Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123 Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В Вышгородском соборе находилась чудотворная икона Божией Матери, присланная Константинопольским Патриархом. По преданию, она была написана св. евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Спаситель — во дни Своей юности, — Богоматерь и св. Иосиф Обручник. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшагося от Меня и Моя с этой иконой да будет!» Св. князь Андрей особенно чтил эту икону и часто молился перед ней. Но однажды утром увидели, что святая икона сошла со своего места и стоит в воздухе. На другое утро то же явление повторилось. Князь Андрей решил, что это знак благоволения Божией Матери к его желанию. Ночью, тайно, он взял святую икону и повез ее в Ростов. Но когда отъехали 10 верст от незначительного города Владимира, икона стала и не захотела идти дальше. Ночью князю Андрею явилась Пресвятая Богородица и сказала ему, что местопребыванием своей иконы Она избирает Владимир. Князь Андрей был поражен. Он не любил старых городов — Ростова и Суздаля. Они управлялись боярским вече (собранием), которое не считалось с князьями и притесняло бедных, которые назывались «младшими людьми». Город Владимир, основанный св. равноапостольным вел. князем Владимиром (+ 1015, память его 15 июля), был населен именно этими «младшими людьми» — ремесленниками, пришедшими с юга. Князь Андрей горячо любил этот город, и владимирцы отвечали ему тем же. И вот Сама Царица Небесная избирает его любимый город! Князь Андрей поспешно вернулся во Владимир, и через два года был уже готов чудный собор во имя Успения Божией Матери, для Ее святой иконы, которую стали с тех пор называть Владимирской. В том же 1157 г. скончался в Киеве вел. князь Юрий Владимирович, и князь Андрей провозгласил себя вел. князем владимирским. Ничтожный прежде, маленький городок Владимир стал стольным городом. Вел. князь Андрей расширил и украсил его. Своего предка — св. равноапостольного вел. князя Владимира он горячо чтил и старался подражать ему, особенно теперь, став вел. князем: он приказывал всюду отыскивать бедных, посылал им возами все необходимое для жизни, сам посещал бедных, ласкал и целовал прокаженных.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

А от Владимирской иконы Божией Матери в изобилии потекли чудеса. Вел. князь Андрей Юрьевич брал ее с собой в походы и молился перед ней. После его победы в 1167 г. над волжскими болгарами от Владимирской иконы Божией Матери и Святого Животворящего Креста заблистал свет. В тот же день видел свет от Креста Господня греческий император Мануил и одержал победу над сарацинами. В память этих событий оба государя согласились установить 1 августа праздник в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. При вел. князе Андрее Юрьевиче был установлен на Руси праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и вел. князь Андрей соорудил для этого праздника на реке Нерли прекрасный храм, существующий до сих пор. А праздник этот стал любимым всего русского народа. В 1169 г. произошло на Руси печальное событие: вел. князь Андрей Юрьевич стал по праву старшим в роде и должен был занять киевский престол, но им владел его племянник, князь Мстислав Изяславич. Князь Андрей пытался уладить дело миром, как в прежнее время ему удалось примирить отца своего, вел. князя Юрия Долгорукого, с князем Изяславом. Но на этот раз попытка его окончилась неудачно. Началась война. Против Мстислава были и недовольные им южные князья. Послал свое войско и вел. князь Андрей Юрьевич, но сам остался во Владимире. Киев был взят и в течение двух дней так страшно разорен, что навсегда потерял свое значение, а север стал возвышаться. Так стала слагаться новая, Северная Русь и утверждаться власть ее князя. Любимым местопребыванием вел. князя Андрея было Боголюбово — то место, где явилась ему в 1155 г. Пресвятая Богородица. Здесь он основал город и в нем обитель и велел написать для нее икону Пресвятой Богородицы в том виде, как Она ему явилась. Называется она Боголюбской. В 1174 г. против вел. князя Андрея составился боярский заговор, и он был убит в своем дворце в Боголюбове изменниками боярами, не любившими его за строгость. Узнав об этом, владимирцы подняли мятеж, но по улицам Владимира стали носить чудотворную икону, и мятеж утих. Тогда старые города, Ростов и Суздаль, стали воевать против «младшего» города Владимира, но Владимир победил и стал стольным городом всей земли Русской. Там княжили братья вел. князя Андрея Боголюбского, сначала Михаил, а после его смерти Всеволод, прозванный Большое Гнездо. И вел. князья стали называться владимирскими. Вел. князь Всеволод был дедом св. Александра Невского и родоначальником московских вел. князей и царей, создавших единую Русь.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

  И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви Божий строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви Божий во славу и хвалу пресвятому имени Божию. За такое доброе твое соизволение награду примешь в день пришествия Христова».   И пировали они много дней. И когда пожелал благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.   И поехал по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его, благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в граде Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в граде том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил Бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю Боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Нынешняя Боголюбова обитель существует в обновленном виде. Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея, находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 1/2 аршина, а в ширину 1 1/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир. В память явления святому князю Божией Матери, в монастыре в 1158 году установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную святого князя Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя святого князя. При монастыре имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом. К Боголюбову монастырю приписан Покровский монастырь, находящийся в 1 1/2 версте от города Боголюбова; он основан в 1165 году; здесь хранится современный основанию монастыря престол и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы; эта святая икона ежегодно, вместе с Боголюбской, приносится во Владимир. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Согласно преданию, князь Андрей Боголюбский тайком вывез чудотворную икону «Божией Матери» из Киева. А возле впадения реки Нерли в Клязьму лошади, запряженные в повозку с иконой, неожиданно отказались идти. Князь остановился на ночлег, и во сне к нему явилась Богоматерь, указав место для церкви во имя Рождества Богородицы. Вскоре (1158 г.) в Боголюбове было начато строительство загородной крепости для князя и продолжалось оно до 1165 года. По замыслу князя это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок. Его окружали мощные земляные валы, имевшие в основании до 20 метров, а высота их равнялась шести метрам. На валах были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями; самая длинная сторона крепости шла вдоль крутого берега Клязьмы. Главным в дворцовом ансамбле был белокаменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны. Благоверный князь Андрей дивно «украси ю (церковь) иконами многоценными, златом и каменьем драгымъ, и устрои е различными цятами (плитами) и апсидными цятами украси и всякими узорочьи». Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца». Не мене богато был украшен храм и снаружи: купол его был вызолочен; церковные своды и аркатурный пояс, охватывавший собор со всех сторон, тоже были позолочены и расцвечены камнем; стены покрывала каменная резьба в виде женских и львиных голов.

http://sobory.ru/article/?object=00184

в жаркой битве при р. Руте Андрей сильным ударом изломал своё копье, шлем слетел с головы его и щит упал на землю, но и на этот раз Господь спас набожного князя 307 . При личной храбрости, князь Андрей не любил в душе неумолкаемого шума южных усобиц, столько бед наносивших югу для призраков власти и славы 308 . Рождённый и воспитанный на севере, он стремился душой в свою отчизну Владимир и не раз просил отца отпустить его туда 309 . Туда звали Андрея и родные жёны, хотя вовсе не для него, а для себя 310 . В 1154 г., после многих кровавых битв, отец его стал в. князем Киева и дал сыну Вышгород с тем, чтобы в его храбрости иметь близкую опору себе. Но Андрей в следующем году, тайно, вопреки желаниям отца, отправился в северную отчизну. Он взял с собой из Вышгорода чудотворную икону Богоматери, доставленную туда из Константинополя. – С этой иконой, в 10 верстах от Владимира, лошади остановились и не шли вперёд, а явившаяся Богоматерь, во время ночной молитвы Андрея, объявила, что икона Её должна быть во Владимире, а не в Ростове; это значило и то, что Кучковичи лгали для корыстных целей своих, уверяя Андрея, будто Ростовцы с нетерпением ждут его. Благоверный князь велел изобразить Богоматерь в том виде, в каком явилась Она ему, и на месте видения велел строить обитель и храм в честь иконы Боголюбской 311 . Место это получило от него название Боголюбова, как ознаменованное знамением любви небесной, и оно стало любимым местом пребывания его. Поныне ещё цела каменная пристройка к Боголюбскому храму, где жил кн. Андрей и где довелось ему окончить жизнь. Оставаясь удельным князем Владимирским, он теперь заботился улучшать состояние княжества своего, – по мере способов своих. Когда умер отец Андрея Юрий, князь Суздальский и Киевский (1157 г.), Ростовцы и Суздальцы, узнав вблизи высокие качества Андрея, признали его своим князем, хотя и не того желал Юрий 312 . Так благоверный Андрей стал великим князем северной России. Теперь круг действий его расширился. И дела его можем мы рассмотреть: а) в отношении к соседним областям – к Болгарии, к Новгороду, к Киеву; б) дела в его собственном княжестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Покидая Киевскую Русь, князь взял с собой великую святыню, икону Богоматери, которая со временем стала именоваться “Владимирской”. В летописи читаем о чудотворном образе: “Лета 6662-го сентября в 7 день принесена бысть чюдотворная икона образ Пресвятыя Богородици Владимирския ис Царяграда великим князем Андреем Юрьевичем Боголюбским. А написан чюдотворный образ Апостолом и Евангелистом Лукою. И в то время Богородица была во плоти. Князь взя из Вышегорода икону святое Богородиции, юже принесоша ис Царяграда в одином корабли”. По пути из Вышгорода, уже в пределах Залесской Руси лошади, везшие святыню, внезапно остановились. Князь Андрей повелел совершить молебен пред иконой и сам слезно молился Пречистой Деве, дав обет — построить на этом месте каменный храм. После этого Пречистая Дева во сне явилась князю с воздетыми руками ко Спасителю, а в правой у Нее был свиток. Она повелела поместить привезенный образ не во Владимире, а на месте Своего явления и создать обитель с храмом в честь Своего Рождества. В память того, что Богоматерь возлюбила данное место, явившись князю, построенный град, ставший княжеской резиденцией, также стал именоваться Боголюбовом и сам князь вошел в историю с именем Боголюбского. Князь Андрей особенно любил сие место в память явления ему Богоматери. По повелению князя Андрея была написана также икона, на которой было изображено чудесное явление князю. Манера письма характеризуется особенностями столичной византийской школы. Написанная для князя Андрея икона восходит к типу известной константинопольской иконы “Богоматерь Агиосоритисса” (“Проси­тель­ница”, “Заступница”), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и “Богоматерью Халкопратийской”. Написанная икона было обетной и знаменовала молитвенное предстательство о князе Андрее, став со временем свидетельством молитвенного предстательства Богоматери за род человеческий, смысл которого раскрывает молитвенное обращение к Ней: “прими наша молитвы и принеси их к престолу Сыну Твоему”.

http://pravmir.ru/blagovernyiy-knyaz-and...

Чудотворная икона Богоматери пребывала в храме Боголюбова монастыря до тех пор, пока не был в городе Владимире сооружен великолепный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Устроив окончательно этот храм, князь Андрей в 1164 году 21 Сентября перенес сюда чудотворную Вышгородскую икону Богоматери. Она препровождена была из Боголюбова во Владимир по реке Клязьме и встречена самим великим князем с духовенством, боярами, при собрании многочисленного народа, около того места, где ныне живой мост, и поставлена в новоустроенном соборном храме. С этого времени эта святая икона стала именоваться Владимирскою. Благоверный Князь Андрей, поставив св. икону Пречистой в соборном храме, дивно украсил ее золотою ризою, жемчугом и многими драгоценными каменьями. Владимирская икона Богоматери была постоянною спутницею Андрея Боголюбского в походах против его врагов, и во время пребывания Ее в соборном храме Она прославила себя великими чудесами. Так, «в одно время с великолепным соборным храмом, князь Андрей соорудил золотые ворота, при везде в город с западной стороны, по образцу Ярославовых ворот в Киеве. Чтобы скорее удовлетворить любопытству желающих видеть это здание во всей красоте, он приказал отобрать леса и кружала преждевременно. Народ собрался в великом множестве посмотреть новое здание и, любуясь изящною отделкою его, теснился около стен и под арками. Вдруг своды и верх здания обрушились, и каменьями засыпало 12 человек. Услышав об этом горестном событии, сердобольный князь Андрей немедленно притек с молитвою к чудотворной иконе Богоматери в глубоком сокрушении и, сознавая себя виновником погибели сих людей, долго молился, приказав между тем разбирать каменья. И что же? По молитве праведного, подкрепленной ходатайством Богоматери, все двенадцать человек найдены живыми. (Житие св. благ. вел. кн. прот. Чижева, стр. 8–9)». В 1185 году, в княжение Всеволода Георгиевича, 13 Апреля сильный пожар опустошил весь город Владимир; сгорело 32 церкви, в том числе и соборный храм был жертвою пламени – все в нем сгорело и погибло; золото и серебро слилось в куски: иконы, писанные на кипарисе, сгорели; одна чудотворная икона Богоматери, Владимирская, осталась совершенно невредимою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

После очень долгого пути, приближаясь уже к Суздалю и верстах в 10 от города Владимира, князь расположился отдохнуть на одной поляне. Когда после подкрепления сил князь и его спутники хотели продолжать путь, то ни князь, ни народ не могли поднять чудотворную икону, как бы от чрезмерной ее тяжести, которая превосходила все их силы. Князь Андрей обратился тогда со слезной молитвой к Господу, прося Его разрешить недоумение и, видя в том событии как бы наказание за свои грехи. И вот, в глубокую полночь, молящийся в шатре князь Андрей удостоен был чудесного видения. К нему явилась Пречистая Дева, повелевая ему остановиться на поляне на более долгое время и построить здесь обитель. При этом Небесная Владычица обещала Свою помощь и сказала, что Она умолит и Сына Своего ниспослать на обитель Его благословение. Послушный голосу откровения, князь построил на месте явления Богоматери храм в честь Рождества Богородицы, а затем здесь же основан был и Боголюбский монастырь. Чудесное явление это совершилось 18 июня, в день памяти Св. мученика Леонтия, почему и доныне этот день особенно торжественно празднуется в обители Св. Андрея, привлекая тысячи богомольцев со всех окрестных сел и деревень. Основанный великим князем Андреем Боголюбовским, монастырь претерпел много бедствий во время долгой своей жизни. Половцы и татары неоднократно разоряли эту обитель, но милость Божия явно почивала на ней. Небесная Дева всегда являлась верной защитницей принятого Ей под Свой Матерний Покров монастыря, и слава Боголюбовской обители возрастала все более и более. В 1891 году монастырь этот возведен в степень 1 класса. Храмов в обители четыре. Самый древний из них построен, как уже упомянуто было, благоверным князем Св. Андреем в 1158 году. Более ста лет при этом Рождество-Богородичном храме существует еще придел, посвященный памяти благоверного основателя обители, князя Андрея Боголюбского. Второй храм посвящен празднику Благовещения Богородицы. При нем – придел во имя Св. Леонтия. Третья церковь в обители – Успенская, находящаяся над свв. воротами. Четвертый храм – соборный, построенный в честь Боголюбской иконы Богоматери. При нем приделы: во имя Свв. Симеона Богоприимца, Анны-пророчицы и первоверховных апп. Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Β «Повести...» умело и тонко сплетены две линии: мирская и земная, поданная в действии (в событиях),– и церковная, духовная, поданная в размышлениях князя и комментариях автора. Психологические детали повествования и образная народная речь реалистически видоизменяют намеренно идеализированный образ князя, навеянный традицией житий. Действия живого князя не совпадают с авторскими разъяснениями в отношении этих действий; впечатление такое, будто повесть в ее полном варианте писали два автора. Текст публикуется по Ипатьевской летописи в издании: ПСРЛ, том второй. Изд. 2-е. СПб., 1908, с. 580–595. В год 6683 (1175) . Убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха июня месяца в 28-й день, в канун праздника святых апостолов. И была тогда суббота. Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбове, столь же далеко Боголюбове от Владимира, как и Вышгород от Киева. Благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет Христа возлюбил и пречистую его Мать; знанье же отринув и рассужденья и, как хоромы чудесные, душу украсив всеми благими желаньями, уподобился царю Соломону, когда, храм Господу Богу и церковь преславную Рождества святой Богородицы посреди Боголюбова в камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую царь Соломон премудрый создал; так и этот князь, благоверный Андрей, создал церковь такую на память о себе, и украсил ее драгоценными иконами, золотом и дорогими каменьями, и жемчугом крупным бесценным, и снабдил украшеньями разными, и украсил плитами из яшмы и всяким узорным литьем, – блеском осыпав ее так, что больно смотреть, ибо вся она в золоте стала. И украсил ее, и осыпал утварью золотой, драгоценной, всем входящим на удивленье, так, что всякий, видевший это, не может выразить словом невероятной ее красоты; золотом и эмалью, и всякими драгоценностями, и церковным имуществом украшена, и всякой церковной утварью – золотая дарохранительница с дорогими каменьями, с опахалами ценными и кадилами разными, и снаружи от верха до пола по стенам и столбам тоже золотом крыто, и двери, и своды у церкви также золотом крыты, и купол златом украшен от верха до Деисуса, и разным церковным добром переполнена, украшена всяким художеством!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010