Теперь тебя спрошу, христианин: носишь ли ты на теле своем подобный Апостольскому крест? Носишь ли в сердце своем? Не говорю и не спрашиваю: носишь ли крест на шее, – знаю, что носишь, ибо на тебя возложили этот крест еще при крещении. Носишь ли на спине – на теле своем от врагов твоих и гонителей. Не о тех побоях я спрашиваю, которые ты когда-либо получил в питейном доме, в пьяном виде; но те побои, которые ты получил бы напрасно и притом ради Христа, – за то, что ты старался пьяного сделать трезвым, развратного – целомудренным, нечестивого – благочестивым, гордого – смиренным, завистливого – любвеобильным; болел ли ты когда сердцем о том, что брат твой не ходит в церковь , не читает св. Евангелия, не говеет, не перестает грешить, не перестает воровать, бранить ближнего, осуждать, клеветать, – страдал ли ты душой, видя брата утопающего в грехе беззакония, пьянства, разврата, и живущего по примеру идолопоклонников? Терзалось ли твое сердце тогда, когда ты видел брата Христова в гладе, в хладе, в нищете и бедности? Плакал ли ты, когда видел его в ранах, в язвах, в горе, в несчастье гонимого, оклеветаемого, всячески озлобляемого? О, если ты так сострадал твоему ближнему и к брату Христову; то ты поистине крест носишь в сердце своем; что ты действительно распинал себя для мира. А если ты еще презрел мир и его удовольствия, если ты вместо роскошного стола вкушаешь хлеб да воду; если вместо мягкой постели камень подкладываешь в свое изголовье; если вместо разных напитков употребляешь одну воду; если вместо высоких палат живешь в убогой землянушке. Если холод и голод переносишь со смирением. Если отвергаешь всякую роскошь и прихоть; если вместо модных нарядов рубища покрывают твое тело; если ты в болезнях и ранах покоен и весел; если, как Иову, гноище есть твой одр, твоя постель, твое местопребывание, о! Тогда поистине мир для тебя распался, ибо ты его презрел, отверг, отдалил от себя. В сердце, говорю, носишь ты крест, а не на шее только, в сердце, когда оно у тебя постоянно болеет, терзается, мучится о спасении твоем и твоего ближнего. Тогда ты только истинный крестоносец; а если ты имея его только на шее, а не имеешь его в сердце, если с ним же вместе посещаешь питейный дом, ресторации, клуб, театр; с ним же напиваешься, с ним же утопаешь в блате грехов, с ним же похищаешь, обманываешь, гневаешься, злословишь, осуждаешь брата; какой ты крестоносец? Ты разбойник, висевший на кресте, но не покаявшийся, ты почти повторяешь его слова: «спаси себя и меня, вора, пьяницу, развратника, – спаси меня насильно, а сам я не хочу спастись, насильно спасай меня и себя». Подумай: не есть ли это поругание над крестом и Христом? Не значит ли это самого Христа делать участником, орудием своих беззаконий? О! Явится этот крест некогда на тебе, и увидит его всяко око, и те, которые в настоящей жизни вновь распинают Христа своими грехами – и тогда-то восплачутся все племена земные, и мы восплачемся; но слезы тогда будут бесплодны, бесполезны для нас. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Как бы восполняя этот пробел — отсутствие воспоминаний многих и многих прошедших мимо нее людей, бабушка нередко в своих рассказах ссылается на них, говоря: «…слыхала от бабушки…», «…слыхала от стариков…», «…помню по рассказам…», «Вот что мне рассказывала про бабушку Евпраксию Васильевну наша мамушка…», «…говорят, что еще при Петре I…», «…сказывала мне его дочь…» и т. д. и т. д. И в тексте книги после таких отсылок появляются замечательные вставные новеллы, исторические анекдоты, предания и просто случаи из жизни. Все это позволило ее внуку сказать в предисловии к книге: «Она живо помнила все предания семейства, восходившие до времен Петра I, и рассказывала с удивительною подробностью, помня иногда года и числа: кто был на ком женат, у кого было сколько детей, словом сказать, она была живою летописью всего XVIII столетия и половины XIX» (с. 5)» И что самое замечательное: благодаря своей изумительной памяти бабушка сохраняет в этих рассказах не только колорит эпохи, но и живой язык своих современников. Вот как говорит, например, у нее Н. Б. Юсупов. Касаясь размолвки между ним и его другом графом Ф. В. Ростопчиным и вздумавшим «подслужиться» к Юсупову неким «менялой», который стал «Юсупову говорить дурно про Ростопчина», бабушка как бы цитирует: «Вот что, мой любезный, я скажу тебе: хотя мы с графом теперь и не в ладах, но я не потерплю, чтобы мне кто-либо про него злословил, и я вполне уверен, что и он тоже этого не допустит; не теряй времени даром у меня, и если хочешь бранить его, ищи себе другого места, а в моем доме его нет для злоязычников» (с. 171). А вот речь ключницы Акулины, хранившей в 1812 г. господское добро в подмосковном имении, о казаках, справлявшихся, «нет ли чего съедобного, а главное — нет ли хмельного»: «Ну, матушка, в раззор разорили, бездельники, ничего не оставили, кричат: подавай ключи, — не лучше неприятеля, только бы им есть да бражничать. Легко ли, сударыня, сколько их было: тридцать человек!» (с. 176). не оставалось сомнений в подлинности сохранения внуком всех особенностей языка бабушки, приведем лишь одну ее фразу с подстрочным примечанием Благово: «Александр Данилович за погребение своей матери поднес преосвященному Льву панагию, а в монастырь была заказана поминовенная служба на год ; и что же за все это? только двадцать пять рублев в год». «Бабушка, — отмечает Благово, — постоянно и говорила и писала: рублев, а не рублей; много делов, а не дел, и хотя слышала, как говорят другие, не изменяла своей привычки» (с.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И начинается эта другая жизнь. Начинается зачастую не с мистики, не с чудес и ангельских откровений. Скольких поклонников тайных знаний, ожидающих от Церкви призыва бросить семью, работу, все!!! - чтобы погрузиться в мистическое созерцание, ждет здесь разочарование! Вместо " иной реальности " им предлагали сначала научиться любить своих жен и мужей, пап и мам, не бросать " неинтересную " работу, прекратить злословить и бранить окружающих людей (в то время как мы считаем в порядке вещей " костерить " всех - от президента до нашего лучшего друга)! Им скажут, чтобы учились не обижать и не обижаться. Чтобы, в конце концов, прекратили считать себя центром, вокруг которого все должно вертеться! Вслед за этим напомнят о ДИСЦИПЛИНЕ церковной жизни, в которой не молиться и не исповедоваться - это все равно что в жизни не мыться и не следить за своим телом. И молитва, кстати, не оказывается сразу источником блаженных откровений. А на неопределенное время станет частью каждодневного труда - совершать который кажется также " бессмысленно " , как просить прощения у своей " надоедливой " жены, которая " вечно на все обижается " . Но именно в правильном отношении к обыденной жизни и открывается путь, который может стать настоящим подвигом веры. Церковь говорит человеку: " Пойми, все, что происходит с тобой - это не сон, не набор случайностей. Ты не один, ты должен понять это и полюбить тех, кто тебя окружает. Признать их В САМОМ ДЕЛЕ такими же, как ты сам. Ведь себя то ты все время жалеешь, оправдываешь, прощаешь! Ты неспособен на ПОСТУПОК ради другого человека, потому что тайно или открыто считаешь себя выше всех! Научиться любить - значит начать подлинную жизнь. Когда начинаешь сочувствовать даже тому, кого другие презирают, когда готов поступиться своей карьерой ради " чужого " человека, когда реальная жизнь с реальными людьми (а не книги, фильмы, фантазии, тайные страсти и погоня за ними) приобретает значение и смысл - тогда открывается " путь наверх " . Обычно мы живем именно фантазиями и потрясениями. Где шок, страсть, буря эмоций - там истинная жизнь, кажется нам... Но это просто доказательство омертвения наших чувств, нашей души. Так внезапно оглохший человек кричит, вместо того, чтобы просто разговаривать. Но если бы мы, думая о жизни, так же не забывали о возможной внезапной смерти, как к этому призывает Церковь - мы оценивали бы каждое свое слово, замечали даже легкий жест, умели бы внимательно слушать самые тихие звуки...

http://foma.ru/razgovor-nachistotu-chast...

23.23. Как понимать «блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное»? – Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное. Изгнанные за правду – люди, которые так любят жить по правде, то есть по Божиему Закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат блаженство в Царствии Небесном. 23.24. Как понимать «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех»? – Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах. Здесь Господь говорит: если вас будут поносить, издеваться над вами, бранить, бесчестить и лживо говорить о вас худое, клеветать, несправедливо обвинять, и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства. 24. О Символе веры 24.1. Что такое Символ веры? – Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2–7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни. 24.2. Как и почему был составлен Символ веры? – С апостольских времен христиане пользовались так называемыми символами веры для наставления оглашаемых (имели крещальный характер) и в полемике с еретиками. В Древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. B IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором – остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Умирающий, приподнявшись на одре, рассказал братии, что ангелы, представ перед смертный одр его с рукописанием его грехов, требовали от него оправдания в них. Но инок мог сказать им только одно: «Я грешен; но с тех пор как стал иноком, я никого не осудил, ни к кому не питал злобы: и потому надеюсь, что совершится надо мной слово Спасителя: не судите, да не судимы будете!» И ангелы разодрали рукописание его грехов (Чет. Мин., 30 марта). О прощении обид ближнему Когда ты становишься на молитву, когда хочешь просить у Бога прощения себе в грехах, то вспомни прежде всего, прощаешь ли ты сам ближним твоим их грехи против тебя; забываешь ли их обиды, притеснения, оскорбления, несправедливости, которые терпишь от них. Если ты им не прощаешь, то нечего и себе просить прощения: Господь не простит. Он прощает нам, когда мы прощаем другим; Он оставляет нам долги наши, когда мы оставляем должникам нашим (прот. Р. Путятин ). «Любите врагов ваших» (Лук. 6, 27) Это слово Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, заповедь Его к нам. Кто тебя злословит и поносит, того ты благословляй и хвали. Кто зла желает тебе, тому ты добра желай. Кто тебя обижает, тому ты добро делай и молись за него. А ведь трудная эта заповедь, братия? Нам ли, грешным, хвалить того, кто нас обижает? Станет ли нашей воли делать добро тому, кто нам делает зло? Мы и тем, кто нам никакого зла не пожелал и не сделал, мало добра желаем и делаем. А если кто чем-либо нас огорчит, то наше сердце как пучина закипит: выйдем из себя и начнем злословить и поносить. Иной начнет бранить обидчика всякими словами скверными, угрожать ему тем и другим, желать ему всяческих несчастий; а если у него больше силы, чем у обидевшего, он готов задушить его. Любить врага! Да мы и друзей-то своих от чистого ли сердца любим? Не на словах ли только? Не за то ли, что они оказывают нам услуги, помогают нам в нуждах, не оставляют в напастях, словом – делают нам всякое добро? А если случится, что друг нам не пособил в чем-нибудь, мы и на него готовы напасть со всяким злословием и зложеланием.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

49 Он не раз говорил, что лучше отдавать цвет своей юности другим, чем срывать его с других, ибо это последнее пагубно как телу, так и душе; злословил он даже о Сократе, говоря так: «...если он желал Алкивиада и воздерживался, то это глупость, а если не желал его и воздерживался, то в этом нет ничего особенного». Он говорил, что дорога в Аид легка, потому что на нее вступают с закрытыми глазами. Алкивиада он порицал за то, что, когда он был мальчиком, ради него мужья бросали жен, когда стал юношей – жены бросали мужей. В бытность свою на Родосе он учил философии афинян, приезжавших туда учиться риторике 359 ; на вопрос, почему он это делает, он отвечал: «Как я могу продавать ячмень, если привез пшеницу?» 50 Он говорил, что если бы Данаиды носили воду не а продырявленных, а в целых сосудах, это было бы им более тяжким наказанием. Когда один болтун просил его помочь ему на суде, он сказал: «Я исполню твою просьбу, если ты защитников пришлешь, а сам не придешь». Однажды он плыл по морю вместе с другими людьми и попал вместе с ними в плен к пиратам. Спутники стали плакаться: «Мы погибли, если нас узнают». – «А я погиб, если меня не узнают», – сказал Бион. Самомнение, говорил он, – помеха успеху. Про богатого скупца он сказал: «Не он владеет богатством, а оно им». Он говорил, что скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое. 51 В молодости, говорил он, можно отличаться мужеством, а в старости надобно зрелое разумение. Разумение же, по его словам, настолько превосходит все остальные добродетели, насколько зрение – остальные чувства. Он говорил, что не следует бранить старость: ведь мы и сами были бы рады дожить до старости. Увидев завистника мрачным, он сказал ему: «Не знаю, то ли с тобой случилось что-нибудь плохое, то ли с другим – хорошее». Безрадостность он считал плохой подругой свободоречию: Оно и смельчака порабощает 360 . Друзей надо выбирать осмотрительно, чтобы не подумали, что мы общаемся с дурными людьми или отвергаем хороших.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Но чтобы подавить в ребенке своеволие и приучить к беспрекословному послушанию, для этого отец и мать должны быть в своих приказаниях и запрещениях совершенно согласны. Мать не должна дозволять того, что запрещено отцом, и наоборот, отец не должен, хотя бы только в шутку, бранить мать за то, что она отказала в чем-нибудь ребенку. В противном случае на них исполнятся слова Писания: когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления? ( Сир.34:23 ). Если христианские родители желают, чтобы их дети оказывали послушание, то следует внушать им уважение и должное почтение к себе. А для этого отец и мать должны так держать себя во всех словах и делах своих пред детьми, чтобы они, по заповеди Божией, питали к родившим и воспитывающим их глубокое почтение и благоговение. Этого, конечно, нельзя достичь путем вспышек и резкого проявления гнева, путем шума, брани и проклятий. Этим можно поселить в детях только страх, а не уважение, добиться только временного, а не постоянного послушания. Сын или дочь – они уже знают, что когда пройдет гнев отца, минует раздражение матери, тогда они уже не будут строго настаивать на исполнении своих приказаний. Но так же мало, как и чрез вспышки гнева, родители могут внушать надлежащее уважение к себе, если они слишком много шутят с детьми и редко бывают серьезны с ними, если отец, например, дозволяет малютке трепать себя за волосы, бранить или бить себя, говорить в шутку дерзкие и непристойные слова и т.п. Не напрасно мудрый Сирах делает в своей книге такое предостережение: есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их, и не показывай им веселого лица твоего ( Сир.7:26 ), и в другом месте: лелей дитя, и оно устрашит тебя, играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими ( Сир.30:9–10 ). Сказанное отнюдь не означает того, что родителям не нужно быть ласковыми и любезными к детям, что нельзя время от времени дозволять даже и невинных с ними шуток; нет, мы желаем только предостеречь родителей от чрезмерной фамильярности, панибратства и излишних шуток со своими детьми. Строгость и серьезное обращение, при всей нежности не допускающие чрезмерной вольности в обращении детей с родителями, безусловно необходимы для доброго воспитания. Родители должны ожидать от своих детей почитания и уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Но ты скажешь: Неужели я не должен ничего говорить брату, когда он, делая что, оскорбляет меня? Не повелел ли и Сам Господь: «если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его» ( Мф.18:15 ). Это дело совсем другое – обличать брата для исправления его; это делать не обленись, хотя бы со стороны брата предстояло и огорчение; но при этом не будь суров, а лучше покажи ему свое сердоболие и его неразумие постарайся уврачевать Страхом Божиим. Если же, делая ему замечание, сам приходишь в гнев на него, то знай, что, не спасая его, ты погубляешь и себя, ибо обличать грешника с гневом и бранью не значит исправлять его, а то же, что грех его навлекать на себя. «Ибо каким судом судите, – говорит Господь, – таким будете судимы» ( Мф.7:2 ). Потому лучше представь его неправду на Его Суд, покажи свое отвращение от греха, а не от грешника, и если он покается, то скажи: «Не унывай, Бог простит тебя; остерегайся только этого не делать». Кротко и человеколюбиво нужно наставлять порабощенных греху и угнетаемых дьяволом , не гневаться на них, но сострадать им, сожалеть о их несчастье. Сему показал нам пример Сам Господь, Который молился за врагов: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Сими словами Господь научает нас тому, что враги делают нам зло по неведению. И, действительно, если бы они знали, что ожидает их в вечности за злые их дела, то никак не решились бы делать и даже желать зла кому-нибудь; но они, бедные, не знают, что, делая зло другим, они вредят больше себе. Ибо не те будут мучиться вечно, кои терпят зло от прочих, но те, кои наводят зло другим. Итак, если у тебя доброе сердце, то ты непременно позаботишься о спасении брата, злотворящего тебе, а не гневаться на него, не бранить его будешь. Да как тебе не совестно бранить того, за которого Христос из сожаления к нему умер? Как не позаботиться о его и о собственном своем освобождении от долгов! Впрочем, если ты добрую имеешь душу, то этому не нужно тебя учить, также и тому, что делать и как говорить с должником своим. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» ( Лк. 6:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010