Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Проповедь на понедельник 3й седмицы по Пасхе Май 8ое 2011 Проповедь на понедельник 3й седмицы по Пасхе Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В прошлый понедельник мы размышляли над евангельским чтением о первом чуде, которое совершил Господь Иисус Христос на свадебном пиршестве в Кане Галилейской, претворив воду в вино. Напомню, что инициатором того чуда явилась Матерь Божия. Тогда ко Христу еще никто не обращался, потому что Он только вышел на проповедь и не успел явить Себя миру, как чудотворец. Но ходатайство Божией Матери вносит коррективу в планы Спасителя. Он являет Свою Божественную силу и, как говорит евангелист Иоанн Богослов, уверовали в Него ученики Его после этого чуда. И, конечно, не только ученики. Несомненно, слуги, которые наливали в кувшины воду, а черпали оттуда уже прекрасное вино, которого у хозяев никогда не было, рассказали, кто повелел им наполнить кувшины водой, и что из этого получилось. Вести вообще очень быстро распространяются среди людей, и тем более вести, как бы мы сейчас сказали, сенсационные, когда произошло нечто, из ряда вон выходящее. И весть о чуде в Кане Галилейской быстро распространилась по всей Палестине. Что, кстати, видно уже из сегодняшнего евангельского чтения об исцелении сына царедворца. Спаситель вновь приходит в Кану Галилейскую и, как-то зная, что Он там, к Нему навстречу спешит царедворец из Капернаума. Царедворец – это придворный царя Ирода Антипы, видимо, высокопоставленный чиновник. Ирод Антипа это один из трех сыновей печально известного царя Ирода Великого. Ирод Антипа был правителем Галилеи. Территория Галилеи это северная область Палестины, она как раз включала в себя такие города, как Назарет, где Христос провел тридцать лет Своей жизни, Капернаум, Кана, Тивериада. Кстати, Тивериада, этот город Ирод Антипа и построил, и назвал его в честь императора Тиверия на берегу Галилейского моря, почему оно и стало называться озером Тивериадским. Кстати, это не море, это и есть озеро, просто иудеи называли его морем.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы все больны Стокгольмом О сомнительной инициативе настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина «молиться о упокоении» Троцкого, Свердлова, Зиновьева и других богоборцев 27.10.2018 2044 Время на чтение 5 минут От редакции: Публикуемая ниже статья - не первое обращение в редакцию православных людей, возмущенных инициативой протоиерея Владимира Сорокина составить синодик для поминовения, в который включены Троцкий, Свердлов, Зиновьев и др. богоборцы. Инициатива отца Владимира и впрямь весьма сомнительна. Однако возмущаются ею, к сожалению, в основном люди, подобные автору этой статьи К.Касимовскому, т.е. антисоветски настроенные. Они просто ставят под сомнение само право молиться за руководителей страны советского времени. И этим их позиция может быть легко опровергнута и отвергнута. Между тем, стоило бы обратить внимание на безграмотность составителей подобного Синодика. Во-первых, почему-то православным предлагается молиться не только о упокоении некрещеных, к примеру, Троцкого и Зиновьева, но и языческих князей Древней Руси Рюрика, Игоря, Святослава. Во-вторых, в сопроводительном тексте к именам, упомянутым в Синодике, перечисляются их заслуги, к примеру, у градоначальников Санкт-Петербурга - столько-то построено храмов, открыто каких-то полезных для государства заведений и т.д. Почему бы в таком случае напротив имен Троцкого и Зиновьева, если отец Владимир так хочет за них молиться, не написать: столько-то за это время расстреляно священнослужителей и мирян, взорвано храмов?! Такой подход был бы хотя бы справедлив. Правда, захочет ли после этого православный христианин молиться о упокоении этих людей, - сомневаемся. В-третьих, в Синодике, посвященном «февралистской» и советской эпохам, почему-то нарушается сам принцип отбора персоналий. В нем поминаются формальные главы государства - руководители ВЦИК, ЦИК и Верховного Совета, но при этом рядом упомянуты главы Временного правительства Львов и Керенский, которые, строго говоря, были руководителями исполнительной власти. Могут сказать, что они были фактическими руководителями страны. Но тогда, если следовать этой логике, нужно поминать генсеков (Владимира Ульянова, Иосифа Джугашвили, Георгия Маленкова (он, правда, не был генсеком, но после смерти Сталина считался фактическим главой страны), Никиту Хрущева, Леонида Брежнева, Юрия Андропова, Константина Черненко и Михаила Горбачева (который, кстати, почему-то пропущен, хотя формально был президентом СССР ), а не руководителей ВЦИК и ЦИК, которые только формально возглавляли страну. Кстати, относительно Санкт-Петербурга так и сделано - там названы первые секретари обкома, т.е. фактические руководители города, исключение почему-то сделано только для Троцкого, который был председателем Петросовета.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/27/my...

Закрыть Убивают лучших! В условиях бездействия и безнаказанности нужно ждать новых русских жертв 03.04.2023 6808 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Военный корреспондент Владлен Татарский (Максим Фомин) погиб 2 апреля в результате террористического акта в кафе Санкт-Петербурга, где проходил его творческий вечер. Все обращают внимание на идентичность данного преступления с убийством Дарьи Дугиной в августе прошлого года. Они, кстати, оказывается, были добрыми знакомыми... Убивают лучших, молодых и перспективных. Главный вопрос: почему этот беспредел возможен в России? Почему до сих пор загадочное молчание и бездействие по организаторам и исполнителям убийства Дарьи Дугиной? Почему, если нет возможности задержать, то не ликвидированы убийцы Дарьи? Почему после убийства Дарьи не были, например, нанесены ракетные удары по всем объектам СБУ на т.н. Украине, почему не попытались «точечно», скажем, усилиями «антидиверсионных групп», ликвидировать руководителей СБУ, организаторов и исполнителей убийства? Говорят, что они свободно передвигаются, их местонахождение, в принципе, известно. Не это ли, безнаказанность для организаторов страшных преступлений в России, является первопричиной убийства теперь Максима Фомина (Владлена Татарского)? В условиях бездействия и безнаказанности нужно ждать иных жертв русских. Если так пойдет дальше, то вражины вообще распояшутся, будут убивать в России всех, кого только пожелают. Также можно вспомнить о безнаказанности убийц Александра Захарченко, Олеся Бузины, Алексея Мозгового, Павла Дрёмова, Арсена Павлова (Моторолла), Михаила Толстых (Гиви), многих-многих других. Почему ничего не слышно о расследовании убийства в ноябре прошлого года заместителя главы Херсонской области Кирилла Стремоусова? А ведь за каждого из них должны были бы быть открытые акты возмездия. Почему их, ответов, не было? Ведь совершенно очевидно, что враг наглеет именно в режиме безнаказанности. Вот ещё один маленький «пунктик». Несколько раз задавался вопросом , почему нет реакции прокуратуры РФ или СК на странное поведение тульских правоохранителей по кляузе на русского исполнителя Ярослава Дронова (Шамана). На Ярослава в конце февраля поступило заявление в местную прокуратуру от некоего его «земляка» – жителя Тульской области, которому не понравилась по содержанию известная песня «Я – русский». И по этому навету тульские «правоохранители» заставили Ярослава давать объяснение по поводу названия его песни. То есть, заставили певца оправдываться за то, что он – русский! По настоящее время нет даже простой информации в СМИ о заявителе на Ярослава, его возможных подельниках, должностных лицах тульских правоохранительных органов, устроивших «проверку на «экстремизм» песни «Я – русский». Тишина. Между тем, отмечал, что в государственных интересах провести «разбор полётов» по грязной кляузе на певца Ярослава Дронова, представить на всю страну всех «героев», устроивших эту провокацию, пытающихся дискредитировать русский народ.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/03/ub...

Каким должно быть христианство? Почему иногда мы совершаем такие подлые поступки, которых бы постыдился даже язычник? А нам ничего, живем себе и дальше как обычно. 3 мая, 2014 Почему иногда мы совершаем такие подлые поступки, которых бы постыдился даже язычник? А нам ничего, живем себе и дальше как обычно. Очень часто задаю себе этот вопрос. Каким? О чем оно? Что в нем главное, а что второстепенное? В годы неофитства все было так просто, был или черный или белый цвет, и никаких оттенков. Православные все сплошь хорошие и святые, а неправославные… должны были обязательно стать православными. Особое место занимали католики, ставшие в моих глазах чуть ли не сектантами после прочтения книг свт. Игнатия Брянчанинова. Еще меня мучает вопрос-почему 80% детей из верующих семей когда вырастают — уходят из Церкви? Я сам видел несколько таких — хороших, живых, верующих ребят, которые, чуть повзрослев, кинулись во все тяжкие и, в лучшем случае, на Литургии появляются раз в году на Пасху. В чем дело? Почему в иудейских семьях дети осознанно верующие, хоть и дела, которыми выражается их вера, подчас совсем не понятны им самим? Почему их дети в большинстве своем еще более усердны в вере, чем их родители, а наши чем взрослее — тем дальше от веры? Кстати, если провести статистическое исследование, то окажется, что самые неверующие дети вырастают в семьях священников. В чем же дело? Почему иногда мы совершаем такие подлые поступки, которых бы постыдился даже язычник? А нам ничего, живем себе и дальше как обычно. Как может священник не допускать до Причастия человека, который в субботу ел мясо, в то время когда и сам этот священник в эту же субботу тоже ел мясо и еще запивал его водкой? Что с нами не так? Помнится, я обратил внимание на фразу апостола Павла: «Подражайте мне, как я Христу». Тогда мне показалось, что смысл в том, что мы настолько малы, что подражать Христу не можем, поэтому Павел призывает нас подражать ему. А теперь подумалось, а почему если Павел мог, апостолы могли, мученики, преподобные могли, а мы не можем? Может тогда и Евангелие не для нас? Скорее всего смысл таков: «Я подражаю Христу, и вы подражайте Ему так же, как и я».

http://pravmir.ru/kakim-dolzhno-byit-hri...

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир», или О пользе супружеского воздержания постом Почему святые отцы не оставили нам строгих и четких канонов относительно воздержания супругов от телесной близости во время однодневных и многодневных постов? Первая и главная причина в том, что телесный пост между мужем и женой – сфера очень интимная и деликатная. Если ввести на этот счет суровые каноны, запрещения, многие супруги могут на этом споткнуться: не каждый в силах понести бремя поста. И поэтому Церковь, снисходя к немощи одного из супругов, призывает с пониманием относиться к его половине: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7: 4–5). Но супружеский пост – это общепринятая церковная практика, правило, обязательное для соблюдения, как и другие правила и традиции Церкви. О нем говорят нам правила для совершения венчания (которые, кстати, тоже не являются канонами), ведь эти предписания имеют только одну цель – повенчать супругов в те дни, когда разрешена супружеская близость. Потому что и в дни Светлой седмицы, и в святки вполне можно устраивать застолья и предаваться праздничному веселью. Кстати, правила о венчании соблюдаются очень строго. Если какой-нибудь священник будет венчать пары, например, во время Великого поста, это сразу же повлечет суровое наказание от правящего архиерея. Такому батюшке сначала сделают строгое предупреждение, а потом, если он будет и дальше практиковать венчание в пост, его вообще отправят под запрет. Соблюдение поста в интимных отношениях для супругов должно быть делом обоюдного согласия. Здесь не может быть насилия над волей другого, о чем говорит нам апостол Павел. И во времена апостольские, и в наше время это одинаково актуально, ибо и тогда, и сейчас существует очень много браков, где один из супругов принял христианство, живет жизнью и традициями Церкви, а другой пока нет. И для сохранения мира и любви рекомендуется снисходить к немощи другого. Священник, принимая исповедь, должен с пониманием отнестись к этому. Вот еще одна причина, почему на этот счет нет строгих канонов и епитимий. Ведь был бы велик соблазн у некоторых не в меру суровых духовников проявить здесь излишнюю строгость.

http://pravoslavie.ru/29677.html

Послания — это 21 из 27 книг Нового Завета. Они на конкретных примерах описывают, что такое Церковь, как она устроена и зачем она нужна. Но их почти никто не читает. Почему? Они плохо переведены, или устарели, или там слишком много непонятных мест? А те, кто их читают, до сих пор спорят о множестве важных вещей. Что апостол Павел имел в виду под «оправданием»? Как всё написанное им соотносится с тем, что написали Иоанн, Иуда, Иаков и Петр. И кстати, кто они такие — эти Иоанн, Иаков и Иуда? И точно ли это апостол Петр написал послания, носящие его имя? А если не он, то кто? И как после этого верить Новому Завету? На эти вопросы будет отвечать доктор филологических наук, профессор РАН Андрей Десницкий. Группа Вконтакте Facebook группа Почему Послания так и остаются непрочитанными? Меня зовут Андрей Десницкий, если кто меня не знает. Сегодня у нас лекция. Может быть, она станет началом некоего цикла, это зависит скорее от внимания аудитории. Я понимаю, что сейчас уже как-то не модно уже приходить лично, и, в основном, наверное, все смотрят трансляцию в интернете, но в общем, если будет интересно, я не против это продолжить. А пока такой пилотный выпуск. Для лекции и для цикла, который я назвал провокативно: «Почему Послания так и остаются непрочитанными?». Послания новозаветные, естественно. Я, наверное, объясню, почему я выбрал такую тему, почему я ее сформулировал именно так. А вы можете мне сказать, что в этой теме уже содержится утверждение: как это они остаются непрочитанными? Давайте проведем маленький эксперимент. Кто помнит, что написано в новозаветном Послании к Лаодикийцам? Послание к Лаодикийцам, о чем там пишет апостол Павел? Никто не знает? Его нет. Спасибо! Нет, не совсем правильный ответ. Оно есть, но его нет в Новом Завете. И тот текст, который есть, явно поздний. Есть несколько вариантов послания к Лаодикийцам. Павел упоминает, что он послал Лаодикийцам некое послание. И больше мы о нем ничего не знаем. То есть оно было, совершенно точно. Текст, или тексты, которые есть сегодня, явно в Новый Завет не входят, но согласитесь, что, наверное, многие задумались: «Что же в этом послании? Я не помню», подумали про себя.

http://predanie.ru/book/219022-pochemu-p...

Владимир Легойда: Позиция Церкви всегда пастырская — минимизация зла 18 февраля 2015 «Человек в шкуре дракона» — так называется недавно вышедшая книга главы Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимира Легойды. В ней собраны его интервью и обозревательские колонки в журнале «Фома». Сегодня автор книги рассказывает РГ, что отличает слово церковного человека. —  Когда вы пишите свои колонки — какой «сквозной» вопрос неизменно стоит перед вами? — Необходимость постоянного размышления над Евангелием. Христианин должен жить Христом. И Евангелие для меня не просто книга, которую я прочел, поставил на полку и отметил «галочкой» — Сервантеса читал, Данте читал, Евангелие читал… Еще один трюизм: читая Евангелие, человек все время находит в нем новые смыслы. Но одно дело это сказать, совсем другое — увидеть эти смыслы. Ведь это зависит не от текста, а от тебя самого. В тебе должно что-то меняться, чтобы вновь прочитанное резонировало с твоей душой, и знакомый текст становился приобретением. Недавно спросил на экзамене у студентки: меняется ли Дон Кихот на протяжении романа? Она, похоже, немного удивилась: это ведь один и тот же человек. На самом деле, меняются и герои, и, конечно, читатели. Сервантеса я, кстати, постоянно перечитываю и всегда нахожу что-то новое. Замечаю, правда, что от симпатии к Дон Кихоту дрейфую к симпатии к Санчо Пансе. Санчо же мудрее. Дон Кихот — христианин по убеждениям, а Санчо — по поступкам. Все время спасает несчастного Дон Кихота. И когда тот говорит: сейчас буду страдать, каяться, биться головой о скалы, Санчо благоразумно предупреждает: осторожней, а то можно так приложиться, что вся игра с покаянием вмиг закончится. Санчо присуща такая замечательная добродетель, как трезвение. Большая редкость, кстати сказать. Даже большая, чем трезвость. (Смеется) —  Что отличает церковную публицистику? — Часто вспоминаю, как один известный журналист сказал мне: «Знаешь, почему твой журнал «Фома» никогда не станет профессиональным изданием в большой журналистике? Потому что для вас Церковь — субъект, а должна быть объектом». В этом, если хотите, и есть принципиальное отличие церковной публицистики и изданий: мы никогда не относились ни к Церкви, ни к людям, ни к Родине как к объектам. Никогда не препарировали свой «предмет интереса». Хотя другие известные журналисты соглашались скорее с нашим подходом, чем с его критикой. Так что не могу сказать, что это отличает только церковную публицистику.

http://old.sinfo-mp.ru/lvr-sancho-panza....

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Хотиненко: К вере я пришёл, когда возникла потребность на что-то опереться 04.02.2020 692 Время на чтение 3 минуты Источник: Крестовский Мост Народный артист России рассказал, почему не ездит на родину и не спорит с атеистами Кинорежиссёра Владимира Хотиненко уважительно называют мэтром. Он обладатель престижных премий, профессор, член Патриаршего совета по культуре. Беседа у нас началась с воспоминаний о далёких 1960-х годах в советской глубинке. Чевенгур среди степей Алтая — Вы родились в городе с красивым названием Славгород. О нём мало кто слышал… — Славгород небольшой — около 30 тысяч жителей, находится в Алтайском крае, у границы с Казахстаном. Там прошло моё раннее детство, а старшие классы я оканчивал в казахстанском Павлодаре, куда перее хала моя семья. Знаете, когда я много лет спустя прочитал Платонова, мне показалось, что Славгород чем-то похож на Чевенгур. Можно отойти в степь — и увидеть этот город целиком. Для меня место, где я родился, — город счастья. Помню первые качели — металлические лодочки и молодых родителей, сидящих на них. Меня уже много лет приглашают приехать в Славгород, но я не еду. Не хочу разрушать тот образ, который жив в моей памяти. — Детство, юность — это было счастьем? — Тут более сложное чувство. Меня два раза из школы выгоняли: курил с малолетства, но потом бросил — серьёзно спортом занялся. Я был вечный лидер, заводила, зачинщик всевозможных игр, боёв и состязаний. Всё это не мешало мне, кстати, быть круглым отличником. В нашем доме главной хозяйкой всегда была моя мама. Жили мы бедно. До сих пор перед глазами: заходим в магазин, а там продавец режет полукопчёную колбасу, вкусную, но дорогую. А я колбасу не ел уже год. Очень хотелось взять и вцепиться в неё зубами. До сих пор, кстати, такую колбасу люблю. Мне открылась длинная дорога — Вы приняли крещение в 1980 году. Чем для вас был этот шаг? — Меня никто никуда не тянул. Крестился в Знаменской церкви на «Рижской», где находится почитаемая икона мученика Трифона. Мне было 28 лет, я был слушателем Высших режиссёрских курсов. Можно сказать, что пришёл к вере по неведомым для меня причинам: просто почувствовал потребность на что-то опереться. Я даже не помню той минуты, когда решился. Да, я до этого был пионером, потом комсомольцем. И никогда не отрекусь от этого. Вопрос другой — какой путь в итоге я выбрал. Я ведь даже не предполагал, какая длинная дорога передо мной открывается.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/04/vladim...

Закрыть Заметки из бывшей Северной Фиваиды Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь 18.04.2024 4 Время на чтение 5 минут Фото: Кремлевская площадь Вологды На днях, гуляя с детьми по доброй старой Вологде, увидели с ними у Поклонного Креста, стоящего на месте уничтоженного коммунистическим руководством области в 1972 году Спасо-Всеградского собора, группу подростков: детки забрались на Крест и по-обезьяньи кривлялись, изображая из себя распятых. Мат, глумливый хохот, «ща пофоткаемся», втянутые в плечи головы прохожих, старающихся не заметить кощунства и быстренько пробегающих мимо: «Меня не трогают, и ладно». Мои дети онемели: тычут пальцем на этот, простите, «перформанс». Действовать нужно было быстро и жёстко. До мордобоя дело не дошло, хотя я был вполне готов к нему, – хватило громкого окрика и камеры телефона, направленной на потомков коммунаров. Смылись стремительно. Дети выдохнули, но по дороге все время спрашивали, как это понять, почему так себя ведут «эти ребята». Да потому, – думаю, – так себя и ведут, что подавляющее большинство втянуло головы в плечи. Здесь и глупый страх «вылезти из стада», и откровенное безразличие: «Оскорбление святыни»? «Святотатство»? – Не, не слышали: для нас святотатство – это повышение цен на услуги ЖКХ, продукты, билеты. Вот это да, это – настоящее святотатство. А со своими крестами и прочими храмами пусть церковники разбираются. Понастроили молелен. (Кстати, это цитата: именно так возмущался один из моих собеседников, тоже житель древней Вологды, когда-то – столицы Северной Фиваиды). Мы – люди цивилизованные, «Битву экстрасенсов» смотрим. А чё такого. Поклонный Крест, повторяю, находится на месте уничтоженного Спасо-Всеградского собора. Храм называли еще «Спас обыденный» – в память об избавлении от моровой язвы в 1654 году, когда по обету вологжан «об один день» была всем городом построена сначала маленькая церковь, которая к ХХ веку была уже прекрасным собором. Согласно обету предков, кстати, храм был поставлен на вечные времена в назидание потомкам. Насколько способными оказались потомки к усвоению назиданий и уважению к памяти предков, можно видеть сегодня.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/za...

Л.А. Ильюнина «Старец был прежде всего утешителем». Наталия Александровна Лукина Впервые мы – тогдашние прихожане храма Иоанна Предтечи на Каменном острове – поехали к старцу в 1989 году, тогда еще о нем не так много людей знало. И он при первой же встрече поразил нас. Он вышел к нам со словами: «А, воры приехали...» И принял очень ласково, долго беседовал, говорил на разных языках, сам даже спрашивал каждого по отдельности: «Ну, что ты хочешь спросить?» Одному мужчине, который эпизодически помогал храму, а у старца решил спросить благословения на то, чтобы перейти на постоянную работу в храм, он неожиданно для всех нас сказал: «Хорошо. Только уж тогда не пей». Потом выяснилось, что у него есть такая слабость, о которой мы и не подозревали. Но больше всего нас озадачило, – мы даже самого батюшку спросили, но он не ответил, – почему он нас назвал «ворами». Но потом, когда нас действительно обвинили в воровстве, стало понятно, что батюшка нас предостерегал. Клевету эту мы пережили не случайно, а в наказание за нарушение архиерейского благословения. Дело в том, что мы очень хотели приобрести машину для храма. И спросили благословения у митрополита Иоанна. А он сказал: «Покупать машину не благословляю». Но вот вскоре появилась возможность получить машину в подарок. И мы решили: «Владыка не благословил покупать, а про подарок он ничего не сказал, значит, можно у него и не спрашивать». И на это лукавство наложилось еще одно лукавство – человек, который решил нам машину пожертвовать, сказал: «Вы напишите письмо на завод от имени церкви, попросите две машины по себестоимости. Тогда эти две машины будут стоить как одна, если ее покупать в магазине. Я дам денег, одна машина останется вам, другая мне». И вот за этот лукавый подарок мы и получили – нас обвинили в том, что мы на церковные деньги купили автомобиль. Вскоре он, кстати, и разбился. А еще одно лукавство состояло в том, что на получение машины в подарок мы взяли благословение у старца Николая и еще у одного почитаемого батюшки. То есть таким образом захотели «обойти» архиерейское благословение. Духовная жизнь не терпит лукавства. И, кстати, даже если ты возьмешь благословение на благое дело, а потом внесешь в него свое лукавство, то Господь потом все равно обличит и выведет на чистую воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010