8) об изыскании способов оказания помощи бедным прихожанам. Некоторые предложения архиереев к компетенции Синода не относились, поэтому ряд решений должны были принимать другие государственные органы. Так, был восстановлен отмененный в 1862 году закон, согласно которому для строительства неправославного храма требуется разрешение епархиального начальства. Цензурное и полицейское ведомства получили указания следить за тем, чтобы православная вера не порицалась публично, чтобы не распространялись антиправославные книги и брошюры. Совещание обратилось также в Министерство народного просвещения с требованием, чтобы учителя народных школ были православными и отличались приверженностью к Церкви. На это предложение министерство ответило, что еще в 1868 году католикам было запрещено занимать какие-либо должности в Варшавском и Дерптском учебных округах Нужно сказать, что далеко не все пожелания Киевского собора были приняты. Так, например, не было поддержано предложение давать иностранцам разрешение на переезд в Россию лишь при том условии, что они примут православие. Православные священники не получили разрешения беспрепятственно входить в старообрядческие богадельни и больницы, о чем также просили участники совещания. Несмотря на просьбу совещания, старообрядцам не было запрещено употреблять за богослужением облачения, подобные православным, а штундистов, вопреки просьбе архиереев, не переселили вместе с семьями в отдаленные места. Не утвердили и предложение об обязательном обучении детей в школах с наложением денежного штрафа на лиц, не отпускающих детей на учебу. Некоторые предложения архиереев технически не могли быть превращены в законодательные акты. Утверждение, что в должностные обязанности священника входит наблюдение за тем, чтобы каждый прихожанин усвоил основные евангельские истины не только умом, но и сердцем, так и осталось благим пожеланием. После бурных событий начала XX века решения Киевского архиерейского совещания не кажутся особенно существенными. Однако в 1905 году, то есть в самом начале соборного движения, П. В. Гурьев , характеризуя решения этого совещания, писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В 2016 году Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению выпустил пособие «Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы». Оно доступно на сайте Отдела .  Определением Архиерейского Собора 2- 4 февраля 2011 года Комиссия по церковным приютам, действовавшая при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации, была преобразована в Комиссию по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси в составе представителей Управления делами Московской Патриархии , Синодального отдела религиозного образования и катехизации , Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению (определение Освященного Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пункт 26). На протяжении 2011-2013 гг. Комиссия провела паспортизацию и создала реестр церковных приютов, разработала документ «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви», утвержденный Высшим Церковным Советом. Дальнейшие функции по наблюдению за деятельностью приютов осуществлялись Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.  В 2022 году Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению выступил с предложением комплекса мер по реформированию церковного попечительства о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данные предложения обсуждались 28 июня с.г. в ходе видеосовещания специалистов и руководителей проектов, связанных с церковным попечительством о детях, оставшихся без попечения родителей.  В ходе совещания было решено представить на усмотрение Священноначалия предложение преобразовать Комиссию по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях в Центр по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. В задачи этого Центра было предложено включить: содействие в развитии семейных форм устройства детей в Церкви; координацию работы церковных учреждений для детей и взаимодействие с профильными православными проектами, а также с опекунами и приемными семьями, с государственными органами опеки; обучение и аттестацию церковных специалистов; проверку деятельности церковных приютов и проектов помощи детям с созданием базы данных приютов и проектов; привлечение грантовых и благотворительных средств по профилю деятельности; создание церковных Школ приемных родителей; создание служб сопровождения и поддержки кризисных кровных семей и другие задачи. 

http://patriarchia.ru/db/text/5969069.ht...

Опыт Хабаровской духовной семинарии со всей убедительностью показывает, что реализация на практике правовых норм, предоставляющих возможность религиозным образовательным учреждениям получать государственную лицензию, – вполне решаемая задача. Представляется, что по примеру Хабаровской духовной семинарии учреждения высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви начнут повышать свой правовой статус в системе высшего образования России, совершенствуя свою деятельность, а также обеспечивая своим выпускникам признание их квалификации не только в Церкви и церковных институциях, но также государством и обществом в целом, существенно расширяя возможности их служения. Таким образом, излагаемая концепция развития духовного образования в России, основанная на принципах интегрирования в национальную образовательную систему и реализуемая через прохождение установленных российским законодательством процедур государственного лицензирования и на сегодняшний день имеет не только хорошо выстроенную и обоснованную теоретическую базу, обладающую материалами по моделированию, прогнозированию дальнейших этапов совершенствования духовного образования, но имеет уже и реальные положительные практические результаты. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: http://pda.patriarchia.ru/db/text/1061403.html Лицензию на подготовку теологов в 2008-2009 гг. имели 38 высших учебных заведений России, из которых 23 – государственные университеты. При этом следует отметить, что во многих вузах ежегодно наблюдается неизменно высокий конкурс на обучение по специальности и направлению " Теология " , доходящий до 16-18 человек на 1 место. См.: Зубанова С.Г. " Теологам не в чем оправдываться, просто академик В. Гинзбург не знает ситуации на кафедрах теологии в высшей школе "http://Официальный сайт Московского Патриархата , раздел " Наука и образование " [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/274983.html.

http://religare.ru/2_74941.html

Но есть и другая проблема, когда не все благополучно в наших музейных запасниках. И здесь, я думаю, наше художественное и музейное сообщество должно быть открыто к тому, чтобы взаимодействовать с Церковью в деле сохранения тех наших духовных и материальных ценностей, художественных и религиозных, которые сегодня находятся в музеях. Никакого рассредоточения музейных фондов, никакого разрушения архивов, никакого разрушения сложившихся экспозиций нет и не будет: мы отдаем себе ясный отчет в том, что иконы, находящиеся в музейных экспозициях (в отличие от икон, находящихся в запасниках), тоже работают на духовное просвещение нашего народа. И в этом смысле мы благодарны замечательным экскурсоводам, искусствоведам, которые сопровождают прекрасными комментариями знакомство наших людей с музейными коллекциями, которые объективно работают на нравственное воспитание людей. Мы очень надеемся, что процесс возвращения храмов, культовых зданий никого не будет огорчать. Ведь очевидно, что и государство, и наши благотворители, представители бизнеса, должны будут вместе с Церковью позаботиться о том, чтобы эта передача сопровождалась, в том числе, предоставлением помещений тем учреждениям, которые, высвобождая свои площади для религиозных целей, будут продолжать свою профессиональную деятельность. Я хотел бы остановиться на этих трех вопросах, принимая во внимание, что здесь и губернаторы Уральского округа, и наши владыки, и, обращаясь к владыкам, хотел бы еще раз подчеркнуть важность всего того, о чем мы говорили на Архиерейском совещании. Сейчас нам нужно в первую очередь заняться активной подготовкой церковных социальных работников, молодежных лидеров, педагогов. С этого года наш московский Православный Свято-Тихоновский университет открывает специальный факультет для подготовки церковных социальных работников, педагогов, молодежных руководителей. Кроме того, в Москве создаются специальные курсы для ускоренной подготовки таких работников: так, во взаимодействии с московским правительством мы разработали одну такую схему ускоренной подготовки, а вторая будет осуществляться на базе Патриаршего молодежного центра в Свято-Даниловом монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/1141705.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Волонтерские движения должны развиваться на каждом приходе 2 февраля 2015 г. 12:17 В докладе на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отдельно остановился на теме привлечения мирян к активному участию в епархиальной и приходской жизни и, в частности, на участии мирян в волонтерском движении. По словам Его Святейшества, сначала это движение «было сосредоточено только на делах благотворительности в рамках братств и сестричеств соответствующей направленности». «И это правильно, дела милосердия — наиболее перспективное направление для добровольчества. Вместе с тем волонтерское движение сегодня уже охватывает и другие направления церковной работы, в том числе участие в организации крупных мероприятий», — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви. «Особо хотел бы отметить труд волонтеров, поскольку их вклад в общую церковную работу очень значителен, — продолжил Святейший Владыка. — Свободные от работы и забот минуты они посвящают Господу, жертвуют во славу Божию личным временем, досугом и даже отдыхом. И важно их в этих благих устремлениях всячески поддерживать и добрым словом и вниманием, а в случае необходимости и реальной помощью». «При этом важно не допускать утилитарного подхода к волонтерству, — предостерег Святейший Патриарх. — К сожалению, сегодня нередко можно встретить искаженное понимание выражения " во славу Божию " , при котором добровольный помощник, трудящийся действительно ради прославления имени Бога и Спасителя нашего, воспринимается как бесплатная рабочая сила. Такое отношение в скором времени может демотивировать тех, кто добровольно желает помогать», — подчеркнул Предстоятель. По мнению Его Святейшества, архиереям «следует сугубо заботиться о том, чтобы волонтерские движения развивались по возможности на каждом приходе, необходимо обсуждать эту тему с настоятелями храмов и с прихожанами». Святейший Патриарх выразил убеждение в том, что «развитие волонтерского движения в Церкви и привлечение мирян к более активному участию в жизни приходов тесно связано с молодежной работой и является важнейшим фактором развития жизни общин и, как следствие — развития церковной жизни в целом».

http://patriarchia.ru/db/text/3977072.ht...

Если пресвитерские адвокаты находят, что только их клиенту и должно быть передано судебное наследство епископа, то диаконы и причетники, монашествующие и все миряне также найдут адвокатов, которые будут доказывать, что для них (им же число миллионы), помимо канонической неправильности, упразднение судебной власти епископа и передача ее пресвитерам и вредны и нежелательны: ибо судиться у высшего лица и высшим судом всякому желать естественно: высший суд имеет более авторитета и убедительности. Не обратить внимания ни на кого, кроме пресвитеров, при правильном разрешении вопроса, невозможно. Утверждать же, яко бы интересы (все дело на интересах, а не на канонах) монашествующих, диаконов, причетников и мирян тождественны с пресвитерскими, едва ли будет хоть один пресвитерский адвокат. Мы имеем несокрушимое убеждение даже в том, что и из пресвитеров претензию на судебную власть архиерея питают только мечтающие получить ее и быть судьями, и совершенно не имеют ее судимые, или получить ее нечающие. Для судимых архиерейский суд и выгоднее и убедительнее, чем пресвитерский. Мы уверены, что диакон, или причетник, призванные к совещанию об этом предмете, не подадут голоса вместе с пресвитерами, желающими себе судейской власти от архиерея, и напротив будут крепко стоятъ за сохранение судебной власти епархиального архиерея, и будем защищать эту уверенность самыми твердыми доводами, если кто захочет противоречить. Равным образом монашествующие лица и миряне, если бы предложен им был выбор, без малейшего сомнения, предпочтут суд архиерея суду белого иерея. Таким образом этот внешний материальный признак большинство (громаднейшее) решительно против новых затей и в пользу канонического порядка. 5 . Раздельный акт архиерейского судебного имущества, учиненный между наследниками, показывает, что полюбовное соглашение между ними устроилось на основаниях для некоторых из них весьма невыгодных. Некоторые из наследников приобрели свою долю ценою важных уступок, столь важных, что они важнее их приобретения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о заседании Синода Белорусской Православной Церкви от 2 марта 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах VI пленума Синодальной Богословской комиссии, состоявшегося в Московской Духовной академии 27-28 июня 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Синодальной Богословской комиссии. 2. Одобрить подготовленный Комиссией по поручению Священного Синода проект текста " Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию " и рекомендовать его для обсуждения и принятия на предстоящем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 3. Принять к сведению подготовку Синодальной Богословской комиссией " Перечня актуальных проблем, стоящих перед православным богословием " , составленного на основе отзывов Преосвященных архиереев, ректоров Духовных школ, а также на основе материалов и выводов Богословской конференции Русской Православной Церкви (7-9 февраля 2000 года): а) представить важнейшие положения перечня вниманию Преосвященных участников предстоящего Архиерейского Собора в рамках доклада Председателя Синодальной Богословской комиссии; б) Синодальной Богословской комиссии в своей дальнейшей деятельности руководствоваться данным перечнем. Вопросы, выходящие за рамки компетенции Синодальной Богословской комиссии, направить для изучения в соответствующие Синодальные учреждения, комиссии и Духовные школы. 4. На основании рекомендаций Синодальной Богословской комиссии в дальнейшем иметь суждение об учреждении Синодальных комиссий по литургической и историко-канонической тематике. 5. Считать целесообразным иметь периодические совещания руководителей Синодальных отделов и учреждений, деятельность которых связана с развитием богословской науки в Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Такие совещания позволяют не только укреплять взаимодействие между людьми, отвечающими за одну сферу деятельности, но также решать практические вопросы. Прошу председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, который первый начал проводить подобные совещания на регулярной основе, подробнее рассказать о своем опыте во время дискуссии. В настоящее время в онлайн-совещаниях участвуют преимущественно представители российских епархий. Возможно, стоило бы расширить их географию. Буду рад услышать Ваши мнения о том, насколько это можно устроить, и в целом, о результативности подобных онлайн-совещаний. Помощники благочинных Нововведением, связанным с соборными решениями в области миссии и катехизации, социально-благотворительной деятельности и молодежной работы стало несколько лет тому назад появление института помощников благочинных и настоятелей крупных приходов. На сегодняшний день должности профильных помощников благочинных замещены в российских епархиях более, чем на 90% - это почти пять с половиной тысяч человек. При этом 90% из них являются совместителями. Почти 75% трудятся на добровольной основе. Половина из таких сотрудников - это священнослужители. Другими словами, для подавляющего большинства профильных помощников благочинных эта работа не является основной. Такая ситуация обусловлена, в первую очередь, материальными причинами. Не все благочиния могут выделить четыре полноценных ставки, особенно с учетом нынешней экономической ситуации. Отсюда много совместителей-добровольцев. Назначение помощниками благочинных клириков также объяснимо. В крупных городах, где на приходах назначены помощники настоятелей из числа мирян, помощники благочинных будут взаимодействовать с таковыми. А в тех благочиниях, которые расположены за пределами крупных городов, помощникам благочинных предстоит в основном взаимодействовать с настоятелями храмов. Практика показывает, что такое взаимодействие нередко плодотворнее, когда помощник благочинного и сам находится в сане.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Близится час – и, поставленные на колени, они будут просить у нас прощения. Но мы будем тогда так же тверды и немилосердны, как они теперь к нам». А за день до убийства экзарх совершал панихиду по певцу Д. Смирнову и после нее сказал о. Михаилу: «А ведь я по себе служил панихиду... Так оно и обернется. Теперь я уже не сделаю для них того, что позволил себе сделать раньше» 443 . 8 марта 1944 г. IV отдел Полиции безопасности, ведавший церковными делами в «Остланде», составил справку о деятельности экзарха. В ней отмечалось, что он в победу Германии больше не верит, предпринимает попытки отмежеваться от других иерархов, наиболее тесно сотрудничавших с немцами. Митрополиту ставилось в вину регулярное прослушивание передач московского радио, пение в компаниях советской песни «Синий платочек» и т. п. В эти же дни рижскому гестапо приказали срочно организовать в Риге конференцию православных иерархов и добиться, чтобы она приняла резолюцию, направленную против Московского Патриарха. 20 марта из Берлина пришла категоричная телеграмма – конференция должна состояться в течение 14 дней, заранее была разработана ее программа. Однако созванное архиерейское совещание не только не приняло «заказанную» гестапо резолюцию, но и в своем, в целом антисоветском, воззвании употребило термин «Первосвятитель» Русской Церкви, что по сути означало открытое признание Патриарха. 11 апреля из Берлина поступили еще две телеграммы с упреками и директивой: добиться от экзарха дополнительного заявления о том, что он не признает избрание Патриарха и считает Патриарший престол вакантным. Однако, несмотря на сильнейшее давление, митр. Сергий сделать заявление отказался 444 . 28 апреля 1944 г. экзарх, его спутники и шофер, ехавшие по пустынной дороге из Вильнюса в Каунас, были убиты выстрелами из обогнавшей их машины. Нападавшие были в немецкой форме, но оккупационные власти заявили, что это сделали советские партизаны. До сих пор до конца не ясно, кто организовал убийство. В советской послевоенной литературе в нем обвинялись фашисты 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Каковы, на Ваш взгляд, итоги Всезарубежного пастырского совещания? Собственно, третий день заседаний был для нас последним, потому что в пятницу мы покинули пастырское совещание и уехали в Нью-Йорк. Как известно, 12 декабря на совещании была принята резолюция и утверждено обращение участников совещания к начавшемуся, 13 декабря, Архиерейскому Собору. После принятия обращения несколько священников позвонили нам с совещания и с радостью рассказали о том, что в обращении явно присутствует та тенденция, которая возобладала на совещании. Подавляющее большинство священства Русской Православной Церкви Заграницей (а обращение было принято даже единогласно) теперь уже не выступает против диалога с Русской Православной Церковью в России. Итак, диалог между двумя частями Русской Православной Церкви начался. Нам удалось донести до зарубежного духовенства то, о чем они мало знали: о той огромной работе, которая была проделана в нашей Церкви в последние годы. Самое главное состоит в том, что мы обозначили для них те аспекты мученического пути Русской Церкви в России, которые, может быть, и были известны им, но которым они не придавали должного значения. Вот это самый главный результат нашей встречи. Состоится или нет визит митрополита Лавра в Москву в январе 2004 года, я не знаю. Но общение с ним было очень светлым. Он вел себя по отношению к нам не просто доброжелательно, но подлинно архипастырски. Я думаю, именно с присутствием владыки Лавра на совещании во многом было связано то наше ощущение, что большая часть епископата Зарубежной Церкви относилась к нам доброжелательно. Во время совещания мне доводилось общаться со многими епископами и священниками. После этого общения я чувствовал, что они, конечно, – наши братья, и более того, они – сослужители нашей единой Церкви. А в завершение нашей беседы мне хотелось бы отметить то лично для меня важное, в чем я убедился после совещания. Я всегда считал не только как преподаватель истории Русской Церкви, но и как священник, что изучение истории Русской Православной Церкви XX века – это одновременно ключ к постижению и актуальных проблем современности и путей их решения как за рубежом, так и здесь.

http://pravoslavie.ru/guest/031229223126...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010