Предстоятель Русской Церкви предложил пути оптимизации работы профильных епархиальных отделов 29 ноября 2017 г. 16:30 В докладе на Архиерейском Соборе 29 ноября 2017 года Предстоятель Русской Церкви предложил обсудить координацию деятельности епархиальных отделов внутри отдельных епархий. В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что некоторое время назад группа руководителей епархиальных отделов социальной направленности обратилась к председателю соответствующего синодального отдела с просьбой инициировать внесение в Устав поправок, предполагающих включение глав всех епархиальных учреждений в епархиальные советы. Предложение обсуждалось на Высшем Церковном Совете, который счел, что такие поправки затруднят административную работу епархиальных советов, поскольку повлекут за собой избыточное увеличение их составов. Вместе с тем, полагает Святейший Владыка, поступившее предложение свидетельствует о не вполне адекватном включении руководителей епархиальных отделов в жизнь епархий. «Задача этих людей — " держать руку на пульсе " в подведомственной им сфере, координировать по своему направлению работу благочиний и приходов, а также помогать архиерею в принятии решений. Выполнение этих обязанностей затруднено в тех случаях, когда председатели епархиальных отделов никак не вовлекаются в работу епархиального совета», — подчеркнул Патриарх Кирилл. Святейший Владыка указал на возможность координирования деятельности руководителей епархиальных отделов по образцу Высшего Церковного Совета . «Для этого не обязательно создавать какой-то особый орган, — пояснил Патриарх. — В практике целого ряда епархий, в том числе Московской, раз в год или чаще — по усмотрению архиерея — проводится расширенное заседание епархиального совета, в котором участвуют руководители всех епархиальных учреждений и благочинные. Обсуждаются планы и результаты работы по каждому направлению, принимаются совместные решения. Руководители епархиальных отделов также приглашаются на заседания совета в течение года при обсуждении вопросов, связанных с их профилем. Они могут и сами попросить о включении того или иного вопроса в повестку дня совета». «Плодотворной деятельности епархиальных отделов способствует активное взаимодействие с ними руководителей синодальных учреждений, которые в соответствии с прошлогодним решением Высшего Церковного Совета должны регулярно проводить интернет-совещания с профильными епархиальными руководителями. Такие совещания позволяют не только укреплять взаимодействие между людьми, отвечающими за одну сферу деятельности, но также решать практические вопросы», — отметил Святейший Патриарх. «В настоящее время в онлайн-совещаниях участвуют преимущественно представители российских епархий. Возможно, стоило бы расширить их географию», — заключил Предстоятель. Информационная служба Архиерейского Собора Календарь ← 4 декабря 2017 г.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5073...

К компетенции Синода было отнесено все, что прямо не восходило к полномочиям Всероссийского Церковного Собора. Даже подготовка к такому Собору, в том числе предварительное рассмотрение тем, вынесенных в соборную повестку, а также исполнение соборных решений относилось к ведению Синода. Совещание, сформулировав компетенцию органа высшего церковного управления, тем самым восполнило пробел в работе Присутствия. Коллегиальный орган проектировался состоящим из председателя — Патриарха и двенадцати членов в архиерейском сане. На постоянной основе в Синоде присутствуют митрополиты Санкт-Петербургский (он же Местоблюститель Патриаршего Престола) и Киевский, а также архиереи, возглавляющие синодальные учреждения (на время председательствования они увольнялись от службы в своих епархиях) 10 . Четыре архиерея вызывались в Синод по очереди на один год. Для этого все епархии Российской Церкви разбивались на четыре округа: Петербургский, Киевский, Московский и Сибирский. Каждый округ состоял из четырех групп епархий. Любопытно, что временно присутствующие в Синоде епископы не освобождались от управления своими епархиями. Однако было непонятно, как они могли в течение года управлять епархиальными делами, когда им дозволялся Синодом отпуск лишь на два месяца, и то по уважительной причине и с высочайшего разрешения. Разве что пользуясь кратковременными отлучками в свободное от синодальных заседаний время 11 . Совещание, равно как и Присутствие, настаивало на исключительно иерархическом составе Синода, не предполагая включать в него протопресвитеров. (В то время протопресвитер военного и морского духовенства и протопресвитер придворного духовенства участвовали в работе Синода.) Интересно, что Предстоятель, именуемый «митрополитом Московским и всея России Патриархом» 12 , титуловался Святейшим, что, по всей видимости, по представлениям экспертов Совещания, не противоречило такому же титулу Синода. Его Святейшество, подобно июньским 1906 года положениям Предсоборного Присутствия о правах Патриарха, наделялся правомочиями председателя Синода, Первоиерарха Русской Церкви, а также епархиального архиерея.

http://e-vestnik.ru/analytics/keleynyy_t...

Таким образом, заимствуемое из католического церковного права усвоение епископу законодательной власти в последовательном своем проведении привело бы к таким абсурдам, как признание законодательной власти за настоятелями монастырей, или за духовными консисториями, которые управляют епархиями при вакантности архиерейской кафедры. Во-вторых, в пользу принадлежности русскому епископу законодательной власти в церкви нет никаких оснований ни в истории, ни в существующих отношениях. Насколько веским аргументом pro послужило бы точное указание тех законов, которые были в прежние времена изданы и теперь издаются епископами, настолько решительным аргументом contra служит невозможность такого указания и отсутствие таких законов. В-третьих, признание за епископом самостоятельной законодательной власти, при невозможности признания таковой же самостоятельной законодательной власти за св. синодом, в результате также привело бы к юридическому абсурду, что высшее церковное установление имеет меньшую власть, чем подчиненное, и наоборот, что подчиненный церковно-правительственный орган обладает такими правомочиями, которых не имеет то высшее установление, которому этот орган подчинен. Общий ход развития компетенции церковно-правительственных органов с XVIII в. до настоящего времени был таков, что предоставленная им первоначально в известном объеме компетенция связывалась разрешением или утверждением высшей власти, впоследствии же в известной степени и по известным делам освобождалась от этой необходимости разрешения или утверждения. Так относительно св. синода состоялось в 1880 году высочайшее повеление о «возможном сокращении круга дел, представляемых на разрешение и утверждение Его Императорского Величества», вследствие чего обер-прокурором св. синода, по совещанию с синодальными членами, был составлен список тех дел, которые, в отмену практиковавшегося дотоле порядка, могли быть разрешаемы св. синодом без испрошения высочайших разрешений и повелений по оным. Этот список или перечень 9 мая 1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Дорогой в Совет депутатов и в первые часы пребывания там безбожники беспрестанно издевались над преосвященным Сильвестром. В это время по всему городу гудели колокола – это на звон соборной колокольни откликнулись другие церкви. У храмов, на улицах и площадях появились толпы народа. Возмущенные люди требовали освободить епископа. По требованию верующих горожан к епископу были допущены несколько депутаций. Депутации, общее народное возмущение оказали влияние на настроение безбожников, и владыку перевели в отдельную комнату. Ругань солдат начала смолкать, а затем совсем прекратилась. На следующий день весь город пришел в движение; учреждения, магазины, учебные заведения закрылись. В городе шла непрерывная стрельба – это красногвардейцы залпами разгоняли народ. У архиерейского дома была поставлена стража. В четыре часа дня в городе объявили осадное положение, и люди были вынуждены разойтись. Стрельба продолжалась всю ночь. В двенадцать часов ночи в архиерейский дом пришла следственная комиссия и опечатала покои епископа. 7 февраля владыка провел в заключении, 8-го в двенадцать часов дня он был освобожден под подписку о невыезде из города. Это обстоятельство помешало владыке выехать в Москву для участия в Поместном Соборе. 22 апреля (5 мая) патриарх Тихон возвел епископа Сильвестра в сан архиепископа. Вскоре началась Гражданская война, и белые освободили город от большевиков. В это время Омск, как и вся Сибирь, оказался отрезанным от России линией фронта. В ноябре 1918 года в Томске состоялось совещание архипастырей Сибири, организовавшее Высшее Временное Церковное Управление Сибири, главой которого по желанию архипастырей стал высокопреосвященный Сильвестр. Свою деятельность он начал с того, что отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Православной Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. В Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти духовных семинариях и в пяти духовных училищах. Когда адмирал А. В. Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В марте 1919 года архиепископ организовал крестный ход по городу с участием Колчака и колчаковского правительства. В мае-июне он совершил поездки по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, во время которых произнес в различных приходах более ста проповедей. Для укрепления духа и нравственности офицеров и солдат Белой армии архиепископ Сильвестр восстановил институт полковых священников, и в армию им было направлено более двух тысяч пастырей. Церковное управление, возглавляемое высокопреосвященным Сильвестром, разослало более шестидесяти тысяч экземпляров воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. В Омске стали издаваться журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Планы же германских ведомств относительно пропагандистского использования Венской конференции потерпели неудачу. В своей заметке от 31 марта 1944 г. Колреп писал, что развернутая после нее МИД акция с целью побудить балканские Церкви выступить с заявлением против назначения патриархом Сергия не удалась, и подчеркивал: «Является фактом, что принятая на Венской Архиерейской конференции… резко направленная против неканонического присвоения звания патриарха Сергию резолюция в результате не дала желаемого пропагандистского успеха, особенно у автокефальных Церквей Балкан. Ставшие известными высказывания православных архиереев Балкан подтверждают это впечатление» 443 . Далее Колреп указывал, что в результате был избран другой способ воздействия на православных епископов Балкан – через архиереев занятых восточных территорий. С этой целью планировалось в апреле – мае провести 3–4 конференции украинских, белорусских и прибалтийских православных епископов в Риге, Варшаве и Минске с принятием антисергианских и антисоветских резолюций. Эти конференции должно было готовить РСХА по согласованию с Партийной канцелярией, РМО, Министерством пропаганды и Министерством иностранных дел; участие в них эмигрантских архиереев категорически исключалось. Колреп считал, что подобная акция имеет все шансы на успех: «Вернее сказать, мы сейчас имеем возможность побудить епископов и митрополитов к ясному высказыванию мнения за или против большевизма и этим политически включить их в сферу нашего влияния» 444 . 17 апреля МИД переслал резолюцию Рижской конференции германским послам и представителям в 20 европейских государствах. В сопроводительной телеграмме указывалось: «Запланировано по возможности использовать отдельных епископов посредством поездок в балканские страны для прямого воздействия на глав автокефальных Церквей». Подобным образом рассылались и резолюции конференций в Варшаве и Минске 445 . Весной 1944 г. МИД придавал подобной церковно-политической деятельности такое большое значение, что пошел на создание нового подразделения, специально предназначенного для координации ее проведения – информационного бюро XIII. Заседание этого органа должно было проходить раз в две недели. Первое из них состоялось 12 апреля, а второе 4 мая. В ходе обсуждения речь шла в основном об использовании результатов четырех упомянутых конференций русских иерархов 446 . Вся акция согласовывалась с Партийной канцелярией, причем допущение возможности проведения совещаний и заграничных поездок православных архиереев занятых восточных территорий вовсе не означало изменения принципиально враждебного отношения руководства Третьего рейха к Русской Церкви. Это было видно и из комментария посланника Лангмана относительно переговоров с Партийной канцелярией, высказанного на заседании информационного бюро XIII: «При этом речь идет не об изменении принципиальной постановки вопроса, а о практических мероприятиях» 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 мая в Партийной канцелярии состоялось совещание, на котором было признано целесообразным использование православного духовенства с Востока для пропаганды на Балканах. По его итогам Колреп просил 16 мая ведомство шефа полиции безопасности и СД побыстрее подобрать подходящих священнослужителей. В докладной записке МИД от 15 июня намечались и другие контрмеры советской церковной пропаганде – поездки профессоров-теологов, ранее пресекавшиеся СД, назначение германского евангелического епископа Хеккеля представителем при Константинопольском патриархе, но в очередной раз подчеркивалось: «Кроме того, желательно использование православных русских, но по возможности не царских эмигрантов, которые больше на Балканах не так популярны, и других православных доверенных лиц, которых СД, по-видимому, имеет в своем распоряжении» 448 . Безуспешные попытки проводить пропагандистские церковные акции на Юго-Востоке Европы продолжались до августа 1944 г., затем их пришлось резко свернуть. В связи с общим ухудшением военного положения и приближением советских войск стало не до них. Так и не дошло дело и до посылки священнослужителей из Белоруссии, Украины и России на Балканы. Изменение военного положения самым непосредственным образом сказалось на судьбе Архиерейского Синода РПЦЗ. С первого дня Пасхи начались регулярные воздушные налеты на Белград англо-американских бомбардировщиков, которые приносили большие жертвы и разрушения. Русское духовенство ежедневно обходило с чудотворной Курской Коренной иконой дома прихожан, совершая молебствия. Митр. Анастасий также навещал раненых, хоронил убитых, стараясь после каждого налета разузнать, не пострадал ли кто-либо из его паствы 449 . В это время в посланиях архиереев РПЦЗ при сохранении их антикоммунистической направленности появились новые ноты. Так, проживавший в США архиеп. Виталий (Максименко) в начале 1944 г. писал: «Мы усердно молились об избавлении нашего русского народа от нашествия супостатов, а Русской Церкви – от гонений и от надругательств безбожников… Жестокий враг – германцы уже почти изгнаны русским христолюбивым воинством и оставляют землю русскую, хотя и разоренную. Также и безбожные гонители на Веру Христову в России послабили свое тяжкое иго». При этом митрополит призывал не идти на поводу у антицерковных агитаторов и предостерегал от подчинения патриарху Сергию 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце концов и немецкие учреждения были вынуждены пойти на частичный пересмотр положений указа РСХА от 1 июня 1944 г. Восточное министерство, для которого было характерно покровительство сепаратным национальным церквам, еще в марте 1944 г. разрабатывало проект учреждения архиерейской кафедры Украинской автокефальной Православной Церкви в Берлине 636 . В июле свои услуги для окормления украинских восточных рабочих предложил также эвакуированный из Генерал-губернаторства в Словакию митрополит Холмский и Подляшский Иларион (Огиенко). Партийная канцелярия и РСХА были против подобной деятельности, и МИД 12 сентября 1944 г. сообщил своему посольству в Словакии, что желание украинских епископов окормлять восточных рабочих в рейхе не может быть принято по принципиальным соображениям 637 . Но через 2–3 месяца ситуация изменилась. Руководитель религиозной группы РМО К. Розенфельдер 14 декабря информировал шефа руководящего штаба политики этого министерства о ходе длительных и сложных межведомственных переговоров: «В переговорах с СД и Партийной канцелярией я постоянно указывал на то, что таким малым числом (15 священников) не обойтись. Практика подтвердила это мнение, как сообщил мне в последней беседе разработчик данного дела со стороны СД. Уже решено повысить число используемых священников до 50–60. Партийная канцелярия тоже уже выразила свое согласие. На совещаниях по данному вопросу я сообщал, что для душепопечения восточных рабочих требуется также в большом количестве привлечь священников Белорусской и прежде всего Украинской автокефальных Церквей, чтобы противодействовать стремлению Русской Православной Церкви исключить национальные церковные группы и предотвратить недовольство украинцев и белорусов». При этом Розенфельдер отмечал, что вопрос назначения особого епископа для украинцев в рейхе (самостоятельного по отношению к митрополиту Серафиму) «представляется трудно осуществимым». Переговоры об этом еще шли 638 . Видимо, сопротивление оказывало прежде всего РКМ, по-прежнему отстаивавшее свою идею единой епархии для всех православных, проживавших в Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В частности, Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил Постановление Архиерейского Совещания и документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей». Как известно, 19 июля 2023 года в Актовом зале Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошло Архиерейское Совещание в составе епархиальных и викарных архиереев епархий, в котором принял участие 271 архипастырь (в том числе 223 правящих, 42 викарных, 6 на покое). В ходе Совещания состоялась обстоятельная дискуссия по докладу Святейшего Патриарха Кирилла. Был рассмотрен проект документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией и представленный ее председателем Преосвященным митрополитом Будапештским и Венгерским Иларионом. Участники совещания выразили согласие с выводами этого документа и передали его на утверждение Священного Синода. И вот 24 августа Священный Синод утвердил этот важный для Церкви документ. Комментируя данное решение тлг-канал «Правблог» отмечает , что «шаг вперед к осуждению ересей Фанара сделан, но нужен еще один». «Утверждение документа “Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей” является важной вехой на пути осуждения еретических концепций Фанара. Отметим, что в самом тексте документа отсутствует квалификация богословских заблуждений Фанара как ереси. Возможно, это продиктовано определенными дипломатическими соображениями и нежеланием обострять межправославные отношения на данном этапе», – говорится в сообщении. С коллегами из «Правблога» согласны и авторы тлг-канала «Хризма»: «Это ещё одна веха на пути к преодолению этих самых экклезиологических искажений и важный прецедент для других поместных Церквей. Складывается ощущение, что многие из них “втихомолку” не в восторге от царьградского папизма, но остерегаются (разве что кроме Сербской Православной Церкви) открыто эту позицию выражать».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/25/ob...

Феофилакт прибыл в Тифлис 31 августа, 1 октября уже открыл семинарию в авлабарском архиерейском доме, 11 октября открыл уездное и приходское училище в Телаве, а затем тотчас же представил проект о новом переустройстве церковного управления в экзархате. На всю Грузию, имевшую до 700 церквей, третья часть которых была бесприходными, отличавшимися «от русских часовен только дурной архитектурой, неопрятностью и убожеством утвари», он полагал оставить лишь одну епархию с наименованием по двум бывшим грузинским царствам карталинской и кахетинской; в Имеретии, Мингрелии и Гурии, как имеющих особых владетельных князей, оставить по одной епархии, с подчинением экзарху, контору упразднить. Эти предположения, кроме последнего, были утверждены государем по докладу синода, 28 декабря 1818 года 235 . Впрочем, круг обязанностей конторы был значительно ограничен и точно определён. Применение русских порядков церковного управления вызвало целый бунт. В некоторых местах духовенство с жёнами и детьми, забрав церковные вещи, удалялось в леса. Волнения возбуждались духовенством, опасавшимся отобрания церковных имений и доходов. Церковные порядки здесь были совершенно не похожие на русские. Население привыкло более слушать духовных лиц, нежели исполнять предписания; владетельный князь Мингрелии и дворяне по давнему обычаю собирались у своего митрополита для совещаний по общественным делам; большая часть архиереев были члены местных владетельных домов, архиереи управляли епархиями без всякого письмоводства, содержались податью с духовенства и некоторыми духовными налогами с населения за разные проступки и грехи, духовенства был неоспоримый излишек, в иных приходах при сотне домов было 8 священников, в мужских монастырях жили монахини в качестве прислуги, архиереи вели кочующий образ жизни, переезжая с одного места на другое и занимаясь преимущественно сбором налогов, служили редко, один архиерей «за 30 лет архиерейства не служил более 10 раз». Однако, хотя с большим трудом, Феофилакту удалось в 1820 году устроить Имеретию согласно новому положению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

н) Принимать поступающие от епископов жалобы и поручать их проверку клирикам, членам Святейшего Синода, итоги которых затем передавать Святейшему Синоду. о) Пользуется всеми другими правами, представляемыми ему священными канонами, законами и правилами. Статья 28. Кроме Генерального Секретаря и других помощников, предусмотренных специальным Указом Главного Административного Уложения, Архиепископ имеет одного викарного епископа, который является членом Святейшего Синода без административной ответственности в епископии. Этот викарный епископ выполняет все, что поручит ему Архиепископ и носит титул епископа Аполлонийского. ЕПИСКОПЫ Статья 29. Епархиальный епископ является административным органом епископии и пользуется всеми правами, предусмотренными священными канонами, настоящим Уставом, Главным Административным Уложением и действующими законами. Статья 30. Епископы имеют следующие права и обязанности: а) Он управляет епископией в рамках, определенных канонами и законами. б) Он лично или в лице своих заместителей представляет епископию перед государственными властями. в) Он совершает хиротонию священников и производит назначение на различные церковные должности после предварительного согласия и одобрения Святейшего Синода. г) Выносит порицание или выговор клирикам епископии за совершение ими небольших нарушений, отстраняет от работы за проступки, ведущие к скандалу, вплоть до передачи дела духовному Суду. д) По крайней мере, раз в год он объезжает свою епархию с целью инспектирования хода церковной деятельности и дачи соответствующих указаний. Отчет о результатах своей поездки он обязан представлять в Святейший Синод. Статья 31. Епископ пользуется всеми другими правами, предусмотренными канонами, законами и правилами, определенными в подробностях Главным Административным Уложением. Статья 32. Епископ обязан всегда находиться в резиденции своей епископии, кроме тех случаев, когда он принимает участие в заседаниях Святейшего Синода и других официальных совещаний, а также во время отпуска. АРХИЕРЕЙСКИЕ УПРАВЛЕНИЯ В МИТРОПОЛИИ И ЕПИСКОПИЯХ Статья 33. Административная церковная область включает в себя ряд приходов, составляющих Архиерейское Управление. Статья 34. Архиепископ, являясь Митрополитом столицы и епископом Тиранским и Дурресским, руководит Архиерейским Управлением, которое от его имени и по его указаниям, согласно настоящему Уставу, Главному Административному Уложению и действующим законам, ведает делами церковной области. Таким же образом действуют и другие епископы в своих епископиях, руководя местными Архиерейскими Управлениями, которые в свою очередь руководствуются указаниями своих епископов, согласно Указам настоящего Устава, Главного Административного Уложения и действующих законов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010