Когда благочестивые граждане собрались на это печальное зрелище и увидели, что на полуразрушенной башне образ святителя Николая Чудотворца чудесным образом сохранился, то со слезами молились пред его чудотворным образом, столь чудно сохранившимся. По выходе французов из Москвы, епископ Августин, в Успенском соборе, в своём слове красноречиво говорить о посещении Божием Москвы в этой бедственной године, указывал на сохранение образа святителя Николая Чудотворца, как на явный знак небесного покрова и заступничества сего великого святителя. Благочестивейший государь император Александр Павлович, когда увидел эту чудотворную икону, был проникнут глубоким чувством умиления и начертал на стене под этим образом следующие слова: «кто Бог велий яко Бог наш Ты еси Бог творяй чудеса». По выходе неприятеля из Москвы, Никольские ворота были возобновлены 74 . Лобное место Ближайшим свидетелем всех достопамятных событий, совершившихся в Кремле, служило, так называемое, Лобное место. Оно построено было, по всей вероятности, итальянскими зодчими, в те же времена когда воздвигнуты были Кремлёвские ворота и башни. В древнее время, в Греции и Риме, при городских воротах на площадях, существовали места, сходные по своему значению с Лобным местом, на которых производили суд и расправу; такое значение имело и московское Лобное место. На Лобном месте возвещались суд и правда, произносились смертные приговоры и наказания преступникам; здесь были избираемы и провозглашаемы цари на русское царство. Так, здесь наречён был царём Василий Иоаннович Шуйский и потом был объявлен лишённым царства. Сюда приведён был мятежниками патриарх Гермоген, который убеждал принять на царство Василия Иоанновича Шуйского, и здесь отклонил он народ от мысли принять на русское царство польского королевича Владислава; на этом же месте провозглашён был царём юный Михаил Феодорович Романов. Лобное место имеет весьма важное значение и в религиозном отношении. Так, сюда из Кремля, совершаемы были крестные ходы, в воспоминание событий, в которых явлена была милость и помощь Божия православному русскому народу, и сюда же совершался торжественный обряд шествия патриарха на осляти. На Лобном месте поставлялись для торжественного чествования, приносимые в Москву святые мощи Черниговских Чудотворцев, князя Михаила и боярина его Феодора, святого Димитрия царевича и святого Филиппа митрополита Московского. Здесь встречен был патриархом Никоном Влахернский образ Божией Матери из Царяграда.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Перенесение было весьма торжественное, и тогда же «повеле князь великий по всей земле праздновати пренесение мощем чудотворца месяца июля в 1-й день». А в 1479 г., когда окончен был и освящен новый Успенский собор, воздвигнутый Иоанном III, последовало 24 августа второе и еще более торжественное перенесение тех же мощей в этот собор из церкви святого Иоанна Лествичника , где они временно стояли, и в настоящий раз установлено праздновать навсегда перенесение мощей чудотворца в 24-й день августа, прежний же праздник 1 июля отменить. В 1578 г. по молитвенному желанию царя, митрополита Антония и всего освященного Собора перенесены мощи святых мучеников Черниговских князя Михаила и боярина его Феодора из Чернигова в Москву, и в память этого события установлен праздник 14 февраля и сооружена в Москве под бором за рекою церковь Сретения мощей великого князя черниговского Михаила. Другие из перечисленных выше русских святых хотя чествовались и до настоящего периода, но чествовались лишь местно, то есть в тех местах, где каждый подвизался и покоился по смерти, а когда началось чествование их всею Русскою Церковию – до настоящего ли периода или уже в настоящий, только прежде половины XVI в., об этом возможны одни догадки. Так, в честь святого Леонтия Ростовского установлен был по случаю открытия мощей его местный праздник еще в 1190 г. Ростовским епископом Иоанном, который написал новоявленному чудотворцу и службу. Но с XIV в., когда в Москву переселился Русский митрополит и Ростов сделался собственностию великого князя московского, чествование Леонтия, вероятно, перешло из Ростова и в Москву, а оттуда распространилось мало-помалу и по другим пределам, по крайней мере, во 2-й половине XIV в. и затем в первой XV имя Леонтия встречается уже между именами святых по церковным книгам, из которых одна несомненно принадлежала Новгородскому владыке. Во 2-й же половине XV в. Леонтий упоминается в числе великих святителей русских и чудотворцев самими митрополитами нашими Ионою и Филиппом и целым Собором русских архипастырей, и в 1493 г., по свидетельству местной летописи, канон святому Леонтию пели в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А и где буду погреших от своего неразумия и тех странских древних пословиц или будет где посреде тех святых книг написано ложное и отреченное слово святыми отцы, а мы того не возмогохом исправити и оставити и о том от господа бога прошу прощения за молитв всех святых и в книгах сих написанных. А прочитающих молю сиа святыя книги, иже могущих с божиею помощию в них недокончанная таковая исправити и за то от бога восприимут сугубо воздаяние, а от всех святых благословение, понеже в тех святых в четьих минеях все святыя книги четьи собраны и написаны и того ради всех молю и коленома касаюся, с верою прочитающих сия святыя книги, да воспоминают смиренную и грешную мою душу в святых своих ко всесильному богу молитвах, да бых получил деснаго предстояния со всеми святыми иже от века богу угодившими в день втораго пришествия господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, в оньже хощет господь судити всем и воздати комуждо по делом его» 12 , л.1–7. Указ главам. Другие статьи: л.156, 158–166, 168. Память Иоанна, архиепископа Новгородского, 7 сентября: л.215. Предисловие к житию Иосифа Волоколамского, составленное Саввой, епископом Крутицким (1546 г.). л.234. Духовная грамота Иосифа Волоцкого . л.261 об. Вторая духовная грамота Иосифа Волоцкого . л.560, 565 об. Житие Людмилы, бабы святого Вячеслава, князя Чешского, 16 сентября. л.578–588. Преставление князя Феодора Смоленского и Ярославского, «нового чюдотворца», 5 марта, 23 мая, 19 сентября. л.596. Страсть великого князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, 14 февраля, 20 сентября. л.647 об. Житие преподобного Сергия (краткое сказание), 25 сентября. л.649. Житие преподобного Сергия, составленное Епифанием, учеником его, и добавленное Пахомием сербом. л.675 об. Слово похвальное преподобному Сергию. л.936 об., 944 об. Житие Вячеслава, князя Чешского, 28 сентября. л.983–988. Житие игумена Григория Пельшемского (Вологодского), ЗО сентября. Киноварные заглавия и инициалы, заставка (л.1) византийского стиля в красках. Переплет сер. XVI в. – доски с прекрасным тиснением, застежки не сохранились. Переплет реставрировался в XVII в., на это указывают переплетные листы с водяным знаком бумаги XVII в. (голова шута в воротнике с семью зубцами). Арх. Савва. Указатель ... стр.188, 209. (Син.987) Минея-четья, месяц Октябрь, 1°, русский полуустав разных рук в два столбца, 879 л. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Кувшин с надписью на тулове и одной ручкой, Бр. 12666, 1547 г. 3. Рука с розеткой, Бр. 11463, 1524–1539 гг. л.1–2 об. Летописец (текст см. в Сентябрьской минее) 13 . л.3–7. Указ главам. л.18–23 об. Житие Саввы Вишерского, 1 октября. л.448. Житие Константина-философа, «перваго наставника словеньску языку», 14 октября. л.457 об. Похвала Кириллу и Мефодию. л.665 об. Житие Иоанна Рыльского, 19 октября, л.847. Житие Арсения, архиепископа Сербского, 28 октября. л.862. Преставление Авраамия, архимандрита Богоявленского, ростовского чудотворца, 29 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

В Общецерковной аспирантуре состоялся актовый день 5 октября 2018 г. 16:01 3 октября 2018 года, в день памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, по окончании Божественной литургии в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялись торжества по случаю актового дня. В президиум собрания вошли: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион (председатель президиума); председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ В.А. Никонов; председатель Экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ, президент Российского государственного гуманитарного университета Е.И. Пивовар; проректор по научной работе Д.В. Шмонин ; и.о. проректора по учебной работе ОЦАД иеромонах Павел (Черкасов). Открывая торжественное заседание, митрополит Волоколамский Иларион тепло приветствовал собравшихся и рассказал об основных достижениях Общецерковной аспирантуры. Ректор отметил значимые для ОЦАД события, случившиеся за прошедший год, в числе которых освящение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом отреставрированного академического храма в честь святых мучеников и исповедников Михаила и Феодора, получение духовной школой государственной аккредитации. «Она дает право выпускникам аспирантуры выдавать дипломы государственного образца, а нашим аспирантам — защищаться в Объединенном диссертационном совете по теологии, который действует на базе нашего высшего учебного заведения», — сообщил иерарх. Владыка указал на динамичное развитие ряда образовательных программ и рассказал об особенностях приема абитуриентов в ОЦАД, уделил внимание работе диссертационных советов, акцентировав внимание на важнейшем изменении в этой области: «В связи с изменением, внесенным в номенклатуру научных специальностей, — заменой ученых степеней по философии и истории на единую степень кандидата теологии и доктора теологии — мы провели перерегистрацию Объединенного диссертационного совета».

http://patriarchia.ru/db/text/5278094.ht...

Михаил Лаврентьевич и племянник его Павел Михайлович Линтваревы, по ревности своей к богоугодным делам, в 1827 году окончили постройкою новую каменную церковь о двух престолах с таковою же колокольнею и оградою; главный престол во имя Святой Троицы, а на хорах во имя святых страстотерпцев благоверного князя Михаила и боярина его Феодора Черниговских чудотворцев; сверх того церковь эту, как видно из описи церковной, украсил и достаточно снабдил церковною утварью, тот же помещик Павел Линтварев; за эти пожертвования, по представлению епархиального начальства, изъявлено ему Линтвареву Монаршее благоволение. На построение храма употреблено Линтваревыми до 17,200 рублей серебром. Метрические книги хранятся с 1735 года. В 1705 году Сумской Ильинский храм уже существовал, так как в этом году посвящен был во священника к Сумской церкви св. Пророка Ильи Антоний Словинский, бывший с 1721 года протоиереем Сумского собора. По переписи 1732 года видим при Ильинском храме двух священников и школу. Указом консистории 1792 года разрешено было, вместо сгоревшей в 1791 году построить новую, также деревянную церковь . Этот храм сгорел 1839 года августа 23 дня во время пожара, опустошившего большую часть города; с тем вместе подверглись разрушению колокольня и колокола. В июле 1836 года заложен каменный храм, по благословению архиепископа Мелетия; по случаю разорения города и прихожан пожаром, постройка храма, возведенного до окошек, остановилась; да и не предвиделось надежды на окончание постройки, потому что приход составляют почти одни казенные крестьяне, которых бедность доведена была до крайности пожаром; они не раз избирали из себя попечителя о храме: но никто не решался принять на себя окончание постройки храма. В 1844 году Богу угодно было вдохнуть благую мысль, Сумскому жителю купцу Степану Игнатьевичу Тихонову принять на себя попечение о сем храме. Тихонов с полным усердием начал приводить храм к окончанию. В 1845 году освящен придельный престол святого Митрофана на хорах; в 1851 году освящен и главный храм. Купец Тихонов употребил до 1500 рублей серебром своего капитала на дом Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Он дал совет князю московскому Ивану Даниловичу Калите построить в Москве каменный собор во имя Успения Богородицы. «Если ты меня послушаешь, – говорил святитель князю в духе пророческом, – то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нём, и кости мои здесь положены будут». Князь в 1326 году приступил к постройке храма, но святитель не дожил до окончания его и преставился 21 декабря 1326 года и был погребён в новом храме близ жертвенника. Соборный храм Богоматери сделал Москву церковной столицей России. Здесь был гроб святителя Петра, первого из русских первосвятителей, прославленного Богом даром чудотворений. Здесь был посох великого чудотворца и святые иконы, писанные им. Сделавшись со времени св. Петра церковной столицей, Москва вскоре стала и столицей государственной России. Православная Церковь прославляет святителя Петра как милостивого Христова угодника, незлобивого, кроткого и смиренного, простоты сокровище. В церковных песнопениях Москва называется собственным градом св. Петра, и он бодрым хранителем своего града. Святитель Пётр по выражению церковной песни, утверждение земли российския. Преемником св. Петра был грек Феогност, прибывший в Россию в 1328 году. Посетив Киев и Владимир, Феогност поселился в Москве и начал ревностно помогать князю московскому в его государственной деятельности. Митрополит наложил церковное отлучение на псковичей за то, что они не хотели выдать тверского князя Александра Михайловича, которого великий князь московский по требованию хана должен был представить в Орду. Александр Михайлович , не желая, чтобы из-за него тяготело церковное отлучение на псковичах, удалился в Литву, и митрополит снял с псковичей отлучение. Св. Алексий, в мире Симеон Елевферий, был сын черниговского боярина Феодора Плещеева, который переселился в Москву в княжение Даниила Александровича и пользовался особым расположением князя. Рано обучившись грамоте, Алексий на двенадцатом году своей жизни сменил детские развлечения на подвиги благочестия и стал приуготовлять себя к жизни подвижнической.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

И вот муж ее, пропадавший пять дней, пришел домой и вдруг сам сказал: «Я пойду в собор, хоть около дверей постою». Можно ли было поверить, что этот несчастный алкоголик, который дни и ночи проводил в буйстве и в пьянстве, вдруг сам пожелал идти в храм Божий!.. Такая перемена непостижима была простому разуму, но она глубоко понималась верующей скорбящей душой жены. Да, эта простая, незначащая женщина удостоилась видеть такое всеблагое милосердие Божие, которое, по молитвам достойного пастыря, сразу вырвало погибающую душу грешника из топкой всасывающей пучины: несчастный, расшатанный, развинченный, больной человек быстро приводится в здоровое, осмысленное состояние. Федор Федорович останавливается у дверей храма, а жена входит во храм и молится. Шла всенощная. Екатерина Ниловна подошла к святому Евангелию, приложилась и сказала батюшке, что пришел ее муж. «Пойди, скажи ему, чтобы он подошел ко мне, я желаю с ним познакомиться»,– любяще обратился к ней пастырь. Обрадованная женщина спешит сообщить об этом мужу, но он не соглашается подойти к батюшке, так как прежняя пагубная жизнь оставила на нем неизгладимый след и он боялся подойти к благодатному пастырю. И вот, пока жена убеждала и уговаривала мужа, все уже подошли к Евангелию, а батюшка все стоял и дожидался его. Батюшка, великий, праведный, дивный старец стоял и дожидался – кого же? Ничтожного, заблудшего человека, всего загрязненного, всего пропитанного губительным зельем! Вот до чего доходила ангельская любовь пастыря, вот до чего простиралось его великое милосердие к несчастным, грешным, заблудшим людям! Он не гнушался грязи, порочности, он звал ее, просил, ждал! Да, незабвенный, благостный пастырь! Он, великий служитель храма, стоял среди него и ждал ничтожного, последнего раба. Наконец удалось жене почти насильно подвести мужа к батюшке. Пастырь с любовью принимает его к себе. Он подводит его к мощам Димитрия-царевича, около которых встретил грешника, долго, пламенно молится, потом идет к чудотворному образу Владычицы «Благодатное Небо», наконец к мощам князя Михаила и боярина Феодора, черниговских чудотворцев, все время читает над грешником молитвы, призывая благодать Божию, всеисцеляющую и всеукрепляющую. Потом, благословив его, уходит в алтарь. Когда же Екатерина Ниловна подошла к батюшке поблагодарить за мужа, то батюшка сказал «Аминь» и велел ей прийти на другой день, говоря, что пошлет ее мужу просфору.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Над местными иконами помещены три двунадесятых праздника: Преображения Господня, Благовещения и Воздвижения. В левой (северной) галерее помещается ныне ризница. Строители, желая отделить её от Троицкой церкви, заложили двери и арку, соединявшие её с церковью. Заложены и некоторые окна, бывшие в северной галерее парными с окнами южной галереи. В нижнем этаже под алтарём Троицкой церкви находится придел во имя Успения Божией Матери. Он занимает такое пространство, какое в Троицкой церкви алтарь. Иконостас делит все пространство на две почти равные половины, из коих одна занята алтарём, а другая церковью. В алтаре сосновый престол, в холщёвой срачице, обтянут клеёнкой, по углам скреплён железом. Антиминс освящён в 1772 году епископом Геннадием Суздальским. Жертвенник также сосновый, обтянут клеёнкой. Иконостас в два яруса, плохой резьбы, окрашен в жёлтую краску. Иконы ветхие, но не древние. На южной двери изображён пророк Илия, на северной – архангел Михаил. Своды в церкви и алтаре полукруглые с распалубками; церковь дверью соединяется с трапезой, ныне обращённой в подвальное помещение. Кроме того, под церковью и галереями устроено пять палаток для монастырской рухляди и подвал для извести. Во всех них своды коробовые. Эта церковь была тёплой и отапливалась. Подвальная и Успенская церковь была выстроена Лихониными вместо бывшей в Троицкой церкви тёплой деревянной церкви во имя Успения Божией Матери. Новая Сретенская церковь Сретенская церковь построена в 1882 году и обязана всецело своим возникновением ныне здравствующей игуменьи Серафиме. До 1879 года на месте новой церкви существовала каменная тёплая церковь тоже во имя Сретения Господня с приделом во имя преподобных отцов Антония и Феодосия. От ветхости в этой церкви во многих местах показались трещины, кроме того, старая церковь была тесна и темна и была во многих отношениях неудобна; поэтому она и разобрана до основания и новая церковь построена по новому плану, составленному архитектором Н. А. Артлебеном. Старая церковь была квадратная об одном верхе, с деревянной папертью. Время построения её точно неизвестно. В писцовой книге г. Суздаля 1628–29 г. тёплая церковь была деревянная во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделами Черниговских чудотворцев, великого князя Михаила и боярина его Феодора. В челобитной суздальцев – посадских людей каменщиков Мамина и Шмакова видно, что те строили в Ризположенском монастыре церковь, паперти и ограду; а так как Ризположенская каменная церковь была в это время уже выстроена (См. Писцовую кн. 1628 г.), то нужно полагать, что строющейся церковью в Ризположенском монастыре была Сретенская тёплая. Таким образом, церковь эта была выстроена вместо деревянной 1688 г. и существовала почти двести лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Мошок. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью «Село Мошок находится на Муромской дороге в 35 км от Судогды и в 77 км от Владимира. Название свое село получило от болотистой мшистой почвы, на которой оно расположено. Отсутствие поблизости реки привело жителей к рытью прудов. Когда-то их было 10, причем каждый пруд имел свое название и назначение: например, " Спасский " использовался для малого и великого освящения воды. Другие пруды назывались " Большой " , " Черный " , " Церковный " и т.д. В 16-17 столетиях село Мошок было центром громадной вотчины князей Воротынских. Эти земли получил князь Михайло Иванович Воротынский по меновой грамоте в 1569 г. Иван Грозный насильно обменял его родовые земли у западных границ государства на разрозненные вотчины в Муромском уезде (с.Мошок), на Клязьме (Стародуб Ряполовский) и в Поволжье. В селе стоял деревянный княжеский дворец. Кроме Мошокского прихода в вотчину входили Гонобиловский, Замаричский и Спас-Сарниковский приходы. Население вотчины составляло 6000 душ муж. пола. Село Мошок было центром богатейшей вотчины, населенной почти исключительно дворней, обслуживающей вотчинников, причем людей самых разных профессий (45 домов дворовых людей). По писцовым книгам Муромского уезда 1627-30 гг. с. Мошок значилось старинной вотчиной князя Алексея Ивановича Воротынского - внука кн. Михайла. В селе значилась старая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы уже ветхая и стояла без пения. Она была построена на средства вотчинников. Новая семипрестольная двухэтажная деревянная церковь тоже Успенская с приделами свт. Николая Чудотворца, кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора и блж. Алексия человека Божия. Вверху было 4 придела: вмц. Екатерины, прп. Сергия Радонежского, вмч. Димитрия Солунского и св. Иоанна Предтечи. Этот храм был домовой церковью кн. Воротынских. Кроме нее в Мошке была и приходская церковь во имя ап. Иоанна Богослова. Судя по данным писцовых книг храм в Мошке был самым обширным и самым богато украшенным. 

http://sobory.ru/article/?object=02041

1598) и Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600), чья программа включает значительное число образов мучеников и рус. святых князей. В 1-м из этих храмов фигуры Черниговских святых помещены на зап. плоскостях юго-зап. подкупольного столба (симметрично М. В. на сев.-зап. столбе размещены соименный ему Михаил Тверской с Всеволодом Псковским). В сольвычегодском соборе М. В. и Феодор представлены на зап. грани сев. столба. Они стоят вместе, в повороте друг к другу, с одноглавым храмом в руках. Этот уникальный вариант, использованный не только в данной композиции, но и в изображениях неск. др. княжеских пар, мог восходить к одной из разновидностей домонг. иконографии святых Бориса и Глеба или к образу св. Всеволода (Гавриила) Псковского с Троицким собором. Связанный с традицией ктиторского портрета, он имеет не исторический, а символический смысл: Черниговские чудотворцы представлены не в роли храмоздателей, а в качестве защитников христ. Церкви, приносящих в дар Богу свою непоколебимую веру. Вероятно, эта композиция легла в основу текстов нек-рых иконописных подлинников, предписывающих изображать боярина Феодора с церковью в руке. Вне сферы придворного искусства иконография М. В. с царскими атрибутами, по-видимому, не использовалась. Благодаря столичным произведениям сер.- 2-й пол. XVI в. и, возможно, из-за воздействия более ранней традиции в провинции получил распространение его образ в княжеских одеждах. На это указывают памятники, связанные с разными регионами: напр., среднерус. икона «Годовая минея» 2-й четв.- сер. XVI в., на к-рой М. В. представлен в необычной меховой шапке конической формы без опушки, а Феодор облачен в одежду, похожую на монашескую мантию, и держит свиток (Музей икон, Рекклингхаузен, Германия; воспр.: Бенчев. Иконы св. покровителей. С. 306), или многочастная икона сер.- 3-й четв. XVI в. из Каргополя, где М. В.- в красной шапочке с белой опушкой, а Феодор - в шубе на горностаевом меху (Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 78). Похожие образы обоих святых встречаются и в др.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010