На другой день по получении указа о своем назначении, Святитель Иннокентий обвестил о том духовенство новооткрытой Иркутской Епархии следующим предписанием: «Указ Преосвященного Иннокентия Епископа Иркутского и Нерчинского Иркутских духовных дел закащику Петру Григорьеву. Нынешнего 1727 года, Августа в 26 день получил я Ее Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода указ, писанный сего года генваря 31 дня, в котором написано: Генваря 15 дня сего года Ее Императорское Величество, будучи в зимнем своего величества доме, по докладу Правительствующего Синода, указала быть в Иркутске настоящим Епископом нашему смирению, и титуловати Себе по тои и, как и прежде сего бывало». «И тебе закащику, по получении сего нашего указа, в Соборной церкви после литургии, во извещение всех сей указ прочесть, молебственное пение воздать Господу Богу, моля о здравии Ее Императорского Величества и прочая, и прочая, и прочая, и Святейшего Правительствующего Синода, и о нашем смирении такожде, и на прочих священнодействиях, где было воспоминаемо имя и титул Преосвященного Антония Митрополита, отсюду воспоминать нашего смирения, титулуя Иркутским и Нерчинеким; а по объявлении сего указа, разослать тебе от себя во весь Иркутский заказ о сем указы. И Тебе Протопопу Петру Григорьеву ведать и чинить по сему указу непременно. 1727 года Августа 27 дня». Подлинное предписание хранится ныне как святыня, в Иркутской Спасской церкви, в зимнем храме, в позлащенных рамах под стеклом у местной иконы Святителя Иннокентия. А от 1 числа Сентября Святитель приветствовал Иркутскую паству следующею окружною грамотою: «Божиею милостию Преосвященный Иннокентий Епископ Иркутский и Нерчинский. Во град Иркутск всем церкви святыя Восточный сыновом послушным духовным и мирским. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие Святаго Духа да будет со всеми вами.» «Понеже благословением Божиим Ее Императорское Величество, имея сердце свое благодатное в руце Божией, по докладу Святейшего Правительствующего Синода благоволила мя милостивым своим Императорским указом определить в Иркутскую Епархию настоящим Епископом, и титуловати себе по той Епархии, якоже и прежде бывало.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Указ Правительствующего Синода иркутской пастве. Август 1727 г. Иннокентий Святый, 1-й епископ Иркутский 71 Священник Прокопий Громов Начальный состав Иркутской епархии Находившийся в Иркутске за производством разных следственных дел надзиратель Тобольского Архиерейского приказа Никифор Слопцов в то же время, как Святителем Иннокентием получен был указ о бытии епископом Иркутским, получил предписание от митрополита передать новому архипастырю в управление те же церкви и монастыри, которыми прежде предоставлялось ведать епископу Варлааму, викарию Тобольской митрополии, и опять с изъятием не только Киренского и Якутского монастырей, городов Якутска и Илимска с уездами, хотя и в Иркутской провинции обретавшимися, да и монастыря Селенгинского Троицкого, находившегося внутри Иркутской епархии, и все это ради тех же благословных вин, которые ведомы были одному митрополиту Тобольскому. Из приложенной от Слопцова табели видно, что в состав Иркутской епархии вошли: в городе Иркутске 9 церквей именно: соборные Спасская и Богоявленская, обе каменные; и 5 приходских деревянных: Одигитриевская (ныне Тихвинско-Воскресенская), Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев, Троицкая Духовская, Богородская Владимирская и Троицкая Сергиева (ныне Крестовоздвиженская); да два монастыря: мужской Вознесенский и женский Знаменский. В Иркутском дистрикте церкви 72 : Идинская Троицкая, Балаганская Спасская, Бельская Сретенская, Кудинская Троицкая, Оецкая Афанасия и Кирилла, Бадайская Николаевская, Олонская Благовещенская, Усольская и Уриковская, обе во имя Нерукотворенного Образа, Китойская Христорождественская, Верх-Иркутская Введенская, Верхоленская Воскресенская, Бирюльская Покровская, Манзурская Введенская и Ангинская Ильинская. За Байкалом: монастырь Посольский Преображенский. Церкви: Баргузинская Преображенская, Селегинская Покровская, Селенгинская Спасская, Удинская Спасская, Удинская Владимирская, Ильинская Богоявленская, Кабанская Рождественская, Итанцинская Спасская, Хилокская Владимирская, Колесниковская Казанская, Тресковская Михаила Архангела, Кударинская Богородская и Чикойская Петропавловская. В Нерчинском заказе, в городе: Троицкая и Воскресенская. В уезде: Городищенская Введенская, Ундинская Николаевская, Урульгинская Николаевская, Читинская Архангельская, В Аргунском Остроге Вознесенская и в Нижнем Остроге Сретенская.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Владыка, мне хотелось бы, чтобы вы остановились на том, что человек не может помешать свершению воли Божьей. Мне кажется, что непонимание этого часто приводит к тому, что мы противимся неизбежному только потому, что оно нам неудобно, неприятно и т. д. – В Библии есть Книга Пророка Ионы, она занимает чуть больше страницы – прочитайте ее. В ней рассказывается о том, как к Ионе «было слово Господне» встать и идти в Ниневию, город великий, и проповедовать в нем, потому что злодеяния его дошли до Бога (Ион. 1. 1). Господь в силу Своей милости желал спасения этим людям, «более ста двадцати тысячам человек, не умеющим отличить правой руки от левой» (Ион. 4. 11). Но Иона пытается избежать выполнения воли Божьей, ему не хочется идти и проповедовать, он не готов быть пророком. Кстати, многие ошибочно считают, что пророки – это предсказатели будущего, на самом деле пророки – это те, кто возвещает волю Божью. Так вот, Иона, несмотря на то что был призван Богом исполнить Его волю, пытается всячески этого избежать – он даже садится на корабль, который направлялся в другую сторону, как сказано, чтобы «бежать… от лица Господня» (Ион. 1. 3). Когда мы читаем книгу, нам понятен характер Ионы, это все похоже на нас, на наши поступки, хотя дело происходило в 700-е годы до нашей эры. Ионе не удалось уклониться от исполнения воли Господа, он пришел-таки в Ниневию, проповедовал там, и ниневитяне поверили в Бога и покаялись. Воля Божья о спасении Ниневии была исполнена. – То есть уклониться от исполнения воли Божьей нельзя, иначе Господь накажет? – Ну это не наказание. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15. 16), – говорит Иисус. Просто человек, который идет против воли Бога, подобно царю Саулу, оказывается и вне благодати Божьей, он начинает жить вне ее. Мне бы хотелось привести пример из жизни святителя Иннокентия – первого епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. В 1823 г. иркутский епископ Михаил получил указ Священного Синода, который предписывал послать священника в колонию Российско-Американской компании на остров Уналашка, к алеутам.

http://pravmir.ru/o-vole-bozhiej/

Следовательно, в управление Первосвятителя Иркутского отошло от Тобольской митрополии 43 церкви, из них иркутские Спасская да Богоявленская и в Нерчинске Троицкая Воскресенская именовались соборными, и 3 монастыря: Вознесенский Знаменский и Посольский Преображенский. Однако же, как надзиратель Слопцов с представлением своим к Преосвященному Иннокентию об отчислении церквей и монастырей отнесся от 8 сентября того 1727 г., а Преосвященный ранее 12 днями, именно от 27 августа на основании Высочайшего, полученного им указа, сделал распоряжение о причисление в среде прочих и Селенгинского Троицкого монастыря в свою зависимость, то и по получении списка от Слопцова Святитель не признавал нужным изменить своего первого распоряжения, то есть изъять из своей зависимости Селенгинский монастырь, и имел на это важные причины, которые увидим. Все сии монастыри и церкви обложены были данью от 50 к. до 4 р. 50 к., и весь годичный сбор состоял из 108 р. 2 к. Из сей суммы назначалось в домовую архиерейскую казну 63 р. 40 к. В келию архиерейскую праздничных 19 р. 1 к. Певчим столовых 17 р. 61 к. На приказ архиерейский 4 р. 40 к. и остальные 3 р. 6о к. на милостыню. Отчисление церквей, согласно представлению митрополита, подтверждено после указом Св. Синода от 31 декабря того же 1727 г. с прибавлением к Иркутской епархии Брацкой пустыни хотя и Илимского ведомства, но яко приписанной к Иркутскому Вознесенскому монастырю. Странным покажется, что ни в передаточной росписи Слопцова, ни в указе Синода не упоминается о Нерчинском Успенском монастыре, тогда как от построения его протекло двадцать лет, и тогда как он значился в передаточной росписи викарному епископу Варлааму. Не объясняется ли странность эта странностию условий устроения сего монастыря, принятых и конфирмованных Петром Великим. Прочитаем грамоту: «От великаго Государя царя и великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца в Сибирь, в Нерчинской, стольнику нашему и воеводе Петру Савичу Мусину-Пушкину с товарищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А к тому монастырю крестьян селить иль из гулящих людей, и из иноземцев, которые вновь крещены и которые похотят в работу в монастырь всякаго чина люди, кроме посацких людей, которые не в тягле, и пашенных крестьян. А как они монастырь будут строить, и в то время, и до смерти монастырь ведать и над ними расправу чинить ему Никите. А как он Никита пострижется, и ему Никите быть строителем, и монастырскую всякую казну и крестьян ведать ему Никите, а после ево Никитиной смерти выбрать для строенья монастыря и управления крестьян из вкладчиков доброго человека, когоб с такое дело стало; а архимандритам и игуменам того монастыря и крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию, и церковников и служебников и церковное правило. А для пропитания того монастыря собранной братье и для постройки мельниц дать речку Туру с рыбными ловлями. А в каких угодьях и на которой реке под тот монастырь земли отведено будет, о том к нам великому государю писали бы а отписку велели подать в сибирском Приказе князю Матвею Петровичу Гагарину с товарыщи. А прочет сию нашу великаго государя грамоту, и списав с нее список, за рукою оставили бы в приказной избе, а подлинную отдали ему с роспискою впредь для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 1706 мая в 31 день. Диак Иван Чепелев. Справа Якова Щетинина. У подлинной же его царскаго величества печать приложена, и под печатию пониже подписано тако: в Сибирь в Нерчинской стольнику нашему и воеводе Петру Савину Мусину-Пушкину с товарыщи. При подлинной же подписано: 1707 года ноября в 9 день подал сию великаго государя грамоту Нерчинской конной козак Тимофей Борода». С передачей церквей и монастырей Слопцов передал Преосвященному Иннокентию при реестре неоконченные им следственные дела: о венчании Нерчинском заказчиком Скорняковым гулящего человека Емельяна Белоглаза и служилого Бориса Зотеева от живых жен; о засечении игуменом Иовом монаха Игнатия; о убийстве священником Орловым крестьянина Лобанова; о разрешении иркутским протопопом Григорьевым брака иркутскому жителю из-за живой жены; о вступлении в брак служилого Ефремова после смерти жены на родной сестре ее; и к заключение экстракт из дела по жалобам провинциал-инквизитора Иевлева и братии Вознесенского монастыря на архимандрита Платковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В нынешнем 1706 году Апреля в 17 день бил челом нам великому Государю Нерчинской сын-боярской Никита Варламовых. Служит де он нам великому Государю лет пятьдесят. И для проповедыванья и познания Даурской земли посылан с Москвы в Даурские страны сотник и воевода Афанасий Пашков, а с ним было с городов стенных и новоприбыльных служилых людей пять сот человек, и прошли тунгусскую и брацкую землицы, и неприятельских воинских людей побивали, и землю, где ныне стоят острожки, очищали, и неприятельских людей к верности в вечной ясачной платеж приводили, и будучи в Нерчинску, служили в правде своей верно, и всякую нужду терпели, и томною голодною смертью за скудостию хлеба помирали, и землю, где ныне стоит Нерчинск, очистили, и взяли неприятельских людей в вечной ясашной платеж. А ныне те служилые люди престарели, и за старостию от службы отставлены: а вместо их нашу великаго Государя службу служат дети их и внучата. И те престарелые отставленные служилые люди желают постричься. А в Нерчинску де монастыря не бывало, и по се время нет. И нам великому Государю пожаловать бы ево велеть монастырю в Нерчинску быть, как и в прочих Сибирских городах, и под монастырь, и под хлебную пашню, и под сенные покосы, и под скотинной выпуск дать порожней новой неотводной земли, где пристойно монастырю быть, не во утеснение служилым людем, и пашенным крестьяном, приискать по рекам по Ингоде или по Шилке. А они де служилые люди будут строить монастырь своими старками. И как к вам ся наша великаго государя грамота придет, и выб в Нерчинском для пострижения Нерчинских отставных престарелых служилых людей, которые в службу и ни к каким делам не годны, где пристойно велели им служилым людем построить монастырь своими проторьми, чтоб от того монастыря нашему великаго государя ясашному сбору помешки, и тамошним всяких чинов жителем и пашенным крестьяном утеснения небыло. А под тот монастырь, и под селидьбу пашенных крестьян под двадцать человек, и под пашню и под сенные покосы и под скотинной выпуск отвесть порозжей новой неотводной земли, где они служилые люди по рекам по Ингоде или по Шилке приищут сколько пристойно, чтоб впредь в той земле ни от кого спору, и в ясашном сборе порухи небыло.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Более двух веков, начиная с 1716 г., Русская Православная Миссия самоотверженно трудилась в Китае во славу Христа. Величайшим духовным плодом этой миссионерской деятельности стало в 1900 г. мученичество от секты гонителей христианства, псевдо-буддистов 222 принявших православие китайцев: мужчины, женщины и дети пострадали за Христа во время Восстания боксеров (ихэтуаней). Этим китайским христианам-мученикам обещали сохранить жизнь, если они принесут жертву идолам, но они отказались поклониться ложным богам. После жестоких пыток они были убиты . По милости Божией, заслуженной этим мученичеством, в первой половине ХХ в. начинается расцвет Русской Православной Миссии в Китае: открыты 32 церкви, два мужских монастыря, одна женская обитель и 17 школ. Этот духовный расцвет пришелся на годы правления архиепископа Пекинского Иннокентия (Фигуровского), который стал преемником своих предшественников – двух великих Иннокентиев, апостолов народов Азии: свт. Иннокентия Иркутского и свт. Иннокентия Аляскинского. Влияние Миссии на китайский народ усилилось, когда Китай стал пристанищем для русских эмигрантов в годы большевистской революции. В это время в Китае жили такие праведники, как архиепископ Симон Пекинский (китаец по происхождению), митрополит Харбинский Мелетий, чудотворец епископ Иона Ханькоуский, свт. Иоанн (Максимович) Шанхайский, прозорливая игумения Руфина и старец Игнатий Харбинский . После революции в Китае в 1948–1949 гг. русские беженцы, а также архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович) со своей русско-китайской паствой, покинули страну. В Шанхайском кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» власти устроили швейную фабрику. В этих обстоятельствах паства свт. Иоанна Шанхайского , оставшаяся в Китае, вынуждена была стать неофициальной церковью, которая существует и сегодня. В наши дни Христос не оставил Китай, и, вероятно, скоро осуществится желание о. Серафима, чтобы христианство начало действовать внутри китайской культуры. В годы маоизма в Китае проживал только миллион верующих-христиан; в последние годы – 80–100 миллионов (8% населения). В наши дни, как никогда в истории, большое число китайцев становятся христианами. Так, китайские протестанты сообщают в своем докладе, что ежедневно обращаются ко Христу 40.000 китайцев. Феноменальное число обращающихся в христианство свидетельствует о том, что люди, испытав на себе крушение коммунистического строя, взывают к Богу, и Бог приходит к ним. Сейчас в Китае самое благоприятное время для Православия, для деятельности тех, кто слышит зов Божий стать жнецом душ и проповедником Евангелия Христа в православном понимании.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Только в 1731 году, вследствие представления в Святейший Синод Святителя Иннокентия, неправильно вошедший в состав Тобольской Митрополии церкви отчислены к Иркутской Епархии. Получивши грамоту, прихожане Карапчанские, однако же, почему то не думали приступать к постройке нового храма, и такое положение дел тянулось более трех лет, пока на Епископскую кафедру в Иркутске не поступил приемник Святителя Иннокентия Иннокентий II-й (Нерунович). Тогда Карапчанцы умолчав о том, что на постройку церкви имеется уже от Митрополита грамота, снова обращаются к новоприбывшему Архипастрыю с просьбой разрешить им постройку храма вместо погоревшего, но уже, как значилось в прошении, не в 1727 г., как было на самом деле, а в 1730 г. (время получения Митрополичьей грамоты). Трудно понять, что заставило Карапчанцев, имевших от Митрополита дозволение на построение церкви, вторично обращаться к Епархиальному Начальству с просьбой о том же? Надобно сказать, что в тогдашнее время немало хлопот и средств стоило прихожанам таких отдаленных мест, как Карапчанка, чтобы доставить грамоту на построение храма: нужны были выборные, нужны были средства, могущие обеспечить выборных во время их трудного путеследования в Епархиальный город и обратно. Не существовавшая ли в то время спутанность в распределении приходов между Тобольской Митрополией и вновь образовавшейся Иркутской Епархией вызвала Карапчанцев на такой ненормальный порядок вещей? (Когда Карапчанцы знали, что их приход зависит от Тобольского Митрополита, тогда – они обращались к нему за грамотой, а когда объявлен указ Св. Синода, что Карапчанка принадлежит Иркутской Епархии, тогда сочли нужным обратиться к своему новому Архипастырю. Ред.). Но почему во втором своем прошении Карапчанцы время сгорения храма относят не к 1727 г., а 1730-му – решительно не понятно. На вторичную их просьбу последовала вторичная грамота; на память потомству запишем содержание и этой грамоты: «Божией милостью Преосвященный Иннокентий, Епископ Иркутский и Нерчинский.

http://sobory.ru/article/?object=39338

А причиною неокончания последнего дела надзиратель Слопцов показал то, что архимандрит Платковский, не сождавши решения, уехал на китайское разграничение в лагерь к превосходительному господину чрезвычайному посланнику. Но за душою приказного надзирателя Слопцова были и такие делишки, которые он поспешил что называется замазать, пока не принял еще управление Святитель. Вот одно из таковых, в июле 1726 г. пономарь Нерчинского собора священнический сын П. И. С. выкрал из каменной церкви коробку с церковными деньгами и с хранившимися в ней серебряным крестом и другими вещами. Тать не только во всем этом всенародно сознался, да еще и сделал признание, что и напредь сего крал церковные деньги на пропой по своему слабоумию и молодости. Его, как следовало, заковали и взяли под арест в тамошний нижний надворный суд. Отец татя священник И. С. обратился к покровительству архимандрита Платковского. А. Платковский послал в Нерчинск нарочным своего келейника с промемориею в суд, чтоб П. С-ва, как нужного, по указам Ее Императорского Величества, для научения в монгольскую школу и находящегося под таким делом, которое подлежит суду духовному, а не мирскому, выслать немедленно в Иркутск. Высланный в Иркутск С-в из-под покровительства Платковского, по выезде сего последнего в посольство, поступил под таковое же митрополичьего приказного надзирателя Слопцова и жил спокойно в Вознесенском монастыре. В июле 1727 г. Иркутская провинциальная канцелярия затребовала церковного татя к суду уголовному, и игумен Пахомий с приказным надзирателем Слопцовым ей отвечали, что без послушного указа от Тобольского митрополита выдать церковника мирскому суду не могут. Но лишь только прошел слух, что епископ Иннокентий определен местным Иркутским архиереем, Пахомий с Слопцовым составили протокол о наказании П. С-ва за воровство и за пьянство нещадно плетьми и за ручательством монастырского вкладчика Ивана Кузьмина Токмакова, что С-в более подобных поступков чинить не будет, освободили его из Архиерейского приказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все сии монастыри и церкви обложены были данью от 50 копеек до 4 р. 50 копеек, и весь годичный сбор состоял из 108 р. 2 копеек. Из сей суммы назначалось в домовую архиерейскую казну 63 р. 40 к. в келлию архиерейскую праздничных 19 р. 1 к. певчим столовых 17 р. 61 к. на приказ архиерейский 4 p. 40 к. и остальные 3 р. 60 к. на милостыню. Отчисление церквей, согласно представлению митрополита, подтверждено после указом 24 Св. Синода от 31 Декабря тогоже 1727 года, с прибавлением к Иркутской Епархии Братской пустыни, хотя, де, и Илимского ведомства, но яко приписанной к Иркутскому Вознесенскому монастырю. Странным покажется, что ни в передаточной росписи Слопцова, ни в указе Синода, не упоминается о Нерчинском Успенском монастыре, тогда как от построения его протекло двадцать лет, и тогда как он значился в передаточной росписи Викарному Епископу Варлааму. Не объясняется ли странность эта странностию условий устроения сего монастыря, принятых и конфирмованных Петром I, по силе которых архимандритам и игуменам ведать того монастыря не предоставлялось 25 кроме церкви Божией и церковного правила; а все остальное поручалось выборному вкладчику. С передачею церквей и монастырей, Слопцов передал Преосвященному Иннокентию при реэстре многие не оконченные им следственные дела и в том числе экстракт из дела по жалобам провинциал-инквизитора Иевлева и братии Вознесенского монастыря на Архимандрита Платковского. А причиною неоконченности последнего дела надзиратель Слопцов показал то, что архимандрит Платковский, не сождавши решения, уехал на китайское разграничение в лагерь к превосходительному господину чрезвычайному посланнику. Духовенство Не смотря на страшные затруднения, когда удостоенные выборами прихожан, за получением священного сана должны были из Иркутска и из Забайкалья ехать или идти в Тобольск, куда и откуда самая пересылка бумаг совершалась полугодиями a нередко и годами, несмотря на это, церкви, переданный в управление первого Епископа Иркутского Иннокентия, были не без священников, тем более не без церковников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010