Закрыть itemscope itemtype="" > «Действо льсти» 30.01.2012 825 Время на чтение 8 минут Ниже мы публикуем одно из «Слов» (конца 1965-начала 1966 гг.) православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906-1976). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том II. Джорданвилль, 1975.- С.423-430. (Репринт.)) подготовил профессор А. Д. Каплин. Авторские слова «в разрядку» по техническим причинам заменены курсивом «жирным» шрифтом. «Жирный» шрифт в тексте и курсив эпиграфа - авторские. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. + + + «И сего ради послет им Бог действо льсти (заблуждения, обмана), во еже веровати им лжи» (2 Сол. 2, 2). Что это такое? Разве может Бог желать людям зла и намеренно вводить их в заблуждение, чтобы они верили лжи? Конечно, нет! Бог «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2, 4). Но вместе с тем, Бог дал человеку свободную волю, дабы он мог сам свободно избирать для себя путь добра или путь зла. И, желая человеку спасения, Бог данной ему при сотворении свободы, этого величайшего дара Божия, ни при каких обстоятельствах от него не отнимает . Чья же тогда вина, если, по предречению Слова Божия, должно наступить время, «когда здраваго учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3-4)? Вот почему тогда, как учит Слово Божие, «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12-13). Кто же тогда, кроме самого человека, будет виноват в том, что среди людей, вместо истины восторжествует ложь? Прекрасно объясняет вышеприведенные нами слова 2-го послания к Солунянам наш духоносный и высокоученый толкователь Священного Писания святитель Феофан Вышенский:

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/30/...

Можно предполагать, что интересы этих учреждений совершенно противоположны. В советской России существует несколько тысяч православных храмов, в которых при большом числе верующих совершаются богослужения, забота о церковной жизни этих храмов составляет большую и трудную задачу Московской Патриархии и вряд ли Московскую Патриархию могут серьезно интересовать международные вопросы коммунистической политики – Корея, Вьетнам, греческие коммунисты, Чехословакия и все то мировое коммунистическое движение, которым руководит коммунистическая власть, и Московская Патриархия несомненно притянута к участию в преступлениях советской власти насильно, за это ей дают возможность как-то жить, существовать и как-то поддерживать церковную жизнь в советской России, это плата за существование Московской Патриархии в коммунистическом государстве. Но все же преступление, добровольное или насильственное, остается преступлением, ложь, добровольная или насильственная, остается ложью. Такой образ действий церковной власти противоречит св. Евангелию и всей истории Церкви. Когда древних мучеников заставляли бросать только щепотку ладана на языческий жертвенник, они отказывались и принимали за то смерть. Могут на это возразить, что иерархов Московской Патриархии не заставляют отрекаться от Христа, они служение исполняют по церковным правилам, а их политическим заявлениям никто не верит и не придает им никакого значения, так как все знают, что они это делают по принуждению, ради церковной пользы. Не так, однако, повелевает Господь, Который сказал, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Иоан. 4, 23 ). И еще предупредил Господь, что в день Своего пришествия Он скажет подобным деятелям, действовавшим от Его имени: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лук. 14, 27 ). Так что истина обязательна для церковных служителей и ложь в их устах не может быть оправдана никакой церковной пользой. Вот в свете такого положения Московской Патриархии и происходят все ея выступления против Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Неверно было бы думать, что это послание является не более чем опровержением ереси. Существует и другая цель, о которой сам Иоанн говорит нам. Он пишет: «…чтобы и вы имели общение с нами… чтобы радость ваша была совершенна» (1:3,4). Более того, он говорит: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (5:13). Все это можно сравнить с основной целью Евангелия: «…сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20:31 ). Итак, Евангелие носит больше характер благовестил, тогда как послание обращено к утверждению христиан в истинном знании, которое несет в себе вера. «В Евангелии даны «указания» к пробуждению веры (20:30,31), а в послании – критерии ее проверки» (J. R. W. Stott, The Letters of John, TNTC [IVP, 1988], p. 26). Иоанн пишет с целью помочь читателям правильно понимать, что значит быть истинным христианином. «В Первом послании Иоанн излагает три основные положения истинного знания Бога и близких взаимоотношений с Богом… Это, во–первых, праведная жизнь, во–вторых, любовь к братьям и, в–третьих, вера в Бога, воплотившегося в Иисусе» (Search the Scriptures, 1967, p. 289). Эти три основные темы постоянно повторяются. В послании доминируют две величайшие мысли: Бог есть свет (1:5) и Бог есть любовь (4:8,16). Бог является источником света для разума и теплом для сердец Его детей. И здесь делается особый акцент на то, что Его дети должны жить в соответствии с величайшим образцом (напр.: 2:1–6; 3:3,6,9; 5:1–3). Писавший обращается к читателям с отеческой заботой и нежным участием: «дети мои», «возлюбленные», «дети! да не обольщает вас никто», «дети! храните себя от идолов». Датировка О дате написания послания существует очень мало сведений. Неизвестно, какое отношение послание имеет к Евангелию, поэтому ученые расходятся во мнениях, было оно написано до или после Евангелия. В любом случае дата написания Евангелия точно не известна. Многие относят Первое послание Иоанна к концу I в., но Дж. Робинсон настаивает на 60–65 гг. н. э. (Redating the New Testament [SCM, 1976]). Возможно, эта дата и верна, точно сказать нельзя. См. также статью «Читая послания». Дополнительная литература

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

О каком же «прогрессе» можно говорить? Не о мнимом антихристовом прогрессе должен истинный христианин помышлять в наше время, а о том, как бы лучше приготовить себя к сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых. На это есть прямое повеление Господа. «Бодрствуйте... будьте готовы... ( Матф. 24, 42–44 ) будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака... блажен раб тот, которого господин его пришед найдет поступающим так» ( Лук. 12, 40–43 ). И наоборот: горькая участь ожидает того, кто станет убаюкивать себя, говоря: «Не скоро придет господин мой» ( Лук. 12, 45 ). Дух постоянного ожидания Второго Пришествия Христова это есть дух первохристианства, молитвенно взывавшего ко Господу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Апок. 22, 20 ). А противоположный сему дух есть несомненно дух Антихриста, старающийся всячески отвлечь христиан от мысли о Втором Пришествии Христовом и последующем затем воздаянии. Поддающиеся сему духу подвергаются опасности – не узнать Антихриста, когда он придет, и попасть в его сети. Именно это и есть самое страшное в современном мире, исполненном всевозможных обольщений и соблазнов. Слуги Антихриста, как предупредил нас Господь, будут стараться «прельстить, если возможно, и избранных» ( Матф. 24, 24 ). Мысль об этом, однако, отнюдь не должна нас угнетать и подавлять, а наоборот – «восклонитеся» , говорит об этом Сам Господь: «и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» ( Лук. 21, 28 ). Сколь ни злы и страшны слуги грядущего Антихриста, так тщательно подготовляющие ныне его пришествие, сколь ни страшен приход его самого, когда исполнятся назначенные для того сроки, но Господь наш сильнее их всех, и главное для нас это – до конца сохранить верность Господу, Который, как мы хорошо это знаем, «убиет Антихриста духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего» ( 2Солун. 2, 8 ). За эту верность свою Господу мы и должны бороться всеми своими силами, хотя бы нам пришлось и жизнь свою отдать за нее. Великая, ни с чем земным несравнимая, награда ожидает нас за это. «Будь верен до смерти» , говорит Сам Господь: «и дам тебе венец жизни» (Апокалипсис 2, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

После разрушения Иерусалима и переселения иудеев в Вавилон жители города освободили пророка. Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора предоставил И. выбрать место жительства. Пророк пожелал остаться в своем отечестве и быть советником Годолии, нового наместника Иудеи. Но вскоре Годолия был убит сторонниками военной партии, к-рые, совершив это преступление, решили бежать в Египет от гнева Навуходоносора. Они заставили И. идти с ними. Какое-то время он жил и проповедовал в иудейской колонии Египта. В последние годы Господь вселил в сердце престарелого пророка надежду на возвращение в землю обетованную. Один из циклов его речей, условно называемый «Книга утешения» (Иер 30-31), возвещал уже о новом завете (см. Иеремии пророка книга ). В поздней библейской литературе Автор книг Паралипоменон отмечает политические события, связанные со служением И. В 2 Пар 35. 25 упоминается плач, сложенный И. на смерть царя Иосии, к-рый погиб в 609 г. до Р. Х. у Мегиддо в битве с войсками фараона Нехао II (см. об этом также в ст. Иеремии плач ). В 2 Пар 36. 12 о царе Седекии говорится, что «делал он неугодное в очах Господа, Бога своего» и «не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних». Аллюзиями на события Книги прор. Иеремии исследователи считают 2 Пар 36. 13, 15 ( Rudolph W. Chronikbücher. Tüb., 1955. S. 334-337; Wolff. 1976. S. 6). Указ Кира II об освобождении иудеев вышел «во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии» (2 Пар 36. 22). Иисус, сын Сирахов, среди ветхозаветных праведников упоминает И. (Сир 49. 6-7), к-рого цари иудейские «оскорбляли, хотя он еще во чреве освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять, равно как строить и насаждать» (Сир 49. 9). В 2 Макк 15. 12-16 сообщается о сонном видении Иуде Маккавею: он должен был «возбудить к мужеству» своих воинов. Вместе с первосвященником Онией ему явился др. муж, «украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием», это, по словам Онии, был И., «который много молится о народе и святом городе». Он дает Иуде золотой меч, чтобы поразить всех врагов. (Образ И. как небесного ходатая присутствует в последующей иудейской традиции.)

http://pravenc.ru/text/293630.html

Проходя через всю книгу красной нитью, тема света и сияния кульминирует в описании Нового Иерусалима (21. 9 – 22. 5) (38). В конце этого описания эсхатологический город приобретает черты рая (22. 1 – 5). По нему протекает «чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца», а «по ту и другую сторону реки – древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды» (22. 1 – 2). Перед нами, однако, не просто восстановление первоначального рая, а нечто большее. Здесь, в Новом Иерусалиме, в отличие от первого творения, «ночи не будет». Город и его обитатели «не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном», ибо свет излучать там будут непосредственно Господь Бог и Агнец (21. 23; 22. 5). В этом царстве совместно изливаемого Богом и Агнцем света, где и престол оказывается принадлежащим Им обоим (22. 3) (39), «царствовать во веки веков» (22. 5) будут и те, кого Агнец «искупил Богу из всякого колена и языка, народа и племени» (5. 9). Перед нами картина абсолютного и незыблемого единения Творца и твари. «Се, скиния Бога с человеками» (21. 3). (23) Виды и функции повторности в Апокалипсисе подробно рассмотрены в неопубликованной диссертации Kirby D.J. Repetition in the Book of Revelation. Diss (Ph.D.). Catholic University of America. Washington, D.C, 2009. См. также Pattemore S. Repetition in Revelation: Implications for Translation//Bible Translator 53 (2002). P. 425-441. (24) См. Satake A. Inklusio als ein beliebtes Ausdrucksmittel in der Johannesapokalypse//Annual of the Japanese Biblical Institute 6 (1980). S. 76-113. (25) Словом «сцепление» мы переводим английское interlocking, введенное в широкий научный оборот применительно к литературной технике Апокалипсиса Аделой Ярбро Коллинз. См. Collins A.Y. The Combat Myth in the book of Revelation. Missoula, 1976. P. 16-20. (26) Один из множества примеров: “dualistic portrayal of reality”. Collins A.Y. Revelation 18: Taunt Song or Dirge?//L’Apocalypse johannique et l’Apocalyptique dans le Nouveau Testament. Leuven — Gembloux, 1980. P. 185-204 (цитата с. 204).

http://pravmir.ru/krasota-v-apokalipsise...

Слово на литургии в день праздника в честь архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных 21 ноября 1976 г. Каждому разумному и свободному созданию Божию для достижения главной цели его бытия, для стяжания вечной и блаженной жизни в Боге и с Богом необходимо пройти через горнило трудных и ответственных нравственных испытаний. Только на этом пути оно может стать подлинно свободным и счастливым, может развить и укрепить богодарованные духовные силы и способности, соделаться непричастным н неподвластным никакому злу и греху. Слово Божие говорит нам, что самыми первыми из сотворенных Богом существ подверглись испытанию в верности своему Создателю бесплотные духи или Ангелы, среди которых, несмотря на все обилие света, радости и красоты в этом первозданном горнем мире, нашелся отступник и возмутитель, сумевший посредством обольщения увлечь за собой некоторое число приверженцев, которые безрассудную вражду против Бога предпочли блаженному общению с Ним. " И произошла на небе война,– говорит Тайнозритель святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. – Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли... и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним« ( Откр. 12:7–9 ). Падший ангел, некогда светозарный Денница, а ныне возгордившийся мятежный дух злобы и противления, стал таким образом родоначальником зла, князем мрачного царства вражды и ненависти, извечным врагом своего Творца. А когда на земле появился человек, этот прекрасный «венец творения» Божия, то диавол всю силу своей ярости и коварства сосредоточил в усилиях, направленных на то, чтобы вовлечь человека в грех и духовную погибель. Мы знаем, что это отчасти и удалось ему, когда он лестью и обманом склонил наших прародителей к преслушанию божественной заповеди и стал таким образом, говоря словами Самого Господа и Спасителя нашего, «человекоубийцей от начала» ( Ин. 8:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово на литургии в неделю 12-ю по Пятидесятнице 5 сентября/23 августа 1976 г. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали... Я первоначально преподал вам, что и (сам) принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию...» ( 1Кор. 15:1–4 ). Апостол Павел, совершая между 49 и 52 годами по Рождестве Христовом свое второе миссионерское путешествие, в течение восемнадцати месяцев жил и проповедывал Слово Божие в городе Коринфе, главном городе греческой области Ахайи. Последовавшее затем пятилетнее отсутствие Апостола произвело неодинаковое действие на коринфских христиан: одни из них твердо хранили все заветы своего любимого наставника и учителя, пребывая в вере, любви и нравственной чистоте; другие же, менее стойкие, оставили первую любовь свою, разделились на соперничавшие между собой группы, стали позволять себе неблаговидное поведение в церковном собрании, легко мирились с соблазнительным и безнравственным образом жизни некоторых в своей собственной среде. Услышав об этом, Апостол Павел в 57 году из города Ефеса, где он тогда находился, написал свое 1-е послание к Коринфянам, стремясь устранить возникшее неустройство в их церковной жизни, укрепить их веру и преданность Господу и путем нравственных наставлений утвердить в христианском благочестии. Проникнутое отеческой любовью послание это возымело свое благотворное действие, пробудив в сердцах коринфян лучшие чувства и стремления, исправило ошибки, уврачевало духовные раны. Нет сомнения в том, что и для всех последующих времен, и для нас с вами, возлюбленные, богомудрые апостольские назидания имеют весьма важное значение, ибо ведь и у нас не всегда все бывает благополучно в личной, семейной и церковно-общественной жизни. Отчасти немощь нашей расслабленной грехами природы, отчасти многообразные искушения и выпадающие на нашу долю жизненные испытания бывают причиной того, что мы как бы охладеваем душой в нашей любви к Господу и к ближним, погружаемся в стихию бесчисленных неумеренных забот о чисто земном благополучии, нередко в ущерб духовной жизни, впадаем в уныние от малейших неудач, жалуемся на судьбу, оскорбляем благость Божию своим маловерием и ропотом,– словом, забываем о своем высоком христианском звании, обязывающем жить так, чтобы имя Божие святилось нашей верностью Богу и чтобы окружающие нас люди, видя добрые, достойные христиан дела и поступки, прославляли Отца нашего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Совне Церковь никогда не казалась менее организованной, как в то время, когда она скрывалась в катакомбах. Однако оттуда она покорила весь мир»... «...Печальное разделение, наблюдающееся ныне внутри Русской Церкви – неслучайно», – утверждает Владыка Анастасий. «Это – порождение революции, которая всегда ставит перед сознанием людей целый ряд принципиальных вопросов и потому подобно мечу глубоко входит в народный организм, разсекая его на части. Посколько церковная жизнь связана с общественной, это разделение проникает и в недра Церкви, над которой сбываются слова Христа Спасителя: «думаете ли вы, что я пришед дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение, ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух и двое против трех. Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки своей и невестка против свекрови своей» ( Лук. 12, 51–53 )...» «Мы не отзываемся (пишет Вл. Анастасий) на его (митрополита Сергия) призыв к возстановлению канонического общения с ним не по недостатку миролюбия или церковного послушания, а по глубоким принципиальным и при том не политическим, а чисто нравственным и церковным основаниям. Если при самом появлении большевизма, обещавшего сказать какое то новое слово человечеству, можно было заблуждаться относительно его подлинного характера, то теперь когда он окончательно выявил свою внутреннюю сущность и обнажил свое наглое лицо, смеющееся над всем святым, что есть в мире, и когда он показал полную неспособность к какому-либо изменению к лучшему, но идет на горшее, переполняя меру своих беззаконий, – теперь, кажется, никто из людей, сохранивших здравый смысл и неповрежденную совесть, не возьметь на себя смелость защищать само учение и методы действий коммунистов и всего менее, конечно, этого можно ожидать от пастырей Церкви...» «...Только молчите – говорит нам митрополит Сергий – и не обличайте Советскую власть, ибо это есть акт политический». «Молчи, только одно тебе говорю – молчи», гневно говорил некогда Грозный Царь Святителю Филиппу, считая его правдивыя обличительныя слова вмешательством в свое государево дело, но это не остановило дерзновенного великого Святителя, продолжавшего осуждать его жестокость и защищать попранную им правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 43–44. Св. Григорий Богослов. Там же. С. 50. Аристотель. Риторика. Античные риторики. С. 118. Аристотель. Вторая аналитика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 328. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 72–73. Преп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. Творения. Христологические и полемические трактаты. М., “Мартис”, 1997. С. 56. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 79. См. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 315–323; Карташев А. B. Вселенские Соборы. М., “Республика”, 1994, С. 63–72. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., “Росмэн”, 1993. С. 104–105. См. Тема 4. Политическая и судебная речь. Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина… Деяния Вселенских Соборов. Собор Константинопольский 3й; Вселенский шестый. Т. 4. СПб., 1996. С. 253. Преп. Максим Исповедник . Главы о любви. Творения. Книга I. М., “Мартис”, 1993. С. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. терпением вашим спасайте души ваши. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Св. Григорий Палама . Беседы. Часть 2. М., “Паломник”, 1993. С. 190. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., “Канон”, 1995. С. 72–74. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., “Наука”, 1996. С. 207. Аристотель. Метафизика. Соч. Т. 1., М., 1976. С. 149–150. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 72. Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 62–63. Св. Максим Исповедник . Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Слова Божия. Творения.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010