Саратов. Церковь Воздвижения Креста Господня ( " Казачья " ) на Горах. Казачья церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1843. Год утраты:1941 (разобрана начиная с 1933 г.) Архитектор: К. А. Тон (образцовый проект) Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, на месте здания по адресу Большая Горная ул., д. 250 Координаты: 51.54387, 46.025875 Изменить описание По аналогичному проекту построена церковь Сошествия Святого Духа в Чернышёвке, Камско-Устьинский район Респубблики Татарстан и другие церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная церковь с колокольней была построена в 1843 году на средства саратовского купца М.Г. Вирцева. Престол был в честь Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. В 1854 году были освящены приделы во имя святых мучеников и чудотворцев князя Черниговского Михаила и боярина его Феодора, и во имя святого Архистратига Божия Гавриила и святой пророчицы Анны. На территории храма располагались два причтовых дома, деревянная богадельня и детский приют, построенный в 1870-х годах губернатором М.Н. Галкиным-Врасским. В приходе храма имелась школа и было много казаков, его поддерживало Саратовское казачье управление, благодаря чему храм часто называли " Казачьим " . Штат причта состоял из трёх священников, диакона и трёх псаломщиков. После Октябрьской революции представители новой власти церковь закрыли, все храмовые здания были приспособлены под жильё. Саму церковь разрушали постепенно с 1933 по 1941 год. В послевоенные годы на образовавшемся пустыре с использованием сохранившихся подвалов храма немецкие пленные построили жилые дома. В помещениях для священнослужителей был размещён детский сад. В настоящее время на фундаменте разрушенного храма стоит дом номер 250. Сохранившийся причтовый дом ныне занимает коммерческая организация. И. Козловский, Большая Саратовская Энциклопедия, 2010–2015. Крестовоздвиженская церковь каменная, с такою же смежною колокольнею, построена в 1843 г. на средства и тщанием саратовского купца Михаила Гаврииловича Вирцева, в 1854 г. с правой и левой стороны распространена. Престолов в ней три: в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, во имя св. муч. Великого князя Михаила и Феодора, боярина его, черниговских чудотворцев, во имя св. Архистратига Гавриила и св. Анны пророчицы.

http://sobory.ru/article/?object=35209

Фигура М. В. на крышке раки, иконы Черниговских чудотворцев из храма в Медведкове следуют новым иконографическим нормам и включают элементы западноевроп. происхождения: святые, обращенные друг к другу, представлены в молении имени Христову в виде помещенной в облаке монограммы «IXC»; их головы обнажены, мечи отсутствуют, в руке М. В.- большой крест; одеяниями служат богато украшенные драгоценными камнями и запонами кафтаны и шубы, причем шуба М. В. сшита из золотной ткани и подбита горностаевым мехом, что, несмотря на отсутствие головного убора, свидетельствует о княжеском достоинстве святого. Тип лика Феодора традиционен, тогда как рыжеватые волосы и округлая борода М. В. несколько отличают образ от других памятников. Еще один вариант иконографии св. князя демонстрирует икона с его одиночной фигурой в молении Христу, известная по прориси (ГМИР; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 166. С. 334-335). Хотя вопрос о правильности идентификации святого из-за отсутствия надписи остается открытым (возможно, здесь представлен кн. равноап. Владимир), можно полагать, что изображения М. В. с древними атрибутами - крестом, мечом - и в царском венце, в данном случае имеющем европеизированную форму закрытой короны, продолжали создаваться и в кон. XVII в. Огненный столп и поющие ангелы, прославляющие мученическую кончину кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора (РНБ. F.IV.225. Л. 978) Огненный столп и поющие ангелы, прославляющие мученическую кончину кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора (РНБ. F.IV.225. Л. 978) Принадлежавшие к числу наиболее чтимых рус. князей, Черниговские чудотворцы нередко включались в композиции с многочисленными фигурами представителей этого чина святости. Особую роль в их сложении играют произведения, созданные по заказу Строгановых. М. В. и Феодор представлены на неск. складнях, чей средник занят образом Божией Матери Владимирской в окружении праздников, а на створках изображены молящиеся святые, расположенные в соответствии с чинами святости. Таковы складень 1603 г., вложенный Н.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

2) Минея, Март, в лист, скоропись на тряпичной бумаге, с приложением ст.: Заповедь св. и великого и всей вселенной Никейского седьмого собора, Синодик и изложение от правил св. Отец от Номоканона. На конце подпись уставом: «Сия книга, глаголемая Минея четь, Март, написана бысть в царствующем граде Москве, при Царе и Государе, Великом Князе Иоанне Васильевиче, Самодержце всея Руси и при Митрополите Макарии всея Руси, в лето 7062, Сентября в 20 день; а писал Иуда Иванов сын Сасинов, прозвище Юшко». 3) Каноны и службы новым чудотворцам (Русским) и праздникам, которым установлено праздновать на Московском соборе 1547 года: Св. равноапостольного Князя Владимира, Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев, Пафнутия Боровского, Александра Свирского , Стефана Пермского, Бориса и Глеба, Михаила Клопского, Никиты столпника Переславского чудотворца, благоверного Князя Петра и Княгини Февронии Муромских, Петра Митрополита, Павла Вологодского чудотворца, Димитрия Прилуцкого, Алексия Митрополита, священного Епископа Арсения, Тверского чудотворца, преподобного Сергия, Ионы Митрополита, Князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, Князей Ярославских Феодора, Давида и Константина, Князя Смоленского Феодора, Максима Христа ради юродивого чудотворца, Авраама и Ефрема Смоленских чудотворцев. Рукопись эта в 4, на тряпичной лощёной бумаге, XVII в. В историческом и генеалогическом отношениях замечательны также три бумажных Синодика, писанные прекрасным уставом, два XVII века, третий 1725 г. в листе, сочинённый при Архимандрите Иерофее Прилуцком. В них внесены роды Государей и Святителей, также знаменитые роды бояр, из которых многие давали клады в этот монастырь на поминовение своё и родителей своих. Любопытны также в этих Синодиках и позднейшие отметки. Монастырская библиотека теперь состоит из отборных книг духовного, нравственного и исторического содержания. Из собора сойдём под нижние его белокаменные своды, в усыпальницу, где стоят ряды гробниц Романовых, их родственников Сицких, Ярославских, Катыревых, Оболенских, Трубецких, Шестуновых и Троекуровых, трёх Царевичей Сибирских, некоторых Иерархов и Архимандритов. При входе в усыпальницу на стене выставлены нынешним Настоятелем таблицы всех фамилий, здесь погребённых и план размещения их гробниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Посреди Троицкого храма, на западной стороне правого столба, находится икона Пресв. Троицы, большого размера, писанная на кипарисной доске. На иконе венцы, поля и свет серебряные, позолоченные, по местам украшены жемчугом и камнями. Из вычеканенной на окладе надписи видно, что этот образ написан и обложен серебром, золотом и драгоценными камнями, и пелена при нем шита золотом и сажена жемчугом при державе Царя Государя и Великого Князя Феодора Ивановича всея Руси, в 8 год его правления, повелением боярина Димитрея Ивановича Годунова в 1593 году. На левом столбе, с южной стороны, имеется в красивой киоте и богатом украшении образ св. Димитрия Солунского, на кедровой доске, в житии. Из чеканной на серебре надписи видно, что этот образ с чудотворного его образа, принесенного из г. Солуня и находящегося теперь в Московском Успенском соборе, обложен серебром и золотом и украшен камнями и жемчугом при державе Царя Феодора Ивановича, во второе лето его государства, а приложен в Ипатьевский монастырь повелением боярина Димитрия И. Годунова в 1586 году. На том же столбе, с западной стороны, находится самая древняя икона, называемая " Воплощение " , на которой изображено бывшее мурзе Чету небесное явление в лице Божией Матери с предвечным Младенцем и с предстоящими в молении св. ап. Филиппом и св. Ипатием, деяния которого изображены в 14-ти клеймах. Икона эта была поновлена в 1605 году архимандритом Иаковом и в 1813 году - Костромским купцом Д. Солодовниковым. Образ св. Иоанна Предтечи, пожертвованный Д.И. Годуновым. На этой иконе св. Иоанн Предтеча представлен с крыльями, с чашей в руках, в которой изображен Агнец Божий, а у Предтечи в левой руке - свиток со словами: " Аз видех и свидетельствовах: се Агнец Божий вземляй грех всего мира; покайтеся, приближи бо ся царствие небесное! " . Над главою И. Предтечи изображен Иисус Христос, а на полях иконы, в двенадцати клеймах, события жизни св. И. Предтечи. Вблизи южных алтарных дверей, позади правого клироса, имеется драгоценный (12 тыс. руб.), превосходной работы русского художника Сиверса, мозаический образ святителя Николая Чудотворца. Этот образ является выражением патриотических чувств Черниговского дворянства, которое через особую депутацию, по случаю исполнившегося 25-летия благополучного царствования Императора Николая I, принесло его 28 июля 1856 года в дар Ипатьевскому монастырю, из коего вышел на царство родоначальник Дома Романовых. Таким образом икона эта заслуживает внимания если не по древности, то по патриотическому чувству, которым было вызвано ее пожертвование монастырю, по художественности ее исполнения и материальной ценности.

http://sobory.ru/article/?object=05167

В «Казанской истории» (60-е гг. XVI в.) утверждалось, что Казань была взята в 1552 г. русскими войсками благодаря помощи «Руския области чюдотворцов», в т. ч. «великих страстотерпец князя Михаила Черниговъскаго и Федора, боярина его» (ПСРЛ. Т. 19. Стб. 415). В 1574 г. (по др. данным, в 1578) по приказу царя Иоанна IV Васильевича мощи М. В. и Феодора были перенесены из Чернигова, к-рому угрожали татары, в Москву. Первоначально мощи св. мучеников находились на Тайницких кремлевских воротах, вскоре были помещены в построенный на Ивановской пл. в Кремле храм, посвященный М. В. и Феодору. Царь, освященный Собор и митр. Антоний обратились к мученикам с посланием, в к-ром молили святых «благоизвольно» прийти в Москву и охранять царствующий город ( Иванчин-Писарев. 1839. С. 39-42). Иоанн Грозный написал тропарь и кондак на перенесение мощей М. В. и Феодора. 14 февр., день перенесения мощей мучеников, было внесено в церковный календарь. В «Уставе церковных обрядов Московского Успенского собора» (ок. 1634) под 14 февр. записано: «...перенесение мощей кн. Михаила Черниговского: благовест в ревут и трезвон большой, а ход после заутрени со кресты к Черниговским в неделю преж праздника» (РИБ. Т. 3. Стб. 54); под 20 сент.: «...празднуют Черниговским чудотворцам; вечер и утро благовест в ревут колокол, трезвон большой без новаго колокола; ко всенощному и к обедне в тот же колокол благовестят, а звонят, как государь к празднику пойдет, а патриарх у праздника на вечерне облачается. А 138 г. (1620 г.- А. К.) прилучилось Черниговских чудотворцев в неделю, и тогда к 9 песни не благовестили, и соборных молебнов не пели, что власти все с патриархом у Черниговских были» (Там же. Стб. 25). Крестный ход к Черниговскому собору устраивался также в воскресенье после праздника Воздвижения Креста Господня. В дни памяти Черниговских мучеников цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович присутствовали на патриарших богослужениях в Черниговском соборе. Начиная с XVII в. в источниках упоминается еще одна московская церковь, посвященная Черниговским святым, находившаяся в Замоскворечье.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Архангельский Собор, построенный в 1333 г. Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитой, в благодарность за избавление от бывшего в 1332 г. в Москве голода, а потом в 1505 году, при Великом Князе Иоанне Васильевиче, за ветхостью, заложен новый; наконец повелением Екатерины возобновлен и украшен. После нашествия неприятеля Собор сей вновь освящен 1813 года Февраля 1 дня. Храм сей находится на самом лучшем месте города и наружным величием своим едва ли не превосходит все прочие соборы; внутренность же его заслуживает особенное внимание. В нем верх горнего места украшен позолоченной раковиной, высеченной из цельного камня. В числе достопамятностей, хранящихся здесь, заслуживают особенное внимание следующие вещи: Евангелие на Александрийской бумаге, обложенное гладким серебром, пожалованное Царицею Марфою Матвеевной, супругой Царя Феодора Алексеевича; Евангелие рукописное, писанное 1125 года Алексой сыном пресвитера, для Князя Мстислава Владимировича внука Всеволодова; оно писано в малой лист чистым уставом. Крест Царя Иоанна Васильевича Грозного серебряный чеканный; он замечателен по своим украшениям, в числе коих находятся: жемчужина и изумруд длиной в четверть вершка и подобный им яхонт и два лалла, удивляющие своей огромностию; позади подпись Фряжскими словами. Крест золотой, весом в три фунта шестьдесят два золотника, принесенный в дар Царем Феодором Алексеевичем в 1677 году: он украшен драгоценными камнями; весьма древняя, судя по работе, дарохранительница. Рукописная псалтырь, с изображением лиц Св. Пророков, принадлежавшая Дмитрию Иоанновичу Годунову, относящаяся в 1594 году. Тафъя или скуфъя суконная червчатая с золотой запаной, 6-ю яхонтами и 81-м зерном Кафимского жемчугу. Она прислана в 1700 г. от Государя Петра I на сохранение в Собор сей для того, что оную носил на голове своей убиенный Царевич Димитрий. Изображение Царя Феодора Иоанновича, писанное на доске масляными красками, сохранившими до ныне свой свежесть. Письмо живописное, смешенное с иконным, по желтому полю. На нем находится связными буквами надпись: Благоверный Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович всея Руссии. Вид Феодора показывает совершенное смирение. Это древнейшее до нас дошедшее изображение, писанное с натуры; оно находится на правой стороне от южных церковных дверей в предолтарии над его гробом. Богатейшие покровы с гробов погребенных здесь Царей и Великих Князей, малинового бархата; на них кресты и коймы низаны самым крупным жемчугом и украшены драгоценными камнями. Они полагаются на гробницы в особенные торжественные случаи. В сем Соборе находятся мощи Св. Благоверного Царевича Димитрия Углицкого, Св. Благоверного Вел. Кн. Михаила и Боярина его Феодора, Черниговских Чудотворцев; также гробницы над телами погребенных в оном многих Российских Великих Князей, Царей и других Царского рода мужеских лиц, с 1333 года по 1696 год. Кроме сих здесь погребен Император Петр II, скончавшийся в 1730 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мученики кн. Михаил Черниговский и боярин Феодор. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. 1600 г. Мученики кн. Михаил Черниговский и боярин Феодор. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. 1600 г. Древнейшие сохранившиеся образы М. В. и Феодора относятся к рубежу XV и XVI вв. и не могут быть признаны прямыми репликами предполагаемых ранних произведений. По-видимому, распространение и, возможно, обновление иконографии святых совпали с созданием в нач. 70-х гг. XV в. новой редакции их Жития, принадлежащей Пахомию Логофету, или явились следствием этого события. Получившие распространение c XVI в. образы Черниговских чудотворцев продолжают уже сложившуюся традицию рус. иконографии св. князей, представленную изображениями Бориса, Глеба и Владимира, и развивают ее различные грани, демонстрируя разные аспекты служения правосл. правителей. Один из основных вариантов иконографии Черниговских святых, для к-рого характерны традиц. княжеские одежды - шубы, подчеркивает их подобие князьям-мученикам Борису и Глебу. Второй вариант, существовавший параллельно с первым, акцентирует высокородность М. В., наделяя его царским венцом и т. о. уподобляя святого архетипическим образам ветхозаветных и новозаветных правителей - царя Давида и имп. равноап. Константина, а также его прародителя равноап. кн. Владимира - насадителя на Руси христ. веры, к-рую укрепила мученическая кончина черниговского князя. Среди изображений др. рус. святых князей образ М. В. выделяется вариативностью. Отличительной чертой его иконографии является частое присутствие спутника Феодора, не принадлежащего к правящему роду и относящегося к числу немногочисленных рус. святых мирян в боярском сане. Своего рода иерархическая асимметрия иконографии М. В. и Феодора отражается не только в отличии их одеяний и атрибутов, но и в том, что, несмотря на устойчивость совместного почитания святых, князь довольно часто изображался без своего боярина (тогда как самостоятельные образы Феодора единичны и встречаются лишь в позднее время). Эта особенность может быть связана с не до конца ясной судьбой мощей святых (на крышке раки и надгробном покрове, исполненных в Москве во 2-й пол. XVII в., представлен только М. В.).

http://pravenc.ru/text/2563732.html

детали костюма (напр., М. В. порой изображали в одежде, отороченной мехом горностая,- символ чистоты и знак принадлежности к правящему дому), хотя они могут сочетаться с элементами княжеского облачения, характерными для рус. изобразительной традиции XV-XVII вв. В произведениях 2-й пол. XIX - нач. XX в., как и в относящихся к тому же времени изображениях др. рус. князей, заметно стремление придать иконографии Черниговских святых «аутентичный» средневек. рус. облик. Эта тенденция нашла отражение в пособии для иконописцев (1910) В. Д. Фартусова, к-рый рекомендует изображать святых в «русском» типе и одеждах «византийского покроя», обходя молчанием традиц. атрибуты - кресты и мечи ( Фартусов. Руководство для писания икон. С. 20-21). Опираясь на тексты подлинников и, вероятно, средневек. произведения, Фартусов сообщает, что у М. В. «русые кудрявые волосы с проседью, борода - средней величины», тогда как Феодор - «седой старец с курчавыми постриженными волосами и большой бородой». Как и в случае с др. святыми, Фартусов считает уместным изображать мучеников с «хартиями», содержащими надписи, основанные на житийном повествовании: на свитке М. В.- его слова, свидетельствующие о твердости веры и готовности умереть за Христа, на свитке Феодора - речь боярина об отказе от предложенного ему княжения и о желании пострадать за истинную веру, подобно своему господину. Труд Фартусова, по-видимому, практически не повлиял на иконографию Черниговских чудотворцев. Их образы, относящиеся к рубежу XIX и XX вв., довольно сильно разнятся по своим признакам, поскольку основываются на средневековых изображениях и текстах подлинников, испытывают воздействие образов других святых князей и отражают индивидуальные предпочтения мастеров - не только иконописцев, но и художников с академической выучкой, исполнявших церковные заказы. Совр. иконы М. В. и Феодора обычно следуют средневек. традиции. Судя по древнейшим уцелевшим образам Черниговских чудотворцев, к кон. XV - нач. XVI в. их иконография уже имела устоявшийся вид.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию в престольный праздник московского храма мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье 3 октября 2019 г. 17:33 3 октября 2019 года, в день памяти святых мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме, посвященном этим святым. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура. За Божественной литургией архипастырю сослужили благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе протоиерей Александр Абрамов, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Валентин Васечко, декан богословского факультета  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Павел Ходзинский, проректор по развитию ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), проректор ОЦАД по воспитательной и социальной работе протоиерей Михаил Немнонов, клирик храма святой великомученицы Екатерины на Всполье — Представительства Православной Церкви в Америке протоиерей Христофор Хилл, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, секретарь Ученого совета ОЦАД священник Димитрий Сафонов заместитель заведующего кафедрой теологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» иеромонах Родион (Ларионов), сотрудники и учащиеся ОЦАД в священном сане. За богослужением молились сотрудники, члены профессорско-преподавательского состава и учащиеся ОЦАД. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. По окончании богослужения владыка обратился к верующим со словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

http://patriarchia.ru/db/text/5507685.ht...

В 1606 году, когда последовало пренесение мощей св. царевича Димитрия из Углича в Москву, они, до уготовления им места в Архангельском соборе, поставлены были на некоторое время в приделе св. Уара. Ныне в этой достопримечательной церкви от пожаров и разных разорений ничего нет древнего, кроме одних стен. По новому расположению Кремля она назначена в сломку; все иконы, с священными принадлежностями, перенесены в придельную церковь Покрова Богородицы при Архангельском соборе. СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ, на СЕНЯХ, Соб., бывший прежде в Московском Кремле, на гребне горы, против церкви Спаса на Бору, подле древней Набережной Государевой Палаты, с которою он соединялся переходами, простиравшимися до бывших тогда Золотых Ворот. Собор этот первоначально основан деревянный в первых годах XV века; при в. к. Василии Димитриевиче и при митрополите, св. Киприане, по случаю встречи на сем месте принесенного из Суздаля ковчега с Страстями Христовыми (который находится ныне в Благовещенском соб.). Потом Собор Сретенский заложен в 1482 году каменный, с приделом Николая Чудотворца, и чрез 78 лет, по ветхости, воздвигнут (1560) царем Иоанном Васильевичем новый, каменный же, одноглавый, в который были перенесены, 25 августа 1770 года, из Черниговского собора мощи Страстотерпцев, кн. Михаила и боярина Феодора; они почивали здесь почти 4 года и, в 1774, перенесены в Архангельский собор, – Сретенский собор разобран в 1801 году. Под ним находились ворота в верхний государев сад, бывший по пологости горы к Подолу, или церкви Благовещения, что на Житном Дворе. ЧЕРНИГОВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ, собор, бывший в Московском Кремле, между Архангельского собора и Константино-Еленовских ворот, и окруженный зданиями древних Приказов, бывших некогда по краю горы, на месте нынешнего плац-парада. Под этим собором существовали вторые или верхние Тайницкие ворота, ведущие на Ивановскую площадь, и называвшиеся так для отличия от нынешних Тайницких ворот, от которых к ним был на гору вход. Храм этот построен в 1577 году, по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного, в то время, когда принесены в Москву из Чернигова мощи князя Михаила и боярина его Феодора, которые тогда и положены здесь. B 1681 году, по указу царя Феодора Алексиевича, велено собор этот перестроить; что и окончено в 1683; и на все это время мощи износимы были в Архангельский собор, а по совершении нового храма, опять сюда перенесены. Наконец, в царствование Екатерины II, около 1770 года, когда, по проектировании архитектором Баженовым огромного Кремлевского Дворца, Приказы и самый Черниговский собор, подошли под вновь предполагаемое здание, то все это сломано и мощи, с прочею святынею, перенесены в Архангельский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010