Торжественный возглас «Господь воцарился» звучит и в псалмах, и в пророческих книгах, и он относится именно к этому времени. Однако Господь в Ветхом Завете невидим и недоступен для человека – как же Он может взойти на царский престол, поместиться во дворце? Разумеется, израильтяне понимали Его царствование не так материалистически. На физическом престоле, как ожидали они, воссядет избранный Господом царь. Поскольку символически это избрание изображалась как помазание оливковым маслом, то и своего идеального царя израильтяне называли Помазанником; на еврейском это слово звучит как Машиах (отсюда русское Мессия), а на греческом как Христос. «Ты ли Христос?» – спрашивали Иисуса на суде те, кто меньше всего был склонен увидеть в нем Христа ( Лк 22:67 ). Примерно так же спрашивал Христа через своих учеников Иоанн Креститель: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» ( Лк 7:19 ) Такое ощущение, что Мессию жители Палестины в I веке н.э. ожидали почти с тем же напряжением, с каким мы ждем незнакомого нам лично человека, с которым условились о встрече. Ну что же он запаздывает? Может быть, вот тот? Или этот? Подойти, спросить, что ли… Откуда же они знали о приходе Мессии? Из Писания, которое сегодня мы называем Ветхим Заветом. Господь говорил Давиду о его потомке: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» ( 2Цар 7:14 ). Конечно, в историческом плане это пророчество относится к Соломону, любимому сыну Давида, который и построил храм в Иерусалиме. Но земной царь есть лишь наместник Царя Небесного, и в идеале отношения между ними должны стать отношениями отца и сына. Кстати, именно из-за этих слов Господа израильтяне верили, что Мессия, как и вообще любой законный израильский царь, будет прямым потомком царя Давида. Поэтому и Матфей начинает свое Евангелие с родословия Иисуса, поэтому и те, кто Его принимал, именовали Его «сыном Давидовым» А Псалтирь, носящая имя царя Давида, говорит о Боге и царе такими словами: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс 109:1 ). Уже в евангельские времена этот стих понимался как описание отношений царя-Мессии (Христа) и Бога. Эту цитату приводил Сам Иисус, спрашивая фарисеев: как может Давид называть Мессию Господом, если Мессия – потомок Давида, его сын? Вопрос смутил их до такой степени, что они не просто не смогли на него ответить, но и впредь не задавали Иисусу каверзных вопросов ( Мф 22:4– 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Давать подать кесарю значит признавать себя подданными кесаря. Если Господь запрещает давать эту подать, значит, Он возмущает народ против верноподданства римскому императору. Но это обвинение было уже совершенно ложное; напротив, Господь велел платить подать кесарю (ср. Лк.20и парал.). – «Называет себя Христом Царем»: обвинение также чисто политическое, имеющее связь с предшествующим. Он называет себя царем и возмущает народ против кесаря, запрещая платить ему подати. Мессия (Христос) в их смысле должен был явиться как царь, в смысле политическом, освободитель иудеев от чуждого ига; потому если Иисус называет себя царем Христом (чему они однако же не верили), то Он – возмутитель против кесаря. Но Господь после объяснил Пилату, в каком смысле Он есть царь иудейский ( Ин.18:33–38 ). Обвинение все рассчитано было, по-видимому, верно, чтобы предубедить Пилата против Христа. Господа постоянно окружали толпы народа, и Он давал прямо разуметь могущим разуметь, что Он МессияЦарь, но не в том смысле, в каком ожидали Мессию иудеи, под руководством своих ложных духовных руководителей. Лк.23:3 . «Ты Царь Иудейский?» См. прим. к Мф.27и парал. Ев. Лука кратко говорит об этом допросе, излагая только существенное в нем, на что особенно Пилат должен был обратить внимание. Другие евангелисты несколько подробнее говорят об этом, и из сопоставления их сказаний яснее представляется дело, особенно из сказаний Иоанна (ср. Мф.27 и дал. Мк.15 и дал., особенно Ин.18 и дал.) – «Ты говоришь»: ср. прим. к Мф.27:11 . Лк.23:4 . «Я не нахожу никакой вины»: для объяснения этого решения Пилата, представляющегося неожиданным по повествованию ев. Луки, надобно дополнить его повествование более подробным сказанием ев. Иоанна ( Ин.18:33–38 ), из которого видно, что Господь объяснил Пилату, в каком смысле Он царь иудейский и что такое царство Его, из какого объяснения Пилат мог уразуметь по крайней мере то, что этот Царь нисколько не опасен для римского императора. Не могши вполне понять речи Господа, он мог почесть Его мечтателем, но отнюдь не политическим преступником в том смысле, в каком Его обвиняли начальники народные.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Дела Христа показывают, что Он есть Мессия Что Он тот Мессия и Избавитель мира явился на земли, который от Бога обещан, и от всех пророков проповедан, и от всех верных ожидаемый был. Явился Он на земли: показалися чудныя дела Божия. Увидели люди дела, каковых рука человеческая творить не может. Начали слепии прозирать и хромии ходить, прокаженнии очищаться и глухии слышать, мертвые воставать и нищии проповедание благовествования с утешением и радостию слышать. И сими чудесами, как перстом, показывалось, что сей есть Тот преславный Чудотворец, Котораго Пророки миру предвозвестили (4:249). Христос, хотя прийти в мир, неоднократно предупреждал об этом «Прежде пришествия-де Христова в мир было ли извещение о пришествии Его?» Ответ: было многократно. От самого начала мира многократно и различно о том возвещано было от Бога. Как царь мира сего, хотящи в какий город прийти, посылает наперед вестников туда, дабы известили тамо имеющее быть пришествие его: тако Царь небесный, имея прийти в мир, предвозвестил тое Свое пришествие чрез Пророков Своих, якоже Пророк Захария, отец Предтечев, воспел: «Глагола рече, усты святых, сущих от века пророк Его». Они вси согласно проповедали: грядет, грядет Господь, Царь небесный: почему и ожидали пришествия Его вси, и желали видети Его: «мнози пророцы и праведницы вожделеша видети Его» ( Мф. 13, 17 ), – и молились Ему: «прииди, во еже спасти нас» (5:83). Все, что проповедывалось в Ветхом Завете, относилось ко Христу Все, что в оном ЗАВЕТЕ ни обещало отпущение грехов, наше с Богом примирение и благодать отрождения, тое надлежит до Христа и Евангелия. И самыя ЖЕРТВЫ оныя, яко прознаменовавшия Христа, за спасение мира заклавшагося, Евангелие значат. Ибо не сами в себе ЖЕРТВЫ оныя очищали грехи людские, но Христос, жертвами оными прознаменованный, очищал. «Не возможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи», глаголет Апостол ( Евр. 10, 4 ). «И Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки» ( Евр. 13, 8 ). И «Агнец» (ИИСУС ХРИСТОС) «заклан» в жертвах «от сложения мира» силою и действием, не самым делом ( Апок. 13, 8 ) (3:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Действительно ли пролог, по сути, визитная карточка Евангелия от Матфея, книги, открывающей Новый Завет, книги, которая актуальна на все времена и для всех поколений благодаря своим глубоким богословским прозрениям и смыслам, скучен и не стоит нашего внимания? Это не так. Если вглядеться в этот текст, то мы увидим, что первые 17 стихов Евангелия от Матфея по своей богословской глубине и сочности вполне могут быть сопоставимы с потрясающим и захватывающим повествованием пролога Евангелия от Иоанна.   «Христос, Сын Давидов, Сын Авраамов» В центре повествования Евангелия от Матфея находится личность Иисуса. Главное, о чем хочет сказать нам евангелист: «Этот Иисус и есть Тот, Кто является долгожданным Христом». «Христос» (Χριστς) – греческое слово, которое можно перевести как «Помазанник». Его еврейским прототипом является «Машиах» ( ‎), что передается как «Мессия». Ожидание прихода Мессии – главный нерв всей ветхозаветной религии. Мессия – помазанный Богом Спаситель Израиля. Он принесет Своему народу мир. Провозглашение важной истины о том, что «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса» (Деян. 2:36), было одной из важных задач проповеди апостолов. По сути, это сердце Евангельской вести. Однако, в зависимости от той аудитории, к которой обращаются Евангелисты, они делают это разными способами. Поскольку Евангелие от Матфея было адресовано иудеям, автор стремится показать, что Иисус – прямой потомок царя Давида. То, что «Христос придет от семени Давидова из Вифлеема»(Ин. 7:42), было общим местом в иудейских эсхатологических воззрениях. Он Тот, в Ком исполняются обетования, данные некогда пророком Нафаном царю Давиду . Христос утвердит дом Давида навеки, вернет народу Божию былое могущество, в Нем Израиль найдет свое благословение. Именно поэтому Он есть истинный Царь Иудейский. «Сын Давидов» ко времени Иисуса становится общепризнанным мессианским титулом . Не зря Матфей не устает повторять его на протяжении всего своего повествования . Для него это не просто одно из имен в ряду с другими, но скорее аргумент, который подтверждает мессианство Иисуса.

http://bogoslov.ru/article/3707711

Иудеи, как нация, чувственно и грубо понимали характер Мессии и цель Его посланничества. Предсказания пророков об Его пришествии и служении были так ясны, что господствовало всеобщее ожидание явления в мир некоторого великого Свободителя и на Его пришествие смотрели как на одно из величайших событий в мировых летописях. Впрочем, вообще взгляды евреев были очень узки и ограниченны в этом отношении и в народных массах очень редко поднимались выше понятий о временном могуществе и славе своего народа. Евреи стенали под чужеземным игом и нетерпеливо ожидали освобождения от оного; они надеялись на то, что обещанный Мессия, как царь, поведет их в бой с врагами и изгонит римские легионы с их свящ. земли. В сердечном ослеплении они не понимали того, что царство Его – духовное, что освобождение Им евреев долженствовало проявиться в освобождении не только их, но и всего человечества от уз и владычества греха, что плодами сего освобождения будут святость и жизнь вечная и что призваны к участию в этом все не только иудеи, но даже и язычники, раскаявшиеся и уверовавшие в Евангелие. Сколь долгое время господствовали среди евреев эти грубые, чувственные понятия о Мессии, даже в умах тех лиц, которые лучше прочих могли знать истину, мы видим из Евангелия от Луки ( Лk.XXIV, 21 ) и Деяний апостольских ( Дeяh.I, 6 ). Даже по воскресении Господа из мертвых ученики Его не возвысились до совершенно правильного понятия о духовном царстве Мессии. Впрочем, должно заметить, что эти чувственные понятия не были всеобщими, так как около времени явления в мир Мессии мы видим, напр., св. прав. Симеона, св. прав. Анну и несколько других св. лиц, чаявших обещанного спасения. Событие в Иерусалимском храме, когда св. правед. Симеон принял в свои объятия Богомладенца Иисуса, имеет особенный и глубоко умилительный характер, так как оно служило торжеством веры среди окружавшего мрачного скептицизма. Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы принести Себя в жертву за грехи рода человеческого. Повествование о непрерывных, спасительных действиях Божьего Промысла в судьбах Церкви Христовой, от самого начала и даже доселе, самым убедительным образом доказывает всю безмерную великость жертвы Господа, Его ходатайства между Богом и человеками, и что Он есть конец закона праведности для всякого верующего. В высшей степени ясное и полное наставление относительно сего преподано нам возлюбленным Сыном Божиим, сущим в недре Отчем. Он есть путь, истина и жизнь, и никто не приходит к Отцу, как только чрез Него ( Uh. XIV, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Божественное же Откровение учит ясно и определенно: «антихристом», «беззаконником», «сыном погибели» в полном значении перечисленных именований наречётся никто иной как человек, который, с одной стороны, будет «подражателем» Мессии (главным образом во внешних обстоятельствах жизни), с другой – Его ожесточенным противником (отметим, что и сама приставка «анти» (греч. – «ντ») имеет двойственное смысловое наполнение: «вместо» и «против»). Вот, что по данному поводу пишет блаженный Феодорит Кирский : «Противник истины всячески будет подражать тому, что было в Владычнее пришествие, и, избрав человеческий сосуд, достойный его действования, и произведя ложные чудеса, будет во зло употреблять людей» с. 66]. Как подлинный Мессия, Христос (от греч. Χριστς – Помазанник), воплотившийся Логос, исполнил Свою миссию тройственным образом – как Царь, как Пророк и как Первосвященник (напомним, что во времена Ветхого Завета вступление в эти виды служения сопровождалось особым обрядом – помазанием), – так и деятельность антипода Спасителя проявит в нем лжецаря, лжепророка и лжерелигиозного лидера. Известно, что в силу особого ипостасного соединения в Лице Бога Слова Божественного и человеческого естеств Спаситель был изначально облагодатствован, свят: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2. 9 ). При этом воля Христа по человеческому естеству была всецело согласна с Божественной и никогда – с волей диавола. Антихрист же, напротив, сделается добровольным, удопреклонным орудием лукавых демонических сил, клеветником и богопротивником; преисполнится не благодати и истины, а диавольской злобы, лукавства, гордыни и ненависти. «Ибо Бог , – по словам преподобного Иоанна Дамаскина , – наперёд зная наглость будущего произволения его», позволит, «чтобы диавол вселился в нем». Таким образом, антихрист «примет на себя» «все действие сатанино» с. 268]. Очевидно, что стараниями ложного помазанника подлинный Мессия будет объявлен самозванцем: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист ( ντχριστος), отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2:22 )), а верующие в Него, христиане, – нарушителями Божественных установлений: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» ( Мф. 24:9 ). При этом обманщик постарается убедить окружающих в том, что все ветхозаветные мессианские пророчества осуществились именно на нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

ПОДОБНО И ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ  (наконец, и сами первосвященники не утерпели: не стыдясь своих седых волос, не щадя своего почтенного сана, они становятся наряду со своими низкими прислужниками)  С КНИЖНИКАМИ И СТАРЕЙШИНАМИ И ФАРИСЕЯМИ , со всеми членами своего верховного судилища, НАСМЕХАЯСЬ над чудесами Иисуса Христа, друг другу ГОВОРИЛИ: смотрите, ДРУГИХ СПАСАЛ Он от разных бед, страданий, опасностей, А СЕБЯ САМОГО НЕ МОЖЕТ СПАСТИ . Пусть спасет Себя, если Он действительно Христос, Божий избранный! Люди книжные и говорят по книжному. Избранником Божиим называется Христос у пророка Исайи ( Ис. 42:1 ). Видно, хотят показать народу, что они знают Писание, исследовали его и, значит, знают, что говорят, – надо им верить! Да и много ли нужно, если Он действительно есть Мессия, чтобы доказать это? ЕСЛИ ОН ЦАРЬ ИЗРАИЛЕВ , как написал над Ним Пилат, ПУСТЬ ТЕПЕРЬ , сейчас же, СОЙДЕТ С КРЕСТА , И мы УВЕРУЕМ В НЕГО , примем Его за Мессию. «Но хвалясь знанием Писаний, – говорит Филарет, архиепископ Черниговский, – эти слепые учителя народа на самом деле не хотели знать Писаний. Что говорит Давид о Мессии? Его псалом 21 все издревле признавали за песнь о Мессии. А в этом псалме Мессия-страдалец говорит: «пронзили руки мои и ноги мои» ( Пс. 21:17 ). Во времена Давида вовсе была неизвестна казнь распятия. Ясно, как нельзя более, что Давид в духе пророческом видит в отдаленном будущем судьбу Мессии, – видит то, что теперь совершилось над Иисусом стараниями синедриона». Но даже припоминая пророчества о Мессии, фарисеи с насмешкой прилагают их теперь к страждущему Господу и тем поразительно исполняют эти пророчества: УПОВАЛ НА БОГА , повторяют они хулу, которую в псалме у Давида произносят нечестивые в оскорбление Мессии; ПУСТЬ ТЕПЕРЬ ИЗБАВИТ ЕГО , ЕСЛИ ОН УГОДЕН ЕМУ . ИБО еще так недавно, в нашем присутствии, ОН СКАЗАЛ: Я БОЖИЙ СЫН . Разве Отец оставил бы Сына в таком положении? «О, скверные и пребеззаконные! – восклицает святитель Златоуст, – пророки разве не были пророками, или праведники праведными оттого, что Бог не исхитил их от напастей? И они также страдали. Что может сравниться с вашим безумием? Если их слава не омрачилась бедствиями, тем более не надлежало вам соблазняться о Христе, Который и делами и словами искоренил в нас эту мысль». «Не человеки на Голгофе ругаются Божию величеству, – говорит святитель Филарет Московский , – Божий Промысл посмевается буйству человеческому, без нарушения свободы заставляя его служить высочайшей Своей премудрости; не лукавые рабы прехитряют Господа; всеблагий Отец не щадит Сына, чтобы не погубить рабов лукавых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Перед тем как осудить на крест Спасителя, Пилат послал Его к Ироду для того, чтобы избавиться от ответственности за Его осуждение, переложить ее на Ирода. Вот как говорит об этом евангелист Лука: И разумев, яко от области Иродовы есть, посла его ко Ироду, сущу и тому во Иерусалиме в тыя дни. Ирод же видев Иисуса рад бысть зело: бе бо желая от многа времене видети Его ( Лк. 23, 7–8 ). Смотрите, этот человек желал видеть Господа Иисуса Христа. И зачем? Зане слышаше многа о Нем: и надеяшеся знамение некое видети от Него бываемо ( Лк. 23, 8 ). Ирод хотел увидеть знамение и этим показал, что он верит и в чудеса. Он верил пророку, верил в чудеса, воскресение мертвых и тем не менее совершил страшное преступление, убив Иоанна Крестителя. Вера у Ирода была искренняя, но для него не спасительная, более того, не препятствующая ему совершать бесчеловечные, богопротивные дела. Мы говорили сейчас только о вере, но нужно еще сказать и о глубоком знании Священного Писания, о знании, которое, безусловно, сопровождается верой. Вернемся к повествованию о Рождестве Спасителя. Те книжники, которые открыли Ироду Великому, где должен был родиться Мессия, понимали смысл пророчеств и рассказали царю о них так, как бы в наше время политолог рассказал о реальных событиях политической жизни. Для них было совершенно очевидно, что Христос должен родиться в Вифлееме: Тако бо писано есть пророком: и ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля ( Мф. 2, 5–6 ). Книжники, услышав от волхвов весть о рождестве Христа и вспомнив пророчество, должны были бы устремиться в Вифлеем для поклонения Спасителю, но этого не произошло. Они остались к этой вести совершенно безразличными, более того, их слова подтолкнули Ирода к тому, чтобы попытаться убить Богомладенца Христа. Может быть, кто-то желает оправдать этих книжников: мол, они не знали о том, что родился Мессия, и сказали об этом пророчестве безотносительно данного события. Но несправедливость такого мнения можно увидеть из слов Евангелия: Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с ним, то есть смутились все жители Иерусалима. Никто не мог остаться в неведении, тем паче люди, принадлежавшие к высшему классу: первосвященники и книжники. Безусловно, они знали о том, для чего пришли волхвы, но пренебрегли этим, потому что хотя и верили, но не имели того, что делает веру спасительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Но как бы то ни было, работа с паствой и превращение захожан в прихожан, а крещеных дикарей – в настоящих христиан, есть главная задача дня. Мессия пришел. Мессия воскрес. Он хочет войти внутрь человека, неся с Собой исцеление, и претворяя человека из раба страстей в живое святилище. В этом суть пришедшего Нового Завета, внутри которого мы живем, зачастую понимая ничуть не больше, чем понимают духовно ослепшие (до времени) иудеи. Храм, конечно, и Богородица. Храм чистейший и прекраснейший, одушевленный, вожделенный для Бога. О нем сказано: «Возжелает Царь красоты твоей» (Пс. 44:12) Мы будем славить Богоматерь в день Введения. Будем же и просить Ее, чтобы ради Ее молитв Христос умилосердился над нами и не погнушался прийти к нам вместе с Отцом и обитель у нас сотворить. (См. Ин. 14:23) Читайте также:  Введение Богородицы во храм: Перемещение центра тяжести жизни Введение Пресвятой Богородицы во храм: О чем нам нельзя забывать Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконография, иконы, картины Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 мая, 2022 30 апреля, 2022 2 февраля, 2024 17 января, 2024 17 июня, 2023 8 апреля, 2023 2 сентября, 2022 3 июня, 2022 30 мая, 2022 15 мая, 2022 30 апреля, 2022 2 февраля, 2024 17 января, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/glavnyj-smysl-xrama-et...

Иудеям достаточно сложно обойти это пророчество, хотя Рамбан и пытался доказать, что родиться и придти – это разные вещи, косвенно соглашаясь, что Мессия действительно родился в 1-м веке. Об этом более подробно мы говорили на прошедшей беседе. Иудеями делались попытки оспорить и само слово «Примиритель», но тут они опять наталкиваются на комментарий раби Шломо Ицхаки (Раши), непререкаемого авторитета в современном иудаизме, который однозначно истолковал это пророчество – Быт.49:10  словами: «″пока (не) придет Шило (то есть Примиритель – О.С.)″ – Царь Машиах, которому царство принадлежит». Кстати, у Иакова говориться «придет», а не «родится», на это иудеи совершенно не обращают внимания. Рамбан так же истолковал этот стих. Он пишет: «Ведь слово ″скипетр″ (шевет) указывает на Давида, который был первым царем, обладавшим царским скипетром, а ″Шило″ – это его потомок, которому ″будут повиноваться народы″». В России несколько раз издавалась Тора комментария «Сончино», составленного главным раввином Британской империи, там, в комментарии к Быт.49:10 , предлагается столько уверток, чтобы уйти от прямого истолкования данного текста, которое признается, как мы показали, и столпами иудаизма. Для нас очень важно рассмотреть этот вопрос! Дело в том, что царь Ирод «Великий» не был евреем, он был идумеянин, и, таким образом, на нем буквально исполнилось пророчество, изреченное патриархом Иаковом в 1700– 1650 г. до Рождества Христова, а записано Моисеем оно было около 1250 г. до Рождества Христова. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Матфей упоминает об Ироде, чтобы ты научился, что князья и цари от колена Иудина прекратились и в силу необходимости пришел Христос. Ибо Ирод был не иудей, но идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки. Когда же прекратились князья, пришло ″ожидание языков″, как пророчествовал Иаков» . То есть, когда иноплеменники воцаряются на земле, необходимо им противостоять. Итак, услышав о волхвах, «Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» . Их состояние можно передать, одним словом: ПАНИКА. Но как объяснить, почему иудеи и их царь, хотя не еврей, но иудей по вероисповеданию, так отреагировали на весть о Рождестве Христовом? Казалось бы, что они все должны были быть обрадованы вестью о рождении Мессии, и вдруг – ПАНИКА!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010