Удивляться тому, что для литовского патриота русский патриот зачастую оказывается «оккупантом», не приходится: наши страны немало воевали друг с другом. В XVII веке Речь Посполита — союзное государство литовцев и поляков — почти захватила Московию, а на рубеже XVIII и XIX веков Россия поглотила и Литву, и Польшу. Похожие проблемы были и у русских с русскими же в XII веке: благоверный князь Андрей Боголюбский штурмовал Новгород и покорил бы и разграбил город, если бы от его дружины не спасла столицу северной Руси сама Пресвятая Богородица, как об этом гласит «Сказание о битве новгородцев с суздальцами». Векторы государственного патриотизма редко бывают сонаправлены. За многовековую историю Литвы нам известно совсем немного имен православных литовцев, но среди них четверо святых: Виленские мученики, пострадавшие за веру в XIV веке при князе Альгирдасе (Ольгерде), и правитель Нальщанского удела Даумонтас (Довмонт), ставший впоследствии псковским князем, прославленный Русской Церковью как благоверный. Православие для Литвы считается традиционной конфессией (наряду с католицизмом и иудаизмом) — на литовской земле оно появилось в XIV веке, когда в состав средневековой Литвы вошли православные земли западной Руси. В многонациональном славяно-литовском великом княжестве, до Люблинской унии с Польшей, большинство населения исповедовали Православие. Но «титульной» нацией сегодня Православие воспринимается как конфессия русско-белорусского «меньшинства». — — В Литве есть такой стереотип, что литовцы — это католики, потому что молятся по-литовски, а русские — православные, потому что они молятся по-русски. Я и сам так когда-то думал. Пятницкая община призвана сломать этот «национальный» стереотип, — признается отец Виталий Моцкус. Трудности перевода Идея служить на национальном языке возникла в начале двухтысячных, когда некая прихожанка после праздничного богослужения в виленском Свято-Духовом монастыре протянула отцу Виталию конверт: «Возможно, вам будет интересно». В конверте оказалась копия изданного 1887 году по благословению Синода литовского перевода литургии свт.

http://pravmir.ru/litva-mezhdu-patriotiz...

Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектенью. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окружённую святыми и ангелами. Она держит на широко распростёртых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института. Издавна существовали в России храмы и целые монастыри в честь Покрова Богоматери. Так, по преданию, благоверный великий князь Андрей Боголюбский в городе Боголюбове, близ Владимира, построил храм Покрова. В Новгороде в XII веке существовал Зверинский монастырь в честь Покрова Богоматери. Молитва пред иконой, именуемой «Покров Пресвятой Богородицы» О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога и Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верой и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас. Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; рассеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси. Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верой. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Методичный обстрел монастыря ведётся с использованием всей мощи машины государственной пропаганды. В искаженной оптике телекамер сотни детей-рабов по восемнадцать часов в сутки работают на монастырских полях, подгоняемые ударами остро заточенных тяпок. Монахини-надсмотрщицы неумолимы. Заставляют детей то глотать по стакану поваренной соли, то производить по тысяче земных поклонов - в сущности, делать то, чего не способен вынести даже здоровый взрослый мужчина. Вот камера, работающая исподтишка, улавливает группу монахинь, стоящих в отдалении. Очень похоже на сходку воров в законе. Совсем не видно телёнка, которого насельницы выводят из коровника... Систематическая информационная война против Боголюбского монастыря носит проектный характер. Во всём видны направляющая рука, скрытая воля, чёткая стратегия. Силы, толкнувшие Россию в воронку " нового мирового порядка " , стремятся раздробить, раскрошить, сплющить мировоззрение нашего народа. Их цель - лишить русских духовного космоса, предложить вместо Православия эрзац-религию, отмеченную внешним блеском, но лишённую внутреннего сияния. Ведь " обесточенная " , обделённая богообщением безблагодатная церковь неизбежно превратится в служанку глобализма. Удары наносятся по одному из центров сопротивления этому " прекрасному новому миру " ... В лице Боголюбского монастыря атаке подвергается мистическое, аскетическое Православие, не пошедшее на поклон к идолам века сего, живущее пылающим духом подвижников и молитвенников. Боголюбово - опорное, святое место Руси, имеющее громадное значение для прошлого и будущего русской державы. Монастырь стоит на территории былой резиденции святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского - первого единодержавного правителя Северо-Восточной Руси, крупнейшего политического деятеля XII века. Именно в Боголюбове переезжавшему из Киева в Ростов князю явилась Пресвятая Богородица и повелела ему основать храм в честь Ее Рождества, а вместе с храмом - иноческую обитель. Князь Андрей - стратег, строитель и воин - погиб в результате заговора, обагрив своей мученической кровью ступени лестницы, сохранившейся до наших дней в чудом уцелевшей части княжеского дворца. Лестница, где был исколот злодеями Андрей Боголюбский, - одна из главнейших святынь обители.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Боголюбово Боголюбовская икона. 1158 г. Боголюбовская икона. Лик Богоматери. 1158 г. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал «Боголюбимое», потому что, по его словам, " Божия Матерь возлюбила это место " , а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбовым или Боголюбским, он выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей в период своего правления. Чудотворная икона Божией Матери, «Владимирская» принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове. Боголюбская икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, происходит от названия часовни греч. Агиа Сорос – святой Раки при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, где хранился Ее чудотворный пояс. Святорачица, Халкопратийская – один из типов изображения Богородицы без Богомладенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук. Известен по ряду византийских источников не позднее IX – X вв., получил широкое распространение в византийском искусстве XII – XV вв. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христус молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование – Заступница. Богоматерь Боголюбовская, исполненный в рост, на почти двухметровой доске, написан в соответствии с видением князя, когда Богоматерь явилась ему «велми высока и светозарна» – представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. (Заступница). Богоматерь Агиосоритисса Изображения Божией Матери из Деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну. (Этингоф О.Е. Агиосоритисса//Православная энциклопедия. Том I. – М., 2000. – С. 254. – 752 с.)

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

Возвращались по луговой дорожке босиком, мокрые после купания в Нерли и счастливые. Постоянно оглядывались назад, чтобы еще раз увидеть чудо-храм. Мягкий бархатный песок под ногами – его невозможно забыть. Летом здесь часто можно услышать детский смех, плескания в старице у Покрова-на-Нерли. Порой местные священники приводят сюда на купание своих деток, садятся на травку у берега и присматривают за ребятами, чтобы те далеко не заплывали. Малыши плещутся поближе, а старшие норовят окунуться с головой прямо в отражении храма. Как считают историки, у своей белокаменной церкви любил купаться и благоверный князь Андрей Боголюбский. По реконструкции археолога Николая Воронина, от нее прямо к воде вела специальная лестница. Храм представлял собой целый комплекс из княжеских палат и гульбища и был возведен в 1158 году из того самого камня, который остался после строительства владимирского Успенского собора. Наверное, тогда еще святой князь не предполагал, что его новой белокаменной церкви у слияния Клязьмы и Нерли суждено стать первой в мире церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая сегодня является памятником ЮНЕСКО и находится на заповедном лугу. Тут около ста пятидесяти видов редких растений, среди них есть и краснокнижники. Вспоминаю, как однажды увидела на дорожке к Покровскому храму немца – стоящего на коленях и плачущего. «Вы даже не представляете, рядом с какой красотой живете!» — восклицал он. Сегодня здесь вместо бархатного песочка – тесаный камень. Но даже по нему хочется идти только босиком. Надо поторопиться, близится начало службы, первой за все лето. Редкие Литургии дают возможность глубже проникнуть в чудо Покрова-на-Нерли. Да, праздник Покрова здесь всегда с первым снежком и с особым трепетом. Но этот летний – в честь Андрея Боголюбского – просвечен насквозь простотой: сено, солнце, играющее на воде, заночевавший на лугу трактор, все та же тропинка, по которой бежишь без туфель, как в детстве. По которой сотни и сотни раз ходили с самыми дорогими мне людьми.

http://pravmir.ru/nezemnoe-pokrovskoe-ch...

Именно с позиций макиавеллизма подходят, к примеру, к деятельности государя Николая II те христиане, которые упрекают его в излишней " мягкости " и даже в " чистоплюйстве " . Для подобных людей он и при жизни был не политик, а " тряпка и размазня " . Между тем их упреки почти буквально напоминают претензии первых русских епископов-греков к равноапостольному князю Владимиру, который, будучи человеком весьма жестоким, после крещения вдруг отказался преследовать и казнить государственных преступников. Его сын, благоверный князь Борис, имея верную дружину, отказался применить ее против брата Святополка и буквально отдал себя в руки убийцам. Между прочим, убиение Бориса и Глеба в начале XI века положило начало такой же длительной смуте на Руси, как и убийство царской семьи в начале века ХХ. Киев занимали то печенеги, то поляки. Однако летописцу и в голову не приходит упрекать в этих бедствиях " излишне человечных " благоверных князей. Не имея возможности сохранить государственный порядок и пожертвовав жизнью, благоверные Борис и Глеб, тем не менее, даровали Руси нечто более важное - идеал целомудренного государственного лидера и веру в возможность земного осуществления политики, руководимой совестью. Судьба совестливого политика со стороны кажется неизбежно трагичной. Даже если его политические решения успешны, он почти никогда не успевает воспользоваться их плодами. Владимир Мономах, несколько раз уступавший свою очередь на киевский престол, в ответ всегда получал усобицы и разорение своих уделов. Андрей Боголюбский, поднявший и укрепивший Владимирскую Русь, пал от вероломных мечей ее олигархов. Пожалуй, лучшим образцом совестливого государя первых столетий русского государства служит для нас благоверный князь Александр Невский. Вот кого уж никак не назовешь " нерешительным " ! Однако современники и даже родные братья упрекали его в пресмыкательстве перед ордынской силой, чуть ли не предательстве русских интересов. Бог и время судили иначе. Даниил Галицкий, отстоявший формальный суверенитет своего княжества путем признания духовного главенства Римского папы, в итоге обрек свою землю на участь третьесортной европейской провинции. До конца защищавшие свою честь тверские князья попали в святцы, но довели свой регион до полного опустошения. А пожертвовавший внешними атрибутами суверенитета владимирских и новгородских земель во имя сохранения в них православной веры Александр стал родоначальником династии, получившей позднее в удел не только всю северо-восточную Русь, но и большую часть ордынской территории. Вот что значит правильно расставить стратегические приоритеты!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

От незапамятных еще времен в архиерейском доме сохранились и фресковые изображения на сводах арок свв. ворот. Фрески изображают Страшный суд, Солунского чудотворца Димитрия, владимирских святителей и иконы Рождества Христова и Введения во храм Богородицы. Город Владимир стоит при Московско-Нижегородской железной дороге. Благовещенский монастырь в Муроме. Благовещенская необщежительная обитель находится в самом городе Муроме, в котором есть так называемое место «Старое городище». Здесь-то, недалеко от реки Оки и городской станции железной дороги, и расположена Благовещенская обитель. Основан этот монастырь в 1568 году царем Иоанном Грозным на месте бывшей здесь Благовещенской церкви, известной по месту погребения в ней благоверных муромских князей: Св. Константина и его сыновей Михаила и Феодора. Храмов в обители два. Один соборный, в честь Благовещения Богородицы, с приделом во имя упокоевающихся здесь муромских князей и с двумя теплыми приделами, посвященные Св. ап. Иоанну Богослову и Святителю Димитрию Ростовскому . Другая церковь находится над святыми вратами и посвящена Св. архидиакону Стефану. Благовещенский монастырь особенно известен своей главной святыней – ракой с мощами Свв. блгвв. кнн. Константина, Михаила и Феодора. Честные мощи их обретены в 1553 году и с тех пор муромские благоверные правители, бывшие при земной жизни верными защитниками и благодетелями своих подвластных, являются молитвенными предстателями перед Престолом Царя Небесного за всех, с верой притекающих к их заступлению. Управление в Благовещенском монастыре – архимандричье. Боголюбов монастырь во Владимирском уезде. Обитель эта необщежительная и находится во Владимирской губернии и уезде верстах в 10 от города Владимира. Здесь на линии Московско-Нижегородской железной дороги расположено село Боголюбово. История возникновения Боголюбской обители восходит к очень давним временам. В древности на месте нынешнего села Боголюбова был посад этого имени, основанный Св. князем Андреем Боголюбским в 1158 году и названный так в увековечение памяти проявленного здесь к этому месту знамения особенной любви небесной. Предание говорит об этом следующее. Князь Андрей, сын великого киевского князя Георгия Владимировича, после долгих и усиленных просьб был, наконец, отпущен своим отцом на княжение в родной город их Суздаль, куда и отправился вместе со всей своей семьей и многочисленными приближенными. Для напутственного благословения киевский князь дал своему сыну чудотворную икону из Вышгородского женского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Слыша Господь моления Твоя, Богоизбранная Царице Небесная, обеща выну исполнити, яко Преблагия Матере, прошения Твоя. Ты же, о Владычице, тогда рекла еси ко Господу усты Своими: «Владыко Многомилостиве, Господи, Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих, и светозарный луч славы Твоея да нисходит всегда на место сие, Мною избранное». Истинно исповедуем, о Пречистая, яко скоро помогаеши с верою к Тебе прибегающим, и, со умилением воспевающе Тебе, зовем сице: Радуйся, Молитвеннице наша пред Господем и Сыном Твоим; радуйся, Заступнице всего рода человеческаго и Защитнице народа православнаго. Радуйся, Матернюю любовь Твою всегда нам являющая и вся благая нам дарующая; радуйся, радости нам, благодати же и славы вечная Ходатаице, дивная наша Утешительнице. Радуйся, бытие обители и ниспослание на ню благодати предвозвестившая; радуйся, в память Твоего явления храм во славу Рождества Твоего устроити указавшая и тамо Церкви Христовой дивное украшение явившая. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше. Кондак 5 Яко лучезарную звезду, в пределах Владимирских явленную, узре князь Андрей Пресветлый образ Твой, Владычице, и в явлении сем уразумев знамение велия попечения Божия о месте явления Твоего, даде ему имя Боголюбивое. О Царице и Владычице! Освети и нас светом Твоим Небесным, сохраняющи нас под кровом Твоим благим, услыши всеумиленныя молитвы восхваляющих Тя и воспевающих Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видение чудное Богоматере и святыя словеса Ея приемля с радостным трепетом, благоверный князь умиленно со слезами паде на землю и сладостно возблагодари Всевышняго, яко сподобися узрети Тя, Пресвятую Богородицу. Посем ускори церковь заложити, идеже ныне Боголюбивая обитель, именем Твоим красующися, молится за весь мир пред пречистым Твоим образом. Созерцающе в таковом сбытии знамение благодати, дерзаем воспевати сице: Радуйся, Милостивая, яко устроила еси тихое пристанище ищущим спасения; радуйся, Пресветлая, яко свет подаваеши всем хотящим жити в преподобии и тем показуеши правыя стези к Царствию Небесному.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

8 октября. День преставления Преподобного Сергия Радонежского. [Преподобному Сергию было уже к восьмидесяти, когда Бог открыл ему, что спустя полгода он умрет. Почти все время с того дня он проводил в келье, безмолвствовал и молился. Осенью Преподобный заболел. Зная, что от этой болезни ему уже не оправиться, он созвал монахов и обратился к ним с последним напутствием. Во-первых, завещал братьям неуклонно оставаться в православии. Во-вторых, просил с любовью принимать странников. В-третьих, завещал ученикам почитать однажды явившуюся ему Богородицу. Перед самой смертью преподобный Сергий захотел причаститься Тела и Крови Христовых. Почти сразу после причастия он предал душу Богу, а по келье разлилось благоухание. Преподобный Сергий завещал похоронить его на общем монастырском кладбище, но монахам очень хотелось, чтобы Преподобный хотя бы телом оставался с ними. Поэтому его мощи положили в Троицком храме. Там они покоятся и сейчас]. Ил.: Отец Сергий. Проводы. Павел Рыженко. 2013.. — С.4-5; 14 октября. Покров Богородицы . [Воспоминание о чуде, которое случилось не в России, стало одним из самых важных и любимых церковных праздников именно на Русской земле. Явление Божьей Матери в осажденном язычниками Константинополе, после которого город был спасен, стало для русского человека символом заботы Богородицы обо всех православных людях, призывающих Ее на помощь. Уже b XII веке святой благоверный князь Андрей Боголюбский повелел установить великое празднование в честь дня, когда случалось то чудо. Новый праздник полюбили на Руси. Об этом свидетельствует тот факт, что сейчас на русской земле действуют сотни храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди них — построенная еще Андреем Боголюбским церковь на реке Нерли и знаменитый Покровский собор на Красной площади]. Фото Александра Стрельчука. — С.4-5; 19 октября. День памяти апостола Фомы. [В Евангелии несколько раз говорится, что у апостола Фомы было прозвище «близнец», или «дидим» по-гречески. Почему его так прозвали, с уверенностью сказать трудно. Дело в том, что само имя Фома на арамейском языке тоже означает «близнец». Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» пишет, что настоящее имя апостола было Иуда, а Фома — это его прозвище. Объяснений этому прозвищу есть несколько. Так, например, Евфимий Зигабен утверждает, что он действительно был близнец и родился вместе с братом. Также в церковном предании есть мысль и о том, что Фома был прозван так потому, что внешне как две капли воды был похож на Спасителя]. Ил.: Уверение Фомы. Елена Черкасова. — С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-234...

В 2012 г. Спасо-Преображенское подворье Боголюбского монастыря преобразовалось в самостоятельную церковную единицу - Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалищах Владимирской епархии. Погост Спас-Купалище расположен при впадении реки Судогды в Клязьму и находится в 22 км к северу от Судогды и в 27 км от Владимира. Известно из летописи, что сюда приезжал на охоту и для отдыха основатель Боголюбского монастыря благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Но о построении храма в этих местах, летописи умалчивают. Есть сведения, что первая деревянная церковь на погосте, по преданию, появилась лишь во времена царя Иоанна Грозного (1560-е годы), когда грозный правитель возвращался с дружиной из третьего казанского похода, плывя на стругах по тогда ещё полноводной реке Клязьме. Как говорит предание, царь на месте своего отдыха и купания в реке Клязьме отдал распоряжение заложить деревянную церковь, в столь красивом месте. Во время купания он начал тонуть, и был чудесным образом спасён, в честь чего и был выстроен деревянный храм. Первые письменные сведения о погосте содержатся в патриарших книгах за 1628 год: " церковь Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа на погосте на Купалищах " . В 1663 году на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Преображения Господня. В 1711 году была построена ещё одна деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Храм Преображения Господня был перестроен в конце XVIII века и без изменений просуществовал до 1869 года, до того года, когда его разобрали. В мастерской И. Голышева в Мстёре была изготовлена литография этого последнего деревянного храма. Храм имел одну главу и крытую галерею. В 1800 году было начато строительство тёплого каменного храма, который и был освящён в 1805 году. В 1836 году храм был расширен, а в 1852 году был разобран и построен вновь в более обширном виде. В 1869 году вместе с тёплой трапезной была начата постройка холодного каменного храма. До 1881 года продолжались работы по возведению святыни и внутренней отделки сооружения. После всех работ церковь Спаса Преображения была освящена. В 1885-1888 годах была построена каменная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=06990

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010