В четвертом часу дня отбыли в Новодевичий на совещание… Я облегченно вздохнул, когда не услышал в речи Местоблюстителя вопроса об утверждении постановления Архиерейского Собора 1961 года. Но вздох мой был преждевременным. Следующим было выступление митрополита Никодима [Ротова], в котором было ясно сказано, что Собору предстоит решить три вопроса: 1. Об утверждении или одобрении постановлений Архиерейского Собора; 2. О кандидатуре в Патриархи; 3. О старообрядцах и о снятии с них клятв Собора 1667 года. Характерным было то, что митрополит открыто подчеркивал, что постановление Архиерейского Собора 1961 года о приходах есть дело советского законодательства, и поэтому мы не можем нарушать его и идти против Совета, с которым за истекший период сложились добрые взаимоотношения. За митрополитом Никодимом выступил митрополит Алексий [Ридигер] Таллинский. Последний убил меня окончательно. Он заявил, что эти постановления дискуссии не подлежат. Они должны быть приняты целиком и полностью. “Если дискуссии не подлежат, то зачем же тогда нас собрали? Значит, все уже утверждено, а нами просто прикрылись. Как ширмой. Факт печальный”, — подумал я». И далее, перечислив все, о чем говорили выступавшие, владыка пришел к неутешительным выводам: «Выступления наших иерархов носили характер однотипности: кандидат хорош, постановления Архиерейского Собора 1961 года прекрасны и… следует снять клятвы Собора 1667 года со старообрядцев. Вот и всё. Никто из выступавших не коснулся существенных нужд нашей Русской Матушки-Церкви. Никто не заикнулся о притязаниях исполнительных органов на права настоятелей храмов, о вмешательстве местных властей во внутренние дела приходов и т.п. Не стал говорить об этом и я, чувствуя, что изменить ход событий невозможно. Надо избирать иные способы спасения, возможные в современной обстановке. Мой вывод: на совещании происходит переливание из пустого в порожнее и переживание старого. Заключение: в нашей действительности не может быть свободного решения насущных вопросов Церкви. Этому мешает сама идеология внешнеполитической и внутриполитической жизни…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/30/pl...

Второе отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1995-1996 гг.) В январе 1995 г. еп. Ишимский Евтихий (Курочкин) выдвинул в адрес Суздальского епископа Валентина (Русанцова) ряд обвинений, касавшихся его морального облика и стиля церковного управления. Еп. Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) , обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри " Архиерейского Совещания " , стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова), что, как и ранее, ими не было признано. Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия. К российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие. Для удостоверения в благонадежности им было предложено признать справедливым осуждение архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а также на протяжении определенного испытательного срока проживать в США под контролем со стороны руководства РПЦЗ. На исполнение вышеозначенных условий согласился только епископ Агафангел (Пашковский) , который в течение девяти месяцев проживал в Соединенных Штатах, после чего был утвержден в архиерейском звании и получил титул епископ Симферопольский и Крымский. В юрисдикции РПЦЗ Находившийся под церковным прещением архиепископ Лазарь (Журбенко) в 1996 г. принес покаяние и Архиерейским Синодом РПЦЗ был восстановлен в иерархических правах и назначен правящим архиереем Одесско-Тамбовской епархии РПЦЗ. В том же году решением Архиерейского Синода РПЦЗ было восстановлено " Архиерейское Совещание Российских Пресвященных " , главное предназначение которого виделось в координации деятельности российских епархий Русской Зарубежной Церкви. В состав Совещания, помимо его председателя архиепископа Одесского и Тамбовского Лазаря (Журбенко), вошли епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко) , епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин) , епископ Симферопольский и Крымский Агафангел (Пашковский) . Функция осуществления связи между " Архиерейским Совещанием Российских Преосвященных " и Архиерейским Синодом РПЦЗ была поручена епископу Торонтскому Михаилу (Донскову) , викарию Канадской епархии. Следует отметить, что самостоятельность возрожденного Архиерейского Совещания была значительным образом ограничена. Это проявилось, в первую очередь, в недопущении российских иерархов к участию в заседаниях Архиерейского Синода РПЦЗ при абсолютной подотчетности деятельности Совещания Синоду.

http://drevo-info.ru/articles/22963.html

Архив Пн Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 года 2 февраля 2010 г. 16:15 Архиерейское совещание , собравшись в Москве в дни празднования первой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благодарит Его Святейшество за осуществленные в этот год многие труды и благие начинания, включая инициативу проведения настоящего собрания. По обсуждении доклада Святейшего Патриарха, Архиерейское совещание приняло следующие постановления, касающиеся различных сторон церковной жизни. I. Церковное управление I.1. C благодарением Господу отметить успехи продолжающегося устроения жизни Русской Православной Церкви. I.2. Bыpaзumь поддержку решениям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода, приведшим к существенным изменениям в пастырской, административной и судебной деятельности Русской Православной Церкви. Отметить, что проведенные преобразования содействуют укреплению в церковной жизни соборного начала. I.3. Свидетельствовать об особой важности состоявшихся Патриарших посещений Украины, Белоруссии, Азербайджана и Казахстана, которые стали ярким подтверждением воли народа Божия к сохранению и укреплению церковного единства. I.4. Признать необходимой активизацию последовательных усилий епископата, клира и мирян, направленных на укрепление взаимного общения между различными частями Русской Православной Церкви и практическое осуществление всех мер, предусмотренных определением Архиерейского Собора 2008 года «О единстве Церкви». I.5. Считать важным дальнейшее сплочение общего цивилизационного пространства исторической Руси и взаимодействие в этом направлении с государственными структурами и общественными организациями всех стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, а также укрепление духовных, культурных и социальных связей с соотечественниками, проживающими в «дальнем зарубежье». I.6. Одобрить предложение Святейшего Патриарха о распространении богослужебных, катехизических текстов, Патриарших посланий и других важнейших документов Русской Православной Церкви на основных языках окормляемых ею народов.

http://patriarchia.ru/db/text/1061582.ht...

г. в пределах митрополии имеет наблюдение за осуществлением решений Поместных и Архиерейских Соборов, а также Священного Синода, и в случаях недолжного исполнения таковых решений имеет право сделать братское внушение или сообщить о ситуации Патриарху; д. имеет наблюдение за исполнением епархиальными архиереями митрополии решений архиерейского совета и, в случаях недолжного исполнения таковых решений, делает братское внушение при игнорировании которого может вынести вопрос на рассмотрение архиерейского совета, а затем сообщить о ситуации Патриарху; е. наблюдает за регулярным проведением совместных совещаний представителей епархиальных отделов и иных учреждений епархий митрополии; ж. на основании решений архиерейского совета издает распорядительные документы о назначении должностных лиц, имеющих полномочия в пределах нескольких или всех епархий митрополии; при необходимости распорядительные документы также издаются епархиальными архиереями в пределах своих епархий; з.  для ознакомления с церковной жизнью в митрополии не реже одного раза в год посещает епархии по согласованию с их епархиальными архиереями или по поручению Патриарха; может также посещать епархии по приглашению светских властей или представителей светского общества при согласовании таковых посещений с епархиальными архиереями; и. преподает братские советы архиереям митрополии относительно управления епархиям; при игнорировании таковых советов вправе направить соответствующее представление Патриарху; к. по указанию Патриарха или по собственной инициативе представляет Патриарху свое мнение относительно положения дел в епархиях митрополии; л. по запросу Высшего общецерковного суда проводит расследование дел, находящихся на рассмотрении в Общецерковном суде и касающихся деятельности канонических подразделений или должностных лиц Русской Православной Церкви на территории митрополии, и представляет свой отзыв на эти дела; м. принимает жалобы на решения или действия архиереев митрополии и рассматривает таковые жалобы без формального церковного судопроизводства самостоятельно или совместно с архиерейским советом, а в случае невозможности примирить стороны или иным образом решить вопрос к удовлетворению сторон — направляет дело на рассмотрение Патриарха с приложением своего мнения или мнения архиерейского совета;

http://patriarchia.ru/db/text/5284256.ht...

В отношении «иерархов», самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения последними архиерейской присяги Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Весьма важным решением Лесненского собора была реорганизация церковно-административного управления в России, территория которой разделялась на шесть епархий: Московскую, Санкт-Петербургскую и Северорусскую, Суздальскую, Ишимскую и Сибирскую, Одесскую и Южнорусскую, Черноморскую и Кубанскую. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упразднённого ВВЦУ РПСЦ, было создано Архиерейское совещание Российских преосвященных, в своей деятельности полностью подчинённое Архиерейскому Синоду РПЦЗ 783 . Несмотря на видимое разрешение имевшихся противоречий и казавшуюся свершившимся фактом налаженность в системе административного управления российскими приходами, уже в январе 1995 года «Архиерейское совещание Российских преосвященных» потряс неожиданный скандал. На этот раз причиной нестроений явилось противостояние между епископом Суздальским Валентином (Русанцовым) и «епископом Ишимским» Евтихием (Курочкиным). Последний выдвинул в адрес Суздальского епископа ряд обвинений, касавшихся его морального облика и стиля церковного управления. Более того, Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), обвинив Лазаря, Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри Архиерейского совещания, стало запрещение в священнослужении Лазаря Журбенко и Валентина Русанцова, что, как и ранее, ими не было признано. Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия. Кроме того, к российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие, в результате чего для признания их архиерейского достоинства оказалось недостаточным принесение присяги Архиерейскому Синоду РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В декабре в Нью-Йорке пройдет празднование 90-летия Русской Зарубежной Церкви 15 июля, 2010. Редакция " Правмира " Во вторник 13 июля Высокопреосвященнейший митрополит Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, принял архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана, Управляющего Патриаршими приходами в США, в своей синодальной резиденции в Нью-Йорке. Высокопреосвященнейшие Владыки обсудили итоги состоявшегося в этот день телефонного совещания Преосвященных членов Архиерейского Синода, в ходе которого обсуждались вопросы, связанные с празднованием в Нью-Йорке 90-летия Русской Зарубежной Церкви в декабре нынешнего года. Во вторник 13 июля Высокопреосвященнейший митрополит Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, принял архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана, Управляющего Патриаршими приходами в США, в своей синодальной резиденции в Нью-Йорке.  Высокопреосвященнейшие Владыки обсудили итоги состоявшегося в этот день телефонного совещания Преосвященных членов Архиерейского Синода, в ходе которого обсуждались вопросы, связанные с празднованием в Нью-Йорке 90-летия Русской Зарубежной Церкви в декабре нынешнего года. Во встрече также приняли участие Управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода протоиерей Серафим Ган, секретарь Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и протоиерей Евгений Гончаренко, секретарь Управляющего Патриаршими приходами в США. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-dekabre-v-nyu-jorke-...

Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 года Москва, 2 февраля 2010 г. Архиерейское совещание, собравшись в Москве в дни празднования первой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благодарит Его Святейшество за осуществленные в этот год многие труды и благие начинания, включая инициативу проведения настоящего собрания. По обсуждении доклада Святейшего Патриарха, Архиерейское совещание приняло следующие постановления, касающиеся различных сторон церковной жизни. I. Церковное управление I.1. С благодарением Господу отметить успехи продолжающегося устроения жизни Русской Православной Церкви. I.2. Выразить поддержку решениям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода, приведшим к существенным изменениям в пастырской, административной и судебной деятельности Русской Православной Церкви. Отметить, что проведенные преобразования содействуют укреплению в церковной жизни соборного начала. I.3. Свидетельствовать об особой важности состоявшихся Патриарших посещений Украины, Белоруссии, Азербайджана и Казахстана, которые стали ярким подтверждением воли народа Божия к сохранению и укреплению церковного единства. I.4. Признать необходимой активизацию последовательных усилий епископата, клира и мирян, направленных на укрепление взаимного общения между различными частями Русской Православной Церкви и практическое осуществление всех мер, предусмотренных определением Архиерейского Собора 2008 года «О единстве Церкви». I.5. Считать важным дальнейшее сплочение общего цивилизационного пространства исторической Руси и взаимодействие в этом направлении с государственными структурами и общественными организациями всех стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, а также укрепление духовных, культурных и социальных связей с соотечественниками, проживающими в «дальнем зарубежье». I.6. Одобрить предложение Святейшего Патриарха о распространении богослужебных, катехизических текстов, Патриарших посланий и других важнейших документов Русской Православной Церкви на основных языках окормляемых ею народов.

http://pravoslavie.ru/33869.html

Архив Пн 24 августа в Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода 25 августа 2023 г. 11:31 Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о некоторых ключевых решениях, принятых на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 24 августа 2023 года под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге. Глава синодального отдела рассказал, что во время заседания члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся 19 июля Архиерейском Совещании и его итогах. «Синод постановил выразить удовлетворение в связи проведением Архиерейского Совещания и благодарить Святейшего Патриарха Кирилла за руководство работой Архиерейского Совещания и представленный доклад», — сообщил В.Р. Легойда. По словам представителя Церкви, Синод утвердил Постановление Архиерейского Совещания, а также документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», выразив благодарность Синодальной библейско-богословской комиссии за его подготовку. Члены Священного Синода также заслушали сообщение Святейшего Патриарха об учреждении Патриаршей гуманитарной миссии на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. «По итогам обсуждения, с целью дальнейшей координации и системного развития оказания гуманитарной помощи мирным жителям, в том числе православному духовенству, на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также с целью координации оказания помощи раненным военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях на территории перечисленных регионов, Синод постановил учредить постоянно действующую Патриаршую гуманитарную миссию на упомянутых территориях», — сообщил В.Р. Легойда. По его словам, Синод постановил Патриаршей гуманитарной миссии осуществлять свою деятельность во взаимодействии с председателем Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, митрополитом Воскресенским Дионисием .

http://patriarchia.ru/db/text/6053220.ht...

Обращение митр. Анастасия к начальнику штаба командующего германскими войсками в Сербии штатсрату Турнеру о разрешении сбора одежды для жителей России Письмо митр. Анастасия архиеп. Серафиму (Ляде) о посылке церковной утвари и книг в Россию Ответное послание митр. Серафима Сообщение митр. Анастасия архиеп. Серафиму об отправке новой партии священных предметов Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ Г. Деятельность РПЦЗ на Балканах в 1942–1943 гг. 16 июня 1942 – 24 октября 1943 г. Телеграмма представителя Германского МИД в Сербии своему начальству о непризнании митр. Анастасием Хорватской Православной Церкви . Сообщение Германского посольства в Хорватии в свой МИД о переговорах с главой Хорватской Православной Церкви митр. Гермогеном 83. Рапорт командира I бригады начальнику охранной группы о необходимости прекращения в войсках молений о Сербском королевском доме и Патриархе Гаврииле Письмо архиеп. Анастасия начальнику Русской охранной группы Б. А, Штейфоиу о необходимости поминовения короля и Патриарха Резолюция Архиерейского совещания РПЦЗ 21–26 октября 1943 г. о необходимых мерах для борьбы с безбожием Д. Германская церковная политика на Балканах в конце Второй мировой войны. 4 мая – 4 сентября 1944 г. Запись о заседании Информационного бюро XIII Германского МИД Телеграмма В. Гаугга (из РКМ) в МИД, шефу полиции безопасности и командующему германскими войсками в Сербии с просьбой в случае необходимости оказать защиту членам Архиерейского Синода РПЦЗ Глава II. Церковная политика нацистской Германии и религиозное возрождение на оккупированных территориях СССР, 1941–1945 гг. 1. Формирование нацистской церковной политики на Востоке и ее колебания в ходе войны А. Приказы и распоряжения Главного управления имперской безопасности об отношении к Православной Церкви на территории СССР 2 июля – 31 октября 1941 г. Из указаний шефа полиции и СД Р. Гейдриха старшим полицай фюрерам о сфере их деятельности на оккупированной территории СССР 89. Оперативный приказ 10 Главного управления имперской безопасности: «Отношение к церковному вопросу в занятых областях Советского Союза» Оперативный приказ 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам Кочуев, присутствовавший здесь в числе иргизских депутатов, изложил свои соображения о том, как мысль эта может быть приведена в исполнение. Рахманов и его сторонники старались поддержать Кочуева; но люди более рассудительные и осторожные находили учреждение архиерейской кафедры предприятием слишком смелым, неудобоисполнимым, и для самих старообрядцев не вполне удобным. Главным противником мысли о старообрядческих епископах явился тогда купец Николай Царский: он считал более верным и удобным делом снова ходатайствовать пред правительством о восстановлении правил 1822 года, и его мнение поддержали некоторые другие из значительных прихожан Рогожского Кладбища. В заключение всех совещаний решено было воспользоваться планами той и другой стороны, – хлопотать о восстановлении прежнего порядка в приобретении священников, а в то же время, на всякий случай, приискивать и способы к устроению архиерейской кафедры; но к участию в том и другом деле признали нужным пригласить непременно петербургское общество, особенно главу этого общества – Сергея Громова, с каковою целию и снарядили в Петербург депутацию. Депутация, в которой участвовали самые горячие ревнители мысли о раскольнических епископах – Рахманов и Кочуев, подробно изложила Громову обсуждавшиеся на рогожских собраниях планы. Мы уже видели, что Громов не отказался принять участие в хлопотах о восстановлении правил 1822 года, но после объяснений с графом Бенкендорфом признал их бесполезными и нашел необходимым вовсе оставить. Что касается другого предприятия – учреждения раскольнической архиерейской кафедры, оно также не было отвергнуто Громовым, и, как надобно полагать, в объяснениях с Бенкендорфом, он осторожно завел речь и об этом предприятии. Бенкендорф не возражал против него, – он даже высказался в смысле совершенно благоприятном для учреждения особой раскольнической иерархии, находя, что старообрядцы избавились бы тогда от необходимости брать тайком священников от православной церкви, чего правительство никогда не потерпит, между тем как гораздо снисходительнее, может быть, отнесется к попам, поставляемым собственными раскольническими епископами 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010