Ибо хотя Он соделался человеком, но человечество в Нем не имеет отдельного бытия и не составляет особого лица, которое бы могло быть усыновлено, а напротив, человечество воспринято в Нем Божеством в совершенное и нераздельное единство Его Божеской Ипостаси, так что Он и теперь пребывает единым, нисколько не изменившимся Божеским Лицом, каким был от века. Следовательно, если Он от века был и именовался Сыном Бога Отца, собственно как Лицо, а не по естеству, общему для всех трех Лиц Божества: то и теперь, при двух естествах, ипостасно соединившихся в Нем, Он остается там же Сыном Божиим, и, след., Сыном истинным, естественным, а не усыновленным. Истина, весьма известная: 1) Из св. Писания. Здесь Бог Слово, и по воплощении, называется: а) Сыном Божиим единородным: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу его, славу яко единороднаго от Отца ( Иоан. 1, 14 ); тако возлюби Бог мip, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3, 16 ); б) Сыном Божиим истинным: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе ( Иоан. 5, 20 ); в) Сыном Божиим собственным, а не усыновленным: Бог, говорит Апостол, своего ( το δου, т. е. собственного) Сына не пощаде, но за нас всех предал есть его ( Рим. 8, 32 ). Все эти места, как показывает самое их содержание, относятся к Иисусу Христу – Богочеловеку. 2) Из учения вселенской Церкви. Так, в догмате четвертого вселенского Собора она научает нас исповедывать «единого и тогожде Христа, Сына, Господа, единородного…, не на два лица разделяемого или рассекаемого, но единого и тогожде Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле пророцы о Нем, и якоже сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам символ Отец наших». И еще прежде Отцы третьего вселенского Собора утвердили следующее исповедание, заимствованное из писаний св. Афанасия великого : «исповедуем Его (Иисуса Христа) Сыном Божиим и Богом по Божескому естеству ( κατ πνεμα), и сыном человеческим по плоти…; не двух сынов, одного истинного и достопоклоняемого Сына Божия, а другого, родившегося от Марии, человека не достопоклоняемого, и только по благодати, подобно нам, усыновленного Богу, – но единого Сына, сущего от Бога, как сказано, единого Сына Божия и Бога, Того самого, который напоследок дней по плоти родился от Марии… ибо Тот, кто родился от Марии, есть истинный Сын Божий и Бог по естеству» 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В состав Никольского прихода входят: с. Макшеево с 40 двор. (название этого села, напоминающее Мокшань - Мордовское племя, населявшее некогда восточный край Рязанской области, Макшеевцы производят от Мокши - атамана разбойников, грабивших на большой дороге, проходившей из Касимова на Коломну, пристанищем для которых служило дупло громадной липы, из которой потом сделана была и резная икона Св. Николая), дер. Михеево (в 1 вер.) с 29 дв., упоминаемая в писц. кн. 1578 г. и состоявшая «за Иваном Володимеровым сыном Прямоглядовым, а преж того - за Вясильем Петровым сыном, Полтиным», дер. Сельниково (в 5 вер.) с 58 дв., состоявшая в конце XVII ст. за стольником Иваном Андреевичей Бутурлиным, дер. Нестерово (в 3 вер.) с 42 дв., состоявшая в том же столетии за подьячим Разряднаго Приказа Иваном Никитиным Наумовым, дер. Афанасьево (в 2 вер.) с 51 дв., состоявшая в XVI ст. «за Григорьем Ивановым сыном Змеева, а преж того в поместье за Володимером Андреевым сыном Ларионова», дер. Андреевка (в 2 вер.) с 40 дв., состоявшая в XVII ст. за «Клементием Якимовым сыном Сергеева и за Тимофеев Васильевым сыном Муромцова», дер. Русиново (в 2 вер.) с 31 дв., писанная в XVII ст. за «Федором Ивановым сыном Муромцова», дер. Надеево (в 5 вер.) с 17 дв., бывшая в том же столетии «вотчиною Живоначальные Троицы Сергиева монастыря», Угорная слобода (в 6 вер.) с 31 дв., состоявшая за «Семеном Семеновым, сыном Муромцова», дер. Сурино (в 6 вер.) с 30 дв. и дер. Комлево (в 4 вер.) с 30 дв., в коих числится м. п. 1360, ж. п. 1311, в том числе раскольников в 94 дворах м. п. 324, ж. п. 363. Школы находятся в с. Макшееве и дер. Михеевой. В причте при Никольской церкви по штату 1885 г. состоят: священник, диакон и псаломщик. Со слов старожилов Макшеево стало известно, что храм был очень красивый, вокруг росли липы, по периметру кирпичная ограда с ажурной металлической решеткой. С восточной стороны в церковной ограде была устроена часовня. Окна храма были украшены мозаикой. На колокольню был отдельный вход. Говорят, ступеньки на колокольню были очень крутые...

http://sobory.ru/article/?object=46872

36 . За поваром за Третьяком Дмитриевым сыном Пулова, да за Захарьинскою женою Сычова за Ографеною дочерью Листлина в вотчине пол деревни Костина. 37 . За Федором Ивановым сыном Тушина, старая, отца его, вотчина деревня Юркина, а Манаково тожь на реке на Всходне. 38 . За Алексеем Ивановым сыном Уполоцкого 3 чет. села Уполовы на реке Москве, а 3 чет. того села за конюхом Осипом Мосеевым сыном Рязанцева. 39 . За Подьячим Иваном Васильевым сыном Микулина по купчей, что было прежде того за Булгаком Володимеровым сыном Сабурова, за Извеком Васильевым сыном Грибанова, пустошь, что была деревня Коковицыно, да еще 4 пустоши. 40 . За Иваном Ивановым сыном Завесина Елизарова, да за его детьми Книжалком, Тимошкою и Гавриком, в вотчнне жь сельцо Жегалово на р. Клязме, да 5 пустошей. 41 . За старицею за Офонасьевою Рожновою Вознесенского монастыря, старая, мужа ее, вотчина Ивана Рожнова, да за ее внуком Князем Дмитрием Мещерским, сельцо Небогатое на речке Каменке, да три пустоши. 42 . За Тимофеем, за Андреем и за Иваном Рюмиными детьми Сабурова, старая, отца их, вотчина пустошь, что была деревня Кузьмодемьянова, да другая пустошь. г) Монастырские земли: 1 . Вознесенского монастыря, что на Москве, у Флоровых ворот село Олексино на речке на Доренке, а в нем церковь Вознесение Христово древяна клетцки, деревня Подпарино на речке на Доренке, деревня Тупицына пуста, на речке на Доренке, деревня Курилкова, Сидорова, Олешкова, Палкина, Вороново, Бородино, Болотьево, Михалково, Кишкино, Мелехово Фалково, Ошилово, Мосейкино, Одоевцово на речке на Песочне, Логуново, Подосеново, Таргирово, Вознесенского жь монастыря село Еремеево на речке на Доренке, в нем храм Николай Чудотворец, древяна клетцки, дер. Олисавино Вознесенского жь монастыря, что было прежде того за Князем Никитою Федоровым Прозоровским в вотчине сельцо Короваево на речке Всходне, деревня Подсосенья на речке Всходне, сельцо Верескино на речке Всходне, да 32 пустоши, да три селища. 2 . Троицы Сергиева монастыря село Нахабино на речке на Нахабенке, а в нем церковь Покров Святой Богородицы, древяна клетцки; деревня Микишино, Акишево, а Офимьино тожь, на речке Нахабенке, деревня Ефимьево, Лучино на речке на Гризиной, деревня Демидова, Сидорова. Троицы же Сергиева монастыря Федоровские вотчины Иванова сына Хобарова: сельцо Никоново, а Никольское тожь, на речке на Всходне, сельцо Тушино на речке на Всходне, да Семеновские вотчины Нагово, деревня Наумова, на речке на Всходне. Монастырь особный на речке на Всходне, а на монастыре церковь камена Преображение Спасово, да церковь каменная жь Ондрея Стратилата да 69 пустошей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Кто же из православных не велит Иисуса Христа именовать Сыном Божьим? И для чего ваши учители ни имён запрещающих, ни же когда, или где, ни же каким образом не велено, означить не хотели? Сие глубокое нужных обстоятельств молчание обыкновенную подлинно ложь и жестокое поношение являет. Всяк же о сем известнейшим быть может или вопрошая православных Христиан, или входя в их храмы, где и в исповедании веры, то есть, в символе, и в чтениях и молитвах, и в пениях и в проповедях услышит, что Иисус Христос Сыном Божиим и Богом именуется. Мы же пред Богом и единородным его Сыном Господом нашим Иисусом Христом и избранными Ангелами свидетельствуем: 1) что всяк, кто Иисуса Христа Сыном Божиим именовать или не хочет, или другим не велит, тот всю Христианскую веру отвергает, которая основана на камне исповедания блаженного Петра: «ты еси Христос, Сын Бога живого» 265 . 2) Что никто из православных Христиан ни вам, ни другим Иисуса именовать Сыном Божиим не запрещал, ни запрещает, ни же запрещать будет. 3) Что все мы, православные Христиане, и сердцем веруем, и устами исповедуем, яко Иисус Христос есть Сын Божий, и проповедуем, и в молениях, как истинного Сына Божия и Бога истинного именуем и призываем. Между прочими же молитвами и сию обыкновенно говорим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас: и, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Примечать же надлежит, что православные Иисуса Христа Богом и Сыном Божиим быти и веруют, и нарицают. Арий же Иисуса Сыном Божиим называл, но Богом нарицать не хотел, поелику верил, что он не Бог по естеству, Отцу не единосущен, но по благодати Божественной Сын Божий есть. Из чего явствует, что Иисуса нарицая Богом, яснее Божество его проповедуем, нежели именуя его Сыном Божиим. Означаемые книги мы имеем, и в церкви читаем 266 . А как сие не неизвестно было и сочинителям предложенной челобитной, то подлинно великий и непростительный соделали они грех , сими вопросами православных понося, души простых и невежд прельщая, и сердца их от общения святой матери церкви отчуждая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

100 О подобной молитве см. также 9.26–29; Прав., 2.10; Собесед., 3.7; 4.2; 4.5; 4.19; 6.10; 9.14–15; 10.10–11; 12.12; 19.4–6. Вообще преподобный Иоанн в своих сочинениях очень большое место уделяет молитве (см. особенно Собесед., lib. 9–10; Прав., lib. 2–3). Он говорит даже о необходимости для подвижника стяжать непрестанную молитву через повторение в сердце одних и тех же слов, подобных позднейшей молитве Иисусовой: “Для приобретения непрестанной памяти о Боге предлагается [некоторыми древними Отцами] такое правило благочестия: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися” (Пс 69:2; Собесед., 10.10; см. Stewart C. Указ. соч. P. 100–113). 101 См. Собесед., 3.7; 19.4–5; также умоисступление (excessusmentis, см. Прав., II.10; Собесед., 6.10; 9.31; 10.10; 19.4); исступление сердца (cordisexcessus, см. Собесед., 10.11; 12.12); исступление духа (excessusspiritus, см. Собесед., 4.5). В этом учение Кассиана резко отличается от учения Оригена и Евагрия, мистика которых не выходит за пределы “знания” ( gnosij). См. Olphe-Galliard M. Указ. соч. Col. 259–266. 104 См. Собесед., 3.7; 4.5; 6.10; 9.14–15; 9.25; 10.10; 19.4–5. Преподобный Иоанн замечает, что мыслящие способности нашего бессмертного духа, несущего в себе образ и подобие Божие, после разлучения его с плотью не только не пропадают, но, наоборот, еще более улучшаются, очищаются и утончаются (Собесед., 1.14). 105 См. Прав., 2.10; Собесед., 9.15; 9.26–28; 10.11; 12.12. См. также Stewart C. Указ. соч. P. 117. 106 Преподобный Иоанн замечает, что этот момент молитвенного исступления бывает в жизни подвижника очень редко (см. Собесед., 9.25, 10.10) и, за небольшими исключениями (см. Собесед., 19.4), длится лишь краткое мгновение (см. Собесед., 9.25). 107 Эти слова преподобный Иоанн приписывает преподобному Антонию Великому, хотя они более нигде не засвидетельствованы. Ср. подобную мысль у Евагрия (De oratione, 120; ср. Schol. in Ps 126:2//PG 12, 1644A). 109 Более того, по мнению преподобного Иоанна, после достижения возвышенного созерцательного состояния, по домостроительству и попущению Господа, человек может впадать в противоположное настроение печали, уныния, беспокойства, подавленности. Это означает, что подвижник ненадолго оставляется Богом для того, чтобы осознать слабость своего духа и смириться, или для того, чтобы были испытаны твердость и постоянство его духа (Собесед., 4.4). Эту тему “отступления”, “отбрасывания назад” в процессе созерцания впоследствии будет развивать святитель Григорий Великий.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

Невельский Федор Семенович, литвин, 1570 (1578? – С. В.) г., Арзамас [см. Кормач] Невер, Неверов : Невер Бармин [см. Барма], дворянин митрополита Алексея, середина XIV в.; Истома [см. Истома] Демидов-Неверов, подьячий, 1569 г.: Невер Григорьевич Апраксин [см. Апраксины-Вердеревские]; Невер Тимохин Заворов, 1545 г., Новгород; Михаил Неверов, дьяк царя Михаила [см. Куткин] Невея Федор Иванович Мякинин [см. Мякинин], 1539 г., Новгород; у него брат по прозвищу Ших [см. Ших], что значит отсев при веянии хлеба на ветру Невзор, Невзоров : Невзор Григорьевич Арцыбашев [см. Арцыбашевы], 1550 г.; Невзор Злобин Чеглоков [см. Злоба, Чеглок], 1557 г.; Афанасий Невзоров, подьячий, 1543 г.; Невзор Выповский [см. Выповский], первая половина XVI в. [см. Белава, Сулеш] Невзорневзрачный Неврюй, Неврюев : Михаил Игнатьевич Неврюй Коржавин [см. Коржава], 1525 г.; Иван Михайлович Неврюев, 1571 г., Углич Неврюй – собственное имя (татар.); ср. невря – правдивый Невылаз Иван, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Негодяй, Негодяев : Негодяй, крестьянин, 1501 г., Ростов; Верига Негодяев [см. Верига], судья, 1550 (1553? – С. В.) г., Рязань; Калина [см. Калина] Негодяй Сергеев, холоп, 1594 г., Новгород; Иван Негодяев, холоп, 1602 (1604? – С. В.) г., Новгород [см. Ванчугов, Лугвеневы, Семушкин] Негоновский Меныпик Федорович, умер в 1578 г., Торжок; Негоновские, помещики, XVI–XVII вв., Новгород [см. Светлый] Негубко Васильев, портной, 1597 г., Устюжна Негунай Иван, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Недаш : кн. Недаш Иванович Звенигородский, середина XVI в.; его отец имел прозвище Адат [см. Адаш], а дед – Иван Барат [см. Бараш]; Недаш Степанович Тутолмин [см. Тутолмин], 1556 г. Неделя Иванович Буйков [см. Бунко], 1545 г., Новгород Неделянедельный день, воскресенье Недобрый Ушаков Айгустов [см. Ушак, Айгустовы], 1555 г., Переяславль; Недобровы, XVI–XVII вв., Алексинский уезд Недовесков Семен Борисович, 1578 г., Москва Недомолва , крестьянин, 1495 г., Новгород Недомолванедосказ, описка Недопузин Кузьма, дьячок, конец XV в., Кашин

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иоанн бар Масой Йездигерд I, шаханшах Йездигерд II, шаханшах Йешу бар Шушан – см. Иоанн X, сир. патриарх Йешу из Иннйва, корреспондент Георгия, епископа арабов (VII в.) Йешу Стилит (Иисус Столпник), в т. ч. Псевдо (VIII в.) Йешу, еп. Неджрана (VII в.) Йоханнан – см. Иоанн Йусуф ибн Умар ат-Такафи Йуханна ибн Масавайхи – см. Иоанн бар Масой Кавад I, шаханшах Каин Каландион – см. Иоанн III, патриарх Антиохийский Каппадокийские отцы – см. Василий Великий , Григорий Назианзин , Григорий Нисский Кардаг (Map Кардаг) (VII в.) Карпиан, адресат послания Евсевия Кесарийского Кевани – см. Феодор бар Кони Келестин, папа Римский Кийоре – см. Кир ал-Кинди, Абд аль-Масих (нач. IX в.) Киприан и Юста, св. Кир (Кийоре), глава Эдесской школы (437) Кир (Курра), en. Эдессы (V в.) Кир, ученик Фомы Эдесского (VI в.) Кириак, еп. Амиды Кириак и Иулитта, св. Кирилл Александрийский Кирилл Иерусалимский Кириллона (IV в.) Кисвай, врач Клавдий, император Клеопа Климент Анкирский Климент Римский Климент Римский , Псевдо Климент, Псевдо, автор Восьмикнижия Константин Великий , император Констанций II, император Косма и Дамиан, св. Крескент, св. Куми (или Кумай), переводчик Аристотеля (V в.) Курра – см. Кир Лев I Великий, папа Римский Лев Синкелл Левкий, Фирс и Каллиник, св. Леонтий из Неаполя Кипрского Леонтий и Публий, св. Лийута, отец Маруты Лот Лука, апостол– см. Мученичество апостола Луки Лукиан, греч. писатель Лукиан и Маркиан, св. Маана Маврикий, император Маздай, царь Макарий Египетский (Великий) Македоний, еретик Македоний II, патриарх Константинопольский Макин – см. Георгий аль-Макин Маккавеи, иудейская династия Маккиха II, католикос Востока (1257−1265) Максим Исповедник Максимиан, император Малахия – см. также Книга пророка Малахии Маммант Каппадокийский, мученик аль-Мансур, халиф Map Ава – см. Ава Map Авдишо – см. Авдишо Map Афрем – см. Ефрем Сирин Map Аха – см. Аха Map Дадишо – см. Дадишо Map Евгений – см. Евгений Map Йаккира – см. Йаккира Map Кардаг – см. Кардаг Map Кириак – см. Кириак Map Папа – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Из письма папы Климента IV 1265 г. (CDS. 1907. Т. 5. P. 342). См.: Starine. Zagreb, 1875. Vol. 7. S. 55. Здесь и далее при анализе переписки между папским престолом и Болгарией в начале XIII в. автор опирается на итоги исследования этого источника, предпринятого В. Н. Златарским (Златарский В. Н. История на българската държава. 1972. Т. 3. С. 150–211). Основные выводы этой работы имеют значение и в настоящее время. См.: Латински извори за българската история. София, 1965. Т. 3. С. 319 (далее: ЛИБИ). См.: ЛИБИ. С. 314–315. См.: Norden W. Das Papstum und Byzanz. Berlin, 1903. S. 186–201; Gill J. Byzantium and the Papacy (1198–1400). New Brunswick (N. Y.), 1979. P. 31–32. См.: ЛИБИ. С. 327–329. См. там же. С. 334–335. См. там же. С. 309. Там же. С. 360. Там же. С. 320. См. там же. С. 339. См. там же. С. 327. Соответствующие сопоставления см.: Gill J. Byzantium and the Рарасу. P. 260. См.: ЛИБИ. С. 321, 328, ср.: С. 337. См. там же. С. 344. В одном из документов этого времени приводится заявление короля Уроша, что «ни господин папа, ни Римская Церковь не имеют никакой власти в его королевстве, так как он имеет в королевстве своего папу» (dominus papa пес Ecclesia Romana nullam potestatem habit in suo regno, cum habet im regno suo papam), т. е. своего архиепископа.— Цит. по: С. Борба... С. 147. См.: ЛИБИ. С. 344. См. там же. С. 337, 340 и др. Письмо папы Иннокентия III болгарскому царю Калояну относительно легата Доминика см. там же. С. 314. См. там же. С. 360–361. Обзор имеющихся точек зрения см.: Данчева-Василева А. България, папството и западноевропейската политика през първата половина на XIII в.//Из политическата история на България. София, 1985. С. 195–196. См. там же. С. 196. См.: Acta Innocentii III (1198–1216)/Ed. Th. Haluscinsky. Romae, 1944. P. 442–444. Об этом эпизоде см.: Васильевский В. Г. Обновление болгарского патриаршества при царе Иване Асене II//Журнал Министерства народного просвещения. 1885. Март. С. 15 (далее: ЖМНП). См.: Попруженко М. Г. Синодик царя Борила. София, 1928. С. 79–80.

http://sedmitza.ru/lib/text/442946/

224 Имя Гиезий означает “долина видения”. После известных событий Гиезия с Нееманом мы видим его при дворе царя Иорама повествующим о чудесах пророка Елисея (IV Цар. 8, 5–6). 225 Имя Ииуй означает “Господь есть Он”. Он был сыном Иосафата, внук Намессиев, десятый царь Израильский, родоначальник пятой династии. По смерти он был погребен в Самарии. Имя Ииуя встречается на многих древних Ассирийских памятниках и, между прочим, на черном обелиске, находящемся ныне в Британском музее. 226 Имя Иоахаз означает “которого укрепляет Бог”. Иоахаз был сыном Ииуя. Он наследовал престол в 856 году до Р.Х. Был идолопоклонником и упорствовал в нем до своей смерти. 227 Имя Иоас означает “Бог подпора”. Иоас был двенадцатым царем Израильским, сыном Иоахаза, внуком Ииуя. Был чуть менее нечестив, чем большая часть царей Израильских. По свидетельству Иосифа Флавия он был даже добрый человек и в своих действиях не походил на отца. После шестнадцатилетнего царствования (841 – 825 гг. до Р.Х.) Иоас умер и погребен в Самарии в гробницах царей Израильских. 228 Имя Иеровоам означает “народ умножается”. Иеровоам II, царь Израильский, был сыном Иоаса и правнуком Ииуя. Правил с 835 по 794 года до Р.Х. Его царствование продолжалось 41 год. Это был предпоследний царь Израильский. 229 Пророк Иона был сыном Амафия из Гафхефера. Он принадлежал к колену Завулонову. Одно из Иудейских преданий говорит, что Иона был сыном вдовы Сарептской, которого чудесно воскресил пророк Илия. На пути от Бейрута (Ливан) к Сидону (Финикия) указывают могилу пророка. На пророка Иону указывает Сам Господь наш Иисус Христос в следующих словах: “Ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи” ( Мф. 12, 39–41 ). И еще: “Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка” ( Мф. 16, 4 ; Лк. 11, 29–32 ). Память святого пророка Ионы празднуется Церковью 22 сентября (5 октября). 230 Имя Захария означает “воспомянутый Господом”. Захария был сыном Иеровоама II. После своего шестимесячного царствования был убит Селлумом, сыном Иависа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Еще некоторые предполагали, что Матфей привел предков по плоти, а Лука – по духу, то есть праведников, которые названы праотцами [Христа] по подобию в добродетели. Так, они говорят, что не должно думать, будто бы Иосиф, как говорит Лука, был сыном Илиевым, но что ко времени пришествия Христа из рода Давида произошли и Илий, и Иосиф, хотя и по-разному. Поэтому о Христе сказано, что Он был, как думали, сыном Иосифа, а еще – сыном Илиевым, как если бы [евангелист] имел в виду, что Христос, будучи сыном Иосифа, мог бы быть назван как сыном Илиевым, так и всех тех, кто произошел от Давида, поскольку, по словам апостола, «от них», то есть от евреев, «Христос по плоти» ( Рим. 9, 5 ). Августин, со своей стороны, приводит три варианта ответа, и говорит, что «евангелисты могли руководствоваться одним из трех соображений. Так, в то время как один евангелист упомянул того отца Иосифа, от которого тот был рожден, другой сообщил то ли о его деде по материнской линии, то ли о каком-то ином более позднем предке. Или же один был естественным отцом Иосифа, а другой – усыновившим его отцом. А еще у евреев был такой обычай: если кто-либо умирал, не оставив потомства, то на его вдове женился один из его близких родственников и родившийся от их брака сын считался сыном умершего», что, по словам Августина, было своего рода законным усыновлением. Последнее из указанных соображений представляется наиболее правильным, поскольку его же приводит в своем комментарии к [евангелию от Матфея] ( Мф. 1,16 ) Иероним, и Евсевий Кесарийский в своей истории Церкви говорит, что так утверждал историк Африкан. Упомянутые авторы пишут, что Матфан и Мелхия в разное время родили сына от одной и той же жены по имени Есфа. Матфан, чей род восходил к Соломону, женился на ней первым и умер, оставив одного сына, имя которому было Иаков. После же его смерти, коль скоро по закону вдова имела право на повторное супружество, она вышла замуж за Мелхию, который происходил из того же колена, что и Матфан, хотя и не принадлежал к его семейству, и родила ему сына, которого назвали Илий, так что Иаков и Илий были единоутробными братьями, рожденными от разных отцов. Затем одни из них, Иаков, следуя предписанию закона, женился на вдове умершего бездетным Илии и родил сына Иосифа, который по естеству был его собственным сыном, а по закону считался сыном Илиевым. Поэтому Матфей говорит: «Иаков родил Иосифа», а Лука, который приводит законное родословие, о рождении умалчивает

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010