Где бы ни жил, к нему стекались люди со всей округи: у кого скотина заболела, кто сам занемог, кому Бог не дает детей. Старец помогал молитвой и добрым словом. Подсказывал в выборе жениха и невесты, у кого украли имущество – помогал найти воров. В Наруксове он был в церкви старостой. После революции Сметанины попали под раскулачивание, дом был отобран, и в нем поочередно размещались почта, аптека, сберкасса, тюрьма (КПЗ), так как в доме были подвальные помещения. Старца Михаила хотели посадить в тюрьму. Все годы безбожия он вынужден был прятаться, скрываться. В тяжкие годы гонений на христиан он укреплял в людях Веру в Бога, учил жить и соблюдать Заповеди Божии. Нескончаемый поток больных шел к нему с утра и до вечера. Каждого учил, как молиться, чтобы исцелиться. Немолящихся обличал и учил: «Двадцать поклонов Спасителю, двадцать поклонов Богородице и двадцать поклонов всем святым, и остальные поклоны – кому хочешь за родных и близких. После смерти Старца было родственникам сновидение с предсказанием, что он выйдет ключами. Сон повторился. Было еще одно предсказание, что гора – святая. Она у села Хабарского, где Старец жил, учил, лечил, отчитывал, изгонял бесов из больных, исцелял недужных, утешал страждущих. Выступая на могиле Старца Михаила 22 декабря, протоиерей Георгий Бакшаев, настоятель храма мучеников и исповедников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских чудотворцев, отметил крепкую Веру Старца Михаила, как бесы боялись его, трепетали, исцелял и изгонял их из людей. «И если посмотрим на современный народ, - продолжил отец Георгий, - на нас с вами, докатились. Все потеряли, все растеряли. Слабоверные, маловерные, сомнительные. Во что угодно верим. Любим что-то тоже земное. А Господь говорит: «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим и душою больше всего на свете». А мы привязались к разным грехам и страстям, земным услаждениям. И тем самым теряем крепость Духа, души и тела. И поэтому, вспоминая Слова Святого Евангелия, «по вере вашей да будет вам», какая у нас вера, то и получаем. А раз мы ничего не получаем, значит у нас нет веры. Господь говорит: «Была бы у вас вера с горчичное зерно, не только там чего-то там получали, какие-то наши просьбы, горы переставляли бы.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/26/...

По тому же верхнему краю, в заворот к стене, следующая надпись: «В лето 7099, месяца Мая в 15 день, убиен бысть Благоверный Царевич, Князь Димитрий Иванович Углецкий Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии сын, повелением Бориса Годунова, от Никитки Качалова, да от Данийлки Битаговскаго с товарищи. И принесены быша мощи его честные с Углеча в царствующий град Москву, лета 7114, месяца...».(Конец надписи закрыт гробницею Царя Алексия Михайловича). Такая же точно надпись вырезана на камне при возглавии раки, на западной стороне. В полукружии сени вырезаны следующие слова: «При державе Благовернаго и Христолюбиваго Государя, Царя и Великого Князя Василия Ивановича всея Руси, в первое лето государствования его». В соборной ризнице хранятся ожерелье и тафья, или шапочка Царевича, суконная червчатая с запоной; в описи 1701 г., об ней значилось, что принесена в собор стольником Алексеем Нарышкиным и отдана ключарю от лица Императора Петра I, что прислана от него сия тафья, которую носил Благоверный Царевич Димитрий. 2 . На той же стороне у другого столба стоит на возвышении рака с мощами св. мучеников Монгольско-Татарского времени, под спудом Благоверного Князя Михаила и Боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев. Лики их изображены искусною кистью академика Козлова на медных дсках гробницы и на стене. На самой раке в круге была следующая надпись, сочиненная, по свидетельству Н. Н. Бантыш-Каменского, Архиепископом Московским Амвросием (?): «Во славу Триипостасного Бога, в честь приснопамятному Святому Михаилу Черниговскому от корене Равноапостола Владимира Великого в седьмой степени Произшедшему За веру и отечество с другом своим Федором болярином в Орде от Батыя в 1244 лето 20 сентября, Пострадавшему, Из Чернигова в столичный град Москву Принесенному, зде же с Державными своими сродниками Почивающему, Благочестивейшая, великая победами и миром превознесенная Императрица Екатерина вторая, всех единоверных, греко-восточных христиан надеждо, покров и избавление, силу Оттоманский Порта Низложившая, Неприступную Бендерскую крепость в прах и пепел Обратившая», Победоносное свое оружие за Дунай Распространившая, Созжением и совершенным турецкого Флота в Архипелаге при Чесме истреблением Прославившаяся, Молдавии, Валахии и Архипелажским островам вожделенные выгоды Утвердившая, Народам, обитающим в Крыму, в Кубани и Тамане свободу Даровавшая, Одержанием пристаней Керчи, Эникули, города Кинбурна, к новым промыслам и кораблеплаваниям в Черное и Белое море путь Отверзшая, Возобновляя древние града Кремля здания новым великолепием, Сию раку В торжественное изъявление преславно заключенного с Портою Оттоманскою, июля 10 дня, 1774 году мира, и в знак истинного своего благочестия, пламенеющей к Богу благодарности

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

I. Покровский собор Покровская церковь в селе Измайлово – вотчина боярина Ивана Никитича Романова существовала, как видно из книг Патриаршего Приказа (за 1640 г.) и из выходных (за 1644 г.), – еще в 1640 году, но тогда она была деревянная. В одном из документов Московского Архива Министерства Юстиции 1 , 1672 года читаем: «За боярином за Иваном Никитичем Романовым старинная отца его вотчина село Измайлово на речке на Фобке, а Измайловка тоже, а в нём церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы да два предела Макария Калязинского чудотворца да князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора древяна шатром вверх». Царь Феодор Алексеевич вместо этой церкви построил каменную в 1679 г. Покровский собор Наружные ворота в Измайловскую богадельню В Московском Отделении Общего Архива министерства Императорского Двора нам удалось найти интересные документы, относящиеся к внутреннему украшению упомянутого храма 2 . Станочные мастера Ивашка Наумов, Ивашка Терентьев, Сенька Тимофеев, Стенька Максимов 3 , Ивашка Саадашный 4 , Гарасим Прокопьев, Аникий Иванов, Родка Иванов 5 и другие на новом Потешном дворе тешут доски для иконостаса Покровского собора села Измайлова. Резного дела мастера – иноземец Степан Зиновьев 6 и Клим Михайлов с товарищами делали резной деревянный иконостас, киоты, тябла, тумбы (под иконы), столбы, кзымсы, капители и базы 7 ; резчик – старца Ипполита ученик Мишка Григорьев резал кзымсы 8 , а стрелец Митька Степанов точил капители и базы к столпам иконостаса 9 . Московские и кормовые иконописцы первой статьи – Семен Павлов, Ермил Прокопьев, третьей – Любим Иванов, Потап Палчевский, Василий Иванов, Елисей Григорьев, Григорий Андреев, Михаил Иванов «к тому же иконостасному делу поклеивали и олифили 69 горбылей деревянных под серебрение 10 , а красками по серебру писал живописец Лазарь Иванов, при чём употреблял следующие краски: бакан и ярь веницейские, киноварь, блягиль и белила немецкие 11 . Кормовые живописцы первой статьи – Василий Пузыревский, Иван Киселевский, Артемий Созонов, Фёдор Свидерский, живописцы – Карп Золотарев, Карп Иванов, Василий Познанский, живописного письма ученики – Логинка Михеев и Матюшка Свидерский серебрили, золотили и расписывали разными красками тумбы, столпы с базами и капителями, киоты, кзымсы, образные дощечки, киоты и кружки к тяблам и к кзымсу (под золото) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Отд. поступления. Оп. 23. 294. Л. 236 об., 40-е гг. XIX в.; «Подобием сед власы, главою плешив, брада долга аки Алексия митрополита, на конце раздвоилась, шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом» - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 400; «Сед и лыс, брадою аки Иоанн Богослов, риза княжеская, верхняя шуба, правою рукою крест, сложения персты» - БАН. Строг. 66. Л. 131; «Надсед брадою, аки Николае, плешив, власы с ушей кудреваты, шуба киноварна, розмахи белы, испод лазорь, подпоясан платом, в руке крест, правая молебна» - РНБ. Погод. 1931. Л. 195, 20-е гг. XIX в.). В опубликованных подлинниках нет упоминаний др. атрибутов святого, более или менее часто встречающихся в произведениях XVII-XX вв.: меча, головного убора и кочана капусты. Как показывают сохранившиеся ранние памятники, указания подлинников о «плешивой главе» святого соблюдались далеко не всегда. Первоначально описания одеяний Н. как княжеских скорее всего имели чисто техническое значение, что позволяло иконописцам использовать в качестве образцов изображения рус. князей; вероятно, к ним восходит и упоминаемое в нек-рых подлинниках изображение креста, отсутствующее на древнейших иконах. Указания на принадлежность Н. к этому чину святости, как и появление произведений, на к-рых новгородский юродивый представлен с мечом или в шапке или же именуется князем, очевидно, стали результатом букв. истолкования подобных текстов, таких, как, напр., «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» выговского наставника Семена Денисова (30-е гг. XVIII в.), в к-ром Н. назван «князем благородным» и «похабом всемудрым» ( Юхименко Е. М. Юродивые в похвальных словах и службах рус. святым//Юродивые в рус. культуре. М., 2013. С. 163). Тем не менее близость иконографии Н. к образам некоторых рус. князей, в эпоху позднего средневековья часто изображавшихся в шубе и с обнаженной головой (напр., св. боярина Феодора Черниговского), не была случайной. Поскольку посвященные Н. агиографические тексты описывают подвиг святого в самой общей форме и в то же время указывают на его происхождение из знатной и богатой новгородской семьи («от добрых и христианских родителей… богатством изобилующих, имеющих сел и рабов множество» - Рыжова.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Молитва. Вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ Богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая не отженет от нас и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную ниспослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит под покровом Своим благочестивейшаго Государя нашего и Самодержца, Императора Николая Александровича всея России, успех даруя во благих попечениях его о державе и людех его. Со слезами умиленно припадающе к вам, вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь (Из акафиста).   18-е число. Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Целительницею». Икона находится в Москве, в Алексеевском женском монастыре. Называется она так потому, что изображает Богородицу, исцеляющую одного клирика по молитве. Это список с иконы современной св. Нине, просветительнице Грузии, 4 века, и находящейся в Цикланском храме, в Карталинии. Тропарь, (обший Пресв. Вогородице), глас 4-й. К Богородице прилежно ныне притецем 459 , грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовущее из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися 460 , погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщы 461 , Тя бо и едину надежду имамы 462 . Молитва. См. 7 марта.   20-е число. Память св. мучеников: князя Михаила и боярина его Феодора, черниговских чудотворцев. Св. мученики кн. Михаил и боярин его Феодор пострадали в XIII веке от татарскаго хана Батыя в Орде. Князь Михаил отличался благочестивою жизнию и мирным правлением. Когда в его время в 1238 г. Батый напал на Россию и приближался к Киеву, чтобы ограбить его, то чиновники советывали князю ехать в Орду с покорностью Батыю. Князь сознавал необходимость покориться Батыю, но только не изменять своей вере. «Некоторые князья, съездившие в Орду, прельстились славою сего мира и погубили души, пройдя сквозь огонь и поклонившись солнцу,– сказал князю, благословляя в путь, духовник его епископ Иоанн. Ты же, сын мой, не подражай им, но твердо исповедуй веру христианскую». – «Я желаю пролить свою кровь за Христа», сказал Михаил. То же сказал и отправивппйся с ним боярин Феодор. Когда прибыли святые в Орду, то жрецы потребовали, чтобы они прошли сквозь огонь. Князь и боярин отказались, говоря: «Не подобает христаанам кланяться твари, но – только Творцу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора (20 сент.), прп. Сергия Радонежского (25 сент.), мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (14 апр.), преподобных Зосимы (17 апр.) и Савватия Соловецких (8 авг., 27 сент.), свт. Стефана Пермского (26 апр.), прп. Дионисия Глушицкого (1 июня), прп. Кирилла Белозерского (9 июня). Между сер. и 90-ми гг. XVI в. возникла (возможно, в связи с автокефалией Русской Церкви) «Минея новым чудотворцам» (старший список - Соловецкий, 1490), содержащая жития святых и службы по преимуществу рус. святым. Позднее под этим названием стал известен аналогичный сборник, возникший в связи с макариевскими Соборами 40-х гг. XVI в. В кон. XV - нач. XVI в. прп. Нилом Сорским было составлено 3 тематических сборника, включающие отредактированные жития из домакариевских Миней-Четьих, посвященные греч. святым - основоположникам разных традиций монашества. Эти сборники стали явлением переводной Ж. л. ( Леннгрен Т. П. Соборник Нила Сорского. М., 2000, 2002, 2004. Ч. 1-3). Успенский список Великих Миней-Четьих свт. Макария. Март (ГИМ. Син. 992 (II-789). Л. 7) Успенский список Великих Миней-Четьих свт. Макария. Март (ГИМ. Син. 992 (II-789). Л. 7) Значительно увеличилось число оригинальных рус. житий в составе Великих Миней-Четьих (ВМЧ). Процесс создания ВМЧ занял ок. 25 лет. Было сформировано 3 полных беловых комплекта, получившие название по месту их первоначального хранения. Софийский комплект (1529/30-1541) был создан при Новгородском архиепископском доме в бытность свт. Макария (впосл. митрополит Московский) Новгородским архиепископом. 8 сохранившихся томов (утрачены Минеи на дек., янв., март и апр.) в наст. время хранятся в Софийском собрании РНБ (7 томов - 1317-1323; Абрамович. Софийская б-ка. 1907. Вып. 2. С. 1-154) и в РГАДА (1 том - Ф. 201. 161). Успенский комплект, вложенный в 1552 г. в московский Успенский собор, сохранился полностью и сейчас находится в Синодальном собрании ГИМ 986-997). Там же хранится и 10 томов Царского списка ВМЧ 174-183), предназначавшегося для царя Иоанна IV Васильевича и законченного в 1554 г.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ († 1581), митр. Московский и всея Руси (c 1572). До пострижения в монашество был женат, имел сына, постригшегося с именем Вассиан в московском Новоспасском мон-ре . Иноческий путь А. предположительно начался также в Новоспасском мон-ре, А. находился под духовным руководством настоятеля мон-ря архим. Галактиона (1558-1565, с 1565 еп. Сарский), затем сам был настоятелем мон-ря (1565-1568). С 1568 г. еп. Полоцкий. В мае 1572 г. А. избран митр. Московским и всея Руси, избранию предшествовал церковный Собор, на к-ром царю Иоанну IV Васильевичу Грозному было разрешено вступить в 4-й брак. При А. были разбиты войска крымского хана при Молодях (30 июля - 2 авг. 1572), царь отменил опричнину (авг. 1572), состоялся общий приговор Боярской думы и освященного Собора не давать земельных вкладов в богатые мон-ри (9 окт. 1572). В 1573 г., после кончины польск. кор. Сигизмунда II Августа , польск. сенат, куда входили католич. епископы Краковский и Виленский, направил А. послание, в к-ром просил митрополита ходатайствовать перед царем, чтобы тот не начинал войну, пока в Польше нет правителя (Опись архива. Ч. 1. С. 91). В 1577 г. А. послал грамоту в Соловецкий мон-рь , благословляя его иноков усердно молиться о даровании победы рус. воинству в ливонском походе; сохранились также грамоты А. мон-рям, освобождавшие от уплаты пошлин. В 1580 г. был принят соборный приговор, запрещавший Церкви приобретать и брать в качестве вкладов земельные владения. Пребывание А. на Первосвятительской кафедре было тревожным. Согласно описи 1626 г., в Посольском приказе хранилось «Сыскное дело про митрополита Антония да про Крутицкого владыку Тарасия, 83-го и 84-го году» (Опись архива. Ч. 2. С. 258); во время возобновившихся осенью 1575 г. казней в Москве головы казненных бросали на двор митрополита. Невзирая на трудности, церковная жизнь продолжала освящаться благодатными событиями. В предстоятельство А. была причислена к лику святых прп. Евфросиния Суздальская (пам. 25 сент.). После 1578 г. из Чернигова в Москву были перенесены мощи святых мучеников кн. Михаила и боярина Феодора Черниговских , в память этого события был установлен праздник 14 февр. Перенесению мощей предшествовало молитвенное «послание» царя и митрополита Черниговским чудотворцам с просьбой согласиться на перенос их святых останков в Москву. В Обиходнике Иосифова Волоколамского мон-ря , составленном игум. Евфимием (Турковым ; 1573-1587), имеется запись о том, что 20 дек. 1578 г. «повелением царя и благословением митрополита Антония... уложили праздновати и пети в обители Пресвятой Богородицы преподобному отцу нашему игумену Иосифу» (ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4). В 1579 г. царевич Иоанн Иоаннович по благословению А. написал житие прп. Антония Сийского, канонизированного в том же году. В 1579 г. произошло явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/115920.html

5. В этом месте пр. Исаия призывает к терпеливому перенесению тяжких бедствий, так как бедствия сии являются следствием гнева Божия за нечестие народа. «Скройтесь, — говорит пророк, — на некоторое непродолжительное время, доколе не минует вас гнев Господень». 6. Киево-Печерская Богородичная церковь была основана преподобными отцами — Антонием и Феодосием Печерскими в 1073 году, при епископе Михаиле, во дни благоверного князя Святослава Ярославича. Строение храма, начатое при разных чудесах и знамениях, продолжалось в игуменство прп. Стефана и прп. Никона и окончилось при игумене Иоанне. Красота и великолепие этого храма изумляли современников. Внутренность его блистала золотом и мозаикою и привлекала взоры иконною живописью. Помост устроен был мозаически из разноцветных камней, расположенных красивыми узорами. Верхи церкви были позолочены; крест, поставленный на главном куполе, был выкован из чистого золота; неудивительно посему, что современники называли Печерскую церковь «небеси подобною» и говорили, что она составляет славу и украшение всей земли Русской. 7. Всех приходящих к хану татарские жрецы проводили между огнями: по их убеждению чрез это уничтожалось всякое злое намерение у лиц, шедших к их повелителю. Огонь, по их верованию, был «чистилищем для всяких злых умыслов» и отнимал даже силу у скрываемого яда. 8. Борис Василькович (Васильевич) — князь Ростовский, внук Михаила Черниговского, старший из двух сыновей Василька Константиновича, от брака его с Марией Михайловной, княжной Черниговской. По смерти отца, убитого татарами близ Ростова, в Щереньском лесу, в 1238 году, Борис получил в удел Ростов. Князь этот известен в истории как печальник земли русской пред ханом Золотой Орды. Он побывал в Орде более 8 раз, — по приказу Батыя ездил даже в Великую Татарию, к хану Сартаку (1245 г.). Умер Борис в Орде в 1277 г. Погребен в Ростовском Успенском Соборе. 9. Святые мощи благоверного князя Михаила и боярина его Феодора были перенесены из Орды богобоязненными христианами сначала во Владимир, а затем в родной город князя Михаила — Чернигов. Затем, в 1572 г. 14 февраля, по воле царя Иоанна Васильевича Грозного, св. мощи были перенесены в Москву, из опасения, чтобы они не подверглись поруганию со стороны католиков, по переходе Чернигова под власть польскую. Они были положены под спудом в соборной церкви Черниговских чудотворцев, находившейся в Кремле, близ Тайницких ворот. Когда же упразднен был этот собор, тогда св. мощи, по повелению императрицы Екатерины II, тожественно перенесены, в 1770 г. августа 25-го, в Сретенский собор, что во дворце на «Сенях»; отсюда, в 1774 г. ноября 21-го, перемещены в Архангельский собор, где почивали сначала в великолепной серебряной раке, устроенной в память мира с Турцией, а после 1812 года (когда эта рака похищена была неприятелями) доныне покоятся в медной посеребренной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье. В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка. В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы.

http://patriarchia.ru/db/text/4259963.ht...

Композиции с фигурами 3 московских юродивых появились уже в раннем XVII в.; как правило, блаженные изображаются вместе с др. столичными святыми (известна прорись из ГРМ с фигурами И., Максима (в центре) и Василия, однако неясно, воспроизводит ли она икону этих святых или объединяет прориси отдельных изображений; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 360-361). Такова икона «Богоматерь Моление о народе» 1-й трети XVII в. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина), где фигуры юродивых включены в большую группу предстоящих и припадающих святых (как вселенских, так и русских). Известны сходные по замыслу произведения, в которых доминируют образы именно Московских святых, а группа юродивых занимает заметное место. Ранним примером ее выделения является 3-частная икона 1-й трети XVII в. из собрания Г. А. Покровского (ЦМиАР), принадлежащая к «строгановской» традиции. В ее нижнем регистре помещены фронтальные фигуры Московских чудотворцев (митрополитов Петра, Алексия и Ионы, кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора) с нек-рыми др. персонажами; московские юродивые представлены фронтально, И. изображен с традиц. атрибутами, необычна трактовка волос, к-рые напоминают капюшон. В верхней части иконы представлены композиции «Положение ризы Богоматери» (согласно поздней надписи, «Сретение Владимирской иконы Богоматери») и «Покров Пресв. Богородицы» - сцены, к-рые могут быть связаны с идеей покровительства Богородицы Москве, но в то же время напоминают о посвящении Покровского собора на Рву и о том, что день памяти И. (3 июля) рядом с праздником Положения ризы (2 июля). Ассоциации между образом Богоматери - покровительницы столицы и почитанием Московских чудотворцев, определяющие замысел иконы из собрания Покровского, воплощены и в памятниках, связанных с почитанием Владимирской иконы. Такова чудотворная Владимирская-Оранская икона Божией Матери, написанная в 1629 г. протопопом московского Успенского собора Кондратом Ильиным и иконописцем Григорием Чёрным по заказу нижегородского дворянина П.

http://pravenc.ru/text/469402.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010