7. У каждого человека есть все необходимое для осуществления перемен, достижения собственных целей и осуществления своего жизненного предназначения В распоряжении человека есть все возможности, необходимые для достижения собственных целей, исходя из его суждений о жизни и мире, убеждений, ценностей и представлений о собственном смысле жизни. Нужно лишь выявить их и направить в нужное русло. Возможности — это прежде всего состояние уверенности в том, что достижение твоей цели возможно, наличие веры в это хотя бы с горчичное зерно. И тогда мы можем использовать все, что попадется под руку, все, что добавляет нам варианты и альтернативы. Наша вера в Бога, упование на Него — это то, что нам прежде всего необходимо для достижения перемен. К значимым возможностям можно отнести также осознание собственного жизненного предназначения, это может быть помощь людей, убеждения и ценности, время, информация, идеи, таланты, способности, все, чем мы можем воспользоваться для достижения наших целей, а в контексте работы с наркоманом — выздоровления. Даже в самых неблагоприятных обстоятельствах человек может сохранять способность управлять своими мыслями, придавать событиям любое содержание и откликаться на них по собственному выбору. Жизнеописание христианских мучеников — тому яркое свидетельство. Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит Своим ученикам о силе веры. Как Учитель, Он обучает учеников тому, что у них и в них есть все возможности для совершения своего Апостольского служения. Раскроем Евангелие: «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите Мне их сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14.15–21). И если мы умеем учиться у Христа, то мы можем без сомнения быть уверены, что в каждом деле, порученном нам Господом, у нас есть все необходимые возможности для его осуществления.

http://azbyka.ru/zdorovie/batyushka-ya-n...

     Нужно молиться и полностью смириться со всем, следуя путем матери-Церкви. С помощью Таинств в человеке потихонечку начинает преобладать благодать Святого духа, совершенствуя его. Это возможно, когда исповедь и причастие искренние. А причащаться нужно обязательно. Иисус Христос на Тайной вечере «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: “Приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: “Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”» (Мф. 26: 26–28). Христос сказал также: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Поэтому, если человек не причащается, он духовно не развивается. Соединение с Господом и продвижение по духовному пути без причастия невозможно. Когда каменщик строит здание, он кладет камень за камнем. То же самое от Причастия к Причастию, образно говоря, в сердце формируется храм для пребывания там Духа Святого. – Батюшка, а как правильно построить семью, чтобы храм в сердце был у каждого из домочадцев? – Важно каждому из близких суметь смирить свою гордыню, причащаться, чтобы оставаться членом Церкви, и просить о дружной семье святых угодников Божиих – Ксению Петербуржскую, Матрону Московскую, мученика Трифона. И самое главное – работать над собой, чтобы стать лучше. Вот основные советы. А за более подробными можно обратиться к записанному мной диску «Беседы о нравственности в семье и целомудрии», который был выпущен в этом году. Венчание      – Еще вопрос: как супругам правильно готовиться к пополнению в семье, правильно воспитывать детей, распознать, какой у ребенка дар от Бога, и помочь его реализовать? – Родители должны быть образцом для ребенка. Если вы не будете жить целомудренно, будете кричать, ругаться, устраивать истерики, то ваше чадо привыкнет к этому и подумает, что это норма и можно поступать так же. Понимаете, в чем дело? Если родитель ругается матом – и ребенок будет ругаться; если смотрит гадость по телевизору – и малыш тоже станет смотреть, так как старшие для него пример.

http://pravoslavie.ru/86497.html

– А ну-ка почитай, как написано в Евангелии о женщине, взятую в прелюбодеянии! – теперь уже строго обращается к Владимиру. – Приведоша же книжницы и фарисее к нему жену в прелюбодеянии яту, – цитирует Владимир по памяти, – и поставивше ю посреде, глаголаша ему: учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии: в законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати: ты же что глаголеши? Сие же реша искушающе его, да быша имели что глаголати нань. Иисус же долу преклонься, перстом писаше на земли, не слагая им. Якоже прилежаху вопрошающе его, восклонься рече к ним: иже есть без греха в вас, прежде верзи камень на ню… – Вот-вот, – говорит владыка. – Они же, обличаемые совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Никто! Ну, как, теперь понятно вам, деточки мои? Мы с Владимиром оба кивнули головами. – Что вам понятно? Я пожимаю плечами – не нахожу слов, что ответить владыке. – Не судите, да не судимы будете, – отвечает Владимир. – Не нашлось ни одного человека, кто без греха. – Вот вам, деточки, конфеточки. Вы сегодня потрудились на славу… – Владыко, простите, – отец Михаил снова поклонился подобострастно. – Благословите мне идти на Таинство Исповеди. Много желающих причаститься завтра. – А тебе отцы помогают? – Помогают, владыко. Отец Сергий, отец Николай Мазуркин и отец Дометиан из Гришино исповедуют. – Бог благословит, – владыка осенил отца Михаила крестным знамением. – Иди, батюшка, исповедуй. Как только откланялся священник и закрыл за собою дверь, владыка нас подробно стал расспрашивать о жизни нашей. Мы с Владимиром рассказывали о себе и плакали, а добрый дедушка непрестанно утешал нас и вместе с нами, как дитя, обливался горячими слезами. Долго мы так с ним беседовали за круглым столом. Уже стемнело. У домашнего иконостаса в гостиной тихо горели свечи и лампады.

http://azbyka.ru/fiction/dobryj-dedushka...

Авраам «стал отцом всех верующих», – пишет апостол Павел ( Рим. 4, 11 ), напоминая, что можно по плоти происходить не из еврейского народа, но при этом быть наследником духовных обетований, некогда данных Аврааму. Для «всех верующих» Авраам – «отец»: не только для евреев, происшедших от него по плоти, но и для тех, кто пришел к библейской религии по зову духа. Если сказано, что надо более бояться тех, кто может убить душу, чем тех, кто может убить тело ( Мф. 10, 28 ), то не верно ли и обратное: почитать надо больше тех, кто стоит у истока моей духовной жизни, нежели того, кому я обязан своей телесной жизнью? И если того, кто принес мне меньший дар, надлежит чтить и почитать признательным обращением отец, то почему же нельзя это слово прилагать и к духовному рождению, к рождению в духе, которое также происходит не без участия человека (ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего» – Рим. 10, 14 )? Поэтому и пишет ап. Павел: «Я родил вас во Христе Иисусе» ( 1Кор. 4, 15 ). И прямо поясняет, что именно поэтому и стал он отцом для уверовавших: «У вас тысячи наставников [...] но не много отцов» ( 1Кор. 4, 15 ). И о вполне конкретном человеке Павел говорит: Онисим, «которого родил я в узах» ( Флм. 10 ). Естественно, что ученики апостола Павла воспринимали его именно как отца: Тимофей «как сын отцу, служил мне» ( Флп. 2, 22 ). Через людей человек приходит в сообщество верующих, в Церковь . Следовательно, увидеть Церковь – значит увидеть людей, в которых действует сила Божия. Древний монашеский афоризм говорит, что никто никогда не стал бы монахом, если бы однажды не увидел на лице другого человека сияние вечной жизни. Поэтому и говорит ап. Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4, 19 ); «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4, 16 ). И так – через века. В своем рождении друг от друга наставники сохраняют тот образ духовного устроения, который впервые явил создатель традиции. Вот лишь одно свидетельство о встрече с «батюшкой»: «Когда, кончив молитву, батюшка благословил меня и начал говорить, всем сердцем я стал внимать ему, но не словам, а тому новому и необычному, что рождалось в душе в его присутствии, что обновляло, возрождало, делало сильным» 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Благословите, батюшка! Благословить-то я его благословил, а в сердце досадую: экий, думаю, невежа!.. Однако поборол в себе это чувство – не виноват же он, в самом деле, у него на спине глаз нет, и на этом умиротворился. И стало у меня вдруг на сердце так легко и радостно, что и передать не могу. Иду я в келлию с кувшином, налив воды, и чуть не прыгаю от радости, что избег такой страшной опасности. Пришел домой, согрел самоварчик, заварил ароматический, присел за столик... И вдруг как бы ярким лучом осветился в моей памяти давно забытый случай поры раннего моего детства – котенок, иголка и восклицание моей матери: «Боже тебя сохрани!» Тогда оно сохранило глаз котенку, а много лет спустя и самому сыну... И подумайте, – добавил к своей повести отец Нектарий, – что после этого случая рукоятку у черпака наполовину срезали, хотя я никому и не жаловался: видно, всему этому надо было быть, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни нашей от колыбели и до могилы находится у Бога на самом строгом учете. Прячу я жемчужину этого рассказа в свою сокровищницу, и вспоминаются мне слова библейского сказания о явлении Бога пророку Илии: И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь] ( 3Цар 19,11–12 ). Разве не веяние тихого ветра, не тихий, благоуханный ветерок вечной весны эта повесть нашего младенчествующего духовного друга?..» Глава IV. Старец и духовник Под 30 декабря 1911 года в Оптину пустынь прибыл по поручению Святейшего Синода епископ Кишиневский Серафим, посланный для ревизии в связи с жалобами, которые оказались несостоятельными. Он посетил и скит, где был на богослужении, в келлии скитоначальника отца Варсонофий, и результатом его посещения было его предложение Синоду перевести игумена Варсонофий настоятелем Старо- Голутвина монастыря в сане архимандрита. Отец Варсонофий не хотел покидать скита, ставшего для него родным, и братии скитской, которая глубоко его уважала и любила. Конечно, он подчинился решению Синода, но все же просил оставить его в скиту хотя бы и простым монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

«Благословите, Владыченька», - произнес я про себя, опустившись на колени и припав головой к теплому мрамору. И тут же: «Благословляю, сынок», - нет, не прозвучало, не почувствовалось, не померещилось, а... Кто хоть раз переживал подобное состояние, тот поймет, о чем идет речь . «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8). Разумеется, не обошлось без искушения. В поездку мною было взято все необходимое для служения Панихиды, недоставало только Требника. За ним-то я и отправился в церковь в Александро-Невской Лавре. Шла служба. Я обратился к иеромонаху-регенту, колоритная внешность которого наталкивала на определенные мысли. Услышав мою просьбу и узнав цель моего визита, сей духоносный батюшка разразился «праведным» гневом: «Кто такой, что ты себе позволяешь, кто разрешил...». А я стою, молюсь, призывая на помощь Владыку. Вдруг мой милый и «доброжелательный» собеседник осекся и уже вполне миролюбиво произнес: «Возьми отец, только верни». Мне ничего не оставалось, как тепло поблагодарить своего коллегу за столь дружеский прием и заботу. Прошло несколько лет. Более ясной становилась картина происходящего вокруг. Окружающая действительность неумолимо подтверждала прозорливые выводы и предупреждения митрополита Иоанна. Многое изменилось и в моей жизни: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению; управь сердце твое, и будь тверд, и не смущайся во время посещения...» (Сир. 2, 1-2). Уже служа на сельском приходе, как-то в Великий Пост на Божественной Литургии каждое воскресенье мы с прихожанами читали работы святителя. Голос срывался от волнения, душа изнывала от невыносимой боли, глаза застилали теплые покаянные слезы... Вместе со мной плакали добросердечные русские крестьяне.... «Сегодня Россия на краю гибели - этот факт уже не требует каких-либо специальных доказательств, - набатно зазвучали исполненные тяжким страданием и горячей любовью к России и русскому народу слова Владыки под сводами скромного деревенского храма.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

В Евангелии есть такие слова: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лк.6:26 ). Если о ком-то вдруг все стали говорить хорошо, значит, что-то здесь неладно. Если же кого-то ругают, сплетничают, то следует поинтересоваться – этот человек может оказаться очень неординарным, а сказанное о нем – ложью. В свое время я с несколькими христианами пришел в редакцию «Московского комсомольца», и мы сказали там все, что о них думаем, и ушли. После этого «МК», да и другие газеты, стали писать, что отец Олег и боевики из «Памяти» ворвались в редакцию, вели себя разнузданно, дебоширили. И я думал, как же на это отреагируют верующие? И вдруг ко мне стали приезжать люди, порою целыми семьями. И от одной семьи я услышал: «Батюшка, Вас ругают во всех газетах. Мы хотим быть Вашими духовными чадами. Благословите нас». Действительно, когда мир поносит тебя, недоволен тобой, ты – на правильном пути. Не бойся лжи. Господь сказал: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас ( Мф.5:11–12 ). Вот в таком положении был праведный Ной. Он был неприятен людям, окружавшим его, он не хотел заниматься плохими делами, не хотел нарушать заповеди Божии, не хотел ходить с грешниками одними путями. Кстати, это – буквально. Я заметил, что у верующих и неверующих маршруты в Москве – разные. Так, например, верующие стороной обходят Арбат. Мне довелось идти из одного храма в другой с верующим, и он повел меня дорогой в обход Арбата. А когда я недавно побывал на Арбате, навещая живущего там человека, то увидел столько всего, что стало понятно, почему верующие обходят его. Там были люди с перевернутыми крестами на груди и в ушах; сатанисты дикими голосами пели свои бесовские песни; встречались пьяные, проститутки, наркоманы; кришнаиты били в барабаны; шла торговля оккультными, языческими книгами и пропаганда разврата. И я вновь подумал, как хорошо, что верующие ходят другой дорогой.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В истории Православной Русской Церкви описаны случаи сокращения жизни по послушанию и молитвам святых и праведников. Так умерла любимая духовная дочь прп. Серафима Саровского Елена Васильевна Мантурова. Вот как описывается ее смерть в «Летописи Дивеевского монастыря»: «Призвав Елену Васильевну, преподобный сказал ей: " Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу я тебе дать одно послушание… Исполнишь ли его, матушка? " На согласие Елены Васильевны преподобный сказал: " Вот видишь ли, матушка, Михаил Васильевич, братец-то твой, болен, и пришло время ему умирать, а он мне еще нужен для обители-то нашей… Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича " . " Благословите, батюшка " , — смиренно отвечала Елена Васильевна. С того же дня она захворала и вскоре умерла». Такие же случаи умирания за других по молитвам московского протоиерея Валентина Амфитеатрова описываются и в жизнеописании этого великого пастыря и светильника благочестия наших дней (Изд. 1912 г.). Таинственна воля Божия, от которой зависит день кончины человека. Однако в описанных выше случаях смерти за других можно видеть очевидную целесообразность в исполнении подобных просьб духовных пастырей. Те, кто умирал, были вполне уже готовы к смерти. Добровольная же и преждевременная кончина лишь увеличивала их венцы, по заповеди Господней: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»  (Ин. 15, 13). Те же, кому по молитвам пастырей продлевалась жизнь, очевидно, также духовно много выигрывали, имея возможность еще более приложить к своим трудам новые труды ради Господа и тем более очистить свою душу от греха. Велики и радостны обетования Христа для тех, кто последовал за Ним: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Эти сокровища не временные, а вечные. И каждый может приобрести их. Для этого христианин должен жить так, чтобы дерзновенно сказать с ап. Павлом: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение»  (Флп. 1, 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В нашем Отечестве, которое пережило страшный период гонения на Церковь , люди искренне потянулись в храм. Это замечательно. Но в силу своей духовной неосведомленности в большинстве своем не понимают тяжести совершаемых ими грехов, чаще всего вообще их не видят. Сейчас издается много православной литературы – это прекрасно, но много ли ее читают те люди, которые делают первые шаги к храму? Современный человек читает очень мало, поэтому просветительские возможности печатной продукции не стоит переоценивать. В такой ситуации без обязательной Исповеди перед Причастием не обойтись. Любой священник многократно сталкивался с такими примерами: человек приходит на Исповедь, кается в недавно совершенном грехе блуда, прелюбодеяния или аборта и тут же говорит: батюшка, благословите причащаться, я с утра ничего не ел. Человек говорит это искренне, он не намерен причаститься в осуждение или сознательно пренебречь принципами духовной жизни, он их просто не знает. Или другой, еще более распространенный пример: человек не видит в себе ни одного греха или называет формально какую-нибудь общую фразу без малейшего сокрушения или самоукорения и стремится к Святой Чаше. Если бы у нас не существовало традиции исповедоваться перед Причастием, то кто, когда и где поможет таким людям? Давайте вспомним грозные слова апостола Павла о недостойном причащении: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11, 27–30 ). Если мы хоть ненадолго задумаемся над этими апостольскими словами, то к чему они нас приведут? К Исповеди. Если сейчас отвергнуть принцип взаимосвязи Исповеди и Причастия и предоставить всем возможность решать вопрос об Исповеди исходя из личных соображений, то мы уподобимся неразумной матери, которая родила ребенка, а потом вынесла его на улицу, положила на перекрестке и, оставляя его, сказала: руки, ноги, голова у тебя есть, там храм, здесь дом, за пригорком огород – иди трудись, питайся и живи богоугодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/i...

Вдруг Исаак спросил Авраама: батюшка! вот огонь и ров, где же агнец во всесожжение? Не беспокойся, сын мой, отвечал Авраам, Бог усмотрит себе агнца. И шли они далее. Когда пришли на место, указанное Богом, Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, и, связавши сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. Вот он уже, взявши нож, поднял руку, чтобы заколоть сына своего, но в это мгновение ангел Божий воззвал к нему с небес: «Авраам! Авраам! не поднимай руки своей на отрока, и не делай над ним ничего; теперь известно, что ты боишься Бога, когда не пожалел для Меня сына своего, единственного у тебя». Авраам остановился, – оглянулся он вокруг себя и увидал назади овна, который рогами своими запутался в деревьях: его он и принес во всесожжение вместо сына своего Исаака. Господь хранит уповающих на него У Исаака было два сына: Исав и Иаков. Приближаясь к смерти он захотел благословить Исава; но против воли, по особенному распоряжению Божию, благословил вместо старшего младшего сына. Исав за это возненавидел младшего брата Иакова и грозил убить его. Иаков, по совету матери и с дозволения отца, ушел из дому отеческого на родину матери. Срядился он в путь, вышел из дома один, без слуг, с небольшим дорожным запасом. Зашло солнце; застигла ночь; дальше идти нельзя было и он остался ночевать под открытым небом. Тело его утомилось, сон склонил его; он взял под голову камень и лег. Много горя было у него на сердце. По эту сторону пути кров родительский, из которого принужден удалиться по ненависти брата, – кругом его никого невидно, по ту сторону пути – даль необозримая. Ему показалось, что во всем мире нет у него помощника. Одна только надежда на Бога подкрепляла его. В сих расстроенных чувствах он заснул. И вот он видит во сне: стоит на земле лестница, и верхом своим касается небес; ангелы божии восходят и нисходят по ней. Наверху стоит Сам Господь и говорит: Я Бог Авраама, отца твоего и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. Потомства у тебя будет столько, сколько песку на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010