Внимая словам Спасителя, самарянка не осмеливается прерывать Его или что-то возражать, но вопрос о пришествии Мессии особенно волнует ее. Женщина решается спросить об этом незнакомого Пророка, говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё. Самаряне ждали такого Избавителя, Который явится не только как Учитель, но и как Царь земной, повелевающий всеми народами. Но вот Господь наш Иисус Христос говорит ей самые важные слова о том, что Он и есть ожидаемый Спаситель: это Я, Который говорю с тобою. Истина открыта! Слово Божие потрясает! Душа женщины, утомленная долгим ожиданием правды, возликовала и вострепетала, и женщина, что самое главное, сразу же поверила услышанному! Но разговор был прерван, потому что пришли ученики, удивившиеся, что Божественный Учитель ведет беседу с женщиной. По иудейским законам на дороге этого нельзя было делать. Но из почтения и смирения ученики не стали задавать никаких вопросов. Самарянка же, смущенная прибытием апостолов, даже забыв свой водонос, поспешила в город, возвещая людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Сама она, по сердечному смирению, обретенному в разговоре с Господом, не смела говорить, что общалась с Мессией. Тем не менее, она нисколько не сомневалась, призывая других самарян убедиться в том, что Спаситель уже пришел. Не стесняясь, кается женщина перед людьми в совершенных беззакониях и непотребном поведении. Ей не важно сейчас общественное мнение или то, что кто-то ее осудит. Лишь бы обратили внимание на ее благовестие, лишь бы поверили. Слова сама-рянки столь убедительны, что за ней устремилась целая толпа. Между тем разговор о Подателе жизни был продолжен Господом с Его учениками, принесшими пищу и предлагавшими Учителю ее отведать. Но Он сказал им: у меня есть пища, которой вы не знаете. Апостолы удивились: ведь они знали, что Иисус голоден, кто же мог накормить Его без них? На недоумение учеников Божественный Учитель сказал: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Этими словами Христос сообщает, что Он сейчас не нуждается в обыкновенной еде, что, совершая Божественную волю, духовной пищей Он удовлетворяет нужды духа, что гораздо важнее, чем потребности тела в еде. Для большей наглядности Божественный Учитель говорит апостолам о жатве. Но речь идет не о хлебе насущном, а о жатве духовной, в которой призваны участвовать все верные Христу. Самаряне, не просвещенные словом Божиим, представляют собой пока зеленую жатву, которую еще предстоит возделывать, но зато желанной и значимой явится награда: …жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Господь подразумевает под вечной жизнью усвоение истинной веры и благодать просвещения христианских душ.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Итак, пророческая характеристика Иуде, потому что он (Иаков) сказал: « И я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни» ( Быт.49:8 ). И мы читаем: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего » ( Быт.49:8 ). Это пророчество о царях: о псалмопевце и пророке царе Давиде, прежде всего, который крепкой рукою остановит филистимлян, это пророчество о царских домах пророка Давида. Далее очень интересно: « Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? » ( Быт.49:9 ). Здесь говорится о духовной мощи этого колена, потому что « лев » в некоторых текстах Ветхого Завета – это символ Мессии, один из символов Христа. И далее – этот текст был написан Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Кумранские рукописи этого текста датируются II-м и даже VI-м веком до Рождества Христова! И вот смотрите, что было сказано о времени, когда придет Мессия из колена Иудина, Иаков пророчествует, он говорит: « Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов » ( Быт.49:10 ). Какой смысл этих слов? Скипетр – это символ царской власти! И когда умирающий Иаков пророчествует: « Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе (то есть: пока. – О. С.) не придет Примиритель »! Иными словами, он говорит: «Христос-Примиритель придет тогда, когда царем евреев будет не еврей и не из дома Давида». « Когда скипетр отнимется от дома Иуды », то есть от дома царя Давида! А когда рождается наш Господь Иисус Христос? Во дни Ирода Великого. А Ирод Великий кто по нации? Идумеянин! Скипетр был отнят из дома царя Давида, потому что даже хасмонеи – предшествующая династия – имели какое-то отношение к дому царя Давида. А Христос-Примиритель приходит именно тогда, когда скипетр отнят, когда будет царь над евреями – сам не еврей, Идумеянин. И известен случай, который описывается в Талмуде, когда один из сыновей Ирода, который тоже стал царем иудеев, читал как-то в Храме Иерусалимском законы о царях. Он читает эти законы о царях (это в Пятикнижии такие законы), а там сказано: «то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» ( Втор.17:15 ). Ну, то есть из еврейского народа. А он читает, читает… – так он же не еврей!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но, рождённый от Девы Марии, Сын и Слово Божье стал Человеком, цельным и совершенным, с человеческими душой, умом и телом. Он жил в семье и имел «братьев» ( Мф.12:46–47 ), которые, по православному учению, не были рождены от Приснодевы Марии, но были либо Его двоюродными братьями, либо детьми Иосифа. Он переживал все естественные человеческие состояния: рост и развитие, неведение и учение, голод, жажду, усталость, печаль, разочарование. Он знал также человеческие искушения, страдания и смерть. И Он принял всё это на Себя «нас ради человек и нашего ради спасения».А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братиям… для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь. ( Евр.2:14–18 ) Христос вошёл в этот мир, сделавшись таким, как все люди, во всём, кроме греха.Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. ( 1Пет.2:22–23 ) Как Человек, новый и последний Адам, Иисус Христос в совершенстве исполнил Свою задачу. Он победил во всём, в чём люди терпят крушение, Он был безупречным человеческим ответом на каждое обращение Бога к Своему творению. В Своём человечестве Он восстановил жизнь Адама, то есть всего человеческого рода, вернув его к Богу Отцу и дав возможность новому началу жизни, свободной от власти греха, дьявола и смерти. Как Спаситель-Мессия, Христос исполнил и все пророчества и упования Ветхого Завета, завершив все, что было начато в Израиле для спасения человека и мира. Поэтому Он есть исполнение обещания Аврааму, завершение закона Моисея, исполнение пророчеств и Последний Пророк, Царь и Учитель, единственный Великий Первосвященник спасения и Совершенная Жертва, Новая Пасха, и Податель Святого Духа всему мирозданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Таким-то образом все это было от падения Адама до пришествия Господа нашего Иисуса Христа во плоти в мир. Без этого, ваше Боголюбие, всегда сохранявшегося в роде человеческом ощутительно о действиях Духа Святаго понимания не было бы людям ни по чем возможности узнать в точности,– пришел ли в мир обетованный Адаму и Еве плод семени жены, имеющий стереть главу змиеву. Но вот Симеон Богоприимец, сохраненный Духом Святым после предвозвещения ему на 65-м году его жизни тайны приснодевственного от Пречистыя Приснодевы Марии Его зачатия и рождения, проживши по благодати Всесвятаго Духа Божьего 300 лет, потом, на 365-м году жизни своей сказал ясно в храме Господнем, что ощутительно узнал по дару Духа Святаго, что это и есть Он Самый, Тот Христос, Спаситель мира, о вышеестественном зачатии и рождении Коего от Духа Святаго ему было предвозвещено от Ангела. Вот и святая Анна пророчица, дочь Фануилова, служившая восемьдесят лет от вдовства своего Господу Богу в храме Божием и известная по особенным дарам благодати Божией за вдовицу праведную, чистую рабу Божию, возвестила, что это действительно Он и есть обетованный миру Мессия, истинный Христос, Бог и человек, Царь Израилев, пришедший спасти Адама и род человеческий. Когда же Он, Господь наш Иисус Христос , изволил совершить все дело спасения, то по Воскресении Своем дунул на апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им благодать Всесвятого Духа Божиего. Но мало сего, – ведь говорил же Он им: Лучше для вас, чтобы Я пошел (к Отцу – Ред.); ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам ( Ин.16:7 ). Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ). Это уже обещана была им благодать-возблагодать (благодать на благодать) ( Ин.1:16 ). А на что же, батюшка, ваше Боголюбие, кладем мы, убогие, печати свои, как не на сосуды, хранящие какую-нибудь высокоценимую нами драгоценность? Что же может быть выше всего на свете и что драгоценнее даров Духа Святого, ниспосылаемых нам свыше в Таинстве Крещения, ибо крещенская эта благодать столь велика и столь необходима, столь живоносна для человека, что даже и от человека-еретика не отъемлется до самой его смерти, то есть до срока, обозначенного свыше по Промыслу Божию для пожизненной пробы человека на земле: на что он будет годен и что он в этот Богом дарованный ему срок при посредстве свыше дарованной ему силы благодати сможет совершить.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях. Господь Иисус Христос после данных тайновидцу откровений, подтверждая Свое Мессианское достоинство, называет Себя: Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. С помощью первой и конечной букв греческого алфавита Он указывает на заключенную в Нем полноту. Такое образное выражение применялось и еврейскими книжниками: «от Алефа до Тава». Выражение Альфа и Омега означает, что Христос есть истинный Бог . Ранее в тексте этот образ дважды применялся к Богу Вседержителю (ср. Отк.1:8; 21:6 ). Тождественно по смыслу выражение Первый и Последний. Оно встречается и в Ветхом Завете: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис.44:6 ; Ис.48:12 ). На абсолютную полноту Бога указывает так же соединение слов «начало и конец». Продолжая подтверждать Свое Божественное достоинство, Иисус Христос применяет к Себе образы и выражения, которые указывают на древние пророчества о Нем: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» ( Числ. 24:17 . Св. апостол Петр подтверждает, что это выражение относится именно к Христу: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» ( 2Пет.1:18–19 ). Спаситель называет Себя утренней звездой, потому что она предвещает восход солнца, который прогонит мрак ночи, тьму греха и смерти. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками и дам ему звезду утреннюю ( Откр. 2:26,28 . Обетование утренней звезды – это обетование Самого Христа. Выражение «корень и потомок Давида» тесно связано с пророчеством Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис.11:1–2 ; ср. «Дух Господень на Мне», Лк.4:18 ). Иессей был отцом Давида. Слова корень Иессея, также как и корень Давида, указывают, что Иисус – обетованный Богом через пророков Мессия, Который произойдет из царственного рода Давида. Он не только является исполнением пророчества, но и одновременно есть тот вечный корень, из которого произошел Давид.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О приходе Христа в дом мы читаем: «Пришел Иисус, когда двери были заперты , стал посреди них и сказал: мир вам!» ( Ин.20:26 ). Вот как здесь Христос вошёл чрез двери, не отворяя и не разрушая их , так вошёл Он и в этот мир через ложесна Девы, которые оставались закрытыми и не разрушенными. В обоих случаях (и при рождении и при входе в дом) Христос прошёл, не открывая и не разрушая ни того, ни другого. Двери дома открылись и впустили Христа, но в другом – метафизическом смысле, оставаясь в то же самое время закрытыми. Вот так же произошло и при рождении Христа: врата святилища (ложесна Девы), конечно же, в некотором метафизическом смысле отворились перед Христом и впустили Его в этот мир, но в то же самое время, они, как и двери дома, остались закрытыми и не повреждёнными. 2) В Ветхом Завете есть ещё одно замечательное пророчество о том, что Христос будет единственным Сыном Своей Матери: «ибо я был сын у отца моего, нежно любимый, и единственный у матери моей » ( Притч.4:3 ). Эти слова произнес царь Соломон. Но как же Соломон мог такое сказать, если он на самом деле не был единственным сыном у своей матери Вирсавии: «и сии родились у него (Давида) в Иерусалиме: Шима, Шовав, Нафан и Соломон, четверо от Вирсавии » ( 1Пар.3:5 )? Это, казалось бы, очевидное противоречие между двумя вышеприведенными отрывками Св. Писания наилучшим образом разрешается тем толкованием, что Притч.4:3 есть один из ветхозаветных мессианских стихов, который пророчествовал о Христе, а именно о том, что Мессия будет единственный Сыном у Своей Матери ! И если даже эти слова Соломона можно истолковать и по-другому 205 , то эти толкования будут только второстепенными, которые никоим образом не отменяют первейшего и важнейшего значения Притч.4:3 . Посему, протестанты противоречат Библии, когда утверждают, что у Девы Марии были и другие дети, кроме Христа. 3) Лк.1:34 . Здесь Дева Мария в ответ Ангелу, благовестившему Ей о рождении Сына, вопрошает: « как будет это , когда Я мужа не знаю ?». Ведь если думать (как думают протестанты), что Дева Мария не давала Богу никакого обета девства, и собиралась вскоре вступить в обычный брак с Иосифом, то какой смысл имел бы Её вопрос? Ведь если Ангел, пророк или прозорливец скажет обрученной невесте, что она родит сына, которому нужно наречь такое-то имя, то разве она станет спрашивать: «как будет это, когда я мужа не знаю?» Такого вопроса даже возникнуть не может, и он вызвал бы у собеседника только недоумение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

    Они думали выслушать признание Господа, что Он есть Мессия, и вследствие этого снова подтвердить приговор смертный. Чего недоставало для единогласия, то могло быть сделано посредством тайных сношений в остальную часть ночи. Не страшились более и возмущения народного: жители Иерусалима не могли еще узнать о всех событиях прошедшей ночи. Дело тьмы совершалось так успешно, как только могли желать служители тьмы. Подробности этого заседания законопреступных судей рассказывает евангелист Лука. Божественный Страдалец, с Которого узы были сняты на время допроса, был введен в собрание. «Ты ли Христос? скажи нам», — спросил Каиафа тем голосом, в котором уже звучал смертный приговор. Понятно, почему не спрашивают, — Ты ли Сын Божий? Им нужно было вынудить у Господа признание, что Он Христос, чтобы выдать Его Пилату, как возмущающего народ против власти кесаря. Им дела нет до того, что Господь не раз обличал ложные понятия народа о Мессии, как о Царе-завоевателе, не раз укрывался от народа, когда тот хотел провозгласить Его Царем... Господь сказал им в ответ: «если скажу вам» (что Я Христос), «вы не поверите; если же и спрошу вас» (о том, что могло бы вывести вас из ослепления), «вы не будете отвечать Мне и не отпустите Меня». Я уже спрашивал вас о крещении Иоанновом, о Камне, отвергнутом строителями, о том, почему Давид называет своего Сына — Мессию Господом своим, и вы молчали. После этого остается одно — повторить вам то, что Я сказал вам вчера: «отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией», как всемогущий Царь и Судия. Тогда все члены синедриона в исступлении закричали: «итак, Ты Сын Божий?» - «Вы говорите, что Я», — со спокойным величием отвечал им Господь (Лк. 22:67-70). Этого было довольно для ослепленных злобой судей нечестивых, чтобы произнести вторично смертный приговор. «Какое еще нужно нам свидетельство? — злорадно заговорили они все вместе, — ибо мы сами слышали из уст Его!» Не о чем больше рассуждать! Смерть, смерть богохульнику! И поднялось все множество их, И, СВЯЗАВ ЕГО, ОТВЕЛИ И ПРЕДАЛИ ЕГО ПОНТИЮ ПИЛАТУ, ПРАВИТЕЛЮ. «Благомыслящие члены синедриона, — говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, — или не были при настоящем решительном осуждении Господа, или вынуждены были молчать. Их честный голос только повредил бы им, ничего не сделав для пользы невинно Осужденного. Относительно Иосифа Аримафейского прямо указывается в Евангелии от Луки, что он не участвовал в настоящем преступном совете и беззаконном деле синедриона».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного? Христос ответил: ты сказал, употребив установленную форму утвердительного ответа ( Мф.26:63 ; Лк.22:70 ; Ин.19:7 ). Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания . Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом ( Пс.2 , Пс.44 , Пс.109 ). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Хр. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: С нами Бог . И немного далее пророк еще определеннее раскрывает свойства Сына: И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности ( Ис.7:14, 9:6 ). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности Богомладенца писал также пророк Михей ( Мих.5:2 ). Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии, именует Мессию Господом ( Иер.23:5, 33:16 ), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь ; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:36–38 ) – т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей! Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании , могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия. Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елисавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:42–43 ). Ясно, что у праведной Елисаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елисавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Вся Его деятельность проникнута любовью к людям, тихой, спокойной, самоотверженной любовью, без всякого малейшего оттенка страсти. Он ничего не делает неосмотрительно и бесцельно; и все, что Он ни начинает, приводит к удачному концу и к осуществлению Его целей. Даже и тогда, когда, одушевленный святым негодованием, Он начинает обличать кого-либо словом или делом, то это не есть какое-либо раздраженное чувство личного, греховного негодования, какое часто встречается у людей, но это негодование можно лучше назвать негодованием любви, святым, чуждым всяких эгоистических целей, ненавидящим порока и при всем том исполненным любви даже к самым злодеям, если только они способны еще к исправлению. И во всем этом Он никогда не преступает границ умеренности. Господь Иисус Христос всегда был смирен и кроток. Он ищет прежде всего нищих, беспомощных, отверженных и ради людей добровольно приемлет крайнее уничижение и умирает позорнейшей смертью на кресте; но и под покровом бедности и уничижения в Нем выну почти на каждом шагу Его земной жизни, светит и сияет высокий царский дух. Он владел той способностью, той высшей могущественной силой, посредством которых великие умы всегда и всецело делаются владыками самих себя. Его дело было решительно как слово и Его слово – как дело. Там, где враги Его искали ставить Ему ковы, Он разом разрушал их и с присущей Ему силой отражал все нападения, доколе не пришел час Его. Нередко Он посрамлял своих врагов простым молчанием, молчанием, особенно потрясающим, когда в спокойном сознании невинности Он стоял пред синедрионом, жаждавшим крови и отмщения. Но ничто не может сравниться в достоинстве, с которым засвидетельствовал Господь Иисус Христос о самом Себе пред лицом римского правителя и судии: Я царь, Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего ( Uh. XVIII, 37 ). Какая чудная сила и величье в сих словах и как бледнеют пред ними все прочие громкие фразы других людей о своем величии и превосходстве!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

И другой евангелист замечает, что, когда Христос Спаситель начал Свою евангельскую проповедь, народ, слушая учение Христа, дивился, как Он, не учившись, так отчётливо знает св. Писание ( Ин.7:15 ). Оба эти замечания евангелистов ясно показывают, каким путём Иисус приобрёл разумение Писания. Постепенность у Христа была не в приобретении познаний, а только в обнаружении умственных сокровищ и притом эта постепенность в обнаружении зависела единственно от постепенности развития сил и способностей телесных. Человеческая природа Иисуса Христа требовала времени для своего развития до зрелости, до способности служить духу. Но для приобретения познаний в св. Писании, как всякому понятно, Христу, как Богу, не было нужды ни в каких подвигах, почему Он, не учившись, знал Писание ( Ин.7:15 ). 4) Основание к признанию возможности многократных воплощений Сына Божия, Христа в праведных людей, хлысты видят ещё в следующих словах св. Писания: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему, и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом ( 2Кор.6:16 ; Лев.26:12 ). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). Чтобы понять смысл этих слов, необходимо обратить внимание на связь речи у евангелиста. Евреи, гордые своим сознанием происхождения от Авраама, отца верующих, ожидали что Мессия явится к ним в образе политического царя, который устроит земное, видимое, политическое царство. От такого понятия о Мессии, уже после явления Христа Спасителя, долго не могли отрешиться и Его ученики, почему на слова Христа: кто соблюдет заповеди Мои, того и Я возлюблю, и явлюсь ему Сам, ученик и апостол Христа Иуда Иаковлев сказал: что это значит, что " Ты хочешь явить Себя нам, а не миру, как могущественный царь славного земного царства? Христос Спаситель в ответе на вопрос Иуды усиливает мысль о Своём духовном, таинственном, в благодатных дарах в таинствах, явлении Себя верующим. Мысль о духовном Своём явлении верующим сердцам Христос Спаситель поясняет и усиливает указанием на то, что явление Его будет вместе с явлением и Бога Отца, Которого никто из людей никогда не видел и видеть не может ( Ин.1:18 ; 1Ин.4:12 ; 1Тим.6:16 ), ибо Он есть огнь поядающий ( Втор.4:24 ; Евр.12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010