В юж. части Храмовой горы, приблизительно на месте позднейшей мечети Аль-Акса, вероятно, в нач. VI в. был построен храм Иакова, брата Господня. На мадабской карте он изображен в виде базилики с 2-скатным перекрытием. Возможно, к нему относятся ранневизант. архитектурные детали (стволы колонн, капители и др.), в наст. время выставленные рядом с мечетью. Вид на Храмовую гору с Елеона Вид на Храмовую гору с Елеона Интерьер собора Вознесения Господня Елеонского мон-ря. Архит. архим. Антонин (Капустин). 1873-1881 г. Фотография. 2008 г. Интерьер собора Вознесения Господня Елеонского мон-ря. Архит. архим. Антонин (Капустин). 1873-1881 г. Фотография. 2008 г. На горе Офел, у юго-зап. угла Храмовой горы, раскрыт (раскопки Б. Мазара 1968-1978) обширный жилой квартал, неск. раз перестроенный на протяжении IV-V вв. Сначала он не имел общей планировки, но к концу ранневизант. периода застройка уже велась по единому плану. Двухэтажные каменные дома имели перистильный план с колоннадой по периметру внутреннего двора. Крыши крыли деревом или черепицей, поставлявшейся не менее чем 10 разными мастерскими. Под зданиями сооружали цистерны с сетью глиняных труб для сбора дождевой воды; как исключение встречаются гиппокауст (отопление пола) и бассейны для омовения. Одно из зданий квартала, у подножия Тройных ворот Иерусалимского храма, интерпретировано Э. Мазар ( Mazar E. Temple Mount Excavations Unearth the Monastery of the Virgins//BAR. 2004. Vol. 30. N 3. P. 20-32) как упомянутый диак. Феодосием (ок. 530) мон-рь Дев ( Wilkinson. 1977. P. 66), что не принято археологами Б. Мазаром и Бен-Довом. Мон-рь состоял из 3 зданий: монашеского корпуса с церковью с мозаичным полом на 2-м этаже, связанной с ним цистерны (севернее) и большого дома на 30 комнат для паломников (восточнее). Монастырский корпус почти квадратный (сторона ок. 18 м), с внутренним двором, окруженным 10-15 помещениями в 2 и 3 этажа (считая подземный). В панцирной кладке использованы плохо отесанные камни и блоки, а также кладка общественного здания эпохи Ирода. Возможно, это известное по Мишне (ок. 200) здание «судилища (Малый синедрион) у входа на Храмовую гору» (Мишна. Санхедрин. 11. 2), т. к. здесь найдены фрагменты надписи, содержащей часть слова «старейшины» ( Mazar E. 2003. Vol. 2). Комплекс пострадал при персах, после чего нек-рое время использовался как синагога: место христ. символов заняли семисвечник и др. иудейские изображения.

http://pravenc.ru/text/293782.html

В службе – пища дикой козы. 226 Так в Средечском сказании. Здесь же сказано: «высота камене того 40 саженей… До днешнего дне зная тое стопи ногу его на камены и кровь его». 227 По Средечскому сказанию, место, где стоял царь Петр, желавший видеть пустынника, «оттоле назвася царев верх». 229 По Средечскому сказанию, преподобный являлся самому царю Петру, и при этом царе мощи перенесены с пустынной скалы в Средец. 230 «Идеже до днешнего дня лежит чудотворное тело преподобнаго», говорит синаксарь. Эти слова показывают, что сказание синаксаря писано ок. 1240 г. У Евфимия следует после того история обители. Памятники обители см.: Гласник. Кн. 7. Память прп. Иоанна иногда показывается под 19 октября ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы), но это день перенесения мощей в Тернов. Место, куда перенесены были мощи, в синаксаре Болгарском и Афонском (см.: Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы) называется Трапезицею, тогда как по известию Евфимия перенесены они в Тернов. Княжич пишет: «в Тернове между двух скал и р. Янтрою есть возвышенность, называемая Трапезец или Трапезицею, на этом месте был дворец Болгарских царей» (Записки Императорского русского Археологического общества. Том IV). Так как храм во имя св. Иоанна решились строить в то же время, как положили перенести мощи его в Тернов, и ко времени перенесения не могла окончиться постройка его, то естественно что на первое время св. мощи положены в храме Трапезицы. 231 См.: Григорович В. Очерк путешествия. Здесь описана и местность обители; в 1627 г. являлся в Москву за милостынею настоятель Рыльской обители. В грамоте царю было написано: в области Сардикийской на горе Книшаве есть царского создания обытель Рыло с храмом прп. отца Иоанна пустынножителя, где почивают мощи его, целые и невредимые доселе». Здесь же сказано, что обители прп. Иоанна даны были грамоты царями Иоанном и Феодором (Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. Ч. 2). 232 Житие его см.: Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших: В 2 частях.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В обоих документах о. Киприан пишет о переходе в юрисдикцию Сербского Патриарха. Возвращению в Югославию способствовало участие о. Киприана в устройстве и приёме сербского паломничества на Святую Землю («по поводу письма влад. Иосифа о возможности приезда сюда сербских поклонников несколько дней уже хожу и разузнаю о ценах, пароходах, расписаниях и т.д., трудно с помещением» (8/21.12.1929). Сербское паломничество было на Святой Земле в апреле 1930 года, во главе его стоял епископ Охридский Николай (Велимирович), прославленный в 1987 году в лике святых. Общение с владыкой Николаем определило пути возвращения.   Особая благодарность священнику Михаилу Насонову (в свое время — студенту Богословского института, а сейчас — священнику Русской Православной Церкви в Дублине, Ирландия), указавшему мне на наличие дневников о. Киприана в архиве института. Бунин И. А . Тень птицы. Иудея. Иларион (Алфеев), митр. Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999. Киприан (Керн), архим . Отец Антонин (Капустин). Белград, 1934. Переиздано в Москве с названием: Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). М., 1997 . Chitty D.J . The Desert a City. Первое издание — 1966. Русское издание: Читти Дервас. Град Пустыня. СПб., 2007. Читти Д . Град Пустыня. С. 15. Из греков основным собеседником и другом о. Киприана был архим. Каллист (Милиара), многолетний редактор журнала Иерусалимской Патриархии «Новый Сион». Так, например, Иерусалимский патриарх Дамиан заявил в 1923 году о признании его Церковью действительности англиканских хиротоний. О причинах такого «широкого» отношения много говорится в дневниках о. Киприана. Занемонец А, диак . К истории паломничеств в Святую Землю из Русского зарубежья в 50–70-х годах XX века. Памяти епископа Мефодия (Кульмана; 1902–1974). М., 2009. С. 54.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6172884

660 Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах/Под ред. В.Н. Карпова: В 13 кн. СПб. 1862 (далее – Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. -Ред.). 662 Григорович В. Очерк путешествия; Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы. Григорович справедливо полагает, что грамота имп. Льва, вписанная в зографский хрисовул ц. Душана, принадлежит скиту, который впоследствии присоединен к болгарскому Зографу; но все-таки остается неизвестным, кем и когда устроен Зограф для болгар. Славянские рукописи Зографа и показания актов о древнейших монастырях Афона см. там же. Грамота Зографу болгарского царя Иоанна Ясеня 1192 г.; другая грамота болгарского царя Александра 1342 г. см. в: Аврамович. Описание древностей сербских. 663 Афонский патерик. Ч. 1. Особое сказание напечатано в книге: Никон. Рай мысленный: Слово благополезное о создании мон-ря Пресв. Богородицы Иверские иже на Святе озере/Изд. Валдайского Иверского мон-ря. Б. м., 1659. Григорович (Григорович В. Очерк путешествия) указывает в хиландарской рукописи повесть о разорении Афона: но неизвестно, то же ли это, что напечатано в Иверском монастыре. Гуманные дела латынян на Афоне показаны и в послании Прота к вел. кн. Василию Васильевичу, писанном в 1445 г. (например в 9 т. летописи занятый археографической коммисией стр. 31). О зографцах здесь сказано, что они за твердость в вере задушены огнем в башне «и ныне мощи тех в освящение имамы». Ватопедский настоятель убеждал своих удалиться из обители; лучшие послушались его и удалились с настоятелем; упорные остались и предались латинянам; так как они преданы были настоятелем анафеме, то по смерти тела их лежат черные как уголь. О времени события здесь говорится так, что это было по окончании власти латинян над Цареградом. 665 Исповедание отыскано и издано о. Порфирием: Четыре беседы Фотия, свя- тейшаго архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них архимандрита Порфирия Успенского . СПб., 1864. После того конечно не будут более поднимать сомнений против разорения Афона папизмом в 1283 г., как сомневались доселе Григорович (Григорович В. Очерк путешествия) и поклонник горы ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архим. Антонин сумел в первые годы своей иерусалимской жизни разрешить проблемы, ради которых был в Иерусалим отправлен, и добился «всеобщего мира». Затем встал вопрос: что же делать дальше? Какими будут основные направления его служения? Деятельность миссии при прежних начальниках вроде бы давала ясные примеры того, что от миссии требовалось. 1. Представлять Русскую церковь при Иерусалимском патриархе. Служить с ним в праздники и участвовать в различных переговорах. 2. Помогать русским государственным и общественным организациям в приёме паломников. (К приезду о. Антонина в Иерусалиме уже действовало русское подворье на Мейдамской площади. Оно не принадлежало непосредственно миссии, но его надо было достраивать и обслуживать.) 3. Заниматься собственной научной работой. Эти три цели не потеряли актуальности и для о. Антонина, однако ими он не ограничился. Примером для него стала деятельность не только прямых предшественников, но и западно-христианских миссий — католических и протестантских, уже два десятилетия активно работавших на Святой Земле. Помимо помощи своим паломникам и научной деятельности, западные миссии имели конкретную цель — обращать местных жителей в свою веру. К этому они стремились на всех континентах. Однако на Ближнем Востоке это было невозможно: в мусульманском государстве, каким являлась Османская империя, речь о переходе из ислама в христианство не шла; за обращение в христианство новокрещённых подвергали смертной казни, а миссионеров в лучшем случае изгоняли. Поэтому на Святой Земле католики и протестанты могли распространять свою веру лишь среди других христиан, в первую очередь — православных. Так что большинство арабов-католиков на Ближнем Востоке — это бывшие православные. А протестанты — либо тоже бывшие православные, либо уже, чаще, бывшие католики. Обычный миссионерский подход был прост: сначала лечить, потом учить, а уже потом приглашать присоединиться к своей церкви. В середине XIX beka, как раз в капустинское время, потери среди православной паствы Иерусалимского и Антиохийского патриархатов были огромные: тысячи православных арабов присоединялись к воссозданному в 1847 г. Латинскому патриархату, в первую очередь благодаря католическим школам. И вот в такой ситуации архим. Антонин решил, что Русская миссия должна помогать местной церкви в сохранении паствы, в первую очередь через школьное образование , ведь именно этим были сильны католики. В результате работы Русской духовной миссии и других русских организаций, к началу XX века на Ближнем Востоке было более сотни русских общеобразовательных школ.

http://bogoslov.ru/article/6174357

В 1862 г. Е. в. м. посетил известный путешественник-востоковед, бывш. министр народного просвещения А. С. Норов, в 1865 г.- историк и общественный деятель Д. Д. Смышляев. В 1870 г. византинист, археолог и археограф, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонин (Капустин) пробыл в Е. в. м. неск. недель и составил описание синайских рукописей ( Лисовой Н. Н. Архимандрит Антонин (Капустин) - исследователь синайских рукописей: По страницам дневника//Церковь в истории России. М., 2000. Сб. 4. С. 197-225). В 1871 г. синайским архим. Григорием была построена 3-ярусная колокольня, украшенная 9 колоколами, присланными из России. После низложения в 1872 г. Иерусалимского патриарха Кирилла II в связи с вопросом о «болгарской схизме» российское правительство наложило секвестр на доходы с бессарабских имений, принадлежавших Иерусалимскому Патриархату (в т. ч. и на владения Е. в. м.). Внутренний вид кафоликона мон-ря вмц. Екатерины Внутренний вид кафоликона мон-ря вмц. Екатерины В эти годы условия жизни синайских насельников по-прежнему оставались крайне тяжелыми, поэтому не всякий инок, желавший нести свой подвиг на Синае, смог выдержать и преодолеть многочисленные трудности. Как сообщалось в 70-х гг. XIX в., «по тягости ли жизни, по скудости ли средств к существованию, по отдаленности ли Синая монахи остаются в ведении тамошнего монастыря не долго, редкий из них проживет там лет пять» (Монастырь на Синайской горе. 1875. С. 11). Н. П. Кондаков , специалист в области церковного искусства, побывавший на Синае в 1881 г., сообщает, что в Е. в. м. «монахи все из греков и один только русский, отец Симеон, из отставных, которого при нас не было - он ушел в Тифлис. Почтенный архиепископ... часто нам об о. Симеоне рассказывал, какой тот умный и ловкий, и как он его намерен в иеромонахи произвести, хотя он и неграмотный» ( Кондаков. 1882. С. 46). Избранный 9 авг. 1885 г. Синайским архиепископом Порфирий I (Павлидис), уроженец о-ва Закинф, прожил ок. 5 лет в мон-ре св. Екатерины в Киеве, управляя Киевскими подворьями, затем - в Молдавии и К-поле. Хиротонию он получил от Иерусалимского патриарха Никодима. Порфирий I отличался «выдающимся умом, энергией и дипломатическим тактом, прекрасно благоустроил монастырь во внутреннем и хозяйственном отношении и пользуется большим уважением на Синае и в Каире за свои высокие нравственные качества» (История Христианской церкви. 1901. С. 333).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

616 Подробнее см.: Παπουλδης К. Πτρος βνοβιτς Σεβαστινωφ (1811–1857): προσγγιση στ ργο του//Βαλκανικ Σμμεικτα. 1997. Τ. 9. Σ. 15–36. То же в работе: Idem. ρχειογραφικ κα στοριογραφικ τς Ρωσας. Θεσσαλονκη,2000. Σ. 85–104. Тот же текст под заголовком: γιορειτικο θησαυρο στ Ρωσα· Ο συλλογς Σεβαστινωφ//γιον ρος· Φση – Λατρεα – Τχνη· Πρακτικ συνεδρου ες τ πλασιον τν παραλλλων κδηλσεων τς κδσεως «Θησαυρο το γου ρους». Θεσσαλονκη, 2001. Τ. 1. Σ. 226–236, 396–430. Тот же текст на французском языке: Papoulidis К. Р. I. Sevast " janov (1881–1867) et ses collections//φιρωμα στ μνμη το Σωτρη Κσσα. Θεσσαλονκη, 2001. Σ. 147–160. Тот же текст в работе: Idem. Analecta Balcano-Russica. Θεσσαλονκη, 2005. Σ. 147–160 (там же библиография вопроса на с. 147). 617 Подробнее см.: Παπουλδης К. Πορφυρου Οσπνσκι γιορειτικν ποπτεα//γιον ρος: γιορειτικ Βιβλιοθκη, 2005, там же библиография на с. 21–31. 618 Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Святой Горы. Киев, 1864. С. 136. Ср. также: Παπουλδης К. λληνικς το ντωννου Καποστιν (1817–1894): Συμβολ στν πολιτικ τς Ρωσας στ Χριστιανικ νατολ τ 19ο ανα. Θεσσαλονκη, 1993. Σ. 97. 619 Didron, ame. Expedition archeologique au Mont Athos//Annales Archeologiques. 1861. Vol. 21. P. 74. 620 Ελγιος Κουρλας Λαυριτης. Τ γιορειτικ ρχεα κα κατλογος το Πορφυρου Οσπνσκι//πιτηρς ταιρεας Βυχαντινν Σπουδν.1930. Τ. 7. Σ. 197. 621 Антонин (Капустин), архим. Цит. соч. С. 136. Ср.: Παπονλδης К. Ελληνικς του Αντωννου Καποστιν...97. 623 Акты Русского на св. Афоне монастыря великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873; [Regel W.y Kurtz Е.у Korablev В.]. Actes de l " Athos. IV. Actes de Zographou//Византийский Временник. Т. 15. 1907. Прил. 1; [Petit L.y Korablev В.]. Actes de TAthos. IV. Actes de Chilandar//Византийский Временник. Т. 17. 1911. Прил. 1; [Regel W., Kurtz Ε., Korablev В.]. Actes de l " Athos. VI. Actes de Philothee//Византийский Временник. Т. 20. 1913. Прил. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @10474@ Подпись к иллюстрации: Архим. Антонин (Капустин) Размер файла: 65.89 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 15.03.2014 15:53:36 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/10474.html

6552. КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ , свт. Слово о расслабленном, в Неделю 4-ю по Пасхе. – 1987, 4, 29. 6553. СВЯТЫЕ отцы и учители Церкви о христианской надежде. В Неделю 4-ю по Пасхе ( Ин.5:1–15 ). – 1986, 5, 34. 7.751 Преполовение Пятидесятницы 6554. НИЧИПОРОВ Б., свящ. Тайна воды. – 1989, 6, 34. 6555. СВЯТЫЕ отцы о благодати Святого Духа. – 1984, 5, 44. 7.76 Неделя пятая по Пасхе (о самаряныне) 6556. ИЛИЯ, игум. Живая вода. (В Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне). – 1987, 6, 24. 6557. ПЕЛИХ Т., прот. Сердечная молитва . (В Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне). – 1990, 5, 39. 6558. ПИТИРИМ, митр. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне ( Ин.4:4–42 ). – 1987, 4, 30. 6559. ТУЛУПОВ Х., свящ. Неделя о самаряныне ( Ин.4:4–42 ). – 1991, 5, 42. 7.77 Неделя шестая по Пасхе (о слепом) 6560. АНАНЬЕВ В., свящ. От веры – к верности Богу. (В Неделю 6-ю по Пасхе). – 1989, 6, 34. 6561. ПИМЕН, архиеп. Дела Божии. (Неделя 6 –я по Пасхе). – 1993, 4, 51. 7.771 Отдание Святой Пасхи 6562. ГЕОРГИЙ, архим. Слово на отдание Пасхи. – 1991, 5, 43. 7.78 Неделя Седьмая по Пасхе (св. отец Первого Вселенского Собора) 6563. РЕЗНИКОВ В. , свящ. Памяти святых отцов I Вселенского Собора. – 1991, 5, 45. 7.79 Родительские субботы 6564. ОРЛОВ М. , прот. В Димитриевскую родительскую субботу. – 1985, 9, 36. 6565. ПЕЛИХ Т., прот. Поучение в субботу мясопустную. – 1996, 2, 50. 7.8 Проповеди и размышления на разные темы 7.81 Проповеди об истинах православной веры 6566. АНТОНИЙ, митр. Вера. – 1993, 10, 2. 6567. АНТОНИН (КАПУСТИН) , архим. Крест Господень (К 90-летию со времени кончины архимандрита Антонина). – 1984, 10, 27. 6568. ЕГО ЖЕ. О молитве. – 1985, 9, 34. 6569. БОРОЗДИНОВ В., прот. Бог. – 1990, 1, 50. 6570. ЕГО ЖЕ. “Бог всемогущ…”-1988, 11, 44. 6571. ВЛАДИМИРОВ А., свящ. Семя есть слово Божие ( Лк.8:11 ). – 1989, 4, 33. 6572. ВОСКРЕСЕНИЕ души – это соединение ее с Жизнью, Которая есть Христос. (Речения святых отцов). – 1990, 4, 47. 6573. ГЕОРГИЙ, архим. Цель жизни христианской. – 1993, 9, 68. 6574. ГРИГОРИЙ (ЛЕБЕДЕВ), еп. О диаволе. – 1989, 11, 33.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Русский художественный листок, издаваемый с Высочайшего соизволения Василием Тиммом. 1860. 17. С. 57-61; Антонин (Капустин), архим. Христианские древности Греции//ЖМНП. 1864. 1. С. 45-68; Жмакин В. И. , свящ. Путешествие иеромонаха Аникиты по св. местам Востока в 1834-1836 годах. СПб., 1891; он же. Основание русской духовной миссии в Афинах//ХЧ. 1893. Сент.-окт. 5. С. 343-346; Иринарх (Попов), архим. Общее замечание о состоянии Церкви в греческом королевстве//Там же. С. 347-350; Мальцев А. , прот. Православные церкви и русские учреждения за границею. Берлин, 1906. С. 12-16; Лендер К. По Европе и Востоку. СПб., 1908. С. 160, 177, 178; Русская газета: Орган русской общественно-политической мысли за границей/Ред.-издатель архим. Сергий (Дабич). 1919. 1-20; Ηλας (Αποστολδης), ρχιμ. Παναγα Λυκοδμου. Αθναι, 1959; Карманов Е. Путешествие русских паломников по святым местам Востока в 1964 г.//ЖМП. 1965. 4. С. 31; Παπουλδης Κ. Κ. Ο Ελληνικς κσμος το Αντωννου Kapustin (1817-1894). Θεσσαλονκη, 1993. М. Г. Талалай Афинский Акрополь носит следы застройки микенского (циклопическая кладка крепостной стены - Пеласгикона, остатки мегарона, XV-XIII вв. до Р. Х.) и архаического (фундамент Гекатомпедона - храм богини Афины, 2-я пол. VI в. до Р. Х.) периодов. Сохранившийся до наст. времени архитектурный ансамбль Акрополя возник после разрушений периода греко-персид. войн. В него входят Парфенон (храм Афины-девы, 447-438 гг. до Р. Х., дорический периптер, архитекторы Иктин и Калликрат; статуя Афины работы Фидия не сохранилась; большая часть скульптурного убранства находится в Британском музее, остальное - в музее Акрополя), Пропилеи (пятичастные крытые ворота с боковыми сооружениями, среди к-рых была Пинакотека, 437-431 гг. до Р. Х., архит. Мнесикл), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы, 427-424 гг., ионический амфипростиль, архит. Калликрат; фризы - в музее Акрополя) и Эрехтейон (ионический храм, соединивший святилища Афины, Посейдона и Эрехтея, 421-415, 409-406 гг.

http://pravenc.ru/text/77100.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010