Раздел II. Деятельность Русской Православной Церкви II.1. Богослужебные вопросы, вопросы канонизации и почитания святых II.1.1. Богослужебные вопросы II.1.1.1. День Крещения Руси О праздновании памяти святого равноапостольного князя Владимира (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г., определение «О единстве Церкви», абз. 11) В память о величайшем событии нашей общей истории – Крещении Руси – Архиерейский Собор постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси. О ежегодном праздновании Дня Крещения Руси (циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии 01/5225, 2011 г.) 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, братские народы России, Украины и Белоруссии отмечают памятную дату – День Крещения Руси. Радость празднования этого события с нами разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре, для кого опыт христианских подвижников древней Руси и подвиг новомучеников и исповедников веры XX столетия являются зримым воплощением образа Святой Руси – нашего единого духовного Отечества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в этот памятный день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании Литургии молебна по особому чину (...). II.1.1.2. День Победы О поминовении усопших в День Победы, 9 мая (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г., определение «Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в день Победы, 9 мая (26 апреля) " ) В преддверии 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, руководствуясь священным долгом молитвы о воинах, жизнь свою положивших на поле брани, равно как и о всех людях, погибших от рук интервентов, умученных в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжестей военного времени, Освященный Архиерейский Собор определяет:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления 24 июня 2010 г. В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни. Исполняя свою спасительную миссию, Церковь должна оказывать такое содействие всем, кто нуждается в нем. Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования. Основным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту. Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система катехизации перед Таинством Крещения и после него. Необходимо создавать целостную, комплексную систему непрерывной приходской катехизации с различием форм и уровней, с учётом духовного состояния людей, их возраста, национальной и социальной принадлежности. Катехизическая деятельность на приходе Основными направлениями катехизической деятельности на приходе являются: – оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения), – пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия, – совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания, – систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, регулярные паломничества и др.), – православное воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу), – приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни, – катехизация в процессе социального служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.). Ответственность за организацию и осуществление катехизической деятельности в приходе лежит на настоятеле. Для эффективного развития этой деятельности настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода (Определение Архиерейского собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни РПЦ» п.10, Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г., п.1.8). Такой сотрудник должен быть в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации. 1. Оглашение

http://azbyka.ru/katehizacija/ob-organiz...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двенадцатая. Переезд в Полтаву Очень печальным было первое впечатление новоназначенного в Полтаву Архипастыря. Кафедральный собор во время богослужений был пуст... Что же делает Владыка в этой ситуации? Что предпринимает? Быть может, он произносит по этому поводу проповеди ? Может, зовет богомольцев своим слабым, еле слышным голосом в храм Божий? Нет, хотя бы уже потому, что те, к кому бы хотел обратиться Архипастырь, не услышат его, говорящего в храме, так как в храме их нет... Нет, он не надеется на себя, на свои человеческие силы. Архипастырь обращается с усердной молитвой к Господу Богу: «Я просил Господа, просил Ангелов, хранителей паствы моей, возбудить в них ревность духовную, зародить в душах жажду покаянной молитвы. Только тот и молится, кто чувствует себя бесконечно виновным пред Богом. » И молитва Святителя была услышана. Храм наполнился молящимися и посещаемость с каждым днем возрастала. Молитвенная сосредоточенность Архиерея передалась духовенству. Народ сразу почувствовал это, люди стали усердно молиться. Огромное впечатление производили на верующих тихие проповеди Архиерея, сказанные в пророческом духе, но не от себя, а от лица Угодников Божиих, предвозвещавших о страшных событиях в России и в мире, которые наступят очень скоро. Эти слова действовали отрезвляюще. Люди понимали, что на архиерейской кафедре у них истинный светильник Божий, и благодарили Господа за Его великую милость. Богослужения в Успенском кафедральном соборе в Полтаве преобразились. Главное внимание Владыка Феофан обратил на архиерейский хор. Он подыскал особого регента, с детских лет певшего в хоре и понимающего, каким должно быть церковное пение. Это был священник о. Виктор Клемент. Он организовал архиерейский хор из пятидесяти человек: тридцати мальчиков и двадцати взрослых. Помощником регента был диакон о. Никита Милодан, с исключительным по благолепию высоким тенором. Их усилиями был подготовлен великолепный хор, исполнявший только те произведения, которые одобрил Владыка Феофан.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Указания при архиерейском служении Скачать epub pdf Принадлежности архиерейской службы При богослужении, которое совершается епископом, употребляются предметы, составляющие принадлежность только архиерейской службы: особые подсвечники – дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох). Дикирий и трикирий представляют собою два ручных фигурных светильника с ячейками для двух и для трех длинных свечей. Дикирий с горящими свечами знаменует собою свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах. Трикирий означает несозданный свет Пресвятой Троицы. Дикирий имеет в центре между двумя свечами знамение креста. На трикирии в древности не принято было поставлять крест, так как крестный подвиг совершен был только воплотившимся Сыном Божиим. Свечи, горящие в дикириях и трикириях, называются двухплетенные, трехплетенные, осеняльные, осеняльники. В предусмотренных Уставом случаях дикирий и трикирии носятся пред епископом, благословляющим ими народ. Право благословлять этими светильниками предоставляется иногда архимандритам некоторых монастырей. На литургии после облачения и входа в алтарь при пении «Приидите, поклонимся», архиерей осеняет народ дикирием, который держит в левой руке, и трикирием – в правой. После малого входа епископ совершает каждение, держа в левой руке дикирий. При пении Трисвятого он осеняет Евангелие на престоле дикирием, имея его в правой руке, а затем, держа в левой руке крест, а в правой – дикирий, благословляет ими народ. Эти действия показывают, что Троическое единство особенно открылось людям через пришествие во плоти Сына Божия, наконец, что все, совершаемое архиереем в церкви, происходит во имя Господне и по воле Его. Осенение людей светом, знаменующим Свет Христа и Святой Троицы, сообщает верующим особую благодать и свидетельствует им о Божественном свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения. В то же время дикирий и трикирий в руках архиерея означают полноту благодати Божией, которая изливается через него. У древних отцов епископ назывался просветитель, или просвещающий, и подражатель Отца Светов и Истинного Света – Иисуса, имеющий благодать апостолов, которые названы были светом мipa. Архиерей путеводит к свету, подражая Христу – свету мipa.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Афанасий (Сахаров), еп.б.Ковровский, вик. Владимирекой епархии Родился 2 июля 1887 года в с.Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии· В августе 1896 года поступил в Шуйское духовное училище· С августа 1899 года начал прислуживать в алтаре. В 1902 году поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1908 году. Почти все время прислуживал при архиерейском богослужении.· 6 мая 1907 года посвящен в стихарь.· В 1908 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1912 г. со степенью кандидата богословия. Кандидатское сочинение писал ректору академии Преосв.еп.Феодору на тему: «Настроение верующей души по Триоди Постной». С 6 окт.1912 г. – преподаватель Полтавской духовной семинарии по пастырским предметам· 12 окт.1912 г. пострижен в монашество ректором академии Преосв.еп.·Феодором. 14 окт.того же года посвящен во иеродиакона и 17 октября в сан иеромонаха.· 25 марта 1913 года награжден набедренником Преосв.Назарием, архп.Херсонским и Одесским. 28 августа 1913 года назначен смотрителем Клеванского Духовного училища Волынской епархии. С 3 сентября 1913 года – преподаватель Владимирской духовной семинарии по пастырским предметам. 29 июня 1917 года награжден наперсным крестом. В мае 1917 года был членом Владимирского Епархиального съезда от Владимирской епархии Александро-Невского Братства. На этом съезде был избран от монашествующих членов Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве и членов Владимирского Епархиального Совета. На монашеском съезде, бывшем в Троицкой Лавре, избран в качестве кандидата в члены Всероссийского Священного Собора. 20 января 1918 года вступил в состав собора на место сложившего свои полномочия архимандрита Варлаама, настоятеля Белогородского монастыря Пермской епархии. На соборе работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады: О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава IV. О лицах, совершающих Богослужение Как в Ветхом завете для служения пред алтарем и принесения на нем жертв Бог учредил Иерархию, состоящую, из 3-х степеней: первосвященника, 858 священников 859 и левитов, 860 так и в Новом завете Бог благословил отделить от общества верующих одну избранную часть людей, которую, по особенному назначению, преимущественно определяет на служение Себе. Эта избранная часть и составляет церковную Иерархию, о которой Апостол Павел, рассуждая о необходимости различных служений в церкви Христовой, спрашивает: еда вси Апостолы? Еда вси Пророцы? еда вси учители? 861 Этими словами Апостол указывал на необходимые в церкви, особенные Богопоставленные лица, которым была предоставлена свыше благодатная власть совершать Богослужение и таинства и пасти стадо Христово. Теперь это Божественное право преподается правильно избранным лицам из среды верующих в таинстве Священства, и не усвояется, как было в Ветхом завете, исключительно одному племени. Лица, призываемые к священническому служению, обязывались и обязываются основательно и ясно знать свое звание, чтобы достойно ходить по нему, верно узнать уготованное дело служения Богу, глубже и тверже напечатлеть в своем уме и сердце высоту своего назначения и тем поощрять себя к святому прохождению своего звания, позвавшему Святому. 862 О церковной Иерархии Лица, имеющие благодать, право и обязанность служить в церкви, составляют церковную Иерархию, которая получила начало свое от Иисуса Христа и непрерывно продолжается чрез Архиерейское рукоположение, 863 посредствуя между Богом и людьми и, по заповеди Спасителя, содействуя устроению спасения последних чрез отправление общественного Богослужения. Эта Богоучрежденная Иерархия разделяется на три Богоучрежденные степени священства. По мере того, как благодать священства, по изволению Божию, сообщается не в одинаковой мере, и таинство священства имеет три степени: 1-я и высшая Епископская, 2-я Пресвитерская и 3-я низшая Диаконская. О божественном происхождении Епископской власти и различных её наименованиях

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Закрыть itemscope itemtype="" > О «литургическом возрождении» и «индивидуальном религиозном возрастании» 19.02.2010 561 Время на чтение 23 минут I Мои размышления на эти темы возникли после прочтения статьи сербского богослова господина Миладина Митровича: «Понимание литургического обновления» (сайт «Богослов.ru» от 14.02.08). Поводом для его трактата послужила самовольная реформа богослужения в некоторых епархиях Сербской Церкви и решение по этому вопросу Архиерейского Собора СПЦ от 25 мая 2007 года, предписывающее «учитывать практику и опыт всех Поместных Православных Церквей, духовное состояние народа и готовность священства к изменениям и реформам, которые были проведены и происходят сегодня». В духе этого решения г. Митрович в конце своей статьи заявляет: «Надо всячески стремиться к возвращению к древней практике. Однако подобное возвращение в Церкви не может быть произвольным действием того или иного епископа или иерея, но может быть осуществлено только в согласии с всеобщим решением соборного разума». В этом резюме есть положительная и отрицательная стороны. Положительная - мягкая отповедь сербским - и нашим! - самовольным реформаторам. Отрицательная - идея возвращения к практике (подчеркиваю - практике!) Древней Церкви. Здесь два момента. Во-первых эта идея неосуществима. Кто из древних вернулся к нам, чтобы научить нас своей практике богослужения? А без них - кто может сказать, какова была эта практика? Во-вторых это возвращение к древней практике и не нужно. Современная практика сложилась под воздействием Святого Духа, непрерывно пребывающего в Церкви с древности до наших дней, и она так же свята и спасительна, как и древняя. Но посмотрим, как пришел автор к этому выводу. Он говорит о двух аспектах богослужения. Первый - внешний, касающийся обрядовых изменений, т.е. практический. Сюда, в частности, входят отмена тропаря 3-го часа в Евхаристическом каноне и открытые Царские Врата в течение всей Литургии с целью приблизить службу к молящимся и нейтрализовать наличие иконостаса, якобы мешающего общению священнослужителей с молящимся народом.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/20/...

Статистика Афанасий (Сахаров), свт. В миру Сергей Григорьевич Сахаров;родился в селе Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии.В августе 1896 г. поступил в Шуйское духовное училище. С августа 1899 г. начала прислуживать в алтаре. В 1902 году поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1908 году. Почти все время прислуживал при архиерейском богослужении. 6 мая 1907 г. посвящен в стихарь. В 1908 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1912 году со степенью кандидата богословия. Кандидатское сочинение писал ректору академии Преосв. еп. Феодору на тему: " Настроение верующей души по Триоди Постной " . С 6 октября 1912 г. - преподаватель Полтавской духовной семинарии по пастырским предметам. 12 октября 1912 г. пострижен в монашество ректором академии Преосв. еп. Феодором. 14 октября того же года посвящен во иеродиакона и 17 октября в сан иеромонаха. 25 марта 1913 г. награжден набедренником Преосв. Назарием, архп. Херсонским и Одесским. 28 августа 1913 г. назначен смотрителем Клеванского Духовного училища Волынской епархии. С 3 сентября 1913 г. - преподаватель Владимирской духовной семинарии по пастырским предметам. 29 июня 1917 г. награжден наперсным крестом. В мае 1917 г. был членом Владимирского Епархиального съезда от Владимирской епархии Александро-Невского Братства. На этом съезде был избран от монашествующих членов Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве и членов Владимирского Епархиального Совета. На монашеском съезде, бывшем в Троицкой Лавре, избран в качестве кандидата в члены Всероссийского Священного Собора. 20 января 1918 г. вступил в состав собора на место сложившего свои полномочия архимандрита Варлаама, настоятеля Белогородского монастыря Пермской епархии. На соборе работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады: 1. О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатны, так и рукописных служб русским святым.

http://lib.cerkov.ru/authors/136

26 ноября 1861 года в селе была возведена деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия. Священник Василий Селивановский осенью 1889 г. инициирует сбор средств на новый большой каменный храм. Каменная церковь в селе Красная Речка тогда ещё Вятской губернии была построена в 1894 году на средства прихожан. Правый её придел освятили 25/12 декабря 1895 года в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», левый — 25/12 декабря 1903 года, — во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Храм был богато расписан росписями в стиле Владимирского собора в Киеве. От былого величия осталось совсем немного. В 1908 году начались строительные работы в центральной части храма, но в связи с началом революции в центральном приделе храма в честь преподобных Зосимы и Савватия были завершены только строительные работы (без росписи). 8 августа 1937 года был арестован последний священник Николай Кириллович Бахтин , который скончался в лагере под Рыбинском 22 апреля 1943 года. Храм был закрыт перед самой войной — 19 мая 1940 года, впоследствии использовался под зернохранилище. Только через 60 лет, в августе 2000 года, в селе был вновь образован церковный приход и в храме начали совершаться богослужения. А параллельно шло восстановление… 18 июня 2013 года архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил придел храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». По субботам и воскресеньям и по большим праздникам здесь совершаются богослужения. Мы продолжаем восстанавливать храм. В этом году 25 декабря будет отмечаться 120 лет с момента освящения левого придела в честь равноап. Константина и Елены. В юбилейный год хотим освятить левый придел храма. С Божией помощью планируем освятить придел архиерейским чином осенью 2023 года. Фонд Архангела Михаила собирает денежные средства на церковную утварь для придела. Но приходу ещё необходимо завершить работы по установке водосточной системы (материал – 69 тыс. р.) и также минимально обустроить храмовую территорию: проложить дорогу до храма, тропки по территории. Нужны следующие материалы геотекстиль (примерно 750-800 кв. м, в сумме около 40 тыс. р.), щебёнка (5 КамАЗов – около 100 тыс. р.) или асфальтная крошка, 5 машин песка, плюс выполнение работ около 90 тыс. р. Всего в сумме требуется 300 тыс. р.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/10/se...

А.В. Попов Речь при богослужении в Сан-Франциско по случаю перенесения архиерейской кафедры в Нью-Йорк Без сомнения всем вам, братие, хорошо известно, как Господь наш Иисус Христос во время земной жизни ходил по городам Иудейским, поучал людей, исцелял больных, и как народ всюду следовал за Ним, искал Его, как жители городов почти всегда просили Его побыть у них, остаться еще несколько времени, но Христос отвечал на эти просьбы, что нужно и другим городам благовествовать ( Марк.1:37 ). Также и Св. Апостолы, пробыв в известной стране или городе несколько месяцев, иногда даже лет, шли с проповедью о Христе в другие места, хотя их и просили побыть еще здесь ( Деян.18:20 ), и вместо себя оставляли пресвитеров и учеников своих. Напоминаю вам о сем потому, что нужда Епархии нашей и благо паствы побуждает и нас покинуть сей град уже не для обычного посещения других мест и возвращения паки сюда, а чтобы и совсем переселиться отсюда с Консисториею нашей в другой град (Нью-Йорк), сюда же лишь приезжать на летние месяцы. Многие из вас вероятно желали бы, чтобы и на дальше здесь оставался Архиерей, ибо к такому порядку они уже привыкли, да и служба архиерейская благолепнее. Однако, уне (лучше), если я поеду отсюда в другое место. Здешний приход старейший в Штатах, 35 лет уже как Архиереи живут в Сан-Франциско, и когда переселялись они сюда из Аляски, то приход этот был тогда единственный в Штатах. Но вот Промышлением Божиим о Его Святой Церкви 10–15 лет тому назад стали образовываться приходы и в других местах, и так как волна эмиграции славянской и русской в страну сию и особенно в восточные штаты все возрастала, то росло там и наше церковное дело, умножалось число верующих, строились церкви, закладывались братства, открывались школы, а все это требует непосредственного руководства и попечения со стороны Архиерея, и следовательно ближайшего присутствия его там, ибо дело это пока еще новое; ваша же церковная община есть, я сказал, старейшая и уже утвердившаяся, так что вы можете быть оставлены на попечение пресвитера, которого и вы хорошо знаете, и он вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010