В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка. В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы. В 1991 году храм Черниговских мучеников был возвращен Церкви. В 1997 году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения. http://www.patriarchia.ru/db/text/4259963.html Бывший Ленивый торг - самая древняя часть Пятницкой улицы. И здесь сохранились материальные свидетельства той седой старины. Перед нами - один из выдающихся храмовых комплексов Москвы XVII столетия, замечательный пример городских " малых " храмов - ансамбль церквей Иоанна Предтечи под Бором и святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Давным-давно здесь был Ивановский, что под Бором, монастырь, документально известный с 1415 года. При Иване Грозном его перенесли на Кулишки, на Ивановскую горку (это ныне существующий Иоанновский монастырь), а Предтеченский храм Замоскворечья обратили в приходской. Нынешнее здание выстроено в 1658 году, как некоторые считают, на подклете старого сооружения XVI века. Предтеченский храм - небольшой, одноглавый, искусно убранный. Ярусные восьмерики - это плоды позднейших перестроек, но " основа " - оригинальная. Здесь обращают на себя внимание южный портал и эффективный карниз с бегунцом (особый тип кладки фриза с треугольными углублениями, вершинами попеременно вверх и вниз). Утраченные части декора в ХХ веке восстановили советские реставраторы.

http://sobory.ru/article/?object=02176

Где бы ни жил, к нему стекались люди со всей округи: у кого скотина заболела, кто сам занемог, кому Бог не дает детей. Старец помогал молитвой и добрым словом. Подсказывал в выборе жениха и невесты, у кого украли имущество – помогал найти воров. В Наруксове он был в церкви старостой. После революции Сметанины попали под раскулачивание, дом был отобран, и в нем поочередно размещались почта, аптека, сберкасса, тюрьма (КПЗ), так как в доме были подвальные помещения. Старца Михаила хотели посадить в тюрьму. Все годы безбожия он вынужден был прятаться, скрываться. В тяжкие годы гонений на христиан он укреплял в людях Веру в Бога, учил жить и соблюдать Заповеди Божии. Нескончаемый поток больных шел к нему с утра и до вечера. Каждого учил, как молиться, чтобы исцелиться. Немолящихся обличал и учил: «Двадцать поклонов Спасителю, двадцать поклонов Богородице и двадцать поклонов всем святым, и остальные поклоны – кому хочешь за родных и близких. После смерти Старца было родственникам сновидение с предсказанием, что он выйдет ключами. Сон повторился. Было еще одно предсказание, что гора – святая. Она у села Хабарского, где Старец жил, учил, лечил, отчитывал, изгонял бесов из больных, исцелял недужных, утешал страждущих. Выступая на могиле Старца Михаила 22 декабря, протоиерей Георгий Бакшаев, настоятель храма мучеников и исповедников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских чудотворцев, отметил крепкую Веру Старца Михаила, как бесы боялись его, трепетали, исцелял и изгонял их из людей. «И если посмотрим на современный народ, - продолжил отец Георгий, - на нас с вами, докатились. Все потеряли, все растеряли. Слабоверные, маловерные, сомнительные. Во что угодно верим. Любим что-то тоже земное. А Господь говорит: «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим и душою больше всего на свете». А мы привязались к разным грехам и страстям, земным услаждениям. И тем самым теряем крепость Духа, души и тела. И поэтому, вспоминая Слова Святого Евангелия, «по вере вашей да будет вам», какая у нас вера, то и получаем. А раз мы ничего не получаем, значит у нас нет веры. Господь говорит: «Была бы у вас вера с горчичное зерно, не только там чего-то там получали, какие-то наши просьбы, горы переставляли бы.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/26/...

Для усиления благочестных подвигов он, с благословения настоятеля, возложил на себя тяжёлые вериги, а по ночам, исходя из обители, выкопал два кладезя: один близ монастыря святых Бориса и Глеба (ныне городское кладбище), а другой – на северо-западе от монастыря близ потока студёного. Затем, более и более совершаясь в любви к Богу, преподобный построил себе столп для молитвы, а на главу возложил каменную шапку, и, прокопав небольшой проход под церковь , ходил им, никем невиденный, слушать церковные службы. Душа преподобного день ото дня очищалась и возвышалась молитвою и богоугодными подвигами, и благодать Божия даровала ему дар чудес недуги исцеляти и бесы прогоняти. Слава о его чудесных дарованиях стала распространяться и за пределами града Переславля. Юный князь Михаил, сын Всеволода, князя черниговского, страдал тяжким телесным расслаблением. Услышав о благодатном даре преподобного Никиты исцелять недуги, он прибыл в Переславль, и не доходя версты до монастыря (где ныне часовня) раскинув шатёр, послал своего боярина Феодора просить преподобного Никиту придти к нему. Преподобный послал ему свой жезл. Больной князь опёрся на него – и стал здоров. Это было в 1186 году 16 мая, за восемь дней до кончины преподобного Никиты. В память своего исцеления благоверный князь повелел на месте исцеления поставить крест с означением года, месяца и числа исцеления. 2 Подвигом добрым подвизался в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам окончил земную жизнь мученическою кончиною. Родственники его, приходившие к нему для принятия благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, и, приняв их за серебряные, решились овладеть ими. Ночью 24 мая они пришли к нему, – раскрыли крышу столпа, и вшедши в оный и умертвив святого, сняли с него вериги и кресты и убежали с ними из города по пути к Ярославлю. Поутру, пред началом утрени, пономарь по обычаю подошёл к столпу, чтобы принять благословение от святого, – гласа от него не было, а между тем кровлю у столпа увидел открытою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В приходе 1084 дома, прихожан муж. пола 3343 души, жен. пола 3576 душ. Имеются две церковно-приходских школы: в Монастырской слободе и при Серафимовской церкви и 6 городских начальных школ: 3 женских, 2 мужских и 1 смешанная. Капитал церкви 1757 руб. 42 коп.; капитал причта 5000 руб. Штат причта: три священника, диакон и три псаломщика; дома церковные. «Справочная книга Саратовской епархии» г. Саратов. Типография Союза Печатного Дела. 1912 г. Каменная церковь с колокольней была построена в 1843 году на средства саратовского купца Михаила Гавриловича Вирцева. Изначально храм имел один престол в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. В 1854 году здание распространили за счёт пристройки левого и правого приделов. Первый был обустроен на средства саратовского купца Василия Лаврентьевича Орленинова и освящён во имя Архистратига Божия Гавриила и святой Пророчицы Анны, 3 (15) ноября 1891 года он был повторно освящён местным благочинным после реконструкции. Правый придел был во имя святых мучеников и чудотворцев князя Черниговского Михаила и боярина его Феодора, на рубеже 1880-х и 1890-х годов в нём установили новый иконостас на средства Общества казаков Саратовской станицы в память чудесного спасения Александра III и его семьи при крушении поезда 17 (29) октября 1888 года. Крестовоздвиженскую церковь с востока и с юга окружала каменная ограда, с двух других сторон – каменные здания и деревянный забор. Храму принадлежали деревянные и кирпичные здания на улицах Большой Горной, Галкинской (Розы Люксембург), Ильинской (Чапаева) и Вольской, размещались в них причт, состоявших из трёх священников, диакона и двух псаломщиков, богадельня, школа и сторожка. В канун революции приход насчитывал 944 двора, 2420 мужчин и 2487 женщин, среди которых было много казаков, кроме того церковь пользовалась поддержкой Саратовского казачьего управления, из-за чего её часто называли " Казачьей " . После Октябрьской революции представители новой власти церковь закрыли, все храмовые здания были приспособлены под жильё. Саму церковь разрушали постепенно с 1933-го по 1941 год. В послевоенный период на образовавшемся пустыре с использованием сохранившихся подвалов храма немецкие пленные построили жилые дома. В помещениях для священнослужителей был размещён детский сад.

http://sobory.ru/article/?object=35209

Еще стоит, однако, на опустевшем урочище древняя каменная церковь Благовещения, сооруженная вначале Мстиславом, великим сыном Мономаха, который украсил столькими храмами столицу славянскую. Спустя два столетия, она пришла в ветхость и восстановлена, по воле Великого Князя Симеона Гордого, архиепископом Василием, одним из знаменитых Владык Новгорода, которого белый клобук перешел ко всем митрополитам русским. Церковь сия еще дважды обловлена была – в исходе минувшего столетия и вначале нынешнего, и к ней пристроена трапеза с приделом во имя Сретения Господня. Но внутреннее ее устройство удержало древний характер византийский, по образцу Перунското скита, хотя она гораздо обширнее. Та же четвероугольная внешняя форма и тройное разделение алтаря, ибо так устроены почти все Новгородские церкви; уцелевший на стене образ Господа Вседержителя и часть мощей мучеников Черниговских, Князя Михаила и боярина его Феодора, составляют ныне главное сокровище сей древнейшей придворной церкви князей Новгорода. Две другие деревянные церкви – Святителя Николая и бессребренных Чудотворцев, которые стояли подле каменной, давно уже уничтожены. Но от ее заросшей травою паперти, не попираемой более княжескими стопами, какой очаровательный вид открывается на их старую отчину – великий Новгород с его окрестностями! Багровое солнце уже близко было к земле Новгородской и бросало огненные лучи свои прямо в церковь Мстислава. Белый величественный Юрьев, другое славное дело рук его, рдеющий вечерними лучами, стоял на рубеже озера и реки, как некий светлый страж, их охраняющий. По сторонам его Перынь и живописная усадьба Орловская, как дети подле своего родителя, отражали также его вечернюю славу. Море Славянское синело вдали за мысом бывшего громовержца. Юноша Волхов, исполненный света и жизни, плавно шел мимо вековых храмов, заходя, как бы на поклонение, во все пристани и заливы; а храмы все более и более умножались вдоль берегов его, доколе не срослись все в один великий Новгород и не увенчались державною главою Софийскою. Слобода Воскресенская на противоположном берегу, куда по воле Иоанна переброшен был из Городища мост славным его зодчим Аристотелем, служит преддверием города; далее зубчатый Кремль на холме со своими башнями и куполами догорал последними лучами дня, и отблеском их озарялись новый великолепный мост Волхова и вся Торговая сторона с ее бесчисленными церквами. Они все собрались, как бы по звуку вечевого колокола, к старому дворищу князя своего Ярослава, а вдали мелькали обители Антониева и Деревяницкая, за рощею, и чуть видимый Хутынь. Такой обширный вид открывался во все стороны от древней усадьбы Рюрика, где некогда срубил он малый городок свой, и вот он разросся в пять славных концов Новгородских. Недаром держались места сего потомки Рюриковы; отселе обнимали они взором и повелительным словом всю свою отчину, и на их зов откликались Святая София и Вече.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье. В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка. В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы.

http://patriarchia.ru/db/text/4259963.ht...

«На монастыре в келье Игумен Пимен, да чёрный священник Ермоген, да священник белый Кузьма Григорьев, питаются от церкви Божией». «Около монастыря Архиепископа Иосифа Суздальского слобода, а в ней живут Архиепископовы дети Боярские и всякие дворовые люди и бобыли нетяглые». «Слободка кожевенная на реке на Каменке, по обе стороны реки по берегу, а в ней храм во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, другой храм тёплый во имя Иоанна Предтечи деревянны клетцки». В слободке этой показано 28 дворов посадских людей: Макарова, Володимирова, Быкова, Шестова, Сонина; бобылей: Синцова, Биркиных, Холопова, Соколова, Быкова, Ермолина, Ермолаева и других. «Слобода Архиепископа на реке на Каменке, на Иванове горе, а в ней церковь Архангела Гавриила, да Иоанна Богослова, деревянна вверх, стоит без пения. В той же слободе нетяглые дворы Иосифа Архиепископа Суздальского и Тарусского» (13 дворов)». «Слобода Архиепископа на Андрееве стороне, за рекою за Каменкою, а в ней церковь во имя Андрея Первозванного, деревянна клетцки, другой храм тёплый Петра и Павла». В этой слободе показано 17 дворов, большею частью бобыльских. «На Варварской стороне улица Варварская; в той же улице церковь Святой мученицы Варвары, другой храм, тёплый, Христовой мученицы Екатерины, да престол Зосимы и Савваттия Соловецких Чудотворцев, деревянны клетцки, а в церквах церковное строение мирское». На Варварской улице и в другой, смежной, позади Ризположенского монастыря, показаны бывшие дворы – посадских людей: Лихониных, Ростокина, Юрьева, Баева, Илейкова, Чумичева, бобылей: Баева, Стромова, Нечаева и друг., всего 20 дворов. «В Суздале ж на посаде идучи от острожной осыпи к Спасскому монастырю большою улицею на леве монастырь преподобной княжны Евфросинии Суждальской ружной, на монастыре церковь каменная Ризположения пречистой Богородицы, да предел благоверной княжны Евфросинии Суждальской, да тёплая церковь деревянны клетцки Знамение пречистой Богородицы, да предел князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, ограда деревянная, двои ворота святые, строение прежних государей и царей и нынешнего государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руссии. На монастыре 34 келии, а в них игуменья Ливея да 51 старица, а денежную ругу емлют они из Большого прихода, а хлебную – из дворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Он дал совет князю московскому Ивану Даниловичу Калите построить в Москве каменный собор во имя Успения Богородицы. «Если ты меня послушаешь, – говорил святитель князю в духе пророческом, – то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нём, и кости мои здесь положены будут». Князь в 1326 году приступил к постройке храма, но святитель не дожил до окончания его и преставился 21 декабря 1326 года и был погребён в новом храме близ жертвенника. Соборный храм Богоматери сделал Москву церковной столицей России. Здесь был гроб святителя Петра, первого из русских первосвятителей, прославленного Богом даром чудотворений. Здесь был посох великого чудотворца и святые иконы, писанные им. Сделавшись со времени св. Петра церковной столицей, Москва вскоре стала и столицей государственной России. Православная Церковь прославляет святителя Петра как милостивого Христова угодника, незлобивого, кроткого и смиренного, простоты сокровище. В церковных песнопениях Москва называется собственным градом св. Петра, и он бодрым хранителем своего града. Святитель Пётр по выражению церковной песни, утверждение земли российския. Преемником св. Петра был грек Феогност, прибывший в Россию в 1328 году. Посетив Киев и Владимир, Феогност поселился в Москве и начал ревностно помогать князю московскому в его государственной деятельности. Митрополит наложил церковное отлучение на псковичей за то, что они не хотели выдать тверского князя Александра Михайловича, которого великий князь московский по требованию хана должен был представить в Орду. Александр Михайлович , не желая, чтобы из-за него тяготело церковное отлучение на псковичах, удалился в Литву, и митрополит снял с псковичей отлучение. Св. Алексий, в мире Симеон Елевферий, был сын черниговского боярина Феодора Плещеева, который переселился в Москву в княжение Даниила Александровича и пользовался особым расположением князя. Рано обучившись грамоте, Алексий на двенадцатом году своей жизни сменил детские развлечения на подвиги благочестия и стал приуготовлять себя к жизни подвижнической.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

А и где буду погреших от своего неразумия и тех странских древних пословиц или будет где посреде тех святых книг написано ложное и отреченное слово святыми отцы, а мы того не возмогохом исправити и оставити и о том от господа бога прошу прощения за молитв всех святых и в книгах сих написанных. А прочитающих молю сиа святыя книги, иже могущих с божиею помощию в них недокончанная таковая исправити и за то от бога восприимут сугубо воздаяние, а от всех святых благословение, понеже в тех святых в четьих минеях все святыя книги четьи собраны и написаны и того ради всех молю и коленома касаюся, с верою прочитающих сия святыя книги, да воспоминают смиренную и грешную мою душу в святых своих ко всесильному богу молитвах, да бых получил деснаго предстояния со всеми святыми иже от века богу угодившими в день втораго пришествия господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, в оньже хощет господь судити всем и воздати комуждо по делом его» 12 , л.1–7. Указ главам. Другие статьи: л.156, 158–166, 168. Память Иоанна, архиепископа Новгородского, 7 сентября: л.215. Предисловие к житию Иосифа Волоколамского, составленное Саввой, епископом Крутицким (1546 г.). л.234. Духовная грамота Иосифа Волоцкого . л.261 об. Вторая духовная грамота Иосифа Волоцкого . л.560, 565 об. Житие Людмилы, бабы святого Вячеслава, князя Чешского, 16 сентября. л.578–588. Преставление князя Феодора Смоленского и Ярославского, «нового чюдотворца», 5 марта, 23 мая, 19 сентября. л.596. Страсть великого князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, 14 февраля, 20 сентября. л.647 об. Житие преподобного Сергия (краткое сказание), 25 сентября. л.649. Житие преподобного Сергия, составленное Епифанием, учеником его, и добавленное Пахомием сербом. л.675 об. Слово похвальное преподобному Сергию. л.936 об., 944 об. Житие Вячеслава, князя Чешского, 28 сентября. л.983–988. Житие игумена Григория Пельшемского (Вологодского), ЗО сентября. Киноварные заглавия и инициалы, заставка (л.1) византийского стиля в красках. Переплет сер. XVI в. – доски с прекрасным тиснением, застежки не сохранились. Переплет реставрировался в XVII в., на это указывают переплетные листы с водяным знаком бумаги XVII в. (голова шута в воротнике с семью зубцами). Арх. Савва. Указатель ... стр.188, 209. (Син.987) Минея-четья, месяц Октябрь, 1°, русский полуустав разных рук в два столбца, 879 л. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Кувшин с надписью на тулове и одной ручкой, Бр. 12666, 1547 г. 3. Рука с розеткой, Бр. 11463, 1524–1539 гг. л.1–2 об. Летописец (текст см. в Сентябрьской минее) 13 . л.3–7. Указ главам. л.18–23 об. Житие Саввы Вишерского, 1 октября. л.448. Житие Константина-философа, «перваго наставника словеньску языку», 14 октября. л.457 об. Похвала Кириллу и Мефодию. л.665 об. Житие Иоанна Рыльского, 19 октября, л.847. Житие Арсения, архиепископа Сербского, 28 октября. л.862. Преставление Авраамия, архимандрита Богоявленского, ростовского чудотворца, 29 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Двадцатый день. Поуч. 1-ое. Св. благоверный князь Михаил и боярин Феодор, Черниговские чудотворцы. (Подвиг исповедания веры в наше время и в нашем отечестве). I. К сонму святых Православная Церковь давно причислила двух мучеников земли Русской – черниговского князя Михаила и боярина его Феодора, подвиги которых в исповедании ими Христовой веры она и воспоминает в нынешний день. Почти шестьсот лет отделяют нас от мученической их смерти, но размышление о ней всегда сопровождается для нас, их потомков, великою нравственною пользою. Князь Михаил жил в то тяжелое для России время, когда ею владели татары – язычники. Получив приказание явиться в Орду, как данник хана, он отправился туда с твердою решимостью скорее умереть мучеником за св. христианскую веру, чем постыдно изменить ей, поклонившись идолам, на что решились некоторые князья, раньше его отправлявшиеся к татарскому хану. Одинаковых мыслей с князем был и сопутствовавший ему боярин его – Феодор. Хан Батый, враждебно расположенный к черниговскому князю за то, что тот, пылая любовию к святой вере и дорогой родине, побуждал своих соседей восстать против татарского ига, приказал не иначе допустить его к себе, как после того, как он пройдет чрез так называемый «священный огонь» и поклонится языческим богам татар – войлочным идолам. «Нет, мужественно отвечал Михаил, я могу поклониться вашему царю, которому небо вручило судьбу земных государств; но христианин не служит ни огню, ни бездушным идолам». Батый пришел в ярость, услышав такой смелый ответ от своего бессильного данника. Он велел передать на его выбор одно из двух: или поклониться его богам и получить жизнь, свободу и право на владение княжеством, или за сопротивление его воле умереть злою смертию. Итак на одной стороне – свобода и жизнь с ее удовольствиями, семейное счастие с супругою и детьми среди любимых подданных своего княжества, но за то измена I. Христу и Его св. церкви; на другой – мучение и смерть вдали от семьи и родины, но за то верность христианской вере. Выбор был непродолжителен и решителен: князь избрал последнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010