакций акафиста. В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия ( старца по имени Иоанн), а киевская версия 1627 года. Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий ( Елисей), автор перевода « Триоди постной» О том, что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века, говорит книга « Канонник» Кирилла Белозерского, которая вышла в 1407 году.

http://pravmir.ru/akafist/

Вышедшие навстречу Иисусу Христу одни видели в Нем великого пророка, другие хотели видеть Мессию; у нас же поется: " ризы постилаху Ему, ведуще, яко Той есть Бог наш " . Но кто же из богословов согласится подписаться под тем, что вышедшие навстречу Христу знали, что Он есть Бог?» 714 Неделя ваий. Повечерие. Канон. П.8. 715 Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Время Великой субботы. — ЖМП 4, 1992. С. 33—34. 716 Великая пятница. Веч. Стих.ГВ. Богородичен. 717 Великая пятница. Веч. Стиховн. 718 Великая пятница. Веч. Стиховн. 719 Великая суббота. Утр. Тропарь на «Бог Господь». 720 «Похвалы» впервые встречаются в рукописях, датируемых XIV—XV вв. См. Archimandrite Kallistos Ware. The Meaning of the Great Fast. P. 42. Протопресвитер Иоанн Мейендорф (Время Великой субботы. С. 35) датирует «похвалы» XV—XVI веками, однако эту датировку следует признать неточной. 721 Такое понимание основывается на традиционном восточно-христианском учении, выраженном, в частности, преп. Максимом Исповедником, о воле Сына Божия, которая, хотя и не идентична воле Отца, однако находится в полном единстве с последней. 722 Или «присутствие». 723 Имя «Иисус», взятое из греческого текста, в славянском переводе отсутствует. 724 Мф. 28:1—20. 725 В современной практике переоблачение происходит после чтения Апостола. По древнему Иерусалимскому уставу, священнослужители облачались в светлые одежды перед началом вечерни Великой субботы. Это было связано с тем, что во время чтения паремий совершалось крещение оглашенных. См. И. Мансветов. Церковный устав. М., 1885. С. 215. 726 О Марке Идрунтском см., в частности: И. Мансветов. Церковный устав. С. 216—217. 727 Великая суббота. Утр. Канон. П.1. 728 Великая суббота. Утр. Канон. П.1. 729 Великая суббота. Утр. Канон. П.3. 730 Великая суббота. Утр. Канон. П.4. 731 Букв. «от страшного вида он лишился голоса». Славянский переводчик понял это иначе: «страшным образом он (ад) погиб». 732 Великая суббота. Утр. Канон. П.5. 733 Великая суббота. Утр. Канон. П.6. 734 Великая суббота. Утр. Канон. П.7. 735 Вариант перевода: «ранен был ад в сердце, приняв раненного копьем». 736 Великая суббота. Утр. Канон. П.8. 737 Великая суббота. Утр. Канон. П.9. 738 Великая суббота. Утр. Канон. П.9. 739 Выражение «всеродный Адам» указывает на то, что под Адамом понимается все человечество. 740

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Юрий питал какую-то особенную любовь к Преобразившемуся Спасу, в храме которого он, вероятно, крестился, – и любил строить церкви во имя Его Преображения. Так им построена церковь во имя Преображения ещё вместе с отцом в 1116 году во Владимире Залесском 36 , потом в Москве (Спас на Бору), в Суздале и Переяславле в 1152 году 37 . Странно такое, чуть не сентиментальное, выражение пристрастия к югу, даже к церкви, где крещён, этого «великаго любителя женъ, сладкихъ пищъ и питья, который более о веселияхъ... прилежалъ», как отзывается о Юрии Татищев, точно в нём крылись уже зачатки той раздвоенности, которая путём атавизма так ярко обнаружилась в Иоанне IV. Итоги статьи В заключение, подведём итоги настоящей статьи. Мне кажется несомненным, что: 1) Поучение Владимира Мономаха написано в 1106 году 8–10-го февраля – на память непереходную св. великомученика Феодора Стратилата (8-го февраля) и переходную св. великомученика Феодора Тирона (пятница – суббота 1-й недели поста), – на погосте Волга, лежавшем недалеко от Ростова. 2) Отрывок молитвенного содержания, начиная со слов «на страшни при», – есть окончание Поучения, которое прерывается вставкою из письма к Олегу на словах: « кань и смрень не приимиши межю собою». 3) Поучение написано очень искусно, дихотомически, и изобличает в авторе знакомство с теорией сочинения и опытность в деле литературном. 4) Написано оно под сильным влиянием богослужения первой неделипоста, не без влияния и тех » книгъ кнжихъ«,из которых избирал составитель Святославова сборника 1076 г., а, может быть, и самого сборника. 5) Идею написать Поучение дали особенно паремии из притчей Соломона и бывшие в обычае послания духовенства к князьям по поводу поста. 6) Подлинник Поучения написан был на тетрадях по два двойных листа in 16°, тоесть, вершка 2 ширины и 3 длины, стало быть, формата сложенной пополам Юрьевской грамоты, или Святосл. Изб. 1076 г. так что на странице было около 205 букв (13 строк по 16 букв?) На пергаменте такого же формата он был и переписан в конце XII или начале XIII века, но переписан в сборнике, в котором занимал срединное положение перед письмом к Олегу и после какой-то неизвестной нам статьи, вероятно, также имевшей отношение к Мономаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Центром этого периода, как и в др. традициях, является праздник Пасхи (Светлого Христова Воскресения). Период Великого поста продолжается 6 недель и завершается в пятницу перед Лазаревой субботой (нек-рые источники называют последним днем Великого поста Великую среду ). Далее следует пост Страстной (или Великой) седмицы, непосредственно предшествующей празднику Пасхи. Пасхальная седмица носит название Светлой (или Новой; греч. τς διακαινησμου, букв.- обновления) и завершается праздником Антипасхи (Неделей ап. Фомы); празднование Пасхи продолжается до среды перед праздником Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи), к-рый всегда приходится на четверг и празднуется до пятницы следующей недели; период Пятидесятницы замыкают Троицкая родительская суббота, Пятидесятница (или Троица), ее попразднство и отдание и праздник Всех святых в воскресенье после Пятидесятницы, вслед за к-рым сразу начинается Апостольский (или Петров) пост. Великому посту предшествует ряд подготовительных недель. К VII в. уже существовали Мясопустная и Сыропустная недели (воскресенья) (промежуток между ними уже является приготовлением к посту, когда прекращается вкушение мяса); в IX-X вв. подготовительный период открывался Блудного сына неделей , а не позднее XI в. перед ней было прибавлено еще одно воскресенье - Неделя о мытаре и фарисее, с к-рой в наст. время начинается пение Триоди Постной (в древнем иерусалимском богослужении притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее служили чтениями самого Великого поста). Как период Великого поста, так и период Пятидесятницы имеют сложную внутреннюю структуру, особыми посвящениями отмечены все воскресенья этих периодов и большинство суббот, а также ряд седмичных дней (напр., в среду 4-й седмицы по Пасхе совершается праздник Преполовения Пятидесятницы ). Период года вне Великого поста и подготовительных к нему недель, Пятидесятницы и Недели всех святых формально считается временем, когда памятей подвижного круга нет (его принято называть временем пения Октоиха), хотя подвижный круг определяет на весь год порядок следования гласов Октоиха и утренних воскресных евангельских чтений, а в значительной степени и порядок чтения Апостола и Евангелия. Неподвижный богослужебный круг

http://pravenc.ru/text/165235.html

209. «Добротолюбие» (греч.  — букв.: «любовь к красоте») — собрание аскетических, мистических и богословских текстов святых отцов, составленное в XVIII b. святителем Макарием Нотарасом, в которое вошли наставления отцов-пустынников — Антония Великого, Макария Великого, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и многих других, а также избранные места из произведений великих богословов — Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы и др. «Добротолюбие», переведенное на славянский язык в 1793 г. и неоднократно переиздававшееся, получило широкое распространение в русской Церкви. В наибольшей степени влияние «Добротолюбия» сказалось на развитии традиции старчества, в первую очередь Оптинского. 210. Беседа на рождественском говении 4 января 1986 г., Лондон. Публ.: Альфа и Омега. 1998, 211. «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе небеснаго Бога Отца, и глаголати». Возглас священника перед пением Молитвы Господней. 212. Литургия Василия Великого. Первая тайная евхаристическая молитва священника. 213. См. сноску 110. 214. Рабби Моше бен Маймон (Рамбам, Маймонид). «Путеводитель растерянных». М.: Мосты культуры, 2000, гл. 61, с. 321—324 и др. См. также сноску 110. 215. «Царю Небесный, Утешителю, Душе (Дух) истины, Иже везде сый и вся исполняяй (вездесущий и все наполняющий), Сокровище благих (Источник благ) и жизни Подателю, прииди и вселися в ны (в нас), и очисти ны (нас) от всякия скверны, и спаси, Блаже (Благой), души наша». 216. Беседа на рождественском говении 3 января 1981 г., Лондон. Публ.: Альфа и Омега. 1996, 217. Bosco H. «L’Ane Culotte». Paris: Gallimard, 1937. 218. См. сноску 135. 219. Православный молитвослов. Вечернее правило, или Молитвы на сон грядущим, молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста «24 молитвы по числу часов дня и ночи» (См., напр.: М.: Издание Московской Патриархии, 1970). 220. Беседа на великопостном говении 16 февраля 1991 г., Лондон. Публ.: Альфа и Омега. 1997, 221. Триодь постная. Суббота сыропустная. Изгнание Адамово.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010