Воинские и гражданские доблести князя Феодора также обещали его подданным благополучное правление, хотя тяжелое и бедственное для нашего отечества было тогда время – время ига татарского. Батый только что пленил землю русскую. У князей русских в отдельности не было средств противиться многочисленным полчищам татар. Надобно было покориться и изъявлять свою покорность лично пред ханом. И вот владетельные князья русские принуждены были ходить в Золотую Орду, чтобы там у державных ханов получать утверждение за собой родовых отчин и затем участвовать своей помощью татарам в их завоевательных стремлениях. Доблестный князь ярославский принимал участие во многих выдающихся событиях своего времени; лишь о немногих из всей его деятельности дошли до нас летописные известия. Так, в 1277 году монгольский хан Менгу-Темир, начиная войну против яссов, велел прийти к себе на помощь князьям русским с их полками, и вот Феодор Ярославский, а также Андрей Городецкий, Глеб Ростовский с сыном и племянником отправились в Орду со своими войсками, чтобы вместе с полчищами хана воевать против яссов кавказских, из которых многие не хотели платить дань татарам и с усилием противоборствовали их оружию. Князья русские завоевали город Дедяков (в южном Дагестане) и смирили яссов, взявши богатую добычу и пленников 7 . Хан, вообще довольный русскими князьями за их подвиги и потому отпустивший их с честью и дарами, обратил особенное внимание на князя Феодора, который заявил себя как доблестный и мужественный витязь 8 . Затем из летописей известно, что в 1278 году князь Феодор выдал дочь свою за сына Глеба Ростовского – Михаила, князя белозерского, и этот брак венчан был в Ярославле епископом Игнатием 9 . В том же году храбрый князь ярославский или единственно исполняя волю хана, или желая добычи, которой татары охотно делились с русскими за их мужество, отправился вместе с зятем своим на войну в Болгарию, где какой-то бродяга 10 принял на себя вид человека, посланного небом освободить Болгарию от ига татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Архив Пн Ярославская и Ростовская епархия 9 сентября 2010 г. 00:30 В 991 году от Рождества Христова, по прошествии трех лет после Крещения Руси, проповедники православной веры достигли Ростовской земли, населенной язычниками, и учредили здесь епископскую кафедру — центр просвещения страны, ставшей впоследствии великой Россией. На территории современной России это самая древняя епархия Русской Православной Церкви, учрежденная на год раньше архиерейской кафедры Великого Новгорода. Возникнув в числе первых шести епископских кафедр, основанных святым равноапостольным князем Владимиром, Ростово-Ярославская епархия созидалась трудами ее первых епископов — Феодора, Илариона, святителя Леонтия Ростовского, имя которого стало символом победы евангельского слова над тьмой языческого неверия. За свою более чем тысячелетнюю историю Ростово-Ярославская епархия явила множество святых и подвижников благочестия. Среди них святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский, святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие. Уже в домонгольский период на территории епархии возникают первые монастыри, два из которых — Авраамиев Ростовский и Никитский Переславский — существуют и по сей день. В 1238 году во время Батыева нашествия на Ростово-Ярославской земле произошла битва на реке Сить, где собранные с разных концов Русской земли воины под водительством святых благоверных князей Георгия Владимирского и Василько Ростовского положили жизни за свою землю. В годы монголо-татарского ига Ростово-Ярославской землей мудро управляли князья Василий и Константин, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Роман Угличский. Из руин и пепелищ своим личным подвигом возрождали они благолепие родного края. Переславская земля дала России ее первого великого военачальника — святого благоверного князя Александра Невского. В 1314 году была явлена чудотворная икона Матери Божией «Толгская», чей лик преисполнен скорби о Русской земле и ее многострадальном народе. На месте явления чудотворного образа близ Ярославля был основан монастырь, ставший в конце ХХ века, после многих десятилетий гонений на Церковь, первой возрожденной женской обителью на территории России.

http://patriarchia.ru/db/text/1269092.ht...

Ярославская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский Переславский женский монастырь Ярославская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — город Ярославль . Граничит с Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской, Тверской областями. Расстояние от областного центра до Москвы — 282 км. Содержание Православие в Ярославской области [ править править код ] История [ править править код ] В 991 году от Рождества Христова, по прошествии трех лет после Крещения Руси, проповедники православной веры достигли Ростовской земли, населенной язычниками, и учредили здесь епископскую кафедру — центр просвещения страны, ставшей впоследствии великой Россией. На территории современной России это самая древняя епархия Русской Православной Церкви, учрежденная на год раньше архиерейской кафедры Великого Новгорода. Возникнув в числе первых шести епископских кафедр, основанных святым равноапостольным князем Владимиром, Ростово-Ярославская епархия созидалась трудами ее первых епископов — Феодора, Илариона, святителя Леонтия Ростовского, имя которого стало символом победы евангельского слова над тьмой языческого неверия. За свою более чем тысячелетнюю историю Ростово-Ярославская епархия явила множество святых и подвижников благочестия. Среди них святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский , святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие. Уже в домонгольский период на территории епархии возникают первые монастыри, два из которых — Авраамиев Ростовский и Никитский Переславский — существуют и по сей день. В 1238 году во время Батыева нашествия на Ростово-Ярославской земле произошла битва на реке Сить, где собранные с разных концов Русской земли воины под водительством святых благоверных князей Георгия Владимирского и Василько Ростовского положили жизни за свою землю. В годы монголо-татарского ига Ростово-Ярославской землей мудро управляли князья Василий и Константин, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Роман Угличский. Из руин и пепелищ своим личным подвигом возрождали они благолепие родного края.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские КОНСТАНТИН КАХА [Костанти Кахи (Кахай), Константин Грузин (Картвели), вмч. (пам. 10 нояб.), груз. князь (768-853) КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОНСТАНТИН РУССКИЙ [Константин Неаполитанский] († 1742), сщмч. (пам. греч. 26 дек. и в Соборе Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице)), свящ. КОНСТАНТИН ФЕОДОРОВИЧ см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин, св. благоверные князья Ярославские и Смоленские (пам. 19 сент., 5 марта) КОРНИЛИЙ (Косма; 1-я четв. XVII в. - 1681), прп., Александровский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОРНИЛИЙ († после 1606 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеезерский КОРНИЛИЙ (2-я пол. XIV - нач. XV в.), прп. (пам. 19 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Олонецкий, Палеостровский КОРНИЛИЙ прп. Островский - см. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, преподобные Островские КОРНИЛИЙ (10-20-е гг. XVI в.- между 1583 и 1600), прп. , Паданский (пам. в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых) КОРНИЛИЙ (Конон Гордиевич; ок. 1636 (?) - 1693), прп. (пам. 22 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Переяславский КОРНИЛИЙ (Крюков; ок. 1456 - 1538), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_71.html

Стенопись церкви Николы Мокрого была выполнена в 1673-1674 годах на средства прихожан. Как явствует из челобитной Семена Лузина царю Алексею Михайловичу (1675 г.), в ее создании принимали участие ярославские мастера Логин Сидоров, Ермолай Федоров, Тимофей Федотов, Иван Ануфриев, Федор Савин, Андриан Иванов, Семен Козлов, Карп Михайлов, Федор Карпов Дмитрий Григорьев и Василий Ананьин. XIX-XXI век. В XIX веке живопись дважды поновлялась в клеевой технике – в 1853 году, затем в 1895–1896 годах московскими художниками С.Чириковым и Епанешниковым под патронажем Московского Археологического Общества. В 1970–1980-ых годах были проведены реставрационные работы по стенописи в Алексеевском и Варваринском приделах. Николо-мокринская роспись явилась этапным произведением в истории ярославской школы стенной живописи. Ее хорошо разработанная символико-композиционная схема, новый для того времени метод рассказа посредством непрерывных горизонтальных фризов, богатейшая орнаментика и использование в качестве иконографического образца гравюр Библии Пискатора оказали определяющее влияние на судьбу ярославского монументального искусства второй половины XVII века. Ансамбль росписи храма Николы Мокрого, состоящий из 660 сюжетных клейм, дошел до нас не в полном объеме – утрачена живопись сводов западной паперти. Столпы храма разбиты на четыре широких яруса, нижний из которых орнаментальный. В верхнем ярусе западных столпов изображены благоверные князья и цари: Константин и Елена, Владимир и Ольга (южный столп), Борис и Глеб, Всеволод Псковский и Ярослав Мудрый (северный столп), в среднем воины-мученики, в нижнем – русские святые, в том числе царевич Димитрий Угличский, Дмитрий Донской, Михаил Черниговский, ярославский князья Федор, Давид и Константин (южный столп), Константин, Михаил и Федор Муромские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и ярославские чудотворцы Василий и Константин (северный столп). Роспись столпов отмечена высочайшим уровнем исполнения. Северная и южная стены храма разбиты на семь ярусов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николы_Мо...

Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, " его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати " . Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими " улусниками " (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: " и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить " . Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. " Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение " . Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья - святой благоверный князь Давид († 1321) и святой благоверный князь Константин . Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине. Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда " пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился " .

http://patriarchia.ru/db/text/913781.htm...

Эта рака заключает в себе главное сокровище Собора: мощи благоверных князей Василия и Константина. Рака и сень сооружены в 1862 г. ярославским купцом Александром Матвеевичем Пастуховым. Рака из серебра 84-й пробы, украшена резьбой и рельефными фигурами. На верхней деке ее изображены свв. князья в полный рост. Их лики и руки нарисованы красками, а княжеские одежды вычеканены из серебра и покрыты позолотой; венцы на главах угодников серебряные вызолоченные, осыпанные разными камнями; над руками князей сложенными крестообразно, вставлены частицы мощей чудотворцев. Рака закрывается серебряной доской с чеканным крестом. На раке вычеканена надпись; «При державе Благочестивейшаго Государя Императора Александра ИИ-го, за благословениемъ преосвященнаго Нила, архиепископа ярославскаго и ростовскаго, усердием ярославскаго 1-й гильдии купца, коммерции советника и кавалера Александра Матвеевича Пастухова, сия рака и сень устроена в Москве на фабрике Двора Его Императорскаго Величества фабриканта церковной утвари, московскаго купца Николая Даниловича Полтавцева, в 1862 году». Сень над ракой и колонны, ее поддерживающие, – накладного серебра. Рисунок и работа всех этих вещей превосходно исполнены и как нельзя более приличествуют своему назначению. Соответственно святыне, храм богат и другими принадлежностями. Перед местными иконами, ракой угодников, кроме дорогих лампад, находятся отличной работы паникадила, подсвечники, а в середине Собора великолепная люстра. Вообще храм этот много обязан украшением усердному жертвователю, ярославскому купцу Александру Матвеевичу Пастухову. Здесь же перед ракой свв. благоверных князей висит лампада серебряная вызолоченная, пожертвованная Его Императорским Высочеством Великим Князем Константином Константиновичем. Сведения о жизни и обретении мощей свв. благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев Святые благоверные князья Василий и Константин, сыновья князя Всеволода Константиновича, первого удельного князя ярославского, родились и воспитывались в Ярославле в самую грозную эпоху нашествия на Русь монголов и междоусобий княжеских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские КОНСТАНТИН КАХА [Костанти Кахи (Кахай), Константин Грузин (Картвели), вмч. (пам. 10 нояб.), груз. князь (768-853) КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (псевд. К. Р.) (1858-1915), вел. князь, гос. деятель, поэт, драматург, переводчик, почетный член С.-Петербургской АН КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат КОНСТАНТИН МАНАССИ (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130 - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель 98-100 КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 100-111 111-113 КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников 119-131 КОНСТАНТИНОВСКИЙ Матфей Александрович (1791-1857), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя, обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. 131-134 КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) 134-193 193-299 299-343 113-114 114-115 КОНСТАНТИН РУССКИЙ [Константин Неаполитанский] († 1742), сщмч. (пам. греч. 26 дек. и в Соборе Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице)), свящ. 115-117 КОНСТАНТИН ФЕОДОРОВИЧ см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин, св. благоверные князья Ярославские и Смоленские (пам. 19 сент., 5 марта) 117--118 КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи

http://pravenc.ru/vol/xxxvii.html

Епископ Феодор преставился в Суздале, но летописи не сообщают года его блаженной кончины; по некоторым сопоставимым данным ее можно отнести не позднее 1023 года. Дата прославления святителя точно неизвестна, но в соответствии с древним преданием обретение его святых мощей произошло еще до нашествия хана Батыя, то есть до 1237 года. В 1754 году епископ Суздальский Порфирий предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании». В 1794 году стараниями преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Виктора нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Над мощам святителя еще с 1635 года существует настенная надпись: «В лето 6948 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Над гробницей святителя, почившего в Суздале, в XVI веке возложен был дорогой покров с такой шитой надписью: «Лета 7089 (1581), молясь Пресвятой Богородице и великому чудотворцу епископу Феодору Суздальскому, положила сей покров на великаго чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». В 1633 году Суздальский архиепископ писал в Суздальский Девичий монастырь: «Молитвы великих святителей чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами». Служба святителю Феодору, а также его житие написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре, основанном в XIV веке. Василий и Константин князья Ярославские, страстотерпцы благоверные — прославление Святые благоверные князья Василий и Константин были единственными сыновьями первого князя ярославского Всеволода Константиновича от брака его с Мариною, дочерью Олега, князя курского. Всеволод Константинович был родным братом князя Василька Ростовского († 1238; память 4/17 февраля).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Скачать epub pdf Житие святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца 1134 Память 3 февраля Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского 1135 . Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве 1136 . Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей – Андрея и Романа 1137 . В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска. На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам. Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы. После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань. Этой участи должен был покориться и угличский князь, который по удалении Батыя на юг подобно другим князьям по миновании опасности вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья. Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во избежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женой и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010