Уильям Д. Маунс Глава 55. Адъективные причастия Прикосновение к экзегетике В связи с Рим. 1:3–4 необходимо осознать что два определительных причастия (το γενομνου, «бывший» и το ρισθντος, «назначенный») относятся к слову «Сын» (υο) в начале третьего стиха. Два причастных оборота выражают две взаимодополняющие истины о Сыне. Первая – «бывший от семени Давида по плоти» (το γενομνου κ σπρματος Δαυδ κατ σρκα). Будучи потомком Давида, Иисус исполнил ветхозаветные пророчества о том, что правитель произойдёт из рода Давида ( 2Цар. 7:12–16 ; Ис. 11:1–5, 10 ; Иер.23:5–6; 33:14–17 ; Иез. 34:23–24 ). В словах о том, что Иисус был потомком Давида «по плоти», нет никакой критики в связи с Его происхождением от Давида. И всё же, второй причастный оборот говорит о чём-то большем, чем факт физической связи с Давидом. Сын – «назначенный быть Сыном Божиим в силе, по Духу святости, воскресением из мертвых» (το ρισθντος υο θεο ν δυνμει κατ πνεμα γιωσνης ξ ναστσεως νεκρν). Здесь представлены две стадии истории спасения. Во время земной жизни Иисус был Мессией и Сыном Давида, но Своим воскресением Он был назначен правящим и царствующим Мессией. Титул «Сын Божий» в ст. 4 относится к мессианскому царственному званию Иисуса, а не к Его божественности. Павел не говорит, что Иисус был усыновлен как Сын Божий посредством Своего воскресения. Помните, что оборот, вводимый причастием το ρισθντος в ст. 4, определяет слово «Сын» (υο) из ст. 3. «Сын» был назначен Богом быть «Сыном Божиим». Другими словами, Иисус уже был Сыном до того, как Он был определён быть Сыном Божьим! Значит, первое употребление слова «Сын» (ст. 3) относится к предвечной божественности Иисуса, которую Он разделяет с Отцом вечно. А назначение Иисуса «Сыном Божьим» (ст. 4) относится к Его вступлению в мессианское царствование при воскресении. Как велик Иисус Христос ! Он вечный Сын Бога, от вечности правящий вместе с Отцом. Но Он заслуживает нашего поклонения и как мессианский Царь, Богочеловек, назначенный Сыном Божиим в силе по воскресении из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Феодорит выражение – через Сына в значении – от Сына (Дух Святой имеет бытие) называл даже богохульным и нечестивым. 969 В-третьих, известно из писаний святых Отцов и учителей Церкви, что они употребляли выражение – δι ιο о Святом Духе в значении – вместе с Сыном, вслед за Сыном, а всего чаще через Сына, 970 т.е. вместе с Сыном имеет бытие от Отца, вслед за Сыном следует в порядке Лиц Святой Троицы, через Сына посылается в мир, открывается тварям, подается и т.п. И вот примеры: 1) святой Василий Великий говорит: “поскольку Дух Святой... с Сыном соединен, с которым нераз­дельно представляется, а бытие имеет зависимое от причины – Отца, от которого исходит; то отличительной признак Ипостасного Его свойства есть тот, что Он по ( μετ) Сыне и вместе с ( σν) Сыном познается ( γνωρζεσθαι), и от Отца имеет бытие. Сын же, который вместе с ( δι) собой и по ( μετ) Себе дает познавать ( γνωρζων) Духа, исходящего от Отца, один единородно воссияв от не рожденного Света, по отличительным своим признакам не имеет ничего общего с Отцом или с Духом Святым”. 971 Здесь – а) предлог δι, очевидно, поставлен в замен предлога – σν: ибо двукратно повторяется одна и та же мысль об отношении Духа к Сыну и означенные частицы совершенно соответствуют одна другой, и – б) хотя говорится, что Святой Дух δι ιο, однако вечное исхождение Духа производится исключи­тельно от одного Отца. 2) Святой Григорий Нисский пишет: “Отец безначален и не рожден, и всегда представляется Отцом. А от Него в непрерывном порядке ( κατ τ προσεχς) нераздельно едино­родный Сын представляется вместе с Отцом. Вслед же за ( δι) Сыном и по ( μετ) Сыне, прежде нежели можно помыслить о какой-либо пустой и несуществующей среде, вдруг же и Дух Святой совокупно понимается, который, впрочем, не позднее Сына по бытию, так, чтобы можно было когда-либо представить Единородного без Духа, – но имея и Сам причину бытия от Бога всяческих, откуда и единородный Свет, вслед же за ( δι) истинным Светом воссиявая, ни расстоянием, ни разностью при­роды не отделяется от Отца или от Единородного”.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Во-вторых, потому, что это приличествует причине Воплощения со стороны принятой природы. В самом деле, таким образом нам дается понять, что человеческая природа была принята Сыном Божиим в единство Лица не по заслуге, а исключительно по благодати, которая усваивается Святому Духу, согласно сказанному [в Писании]: «Дары различны, но Дух – один и тот же» ( 1Кор. 12, 4 ). Поэтому Августин говорит: «Образ рождения Христа от Духа Святого... сообщает нам благодать Божию, которой человек без всяких предшествующих заслуг в самом начале существования своей природы соединился с Богом Словом в такое единство Лица, что Он как один и тот же был Сыном Божиим» 55 . В-третьих, потому, что это приличествует пределу Воплощения. Ведь пределом Воплощения было то, что зачатый человек должен был быть Святым и Сыном Божиим. Но то и другое усваивается Святому Духу. В самом деле, Им люди делаются сынами Божиими, согласно сказанному [в Писании]: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва! (Отче!)«» ([ал. 4, 6). И Он же, по словам [апостола], является «Духом святыни» ( Рим. 1, 4 ). Поэтому подобно тому, как другие люди духовно освящаются Святым Духом в усыновление Божие, точно так же Христос был зачат Святым Духом в святости, чтобы быть Сыном Божиим по естеству. Поэтому, как говорит глосса, «слова: «Открылся Сыном Божиим в силе» тут же разъясняются следующими за ними словами: «По Духу святыни», то есть как зачатый Духом Святым. И сам благовестивший ангел, сказав: «Дух Святой найдет на тебя», сразу же заключает: «Посему и рождаемое Святое наречется «Сыном Божиим» " «. Ответ на возражение 1 . Дело зачатия в целом общо всей Троице, однако в том или ином смысле усваивается каждому из Лиц. Так, Отцу усваивается власть в отношении Лица Сына, вследствие этого зачатия принявшего Себе [человеческую природу]. Само принятие [человеческой природы] усваивается Сыну а образование принятого Сыном тела усваивается Святому Духу. В самом деле, Святой Дух есть Дух Сына, согласно сказанному [в Писании]: «Бог послал... Духа Сына Своего» (Тал. 4, 6). Поэтому подобно тому, как при порождении других людей находящаяся в семени сила души через посредство сокрытого в ней духа образует тело, точно так же Сила Божия, а именно Сам Сын (поскольку, согласно сказанному [апостолом] о Христе, Он есть «Божия Сила» ( 1Кор. 1, 24 )) через посредство Святого Духа образовал принятое Им тело. На это, как говорит Григорий, «также указывают слова ангела: «Дух Святой найдет на тебя», чтобы, так сказать, приуготовить и образовать материю тела Христова, «и Сила Всевышнего», то есть Христос, «осенит тебя», что означает, что Свет бестелесного Божества воспримет в тебе телесную субстанцию человеческой природы, поскольку сень образуют тело и свет» 56 . При этом Всевышний – это Отец, а Сила Его – это Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Мариам, сестра Моисея, на семь дней поражена была проказой за ропот (см.: Числ.12 ). Стены Иерихона пали после седмикратного обхождения их семью священниками Бога Израилева, седмикратно вострубившими напоследок в семь труб (см.: Нав.6 ). В течение семи дней совершилось освящение Аарона и сыновей его (см.: Лев.8:33–35 ). Седмикратно на дню прославлял Бога царь и пророк Давид (см.: Пс.118:164 ). После седмикратного омовения в Иордане очистился от проказы военачальник сирийцев Нееман (см.: 4Цар.5:14 ). Писание говорит о семи дарах Духа Святого, каковы: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх (см.: Ис.11:2–3 ). На семи столпах создала себе дом, то есть Церковь , Премудрость Божия ( Притч.9:1 ). И в Новом Завете Спаситель заповедует нам прощать до семижды семидесяти раз (см.: Мф.18:22 ; Лк.17:3–4 ). В основании Церкви Христовой также усматриваем число семь, ибо в ней различаются: 1) апостолы, 2) пророки, 3) учители, 4) чудотворцы, 5) имеющие дар исцелений, 6) имеющие дар языков, 7) имеющие дар толкования Священных Писаний (см.: 1Кор.12:28–30 ). Семь духов предстоят Богу и престолу Его (см.: Откр.1:4 ). Семь золотых светильников стоят пред Спасителем, и семь звезд в деснице Его (см.: Откр.2:1 ). Семи Церквам пишет, по Божию повелению, св.Иоанн Богосдов (см.: Откр.1:11 ). Семь язв наносится миру в последние времена (см.: Откр.15:6–8; 16:1–21 ). Семь печатей имеет на себе книга, которую видел св.Иоанн в руке Божией (см.: Откр.5:1–4 ). Семь духов Божиих посылает Бог во всю землю (см.: Откр.5:6 ) и Церквам (см.: Откр.1:4 ). Смертных грехов также семь: 1) гордость, 2) сребролюбие, 3) блуд, 4) зависть, 5) алчность, 6) гнев, 7) леность (нерадение о душе). Но и Агнец закланный достоин принять: 1) силу, 2) богатство, 3) премудрость, 4) крепость, 5) честь, 6) славу, 7) благословение (см.: Откр.5:12 ). Перечислив лишь некоторые из множества свидетельств об особом значении числа семь в Священном Писании, обратимся к семи таинствам Церкви Христовой. Само слово «таинство» подразумевает научение сокровенному, о чем не подобает знать внешним, по заповеди Спасителя: Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они... обратившись, не растерзали вас ( Мф.7:6 ). Таинства, понимаемые в этом смысле, нередко именуются в Писании Нового Завета тайнами. Так, на вопрос учеников, почему Он говорит в притчах, Господь отвечает: вам дано знать тайны Царствия Небесного ( Мф.13:11 ; ср.: Лк.8:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

319. К монахам. 34 (Творения... С. 131). – Курсив схиарх. Г. (Б.) 320. Увещание к девственнице. 45 (Творения... С.140). – Курсив схиарх. Г.(Б.). 321. Разумеется, монашеский устав разрешает по скоромным дням вкушать яйца и рыбу. 322. Гностики (от др.-греч. gnostikos – познающий) – представите­ли раннехристианских ересей (П-Ш вв.), извратившие основные положения христианского учения путем введения языческих (как эллинских, так и восточных) мотивов. – Примеч. пер. 323. Мф 19:8. 324. Еф 5:21–33. 325. Мф 19:6. 326. Мф 5: 21 и след. 327. См.: Быт 4:6 и след. 328. Мф 5: 22. 329. 1Ин 4: 8. 330. Мф 5:48. 331. См.: Прем 11: 24. 332. См.: Быт 1:26в. 333. См.: Быт 1: 26а. 334. Быт 1,29. 335. См.: Быт 2:19 и след. 336. См.: Быт 2:15. 337. См.: Лев 1: 5 и след. 338. См.: Быт 9: 6. 339. Глубокие размышление о смысле ветхозаветного жертвоприноше­ния см. у митрополита Сурожского Антония (Митрополит Сурожаский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М.) 1991. О Божественной литургии. С. 217 и след.). – Примеч. пер. 340. Быт 8: 21. 341. Быт 9:2–6. 342. См.: Рим 8: 19 и след. 343. 2Кор 5:17. 344. См.: Послание к Мелании. 60. 345. Еф 4: 22. 346. Кол 3:10. 347. См.: Кол 2: 20 и след. 348. «Благоговение перед жизнью» – главный принцип этического учения Альберта Швейцера (1875–965), немецко-французского богослова, философа, музыканта и врача. Согласно этому принципу, добро -- то, что служит сохранению и развитию жизни, зло – то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. – Примеч. пер. 349. См.: Быт 2: 15 и след. 350. Ср.: Ин 10: 3. 351. Лк 16:16. 352. Лк 3: 22–38. 353. KG V, 1. 354. Мф 11: 19. 355. В Евангелии от Луки не упоминаются и Ангелы. 356. См.: Ис 11:6–8; Иез 34:25; Ос 2: 18. 357. См.: Дан 6: 17–25. 358. Иов 5: 22–23. 359. См:. З Цар 17: 1–6. 360. См.: 3Цар 19: 5–7. 361. Пс 77:25 и Пс 104:40. 362. Евр 1: 14. 363. Мф 3: 2 и 4: 17. 364. См.: Лк 17:21. 365. Ср.: KG VI, 3. 366. Франциск Ассизский (1182–1226) – итальянский монах-подвиж¬ник, основатель ордена нищенствующих монахов (Orden Fratrum Minorum – «минориты», «меньшие братья»), известного также как орден францисканцев. – Примеч. пер.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

«Из семи Вселенских и Святых Соборов догмат о том, что Дух Святой исходит от Отца, решил Второй, принял его Третий, считал его святым Четвертый, единогласно был за него Пятый, открыто его признал Шестой, блестяще его борьбой запечатлел Седьмой Собор. Очевидно, что каждый из них свободно выразил и сохранил благочестие и богословское учение о том, что Дух исходит от Отца, но не от Сына», — писал св. патриарх Фотий Константинопольский . Слова же Христа: Которого Я пошлю вам от Отца, говорят о том, что Святой Дух посылается от Отца Сыном во времени в мир людей, дабы быть их Утешителем, Наставником и Свидетелем спасительного подвига воплощенного Сына Божия и продолжать дело спасения, начатое Сыном. Именно поэтому Святой Дух и называется Духом Сына (Гал. 4:6). Нахождение Святого Духи от Отца — личное, вечное, неизменное свойство Святого Духа. Послание же Его от Отца в мир Сыном — это действие Святого Духа во времени, подобно делу творения мира. Святой Дух — Бог истинный и совершенный, по существу неразделен с Отцом и Сыном, поэтому Ему подобает такое же поклонение и прославление, какое мы воздаем Отцу и Сыну. Исхождение Святого Духа от Отца — личное, вечное, неизменное свойство Святого Духа. Послание же Его от Отца в мир Сыном — это действие Святого Духа во времени, подобно делу творения мира. «Мы исповедуем, — пишет святой Иоанн Дамаскин , — что Он (Святой Дух) нам дан и явлен через Сына». Тот, кто верует во Христа и исповедует Его своим Спасителем, сподобляется благодати Святого Духа, отрешается грешной жизни ветхого человека и становится «новым творением» и наследником вечной жизни. Он (Отец) спас нас не по делам праведности… а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излиял на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (Тит. 3:5–7). Святой Дух — Бог истинный и совершенный, по существу неразделен с Отцом и Сыном, поэтому Ему подобает такое же поклонение и прославление, какое мы воздаем Отцу и Сыну. Это выражают слова: «со Отцем и Сыном спокланяема и сславима».

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Пришедший для спасения нашего рода справедливо назван «Иисусом», ибо имя сие в переводе на греческий язык означает «спасение от Бога». Иисус, по толкованию, — значит Спаситель, потому что и спасение называется «иао». «Он будет, — говорит, — велик и наречется Сыном Всевышнего». Велик был и Иоанн, но еще не был и сыном Всевышнего, а Спаситель — велик по Своему учению и — «Сын Всевышнего» тоже по учению, ибо Он учил как Имеющий власть, и по совершению дивных чудес. Называется Сыном Всевышнего видимый Человек: ибо так как Лицо было одно, то поистине был Сыном Всевышнего Человек, Сын Девы. Слово было Сыном Всевышнего и прежде веков, но не называлось так и не было известно; когда же воплотилось и явилось во плоти, тогда и назван Сыном Всевышнего Видимый и Творящий чудеса. Слыша о «престоле Давида», не подумай о царстве чувственном, но разумей о Божественном, которым Он воцарился над всеми народами Божественной проповедью. «Дом Иакова» суть уверовавшие как из евреев, так точно и из других народов, ибо таковые собственно суть Иаков и Израиль. Как же говорится, что Он воссел на престоле Давидовом? Слушай. Давид был меньший между братьями своими; и Господь был в презрении и поношении как любящий есть и пить вино, и сын плотника, и в бесчестии даже у Своих братьев, сыновей Иосифовых. «Ибо и братья Его, — сказано, — не веровали в Него» (Ин. 7, 5). Давид, несмотря на благотворительность, был гоним; и на Господа, творящего чудеса, клеветали и бросали камни. Давид победил и воцарился кротостью; и Господь воцарился, приняв крест по кротости. Итак, видишь ли, в каком смысле говорится, что Он воссел на престоле Давидовом? Как Давид принял чувственное царство, так Господь принял духовное царствование, которому «не будет конца». Ибо царствованию Христову, то есть богопознанию и христианству, не будет конца. Ибо мы и в гонении сияем благодатью Христовой.     Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вот святое Евангелие показывает, что Христос есть Слово Бога Отца и Творец и Создатель всех видимых и невидимых созданий, что Он— свет и живот человекам, верующим в Него, что пришел уже в мир, и облекся в плоть человеческую, ел и пил с людьми и был совершенным человеком. И это—действительно, а не по привидению, как лжесловят некоторые еретики. Теперь рассмотрим и то, что святое Евангелие называет Его Сыном Божиим, и что правильно ли мы, христиане, исповедуем и именуем Его Сыном Божиим?— Что Он правильно и преподобно именуется Сыном Божиим, явствует из того, что сам Бог Отец, в святых Евангелиях, именует Его Сыном Своим возлюбленным, и свидетельствует это о Нем свыше гласом, который был слышан, когда Он крестился во Иордане реке от Иоанна Предтечи, и вторично, когда преобразился пред учениками Своими на горе Фаворской, когда слышан был с неба глас Божий, говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте. Если же святое Евангелие показывает, что Бог Отец именует Христа Сыном Своим возлюбленным, то почему вы, агаряне, отрицаетесь сыновства и Божества Его, укоряете нас, исповедующих Его Сыном Божиим и Богом? Если признаете святое Евангелие правильным и истинным, то верьте и вы, и с нами исповедуйте, что Христос воистину и действительно есть Сын Божий. Имея такое свидетельство Самого Бога Отца, сшедшее с неба, мы христиане, веруя свидетельству Бога Отца, хорошо и правильно исповедуем Христа Сыном Божиим, а не рабом и не простым человеком, как вы называете его и этим оказываетесь Его досадителями. Услышим еще и другое евангельское свидетельство и доказательство о Христе, что Он, действительно, есть Сын Божий. Князь некоторый иудейский, по имени Никодим, пришел ночью ко Христу, желая услышать от Него какое либо высокое и дивное учение. Ему Христос так ответил: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. И далее: Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Учение Сторожевой Башни. Ин.3:16 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в Него веру, не погиб, но имел вечную жизнь» (курсив автора). В каком смысле Иисус является «Единородным» Сыном Бога? Книга «Объединены в поклонении единому истинному Богу» утверждает, что Иисус «был единородным Сыном, единственным, которого создал Сам Бог. Все другое на небе и на земле было создано через этого любимого первородного Сына» 272 (курсив автора). Брошюра «Следует ли верить в Троицу?» указывает читателю, что в Послании к Евр.11:17 Исаак назван «единородным» сыном Авраама. Далее следует комментарий: «Нет никаких сомнений в том, что Исаак был единородным в прямом смысле этого слова» 273 . Применительно к Иисусу Христу это слово употребляется в том же смысле: «Всемогущего Бога можно по праву назвать Давшим Жизнь, или Отцом, в том же смысле, в каком так называют земного отца, например, Авраама, который дал жизнь сыну» 274 . Из этого стиха Общество Сторожевой Башни делает вывод, что «выражение „Сын Божий» относится к Иисусу как к отдельной сотворенной личности, а не как к части Троицы. Будучи Сыном Бога, Иисус не мог быть самим Богом» 275 . Таким образом, «Бог старший. Иисус младший – по времени, положению, силе и знаниям» 276 . Библейское учение. Сначала давайте рассмотрим последний аргумент Сторожевой Башни. Прежде всего необходимо отметить, что Исаак не был «единородным» сыном Авраама уже потому, что был не единственным. У Авраама было несколько сыновей, в том числе Измаил, родившийся раньше Исаака. Из общего контекста Писания очевидно, что Исаак назван «единородным» в том смысле, что он был уникальным сыном Авраама 277 . Спросите: Поскольку у Авраама были и другие сыновья, – а значит, Исаак не был в буквальном понимании его «единородным» сыном, – в каком смысле Писание называет Исаака «единородным»? Разве из контекста не очевидно, что Исаак назван «единородным» (т.е. уникальным) потому, что через Исаака и его потомство должен был исполниться Божий замысел?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Х., согласно каноническим Евангелиям Уже в 1-м стихе родословия И. Х, к-рым евангелист Матфей предваряет рассказ о рождении Богомладенца, И. Х. назван «Сыном Давидовым, Сыном Авраамовым», что указывает на Его мессианское достоинство (Мф 1. 18-25). Родословие по Евангелию от Луки призвано подтвердить Богосыновство Иисуса, Которого считали сыном Иосифа (Лк 3. 23). (См. ст. Родословие Иисуса Христа .) Древо Иесеево (Родословие Иисуса Христа). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГТГ) Древо Иесеево (Родословие Иисуса Христа). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГТГ) Согласно Евангелию от Луки, рождение И. Х. предсказано арх. Гавриилом , посланным Богом к Пресв. Деве Марии (см. Богородица ) в галилейский г. Назарет (Лк 1. 26-38) и возвестившим Ей радостную весть о скором рождении Сына. Младенец наречен именем Иисус (  , от   - помогать, спасать), в к-ром уже указано на Богосыновство и мессианское достоинство: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1. 32-33). На вопрос Марии, как возможно это при Ее девственном образе жизни, ангел отвечает, что это произойдет чудесным образом: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Будучи послушна воле Божией, Мария смиренно произносит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». (См. ст. Благовещение Пресв. Богородицы .) Тайну девственного Рождения ангел открывает во сне прав. Иосифу Обручнику (Мф 1. 20-23); имя Младенца свидетельствует о предстоящем Ему служении - «ибо Он спасет людей Своих от грехов их»,- к-рое станет исполнением предреченного Исаией : «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1. 23; ср.: Ис 7. 14). (См. также раздел о евангельских повествованиях в ст. Рождество Христово .) О спасении, дарованном Богом через Иисуса Христа, еще до рождения Богомладенца свидетельствует прор. Захария , отец Иоанна Крестителя: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» (Лк 1.

http://pravenc.ru/text/293939.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010