…отмечен ряд насилий над священнослужителями, когда угрозами мучений их заставляли совершать богослужения, требы и таинства с нарушениями установленных правил…» Воинствующий атеизм, поставленный во главу угла «новой веры», привел к тому, что следующий после Ленина руководитель государства товарищ Сталин (бывший семинарист!) в 1932 году подписал декрет правительства, в котором объявлялась «безбожная пятилетка» с вполне определенной целью: к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Но страшнее всего было проникновение большевиков внутрь целостной когда-то Церкви. Хитростью, ложью, устрашением и подкупами был спровоцирован раскол. Православная Церковь в 1925 году приняла последний завет св. Патриарха Тихона — «зову с собой на страдания». К 1932 году концлагеря более, чем на 20 процентов, были заполнены гонимыми за веру. Это было время, когда сбывалось пророчество Иисуса Христа: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы за имя Мое…». Но героизм веры новомучеников напоминал о времени первых христиан. И в эти черные годы Церковь жила, она оставалась с народом, она молилась за наше спасение. Источник: www.ru-tv.ru Другие фильмы серии «Земное и небесное» Земное и Небесное. Фильм 1-й. Крещение. С благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси впервые снят телевизионный сериал о тысячелетней истории Русской Православной Церкви. В сериале принимают участие священнослужители (протоиерей Валентин Асмус, диакон Андрей Кураев, отец Дамаскин), известные историки церкви, богословы, светские исследователи, чьи комментарии предают сценарию особую глубину и достоверность. Алексей Петренко — ведущий первого фильма «Крещение». Скачать фильм (90 мб) Земное и небесное. Фильм 2-й. Благоверный князь. XII век. Домонгольскую Русь раздирают княжеские усобицы. С Запада надвигались закованные в латы могучие крестоносцы, с Востока — скорые на расправу неуловимые кочевники — монголо-татары. В это неспокойное время орудием Божьего промысла на Руси становятся сильнейшие князьяАндрей Боголюбский и Александр Невский, которые не делят, а собирают русскую землю. Скачать фильм (90 Мб) ;

http://pravmir.ru/zemnoe-i-nebesnoe-film...

по-видимому, была принята в Константинополе: около 1392 г. русскому паломнику дьяку Александру показывали во Влахернах икону Богоматери, которую «видел святой Андрей на воздусе за мир молящуся»). Священная купальня церкви над источником во Влахернах При священной купальне существовало братство, члены которого помогали больным погружаться в купель. В рукописях Константинопольского Евхология встречаются специальные молитвы, которыми сопровождалось омовение в целебной воде. В 1867 г. землю со св. источником приобрела греческая гильдия и построила над святыней небольшую церковь (тур. Аязма-килисе), сохранившуюся до настоящего времени. Она находится на попечении Константинопольского Патриархата. В 1964 г. была украшена фресками на сюжеты, связанные с историей храма. Справа от алтарной преграды помещены купель чудотворного источника и мраморный фонтан для сбора святой воды. Восковая икона Влахернской Богоматери (предположительно 7 в. н.э.) Музеи Московского Кремля Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Богомладенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток. «Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», - писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария. В 1164 году войска Боголюбского разгромили давнего врага, Волжскую Болгарию. Победы православного народа были ознаменованы расцветом литургического творчества в Русской Церкви. В тот год по почину святого князя Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (почитаемый русским народом " медовый Спас " ), - в память о Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром и в память победы над болгарами в 1164 году. Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери 1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников. Покров - русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку, он является литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, заложенных в празднике Положения Ризы Богородицы 2 июля.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/16/...

Духовным отцом общины стал священник Даниил Маккензи из Майами. Пастырь, о чьей доброте, чуткости и  самоотверженности  знают  христиане  всего континента, теперь наставлял  в вере, утешал и Причащал верующих и на костариканской земле, стараясь приезжать к новым своим чадам как можно чаще. «Наш дорогой падре Даниэль» — так называют его испаноязычные родственники русских прихожан. Службы проходили в  домах прихожан, становилось необходимым  строительство храма. Община долго  не могла найти место для  строительства. Как вспоминают прихожане, только после  молебна, отслуженного по просьбе общины у мощей свт. Иоанна Шанхайского, удалось отыскать участок земли. Тот, кто сейчас захочет посетить храм, наверное, не сразу поймет, «на земле он или на небе»: храм стоит на возвышенности, по обеим её сторонам… небо и густые понурые облака. Иногда заблудившееся облако подходит к храму, рассеивается  и окутывает проходящих по пустынной в те годы, а сейчас достаточно людной и оживленной улочке пеленой мелких капель. Зелень просто бушует вокруг, в зарослях  обосновалось семейство юрких птиц с синим оперением: здесь их зовут «вьюдас», а  в переводе с латыни их название – «птица епископа».  А разрешение на строительство храма власти выдали на праздник Покрова… В 2006 году участок был приобретен, а в 2008 архиепископ Манхеттенский Гавриил привез для закладки в фундамент храма капсулу с частицей мощей   благоверного князя Андрея Боголюбского. Ради этого было решено наименовать храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, с которой неразрывно связано имя святого. Так волей Божией князь Андрей стал покровителем далекой тропической страны, а икона, перед которой молились русичи об избавлении от нашествия Тамерлана, стала главной святыней их потомков в Коста-Рике. Через год  у прихода появился настоятель: один из самых благоговейных прихожан, Родион Арагон, был поставлен во иереи. Отец Родион и матушка Елена, оба – известные в стране музыканты, сплотили приход в добрую семью. Именно в их доме была оборудована домовая церковь. Прихожане вкладывали силы и средства в стройку, приезжали молиться на службы, оставались потом поговорить и о духовном, и о житейском, — как говорил святитель Иоанн Шанхайский, трапеза после Литургии является ее продолжением и очень важна для христианской общины.

http://pravmir.ru/vladimirskaya-v-kosta-...

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов». История празднования Покрова Пресвятой Богородицы Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе XII века (древнерусский житийный сборник). «Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли . Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси. Икона Покрова Пресвятой Богородицы Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку. Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее. В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться. Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы Глас 4 Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

http://foma.ru/14-oktyabrya-2013-pokrov-...

Земное и небесное. Фильм 2-й. Благоверный князь. XII век. Домонгольскую Русь раздирают княжеские усобицы. С Запада надвигались закованные в латы могучие крестоносцы, с Востока — скорые на расправу неуловимые кочевники — монголо-татары. В это неспокойное время орудием Божьего промысла на Руси становятся сильнейшие князьяАндрей Боголюбский и Александр Невский, которые не делят, а собирают русскую землю. Скачать фильм (90 Мб) ;   Земное и небесное. Фильм 3-й. Монашество Грозный и великий для Руси XIV век. Именно он становится поворотным для порабощенного государства, век жизни и неустанной деятельности Преподобного Сергия Радонежского — одного из величайших подвижников, основателя Троице Сергиевой лавры и советчика князя Дмитрия Донского. Смиренность и кротость, никогда не оставлявшие Сергия, сослужили великую службу его Родине. О духовном подвиге монашества, о молитвенниках, спасителях и вдохновителях русской земли рассказывает Владимир Заманский. Скачать фильм (90 Мб) ; Посмотреть все фильмы из серии Скачать фильм(90 Мб) Земное и небесное. Фильм 4-ый. Братство. Благодать Руси была выжжена огнем нашествия орд Батыя, которые в 1237 году начинают свирепый рейд, разоривший русскую землю дотла. Православные миряне — мастера, ремесленники, простой люд — это они спасают Православие в Западной Руси, трудясь в поте лица своего, чтобы оторвать от семьи грош и отдать на церковь или монастырь, чтобы украсить храм иконами и утварью, чтобы здесь было красиво и уютно, потому что здесь живет их душа — Православная вера. Скачать фильм(90 Мб) Земное и небесное. Фильм 5-ый. Третий Рим Константинополь (второй Рим), бывший столицей Православия, пал в 1453 году под натиском турок. Годы правления Грозного полны противоречий: кровь и благочестие, победы и поражения… Иоанн IV установливает на Руси институт Патриаршества. Скачать фильм(90 Мб)   Земное и небесное. Фильм 6-ый. Раскол В октябре 1611 года Троицкие увещевательные грамоты пришли в Нижний Новгород и были прочитаны на Соборной площади перед народом. Земский староста, мясной торговец Кузьма Минич Минин (Сухорукий) выступил со страстной речью, призывая организовать всенародное ополчение… Скачать фильм(90 Мб)

http://pravmir.ru/zemnoe-i-nebesnoe-film...

Храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году Андреем Боголюбским в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию и как приношение похвалы Богу за победу над врагами и прославление Богоматери, приявшей под Свой покров Русь Православную. Храм Покрова на Нерли Храм поставлен с большим смыслом: путь по Нерли в Клязьму - это ворота земли Владимирской. Храм Покрова встал в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея. Место для постройки выбрано зодчим не случайно, в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема. Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме. Поэтому зодчий, заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти четыре метра и засыпал его землей. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом цоколе, как на пьедестале, и была воздвигнута церковь. Как показали раскопки Н.Н. Воронина, церковь приподнята на искусственном холме, что защитило ее от весеннего половодья - в основании холма заложены фундаменты-субструкции глубиной 5,30 м. Холм был вымощен белокаменными плитами, а здание церкви - окружено открытыми галереями. В стене галереи находилась лестница, ведшая на хоры. ( Воронин Н. Н. «Андрей Боголюбский». - М.,2007. - 320 с.). Реконструкция Храма Покрова на Нерли Н.Н.Воронина Устанавливая праздник Покрова в 1164 году князь Андрей Боголюбский утверждал идею сохранения русского народа как носителя веры православной в годы татаро-монгольского ига и идею «Третьего Дома Богородицы». Эта идея и путь давали в будущем возможность возрождения Русского государства среди этой смуты. Князь Андрей, при поддержке народа сумел усмирить и смирить всех князей и тем прекратить разорение земли, сумел перенести духовный центр Руси, столицу ее, из разоренного Киева на северо-восток, во Владимиро-Суздальскую Русь, из которой позднее поднялась Русь Московская и Россия. ( Колесов В. В. Повесть о убиении Андрея Боголюбского//СККДР. Вып. 1. С. 365 - 367.) Князь Андрей принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию Службы Покрову (древнейший список - в пергаменной Псалтири XIV века. ГИМ, Син. 431), сказания об установлении праздника Покрова (Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870, стлб. 4-5), " Слова на Покров " (там же, стлб. 6, 17).

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/16/...

И отходит во Владимир к сыну своему, князю Андрею Боголюбскому, и сочетает браком сына своего со дщерию Кучковою, с нею же князь Андрей и сыны прижит, но млады отъидоша ко Господу. И быв у него довольно время, заповеда сыну своему, князю Андрею, град Москву людьми населяти и распространяти. И паки возвращается в Киев, и с ним отьиде в Киев и сын его, князь великий Андрей Боголюбский. Того же лета князь великий Андрей Юрьевич Боголюбский паки возвратися вспять, и принесе с собою из Киева во Владимир икону Пресвятыя Богородицы, юже прежде сего принесе из Царьграда, и украси ю боле 30 гривен злата, кроме сребра, и драгого камения, и жемчугу; и созда церковь каменну Успения Пресвятыя Богородицы, и верх ея позлати, и постави в ней икону Пресвятыя Богородицы, и вда ей села лучшая и десятое по всем. Сей убо благоверный великий князь Андрей все упование свое возлагаше на Бога и на Пречистую его Богоматерь, и ни о чем же о земных печашеся 472 , но токмо достизаше небесная, и яко орел ношашеся перием высокопарным и легче возношашеся к добродетелем воздуху. Тем 473 во устех ему бе Давид медоточный, и долу легания 474 на жестоко постланне постели и плотского смешения со женою си до конца ошаяся 475 , и ни во снех ему соблазны женския мечтахуся, паче же рещи 476 , яко звездам уподобляшеся всяким сладкодушием, церкви созидая и нищих удовляя 477 . Удаляя убо удалися от нея, и отбеже бегая и особящаяся на зде бысть птица и нощный вран без сна на нырищи 478 . Но сия вся неугодна Быша жене его, требоваше бо пригорновения 479 и плотского смешения. Прежде помянутым же шурьям его, Кучковичем, возрастшим и живущим у великого князя Андрея в велицей чести, с ними убо жена его совещався, и зло мыслит с ними на господина своего, великого князя Андрея Юрьевича. И по некоем времени отай 480 приводит я к ложу его и предает того в руце врагом, супружника своего, яко Сампсона Далида и яко убийственная Тиндарида сожителя своего храброго ироя. Кая убо щеньца кормящия львица дерзну когда таковая сотворити, или кая злогневная мечка 481 сице содея? Втекоша убо убийцы оны, окаяннии Кучковичи, со оружии к нему, яко следящии пси, и обретают его на худе лежаща долу легании. В лето 6683-го (1175) июня в 29 день и убивают его немилостивно, имуща во устех божественная словеса. И кровь убо течаше по земли праведного, якоже древле Авелева. Еще же и ино зло приложиша к тому, яко и тело его предаша водам. Но убо не утаися 482 сие всевидящему оку Божию, но вскоре я, убийцы оны, суд постиже, еже явлено бысть и всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В лето убо 6684-е (1176) прииде из Киева во Владимир брат его, Михайло Юрьевич, и изби убийцы брата своего, и телеса их вверже в озеро. А жену его повеле повесити на вратех и расстреляти ю изо многих луков, да накажутся и прочии впредь таковая не творити ктому. И седе на великом княжении во Владимире, и быв лете едино, и умре. И в лето 6685 (1177) седе на великое княжение во Владимире великий князь Всеволод Юрьевич, и пристави к церкви Святыя Богородицы четыре верхи, юже брат его созда, князь великий Андрей Боголюбский, и позлати я, а на своем дворе постави церковь каменну великомученика Димитрия, и верх ея позлати. И бысть имя его славно по всей земли, и на татарех дань имал, и владяше всею землею Русскою и до моря Волгою, 36 лет княжив и преставися в лето 6720 (1212) апреля в 25 день. И по нем начаша княжити сынове его и сродичи, и Быша между ими брани мнози, и нахождения поганых татар на Русскую землю, и пленение Русской земли, и побиение многих князей русских от татар, и бысть княжения их лет 25. Оттоле начат Русская земля работати 483 татаром. Посем начат княжити во Владимире великий князь Юрий Всеволодич, при нем же бысть батыевщина. В лето 6745-го (1237) за умножение грех наших приходил на Русскую землю злочестивый царь Батый. Тоя же зимы взяша татарове град Москву и князя Владимира Юрьевича взяша, и воеводу Филиппа Няния убиша, и вся люди посекоша и поплениша. И в лето 6746 (1238) благоверный великий князь Юрий Всеволодич убиен бысть от безбожных татар на реце на Сите. Кирилл же епископ идый с Бела озера, взят тело великого князя и положи е в Ростове, в церкви Святыя Богородицы. Сего сынове Всеволод, Мстислав, Владимир. Того же 746-го (1238) году прииде из Великого Новгорода брат великого князя Юрия, Ярослав Всеволодич, и седе на великом княжении во Владимире, а сына своего, князя Александра, остави в Великом Новгороде. И повеле привести тело брата своего, великого князя Георгия, и срете 484 его сам и весь град. Сей убо великий князь Георгий Новгород Нижний созда и монастырь Пресвятыя Богородицы Печерския. Пребысть же на отчи столе во Владимире 24 лета. Того же 746-го (1238) году преставися князь великий Ярослав Всеволодович во Орде нужною 485 смертию. И прииде из Великого Новгорода во Владимир великий князь Александр Ярославич и поиде к Батыю во Орду. Видев же его Батый, удивися величеству и доброт его и, почтив его, отпусти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такова наша молитва — часто, не сказать чтобы всегда, но по крайней мере иногда. Мы часто встаем на молитву, потому что в чем-то нуждаемся. Но все должно быть иначе. Пречистая Дева здесь — у Креста Христова и рядом с нами, потому что Она любит. Она говорит нам: «Все, что вам нужно будет дать, Он даст — при условии, что вы будете здесь, что вы будете любить Его. Мы должны любить Его, не ради нашего интереса, не ради нашего служения, но потому что это Он. В глубине всего, первым условием молитвы или ходатайства за других является самоотвержение, и это есть условие подлинного смирения, условие жизни. Первая молитва Пречистой Девы Марии, которую мы знаем из Евангелия: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Этой молитвой Она вошла в истинные отношения с Богом, сказав: «Я Раба Господня, Я ничего не ищу, Я ничего не ищу для Себя, да будет Мне по воле Твоей». Святые это те, кто истинно чтут Бога. Кто истинно чтит Бога? Те, кто совершенно отвергся себя, кто не ищет абсолютно ничего своего ни в чем — ни в великом, ни в малом, кто не видит ничего ниже себя, ни выше себя, ни рядом с собой, ни в себе, кто не желает ни блага, ни чести, ни удовольствия, ни пользы, ни воздаяния, ни даже святости, ни даже Царства Небесного, хотя они ищут и святости, и Царства Небесного, но это те, кто отвергся всего, что им принадлежит, — такие люди истинно чтут Бога. Святые это те, кто Бога возлюбили больше всего на свете. Потому и называется святой благоверный великий князь АндрейБоголюбским. Это те, кто научился у Пречистой Девы, так возлюбившей Бога всем сердцем, всею мыслию, всею крепостию Своею, что Слово стало плотию. Надеяться на очень великое, на самое прекрасное, если это только для себя — плохо. Божия Матерь учит нас самоотвержению, чтобы соединить нас с Господом, с Ним одним, потому что это Он, потому что мы веруем, что только Он — блаженство человека, Он — все, и наша святость, и Небесное Царство. Цель жизни — стяжание Духа Святого и обретение Христа. Этого для нас довольно.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/01/gl...

Андрей Боголюбский действовал в русле той политики, которую завещал князь Владимир: единодержавия Из Владимирских лесов и выросли начала русского единодержавия. Князь Андрей Боголюбский предвосхитил многие черты русских великих царей – как их истовое благочестие и мужественное стояние за Русь, так и борьбу за уничтожение всякой обособленности и любых конкурирующих центров власти. Благоверный князь Андрей Боголюбский действовал и мыслил в русле той политики, которую завещал равноапостольный князь Владимир, а именно – единодержавия. Согласно достаточно аргументированной точке зрения, святой князь Владимир незадолго до своей кончины решил провозгласить неделимость Руси и передать власть потомку ромейских василевсов по матери – святому князю Борису, который должен был в конечном счете стать первым русским царем. Если бы князь Андрей Боголюбский прожил дольше, кто знает, может быть, ему удалось собрать Русь воедино и в ΧΙΙΙ веке она остановила бы натиск монголов. Но современники и подданные не оценили его замысла и убили великого преобразователя Руси. Русь после правления его брата Всеволода Большое Гнездо вновь погружается в кровавый хаос междоусобий, которые подготовили вначале потерю Прибалтики, а затем и кровавое и опустошительное монгольское нашествие. Во время, когда рушились великие города и беда грозила с Востока и Запада, когда казалось, что Русь погибает, Господь совершает чудо. И оно явлено в лице святого князя Александра Невского. Символично, что Невская битва 1240 года произошла в день памяти равноапостольного князя Владимира Само по себе это имя значимо. «Александр» означает «защитник мужей». И святой князь Александр своим мечом защитил Русь и мужей русских от порабощения с Запада, а своим смирением – от конечной погибели с Востока. Символично, что Невская битва 1240 года произошла в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, и небезосновательно многие исследователи связывают с ней начало официального почитания святого князя Владимира. По его молитвам святому Александру Невскому была ниспослана помощь свыше и в Невской битве, и в Ледовом побоище. Значимо и то, что перед битвой на Чудском озере святой князь Александр, по примеру святого князя Ярослава, обращается со следующей молитвой к Богу:

http://pravoslavie.ru/80944.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010