А потом Бог говорит: Адам ведь стал как один из нас, сам для себя решает, что для него добро, что зло. Как бы он не простер руки своей к дереву жизни и не стал бы жить вечно. Почему? Почему проклятому человеку нельзя жить вечно? Представьте себе бессмертного Гитлера, бессмертного Сталина! Ведь действительно, как в сказке: Кощей бессмертный получится. Это ад. То есть человек бы стал бесом, плотоносным бесом, самым настоящим, неспособным к раскаянию. Смерть очень многих людей к раскаянию приводит. Недаром ведь известно, что в церковь большинство приходит из-за болезни или из-за скорби. Для человека скорбь – как бы отрезвление такое, которое Бог посылает, если бы не было смерти, то Богу было бы очень сложно добиться от человека раскаяния. Смерть – хорошее отрезвляющее средство, поэтому смерть – это лекарство для человека, для того, чтобы он мог освободиться от зла. Вот Григорий Нисский говорит: представьте себе, у вас есть прекрасный глиняный кувшин, в который кто-то налил свинца. Что нужно сделать? Хозяин делает так: он разбивает кувшин, свинец выкидывает, а кувшин склеивает. Так же Бог: Он разбивает тело, выкидывает смерть, потом восстанавливает человека в день Воскресения. И поэтому, кстати говоря, нужно помнить, что воскресает именно то тело, которое умерло, а не какое-либо другое, не существует переселения из тела в тело. Человек воскресает в том же теле, в каком он родился и умер, так как тело человеческое, являющееся частью личности, тоже должно быть причастно Спасению. «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:23-24 ). И поэтому, сколько бы люди ни пытались достигнуть вечной жизни на земле, у них никогда это не получится. Последняя попытка, которая сейчас осуществляется, – клонирование – тоже благополучно провалилась. Выяснилось, что клонированные животные умирают раньше, чем их родители, в раннем возрасте у них уже наступает старость. Всякие попытки человека прожить вечно на земле не получатся. Путь к дереву жизни закрыт, огненный Ангел, Херувим до сих пор стоит у райских врат, и никто, кроме знающих тайный путь, туда не попадет.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

А потребность-то есть. Многие, кстати, становятся православными, сейчас наблюдается рост Православия в мире, и не потому, что оно политкорректно приспосабливается, — там, где Православие приспосабливается, оно немедленно вырождается, трансформируется, превращается в небольшое гетто. Но там, где Церковь продолжает настаивать на Божией правде, даже входя в культурный конфликт с окружающим миром, там все больше и больше позиция Церкви вызывает интерес и симпатию. Конечно, всегда найдутся люди, которые, как некогда коммунисты, скажут: «Вы — пережиток прошлого. Ну почему вы не признаете гомосексуальные браки? Почему вы считаете, что свободный секс — это плохо?» Но если Церковь перестанет грех называть грехом, она перестанет быть нужной людям. Совесть можно разбудить тогда, когда вы говорите: «Это грех, это против Бога, Господь тебя накажет, подумай, что ты делаешь». Только такая логика заставит человека задуматься. Конечно, многие снисходительно усмехнутся, отвернутся от такой проповеди. Но разве от апостолов не отворачивались язычники? «Послушаем тебя в другое время», — говорят апостолу Павлу в Ареопаге (Деян. 17:32), — мол, он пришел говорить глупости, а они — цвет эллинской мудрости. Мы все это проходили, все это было в истории Церкви. Поэтому — «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). Интерес к исламу в западноевропейских странах очень часто порождается конкретной этикой исламской традиции, ее бескомпромиссностью. Что касается наших отношений с исламом, то в России, на Украине, на всем постсоветском пространстве у нас нет напряженных конфликтов, потому что есть общие темы для беседы, общие озабоченности — это сохранение религиозного фактора в человеческой жизни, это вопросы нравственности, вопросы защиты среды человеческого обитания и многое другое. Поэтому мы ведем диалог с исламом, но не для того, чтобы, как многие подозревают, создать общую религию, «сверхцерковь». Богу было угодно, чтобы мы родились православными, и мы ими должны быть. Наша задача — быть верными своей вере и в этой вере совершенствоваться, и тогда наш голос будет понятнее честным, благочестивым представителям других религий.

http://patriarchia.ru/db/text/1229213.ht...

А «приставание» на улицах, кстати, не прерогатива протестантов. Основатель католического ордена иезуитов Игнатий Лойола тоже начинал с того, что залезал на камень и на углах улиц кричал прохожим о Боге. И потом эта кучка миссионеров (на взгляд обывателя, сумасшедших) со своими последователями обратила ко Христу целые страны. Но почему, когда наша Церковь бросала клич, что алеуты нуждаются в миссионерах, во всей России нашелся только один желающий — будущий святитель Иннокентий Московский? Когда в Японию приезжали сотни католических и протестантских миссионеров, среди них оказался только один православный — святитель Николай Японский? И хоть их мы прославляем в лике святых, почему же в общей массе православная Церковь в миссии так не активна? Отец Иоанн ЕМЕЛЬЯНОВ: — Любой вид миссионерской деятельности должен, как в медицине, отвечать принципу «не навреди». И когда мне говорят: батюшка, вы не правы, Христос сказал: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15), — и я могу ответить цитатой из Евангелия: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской» (Мф. 18, 6). Что если хотя бы один человек соблазнится навязчивыми миссионерами? Кто может оценить, что нам будет стоить на Страшном Суде один приведенный к Богу человек, против одного, которого мы оттолкнули от Господа? Я помню такую историю: один батюшка в больнице на Крещение закатил стихийную проповедь для врачей о смысле праздника. Его никто не просил, был рабочий день, всех оторвали от работы. Врачи из вежливости слушали, устали, расходились с раздражением, ворча на Церковь, и все это — в великий праздник. Богу дорог осознанный выбор человека. Я служу в больничном храме и по моему опыту знаю: самый сложный контингент в больнице — те, кто согласился исповедоваться и причаститься «заодно» с соседом. Обычно они оказываются совершенно не готовы слушать священника и участвовать в Таинстве. В проповеди можно и нужно использовать средства массовой информации, можно проводить беседы, организовывать комфортные условия в храме, встречать человека, но так, чтобы он сам пришел, сам включил радио или телевизор или сам пришел в библиотеку за православным журналом.

http://pravmir.ru/lovcy-chelovekov-razve...

Авраам встает раньше всех. Сказано, что он «оседлал осла своего» ( Быт. 22:3 ), и только потом говорится, что «взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения» ( Быт. 22:3 ), – опять же сам – «и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог» ( Быт. 22:3 ). Сколько лет тогда было Исааку? Дело в том, что 22-я глава не связана с 21-й главой. Она, скорее, связана с 23-й, в которой говорится о смерти Сарры: «Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; и умерла Сарра…» ( Быт. 23:1–2 ). Иными словами, Писание подсказывает нам, почему умерла Сарра: она узнала о том, какому риску был подвергнут Исаак, и она не перенесла такого переживания, впрочем, не все святые отцы разделяют эту точку зрения. Она умирает в 127 лет – кстати, это единственная женщина, чья дата смерти указывается в Священном Писании, ибо указанное число имеет символический смысл. Итак, это значит, что Исааку на тот момент, когда Авраам решил принести его в жертву, было 37 лет. Очень часто на картинках изображают Авраама, как он маленького мальчика пытается принести в жертву. Но Исаак был не маленький мальчик, ему было 37 лет! Авраам взял с собой двух отроков. Не надо думать, что отрок – это отрок в теперешнем понимании, такой мальчик-тинэйджер, ребенок. Отрок – это, прежде всего, слуга, и это тот, который не создал еще свою семью. И мы можем предположить, что двое отроков – это самые близкие к Аврааму люди. Это Измаил, которому на тот момент было 50 лет, и Елиезер, который был значительно старше Измаила. То есть самые близкие люди. Возможно, что Измаил присоединился к этому походу между первой и второй женитьбой. В прошлый раз мы с вами вспоминали, что по древнему преданию первую жену Измаил прогнал, потому что Авраам не нашел в ней добродетелей. «Авраам встал рано утром… и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог» ( Быт. 22:3 ). Надо заметить, что это место находилось не так далеко от Авраама, однако мы увидим, что Авраам три дня добирается до этого места. Почему три дня?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

« Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды (один мех воды! – О. С.) , и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии » ( Быт. 21:14 ). Кстати, некоторые, когда читают, не замечают запятую. Они читают так: «и дал Агари, положив ей на плечи и отрока, и отпустил ее». Он не мог ей положить на плечи отрока. Давайте вспомним, когда обрезывается Авраам? Аврааму – 99 лет. Измаилу – 13. Один год до рождения Исаака. Исаак рождается – Измаилу 14 лет. Два года Исаака кормили грудью – события-то связаны! – Измаилу 16 лет. И, конечно, Агарь не могла взять его на плечо и понести, хотя иногда этот текст публикуют без запятой. Просто посчитайте сами, и вы убедитесь, что ему 16 лет. Но все равно здесь текст построен так, что она как бы принимает его на плечо – так можно сказать. И из этого делается вывод, что он был болен на тот момент. Представляете, больного шестнадцатилетнего мальчика Авраам прогоняет с матерью, дает им хлеба и один мех воды! Авраам, который имел столько всего, почему он так поступает? Авраам верит Богу. Бог сказал: «И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое» ( Быт. 21:13 ). Он верит Богу! Не просто верит в Бога, то есть в Его существование, он верит Богу, то есть доверяет Его словам. «Неужели праведный Авраам был бесчеловечным, не дав осла Агари и отроку, хотя имел такое множество домашнего скота? Одни говорят, что он сделал так из-за человеколюбия, чтобы она не обременяла себя заботой об осле. Другие – что Авраам верил, что Бог сохранит отрока… Он не сделал бы этого, если бы Бог ему не сказал: не огорчайся из-за этого» 192 . Потом, после смерти Сарры, Авраам женится на Хеттуре, и у него родятся еще дети, это будут князья востока. Когда он будет их от себя отсылать, «еще при жизни своей, на восток, в землю восточную», он даст им «подарки» (см.: Быт. 25:6 ). Но есть и аллегорическое истолкование, почему Авраам отсылает от себя Агарь и ее сына, дав им только мех воды и лепешку хлеба:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Феофилакт Болгарский писал в толковании на Евангелие от Матфея 5 -я глава, 5-й стих: «Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, таковые бывают только лишенные разума, но те, которые могут гневаться, и воздерживаются, а гневаются только тогда, когда должно». Исх.2:16–17 . «У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора]. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их». Здесь много непонятного! Если дочери «священника Мадиамского», т. е. священника той земли, «пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора]», то почему «пришли пастухи и отогнали их»? Разве пастухи Мадиама не уважали своего священника? Существует ветхозаветное предание о том, что Моисей пришел в землю Мадиама именно тогда, когда священник-жрец той земли переживал глубочайшее разочарование в своей языческой религии. В том числе, кстати, и по этой причине тоже Господь Бог привел в Мадиамскую землю Моисея: чтобы пророк Божий наставил этого ищущего человека! На это обстоятельство намекает неожиданное изменение имени этого человека. Если в 16-м стихе по Септуагинте, он называется «Иофор», что означает: «Превзошедший», то уже с 18-го стиха его имя меняется на «Рагуил», что означает: «Друг Бога» (Рэу Эль). Далее по тексту Пятикнижия его имя превращается и в «Путиэль», и в «Ховав» и в «Кейни». Далее мы находим следующие слова: Исх.2:18 . «И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?». То есть Иофор-Рагуил привык, что его дочерей подвергали дискриминации на религиозной почве. Но теперь они пришли неожиданно рано, и он хочет понять, почему. Исх.2:19 . «Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших]». Хотя в духовном смысле, как учит нас святитель Амвросий Медиоланский , Моисей уже «истребил в самом себе «египтянина»», внешне он по-прежнему как «какой-то Египтянин». Такое возможно, когда внутренние перемены не сразу обнаруживаются во внешнем обличии человека. Но рано или поздно это происходит. Сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них…» ( Ис.3:9 ). И еще: «Выражение сердечного изменения – лице. Четыре состояния выражаются на нем: добро и зло, жизнь и смерть, а господствует всегда язык» ( Сир.37:21 ). То есть лицо показывает, а речь свидетельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот, например, тьма, продолжавшаяся три часа. Что это такое? Никакими сгустившимися тучами (как это описано, к примеру, у Булгакова в «Мастере и Маргарите» или показано в фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы») такую тьму не объяснить. Не объяснить ее и солнечным затмением, потому что, во-первых, согласно данным астрономии никаких солнечных затмений в Иерусалиме в тот год не было, а во-вторых, при полном солнечном затмении полная тьма продолжается всего несколько минут — а тут было три часа. Или еще более яркое знамение — воскресшие праведники, явившиеся людям в Иерусалиме. То есть еще и Христос не воскрес, Он только сходит во ад и еще даже не разрушил его, а эти ветхозаветные праведники уже были освобождены Его жертвой. А вот с Воскресением — другое дело. Это, конечно, ничуть не менее значимое событие, чем смерть Бога на кресте, но «педагогический подход» у Господа здесь иной. Воскреснув, Он являлся только Своим ученикам — то есть тем, кому предстояло вскоре идти в мир с проповедью Христа распятого и воскресшего. Они должны были стать свидетелями Воскресения. Всем прочим это было бы, скажем так, неполезно. Неверие апостола Фомы. Караваджо. 1600-1602 гг. НО ПОЧЕМУ ЖЕ, ВОСКРЕСНУВ, ИИСУС НЕ ЯВЛЯЛСЯ НАРОДУ? ПОЧЕМУ ТОЛЬКО УЧЕНИКАМ? ВЕДЬ ЕСЛИ БЫ ВСЕ УБЕДИЛИСЬ В ТОМ, ЧТО ОН ВОСКРЕС, ТО, НЕСОМНЕННО, СТАЛИ БЫ ХРИСТИАНАМИ! Нет. Не стали бы. Это на первый взгляд кажется парадоксальным — но тот, кто не хочет верить, не будет верить, даже если представить ему неопровержимые свидетельства. Вот воскресил Господь Лазаря — совершил небывалое чудо! — и что, все в Него уверовали? Напротив, иудейская элита решила, что уж теперь-то точно надо Его убить. Вспомним, кстати, и притчу Господню о богаче и Лазаре, где Авраам говорит богачу: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16:31). Вспомним и то, что воскресший Господь сказал Фоме: … ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29). Это очень важный момент: подлинная вера всегда предполагает свободу. Свободу принять и свободу отвергнуть. В том-то и парадокс веры, что она выстраивается на чем-то внешнем — свидетельствах, знамениях, но в ней всегда остается некое пространство свободы, которое должно быть заполнено личным произволением. Если припереть человека к стенке железными аргументами, то хотя он и уверует — все равно вера его будет подневольной, вынужденной. Про такую веру говорил апостол Иаков: и бесы веруют, и трепещут (Иак 2:19). В такой вере не было бы доверия, не было бы любви, и потому она не стала бы спасительной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Здесь Бог провозглашает Свое собственное имя – это четырехбуквенное имя Бога, которое обозначает полноту Божественного откровения и всегда переводится в синодальном переводе словом «Господь», по-гречески словом «?????? (Кириу)». А слово «Бог», как вы, наверное, уже знаете, это перевод другого имени Божьего, которое обозначает меру Божественного правосудия. По-гречески оно звучит как «???? (Феос)», а по-еврейски – «Элоним». То есть Господь, совершая суды над Египтом, по отношению к Своим остается милосердным. Вот какой смысл в окончании 12-го стиха! «Я Господь!» То есть: «Да, сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь, Я Милосердный». Или: «Вас это не коснется, как и все другие казни не коснулись вас! Ибо милосердие Божие оберегало вас и от тьмы осязаемой, и от нападения саранчи…» Кстати, недавно в Израиле стояла проблема: там полчища саранчи напали на государство Израиль, и люди не знали, что с этим делать, как это остановить! Это одна из египетских казней: она стала реальностью! Когда евреи преданно служили Богу Авраама, Исаака и Иакова в земле Гесем, не было никакой саранчи! Она была по всему Египту! А почему теперь на Святой земле столько саранчи? Апостол Иоанн Богослов в Откровении пишет о еврейской земле, которая была современна ему, скажем так, о той ее части, которая отвергла Христа: «И трупы их оставит (зверь, выходящий из бездны, – О. С.) на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» ( Откр.11:8 ). Почему он называет Иерусалим, сердце Святой земли, «Содомом и Египтом, где Господь наш распят»? Потому что, отвергнув Христа, они оказались хуже и Содома, и Египта. Поэтому неудивительно, что какие-то казни обрушиваются на них… А разве на нас, русских православных людей не обрушивается Божий гнев? Обрушивается, да еще как! Если мы проявляем неверность Богу, вере святых отцов, вере наших предков, то Бог всегда начнет суды с нас! Как сказано: «Ибо время начаться суду с дома Божия» ( 1Пет.4:17 ), то есть с Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И когда он потерял все, последним утешением для этого человека, который стал полным духовным банкротом, потерпел кораблекрушение в вере, была жена. Она не покидала его – эта удивительная женщина, Ноеминь. Приятная женщина, о чем свидетельствует само ее имя. « И осталась она с двумя сыновьями своими » ( Руф.1:3 ). Все потеряно; что происходит далее? Эти сыновья « взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет » ( Руф.1:4 ). Кстати, давайте зададимся вопросом: почему бывает голод? Сейчас у нас социальный кризис, и многих этот вопрос интересует. Мы открываем Книгу Притч, здесь сказано: «Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод» ( Притч.19:15 ). Какая же леность погружает в сонливость? Что за нерадивая душа, которая терпит голод? Это люди, которые перестали заниматься своим духовным ростом – и тогда они проявляют сонливость. Один мужчина мне говорит: – Отец Олег, я так люблю ходить на ваши лекции. Я его спрашиваю: – Почему? – Мне так легко становится, я сразу засыпаю. Я говорю: – А что снится? Может быть, что-то хорошее? – Ну, вот так радостно, легко на душе. Я говорю: – Ну, может быть, это плохо – спать во время лекций? А он – такой умный мужчина – говорит: – Нет, где Господь – там всегда хочется спать. Вот и в Гефсиманском саду все уснули, Господь их несколько раз будил. На горе Фавор тоже все уснули, потому что там, где Господь, – это как будто ребенок на груди у матери: ты расслабляешься и засыпаешь. Я ему тогда привел другой пример из Библии. Однажды проповедовал апостол Павел, и на подоконнике сидел юноша, которого, наверное, мама привела послушать апостола Павла. Юноша уснул – и упал с подоконника, пролетел три этажа и разбился насмерть. Апостол Павел со всеми сбежал вниз, Павел помолился – и воскресил этого мальчика ( Деян. 20, 9 ). Но это отступление. Итак, какая сонливость делает человека нерадивым и приводит к голоду? Чтобы это понять, мы сейчас откроем Псалтирь, здесь прекрасные слова: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» ( Пс.1:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иона не захотел идти в Ниневию, и знаете, почему? Будучи пророком Божиим, он знал характер Бога, он был уверен, что вот он скажет жителям о надвигающейся на них гибели, а они тотчас начнут каяться, и Господь их обязательно простит! И, зная характер Бога, Иона садится на корабль и плывет, если смотреть по карте, в совершенно противоположном направлении от Ниневии. Господь посылает огромную рыбу, она проглатывает Иону, и он в результате всех перипетий оказывается там где надо – в Ниневии. Ну что делать? – он идет, говорит, что город разрушится, что все они грешники… Он даже выходит за город, чтобы понаблюдать, как это будет происходить, делает себе шалаш. Там какой-то лопух рос над его головою и прикрывал от лучей солнца. Жители города начали каяться, просить прощения у Бога – более ста двадцати тысяч человек там жило! И Бог меняет Свое решение. А Иона обиделся. Но он не может прямо обидеться на Бога, он обиделся на свою судьбу: вот он лежит под лопухом, а там какой-то червь подточил этот лопух, лопух упал, и солнце теперь печет ему голову. И Иона хочет руки на себя наложить – понятно, что не из-за этого лопуха! Сто тысяч человек слышали его слова, что они погибнут, и эти люди прощены. И Господь говорит ему: «… ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Ион. 4:10–11 ). Поэтому то, что Бог изменил благодаря Исааку решение по поводу четырехсотлетнего пленения и порабощения – это воля Бога. Кстати, здесь возникает вопрос: а почему были наказаны египтяне, если приговор вынес Сам Господь Бог за проступок Аврама? Казалось бы, египтяне выполняют волю Бога, и вообще их надо наградить за это! Что они сделали плохого? Ведь Бог повелел, чтобы евреи были в порабощении и угнетении… Один иудей, увидев священнический крест у меня на груди, вздохнул и сказал: «У нас все проблемы из-за Него». На что я заметил: «Если бы вы были правы, то проблем не было бы».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010