Вообще в Новом Завете название христиане встречается только два раза, и то как название вне Церкви употреблявшееся. Кто же стал нас так называть? Вряд ли, что сами последователи Христа, для них были привычны и ближе другие названия, зачем же их было менять. Иудеи также не могли назвать этим словом исповедников новой веры, так как Христос (Мессия) для них было священным именем, но таковым нашего Господа они не признавали. А последователей Иисуса Христа они пренебрежительно называли назарянами или галилеянами, вкладывая в эти названия дурной, насмешливый смысл. Поэтому можно утверждать, как, кстати, предполагают многие толкователи и исследователи, высоким званием христиан мы, братья и сестры, обязаны язычникам Антиохии, которые не знали догматического религиозно-исторического значения слова «Христос» и приняли его за имя собственное, образовав из него название всех верных Спасителю учеников. В то время вообще имелась такая тенденция — называть последователей по имени: сочувствовавшие Помпею назывались помпеянами, Ироду — иродианами, Цезарю — цезарианами. Соответственно, Христу — христианами. Однако, несмотря на видимую случайность такого названия, это слово имело и имеет очень важное значение, ведь оно подразумевает всех исповедников христианской веры, вне зависимости от происхождения и мест проживания — как из иудеев, так и из язычников, познавших и принявших искренней душой слово Божие. Вот почему мы всегда должны с благодарностью вспоминать последователей Христа из язычников в Антиохии, по милости Божией возвеличивших нас таким наименованием. Только скажем еще сегодня и о том, что сами мы обязаны так жить и веровать, чтобы быть достойными столь высокого звания. А это возможно только в том случае, если мы действительно возгреем в сердце своем любовь к Господу, осознаем всю полноту Его Искупительной Жертвы и обретем живым, осознанным видением Его присутствие среди нас, памятуя благословенные слова: се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Тот же, кто не хочет видеть Господа и отвергает Его, не способен ощутить благодатную помощь Божию, которая невидимо, но неразлучно пребывает с нами. Это должно стать нашим вдохновением, а также спасительной оградой от рабства греха. Если Бог с нами, то никакие злые силы не способны нас победить. Уповая на Господа, и сами будем деятельны, активны, милосердны. Святитель Феофан Затворник пишет: «Последняя цель человека — в Боге, в общении или живом единении с Богом. Созданный по образу и подобию Божию, человек по самой природе своей из Божеского рода. Только в Боге находит человек упокоение». Об этом откровении знали еще ветхозаветные пророки. Вспомним, как одухотворенно воспевает псалмопевец Давид, вещая избранным: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек ( Пс.72:25-26 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

«Воспоминайте же первыя дни ваша, в нихже просветившеся, мног подвиг подъясте страданий», «ово убо, поношеньми и скорбьми позор бывше, ово же, общницы бывше живущым тако»: «ибо узам моим спострадасте и разграбление имений ваших с радостию приясте, ведяще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее». Хочу, чтобы привели вы себе на память те славные подвиги. Ибо, как скоро прияли свет Боговедения, одержали вы победу во многих славных борьбах, то сами подвергаясь злословию и осмеянию и с великим благодушием лишаясь имущества, то пребывая в общении с терпящими это и всякого рода оказывая им услуги. Все же это делали с усердием, потому что имели упование обетованных на небесах благ. Потом Апостол продолжает увещание. Евр.10:35 .  Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. «Не отлагайте убо дерзновения вашего». Ибо вследствие победы приобрели вы великое дерзновение. Указывает же Апостол и на награды за подвиги. «Еже имать мздовоздаяние велико». Научает также, как можно получить сии награды. Евр.10:36 .  Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное. «Терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете» каждый «обетование». Ибо награда равномерна труду, по делу уделяется и воздаяние. И ободряя их, как слишком нерадивых, потому что нападения противников были жестоки, указывает Апостол на приближающегося Подвигоположника, Который в непродолжительное время даст и венцы. Евр.10:37 .  Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. «Еще бо мало елико елико, Грядый приидет и не укоснит». Владыка близко, говорит Апостол, придет весьма скоро и за труды вознаградит небесными благами. И поскольку, вероятно, некоторые сомневались в этом, то Апостол кстати присовокупил: Евр.10:38 .  Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. «А праведный от веры жив будет» ( Авв. 2, 4 ). Устами пророков, говорит он, сказал сие Бог. Почему и тогда, как имел еще силу закон, врачевство веры служило ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Восточно-христианская традиция воспринимает Красоту как одно из доказательств бытия Божия. По известной легенде последним аргументом для князя Владимира в выборе веры было свидетельство послов о небесной красоте Софии Константинопольской. Познание, как утверждал Аристотель, начинается с удивления. Так нередко познание Бога начинается с удивления красоте Божественного творения. «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне осознает это» ( Пс.138:14 ). Созерцание красоты открывает человеку тайну соотношения внешнего и внутреннего в этом мире. …Так что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н. Заболоцкий) Для христианского сознания красота не есть самоцель. Она лишь образ, знак, повод, один из путей, ведущих к Богу. Христианской эстетики в собственном смысле не существует, как не существует «христианской математики» или «христианской биологии». Однако для христианина ясно, что отвлеченная категория «прекрасного» (красоты) теряет свой смысл вне понятий «добро», «истина», «спасение». Все соединяется Богом в Боге и во имя Бога, остальное – без-образно. Остальное – и есть ад кромешный (кстати, русское слово «кромешный» и означает все то, что остается кроме, то есть вовне, в данном случае вне Бога). Поэтому так важно различать красоту внешнюю, ложную, и красоту истинную, внутреннюю. Истинная Красота – категория духовная, непреходящая, независимая от внешних меняющихся критериев, она нетленна и принадлежит иному миру, хотя и может проявляться в мире этом. Внешняя красота – преходяща, изменчива, это всего лишь внешняя красивость, привлекательность, прелесть (русское слово «прелесть» происходит от корня «лесть», что сродни лжи). Апостол Павел, руководствуясь библейским пониманием красоты, дает такой совет христианским женщинам: «да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» ( 1Петр.3:3-4 ).

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

Вот, кстати, что значит быть не в брачной одежде. Брачная одежда должна соответствовать браку. Так и мое отношение к братьям должно соответствовать отношению ко мне Господа и Царя моего Иисуса Христа, Который по Своей милости простил все мои грехи, весь мой неоплатный долг. И если я не в этой брачной одежде, то я ничего не понял в христианстве, и я чужой на брачном пире Сына Божьего. И вообще чувство христианина, это не чувство человека, честно зарабатывающего себе некое благо, но чувство неоплатного должника, которому не только простили безнадежный долг, но еще и, как дорогого гостя, пригласили на царский пир. Сердце должно переполняться радостью, благодарностью, и желанием облагодетельствовать всякого, кто попадется на пути. Спасающий Божий невод старается не упустить никого, в ком есть хоть искра жизни, и простирается до самого конца, даже в загробное существование, чтобы никто и никогда не мог сказать, что где-то есть предел Божией любви и милосердию. Вот Притча о богатом и Лазаре. Лк.16:19–31 Вернее, это даже не притча, а рассказ о действительном событии. Господь мог бы рассказать много подобного. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях», «и псы приходя лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач», и оказался «в аде», «в муках». Почему Лазарь наследовал блаженство? Не потому, что был бедным, но потому, что не роптал на судьбу, не желал ни передела собственности, ни раскулачивания жестокого богача. Не желал даже милостыни от него, потому что убедился, что это безнадежно. Он «желал» только совершенно реального для себя: «напитаться крошками, падающими со стола богача». А богач оказался «в муках» не потому что был богат, а потому что упорно не хотел считать Лазаря своим братом во Адаме. Единственно по любви к богатому, Бог попустил очень долго лежать Лазарю у ворот, чтобы самый его вид вызвал, наконец, сострадание. Но оказалось, что совесть у богача сожжена. Он считал совершенно естественным, что он ежедневно пиршествует, а рядом кто-то лежит в струпьях и не надеется даже на его милостыню. Он даже не распорядился прогнать его прочь, что хотя бы говорило о беспокойстве совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Вот эту власть сатана потерял. Дальше в Откровении, когда возвращаются к этому событию, которое произошло после смерти и воскресения Христа, употребляется такой образ «и был сатана скован на тысячу лет». Тысяча лет для евреев, вообще для людей того времени это максимальная цифра, которую они могли представить. Нет, это конечность. Но вот смотрите, давайте такое. Преподаватели математики среди вас есть, или математикой интересующиеся? Учились. Скажите: а какая цифра после триллиона идет? Но по большому счёту, больше триллиона мы себе цифры даже не представляем, потому что – ну а что это? А по большому счету сколько? Ну мы знаем сколько нулей в числе миллион шесть нулей, миллиард по-моему девять, двенадцать – а дальше? Наш мозг не оперирует такими цифрами – так они нам и не нужны, теряют смысл. Вот для людей того времени тысяча лет – это был вот такой вот потолок, потолок сознания. Естественно, цифры были придуманы, всё нормально, но так как не использовалось, поэтому тысяча это вот огромное число. Поэтому так и говорится, что «скован на тысячу лет», это означает, что он скован на какой-то большой, огромный промежуток времени. Сколько на самом деле этих лет – может быть, две тысячи, пять тысяч, десять тысяч. Но вот максимальное число, которое можно представить. Поэтому сатана теряет свою власть, он скован, потому что скован, здесь другой образ используется. Потому что мысль та возвращается: он сброшен на землю, теперь он не обвиняет верующих. В Книге Иова он на небесах, он обвиняет. Здесь он уже не может, он потерял такую власть. Почему? Потому что христиане очищены кровью Христовой. Кстати, но вот это вот падение дьявола на землю тоже не положительное, потому что теперь он на земле, теперь он действует на земле, и об этом будет сказано в следующей главе. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Вот этот клеветавший – это обвиняющий.

http://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html

Выше было сказано, что Бог решает когда, что и как подать человеку. Однако, многие люди крайне нетерпеливы в ожидании просимого. Господи, дай, и все тут! Мне надо! Для некоторых отсутствие ответа становится поводом для разочарования, ослабления молитвы, потери всякой надежды и даже отчаяния. Как нельзя кстати вспоминается история хананеянки, дочь которой исцелил Христос. Евангелист Матфей так повествует об этом событии: «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час» ( Мф.15:22-28 ). Тут мы видим, что Христос не сразу отвечает на просьбу женщины. Более того, сначала он даже и говорить с ней не хочет. Разве можно придумать более веский повод для обращения к Мессии, чем беснование дочери? Женщина знает, что Он может исцелить дочь, кричит Ему об этом, но Он молчит. Как это похоже на наши житейские ситуации, когда мы молимся и не получаем помощи от Бога! Даже на просьбу апостолов Христос отвечает отказом, уходя, казалось бы, в жесткий и даже жестокий формализм – «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но хананеянка не отступает, ее упорство достойно похвалы. Она вновь обращается к Спасителю – Господи, помоги мне! Здесь видим еще один для себя урок – терпение и упорство в молитве. Какова бы не была горестна и безотлагательна наша жизненная ситуация, и сколько бы обращения к Богу и святым оставались без ответа, мы не должны отчаиваться и ослабевать в молитве. Читая эти евангельские строки, видим, что Христос поступает жестко с женщиной, которая и без того находится в крайней степени отчаяния из-за беснования дочери. Кто-то и вовсе удивится – как же так, неужели это Христос, который учит любви к ближнему, вдруг называет псами целый народ, представительницей которого была эта несчастная? Однако, этим Спаситель указывает не на человеческие качества людей, а на их языческую сущность. Хананеяне были язычниками и поклонялись идолам, принося им в жертву даже собственных детей. Но эта женщина, язычница, проявляет невероятную веру и смирение, она не отступает от Христа с обидой, но с завидным упорством молит – «псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Вера, упорство и смирение дали плоды, Христос исцеляет ее дочь одним лишь словом.

http://azbyka.ru/pochemu-bog-ne-otvechae...

«Вяз» полагается для того, чтобы тот, кто видел человека, не могущего иметь плода духовных добродетелей, однако же поддерживающего тех, которые полны дарованиями духовными, и сам, по возможности, был полезен для жизни Святых щедростью, и подражанием приносил те грозды Небесных Благ, которых не может приносить рождением. «Буковое дерево» полагается для того, чтобы рассуждающий, что многие, находясь еще в незрелом возрасте, имеют зелень истинной веры, и сам стыдился быть неверующим. Итак, хорошо описанным выше деревам говорится: «дабы видели и знали, и обдумывали, и разумели». В этом месте, кстати, еще присовокупляется: «равно», потому что, когда в Св. Церкви различны нравы людей, различны и степени, тогда необходимо всем вместе учиться, если в ней вместе представляются для подражания духовные люди различного качества, возраста и степени. Но вот мы, желая указать на «вяз», долго блуждали по многим виноградникам. Итак, возвратимся к тому, для чего мы привели свидетельство Пророка. «Приемляй Пророка во имя Пророчо, мзду Пророчу приимет», потому что «вяз», хотя не имеет плода, однако же, поддерживая виноградную лозу с плодами, он сам усвояет себе то, что хорошо поддерживает в другом.    14. Но что Иоанн увещевает нас к великим подвигам, говоря: «сотворите же достойный плод покаяния» (Мф 3.8; Лк 3.8), и опять: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк 3.11), это уже ясно можно разуметь из того, что говорит Истина: «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11.12). Эти слова Верховной Премудрости нам должно рассмотреть с особенным тщанием. Ибо надобно спросить: каким образом Царство Небесное может быть взято силою? Потому что кто может делать насилие небу? И еще надобно спросить: если Царство Небесное можно взять насилием, то почему это насилие началось со дней Иоанна Крестителя, а не прежде? Но когда Закон гласит: если кто то или то сделает, смертью да умрет, тогда всем читающим ясно, что этот Закон поразил каждого грешника наказанием по своей строгости и не довел до жизни через Покаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Галина И. 25 декабря 2021, 17:12 Андрею, 24 декабря 2021. Любовь- нелюбовь здесь ни при чем. О. Димитрий говорит на духовные темы, и не просто так, от себя, а по Свящ. Писанию. Пр. Иоанн Креститель сказал об Иисусе Христе: " Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым " (Лк. 3,17; Мф 3,12). " И сказал Господь: Симон, Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя " (Лк 22,31-32). Сырые зерна пшеницы покрыты шелухой, и при встряхивании она отпадает. По толкованию св. отцов это означает, что при прохождении трудных испытаний и искушений вера у многих ослабевает, или ее вообще теряют и отходят от Церкви. НН 25 декабря 2021, 14:10 Андрей, Очень много хороших людей отпадают от Церкви, и вовсе не потому, что их Кто/кто-то не любит: просто этим людям не подходят условия и правила- и они уходят. Кстати, это гораздо честнее, чем некоторые напоказ верующие всеми силами пытаются приспособить Церковь под свои понятия о ней. Куда страшнее, когда в теле самой Церкви происходит замещение Её сути и традиций, устраивания " флешмобов " с крещением, приравнивание православия с диссидентством и тп. И вот такое становится нормальным, и такие люди постепенно занимают всё больше места в Церкви. А через какое-то время шелухой окажутся традиционные православные. Защиту и любовь почему-то получают предатели, а верные в сторонке постоят?... Галина И. 25 декабря 2021, 10:54 Спасибо! " Ветхозаветный закон был дан человеку, находящемуся «под клятвой», отлученному от полноты благодатного общения с Богом " . Вопрос: приобщился ли Саул благодати Божией и общению с Богом, ведь Сам Бог избрал его. Пророк Самуил сказал: " И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком. Когда эти знамения сбудутся с тобой, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог " . И " Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день " (1Цар 9,16-17; 6-7,9). Ясно, что Саул ожесточился, но ведь и в новозаветные времена столько избранных ожесточались! А разве у пророка Самуила не было полноты общения с Богом? Ведь Христос- " Сущий от начала " .

http://pravoslavie.ru/143600.html

Глава первая Гал.1:1 . Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, Тотчас же и отвергает, что он ученик людей. Ибо не люди, но свыше и от неба он призван, и не чрез человека, но чрез Самого Христа. Ибо хотя крестил его Анания, но не он призвал к вере, а с неба Христос. Почему же он не сказал: Павел призванный, но «апостол»? Потому что о том и была вся речь: говорили, что людьми он избран в апостолы. Против этого-то он и восстает, показывая, что это неверно. но Иисусом Христом и Богом Отцем, ( δια Ιησο Χριστο και θεο πατρς) воскресившим Его из мертвых, А книга Деяний говорит еще, что Духом он избран на апостольство ( Деян.13:2 ). Итак, ясно, что едина воля Сына, и Духа, и Отца. Заметь также то, что предлог «чрез» ( δια) относится и к слову «Отец», а Сын поименован первым, это ради еретиков, которые очень заняты были этим. Очень кстати упоминает о смерти и воскресении, чтобы убедить впредь не держаться закона, который ничего не принес для них, но Христа, за них умершего и воскресшего, и потому удаляться от такого Благодетеля есть великое неблагоразумие. Говорит же, что воскресил Его Отец, с одной стороны, по немощи слушателей, а с другой – потому, что все, что творит Сын, относится к Отцу. Ибо не бессилен был воскресить Себя Тот, Который даже уверовавшим в Него дал силу воскрешать мертвых посредством одной тени своих тел. Гал.1:2 . и все находящиеся со мною братия – Так как клеветали, что он один это проповедует, то показывает теперь, что и другие многие разделяют его мнение. церквам Галатийским: Обрати внимание на его негодование и скорбь. Не сказал ведь он: возлюбленным, освященным, или церквам Божиим, а просто «церквам Галатийским». А так как они разногласили между собой, то вполне справедливо называет их многими церквами, и вместе с тем, к пробуждению в них стыда, соединяет их в одно посредством этого имени (церкви). Ибо те, которые разногласят между собой во многом, не могут называться этим именем, которое означает согласие. Гал.1:3 . благодать вам и мир

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глубоко верующему христианину в этом смысле проще — он надеется на Бога, он уверен в Его любви, уверен, что в любой, самой ужасной ситуации Бог будет рядом, в сердце, что поддержит, не даст сломаться, направит ход событий так, что в итоге это послужит к пользе для души. Светский гуманист, агностик, на такую поддержку не рассчитывает (во всяком случае, на сознательном уровне). Но и он в какой-то мере способен владеть собой, не поддаться страхам и предчувствиям — если имеет внутренний стержень. И вот именно к этому, к внутреннему стержню, Окуджава далее и переходит: И все ж не Ему достаются права, и все же бессильны Его жернова: и ты на ногах остаешься, и, маленький, слабый, худой и больной, нет-нет да объедешь Его стороной, уйдешь от Него, увернешься. Оказывается, это самое Несчастье, будь оно рыцарем на коне или тучкой-птичкой — не всесильно. Если будешь сопротивляться, если не поддашься гипнозу зла, то имеешь реальный шанс увернуться. А кстати, о каких жерновах тут речь? Это просто образ некой бездушной силы, превращающей человека в пыль (в «лагерную пыль», как некогда цинично выразился нарком НКВД Лаврентий Берия)? Или тут возможны какие-то библейские отсылки? Опять же, мы не знаем и никогда не узнаем, вкладывал ли Окуджава в это слово какой-то дополнительный смысл. Но христианин, наверное, вспомнит из Евангелия от Матфея: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф 18:6). Если так, то жернова тут ассоциируются со злодеями-соблазнителями — то есть зло будет пытаться тебя соблазнить, сделать частью той же силы, но ты устоишь, увернешься. А можно вспомнить и образ из ветхозаветной книги Иова: Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов (Иов 41:16) — то есть увидеть здесь аллюзию на жестокость представителей этого самого Несчастья, чьими руками оно и предпочитает действовать. Читайте также: 50 великих стихотворений: Булат Окуджава. Почему мы исчезаем…

http://foma.ru/neschaste-bulata-okudzhav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010