Князь Всеволод Константинович, отец князей Василия и Константина 64 остался после отца своего в юных летах и вырос под надзором благочестивого дяди своего кн. Георгия; по воле того же дяди вступил он в брак с Мариной, дочерью Олега, князя Курского. Плодом сего супружества были князья Василий и Константин. Им также суждено было недолго пользоваться любовью и наставлениями родителя. В 1238 г. отец их князь Всеволод пал в битве с татарами на р. Сити, вместе с блаженным дядей, кн. Георгием 65 . Осиротевшие князья должны были учиться добру скорбями жизни. Юному князю Василию надлежало собрать подданных, рассеянных ужасами варваров, и питать вдов мужей, павших на Сити. В 1242 г. он должен был вместе с другими князьями идти в орду на поклон к Батыю; потом и в следующем году отправлялся он туда же вместе с дядей, в. кн. Ярославом 66 . По возвращении из орды вступил он в брак с княжной Ксенией. Плодом этого союза были дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним. Недолго длилась жизнь кн. Василия; но нужна нам не долгая жизнь, а жизнь добрая, какую вёл князь, испытанный скорбями. Зимой 1249 г. отправился он во Владимир для свидания с в. кн. Александром и там скончался. Гроб его от Владимира до Ярославля провожали двоюродные братья его, князья Борис и Глеб Ростовские, и сам в. кн. Александр: так любили и отличали уважением молодого летами, но зрелого духом князя! Погребение его совершал Кирилл, епископ Ростовский; чистое тело его положено было в Ярославском Успенском соборе, на северной стороне 67 . Младший брат принял правление княжеством. – Тяжкое было время. Юный князь, сколько мог, старался устроить покой подданных; но покой то и дело был нарушаем татарами. В 1252 г. опустошали они Суздальское княжество. Шайки диких степняков являлись то там, то здесь, чтобы грабить и убивать. В 1257 г. знаменитый Даниил Галичский вёл кровавую борьбу с татарами. Подобное происходило тогда же и в Ярославском княжестве. В июле татары подошли к Ярославлю. Кн. Константин с дружиной вышел на другую сторону р. Которости, на гору. Произошла кровавая битва с татарами; много пало татар, много и Ярославцев: юный князь положил здесь жизнь свою, за покой отчизны. Это было 3 июля. Гора, на которой происходило сражение, поныне называется Туговой, как место туги и слёз, пролитых осиротевшими Ярославцами 68 . Ярославль, потеряв князя и многих своих, не спасся от разорения татарского; тело благоверного страдальца отчизны похоронено было с честью в соборной церкви, подле брата его Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

скорбями жизни. Юному князю Василию надлежало собрать подданных, рассеянных ужасами варваров и помогать вдовам мужей, павших на Сити. В 1242 г. он должен был, вместе с другими князьями, идти в орду на поклон к Батыю; потом и в следующем году отправлялся он туда же, вместе с дядею вел. кн. Ярославом. По возвращении из орды, вступил он в брак с княжною Ксениею. Плодом этого союза были – дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним. Не долго длилась жизнь кн. Василия. Зимою 1249 года отправился он во Владимир для свидения с вел. кн. Александром Невским и там скончался. Гроб его, от Владимира до Ярославля, провожали двоюродные братья его, князья Борис и Глеб Ростовские и сам вел. кн. Александр: так любили и отличали уважением молодого летами, но зрелого духом, князя! Погребение его совершал Кирилл, епископ Ростовский; чистое тело его положено было в Ярославском Успенском соборе, на северной стороне. Младший брат Константин принял правление княжеством. Тяжкое было время! Юный князь, сколько мог, старался устроить покой подданных: но покой был непрестанно нарушаем татарами. В 1257 году татары приступили к Ярославлю. Кн. Константин с дружиною вышел на другую сторону р. Которости, на гору. Произошла кровавая битва; много пало татар, много и Ярославцев; юный князь положил здесь жизнь свою за покой отчизны. Это было 3 июля. Гора, на которой происходило сражение, поныне называется «Туговою», как место туги и слез, пролитых осиротевшими Ярославцами. Ярославль, потеряв князя и многих своих, не спасся от разорения татарского; тело благоверного страдальца отчизны похоронено было с честию в соборной церкви, подле брата его Василия. В 1501 году Ярославский кремль опустошен был пожаром. Когда начали копать рвы для нового соборного храма, обрели два гроба с нетленными телами и по надписям на каменных плитах узнали, что это были гроба князей Василия и Константина. По просьбе народа епископ и духовенство с торжеством перенесли нетленные мощи из кремля в церковь свв. князей Бориса и Глеба, а после в Кафедральный Успенский собор, когда он был отстроен, но в пожар 1744 года св. мощи обгорели. Останки их хранятся там же в ковчегах. Память свв. Князей празднуется 8 июня и 3 июля. Житие Ярославских чудотворцев написано монахом Пахомием, по благословению архиепископа Ростовского Кирилла, в княжение Василия Иоанновича (1526–1533). Житие это, по свидетельству Ключевского, в рукописях мало распространено (стр. 175). Филарет

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Града Ярославля Святыя 236. Святый и благоверный преподобный князь Феодор Ростиславичь и святыя и благоверныя князи чада его Давид и Константин Ярославския чудотворцы. Преставися Святый Феодор в лето 6807 месяца сентября в 19 день Сын Смоленского князя Ростислава Мстиславича, воспитанный в страхе Божием, Феодоп и в молодых летах был боголюбив, а вместе отличался воинскою отвагою и мужеством. У него были два брата, князья Глеб и Михаил. По смерти отца, братья поступили с Феодором несправедливо: дали ему из княжества один только малый город Можайск. Он вступил в брак с дочерью Ярославского князя Василия Всеволодовича, Мариею, единственною наследницею Ярославского княжества, и стал жить в ЯРославле, где Мария родила ему сына Михаила. В 1277 году он и некоторые другие князья, по воле хана Менгу-Темира, отправились с дружинами в Орду, чтобы вместе с войсками хана воевать против Яссов, не хотевших платить дани Татарам. Князья Русские доходили до Дербента и смирили Яссов, взяв богатую добычу и пленников. Воинские подвиги Феодора доставили ему благосклонность в Орде. Мужественная красота, высокий рост и такой же ум его так пленили царицу, что она предложила ему руку дочери своей. Феодор отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и он, как христианин, не может иметь другой. Но когда он с опасностию для жизни отклонял от себя лестное предложение могущественной ханши, теща его княгиня Ксения не пустила его, по возвращении из Орды в Ярославль и объявила, что есть законный князь Ярославский, Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло преодолеть упрямства тещи. Добрый князь не хотел призывать грозного гнева ханского на отчизну, и Господь послал ему другую помощь: смерть братьев доставила ему в 1280 году Смоленское княжество. Тогда он снова отправился в Орду и женился на ханской дочери, нареченной в крещении Анною. Через несколько лет сын его, юный князь Михаил умер. Тогда отец его отправился в Ярославль с супругою и ыновьями Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля и теперь не хотели было принять его: но

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

По Ярославской земле пройдет крестный ход с Казанской иконой Божией Матери Ярославль, 4 июля 2005 г . Традиционно в июле состоится крестный ход с Казанской иконой Божией Матери по земле Ярославской. Начнется он 6 июля и продлиться десять дней. За это время участникам крестного хода предстоит пройти около ста километров, сообщает пресс-служба Ярославской епархии. В настоящее время в Ярославской епархии возрождаются крестные ходы, которые совершали наши предки в дореволюционной России. Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери был учрежден в 18 веке. Первый раз состоялся в 1761 году. Возрожден крестный ход с чудотворным образом в 2002 году. В четвертый раз подвижники пешком отправились в долгий путь по Ярославской земле. Маршрут крестного хода традиционен. Начинается всегда в Казанском женском монастыре города Ярославля, следует в город Романов (левый берег Тутаева), затем переправа через Волгу к Воскресенскому собору и обратно в Ярославль по правому берегу. За время крестного хода его участники прошли пешком более ста километров. Святыня за это время побывает в Свято-Введенском Толгском женском монастыре, в Тутаеве, в пригородах этого города. 10 июля будет отмечаться день города Тутаева, бывшего Романово-Борисоглебска, в этот день на городских улицах будет слияние крестных ходов: крестный ход по правому берегу с Всемилостивым Спасом и с Казанской иконой Божией Матери. Участники крестного хода с Казанской иконой Божией Матери примут участие в торжественной службе в храме Параскевы Пятницы, что на Туговой горе в день памяти благоверных князей Василия и Константина. Велика и богата Ярославская земля святыми. Одними из самых почитаемых святых покровителей Ярославля явили себя святые благоверные князья Василий и Константин Всеволодовичи. Они были родные братья и княжили один после другого в Ярославле в XIII столетии. Родители воспитывали и их в благочестии. Еще в юности они лишились отца Всеволода, павшего в битве с татарами. Василий, как старший наследовал престол отца.

http://pravoslavie.ru/13969.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Константин Ярославский, князь, блгв. - житие Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, братья (память 8 июня и 3 июля по старому стилю) В 1236 г. на Русь вторгся свирепый Батый с бесчисленными полчищами, все предавая огню и мечу. Татаро-монголы разорили престольный Владимир и удельные Ростов и Ярославль со многими иными городами северной Руси. Тяжела была эпоха для Руси под игом монгольским, но, как неопалимая купина, горела Русь и не сгорала; веянием небесным охлаждалось пламя ее страданий, и сколько воссияло новых звезд на тверди небесной в это лютое время! Между ними кротко воссияли и два князя, Василий и Константин, искушенные бедствиями, как злато в горниле. В страхе Божием управляли они родовою своею областью, не вступая в междоусобия князей русских, ибо заботились только о благе своей вотчины, врачевали раны, нанесенные ей набегами татаро-монголов, и обновляли разоренные храмы. В 1242 г. юный князь Василий мужественно отправился в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана Батыя. В следующем году он отправился в Орду вместе с великим князем Киевским Ярославом (1190-1246 гг.). Испытанный многими скорбями, князь Василий со смирением принимал все тяготы и невзгоды, часто молился. Жизнь его была недолгая, но добрая. Зимой 1249 г. князь Василий, прибывши во Владимир для свидания с родственным ему великим князем святым Александром Невским (память 23 ноября/6 декабря), заболел и там скончался 8 февраля. Тело святого князя было положено в Ярославском Успенском соборе на северной стороне. Младший брат князя Василия Константин наследовал на краткое время княжение братнее. Степные кочевники с юга совершали разбойничьи набеги. В 1252 г. они опустошили Суздальское княжество. 3 июля 1267 г. татарские отряды подошли к Ярославлю. Князь Константин вместе со своей дружиной вышел им навстречу, и на возвышенности у реки Которосли произошла кровавая сеча, во время которой погибло множество воинов с обоих сторон. Юный князь Константин принял в этом бою мученическую кончину, отдав свою жизнь за Православную веру и независимость Родины. Тело благоверного князя Константина было с честью погребено рядом с братом, благоверным князем Василием. Через два с половиной столетия, при копании рвов для нового соборного храма, обрели нетленные мощи благоверных князей, от которых начали происходить чудеса и исцеления. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Константин Ярославский, князь, блгв. " .

http://pravicon.com/info-2713

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Константин Ярославский, князь, блгв. Описания иконы Константин Ярославский, князь, блгв. - житие Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, братья (память 8 июня и 3 июля по старому стилю) В 1236 г. на Русь вторгся свирепый Батый с бесчисленными полчищами, все предавая огню и мечу. Татаро-монголы разорили престольный Владимир и удельные Ростов и Ярославль со многими иными городами северной Руси. Тяжела была эпоха для Руси под игом монгольским, но, как неопалимая купина, горела Русь и не сгорала; веянием небесным охлаждалось пламя ее страданий, и сколько воссияло новых звезд на тверди небесной в это лютое время! Между ними кротко воссияли и два князя, Василий и Константин, искушенные бедствиями, как злато в горниле. В страхе Божием управляли они родовою своею областью, не вступая в междоусобия князей русских, ибо заботились только о благе своей вотчины, врачевали раны, нанесенные ей набегами татаро-монголов, и обновляли разоренные храмы. В 1242 г. юный князь Василий мужественно отправился в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана Батыя. В следующем году он отправился[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Ярославские чудотворцы (благоверные князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин). Икона. Русь. 2-я половина XVII в. Из Троицкого собора Варницкого монастыря. Государственный Ростово-Ярославский музей. Файл 7546.jpg:   Размер: 933x1200, 1.12 MPix, 314 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (162) , (2) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 7548.jpg:   Размер: 986x1200, 1.18 MPix, 398 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (184) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 7549.jpg:   Размер: 430x1200, 0.52 MPix, 83 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (143) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2201

В 1238 году монголо-татарские орды хана Батыя опустошили область великого княжения. Великий князь Георгий с сыновьями и немногочисленным войском вынужден был отступить в Ярославский удел своего воспитанника Всеволода. Здесь, на реке Сити, их настигли отряды неприятелей. Произошла кровавая сеча, в которой погибли великий князь Георгий и князь Всеволод Ярославский, отец Василия и Константина. Василько Ростовский был пленен и мученически погиб за веру и отечество. К 1238 году относится первое упоминание в летописях о старшем сыне погибшего ярославского князя Василия (родился не позднее 1229 года), как об одном из князей, спасшемся от меча Батыева. Возмужание осиротевших юных князей пришлось на сложное, тяжелое время. Наследование княжения принял на себя старший брат Василий. Ему предстояло укреплять ослабевший дух своих подданных, вселять в них надежду, помогать вдовам и сиротам воинов, погибших на реке Сити. Летописи свидетельствуют, что князь Василий Всеволодович в страхе Божием правил княжеством, не вступая в междоусобные споры с соседями. Им были восстановлены и обновлены разрушенные в Ярославских пределах монголо-татарами многие храмы. В 1239 году князь Василий Всеволодович впервые отправился вместе с другими князьями в Орду «про свою отчину», то есть для того, чтобы получить от хана утверждение на Ярославское княжение; он был отпущен, по свидетельству летописца, ханом Батыем «с честью». Позже Василий Всеволодович еще несколько раз ездил в Орду: в 1244 году с Владимиром Константиновичем, князем угличским; в 1245 году вместе со своим дядей великим князем Ярославом Всеволодовичем. По возвращении из последней поездки к хану он женился на княжне Ксении. У них было двое детей — дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним. Зимой 1249 году князь Василий Ярославский отправился во Владимир на Клязьме для встречи с родственным ему святым благоверным великим князем Александром Невским († 1263 г.). Там он тяжело заболел и 8 февраля преставлся ко Господу. Гроб с телом князя Василия Всеволодовича от Владимира до Ярославля провожали его двоюродные братья: ростовский и белозерский князья Борис и Глеб Васильковичи вместе со своей матерью, а также сам великий князь Александр Невский — столь велико было их уважение к молодому, но зрелому духом безвременно почившему князю. Погребение совершил епископ Ростовский Кирилл в ярославском соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне которого был положен гроб с телом князя Василия Ярославского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Летописи свидетельствуют, что князь Василий Всеволодович в страхе Божием правил княжеством, не вступая в междоусобные споры с соседями. Им были возстановлены и обновлены разрушенные в Ярославских пределах монголо-татарами многие храмы. В 1239 году князь Василий Всеволодович впервые отправился вместе с другими князьями в Орду «про свою отчину», то есть для того, чтобы получить от хана утверждение на Ярославское княжение; он был отпущен, по свидетельству летописца, ханом Батыем «с честью». Позже Василий Всеволодович еще несколько раз ездил в Орду: в 1244 году с Владимиром Константиновичем, князем Углилким; в 1245 году – вместе со своим дядей, великим князем Ярославом Всеволодовичем. По возвращении из последней поездки к хану он женился на княжне Ксении. У них было двое детей – дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним. Зимой 1249 года князь Василий Ярославский отправился во Владимир-на-Клязьме для встречи с родственным ему святым благоверным великим князем Александром Невским († 1263). Там он тяжело заболел и 8 февраля преставился ко Господу. Гроб с телом князя Василия Всеволодовича от Владимира до Ярославля провожали его двоюродные братья, Ростовский и Белозерский князья Борис и Глеб Васильковичи вместе со своей матерью, а также сам великий князь Александр Невский: столь велико было их уважение к молодому, но зрелому духом безвременно почившему князю. Погребение совершил епископ Ростовский Кирилл в Ярославском соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне которого был положен гроб с телом князя Василия Ярославского. По кончине старшего брата в 1249 году Константин Всеволодович принял правление княжеством. Он укрепил границы своего владения, страдавшие от постоянных набегов ордынцев. 3 июля 1257 года к Ярославлю подступило монголо-татарское полчище. Князь Константин бесстрашно выступил против превосходивших сил неприятеля с малочисленной дружиной. Перейдя на другую сторону реки Которости, он вышел на гору, где и произошла кровавая битва с татарами. Несмотря на героическое сопротивление, русские были разбиты превосходившим численно противником. Князь Константин геройски пал вместе со своими воинами. Ярославль был жестоко разорен. Гора, где погиб Ярославский князь с дружиной, с тех пор стала называться Туговою, как место туги (туга – скорбь, тоска, горе). Тело благоверного страдальца было погребено с честью в соборном Успенском храме, у места упокоения его старшего брата Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся:/молися, Владычице, со святыми апостолы/помиловати души наша. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА ВСЯ МУЧЕНИКОМ. Святые благоверные князья Васиилий и Константин Ярославские были детьми благочестивого князя Всеволода Константиновича и супруги его Марины, дочери Курского князя Олега. Святые Василий и Константин рано лишились отца, который погиб в битве с татарами на реке Сити в 1238 году вместе со своим братом князем Георгием. Осиротевшие братья, несмотря на юный возраст, проявили разумение и волю, свойственные зрелым мужам. Они собрали подданных, рассеянных отрядами татар, и позаботились о вдовах русских воинов, погибших на реке Сити. В 1242 году юный князь Василий мужественно отправился в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана Батыя. В следующем году он отправился в Орду вместе с великим князем Киевским Ярославом (1190–1246). По возвращении князь Василий вступил в брак с княжною Ксенией. Они имели двух детей в благочестивом супружестве: дочь Марию и сына Василия, умершего в малолетстве. Испытанный многими скорбями, князь Василий со смирением принимал все тяготы и невзгоды, часто молился. Жизнь святого князя Василия, как повествует его биограф инок Пахомий, была недолгая, но добрая, исполненная многих духовных утешений. Зимой 1249 года князь Василий отправился для свидания с великим князем Александром во Владимир, где и преставился ко Господу. Гроб с его честными останками провожал от Владимира до Ярославля великий князь Александр, вместе с двоюродными братьями почившего князьями ростовскими Борисом и Глебом. Погребение совершил епископ Ростовский Кирилл (1230–1262). Тело святого князя Василия было положено в ярославском Успенском соборе, на северной стороне. Младший брат князя Василия Константин принял правление княжеством в трудное время, когда татаро-монгольские захватчики то и дело разоряли набегами русские города и села. В 1252 году они опустошили Суздальское княжество. Степные кочевники с юга также совершали разбойничьи набеги. 3 июля 1257 года татарские отряды подошли к Ярославлю. Князь Константин вместе со своей дружиной вышел им навстречу. На возвышенности у реки Которости произошла кровавая сеча, во время которой погибло множество воинов с обеих сторон. Юный князь Константин принял в этом бою мученическую кончину, отдав свою жизнь за Православную веру и независимость Родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память их празднуется 4 марта в день гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых В 1299 г. немцы сделали набег на Псков и взяли его. Все мужское население, способное носить оружие, вышло из города и под предводительством князя Довмонта-Тимофея (1266—1299; память его 20 мая) изгнало врага и освободило город. Но немцы успели поджечь  Спасо-Мирожский (основан в 1156 г.) и  Снетогорский монастыри (Снетная, или Снежная, гора), находившиеся рядом с городом. В пламени погибли игумены Василий Спасо-Мирожского и Иоасаф Снетогорского монастырей и 27 иноков, между которыми сохранились имена иеромонахов Иосифа и Константина; погибло и множество женщин и детей, укрывшихся от врага за монастырскими стенами. Мученические останки, которые можно было собрать, были погребены в обоих монастырях. К лику святых они были причислены в XVII в. Прп. Иоасаф был возобновителем своего монастыря; он дал ему строгий устав, с запрещением его изменять, и сделал его лучшим монастырем своего времени. •  Монастыри находились вне стен города и первыми принимали удары со стороны западных соседей, враждовавших с Псковом и Русью, как это и случилось при нападении ливонцев в 1299 г. Спасо-Мирожский монастырь теперь находится в черте города, Снетогорский, название которого происходит от горы Снетной (по обилию снетков во время весеннего лова близ нее), упразднен в XV в. Благоверные князья Феодор (+ 1299) и чада его Давид (+ 1321) и Константин (XIV в.), Ярославские чудотворцы Память их празднуется 19 сент. в день преставления св. блгв. князя Феодора, 5 марта в день обретения мощей свв. князей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святыхи в Неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых Св. князь Феодор Ростиславич происходил от вел. князя Ростислава (память его 14 марта), внука Владимира Мономаха. Он родился в середине XIII в. После смерти отца братья его, смоленские князья, дали ему в удел бедный город Можайск. Князь Феодор не стал с ними спорить, и Можайск стал под его мудрым управлением процветать. Когда же он женился на ярославской княжне Марии Васильевне, то стал  ярославским князем. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010