Весть эта при тогдашних обстоятельствах имела сугубую цену, и она не замедлила оправдаться самым делом. Император, благоговейно посещая святыни Ярославские, посетил и Спасский монастырь. Таковое же Монаршее внимание к месту сему повторилось в 1834 и 1848 годах. За тем, в Августе 1850 года, Их Императорские Высочества Великие Князья Николай и Михаил Николаевичи, посещая Ярославль, посетили вместе с тем и Архиерейский дом. В Сентябре 1851 года, такового же посещения удостоилась обитель и Архиерейский дом от Ея Императорского Высочества, Благоверной Государыни Цесаревны и Великой Княгини Марии Александровны. Ныне благополучно царствующего Императора Александра Николаевича Спасская обитель двукратно зрела под кровом святынь своих – в 1837 и 1858-м годах. В последний раз Император и Императрица Мария Александровна, прибыв в Ярославль 14-го Августа, посетили церкви Архиерейского дома. В Чудотворской же, по кратком молебствии, приложились к мощам почивающих там Св. Благоверных Князей. За тем осчастливили посещением своим Архиерейские кельи и Семинарию. На другой день, в праздник Успения Божия Матери, Их Величества слушали Божественную литургию, которую совершал Архиепископ Нил. Того же числа Высокие Гости изволили отправиться на пароходе к Костроме, при колокольном во всех церквах звоне, напутствуемые благословением и мольбами. 27 Июля 1863 года, обитель была осчастливлена посещением Его Императорского Высочества Государя Наследника Николая Александровича а в 13 день Августа 1866 года подобная же почесть оказана ее Их Императорскими Высочествами, Государем Наследником Цесаревичем Александром Александровичем и Великим Князем Владимиром Александровичем; наконец 14 Мая 1868 года обитель имела утешение видеть в своих стенах Благоверного Государя Великого Князя Алексия Александровича. Оканчивая здесь ряд событий, имевших отношение к описываемой нами обители, не можем хвалиться полнотою сказания. Но за верность оного ручаться можем: ибо все приводимые в нем факты находят для себя основание в истории, временниках, и в частных записях, имеющихся в библиотеке Архиерейского дома. Житие Св. Благоверных Князей

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

В 1501 году в Ярославле произошел пожар, во время которого сгорел Кремль и деревянный собор. Когда начали копать рвы для закладки основания нового храма, то обрели два гроба с нетленными телами. По надписям на каменных плитах было определено, что это – благоверные князья Василий и Константин Ярославские. По просьбе народа епископ Ярославский в присутствии многочисленного духовенства перенес нетленные мощи из Кремля в деревянный храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Известие об этом событии дошло до великого князя Московского Uoahha III , который послал из Москвы искусных каменщиков для постройки соборного храма. Впоследствии он сам прибыл в Ярославль на поклонение святым мощам своих предков. После окончания строительства кафедрального Успенского собора святые мощи князей Василия и Константина были вновь торжественно перенесены и поставлены открыто в приделе, освященном в их честь, между столпов, с правой стороны, под древними родовыми княжескими иконами. В 1744 году, во время большого пожара в соборе, святые мощи обгорели, после чего останки их были заключены в ковчеги и вновь положены в Успенском храме, но уже в особо устроенную гробницу. В княжение Василия Иоанновича (1526–1533) монахом Пахомием было написано житие Ярославских чудотворцев. Память святым благоверным князьям Василию и Константину Ярославским совершается дважды в год: 3 июля – в день битвы на горе Туговой, и 8 июня – когда были обретены их святые мощи. В тот же день празднуется память Ярославской иконы Вожией Матери, по преданию принесенной в Ярославль благоверными князьями-братьями, и с тех пор находившейся в Успенском кафедральном соборе. В «Иконописном подлиннике» о святых благоверных князьях сказано: «Василий подобием надсед, брада аки Василия Кесарийского , ризы на нем княжеские, шуба китайчатая, на главе шапка княжеская. Константин подобием сед, брада аки князя Владимира, поуже; ризы княжеские, шуба бархатная, на главе шапка княжеская, в руке меч, и в сапогах». Празднование Пресвятей Владычице Богородице ради иконы Ея, нарицаемыя «Урюпинская»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следом — все люди идут приложиться к мощам… В гробе ж — князь видит — он сам… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижен лежит… Словно как свет над его просиял головой, — Чудной лицо озарилось красой… Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой Сердце ощупал его и чело — И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!» Благоверные князья: Роман Рязанский, Роман Углицкий, Василий и Владимир Волынские, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и Анна Кашинская В княжение брата св. Александра Невского совершился мученический подвиг св. князя Романа Олеговича Рязанского. Св. Роман в ближайших предках своих видел примеры ревностной веры. Его два деда, Юрий и Олег Ингваревичи, страдальчески кончили жизнь в борьбе с Батыем. Отец его более 10 лет протомился в тяжелой неволе в орде, и св. Роман возрос среди скорбей за родину среди того одушевления веры, какое процвело в эти трудные времена; и весь свой век он провел в слезах и молитвах за родину. Сколько мог, он облегчал участь угнетаемых и разоренных своих подданных и погиб он за свое заступничество, за народ. Один из татарских сборщиков, сбирая дань, прибегал к бесчеловечным насилиям. Князь старался обуздать его. Тогда сборщик донес хану, что князь рязанский поносит царя и его веру. Вызвав Романа в орду, хан объявил ему, что ему должно выбрать одно из двух — мучительную смерть или веру татар. — Я покорен воле Божией, — отвечал князь, — и повинуюсь власти хана. Но никто не принудит меня изменить моей святой вере. Татары начали бить исповедника. — Я христианин! — повторял он. Тогда его уста заткнули платком, сковали его и бросили в темницу, а хан произнес приговор: «Пусть умрет мучительною смертью!» Когда князя привели на место казни, он стал говорить собравшемуся для зрелища народу о вере Христовой. Тогда ему отрезали язык, потом стали мучить с ухищренною лютостью. Сперва вырезали ему глаза, потом обрубили пальцы рук и ног, обрезали уши нос, губы, отсекли руки и ноги. Он оставался еще жив. Тогда взяли туловище, содрали кожу с головы и тогда лишь отрубили голову и воткнули ее на копье. Это неизреченное страдание совершилось 19 июля 1270 г.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских: А. Казанцев, 1714 г. М., 2006; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 148, 170; Иконы Мурома/МИХМ. М., 20062. О. А. Сухова Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ПЕТР И ФЕВРОНИЯ (XIII в.?), св. благоверные кн. и кнг. Муромские (пам. 25 июня, в воскресенье перед 6 сент., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/2057094.html

Для постоянного жительства князя в Сарае он велел устроить великолепные палаты. Пользуясь почестями и редким расположением хана, князь Феодор, однако же, не увлекался суетной жизнью и славой мирской: и в счастии он по-прежнему любил Господа своего более всего, преуспевал в заповедях Господних и уставы Христовой Церкви поставлял для себя превыше всего. В ревности о славе имени Господа между иноверными князь выпросил у хана дозволение выстроить в Орде несколько церквей, которые и снабдил богатой утварью. Это устроение Божиих храмов в Орде было великим благодеянием для тысяч христиан, то состоявших в свите хана князей русских, то обращенных в невольных слуг вельможами ханскими (мурзами). В продолжение пребывания Феодора в пределах ханских Господь благословил его брак рождением от дочери хана двух сыновей Давида и Константина. Между тем мечты властолюбивой Ксении скоро рассеялись. В Орду до князя Феодора дошли вести с Руси, что сын его князь Михаил умер и престол княжеский в Ярославле остался таким образом праздным и потому легко мог сделаться жертвой всяких крамол. При таких обстоятельствах, ревнуя о благе народа своего и мире, князь Феодор уже не должен был оставаться в Орде и поспешил отправиться в город Ярославль. Не мог и сам хан не сознавать важности этих обстоятельств, и потому когда благоверный Феодор стал просить хана о том, чтобы отпустить его с княгиней и детьми в свое княжество, хан не стал долее его задерживать и отпустил его с честью и дарами. Жители Ярославля и теперь не хотели было принять своего князя. Но вот с многочисленными полчищами татарскими и смоленским 15 войском подступил Феодор Ростиславич к Ярославлю. Тогда жители этого города принуждены были изъявить покорность. Теперь князь мог бы взыскать на неблагодарных граждан прежнюю их непокорность к себе и воле хана; но при кротости души своей князь был чужд мысли о мести вероломным подданным. Феодор, согласно с волей хана, наказал лишь главных зачинщиков возмущения в виду дальнейшей безопасности своего княжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

К княжескому дворцу быстро собрался народ и узнал здесь горькую для себя весть о том, что князь Феодор навсегда оставляет двор княжеский и отправляется в Спасский монастырь. Весь город был потрясен этой вестью; поднялся всеобщий плач. Особенно повсюду раздался вопль и плач тогда, когда, по желанию Феодора, чрез весь город понесли его на одре болезни в монастырь святого Спаса. То была чрезвычайно трогательная, умилительная картина! Когда же принесли болящего князя в обитель и поставили одр его в притворе церковном, встретивший князя игумен с братией скоро приступил к совершению чина пострижения и стал вопрошать по чину: «Что пришел еси, брате, припадая к святому жертвеннику и ко святей дружине сей?», и еще: «Хощеши ли сподобитися ангельского образа и вчинен быти в лице монашествующих?» – благоверный князь, будучи уже не в силах приподняться с одра болезни, поднял только руки к небу и сказал: «Рад, Владыко и Творче мой, работать Тебе всею душею во всю мою жизнь», и, обратясь к игумену, отвечал на его вопросы: «Ей, честный отче!», и затем с глубоким смирением дал постричь волосы свои и благодарил Бога за то, что Он сподобил его получить давно желаемый дар. По совершении чина пострижения князя отнесли в келлию игумена, где он весь день прощался со всеми, исповедал пред всеми грехи и ошибки своей жизни и давал прощение и благословение другим. При наступлении же ночи преподобный Феодор начал приходить в крайнее изнеможение и, предчувствуя скорое свое отшествие к Богу, просил немедленно постричь себя в схиму. Во время утрени блаженный Феодор напутствован был в жизнь вечную святым причастием Тела и Крови Господних и затем, когда начинали петь третью «славу» псалтири, осенивши себя крестным знамением, смиренно предал дух свой Богу. Это было в 19 день сентября 1299 года. Печальная весть о смерти князя быстро разнеслась по городу и вызвала искренние слезы в подданных. Горько плакали княгиня-вдова с детьми и бояре, видя князя бездыханным, лежащего не в чертогах и порфире, а в монастырской келлии и в убогом схимническом одеянии 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Игумен Христофор и соборные священники на совещании решили, собравшись, положить мощи тут же в землю, в самой церкви. Они возвестили о том и начальнику города Александру Ярославскому. Последний согласился, чтобы гробы блаженного Феодора 30 и детей его опущены были в землю, и хотел устроить каменную гробницу, покрыть ее дорогим покровом и поставить свечи. В субботу второй недели Великого поста собрался в обители весь освященный собор и князь с боярами и множеством народа, и началось пение надгробное, и все готовились отдать им последнее целование. Когда же подняли мощи, случившиеся тут соборный священник и его сын, одержимые тяжкой болезнью, оба внезапно получили исцеление при гробнице. Омывали мощи водой, и от этой воды тут же у раки прозрели две женщины слепые. Тогда князь со всем духовным собором прославили Бога и угодников благоверных князей Феодора, детей его Давида и Константина и вместо панихиды начали петь им молебны, и большой радостью исполнились сердца верных, которые теперь во множестве стали приходить для благоговейного поклонения святым мощам. Совершившиеся чудеса 31 от нетленных мощей не позволили исполнить предпринятое намерение. Святые мощи не смели уже предать земле, а с подобающей честью они были перенесены из-под храма в верхнюю церковь Преображения и покрыты царской багряницей. О чудесных случаях, совершившихся при мощах новоявленных угодников Божиих, было возвещено архиепископу Ростовскому Трифону, так как город Ярославль был в его епископии. Он не был самовидцем этих чудес – и вот в сердце его закралось сомнение в истинности чудотворений; до времени он колебался, хотя непрестанные исцеления болящих, одно за другим повторявшиеся 32 при раке блаженных князей, продолжали свидетельствовать о их святости, и отовсюду недужные стекались к ним для исцеления. Целебная сила от мощей святых угодников проявилась и на недостойных архиепископе Трифоне и протопопе Константине 33 . В 1467 году Трифон, слыша о многих чудесах от нетленных мощей преподобного Феодора и сыновей его, послал протопопа Константина в Ярославль для того, чтобы освидетельствовать святые мощи и убедиться в истинности совершающихся от них чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Об этом святитель писал к Феологу: «Мимошедшего апостольского поста быв я в Ярославле, дерзнул недостойный, выше меры моей дела, преложих мощи святых благоверных князей преподобного Феодора и чад его из ветхой раки в новую кипарисную и взял некую малую от тех часть себе на благословение; от коих мощей честности твоей мало послах» (письмо 28-е). По прошествии 127 лет в 1831 году кипарисная рака с честными мощами угодников Божиих была вложена в новую серебряную раку, и тогда же последовало перенесение святых мощей в новоустроенную тщанием архиепископа Авраама церковь во имя святых чудотворцев преподобного Феодора, Давида и Константина, в которой нетленные тела их и доныне почивают открыто близ левого клироса, продолжая подавать исцеления в недугах притекающим с верою чадам Христовой Церкви. Здесь, в Спасо-Преображенском монастыре, еженедельно совершается во весь год по субботам молебное пение Покрову Божией Матери с акафистом и каноном святым благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину . a. Стихира из службы на 19 сентября (на Господи, воззвах; глас 8). b. Улусниками в кочевых империях именовали автономных владетелей, пожалованных ханом землями и людьми. c. Здесь и далее сохранено авторское написание. d. То есть сделанный из кипариса. e. В конце восьмидесятых годов ХХ века из Ярославского музея-заповедника (прежнего монастыря) мощи святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина были перенесены в Феодоровский собор города Ярославля, который в то время являлся кафедральным храмом епархии. 2 октября 2011 года состоялось их перенесение из Феодоровского храма в Успенский кафедральный собор города Ярославля, уничтоженный в годы гонений на Церковь и воссозданный попечением выдающегося российского благотворителя и мецената В.И. Тырышкина. Здесь, в Успенском кафедральном соборе, святые мощи Ярославских чудотворцев почивают и сейчас. f. Судя по всему, имеется в виду сочинение Георгия Пахимера (1242–1310) «История о Михаиле и Андронике Палеологах» (в тринадцати книгах).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Отсюда видно, что житие написано между 1471 годом, когда умер князь Александр, и 1473 годом, когда умер митрополит Филипп (Ключевский, «Жития святых как исторический источник», стр. 71). 8 В том же 1277 году умер князь Василий Ярославич в городе Костроме; в числе других князей для торжественных похорон сюда прибыл и князь ярославский Феодор («История…» Карамзина, том 4, примечание 152). 13 В то же время дочь императора Евфросиния уже была в супружестве за Ногаем, ханом Ногайской Орды, см. Pachymer histor. lib. 3 o. 26 p. 149 . 14 Полное собрание [русских] летописей, VII, 174 – упоминается о посольстве Феогноста в 1279 году, ср.: Летописец русский, часть 2, стр. 50. 18 О походе Димитрия на тверского князя Михаила Ярославича в 1288 году см. «Историю…» Соловьева, том 3, стр. 244. 25 По рукописному подлиннику святой Феодор «по летам старый, по виду седой, с седой нераздвоенной бородой, телом высокий и красивый, со взором умным; на главе схима». Сахаров об иконопис[ании,] стр. 45. Санкт-Петербург, 1849 год. 26 Есть некоторые основания думать, что княгиня последовала примеру своего супруга, также приняла иноческий чин. В 1692 году производилось дело о мощах княгинь Анастасии, Ксении и князя Михаила, обретенных по случаю построения нового Петропавловского храма – бывшего монастырского. Одни называли тогда Анастасию супругой святого князя Феодора, другие же говорили, что у князя Феодора не было супруги Анастасии. Но всего вероятнее, что имя Анастасии было иноческим именем княгини Анны (см. «Русские святые» [архиепископа] Филарета, том 3, стр. 85). 27 В 1314 году 8 дня августа при князе Давиде епископу Прохору, в схиме Трифону, епископу Ростовскому, чудесно явился образ Божией Матери с Предвечным на Ее руках Младенцем, названный по месту явления Толгским. 30 Гроб или, точнее, колода, в которой положено честное тело князя Феодора, с 1299 года и по сие время сохраняется невредимым в церкви Преображения в дубовом футляре. Колода имеет 3 аршина 8 1/8 вершка длины, 13 1/8 вершка ширины в комле; ширина в вершине 11 вершков; внутри гроба длина 3 аршина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

На месте обгоревшего соборного храма ярославцы решились построить новый. Но для возведения нового нужно было очистить место от развалин. При раскалывании фундамента были обретены нетленные мощи ярославских князей Василия и Константина, детей Всеволода, убиенного татарами на реке Сити, внуков великого князя Константина Мудрого, основателя первого храма. Мощи св. князей от места покоища перенесены были в Борисоглебскую деревянную церковь , стоявшую в земляном или Большом Городе, близ Успенского храма 13 . Соборным определением, с соизволения великого князя Uoahha III -го, благоверные князья Василий и Константин причислены к лику святых, и мощи их для общего благоговейного поклонения до построения нового Собора находились в означенной церкви. Князь принял живое участие в сооружении нового соборного храма. Он прислал из Москвы для постройки его искусных мастеров. Долго ли строили храм, не знаем; известно только то, что, по окончании работ, мощи святых князей из Борисоглебской церкви перенесены были в новоустроенный Собор и переложены в новую раку, и что в 1504 г. в этом храме великий князь со своими детьми поклонялся св. мощам благоверных князей 14 . Собор этот памятен сердцу русскому еще тем, что во время самозванцев и междуцарствия из-под сени его князь Дмитрий Михайлович Пожарский с ополчением, напутствованный благословением ростовского митрополита Кирилла, 28 июля двинулся на освобождение Москвы от врагов Руси. В этом же соборе, 21 марта 1613 г., Ярославль имел утешение встретить избранного на Царство Русское юного Михаила Федоровича Романова, когда он шествовал из Костромы в престольную Москву 15 . С умножением жителей в Ярославле, храм, построенный Иоанном, сделался уже тесным для них. Нужно было построить новый в больших размерах. Мощи св. князей Василия и Константина на время перенесены были в церковь Казанского женского монастыря, где н находились до 1646 г., т. е. до окончательная устройства нового соборного храма 16 . Храм Иоанна существовал 145 лет. Третий храм

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010