Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2ю Неделю Великого поста Много может усиленная молитва праведного. ( Иак.5:16 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами вспоминаем и чтим в молитвах замечательного поборника православной веры святителя Григория Паламу. Почему же во второе воскресенье Великого поста Церковь Христова прославляет и ублажает именно этого величайшего ратника благочестия? Сосуд благодати Божией, дивный угодник Господень, святитель Григорий Палама являет собой пример безупречной чистоты сердца и высоты духа, столь необходимых для каждого христианина на благодатном поприще поста, молитвенных трудов и духовного совершенствования. Вся его жизнь есть свидетельство истинной христианской веры и праведности, недаром Церковь почитает его как ангела тишины, укрощающего бурю негодований и ложных обвинений. Родился святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и в воспитании осиротевшего мальчика принял активное участие сам правитель Андроник. Григорий получил блестящее образование, освоил множество предметов, ему пророчили славную карьеру при дворе, тем более ему покровительствовал сам император. Но в 20 лет юноша принимает неожиданное для многих решение – удаляется на Святую Гору Афон и поступает послушником в монастырь Ватопед под руководство преподобного старца Никодима. Осознанно, с большим желанием Григорий принимает постриг и начинает путь подвижничества. Задумаемся, братья и сестры, о том, что двигало молодым человеком в принятии этого жизненно важного решения, в отказе от мира, его соблазнов, славы и почестей? Этот светильник Божественной благодати с юных лет в величайшем смирении и самоуничижении пред Богом ощущал свое недостоинство. Все способности и таланты, которыми столь щедро одарил юношу Господь, святой Григорий относил не к себе самому, а к Божией милости. В сердце его пылала такая искренняя и горячая любовь к Богу, что ничего более не волновало и не привлекало его в жизни. Даже привязанность к близким – к матери, к сестрам – и благодарность к императору Андронику, заменившему Григорию отца, не могли удержать юношу в семейных узах. Всей душой своей он принял призыв Господа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ). Не сразу родные приняли и поняли это решение, но потом, постепенно, осознав и прочувствовав всю значимость совершённого, последовали вдохновенному примеру: известно, что мать святителя и его сестры также приняли монашество и достойно подвизались в одной из женских обителей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   14 липня 2008 р. 11:37 14 июля память святых мучеников, чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших [Стаття] Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. 16 червня 2008 р. 12:25 16 июня День Святого Духа [Стаття] В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. 5 травня 2008 р. 11:59 Радоница день особого поминовения усопших [Стаття] Во вторник второй недели по Пасхе (в 2008-м году 6 мая), которая называется неделей Фомы, Православная Церковь отмечает Радоницу день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. 18 2008 р. 14:19 О Лазаревой субботе [Стаття] С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти. 8 лютого 2008 р. 12:33 8 февраля — день памяти святого благоверного царя Давида IV Строителя [Стаття] Сегодня отмечается память блаженной кончины одного из наиболее почитаемых грузинских святых — святого благоверного царя Давида IV Строителя, крупного государственного деятеля, способствовавшего объединению грузинских княжеств в единое централизованное государство.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого истинного бога, и посланного тобою Иисуса Христа. Ин.17:3 . Невидимые Его вечная сила и Божество от создания мира через рассмотрение творений видимы. Рим. 1:20 .   «Для меня кажется не простым и немалого духа требующим делом – каждому даяти во время житомирия слова, и с рассуждением вести домостроительство истины наших догматов, то есть, нашего любомудрого учения о мирах или мире, о веществе, о душе, об уме и умных существах, как, добрых так и злых, о Промысле, всё связующем и распоряжающемся всеми событиями; также о первоначальном нашем устроении и о последнем воссоздании, о преобразованиях и истине, ими преобразуемой, о заветах, о первом и втором Христовом пришествии, о воплощении, страданиях и смерти Христовой, о воскресении, о кончине мира, о суде и воздаянии; а главное, чему должно веровать, – о начальной, царственной и блаженной Троице». Св. Григорий Богослов . Отдел первый. О шестидневном творении мира и человека, и о Боге, Творце их и Промыслителе 1. Вступительная Возлюбленные братья! Когда вижу, как вы каждый воскресный и праздничный день собираетесь в храм Божий, не смотря ни на какую погоду и на различные житейские занятия, вижу ваше многолюдство, благоговейное стояние и усердные молитвы, то невольно воспоминаю время, когда жил на земле и учил Господь наш Иисус Христос . В то время, где ни являлся Господь, народ толпами собирался к Нему или послушать Его учение, или получить исцеление от недуга, или только взглянуть на Его Божественный лик; целые тысячи народа шли за Ним в горы и пустыни, чтобы только не разлучаться с Ним и подольше насладиться беседою Его. Что же Господь наш? О, Его благое сердце наполнялось любовью и состраданием к этим простым и добрым людям. Он отверзал тогда Божественные уста Свои и учил народ, как говорит Евангелист, много и долго. Иисус увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. ( Мк. 6:34 ). Ах, братья, как счастливы были эти люди, которые внимали учению из уст самого Господа! С ними говорил Сам Бог, они слышали то, чего желали бы послушать Авраам и все праведники, о чем не только не слыхали, но чего даже и в уме не представляли величайшие мудрецы древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Скачать epub pdf Память святого Апостола Иуды, брата Господня по плоти Память 19 июня Святой Апостол Иуда принадлежит к числу 12 учеников Господа. Он происходил из племени Давида и Соломона. Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете от праведного Иосифа, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия 4041 , – дочь Аггея, сына Варахиина, брата святого Захарии, отца святого пророка и предтечи Господня Иоанна. Сей Иуда был братом святого Апостола Иакова Праведного, предстоятеля иерусалимской церкви 4042 . Святой Апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым, то есть братом Апостола Иакова 4043 . Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил пред Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием. Что Иуда согрешил маловерием, об этом свидетельствует святой Иоанн Богослов, говоря: «Ибо и братья Его не веровали в Него» ( Иоан. 7:5 ). Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт 4044 разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит: – Поношение доставляли Ему – т. е. Христу – и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? – От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним. Итак, отсюда ясно, что Иуда согрешил пред Господом своим маловерием. Но Иуда, кроме того, оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия. Когда Иосиф, по возвращении из Египта, стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, – тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифовы не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын – святой Иаков принял Его в совместное владение частью своею и оттого назван потом братом Божиим. Сознавая эти свои прежние грехи – маловерие и небратолюбие – Иуда и не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» ( Иуд.1:1–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Слово на праздник Вознесения Господня О перенесении скорбей; милость Божия очевидная в скорбях. Гибельность ереси Оригена , отрицающего вечные мучения Когда мать снимает младенца с груди своей, то он нередко горько плачет; ему кажется, что мать навсегда оставила его и все для него погибло. Но когда мать опять берет к себе младенца и заключает его в свои объятия, то нет предела его радости. Подобное сему, по словам св. Иоанна Златоуста , бывает и в нашей жизни, когда Господь посещает нас тяжкими скорбями. Тогда и нам кажется, что Господь оставил нас навеки, все кончено, нет нам никакой радости, никакого просвета и мы погибли. Но не для гибели нашей Господь посылает нам тяжкие скорби, а для нашего вразумления, для испытания нас в вере и для нашего спасения. Разве Господь может оставить нас, когда Он сказал: «Не оставлю вас сиры: прииду к вам» ( Ис. 14:18 ). «Се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Эту мысль, что Господь никогда не оставит нас, что Он всегда с нами Своим заступлением, Своею радостью, св. Церковь выразила в словах настоящего праздничного кондака: «...вознеслся еси в славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Если бы мы с вами, мои возлюбленные о Христе чада, почаще читали Библию , то у нас никогда не было бы мысли об оставлении нас Богом во время наших скорбей. Из библейских примеров мы знали бы, как дивно промыслительная десница Господа проявлялась в жизни истинных рабов Божиих, когда они переживали тяжкие скорби, беды и всевозможные напасти. Библия повествует, какие несчастия терпел чуть ли не с самого своего детства Иосиф Прекрасный. За то что печать особенного божественного избрания была на нем, братья сильно ему завидовали и наконец решились погубить его. По совету старшего брата Рувима, прочие братья отказались от своего страшного замысла. Они его не убили, но бросили в пустой колодезь, а затем продали проезжавшим в Египет мадиамским купцам. Здесь, в Египте, с Иосифом случилось новое страшное бедствие. По клевете на него блудной жены вельможи фараона Пантефрия, его чуть не убили, и он был брошен в темницу. Но Господь не оставил Иосифа, и в силу дивного божественного промышления он был освобожден из темницы, а затем сделался правителем всего Египта. Этого мало. Он спас от голодной смерти всех своих братьев и отца, которому Господь даровал неизреченную радость увидеть в живых своего самого любимого сына Иосифа, и в такой славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Слово Святейшего Патриарха Алексия в день интронизации 10 июня 1990 года 9 июня 2005 г. 18:39 Ваше Святейшество, Преосвященные архипастыри, представители Поместных Православных Церквей, члены Освященного Собора, всечестные отцы, братья и сестры, уважаемые гости и вся возлюбленная наша паства! С чувством любви о Христе благодарю за участие в нашем церковном торжестве и за братское приветствие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илию П. Сердечно благодарю моих собратьев и соработников, членов Священного Синода, за глубоко тронувшие меня слова поздравлений. Принимая от вас знаки патриаршего достоинства, я с особым благоговением опираюсь на священный жезл Предстоятеля Церкви Русской святителя Московского Петра, всея России чудотворца. Я благодарю за приветствия представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Болгарской Святых Апостольских Поместных Православных Церквей при Московском патриаршем престоле. Мы рады видеть среди нас Глав и представителей христианских Церквей нашей страны, воспринимая их соучастие как знак нашего общего стремления к единству во Христе и как свидетельство братства, объединяющего нас. В сей день, сознавая всю ответственность пред Богом и Его Церковью, со страхом и трепетом вступаю на Московский Первосвятительский престол, ибо сознаю, что не по делам и заслугам моим выпал мне сей жребий, но по воле промышляющего о нас Пастыре-начальника Господа Иисуса Христа. Исповедуя свою немощь, возлагаю всю мою надежду на врачующую благодать Божию, даруемую нам в Духе Святом. Усердно молюсь и взываю ко Господу об укреплении духовных и телесных сил. Уповаю на покров и предстательство Пречистой Божией Матери. Молитвенно обращаюсь также ко всем святым, нашим ходатаям перед Престолом славы Божией, а наипаче к святым предшественникам моим, осеняющим Церковь нашу своими богоугодными молитвами. Обращаюсь к вам, возлюбленные во Христе архипастыри, всечестные отцы, братья и сестры, ко всей богодарованной мне всероссийской пастве со смиренной просьбой о духовной помощи и молитвенном содействии в моем служении Святой Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/23965.html

Три архипастыря Луганской области обратились к народу с призывом о мире 18 апреля, 2014. Новостная служба Призываем все стороны конфликта ради Великого и Светлого праздника Христова Воскресения воздержаться от силовых действий, каких-либо провокаций, нагнетания страха и тревоги среди людей 18 апреля. ПРАВМИР. Архипастыри Луганской области обратились к верующим с призывом научиться любить ближних и остановить противостояние. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5,1-7) Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Мы стоим на пороге величайшего праздника всего православного мира – Светлого Христова Воскресения. Наш Господь пришел на землю, чтобы через Свои страдания, Свою смерть и Воскресение открыть человеку возможность духовного совершенствования и общения с Богом. Христос воскрес, и через Его Воскресение мы становимся народом Божиим, народом помилованным (1 Пет. 2, 9-10). Но враг рода человеческого всячески старается омрачить эту великую христианскую радость. Сегодня вокруг нас развиваются очень тревожные события, которые перерастают в прямое противостояние и кровопролитие. В последнее время до предела обострились общественные нестроения на Юго-Востоке Украины. Единокровные братья смотрят друг на друга сквозь прицел автомата. Ненависть наполняет сердца людей, которые еще вчера жили в дружбе и согласии друг с другом. Почему это стало возможным? Не потому ли, что в нас охладела вера в Господа, и что во главе своих жизненных ценностей мы ставим преходящие материальные блага, имеющие своим следствием появление равнодушия, эгоизма, пренебрежения к ближним. «Политические распри,- как об этом сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, — привели к конфронтации и разделениям среди людей, в том числе связанных общей верой». Мы молимся о том, чтобы те, кто стоит у власти, услышали голос народа и без всяких ультиматумов, с надеждой на мирное разрешение конфликта сделали все от них зависящее, чтобы найти компромисс, который бы помог избежать дальнейшего кровопролития и человеческих жертв.

http://pravmir.ru/tri-arhipastyirya-luga...

Н. Орлин 1. Писатель послания Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб... (1:1). Надписание послания не даёт знать, какой Иаков был писателем послания. Но, согласно с древним преданием и лучшими толкователями можно считать несомненным, что писателем послания был Иаков, брат Господа и епископ иерусалимский (Евсевий, Ц. И. II, 23; Иероним, de vir. illustr. 2; св. Епифаний, бл. Феофилакт). Брат Иуды, Иосии и Симона ( Мф. 13:55 ; Иуд. 1:1 ), по мнению св. Епифания, сыновей Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, от первой его жены, он был воспитан в строгом уважении к закону Моисееву и получил название, как и отец праведного. Быть праведным (δκαιος) у евреев значило – постоянно изучать заповеди и постановления закона Моисеева, волю Божью, открытую в нём, и ходить во всех заповедях и постановлениях Господа непорочно ( Лк. 1:6 ). Следовательно, имя „праведный», данное Иакову иудеями, значило, что он был не только справедлив, честен, добр, но был строгим исполнителем и всех ветхозаветных обрядовых требований закона Моисеева, например, о десятинах, субботе, посте, очищении, хождении в праздник в Иерусалим и проч. Вместе с ревностью ко всему святому, среди нравственных свойств его характера должно отметить также его глубокое смирение и скромность. Этими чертами отличался и характер брата его, Иуды. Егезипп (у Евсевия) сообщает предание, что он был назореем 2 . ещё большее значение его личности среди назореев евреи всегда смотрели с особенным Этими чертами отчасти объясняется и его отчуждение от Господа при Его жизни. Ев. Иоанн Богослов говорит, что братья Господа ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3 не веровали в Него ( Ин. 7:15 , ср. Мф. 13:57 , Мк. 6:4 ; Лк. 4:24 ; Ин. 4:44 ). Они, можно думать, с предубеждением смотрели на отношение Господа к „преданиям отцов», к нарушению Им правил левитской чистоты, например, к Его прикосновениям к телам умерших, к прокажённым и пр., к Его дозволению есть неумытыми руками, Его учению о безразличии чистой и нечистой пищи, к Его нарушению субботы и пр. – Первый раз Иаков и Иуда встречаются как последователи Господа после Его вознесения, в горнице Иерусалимской ( Деян. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению) Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. ( 1Кор.11:26 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Великий Четверг, благословенный день Святой Трапезы Господней, мы слушали с вами вдохновенные строки Первого послания апостола Павла к коринфянам (см.11:23 32), в которых верный последователь Христов говорит о важности достойного причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Строки этого послания необыкновенно интересны для нас, поскольку, с одной стороны, они повествуют о Тайной вечере Господней и, с другой стороны, что особенно важно, содержат первую запись слов Господа нашего Иисуса Христа, установившего для всех Своих последователей таинство Святого Причащения. Ведь известно, что Послание апостола Павла к коринфянам было написано до создания самого раннего Евангелия. Почему же апостол Павел напоминает христианам Коринфа об установлении таинства Евхаристии? Со временем они стали забывать великое значение вечери любви, превратив ее в простой ужин, упиваясь и объедаясь. Чтобы пробудить в них чувство стыда, апостол напоминает: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Первоверховный Павел говорит, что Причащение Святых Христовых Таин есть святое таинство Церкви, которое дано нам непосредственно от Господа нашего Иисуса Христа. Апостол подчеркивает: от Самого Господа принял то . Как должно понимать это высказывание? Ведь мы знаем, что он не был непосредственным свидетелем Тайной вечери. Если бы апостолу Павлу рассказали о ней другие апостолы, то он так бы об этом и написал, для чего надо было говорить: я принял . Разумеется, употребляя личное местоимение, апостол указывает на действительно имевшее место откровение от Господа, которое было ему.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

1877 Поучение в навечерие Рождества Христова 33 Христос с небес, срящите (Ирмос праздника) Братья! Давно уже мы слышим эти слова церковной песни: Христос с небес, срящите. А завтра у нас и тот день, к которому так долго приготовляла нас Святая Церковь наша. Но приготовились ли мы к тому, чтобы достойно встретить праздник Рождества Христова и сретить Самого родившегося Господа? По-видимому приготовились, потому что много мы в эти последние дни заботились о том, чтобы купить что нужно к празднику для дома, вымыть и убрать свои жилища, приготовить себе новое праздничное платье и запастись лишними деньгами на нужды и расходы праздничные. Иные же, богатые, быть может, немало заботились и о том, чтобы устроить на праздник повеселее вечерок и поприятнее провести все время праздничное. В этом едва ли не состоит и все наше приготовление к такому великому празднику и сретению родившегося Господа. Но заботясь о приготовлении к празднику многоразличных яств и питий, позаботились ли мы, прежде всего, о том, чтобы приготовить к празднику пищу и питие для души своей? Вымывая и украшая к празднику свои жилища, позаботились ли мы о том, чтобы покаянием и слезами омыть греховную скверну души своей, очистить свое сердце от всех похотей лукавых и украсить свою душу добродетельным житием? Приготовляя новые одежды для своего тела, позаботились ли мы хоть сколько-нибудь об одеянии души своей, подумали ли мы о том, чтобы своими делами милости ради праздника прикрыть греховную срамоту души своей? Запасаясь деньгами на нужды и расходы праздничные, запаслись ли вместе с тем усердием к молитве, богомыслию и благотворительности? Готовясь на праздник встречать и угощать званых и незваных гостей, приготовились ли мы встретить в своих домах со всем усердием и благоговением великого Гостя, Самого родившегося Господа под символом животворящего Креста Его, приносимого служителем алтаря от престола Господня? Задумывая устраивать вечера и пиршества для своих родных и знакомых во время праздников, подумали ли мы о том, чтобы устроить в своем доме вечерю для Самого Господа в лице меньшей братии Его? Намереваясь повеселее и поприятнее провести наступающее праздничное время, вспомнили ли мы о том, что среди нас есть немало таких несчастных, которые, быть может, и в эти великие дни не будут осушать глаз своих от слез, стоная под тяжестью нищеты, болезни, старости или какой-нибудь скорби душевной, и подумали ли мы о том, как бы ради таких великих дней хоть одному из этих несчастных отереть слезы?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010