отведенной Ему у сын-боярского Дмитрия Елезова. В течение двух лет Преосвященный ниоткуда не получил ни копейки ни на свое содержание, ни на содержание своей свиты, назначавшейся с ним в Пекин и оставшейся на Его руках. В начале наступившего 1729 г. он нашел возможность обозреть часть своей епархии по левую сторону Ангары. В это время крестьяне, принадлежавшие к Вознесенскому монастырю, бадайские, мальтинские, узколугские и буретские поднесли Ему по пуду с двора пшеницы. Конечно, нелегко было епископу принимать мирское подаяние! Но и отказаться от дара значило бы отказать нескольким при нем находившимся лицам в важном пособии к пропитанию. И здесь Святитель сделал что было можно в знак признательности; он приказал доставить к себе пшеницу на монастырских лошадях, чтоб не затруднять провозом усердствующих. Между тем здоровье подвижника видимо расстраивалось, потому что среди непрестанных огорчений и отдел не имел Он покоя. Кроме трудов, с какими сопряжено было неусыпно благопечительное устройство новой, притом как бы забытой правительством епархии, кто не докучал Ему своими просьбами? Кто не относился к Нему своими нуждами? Во время оно правосудие в Сибири было зарыто глубже, чем золото. Об этом можно судить по тем виденным нами ранее образчикам, сколь превратно местные провинциальные канцелярии толковали в огорчение Преосвященного самые ясные законоположения и не допускавшие никакого толкования предписания высшего правительства. Аще же в сурове древе тако бывало, то чему надлежало быть в сусе? Суд духовный в свою очередь также был далеко не беспристрастен и не бескорыстен. Вотчинный монастырский крестьянин жалуется на стеснение от монастырских приставников и его же монастырские власти секут шелепами. После этого можно представить, как обрадовались алчущие и жаждущие правды, что во глубине Сибири явился посланник Божий, который все выслушивал, все испытывал, судил без мзды и лицеприятия, смотрел на дела верно и решал, что всего для тяжущихся дороже, – скоро! На этом основании к Святителю Иннокентию шли со всякими делами, и заслуживавшими епископского рассуждения и с не стоившими внимания приказного надзирателя; с делами, подлежащими и не подлежащими суду духовному.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4. Где суть вдовые священники, о таких старосты церковные и протчия прихожана подавали б доношения, что они ни в чем неподозрительные, и служат и в церквах благочинно, и впредь оные прихожана им священникам при церквах в служении быть желают, и чтоб в тех доношениях, ежели оные благочинно живут, просили о даче оным священникам Епитрахильных Грамот. 5. Аще кто из священников и причетников будет подавать тебе в обидах, и протчем доношения, и тебе по оным, ежели не важны, делам, розыскав свидетельми, подлинно решение чинить, и по мере преступлений наказывать. 6. Осмотреть, при всех ли церквах дьячки и пономари живут благочинно по званию своему, и спросить священников, старост и прихожан, не упиваются ли оные и протчая, как повелено оным жить Духовным Регламентом; а ежели которые не по званию своему живут, таких наказывать по мере преступления с запискою, кто за что будет наказан. 7. Проведывать, везде ль священники благочинно живут; не пьют ли по кабакам, не истязуют ли подчиванья в гостях, не храбрствуют ли в боях кулачных, не домогаются ли цены за сорокоустие и протчия требы, и протчая сопротив Духовнаго Регламента. Ежели же где таковые обрящутся, наказывать по мере преступления с запискою ж, кто за что наказан будет имянно. 8. Со всех вышеписанных церквей со священников, с причетники собрать окладные данные деньги на 1729 год по приложенному при сей инструкции табелю, и давать оным отписи за твоею рукою; и собрать деньги с Часовень, которыя по указу Его Императорскаго Величества возобновлены. По оному табелю також у Верхоленскаго закащика взять и венечный неокладныя пошлинный деньги на прошлой 728 и 729 годы по март месяц. 9. От всех же вышеписанных церквей у священников взять книги исповедавшихся и неисповедавшихся в прошлом 728 году обстоятельные по примерной форме Святейшаго Синода, отличая имянно двор от двора, имянно кто был и кто не был, чтоб подписывали под всяким именем оные священники; також и книги двои троечастные родившимся, бракосочетавшимся и умершим, по форме самыя справныя и обстоятельныя, и привесть в Приказ наш архиерейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И на основании показания сих последних свидетельниц, а главное на том, что Степан Кожов, во время производства следствия отданный на поруки брату своему Ивану, в положенный срок к ответам не явился, – Архиерейский приказ с утверждения Преосвященного решил дело в пользу Серебреникова. Деньги 20 р. велено взыскать с Кожова и отдать Серебреникову, и с него же Кожова взыскать, по законам, пошлины с иска, по 10 к. с рубля два рубля, – с суда и пересуду 20 к. да правого десятка две копейки. Да столько же заплатил порука Иван Кожов за то, что не представил брата в суд в назначенный срок. Так требовали законы. Еще повторим, что это одно из дел, которое требовало полной внимательности, чтоб не завинить правого и не оправдать виноватого. А сколько было всех подобных настоящему случаев при тогдашнем условии – разбирать все тяжбы, решать все простушки (кроме уголовных) монастырских крестьян и вкладчиков судом архиерейским! Но сверх сего на обязанности и ответственности Преосвященного лежали и такие государственные операции, которые нынешним преосвященным могут быть известны только по слухам. Например: В июне 1729 г. в Иркутской провинциальной канцелярии получен указ о сборе с отставных дворян и детей боярских, с служивых людей, с разночинцев и с монастырских крестьян на нынешний 1729 г., на первую январскую треть, в семигривенный сбор по 23 к. с души, да на прошлый 1728 г., на последнюю сентябрьскую треть, по 24 к. с души, да на расходы с рубля по деньге да с прописных монастырских 62 душ; и о наборе рекрут с 505 душ по два человека, годных, и в указные лета, и чтоб на каждом рекруте были шапки, кафтан суконный, шуба, рукавицы, хотя б и ношеное, только б не драное, да штаны и рубашка с порты, все такое, какое они в домах носили, а мундира на них не спрашивать. Много хлопот по этому указу предстояло в духовном, особенно в монастырском ведомстве даже при правильном ходе дела. Но еще встретились обстоятельства непредвидимые. Преосвященный поручил набирать рекрут в монастырских вотчинах вкладчику Вознесенского монастыря Гаврилу Кокорину с монахом Антонием да с другим вкладчиком Иваном Гагариновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10. Освидетельствовать верно, нет ли где у священников или причетников детей мужеска полу от 7 до 15 лет возраст имеющих, и где таковые явятся, записывать, и велеть отцам их подписываться под штрафом в поставке оных в школу на срок по разстоянию места. 11. Со всех же вышеписанных церквей священников собрать по рублю от письма за копии на 729 год, которыя копии списываются с указов Его Императорскаго Величества в архиерейском Приказе и разсылаются вышеписанным священникам для чтения в народе и действительнаго по оным исполнения; також за прошлой 728 год за бумагу казенную и чернила, которая вышла для переписки оных же копии к тем священникам, с каждой церкви по препорции, осмотря при каждой церкви у священника, колико копий, и брать за всякой лист по копейке. 12. Брать тебе по означенному пути с писчиком Иваном Кульчицким 90 и с приставом Дмитрием Шибаевым на подводы с проводником от церкви до церкви со священников с причетники. 13. Выше меры своея, и зде изображенных пунктов ни к чему же касатися; а по сим пунктам должен ты радетельное и неленостное тщание показать, без всякаго пристрастия и манности никому ни под каким видом; а за нерадение и неотправление отдаси Богу ответ и нашему смирению Марта 17 дня 1726 году». Покажется странным, что поездка ключарю для обозрения церквей указана в самую распутицу. Но не было ли у Святителя мысли проследить чрез своего доверенного за сельским духовенством в такие дни, когда более требовалось от него благоговеинства, именно, во дни четыредесятницы. Пасха в 1729 г. была 6 апреля. В полмесяца ключарь закончил порученное ему обозрение церквей и 2 апреля представил Преосвященному отчеты: 1. Во всех церквах найдена чистота, кроме Кудинской, где в церкви и в алтаре вельми черно. Свечи, сделанные по Высочайше данному образцу, найдены только при пяти церквах, а в остальных не по форме. Дароносицы где деревянные, где жестяные, где из олова, но ни в одной еще церкви не было серебряной. 2. Церковных сумм в наличии оказалось при 12 церквах 619 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А ныне он Михайлов стал быть известен, что Императорское Величество о тех о всех Федосовых продерзостях был неизвестен. А Всемилостивейшая Ея Императорское Величество изволила постараться о церквах Божиих, и о святых Иконах (якоже равноапостольный царь Константин и мати его царица Елена, которые и Крест Господень воздвигнули) вышеобъявленнаго церквам и Иконам разорителя Федоса повелела смирить и послать в сылку (о чем де и весь возрадовался) и как первая мати Российская Ольга (во святом крещении Елена) просветила святым крещением Российскую землю, чего ради и венец царствия небеснаго Господь дарова ей. Подобно де за оное о церквах Божиих и святых Иконах старание и за смирение оного раззорителя Федоса, да дарует Господь Бог и Ея Императорскому Величеству Всепресветлейшей Государыне Екатерине Алексеевне Самодержице Всероссийской многая лета, и поможет Скипетр содержати, и сподобит венца царствия небеснаго. И в чем он Михаилов противен был святей церкви и их Императорским Величествам, и в том во всем приносит повинование, и всепокорно просит милостиваго прощения. И Святейший Правительствующий Всероссийский Синод, исполняя оныя Ея Императорскаго Величества указ, определили онаго Михайлова за такое ево чистое покаяние в тех винах простить, и приобщить с верными ко святей церкви. А для увещания и лучшаго ко истинней православнаго Греческаго исповедания восточней Церкви, обретающихся во всем Российском Государстве расколщиков обращения, дабы они вышеобъявленнаго бывшаго в расколе Ивана Михайлова обращение и повиновение, и ея Императорскаго Величества милостивейшее к таковым обращающимся от раскола снизходительство видя, от неразсуднаго своего суеверия и упрямства престали. И кто от расколщиков, ежели пожелает истинно и нелицемерно, к святей Соборней Апостольстей церкви обратитися и соединение с правоверными истинными христианы имети: и те бы не имея никакой опасности приходя являлися: в близости живущия от Санктпетербурга, в Святейшем Правительствующем Синоде; а дальные, Синодальной области в Москве в духовной Дикастерии; а в протчих Епархиах Архиереом, или кому от них духовных дел, правление вверено; и возимелиб таковоеж ко святей церкви обращение, и ея Императорскому Величеству приносилиб повиновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Доносят Иркутской провинции подгороднаго дистрикта пашенные крестьяне Никифор Сергеевых и Осип Сытин с товарищи. В прошлых годех поселились отцы наши и мы нижайшие в деревне Талкинской, в приходе Кудинской слободы. Но токмо в той деревне стало быть пашнею и сенными покосы оскудение, и за тем оскудением, из той Талкинской деревни перешли и поселились мы во оном же подгородном дистрикте близ Оецкой слободы, разстоянием в пятисотной версте, на реке Малом коте, для удовольствования пашенной земли и сенных покосов и других принадлежностей, в которую Котинскую деревню к нам нижайшим в домы означенной Кудинской слободы священник Федор Сидоров, за дальностию для исповедания болящих и причащения Святых Таинств, и к рожденным младенцам с молитвою, и в торжественные праздники со святынею не ходит, и чинится ослушен. Чего ради многократно к нему священнику ездили, но токмо учинился ослушен, а велел, чтоб к нему родильниц и со младенцы во оную Кудинскою слободу возить. От котораго его непослушания младенцы без молитв и крещения, и болящие без исповедывания и без причащения помирали. А оная Кудинская слобода от той деревни в 15 верстах. Того ради ныне всепокорно вашего Преосвященства просим, дабы указом Его Императорскаго Величества, и вашего Преосвященства благословением, соблаговолено было нас нижайших из переписных книг от того Кудинскаго прихода за дальностию, и за трудностию пути, и за непослушанием его священническим, выключить, и определить в приход в Оецкую слободу к священнику Иоанну Терентьеву, чтоб быть нам нижайшим в Оецком приходе, и ему священнику со Святынею и со всякою требою к нам нижайшим ходить, послать вашего Преосвященства позволительной указ. 1730 году Апреля дня. К сему доношению вместо Котинской деревни пашенных крестьян Никифора Сергиева, Осипа Сытина, Ивана Сергиева, их общим прошением Оецкой слободы дьячок Михайло Ощепков руку приложил. К сему доношению вместо пашенных крестьян Котинской деревни Ивана Михалева, Бориса, Елисея и Дмитрия Сергеевых их общим прошением Павел Тропин руку приложил».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, это дело и не дошло до Святителя. Несмотря на страшные затруднения, когда удостоенные выборами прихожан за получением священного сана должны были из Иркутска и из Забайкалья ехать или идти в Тобольск, куда и откуда самая пересылка бумаг совершалась полугодиями, а нередко и годами, – несмотря на это, церкви, переданные в управление первого епископа Иркутского Иннокентия, были не без священников, тем более не без церковников. К объяснению полноты клиров в местах, которые были удалены от Епархиального архиерея на 3, 4 тысячи верст, служат пребывание в течение двух с половиною лет в Иркутске викарного архиерея Варлаама Косовского, потом посещение Иркутска и Забайкалья архиереосхимонахом Феодором, и наконец святое странничество здесь в продолжение с лишком пяти лет до принятия епархии самого Святителя Иннокентия. Уместно было бы поименовать всех священнослужителей, встреченных на епархии епископом Иннокентием, как тех счастливцев, которые предстояли лицу Его, сослужили с Ним, от одной трапезы из одной Божественной чаши приобщались с Ним животворящих Тайн, – и которых внуки и правнуки, служа ныне в Иркутской епархии, не без духовного утешения узнали бы о современности своих предков с угодником Божиим: но такое поименование не достигло бы вполне своей цели, потому что тогда как монашествующие постоянно удерживали родовую фамилию на бумагах, белые священники, по скромности ли, по обычаю ли, по недоразумению ли, подписывались слишком своеобычно и разнообразно под служебными актами. Например: Верхоленской церкви священник называет себя то Иваном Ивановым, то Иваном Шергиным, то Иваном Ивановым Шергиным, сын его, священник Бирюльской церкви, также большею подписывается Григорием Ивановым, и изредка Шергиным. Первый священник Иркутской Тихвинской церкви везде слывет под именем Филиппа Васильева, и только Иркутская летопись добавляет, что фамилия его была Обрасцов. Подобно сему поступали и все тогдашнего времени священники, подписывая лишь свое имя и отчество, а иногда и одно имя без отчества, чрез что многие навсегда скрыли свою родовую фамилию, а некоторые и совсем таковой не имели. Поэтому нельзя бы, например, догадаться, что современный Святителю Китойской Христорождественской церкви священник Григорий Иванов есть предок священнослужителей, в значительном числе продолжающих поныне преемственное служение церкви в Иркутской и частию даже в Камчатской епархии под фамилиею Громовых 73 если бы не навели на это другие указания. Еще: один современный Святителю священник, именно Городищенский, был долгое время под ответами; и во всем делопроизводстве именуется Кузьмою – и только. Но из посторонних этому делу актов видно, что он был Кузьма Михайлов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обер-секретарь синодский Михайло Дудин 28 октября вручил этот доклад Салтыкову. А 29 числа первенствующий член архиепископ Феофан объявил Св. Синоду, что Императрица, потребовав его к себе в Кремлевский дворец, возвратила синодальный доклад при указе, чтоб относительно отделения церквей и монастырей от Тобольской епархии к Иркутской учинить так, как в изложенном в том докладе мнении Святейшего Правительствующего Синода показано. Св. Синод определил послать на должное исполнение Преосвященным Тобольскому митрополиту Антонию и Иркутскому епископу Иннокентию и еще куда и к кому надлежит указы. На этот раз и Правительствующий Сенат не замедлил своим решением. От 24 сентября того же 1731 г. он уведомил Святейший Синод, что о построении для Преосвященного со служителями в Иркутске покоев, о выдаче ему за 1727 г. жалованья 1500 р., о производстве впредь по 506 р. 25 к. на год, о даче ржи и овса, того и другого по 657 четвертей и вина простого по сту ведр на год из доходов Иркутской провинции, предписано Сибирскому приказу. По поводу сего извещения в Св. Синоде 16 ноября 1736 г. заготовлен указ Иркутскому Преосвященному Иннокентию, а его служителю Герасиму Лебратовскому 121 присыланному от Его Преосвященства в Москву за приказными делами и за прочими его архиерейскими нуждами, выдан 20 ноября из Москвы из канцелярии Св. Синода пашпорт, чтоб его Лебратовского от Москвы до Тобольска и от Тобольска до Иркутска, по городам и по заставам, команду имеющим пропускать везде без задержания, и, приехав в Иркутск, явиться ему Его Преосвященству. Но уже поздно! – Первосвятитель Иннокентий потрудился в обеспечении нужд иркутской паствы, а в труд Его внидоша инии – Его приемники. Лебратовский явится в Иркутск с желаемыми указами тогда, как уж Испросивший их будет с высоты призирать на плоды своего благоделания. 71 Печ. по: Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1863. 23. 8 июня; 24. 15 июня; 26. 29 июня. 72 Желательно, чтоб настоятели церквей Иркутской епархии составили о построении каждой, из местных архивов и даже из народных преданий, исторические записки и доставили в редакцию «Ирк. епарх. вед.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20 января 1728 г. купеческий приказчик Василий Барсуковский доносил Преосвященному, что хозяин его сольвычегодский купеческий человек Василий Петров Курочкин, мывшись в бане, скоропостижно умер, и просил дозволения похоронить его по чину Православной церкви на том основании, что Курочкин в марте минувшего года был на исповеди у соборного священника Симеона. Преосвященный написал: против сего допросить вышеявленного священника Симеона, подлинно ли оной Курочкин у него исповедовался? Священник подтвердил, что Курочкин в марте минувшего года у него исповедовался и св. Таин приобщился. Окончательная резолюция Преосвященного какою-то хищною, не к месту любопытною рукою из дела вырезана. Однако ж по сличении такого хода дела с другими подобными, нет сомнения, что погребение Курочкина было разрешено. Ибо отказывалось в этом только не бывшим у исповеди и святого Причастия в продолжение полного года. В Балаганске казачий сын Федор Евдокимов ночью на 4-е число декабря 1728 г. умер скоропостижно. Жена объявляла, что и прежде на него находил родимец (падучая болезнь). Но следствие открыло, что Евдокимов 3-го числа пьянствовал с ясачными иноземцами; ночью открылась у него рвота, от которой и умер. Преосвященный написал балаганскому священнику Еремею Васильеву, чтоб Евдокимова, как умершего от пьянства, мирскими людьми погребсти от церкви в двух верстах, без отпевания священнического. Вслушайтесь, обитатели иркутской паствы, в грозное решение своего Первосвятителя, смотревшего на пьянство как на недостойное поминовения церковного самоубийство! Только два приведенных случая внезапной смерти, ознаменовавшие начало и исход 1728 г., были на рассмотрении Преосвященного Иннокентия. Стало быть, больше подобных случаев и не было, иначе они не прошли бы мимо решения Преосвященного. Следовательно, в течение целого года скоропостижно умер в Иркутске только один от своей неосторожности, угорел в бане, и только один человек во всей епархии умер от вина. Факты, стоящие внимания в том отношении, что как редки были в то время такие потрясающие события, столь же обыкновенными сделались они в Иркутске ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первые распоряжения Еще угодник Божий не управлял Иркутскою епархиею, но витал в ней не более как странник и пришлец, а чудодейственный Жезл Его уже невидимо отражал от Восточной Сибири волков, которые во одеждах овчих во множестве вбежали в Сибирь Западную. При открытии Иркутской епархии ни по ту, ни по другую сторону Байкала не было видно ни одного раскольника, тогда как эти заблудшие давно уже наводнили некоторые города Тобольской провинции. Но так случилось, что самое первое из полученных епископом Иннокентием правительственных распоряжений было распубликование о совращении санктпетербургского таможенного досмотрищика Ивана Михайлова в раскол и об обращении его опять из раскола в православие. Сей государственный акт чрезвычайно поучителен для раскольников всех времен, и в Иркутской епархии более благопотребен к сведению ныне, чем тогда, когда в ней не было отступников от веры потому признаем нелишним еще раз опубликовать его: «По ея Императорскаго Величества указу Объявление от Святейшаго Правительствующаго Всероссийскаго Синода. Прешедшаго Июля 5 дня, 1725 года, Всепресветлейшая и Самодержавнейшая великая Государыня Императрица Екатерина Алексиевна Самодержица Всероссийская указала, поданное Ея Императорскому Величеству, бывшаго в расколе Санктпетербургской портовой таможни досмотрщика Ивана Михайлова повинное прошение, отослать в Святейший Правительствующий Всероссийский Синод и учинить по тому ево Михайлова прошению. А в том ево Михайлова своеручном повинном прошении написано: Рождение ево Олонецкаго уезду, Дворцовой волости, Толвуйскаго погоста, деревни Клубовой крестьянской сын: крещен он по чину восточныя греческаго Закона Церкве. И как был лет седми, ходили из Суземка расколщики, и учили многих людей, и запрещали о церквах, что в них учение новое неправое, и крещение не истинное, и тела и крове Господни нет, а вместо тела и крове, жертва антихристова, и многих людей тем прелстили, и от церкве отвратили, и простой народ смутили, и тогда он и другия многия перекрещиваны расколщиком старцом, и от того времени от неразумия своего и до ныне пребывал в том расколническом нечестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010